Научная статья на тему 'Организация медицинской помощи Всероссийским союзом городов в Самарской губернии во время первой мировой войны'

Организация медицинской помощи Всероссийским союзом городов в Самарской губернии во время первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
292
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ГОРОДОВ / САМАРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РАНЕНЫЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / WORLD WAR I / THE ALL RUSSIAN UNION OF TOWNS / SAMARA GOVERNORATE / WOUNDED / MEDICAL AID

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Стёпочкина Елена Владимировна

На материалах Самарской губернии рассматривается организация медицинской помощи Всероссийским союзом городов: деятельность по созданию лазаретов и сбору статистических сведений, разработке типовых проектов разных категорий госпиталей и закупке оборудования и медикаментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Стёпочкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация медицинской помощи Всероссийским союзом городов в Самарской губернии во время первой мировой войны»

Доклады и сообщения

Стёпочкина Елена Владимировна

Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВСЕРОССИЙСКИМ СОЮЗОМ ГОРОДОВ В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война оказала огромное влияние на социально-экономическое и политическое развитие России. На повестке дня оказались вопросы, не характерные для мирного времени. В тыловых губерниях пришлось столкнуться с огромным потоком больных и раненых воинов, что потребовало организации для них медицинской помощи. В ходе войны приобретался практический опыт в этой сфере, апробировались различные формы и методы работы, некоторые вопросы были поставлены впервые.

Интересные документы, характеризующие эту сторону жизни тыловой губернии, хранятся в фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Они могут быть разделены на несколько основных групп. К первой относятся устав и журналы заседаний Всероссийского союза городов, где отражены его цели и задачи, а также структура. Вторую составляют отчеты, доклады, протоколы различных комиссий и отделов о состоянии отдельных направлений деятельности по организации медицинской помощи в Самарской губернии. Следующая группа содержит сметы и штатные расписания госпиталей и больниц, из которых можно узнать о составе работников и их окладах, о проблемах нехватки медицинского персонала и оборудования. Отдельную группу составляет финансовая документация, где приводятся цены на медикаменты и перевязочные средства. Особый интерес представляют материалы статистического отдела Врачебно-санитарного бюро Всероссийского Союза городов, из которых можно узнать о количестве госпиталей, численности проходивших через них больных и раненых воинов, видах болезней и ранений и т. д. Весь этот документальный комплекс дает возможность представить, как строилась работа по организации медицинской помощи в период Первой мировой войны в Самарской губернии.

Одной из организаций, занимавшейся вопросами медицинской помощи больным и раненым воинам, был Всероссийский союз городов, созданный в августе 1914 г. Наиболее важные и принципиальные вопросы решал Главный комитет. В феврале 1915 г. в нем

Доклады и сообщения

состояло 73 чел., с заместителями - 83. От Самары в него входил городской голова С.Е. Пермяков1.

Вся текущая работа была сосредоточена в Исполнительном бюро при Главном комитете. Первоначально состав Бюро был очень мал: в августе - сентябре 1914 г. в нем значилось всего 8 чел. Однако вместе с усложнением работы Союза и возникновением новых отделов состав Бюро увеличился и к февралю 1915 г. достиг 74 чел.2

По мере выделения различных отраслей деятельности возникали отделы. В 1914 г. их было 17: секретарский, счетный, контрольный, санитарно-технический, эвакуационный со статистическим подотделом, хозяйственный, справочный, санитарных поездов, питательных пунктов, врачебно-санитарное бюро, формирования отрядов, по заготовке материалов и белья, по заготовке медикаментов и перевязочных средств, хирургии и бактериологии, пожертвований, редакции «Известий Всероссийского союза городов», осведомлений прессы. В марте 1915 г. были учреждены самостоятельные отделы: связи, юридический и экономический; при последнем в сентябре было образовано особое Статистическое бюро. В ноябре 1915 г. появился отдел помощи военнопленным. В то же время из счетного отдела выделился подотдел по составлению смет, из санитарно-технического - автомобильный и архитектурный подотделы, из эвакуационного - особый «Кавказский стол», из отдела редакции «Известий Всероссийского союза городов» -подотдел по составлению «Исторического обзора деятельности Союза». Отдел формирования отрядов в октябре 1915 г. был преобразован в отдел фронта. Хозяйственный и отдел складов в ноябре 1915 г. были объединены в продовольственный - с более широкими задачами (закупки и организация запасов продовольствия и хозяйственного оборудования как для фронтовых, так и для тыловых учреждений)3.

