ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
ORGANIZATION OF MONITORING OF FUTURE MATH TEACHERS' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY IN LEARNING PROFILE DISCIPLINES
Е.А. Семина
Е.А. Semina
Компетентностный подход, мониторинг, диагностика, учебно-познавательная деятельность, профессионально-профильные компетенции, показатели и уровни сформированности компетенций. В настоящей статье рассмотрен один из подходов к осуществлению мониторинга учебно-познава-тельной деятельности студентов - будущих учителей математики в процессе обучения профильным математическим дисциплинам. Разработаны функциональная и структурная модели мониторинга, предложены оценочные средства, позволяющие осуществлять непрерывный мониторинг профессионально-профильных компетенций будущих учителей математики в процессе их учебно-познавательной деятельности в вузе.
Среди многих аспектов качества высшего образования ключевым является проблема оценки (контроля) учебных достижений студентов. Как отмечает в своем докладе H.A. Селезнева [Селезнева, 2004, с. 13], развитие и смена концептуальных моделей образовательных систем как социальных институтов всегда связаны с изменениями в целях их функционирования и развития, а также в принципах организации и управления образовательными системами как способах достижения таких целей. В свою очередь, цели функционирования и развития образовательных систем связаны с социальными требованиями к уровню (качеству) подготовки и развития обучаемых. Таким образом, непрерывное повышение требований к современному человеку, особенно к его творческим и прогностическим способностям, постоянно актуализирует (каждый раз на новом уровне) проблему оценки качества
Competence approach, monitoring, diagnostics, educational-cognitive activity, professional competences, indicators and levels of formed competences.
In this article we consider one of the approaches to the implementation of the monitoring of the educational-cognitive activity of the students - future teachers of mathematics in the process of learning profile disciplines. We describe the functional and structural model of the monitoring and propose the estimating tools that allow implementing the continuous monitoring of professional competences of future teachers of mathematics in the process of their educational and cognitive activity in the university.
образования и развития человека. В настоящее время данная проблема встает особенно остро в связи с переходом высшей школы на новые образовательные стандарты. Существующие подходы оценки качества образования требуют обновления в связи с изменившимися требованиями к качеству подготовки студентов, заданными в компетентностном формате. Как известно, компетенции формируются и проявляются в деятельности и оцениваются по ее результатам. А это неизбежно ведет к необходимости создания новых инструментов измерения и способов оценивания результатов учебно-познавательной деятельности студентов (УПДС). В большинстве вузов на сегодняшний день реализуются следующие традиционные виды оценки результатов УПДС, в основном нацеленные на определение качества зна-ниевой подготовки обучаемых: 1) итоговые и поэтапные испытания в виде экзаменов и зачетов
по установленным дисциплинам учебного плана; 2) защиты итоговых и поэтапных комплексных квалификационно-образовательных работ (курсовых, выпускных квалификационных, конкурсных и т. п.). Однако с позиций компетент-ностного подхода объектом мониторинга должны стать не только предметные знания и умения, но и основные составляющие компетенций, формирование которых осуществляется в процессе УПДС. На этом пути существуют большие методические трудности, которые сопряжены с разработкой системы контроля, измерения и оценивания сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, заложенных в ФГОС ВПО.
В настоящее время мы работаем над проблемой создания научно обоснованной системы мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов - будущих учителей математики (УПДСМ), соответствующей компетентностно-му формату образования, сочетающей в себе как традиционные, так и инновационные формы контроля знаний, оценочные средства, моделирующие будущую профессиональную деятельность, диагностику общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Данная статья посвящена описанию основных результатов проектирования этой системы.
Под мониторингом УПДС будем понимать планомерное диагностическое отслеживание состояния сформированности основных компонентов УПДС, включающее в себя диагностику формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе учебно-познавательной деятельности посредством системы сбора, обработки, анализа и хранения информации о ходе данного процесса, обеспечивающего непрерывное отслеживание его состояния, корректировку и прогнозирование.
Если говорить об основных этапах проведения мониторинга УПДСМ, то наиболее оптимальным нам представляется сочетание подготовительного, практического и аналитического этапов, что отражено в функциональной модели мониторинга, представленной на рис. На подготовительном этапе осуществляются: определение целей и задач мониторинга, дидактических принципов его проведения; подготовка программы ра-
бот и плана проведения мониторинга; выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации; разработка или выбор адекватных средств мониторинга УПДСМ; на практическом этапе - реализация разработанной на подготовительном этапе модели мониторинга УПДСМ; на аналитическом - анализ, обработка данных мониторинга УПДСМ, интерпретация результатов анализа, принятие управленческих решений, разработка рекомендаций и мер коррекции.
