Научная статья на тему 'Организация местного управления (самоуправления) в республике Саха (Якутия) в XX вв. : к истории вопроса'

Организация местного управления (самоуправления) в республике Саха (Якутия) в XX вв. : к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация местного управления (самоуправления) в республике Саха (Якутия) в XX вв. : к истории вопроса»

Организация местного управления (самоуправления) в Республике Саха (Якутия) в XX веке: к истории вопроса

Б.Г. Хачатурян

Проводимая в течение XX столетия большевиками и современными реформаторами (Б.Н. Ельцин, В.В. Путин) реформа местного самоуправления на Востоке России по общероссийскому стандарту и европейскому подобию совершенно не учитывала национальные особенности населения и его расселение на этих территориях. Чего не скажешь о попытках такого учёта со стороны царского правительства, которое при организации местного самоуправления старалось не навязывать своё представление о местном самоуправлении аборигенным народам, а, используя национальные и территориальные особенности, строило единое российское государство. Наиболее характерные примеры такого учёта местных условий и исторических традиций коренного населения можно проследить на истории развития местного управления у народов Якутии.

Якуты расселились в бассейне р. Лены в 10-15 вв. и до прихода русских (1 половина

Б.Г. Хачатурян Е.Б. Шишкина

XVII в., в 1632 г. был основан г. Якутск) делились на племена, власть в которых осуществлялась тойонами (князцами) на соответствующей территории - улусе, наслеге. Современные государствоведы называют «улус» и «наслег» традиционными административными образованиями якутов1.

В первоначальный период освоения русскими этих земель в основу якутского самоуправления были положены предложения комиссии М. Черкашенникова, утвержденные Екатериной II еще в 1766 году и удерживавшиеся почти без изменения до конца XIX столетия2, пытавшиеся подтянуть «дикие народы» к цивилизованному управлению. Они состояли в том, что улусными делами заведовала управа, состоящая из присяжного писаря и шести выборных членов, обыкновенно называемых «головами» избираемыми на трехлетний срок. Управа имела свой круг вопросов (прежде всего, уплата особого налога - ясака). Особой обязаннос-

Е.Б. Шишкина

Хачатурян Борис Григорьевич - канд. ист. наук, доцент, советник юстиции 1 класса, директор Дальневосточного центра муниципального права (г. Хабаровск) Шишкина Елена Борисовна - преподаватель истории ПТУ №4 (г. Хабаровск)

тью улусных органов был надзор за ссыльными, реализация установленного наказания за деликты, а также вообще за общественным порядком3. «Дела, зависящие от общего распоряжения», исключительные или касающиеся основ быта решались соответствующими собраниями (сходами) - родовыми, наслежными.

В 1805 г. указом императора была образована Якутская область. В 1822 г. в России издаётся Устав «Об управлении инородцами», на основе которого на протяжении всего XIX века строились взаимоотношения между государством и туземными народами. Данный документ закрепил: права инородцев и обязанности, составляющие ядро их статуса; порядок создания и функционирования органов самоуправления; основные обязанности родовых управлений, инородных управ, степных дум и процесс судопроизводства; порядок сбора податей и повинностей инородцев. Уставом якуты были отнесены к кочевым народам4 с соответствующей формой самоуправления и особыми правами и обязанностями. У этих народов создавалась система управления трёх уровней - степная дума (входили представители местной знати), инородная управа (несколько улусов) и родовое управление (родовое звено на стойбище - улус или род)6.

О введении у якутов чего-то вроде «степных дум» представители этого народа упорно хлопотали еще с конца XVIII века, но практическая реализация соответствующих положений Устава в Якутской области столкнулась с некоторыми сложностями, имеющими характер местной специфики, заключающейся в том, что якутский общественный строй (кроме рода) формально имел еще две ступени управления - наслег и улус. Старшины (родовые князцы) ввиду своего исторически устоявшегося особого положения в структуре общества не могли примириться с вновь учреждаемой структурой управления, в результате которой многие из них могли потерять свою власть. В итоге претерпел изменение качественный состав родового управления, куда входили князцы, число которых не ограничивалось одним, как этого требовал Устав6.

В пяти подгородных улусах думы были введены только в 1825 году на короткий срок (12 лет). Дума состояла из «главного родоначальника» и 3 заседателей, избираемых из якутских же родоначальников. Опыт ока-

зался неудачным7. Существовавшая родоп-леменная собственность и, в связи с этим, отсутствие среднего класса собственников не позволили осуществить «цивилизованное» местное самоуправление. В 1891 году царским правительством было предложено якутам изменить свое управление по образцу русских волостей. Но из 18 тогдашних улусов все, за исключением только олекминс-ких якутов, единогласно отклонили это предложение, находя его для себя неудобным8.