Организация всех отделов в целом была одинаковой. Каждый из них находился в ведении ответственного члена Главного комитета, работавшего безвозмездно. Сотрудниками являлись члены отделов и уполномоченные Союза, выполнявшие определенную функцию. Таких уполномоченных было 36 чел.4

Организационными единицами в тылу являлись местные комитеты, их было 253. Связующим звеном между Главным и городскими комитетами служили областные комитеты. Их основной задачей было объединение деятельности городов, входящих в состав области, по эвакуации, размещению и перевозке раненых, сбор точных сведений о размере и виде помощи, которую может организовать каждый город. Всего было 9 областных комитетов. Раньше всех остальных, 20 августа 1914 г., начал свою деятельность Самарский областной комитет, учрежденный по постановлению Самарской

1 Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина (далее - СОИКМ). КП-6540/4. Л. 95.

2 Там же. Л. 96.

3 Там же. Л. 96-97.

4 Там же. Л. 96.

Доклады и сообщения

городской думы. В его состав входили также уполномоченные 4 уездных городов -Бугуруслана, Бугульмы, Бузулука и Ставрополя5.

Все дела медицинской направленности передавались во Врачебно-санитарное бюро. В его обязанности входили: разработка и реализация общего плана врачебно-санитарной деятельности Всероссийского союза городов; организация отдельных мероприятий медицинского характера; подготовка, изучение и разработка материалов, составление отчетов и докладов для съездов, Главного комитета и Исполнительного бюро; координация деятельности областных бюро6.

Общее направление деятельности Врачебно-санитарного бюро определялось съездами представителей городов. Бюро было разделено на отделы: эвакуационно-статистический, санитарный и лечебно-госпитальный.

В ведение санитарного отдела входило:

- изучение статистического материала о распространении заразных болезней как среди городских жителей, так и среди эвакуированных военных и военнопленных;

- составление практических выводов и общих планов деятельности по оздоровлению условий жизни городов; эвакуации больных и раненых воинов, военнопленных и военнообязанных; определение наиболее целесообразных оздоровительных мер вообще и мер по прекращению и предупреждению развития заразных болезней в частности;

- предварительное рассмотрение поступающих в центральные органы Союза ходатайств относительно осуществления санитарных и противозаразных мероприятий, в число которых входили вопросы учреждения санитарных бюро при городских комитетах; организации санитарного надзора, санитарных попечительств, эпидемических и дезинфекционных отрядов; разработки смет и проектов на постройку «заразных госпиталей» и наблюдательных пунктов, различных сооружений санитарного характера, дезинфекционных и дезинсекционных камер, прачечных, бань, лабораторий, ассенизационных обозов, водных и водоочистительных сооружений и т. п., а также оценка соответствующих предложений различных фирм и физических лиц;

- выработка типовых проектов и примерных смет на сооружения санитарного характера;

- организация всех санитарно-просветительных мероприятий7.

В обязанности лечебно-госпитального отдела входило:

- изучение материалов, собираемых в Статистическом отделе, касаемо госпиталей, их назначения, особенностей организации, количества оборудования и коек, времени открытия, распределения по видам болезней;

5 СОИКМ. КП-6540/4. Л. 99.

6 Там же. КП-6540/3. Л. 23.

7 Там же. Л. 23-24.