Спроектируем модель мониторинга на процесс подготовки будущего учителя математики. Реализацию разработанной системы мониторинга УПДСМ будем осуществлять в процессе обучения профильной дисциплине «Геометрия» (вариативная часть профессионального цикла).
В структуре мониторинга УПДСМ мы выделяем три основных блока: 1) входной мониторинг (осуществляется в 1 семестре); 2) текущий мониторинг (2-7 семестры); 3) итоговый мониторинг (8 семестр).
По каждому блоку мониторинга нами разработан комплекс компетентностно-оценочных средств, позволяющих осуществлять непрерывный мониторинг УПДС.
Входной мониторинг УПДСМ
Основная цель входного мониторинга УПДСМ - диагностика стартовых возможностей студентов, в рамках которой осуществляется выявление сильных и слабых сторон в подготовке первокурсников, познавательных ресурсов каждого студента, необходимых для развития и формирования определенных компетенций. Выделим основные задачи входного мониторинга:
1) выявление мотивов поступления в педагогический вуз; диагностика профессионально-педагогической направленности личности (выявление ценностных ориентаций, интересов, намерений, отношение к профессионально значимым качествам личности, определение профессиональных склонностей, способностей личности студентов-первокурсников);
2) диагностика уровня школьной математической подготовки первокурсников;
3) диагностика сформированности универсальных учебных действий первокурсников (коммуникативных, познавательных, регулятивных).
III. Аналитический этап
II. Практический этап
Интерпретация результатов анализа;
принятие управленческих решений; разработка рекомендаций, мер
коррекции
Анализ и обработка
данных мониторинга
УПДСМ
Проведение мониторинга УПДСМ
Разработка или выбор адекватных средств
мониторинга УПДСМ
Выбор методов
мониторинга УПДСМ
Разработка программы проведения мониторинга УПДСМ
I. Подготовительный этап
Определение целей и задач мониторинга УПДСМ
Рис. Функциональная модель мониторинга УПДСМ в процессе обучения профильным математическим дисциплинам
Методы и средства диагностики, используе- Данные опытно-экспериментальной работы
мые во входном мониторинге УПДСМ, представле- по реализации входного мониторинга УПДСМ опу-ны в таблице. бл и кованы в статье [Семина, 2011, с. 14].
Таблица
Методы и средства диагностики стартовых возможностей студентов первого курса
№ п/п Предмет диагностики Методы диагностики
1 Мотивы поступления в педагогический вуз Анкетирование
2 Профессионально-педагогическая направленность личности Методика ДДО Е.А. Климова, опросники Б. Баса, К. Томаса, А. Реана
3 Предметная подготовка ЕГЭ, тестирование по школьному курсу геометрии
4 Универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные, регулятивные) Анкетирование, самооценка
На основании анализа полученных данных входного мониторинга УПДСМ определяются направления работы по повышению качества подготовки студентов; также составляется карта соответствия универсальных учебных действий первокурсников и компетенций будущего учителя, чтобы проводить дальнейший мониторинг результатов УПДС в контексте формирования у студентов профессионально-профильных компетенций в течение всего процесса обучения в вузе.
Текущий мониторинг УПДСМ
Дальнейший мониторинг УПДСМ осуществляется в рамках модульно-рейтинговой системы оценивания. На наш взгляд, накопительный рейтинговый балл и портфолио как форма контроля достижений студентов соответствуют компетентностно-му подходу.
Основными методами мониторинга УПДСМ на данном этапе служат как традиционные: контрольные срезы, тестирование, коллоквиум, экзамен, зачет, курсовая работа, так и инновационные: проектно-исследовательские задания, компетент-ностые задачи, учебно-педагогические проблемные ситуации. Целевое назначение последних состоит в оценке уровня сформированное™ компетенций. С позиций компетентностного подхода объектом мониторинга выступают не только учебные достижения студентов, предметные знания и умения, но и основные составляющие (элементы) компетенций, формирование которых осуществляется в процессе УПДСМ
Однако диагностика компетенций - достаточно сложный процесс: необходимы уточнение формулировок компетенций ФГОС ВПО в соответствии с профилем подготовки, разработка их структурно-содержательных моделей и диагностических карт сформированности. Нами была осуществлена работа по указанному направлению, в рамках которой разработан макет профессионально-профильных компетенций (ППК) бакалавра педагогического образования как результат его профессиональной подготовки в предметной области дисциплины «Геометрия».