Проникновение товарных капиталистических отношений в районы проживания аборигенных народов в конце XIX - начале XX вв. резко изменило картину социальной и общественной жизни этих народов, происходил процесс утечки их природного богатства, ведший к обнищанию народов, назревала смена самоуправленческих начал.

Наиболее коренные изменения самоуправленческих начал у народов, населяющих Якутскую область, произошли после революций 1917 г. Историки, занимающиеся изучением этого периода, отмечают, что царская власть буквально за несколько дней была легко упразднена9. Это было время, когда после февральской революции в Якутии, как и в других регионах страны, шли сложные процессы изменения государственности. Необходимо отметить и тот факт, что процесс слома старой государственной машины в 1917 году сопровождался нарождением и новых (порой неожиданных) форм проявления самодеятельности населения: от Советов рабочих и солдатских депутатов до Советов объединенного дворянства. Их дополняли многочисленные комитеты «общественной безопасности», «спасения революции», «военно-промышленные» и т.д. Такая практика быстро узаконивалась, хотя и не без противоречий10. В этой связи вызывает определенный интерес структура управленческого аппарата, сложившегося в Якутской области после февральской революции.

Так, 04.03.1917 г. на народном митинге в Якутске был избран Комитет общественной безопасности (ЯКОБ) из представителей различных политических партий, общественных организаций и политических ссыльных. Председателем комитета был избран Г.И. Петровский. Группа вооруженных политических ссыльных во главе с Ем. Ярославским явилась на заседание городской думы и предложила ей передать власть революционному народу в лице Якутского комитета

общественной безопасности. Дума согласилась с этими требованиями. 5 марта КОБ избрал управляющим Якутской областью Г.И. Петровского11.

В период с 26 марта по 15 апреля 1917 г. в г. Якутске был созван Первый Съезд якутских и русских крестьян, на котором было принято решение о введении земства и выработано «Временное положение о земском самоуправлении в Якутской области»12, в соответствии с которым система земских органов должна была состоять из улусного земского собрания и управы во главе с улусным головой. Но реальные шаги в этот период по формированию земских органов самоуправления не были осуществлены. Только 05.07.1917 г. Якутский комитет общественной безопасности принял постановление, по которому была образована Комиссия по организации выборов в земские учреждения13. Территория Якутии была поделена на 13 избирательных округов. Уже в начале октября этого года были завершены все подготовительные работы по организации выборов волостных (улусных) гласных14. Ввиду пространственной удалённости населённых пунктов и низкой плотности населения избирательная система в Якутии была основана не на прямых выборах, а на избрании гласных на волостных (улусных) земских собраниях выборщиками. Выборы гласных должны были проводиться по пропорциональной системе. В октябре-ноябре 1917 г. состоялись земские собрания, избравшие улусные земские управы и уездных гласных. Так, в Якутское уездное земское собрание было избрано 33 депутата. 18 декабря открылось первое чрезвычайное заседание Якутского уездного собрания, на котором была избрана уездная земская управа и областные гласные15. Аналогичные заседания прошли в Олекминске и Вилюйске. Формирование органов земского самоуправления завершилось в конце марта 1918 г.

Что касается туземных народов, населяющих восточные области России, то анализ архивных документов показывает: у представителей этих народов революционные события 1917 - 1918 гг. не внесли каких-либо изменений в их систему самоуправления. Но советская власть конституционно признала равноправие народов России, туземные народы были юридически уравнены в правах с другими гражданами, был ликвидирован особый статус инородцев. Прав-

да, в отношении малочисленных народов Севера, как покажет последующая практика, Советы исходили из патерналистских представлений о «неподготовленности этих народов к созданию собственных органов самоуправления» и брали их под опеку, учреждая особые отделы и комиссии, «по охране и управлению», «содействию развитию» и т.п.

Советизации туземных народов предшествовала теоретическая разработка основополагающих тенденций и взглядов по проблеме их административно-территориального самоуправления. Обсуждались, в основном, два совершенно противоположных и по смыслу и по содержанию варианта. Первый, американский: учредить специальные резервации для северян с установлением на них так называемой «особой власти аборигенов»16. Другой вариант предусматривал предоставление народам Севера приемлемой формы национально-территориального устройства с учётом специфики их исторического и традиционного развития. Остановились на втором: решено было с учётом исторических традиций и единой формы собственности образовать Советы.

