Научная статья на тему 'Организация на основе облачных технологий самостоятельной работы студентов педагогических специальностей по дисциплине «Методика преподавания математики»'

Организация на основе облачных технологий самостоятельной работы студентов педагогических специальностей по дисциплине «Методика преподавания математики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенцова И. М.

Обсуждается проблема формирования компетенций бакалавров педагогических специальностей по дисциплине «Методика преподавания математики». Рассматриваются возможности применения с этой целью инновационных образовательных технологий организации самостоятельной работы студентов. Показано, что для формирования компетенций могут быть с успехом использованы облачные технологии. Приведены примеры заданий для самостоятельной работы с применением данных технологий. Продемонстрирована направленность содердания заданий на формирование профессиональных компетенций будущих учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенцова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация на основе облачных технологий самостоятельной работы студентов педагогических специальностей по дисциплине «Методика преподавания математики»»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 51 (07): 004

И.М. Зенцова

ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ»

Обсуждается проблема формирования компетенций бакалавров педагогических специальностей по дисциплине «Методика преподавания математики». Рассматриваются возможности применения с этой целью инновационных образовательных технологий организации самостоятельной работы студентов. Показано, что для формирования компетенций могут быть с успехом использованы облачные технологии. Приведены примеры заданий для самостоятельной работы с применением данных технологий. Продемонстрирована направленность содердания заданий на формирование профессиональных компетенций будущих учителей математики.

Ключевые слова: педагогическое образование в вузе, самостоятельная работа студентов, формирование профессиональных компетенций, облачные технологии в обучении, методика преподавания математики, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Учебный курс «Методика преподавания математики» является дисциплиной вариативной части образовательной программы направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (ПБ) (профиль «Начальное образование») и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями) (профиль «Дошкольное и начальное образование»).

Содержание системы высшего образования регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). В результате анализа ФГОС ВО от 04.12.2015 (44.03.01 «Педагогическое образование») и 09.02.2016 (44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями)) [5] было установлено соответствие общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, формирование которых происходит при обучении студентов дисциплине «Методика преподавания математики», с одной стороны, и планируемых результатов обучения студентов - с другой (см. таблицу).

Для формирования данных компетенций при организации самостоятельной работы студентов можно с успехом использовать различные сервисы Интернета, в том числе облачные сервисы [14,15].

Различные стороны организации самостоятельной работы студентов отражены в исследованиях К.Е. Осетрина, Е.Г. Пьяных [4], Г.Р. Катасонова [1], И.А. Маркова [2] и др.

© Зенцова И.М., 2019

Компетенции и планируемые результаты обучения студентов по направлениям «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») и «Педагогическое образование» с двумя профилями («Дошкольное и Начальное образование»)

Коды компетенций Содержание компетенций Планируемые результаты обучения

ПК-1 Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Знать содержание ФГОС НОО, учебников математики для начальной школы. Уметь ориентироваться в предметном содержании. Владеть навыками анализа ФГОС НОО, учебников математики для начальной школы

ПК-2 Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать виды уроков математики в начальных классах, их структуру, требования к конспекту урока. Уметь выбирать наиболее эффективные методические приемы организации деятельности детей. Владеть различными подходами к построению уроков математики

ПК-6 Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса Знать способы взаимодействия учителя начальной школы с учениками и родителями. Уметь взаимодействовать с участниками образовательного процесса. Владеть навыками делового общения

К.Е. Осетрин, Е.Г. Пьяных определяют цели проведения самостоятельной работы, формы ее организации. Авторы предлагают обновление такой традиционной формы самостоятельной работы, как реферат, посредством использования современных информационных технологий. При оформлении реферата возможно использование разнообразных инструментов: карты знаний (или интеллектуальные карты) и wiki-страницы. Wiki-страницы используются при создании реферата как способ оформления, а карты знаний - при его защите [4, с. 211].

Г.Р. Катасонова определяет средства инновационных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов. К ним относятся: программная среда для разработки презентаций Prezi, диаграммы связей майнд-карты с использованием программной среды Mindmeister.сom, программы для создания проектов MS Project Online, Zilicus PM, Basecamp, Zoho Projects, Planbox, Podio [1].

И.А. Маркова определяет особенности организации самостоятельной работы студентов на основе технологии «работа в команде» [2].

Рассмотрим задания на основе облачных технологий по дисциплине «Методика преподавания математики», позволяющие формировать у бакалавров необходимые профессиональные компетенции во время самостоятельной работы.

При формировании компетенции ПК-1 студенты в парах анализируют ФГОС НОО и содержание учебников математики для начальной школы. Документы и презентации, доступные в Интернете, позволяют нескольким студентам одновременно редактировать один и тот же файл, причем всегда использовать его последнюю версиею. Для этого первому пользователю необходимо предоставить доступ для совместной работы другому студенту и преподавателю.

У преподавателя имеется возможность отслеживать этапы выполнения студентами каждого задания (рис. 1).