Доклады и сообщения

- на основании этих данных - корректировка количества госпиталей и направлений их деятельности;

- выработка типов устройства лечебных заведений в части, касающейся конструкции, планов и удобства эксплуатации;

- формирование наиболее целесообразных типов больничного оборудования, а также сбор его образцов;

- снабжение госпиталей и прочих учреждений Союза медикаментами, предметами для ухода за больными, перевязочным материалом, хирургическими инструментами и др.;

- обеспечение госпиталей медицинским персоналом;

- рассмотрение отчетов по закупке оборудования и обеспечению госпиталей.

Отдел эвакуации участвовал в разработке и реализации совместно с военным

ведомством, Красным Крестом и Земским союзом плана эвакуации раненых и больных воинов. Кроме того, отдел осуществлял статистический учет госпиталей Союза, их деятельности (движения больных и раненых воинов, продовольствие, наличие свободных коек и т. д.), учет ранений и заболеваний воинов и военнопленных, прошедших через госпитали Союза, заразных заболеваний среди населения театра военных действий и районов внутренней эвакуации. Также отдел занимался копировкой и рассылкой регистрационных карточек на пациентов госпиталей, публикацией статистических материалов8.

Организация медицинской помощи началась с первых дней войны, но носила первоначально частный и несистемный характер. Множество различных организаций создавали свои госпитали, собирали средства на медикаменты и оборудование. К октябрю 1915 г. Всероссийским союзом городов был разработан проект организации помощи увечным воинам. Проект содержал несколько основных положений:

- попечение о возврате трудоспособности путем лечения полученных повреждений (эта часть вопроса была тесно связана с уровнем оказания медицинской помощи и являлась предметом ведения врачебных организаций);

- протезирование утерянных конечностей;

- переобучение, соответствующее сохранившейся доле трудоспособности;

- обучение слепых;

- поиск работы для прошедших переподготовку;

- призрение нетрудоспособных;

- призрение нетрудоспособных, требующих специального медицинского ухода9.

Для решения главной задачи по организации помощи увечным воинам создавались

и оборудовались госпитали. В 1915 г. Самарский областной комитет Всероссийского союза городов разработал штатные расписания для госпиталей различных групп.

8 СОИКМ. КП-6540/3. Л. 24 об.

9 Там же. КП-6540/5. Л. 2.

Доклады и сообщения

Госпиталю I разряда (свыше 300 коек) по штату полагались: смотритель, помощник смотрителя, экономка, помощник экономки, кастелянша, помощник кастелянши, надзирательницы (по количеству отдельных помещений), делопроизводитель, конторщики (1 на 150 коек), писцы (1 на 150 коек), кухарка, посудницы (1 на 75 коек), кухонный мужик, старшие хожалки (то есть сиделки - по количеству отдельных помещений), младшие хожалки, младшие служители, 2 дворника, швейцар (по количеству отдельных помещений), посыльный мальчик, 2 истопника, 2 истопника при ванной, 2 истопника в уборных.

Для госпиталя II разряда (200-300 коек) были необходимы: смотритель, помощник смотрителя, экономка, кастелянша, надзирательница, делопроизводитель, конторщик, 2 писца, 2 кухарки, 4 посудницы, кухонный мужик, 4 старшие хожалки, младшие хожалки, младшие служители, дворник, 2 швейцара, посыльный мальчик, 1 истопник, 1 истопник при ванной, 1 истопник в уборных.

В госпитале III разряда (100-200 коек) предусматривались: смотритель, экономка, кастелянша, 2 конторщика, писец, 2 кухарки, 3 посудницы, кухонный мужик, 3 старших хожалки, младшие хожалки, младшие служители, дворник, швейцар, посыльный, истопник и истопник при ванной.

В госпитале IV разряда (60-100 коек) должны были числиться: смотритель, экономка, кастелянша, конторщик, кухарка, посудница, кухонный мужик, старшая хожалка, младшие хожалки, младшие служители, швейцар, посыльный, истопник при ванной.

Для госпиталя V разряда (до 60 коек) были необходимы: экономка, кастелянша, кухарка, посудница, кухонный мужик, старшая хожалка, младшие хожалки, младшие служители, посыльный10.

