© А. О. Гусев, 2012 г.
УДК 616.831-005.1+616.1-005.8]:614.211/.215
А. О. Гусев
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СТАЦИОНАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ ИЛИ ОСТРЫЙ ИНФАРКТ МИОКАРДА
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Болезни системы кровообращения (БСК) продолжают оставаться важнейшей проблемой здравоохранения. Большое место в повышении эффективности медицинской помощи больным с такими заболеваниями занимает организация их этапного лечения, в том числе восстановительного лечения в стационарных условиях. Одним из актуальных вопросов организации восстановительного лечения (ВЛ) является повышение качества медицинской помощи в отделениях ВЛ и ее эффективности. Среди различных путей контроля качества медицинской помощи определенную роль играют социологические опросы пациентов, проводимые в стационарных отделениях перед их выпиской из больницы [3-5].
Целью данного исследования является разработка предложений по повышению качества медицинской помощи в отделениях ВЛ и ее эффективности у больных, перенесших инсульт или острый инфаркт миокарда (ОИМ).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В отделениях восстановительного лечения (ВЛ) неврологического и кардиологического профилей крупного многопрофильного стационара Санкт-Петербурга по специально разработанной анкете был проведен опрос 470 больных. Один из блоков вопросов анкеты направлен на оценку качества медицинской помощи в этих отделениях по мнению пациентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При оценке качества медицинской помощи пациентами стационарных отделений большое значение имеет восприятие ими деонтологических аспектов поведения медицинского персонала.
Абсолютное большинство респондентов (87,3 %) считают отношение врачей к пациентам внимательным и заботливым, правда, почти каждый 10-й (9,8 %) оценил отношение врачей к пациентам как формально вежливое,
а еще 2,9 % не смогли ответить на этот вопрос. В отделениях ВЛ разного профиля распределение респондентов по их мнению об отношении врачей к пациентам отличается крайне незначительно.
Немаловажную роль в оценке качества стационарной помощи и удовлетворенности пациентов организацией медицинской помощи играет их мнение об отношении медсестер к пациентам. В отделениях ВЛ роль медсестры в оказании стационарной помощи достаточно велика как в организации ухода за такими больными, нередко требующими посторонней помощи даже при выполнении личной гигиены, так и в проведении лечебных мероприятий. Так же, как и при оценке деонтологических аспектов поведения врачей, при оценке деонтологических аспектов поведения медсестер большинство больных (83,3 %) считают отношение медсестер в отделении внимательным и заботливым, а 11,8 % - формально вежливым. С учетом того, что на сестринском посту работают разные сестры, 2,0 % оценивают их отношение к больным по-разному, и еще 2,9 % не имеют ответа на этот вопрос.
Из общего числа респондентов 78,4 % назвали внимательным и заботливым отношением к пациентам как врачей, так и медсестер. Еще 4,9 % считают, что и у врачей, и у медсестер отношение к пациентам лишь формально вежливое, и 2,9 % не смогли оценить ни отношение врачей, ни отношение медсестер. Остальные 13,8 % дали различную оценку деонтологических аспектов поведения врачей и медсестер. Таким образом, несмотря на сравнительно высокую оценку отношения медицинского персонала к пациентам в отделениях ВЛ, практически каждый 5-й больной либо к врачам, либо к медсестрам, а некоторые и к врачам, и к медсестрам имеют определенные претензии.
Одной из сложных и до конца не решенных проблем в организации бытовых условий пребывания больных в стационаре является организация высококачественного питания больных. Из общего числа респондентов чуть более половины (51,2 %) оценили качество больничного питания по 5-балльной оценке на «4» и «5». В то же время другая половина (48,8 %) оценили питание только на «3» или даже на «2» (5,5 %).
Определенное значение для восприятия уровня бытовых условий имеет качество больничного белья. В среднем пациенты достаточно высоко оценили качество белья: средний балл составил 4,72±0,04. Таким образом, очевидно, что обеспечение пациентов отделений ВЛ бельем решена в стационаре вполне удовлетворительно.
Наконец, при оценке качества стационарной помощи, прежде всего, при оценке уровня бытовых условий определенную роль играет санитарно-гигиеническое состояние палат и мест общего пользования. Изученные респонденты сравнительно высоко оценили санитарно-гигиеническое состояние палат: средний балл составляет 4,63±0,08, а 72,2 % оценили санитарно-гигиеническое состояние на «отлично» и 23,7 % - на «хорошо».