Подготовительная работа в этом направлении шла, во-первых, по линии создания специальных государственных органов, занимающихся вопросами устройства народов Севера и Востока, во-вторых, по линии оказания экономической помощи малым народам, в-третьих, по линии политической разъяснительной работы. Советским правительством с целью создания специальных государственных органов, занимающихся вопросами устройства народов Севера и Востока, оказания экономической помощи малым народам, проведения политической разъяснительной работы, создается комиссариат по делам национальностей «Наркомнац». При Наркомнаце был создан «подотдел по управлению и охране первобытных племён», а в 1924 г. при ВЦИК РСФСР был создан Комитет содействия народностям Севера. Первым его председателем стал П.Г. Смидович, занимавший одновременно пост заместителя Председателя ВЦИК. Структура комитета была простой, но работоспособной: он состоял из бюро, управления делами, комиссий и местных комитетов. На первом расширенном пленуме Комитета Севера было принято решение об организации местных Комитетов, на которые возлагался государственный

надзор за национальным строительством на местах17.

Помощь государства туземным народам должна была продолжаться до тех пор, пока каждая из малых народностей Севера и Дальнего Востока «не дорастет до самостоятельности в виде самоуправляющейся хозяйственной и политической единицы»18.

Советизация местных органов власти на территории Якутии началась 15.12.1919 г. В этот день исполком Якутского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов ликвидировал областную и уездные земские управы, городскую Думу. 24.12.1919 г. вместо последней был организован комиссариат - орган городского управления. Специально созданный для организации новой власти, так называемый «Коллектив по организации советской власти» стал назначать и направлять своих уполномоченных лиц в уезды и улусы. Были созданы уездные комиссариаты, которые, в связи со сложной политической ситуацией, уже 16.03.1920 г. были реорганизованы в революционные комитеты.

С целью создания специальных государственных органов, занимающихся вопросами устройства народов Севера и Востока, оказания экономической помощи малым народам, проведения политической разъяснительной работы, советским правительством создается комиссариат по делам национальностей «Наркомнац». При нём организован «подотдел по управлению и охране первобытных племён». 27.04.1920 г. в составе РСФСР была образована Якутская АССР. В 1924 г. при ВЦИК РСФСР был создан Комитет содействия народностям Севера. Предусматривалось, что помощь государства туземным народам должна была продолжаться до тех пор, пока каждая из малых народностей Севера и Дальнего Востока «не дорастет до самостоятельности в виде самоуправляющейся хозяйственной и политической единицы»19.

В 1926 г. ВЦИКом и СНК РСФСР было выработано «Временное положение об управлении туземных народов и племён северных окраин РСФСР», принятое за основу адми-нистративно-судебного устройства территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. Согласно «Временному положению», органами местного управления являлись родовые собрания и родовой Совет или любое другое туземное объединение (ватага, наслег, улус),

охватывающее определенную территорию.

В 20 - 30 гг. в Якутии был проведен ряд административных преобразований. В результате к концу 1925 г. Якутская АССР имела в своём составе 7 округов: Алданский, Булунский, Верхоянский, Вилюйский, Колымский, Олёкминский, Якутский; 5 городов; 23 улуса; 2 района; 2 волости; 36 самостоятельных наслежных обществ; сотни наслегов и десятки родов20. Как видим, в административном устройстве Якутии сохранились еще дореволюционные административные единицы - волости и города, местные национальные - улусы, наслеги и рода - и вводились советские административные единицы - округ и район. Всё это усложняло осуществление властных полномочий со стороны государства и утяжеляло организацию местного самоуправления, требовало его дальнейшей систематизации и унификации.

В начале 1930 г. (в соответствии с постановлениями Президиума ВЦИК 21) вновь была пересмотрена административная система Якутской АССР. К концу 1931 г. она стала состоять из 33 районов, 336 наслежных, 46 сельских и посёлковых Советов. В местах кочевания малых коренных народов Якутии создавались собственные - родовые органы. Было создано 52 эвенкских кочевых Совета.

В декабре 1930 г. Президиумом ВЦИК было принято Постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера»21. Этим документом ВЦИК обязывал местные советские органы приступить к объединению и переселению разрозненных племён, наделяя их определенной территорией. В советское время считалось, что формирование «национальных районов, представляющих собой простейшую форму советской национальной автономии, создавало условия для экономического и культурного подъема народностей Дальнего Востока, для социалистической реконструкции их общественно-экономических отношений»22. Сегодня мы видим, что в результате патерналистической политики со стороны Советского государства оторванные от своих исконных территорий, привычного уклада жизни и управления коренные народы превратились со временем в государственных иждивенцев, что крайне отрицательно сказалось при переходе от советской системы к возрождению капиталистических порядков в стране.