Кроме обслуживающего персонала, существовал и врачебный штат, состав которого зависел от направления учреждения. Например, в Губернском травматологическом институте числились хирург, ортопед, невропатолог, заведующие отделами и ординаторы из расчета 1 на 50 кроватей. При этом больше всего коек приходилось на ортопедическое отделение, затем шло нервное и хирургическое (см. Таблица 1).

Создавались сметы на обеспечение оборудованием. Предусматривалось создание специальных лечебных и диагностических кабинетов. Больше всего оборудования планировалось закупать для нервного и ортопедического отделения (см. Таблица 2).

Также составлялись списки и сметы на закупку медикаментов и перевязочных материалов. В 1915 г. были трудности с заготовкой кристаллической карболовой кислоты, сырых крезолов, аспирина, дубильно-кислого альбумина, солянокислого кокаина, кодеина, кофеина, диуретина, бромистого калия, йодистого калия, протаргола, салола,

10 СОИКМ. КП-6540/27. Л. 118-119.

Доклады и сообщения

трионала, уротропина, ксероформа, лимонной кислоты, марли и ваты гигроскопической11.

Таблица 1

Примерное количество койко-мест в отделениях губернских и областных травматологических институтов12

Госпиталь Госпиталь Госпиталь

Отделения III разряда II разряда I разряда

(150 коек) (250 коек) (500 коек)

Хирургическое 30 40 50

Ортопедическое 60 100 250

Нервное 40 80 150

Разборочное 20 30 50

Таблица 2

Примерная смета на закупку оборудования для губернских и областных травматологических институтов (руб.)13

Госпиталь III разряда (150 коек) Госпиталь II разряда (250 коек) Госпиталь I разряда (500 коек)

Операционное оборудование 500 1 000 2 500

Оборудование для нервного отделения 2 598 5 272 3 505

Оборудование для терапевтического отделения 150 150 150

Оборудование для лаборатории 750 942 1 423

Оборудование для ортопедического отделения 2 013 3 613 6 180

Прочее специальное оборудование 500 1 000 1 500

Неспециальное оборудование 1 000 2 000 4 000

В 1916 г. классификация изменилась. Госпитали разделили на 4 разряда по количеству коек: 1 разряд - до 50 кроватей, 2 разряд - от 50 до 100 кроватей, 3 разряд -от 100 до 200 кроватей, 4 разряд - от 200 до 300 кроватей.

11 СОИКМ. КП-6540/9. Л. 122.

12 Таблица составлена по: Там же. КП-6540/28. Л. 120.

13 Таблица составлена по: Там же.

Доклады и сообщения

В Самаре существовало 10 госпиталей (№ 2, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 21), 1 больница для беженцев (№ 1) и 1 санаторий для туберкулезных больных I разряда, больница для беженцев (№ 2) II разряда, 3 госпиталя (№ 1, 3, 20) III разряда, 1 госпиталь (№ 19) IV разряда14.

Штаты были составлены таким образом, чтобы с увеличением количества коек возрастала численность служащих, оплата труда также увеличивалась по мере возрастания количества коек. Некоторые служащие, например кухарки, имели фиксированную оплату труда, так как при ее расчете исходили из норматива на количество коек. При однородной работе допускалась одинаковая зарплата. Комиссия Самарского областного комитета предлагала сотрудникам основные оклады плюс личные прибавки за выслугу: через полгода работы прибавка к жалованью должна была составить 5 %, через год - 10 %, через полтора года - 15 % от оклада.

Предполагались следующие оклады:

Таблица 3

Примерные оклады по типовым штатным расписаниям для госпиталей I- IV разрядов в Самарской губернии в 1916 г. (руб.) 15

Для госпиталя

I разряда II разряда III разряда IV разряда

Смотритель 40 50 60 70

Помощник смотрителя - - - 40

Экономка 40 35 40 45

Кастелянша - 35 40 45

Помощник кастелянши - - - 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конторщик 40 40 40 40

Кухарка 20 17,5 22,5 25

Посудница 15 15 10 10

Кухонный мужик 5 15 7,5 7,5

Посыльный (он же швейцар) 20 20 17,5 17,5

Санитар 15 15 15 15

14 СОИКМ. КП-6540/12. Л. 106.