Рис. 1. Создание совместного доступа в сервисе Google.Диск (Документы) [8]

Использование сервиса Ооо§1е.Диск (Формы) [12] предоставляет преподавателю возможность организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе (рис. 2).

Рис. 2. Применение сервиса Goog1e.Диск (Формы) [12]

Для формирования компетенции ПК-2 могут быть предложены творческие задания, которые носят информационный, исторический, исследовательский характер. Работа должна

быть выполнена группами студентов (2-3 человека) в виде сайта на основе сервиса Google.Диск (Сайты) [10] (рис. 3).

ЕЗ Без

названия

ВСТАВКА СТРАНИЦЫ

Изучение нумерации многозначных чисел

Многозначное число 215|389054286 класс класс класс класс миллиардов миллионов тысяч единиц

Д Свмит на ооод1е Д'<

0 9

□ а

Рис. 3. Применение сервиса Google.Диск (Сайты) [10]

Для формирования компетенции ПК-6 следует учитывать следующие возможности, предоставляемые облачными технологиями.

1. Организация совместной научно-образовательной деятельности преподавателей и студентов (облако@таП.ги (рис. 4), Яндекс.Диск (рис. 5), Google.Диск) с целью обмена информацией по методике преподавания математики студентов друг с другом и с преподавателем.

Рис. 4. Создание совместного доступа в сервисе облако@,таЛ.ги [3]

Рис. 5. Создание совместного доступа в сервисе Яндекс.Диск [6]

Приведем пример задания по дисциплине «Методика преподавания математики»: совместно с однокурсником создайте рисунок в сервисе Ооо§1е.Диск (Рисунки), помогающий усвоить тему «Сложение многозначных чисел» (рис. 6).

Рис. 6. Сервис Goog1e.Диск (Рисунки) [9]

2. Работа с документами по методике преподавания математики возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете (рис. 7).

3. Выполнение студентами коллективных проектов по методике преподавания математики.

4. Осуществление планирования учебного процесса по методике преподавания математики с помощью сервиса Goog1eCa1endar [13]: создание расписания занятий, консультации, информирование студентов о домашнем задании, напоминание о сроках сдачи проектов (рис. 8).

Рис. 7. Мобильное приложение Яндекс.Диск

Рис. 8. Сервис Goog1eCa1endar [13]

5. Создание преподавателем блогов по методике преподавания математики на основе сервиса B1ogger [7] (рис. 9) для следующих целей:

• использование блога для консультаций студентов по проблемам организации уроков и внеклассных занятий по математике в начальной школе;

• публикация в блоге учебных дополнительных заданий студентам по методике преподавания математики, проверка заданий и их комментарий.

Рис. 9. Сервис Blogger [7]

6. Использование сервиса Google.Диск (Таблицы) [11] для самоанализа овладения компетенциями в рамках научно-исследовательской и педагогической деятельности (рис. 10).

Рис. 10. Создание таблицы в сервисе Google.Диск (Таблицы) [11]

Итак, в рамках настоящего научно-методического исследования установлено соответствие профессиональных компетенций, формирование которых происходит при обучении студен-

тов дисциплине «Методика преподавания математики», и планируемых результатов обучения. Разработаны задания с использованием облачных технологий, направленные на становление выделенных компетенций.

Список цитируемых источников

1. Катасонова Г.Р. Интегрированный подход к организации самостоятельной работы бакалавров при изучении цикла дисциплин «Информационные технологии» // Труды С.-Петерб. гос. ин-та культуры и искусств. - 2015. - № 205. - С. 181-187.

2. Маркова И.А. Использование инновационных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Сертификация систем качества товаров и услуг» // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 1(19). - С. 73-81.

3. Облако@таП.ги [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.mail.ru/ (дата обращения: 30.03.2019).

4. Осетрин К.Е., Пьяных Е.Г. Информационные технологии при организации самостоятельной работы студентов // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 13 (115). - С. 210-213.

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 30.03.2019).

6. Яндекс.Диск [Электронный ресурс]. - URL: https://disk.yandex.ru (дата обращения: 30.03.2019).

7. Blogger [Электронный ресурс]. - URL: https://www.blogger.com/ (дата обращения: 30.03.2019).

8. Google.Диск (Документы) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs. google.com/document/ (дата обращения: 30.03.2019).

9. Google.Диск (Рисунки) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs. google.com/drawings/ (дата обращения: 30.03.2019).

10. Google.Диск (Сайты) [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/ (дата обращения: 30.03.2019).

11. Google.Диск (Таблицы) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.google. com/presentation/ (дата обращения: 30.03.2019).

12. Google.Диск (Формы) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.google. com/forms/ (дата обращения: 30.03.2019).

13. GoogleCalendar [Электронный ресурс]. - URL: https://calendar.google.com /calendar/ (дата обращения: 30.03.2019).

14. Яковлева И. В. , Оспенникова Е.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 118-121.

15. Яковлева И. В. , Оспенникова Е.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении// Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.