В соответствии с Постановлением ВЦИК РСФСР от 10.09.1931 г. «О проведении перевыборов Советов, районных и окружных съездов Советов в национальных районах и округах Крайнего Севера»23 в течение 1931 - 1932 гг. во всех национальных округах и районах северных окраин РСФСР (в том числе и во вновь образованных) проводились отчёты и перевыборы сельских и туземных Советов, районные и окружные съезды Советов, формировались местные органы управления. Практически это был тот рубеж, на котором закончилась власть ревкомов, и началось повсеместное создание полноценных местных органов Советской власти на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока.

Система советской местной государственной власти просуществовала на территории Республики до 1993 г., когда она была повсеместно заменена на местное самоуправление в соответствии с союзным и российским законами.

Необходимо отметить, что Республика Саха-Якутия24 пыталась ввести собственное регулирование организации местного самоуправления, не дожидаясь выхода федерального закона. Так, 05.03.1991 г. парламент республики принимает Закон «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении»25 . Он вызвал много споров и неоднозначное отношение. Согласно этому закону в районах и городах упразднялись исполкомы, их функции передавались Президиумам, им же подчинялись и отделы исполкомов. При этом Президиум мог формироваться как из депутатов, так и не депутатов. В результате таких преобразований в г. Мирном, во-первых, был упразднен исполнительный комитет Мирнинского городского Совета как коллегиальный орган, его полномочия были переданы Президиуму Мирнинского городского Совета народных депутатов. Во-вторых, была утверждена должность исполнительного директора горсовета с функциями руководства хозяйственным и социально-культурным строительством, подчиненная Президиуму горсовета26.

04.04.1992 г. была принята Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)28 , в которой появился специальный раздел, посвященный местным органам государственной власти и местному самоуправлению в Республике. Статьей 84 Конституции закреплялось, что в Республике Саха (Якутии)

организация деятельности граждан для самостоятельного решения экономических, социально-культурных, экологических и других вопросов местного значения с учетом мнения населения, его национально-этнических и иных особенностей осуществляется через систему местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В ст. 85 определялось, что в улусах, городах, наслегах и поселках для осуществления государственной власти образуются местный представительный орган - улусное, городское, наслежное, сельское и поселковое собрание и соответствующий исполнительный орган - местная администрация. Общие принципы и механизм действия данных органов государственной власти были прописаны только в 1994 г. в Конституционном законе Республики Саха (Якутия) «О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)»27.

На основании данного закона в первой половине 1995 г. в соответствии со ст.ст. 36, 38 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах местных представительных органов государственной власти и глав местных администраций» были проведены выборы депутатов улусных (районных) и городских представительных органов. В том числе было сформировано и Мирнинское городское собрание, которое на своём первом заседании приняло решение о создании из числа депутатов коллегиального органа Собрания - Президиума. Председателем Президиума городского Собрания был избран глава администрации Мирнинского района. 20.05.1995 г. сессия городского собрания утвердила структуру городского собрания, которая выглядела следующим образом 28 (рис. 1).

Сессия утвердила смету расходов по обеспечению организационной деятельности Собрания и содержанию специалистов (1,5 единиц в штате администрации). Было решено, что депутаты будут работать на общественных началах.

Что касается сёл, поселков, наслегов, то их администрации были приравнены к структурным подразделениям администраций улусов (районов).

Оценивая данное нормотворчество, можно отметить, что подобная конституционная запись и наличие такого республиканского закона позволили региональным властям в течение нескольких лет «затягивать» введение местного самоуправления на территории

Рис. 1. Структура городского собрания29

республики и практически оставить у власти старые советские органы и кадры. Республика проигнорировала и требования Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В этот период в Якутии местное самоуправление, как этого требовал Федеральный закон РФ, так и не было введено. В целом можно говорить, что население Республики в эти годы было лишено права на местное самоуправление.