Более интегрированным выражением степени удовлетворенности пациентов полученной в отделениях ВЛ
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XIX • №1 • 2012
медицинской помощью являются их ответы на прямой вопрос об удовлетворенности качеством медицинской помощи. В среднем качеством медицинской помощи в отделениях ВЛ полностью удовлетворенными оказались 83,3 % респондентов, еще 8,8 % были удовлетворены «не совсем» и 1,0 % - остались неудовлетворенными. Кроме того, 6,9 % не смогли ответить на этот вопрос. В отделениях разного профиля распределение респондентов по степени удовлетворенности качеством медицинской помощи несколько отличается, однако это отличие формируется, главным образом, за счет того, что в отделении ВЛ доля кардиологических больных оказалась заметно больше (17,1 %) по сравнению с отделением для неврологических больных (1,5 %), которые не смогли ответить на этот вопрос.
Конечно, не самую главную, но какую-то роль в степени удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи играет уровень оценок бытовых условий пребывания в отделениях ВЛ. Так, в группе респондентов, полностью удовлетворенных качеством медицинской помощи, средний балл оценки больничного питания составил 3,62±0,05, а среди неудовлетворенных качеством медицинской помощи 3,0±0,18.
Если различия в оценке бытовых условий пребывания в отделении сказываются на мнении респондентов о качестве медицинской помощи не очень выражено, то влияние деонтологических аспектов поведения медицинского персонала на мнение больных о качестве помощи выражено более заметно. Если в группе респондентов, оценивших отношение врачей к пациентам как внимательное и заботливое, абсолютно большинство (88,8 %) остались полностью удовлетворенными качеством медицинской помощи в отделениях ВЛ, то в группе респондентов, оценивших отношение врачей к пациентам как формально вежливое, только 40,0 % остались полностью удовлетворенными качеством помощи, а 30,0 % были удовлетворены «не совсем» и 10,0 % не удовлетворены. Кроме того, 20,0 % не смогли ответить на этот вопрос. Аналогичные закономерности проявляются и среди респондентов с разной оценкой деонтологических аспектов поведения медсестер.
Почти каждый 4-й респондент (24,9 %) в анкету вписал свои пожелания и предложения по улучшению качества организации работы отделений ВЛ. При этом 5,0 % респондентов в анкетах выразили благодарность и признательность медицинскому персоналу отделений ВЛ за их работу, 19,9 % оставили свои пожелания и предложения по улучшению этой работы. Из общего числа предложений чуть меньше половины (44,1 %) касаются медицинской части организации работы отделения: расширения ассортимента бесплатных лекарств (16,9 %), увеличения штата различных специалистов по физическим методам лечения (10,2 %), организации работы аптечного киоска (8,5 %), сокращения очереди на госпитализацию (8,5 %). Соответственно, чуть более половины (55,9 %) всех пожелание и предложений касаются бытовых условий пациентов в отделениях ВЛ. Прежде всего, наиболее настой-
чиво (23,7 %) звучит пожелание по улучшению питания больных. Это, очевидно, наиболее общая проблема повышения качества организации работы стационарных учреждений и повышения уровня удовлетворенности пациентов организацией медицинской помощи в стационарах. Другие предложения направлены на оптимизацию досуга пациентов (ТВ, радио в палатах) и чисто бытовых условий пребывания в стационаре.
Одним из наиболее важных вопросов организации восстановительного лечения является его эффективность. Косвенным свидетельством эффективности ВЛ является анализ результатов социально-бытовой реабилитации пациентов отделения ВЛ кардиологического и неврологического профиля.
При проведении анкетирования пациентов отделений ВЛ была также изучена степень восстановления следующих функций: общение с другими лицами, личная гигиена, пользование телевизором и телефоном, приготовление пищи, передвижение и подъем по лестнице, пользование общественным транспортом, посещение магазина, а также был поставлен вопрос о возможности возвращения к труду, профессиональной деятельности.
Наиболее восстановимой оказалась функция общения с другими лицами: в среднем 88,9 % отметили возможность свободного общения с другими лицами. В отделениях ВЛ разного профиля степень восстановления даже этой функции оказалась разной. Так, в кардиологическом отделении ВЛ абсолютное большинство респондентов (97,0 %) отметили свободное общение с другими лицами, и только 3,0 % при этом требовалась помощь других лиц. В отделении неврологического профиля только 84,9 % указали на свободное общение с другими лицами, а для 13,6 % оказалась необходимой помощь других лиц, и еще у 1,5 % данная функция вообще не восстановлена.
Достаточно большая доля пациентов отделений ВЛ восстановили такие необходимые в быту функции, как личная гигиена и пользование наиболее элементарными информационными приборами: телефоном и телевизором. Свободное выполнение личной гигиены в среднем отметили 84,0 % респондентов. В неврологическом отделении, как и по всем другим характеристикам, доля респондентов, которые свободно выполняют все правила личной гигиены, заметно меньше (77,6 %) по сравнению с кардиологическим отделением (97,0 %). Такая же закономерность отмечается и в отношении пользования телефоном и ТВ. В среднем доля респондентов, которые свободно справляются с выполнением функций пользователя телефоном и ТВ, даже несколько больше (87,9 %) по сравнению с выполнением правил личной гигиены. При этом различия обусловлены исключительно за счет пациентов неврологического отделения ВЛ, так как в кардиологическом отделении 97,0 % респондентов свободно выполняют правила личной гигиены и свободно пользуются телефоном и ТВ.