Для мониторинга профессионально-профиль-ных компетенций нами осуществлена разработка программы самооценки уровня сформированности у студентов основных элементов ППК. Вслед за коллективом авторов под руководством
Л.В. Шкериной, диагностику сформированности компетенций мы осуществляем по следующим показателям: когнитивному (наличие знаний в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция, и знаний в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции), праксиологическому (овладение умениями, навыками и способами деятельности в сфере компетенции, а также минимально необходимым опытом деятельности студентов в сфере компетенции), аксиологическому (отношение к деятельности в сфере компетенции и ее результату); и выделяем три уровня сформированности компетенций: базовый, продуктивный и креативный [Шкерина и др., 2012, с. 93].
Таким образом, текущий мониторинг УПДСМ нами реализуется в двух основных направлениях:
1) текущий контроль качества вузовской подготовки студентов по профильной дисциплине (осуществляется в рамках модульно-рейтингового обучения);
2) оценка развития элементов профессио-нально-профильных компетенций в процессе УПДС.
Текущий мониторинг УПДСМ обеспечивает диагностичность, системность и сравнимость полученных в ходе его проведения данных, что позволяет отслеживать и фиксировать продвижения каждого студента в его профессиональном развитии.
Итоговый мониторинг УПДСМ
Проведение итогового мониторинга УПДСМ осуществляется в последнем (8) семестре и реализуется в следующих направлениях:
1) итоговая оценка уровня и качества подготовки студентов по профильной дисциплине;
2) диагностика уровня сформированности профессионально-профильных компетенций.
В рамках работы по первому направлению осуществляются подведение общих итогов по рейтинговой книжке студентов, анализ результатов государственных экзаменов и анализ итогов работы государственной аттестационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ. Итоговая диагностика сформированности профессионально-профильных. компетенций студентов нами осуществляется по программам, разработанным ранее для текущего мониторинга. Отметим, что диагностика уровня сформированности профессионально ориентированных математических знаний, умений,
навыков и способов деятельности осуществляется нами также на основе результатов анализа студентами на государственном экзамене специально разработанных проблемных ситуаций профессионального характера [Шашкина, Шкерина, 2012, с. 201]. Пример такой ситуации приведен в статье [Семина, 2012, с. 30]. Для перевода набранных студентами индивидуальных баллов по результатам решения данных ситуаций нами разработана шкала перевода баллов в оценки.
Все результаты мониторинга УПДСМ составляют основу портфолио достижений каждого студента. Таким образом, по мере освоения учебных курсов портфолио пополняется достижениями студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной деловой и академической карьеры. В настоящее время качественно составленный портфолио становится одним из важных инструментов для поступления в магистратуру и аспирантуру.
В заключение отметим, что предлагаемый нами подход к осуществлению мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов позволяет непрерывно, объективно и своевременно получать информацию об уровне подготовки студентов по профильным дисциплинам, качестве и прочности полученных знаний, умений и способов деятельности; позволяет проследить динамику развития профессионально-профильных компетенций на протяжении всего периода обучения в вузе. Тем самым осуществляется непрерывное отслеживание качества профессиональной подготовки студентов в компетентностном формате.
Библиографический список
1. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. Изд. 4-е, стереотип. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 95 с.
2. Семина Е.А. Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности // Вестник КГПУ. 2011. № 2. С. 4-14.
3. Семина Е.А. Оценка сформированности компетенций будущих учителей математики посредством проблемных ситуаций профессионального характера // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста: материалы международной молодежной конференции. Мурманск: МГГУ, 2012. Т.1. С. 30-32.
4. Шкерина Л.В., Шашкина М.Б. Измерение и оценивание уровня сформированности компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций: уч.-метод. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
5. Шашкина М.Б., Шкерина Л.В. Измерение компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 201-207.
6. Шкерина Л.В., Шашкина М.Б., Багачук A.B. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 93-99.