К середине 90-х годов начинает изменяться отношение к местному самоуправлению и в Республике Саха (Якутия). Вносятся соответствующие дополнения в Конституцию Республики, здесь появляются статьи 9430 и 9431, закрепившие в республике федеральные гарантии и основные принципы российского местного самоуправления. 27.11.1997 г. в республике принимается Закон «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутии)»32 , который в ст. 5 определил, что территориями местного самоуправления в республике являются территории административно-территориальных единиц: городов улусного значения, посёлков, наслегов, сёл, а также внутригородские территории республиканского значения. В развитие этого закона принимаются Законы Республики «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 15.12.1998 г., «О выборах глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» от 07.07.1999 г., «О выборах депутатов представительных органов местного са-

моуправления в Республике Саха (Якутия)» от 08.07.1999 г. Но всё еще оставался в силе республиканский конституционный Закон «О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)», поэтому результат муниципализации на территории республики был невелик. К 1999 г. в республике было создано 10 муниципальных образований, из них 2 поселковых (Маган и Жатай) и 8 сельских (Маймага, Угаян, Кы-статыам, Анаминский наслег, Нерюктяинс-кий наслег, Белькачи, Бедиминский наслег, Тюнгюлю)33.

Сложившееся положение явилось основанием для внесения в Верховный суд Республики Саха (Якутия) заявления от гражданки Л. Еникиевой о назначении муниципальных выборов в городе республиканского значения Якутске. Аналогичное заявление поступило в Верховный суд Республики Саха (Якутия) от прокурора республики и ряда других истцов. Заявители обосновывали свои позиции неправомерностью территориальной организации органов государственной власти и органов местного самоуправления республиканским законодателем. По их мнению, было ограничено право жителей городов республиканского значения осуществлять местное самоуправление. В результате судебных разбирательств 29.04.2002 г. в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) были внесены изменения и дополнения. Конституция Республики Саха (Якутия) закрепила в ч. 1 ст. 99 то, что местное самоуправление в республике осуществляется в улусах (районах), городе республиканс-

кого значения Якутске, городах, наслегах, посёлках и других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Аналогичные изменения были внесены и в Закон «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)34.

В республике принимается решение о проведении 29.09.2002 г. референдумов в наслегах (районах), где население республики должно было решить судьбу якутского местного самоуправления. Так, на референдум Мирнин-ского района было вынесено два вопроса:

1) согласны ли Вы с образованием в границах административно-территориальной единицы Мирнинского района Республики Саха (Якутия) муниципального образования «Мирнинский район Республики Саха (Якутия)»?

2) согласны ли Вы принять Устав муниципального образования «Мирнинский район Республики Саха (Якутия)»35?

Референдум дал положительный результат, и было создано муниципальное образование на уровне района.

Устав Мирнинского района предусматривал, что для реализации представительных, исполнительно-распорядительных, контрольных, нормотворческих и иных функций районного самоуправления образуются выборные и другие органы районного самоуправления. Выборным органом является Мирнин-ское районное Собрание, являющееся представительным органом, состоящим из 25 депутатов, избранных на 5 лет и работающих на неосвобожденной основе, возглавляемое председателем. Исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями наделяется администрация района и входящие в её состав администрации населённых пунктов Мирнинского района (территориальные администрации). Главой районного самоуправления - выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению районного самоуправления - является глава района.

Были созданы муниципальные образования и в других районах (улусах) Якутии. Так закончилась муниципализация Республики Саха (Якутия) по единому российскому образцу и подобию.

Литература и источники:

1. Считается, что термин «наслег» произошёл от русского слова «ночлег» и пред-

ставлял собой не что иное, как поместье родоначальника, где служилые люди останавливались во время сбора ясака. Улусная административно-территориальная организация была знакома многим государствам на территории Монголии, Средней Азии, Кавказа и даже Руси // Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М„ 1956. - С. 489.

2. Комиссия М. Черкашенникова, действовавшая в Якутской области, была ветвью Общероссийской комиссии гвардии майора Щербатова, которому в 1763 году было поручено сделать опись сибирских народов «для приведения ясачного сбора в ясные правила» (Цитируется по: Серошевский, ВЛ. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - СПб., 1896. Переиздание. - М., 1993. - С. 479).

3. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я)). Ф. 29. - Оп. 1.-Д. 35. - Л. 7, 12, 19.

4. Примечание: Кочевые инородцы, то есть занимающие определенные места, по временам года переменяемые» составляют «особенное сословие в равной степени с крестьянским, но отличное от оного в образе управления» (§24 Устава).

5. Петров, В.Т. Характер изменения управления в России накануне реформ 60 - 70-х годов XIX века / В.Т. Петров // В сб.: Государственное управление и самоуправление в России: Очерки истории. - М.: Российская академия государственной службы, 1995. -С. 91.

