ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© Батршина Ю.Р.*
Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа
Статья посвящена рассмотрению местного самоуправления в Республике Башкортостан. Исследована степень развитости местного самоуправления на данном этапе развития общества. На основе исследования выявлены проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Республике Башкортостан.
Ключевые слова местное самоуправление, государственная власть, муниципальное образование.
При формировании модели публичной власти местное самоуправление должно связываться с улучшением благополучия людей, сохранением стабильности в обществе и дальнейшим развитием экономики и социальной сферы.
Республика Башкортостан довольно длительное время формирует систему местного самоуправления.
Еще в 1991 году принятый Закон БССР «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Башкортостан» [1] отразил переход к новым принципам организации местной власти, определил территориальные основы местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов (групп населенных пунктов), сельсоветов, поселков, районов, городов, районов в городах. Также признание местного самоуправления закрепилось в Конституции Республики Башкортостан, принятой в декабре 1993 года.
В настоящее время организация местного самоуправления отражается в Законе Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан».
Но помимо этого закона, организация местного самоуправления находится и в ряде других законов, регулирующих вопросы местных референдумов, схода граждан и статуса выборных должностных лиц.
Согласно закону «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» местное самоуправления в Республике Башкортостан - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Башкортостан, самостоятельное и под свою
* Студент кафедры Уголовного права и процесса. Научный руководитель: Аминов И.Р., доцент кафедры Государственного права, кандидат юридических наук.
ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2].
На данный момент в республике сочетается модель местного государственного управления и местного самоуправления.
«При определении модели организации местного самоуправления исходили из того, что в сельских районах и крупных городах выполняются в основном государственные функции и отделять их из системы государственной власти нельзя, так как это может привести к исчезновению государственной власти в масштабе республики и ее утрате. Поэтому на уровне районов и городов было сохранено местное государственное управление, что позволило в республике избежать нивелирования разницы между сельской и городской местной властью, свойственной федеральному уровню, что благоприятно отразилось на выполнении местной властью хозяйственных и иных функций»[3].
Однако, по мнению многих ученых, местное самоуправление не может существовать отдельно от системы государственной власти. История местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда принимала участие в осуществлении значительной части государственных функций.
Соответствию Конституции Российской Федерации было принято решение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П повествующее о модели, в которой субъекты Российской Федерации имеют право создавать представительные и исполнительные государственные органы на уровне городов и районов.
Особенностью является то, что каждый вид муниципальных образований имеет право решать присущие только ему вопросы местного значения, а также то, что различные муниципальные образования будут иметь различные источники дохода, рассчитываемые исходя из их потребностей. В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ урегулирован также целый ряд вопросов, не входивших в ранее действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности это касается главы, регулирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Но на практике остается место многочисленным проблемам, таким как, к примеру, финансово-экономического плана, в частности, слабое финансовое обеспечение вопросов местного значения, несбалансированность местных бюджетов. Также очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти и утверждение для нашей республики стандарта государственного финансового контроля. Нечеткий механизм наделения органов мест-
132 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
ного самоуправления отдельными государственными полномочиями, включая передачу соответствующих ресурсов. В силу несовершенства бюджетного и налогового законодательства органы местного самоуправления не могут должным образом осуществлять возложенные на них задачи.
На наш взгляд, применение стандартов разработанных в теории обеспечили бы контроль над руководителями министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан и решили бы важные проблемы в области контроля.
Для того чтобы урегулировать данные проблемы, они должны быть зафиксированы в законодательных инициативах в Государственной Думе и Федеральном Собрании Российской Федерации.
В то же время необходимо отметить актуальность решения вопросов, подлежащих законодательному урегулированию на республиканском уровне, по установлению социальных гарантий для выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Принятие такого законодательного акта, закрепляющего комплекс правовых и социальных гарантий осуществления выборным должностным лицом органа местного самоуправления своей деятельности, позволит привлечь в систему выборных органов местного самоуправления наиболее опытные и профессионально подготовленные кадры.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в процессе деятельности органов местного самоуправления проверяются соблюдение установленного правопорядка. Государство стремится к экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, пытается вывести их в соответствии с задачами государства и муниципальных образований. Важным способом здесь является обеспечение законности и целесообразности проводимой организационной деятельности.
Также, достигнутые результаты в формировании системы местного самоуправления в Республике Башкортостан стали возможными благодаря планомерному и последовательному процессу по пути реализации положений Конституции Республики Башкортостан, которая одна из первых в постсоветской России закрепила принципы народовластия, демократического правового и социального государства. Целостная система нормативных правовых актов, созданная в сфере местного самоуправления, имеет все основания для дальнейшего развития и совершенствования в целях укрепления института местного самоуправления.
Список литературы:
1. Башкирская ССР Закон от 18 июня 1991 года № ВС-6/33 О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/ 4520733/3903180.
2. Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з (ред. от 27.12.2013) «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 17.03.2005).
3. Еникеев З.И. Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций. - Уфа, 2006. - С. 14.
К ВОПРОСУ О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ
© Валишина М.Ф.*
Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа
Статья посвящена рассмотрению вопросов о несовершенстве муниципальных актов. Исследованы наиболее распространенные проблемы в этой сфере, возникающие в современном мире и предложены пути их решения.
Ключевые слова муниципально-правовой акт, местное самоуправление, устав, местный референдум, население.
Местное самоуправление представляет собой часть конституционного строя любого демократического государства. Являясь формой народовластия, непосредственно выражает волю народа как единственного источника власти в нашей стране. Местное самоуправление призвано выражать волю народа и действовать в его интересах, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [1].
Начиная с 2004 года в Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления» были внесены более 90 поправок и изменений. На сегодняшний день депутаты Государственного Собрания - Курултай РБ обсуждают поправки к закону от 18 марта 2005 года N 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Это говорит о том, что местное самоуправление есть явление очень динамичное, и отношения, лежащие в его основе, подвергаются постоянным изменениям. И, несомненно, регулирующие эти отношения законные и подзаконные акты должны максимально отвечать определенным требованиям, то есть также «идти в ногу» с развитием общества, инноваций и государства в целом.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ в ст. 7, 43 преду-
* Кафедра Уголовного права и процесса. Научный руководитель: Аминов И.Р., доцент кафедры Государственного права, кандидат юридических наук.