15 Таблица составлена по: Там же. Л. 107-108.

Доклады и сообщения

Реально же зарплата высшего персонала составляла: у смотрителя 50-100 руб., у помощника смотрителя 30-60 руб., у экономки 30-50 руб., у кастелянши 30-50 руб., у помощника кастелянши 20-30 руб., у конторщика 20-50 руб.; низшего персонала: у кухарки 12-25 руб., у санитара - до 15 руб., у служителей 10-15 руб., у хожалок -12 руб.16

На основании закона от 10 декабря 1914 г. под госпитали выделялись общественные или арендованные здания с учетом квартирного довольствия. В случае необходимости эти помещения могли быть заняты без согласия владельцев при условии выдачи вознаграждения в размере квартирных окладов в присутствии представителя полицейской власти17.

Для лучшей координации помощи раненым была создана регистрационная карта, обязательная для всех госпиталей. Эти карты поступали в центральные учреждения, которые могли перенаправлять потоки раненых в соответствии со свободными местами. Карта составлялась только на больного или раненого, доставленного из другого города или областного распределительного центра. В карточке «Уведомление о приеме» фиксировались: наименование госпиталя и его местонахождение (губерния, уезд, город), дата поступления больного и откуда он поступил; название болезни или ранение; при этом указывалось каким оружием ранен, в какую часть тела, характер ранения, время и место ранения. Кроме того, записывались: семейное положение больного (холост, женат, вдов); уровень грамотности (начальное, среднее, высшее образование); национальность; вероисповедание; место рождения; место жительства и род занятий перед войной; войсковая часть и должность, в которой служил поступивший больной, с указанием, состоит ли он на действительной службе, запасной или ополченец.

«Отчетно-осведомительная карточка» составлялась при выписке больного. В ней частично дублировались данные карточки приема; при этом добавлялись сведения о чине, сословии пациента, более подробно описывалось ранение или болезнь, время выздоровления (не совпадающее со временем выписки из госпиталя), когда и куда эвакуирован.

Существовала и карточка еженедельных сведений, которая составлялась по каждому госпиталю. В ней фиксировалась численность больных на начало и конец отчетной недели; пациентов, поступивших непосредственно с театра военных действий; переведенных из других лечебных заведений; выписавшихся; свободных коек, а также количество проведенных в больнице дней18.

Согласно данным официальной статистики, через госпитали прошло 4 968 раненных огнестрельным оружием; из них: ружейной пулей - 3 386 чел., шрапнелью - 972,

16 Подсчитано автором по: СОИКМ. КП-6540/12. Л. 109-110.

17 Там же. КП-6540/11. Л. 112-114.

18 Там же. КП-6540/29. Л. 138, 139.

Доклады и сообщения

осколочным снарядом - 122, неизвестным оружием - 488, в том числе с повреждением костей - 1 797, без повреждения - 3 171. Средняя продолжительность лечения составляла 69 дней; для раненных с повреждением костей она была больше и составляла 81 день, для раненных без повреждения костей - 62,5 дня. Выписано из больницы: в строй - 1 348 чел., в команду выздоравливающих - 1 327, на нестроевые должности -157, в отпуск - 1 054, освобожденных от службы - 1 060; умерло - 19, нет данных -3 чел.19

В связи с большим потоком раненых существовала острая необходимость в хирургах. И если хирургическая помощь оказывалась более-менее профессионально, то послеоперационное лечение проводилось неквалифицированно, что приводило к тяжелым последствиям. В госпиталях оказывали помощь по очистке и заживлению ран, в то время как необходимо было еще лечение по восстановлению подвижности20. Для послеоперационного лечения в Самаре лишь в 1916 г. был открыт лазарет на 15 коек с крайне скудным оборудованием, из-за чего он носил скорее диагностический, чем лечебный характер.