6. НА РС (Я). - Ф. 36. - Оп. 1. - Д. 62. -Л. 10 - 14.

7. Примечание: Якутская степная дума была закрыта по предписанию генерал-гу-бернатора Восточной Сибири. Формальным основанием для закрытия послужили следующие соображения: а) якуты никогда не были подчинены, подобно бурятам, одному главному родоначальнику, б) учреждение степной думы в многолюдном городе (Якутске ) само по себе незаконно, в) выбор главного родоначальника поднял вражду (?!) между родоначальниками, г) содержание думы стоило ежегодно 47рублей. (Серошевский, ВЛ. Якуты: Опыт этнографического исследования / ВЛ. Серашевский. - С. 483).

8. Там же. - С. 483.

9. О причинах такого положения см., к примеру, Шиндялов, НА. О некоторых особенностях тактики дальневосточных боль-

шевиков в борьбе за победу Советов (конец 1917 года - начало 1918 года) / НА. Шин-дялов //В сб.: Социалистическое строительство на Дальнем Востоке. - Благовещенск: БГПИ им. Калинина, 1974,- С. 43 - 79.

10. См.: Местное самоуправление: российский вариант: Научно-аналитический обзор. - М.: ИНИО, 1993.

11. См.: Ярославский, Е.М. Что было девять лет назад в Якутске / Е.М. Ярославский II Пролетарская революция. - 1926. -№3. - С. 233.

12. См.: Малькова, A.C. Василий Никифоров: (События. Судьбы. Воспоминания) / A.C. Малькова. - Якутск, 1994. - С. 261 - 263; НА PC (Я). -Ф.1.- Оп. 1. -Д.1. - Л. 2.

13. Яковлев, Э.М. ГЛ. Ксенофонтов и земство в Якутии (1917 - 1920 гг.) / ЭМ. Яковлев; в кн.: Г.В. Ксенофонтов возвращение к себе. - М., 1998. - С. 19.

14. НА PC (Я). -Ф.1.- Оп. 1. -Д. 78. - Л. 22.

15. НА PC (Я). - Ф. 25. - Оп. 2. -Д. 4.- Л. 1 -2.

16. Богораз-Тан, В.Г. О первобытных племенах (Наброски к проекту организации управления туземными племенами) / В.Г. Бо-гораз-Тан // Жизнь национальностей. -1922. - №1.

17. Примечание: Постановлением Президиума Я ЦИК от 17.11.1924 г. создан Якутский Комитет Севера, первым председателем которого стал ПА. Слепцов-Ойунский.

18-19. Советский Север. - 1934. - №2. -С. 11.

20. НА PC (Я).- Ф. 50.- Оп. 1.- Д. 240. -Л. 19- 26.

21. Об образовании национальных объе-

динений в районах расселения малых народностей Севера: Постановление Президиума ВЦ И К РСФСР от 10.12.1930 г. // СУ РСФСР.

- 1931. - М8. - Ст. 98; О национальных районах и внешних границах Якутской автономной Советской Социалистической Республики: Постановление Президиума ВЦИК РСФСР от 10.05.1931 г. // СУ РСФСР. -1931.- №27. - Ст. 252.

22. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. -1931.- №8. - С. 98.

23. См.: Яковлева, Е.В. Об особенностях установления советской власти у народов Приамурья. - С. 266.

24. СУ РСФСР. - 1931. - №56. - Ст. 413.

25. 27.09.1990 г. Якутская АССР была переименована в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую республику, а затем 27.12.1991 г.- в Республику Саха (Якутия).

26. Якутские ведомости. - 1991. - №5.

27. Мирнинский городской архив. -Ф. 10.

- Оп. 1. - Д. 468. - Л. 137, 144, 146 - 147.

28. Конституция (основной закон) Республики Саха (Якутия). - Якутск: Сахапо-лиграфиздат, 1992.

29. Якутские ведомости. - 1994. - 9 июля.

30. Мирнинский городской архив. - Ф. 55.

- Оп. 1.- Д. 1.- Л. 1 - 10.

31. За основу взята схема из протокола I сессии Мирнинского городского Собрания / / Там же. - Л. 10.

32. Якутские ведомости. - 1997. - №?42.

33. В сб.: Местное самоуправление: взгляд из Мирного. - Мирный, 2002. - С. 5.

34. Якутские ведомости. - 2002. - № 33.

35. Скажи референдуму ДА! (Сб. информационных и справочных материалов. -Мирный, 2002. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.