В качестве основных недостатков в работе госпиталей отмечались:

- ограниченное число госпиталей и мест, из-за чего выписывались недолеченные пациенты;

- неправильная постановка хирургической помощи;

- отсутствие специальных видов помощи: нервно-хирургической, ортопедической и

т. п.

Недостаточное число лазаретов объясняли нехваткой помещений под них, а некачественную медицинскую помощь - неимением инструкций от признанных специалистов из центра по основным медицинским направлениям, а также отсутствием инспекций.

Для исправления недостатков предлагалось организовать курсы повышения квалификации у опытных специалистов с целью ознакомления медицинских работников с новейшими научными разработками. Вместо расширения сети лазаретов было предложено создать ряд постоянно действующих институтов, в первую очередь нейрохирургических больниц, ставящих целью восстановление трудоспособности больных и раненых воинов. Также предлагалось усилить роль врачей в деятельности Земского и Городского союзов и в центре, и на периферии путем их организованного участия в комитетах с правом решающего голоса по всем связанным с медициной вопросам. Также предлагалось создать в Самаре нейрохирургическую больницу на 100150 кроватей, не дожидаясь решения вопроса о травматологическом институте.

19 СОИКМ. КП-6540/10. Л. 117.

20 Там же. КП-6540/7. Л. 132.

Доклады и сообщения

События февраля 1917 г. существенным образом изменили отношение к делу помощи увечным и раненым воинам. Общественные организации стали важной опорной базой Временного правительства. Земский и Городской союзы не только освобождались от прежней казенной опеки, но и наделялись широкими полномочиями государственного характера. В мае 1917 г. появился проект организации Главного комитета помощи военноувечным и их семьям. При подготовке проекта разработчики основывались на демократических началах, «руководствуясь данными науки и опытом наших союзников»21. Работу Главного комитета предполагалось построить на базе местных общественных организаций, земств и городов. Для совершенствования их деятельности и создания цельной картины предлагалось начать сбор сведений о работе всех местных организаций путем анкетирования в срок не позднее 1 июня 1917 г. Анкета собиралась для учета деятельности военноувечных учреждений, организованных на средства Союза городов, Особой комиссии, местных комитетов и других источников, а также на пожертвования. При этом учитывалась не только Первая мировая, но и Русско-японская война 19041905 гг. В анкете предлагалось указать все типы учреждений и виды помощи, которую они оказывали22. К сожалению, в музее сохранились только бланки анкет, но нет данных о том, были ли они заполнены. А после Октября 1917 г. Всероссийский союз городов был ликвидирован новой властью.

Подводя итоги, можно отметить, что в начале войны шел поиск форм организации медицинской помощи. Был создан Всероссийский союз городов с разветвленной структурой, постоянно меняющейся в соответствии с возникающими задачами. Основными направлениями деятельности стали создание лазаретов, разработка типовых проектов, смет, штатных расписаний для разных категорий госпиталей, покупка оборудования, медикаментов, перевязочных средств. Особый интерес представлял сбор статистических сведений по различным госпиталям. На основании имеющихся данных, мы можем утверждать, что в 1916 г. в Самаре были представлены госпитали всех четырех разрядов, при этом наибольшее количество составляли госпитали I разряда с минимальным количеством коек, что вызывало нарекания в связи с нехваткой мест. Через лазареты проходил большой поток раненых, из них 27 % - возвращалось в строй, 27 % -считались выздоравливающими, негодными к службе признавалось 21 %. Интересно, что смертность, по официальным данным, составляла всего 0,4 %23, что, вероятнее всего, объясняется ранней выпиской недолеченных пациентов. Имеющиеся недостатки в деле оказания медицинской помощи тщательно фиксировались. В 1916 г. разрабатывались планы по их преодолению, но наступивший 1917 г. свел все эти усилия на нет.

21 СОИКМ. КП-6540/25. Л. 61.

22 Там же.

23 Подсчитано автором по: Там же. КП-6540/10. Л. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.