Весьма важными характеристиками социально-бытовой независимости после восстановительного лечения больных, перенесших болезни системы кровообращения
(БСК) (прежде всего, инсульт и ОИМ), является восстановление таких функций, как передвижение и подъем по лестнице, пользование общественным транспортом, посещение магазина. В среднем функция свободного передвижения и подъема по лестнице оказалась полностью восстановленной у 71,0 % респондентов. Среди больных, перенесших инсульт, доля респондентов, которые отметили восстановление функции передвижения, заметно меньше (66,2 %), чем среди больных, которые перенесли ОИМ (78,8 %). Соответственно, доля лиц, нуждавшихся в помощи других при передвижении, у пациентов неврологического отделения заметно больше (32,3 %), чем у пациентов кардиологического отделения (18,2 %). Доля респондентов, у которых восстановлена функция свободного пользования общественным транспортом, примерно такая же, как и функция передвижения и подъема по лестнице, правда, из общего числа респондентов 6,0 % не ответили на этот вопрос. Весьма заметные отличия удельного веса респондентов, которые могут пользоваться общественным транспортом с помощью других лиц в неврологическом отделении (20,6 %) и в кардиологическом отделении (6,5 %). В то же время доля пациентов, которые не восстановили функцию пользователя общественным транспортом, примерно одинаковая и в неврологическом отделении (14,3 %) и в кардиологическом отделении (12,9 %).
Важнейшей функцией социально-бытовой реабилитации и самообслуживания больных является функция приготовления пищи. В среднем свободное выполнение этой функции наблюдается у 63,9 %. Естественно, в отделениях разного профиля распределение респондентов по степени восстановления функции приготовления пищи заметно отличается. Если среди больных кардиологического отделения данную функцию свободно выполняют 71,0 % респондентов и еще 19,3 % с помощью других лиц, то у пациентов неврологического профиля только 60,6 % свободно выполняют функцию приготовления пищи, а 30,3 % могут эту функцию выполнять только с помощью других лиц. Каждый 10-й больной и в кардиологическом отделении (9,7 %), и в неврологическом отделении (9,1 %) данную функцию совершенно не восстановил, что требует внимания органов социальной защиты, учитывая заметную долю одиноких среди таких больных.
С учетом преклонного возраста основной части больных БСК естественно ожидать, что наиболее сложной проблемой при восстановлении различных функций яв-
ляется восстановление профессиональной деятельности, однако более половины таких больных, были уже инвалидами к моменту госпитализации в отделения ВЛ. Поэтому из общего числа респондентов отделений ВЛ только чуть более 22,0 % заявили, что они готовы к возвращению к труду и восстановили функцию по выполнению профессиональной деятельности.
ВЫВОДЫ
Очевидно, что стационарный этап восстановительного лечения больных с БСК должен, в первую очередь, способствовать социально-бытовой реабилитации больных, перенесших инсульт и ОИМ.
Результаты анкетирования пациентов отделений восстановительного лечения многопрофильного стационара свидетельствуют о достаточно высокой эффективности восстановительного лечения и необходимости расширения сети таких отделений.
Повышение качества организации медицинской помощи в отделениях ВЛ и уровня удовлетворенности пациентов такой помощью тесно связано не только с расширением медицинских возможностей в организации ВЛ, но и с улучшением бытовых условий пребывания больных в таких отделениях. Это особенно актуально в связи с достаточно длительными сроками пребывания больных в отделениях ВЛ стационара - от 3 до 5 недель и более.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхов, А. С. Пути реструктуризации стационарной помощи в период реформирования здравоохранения / А. С. Артюхов // Рос. мед. журн. - 1999. - С. 7-10.
2. Васин, В. А. Восстановительное лечение и реабилитация в условиях лечебно-профилактических учреждений (организационные вопросы) / В. А. Васин // Здравоохранение. - 2004. -№ 9. - С. 41-47.
3. Волкова, О. В. Результаты использования социологического опроса для оценки качества деятельности специализированного стационара / О. В. Волкова [и др.] // Актуальные проблемы здравоохранения: сб.науч. ст., посвящ. 100-летию со дня рождения засл. деятеля науки РСФСР, д-ра мед. наук, проф. С. Я. Фрейдлина / под ред. проф. Н. И. Фишнякова. - СПб.: Мед. пресса, 2003. -С. 103-106.
4. Вялков, А. И. Управление качеством медицинской помощи / А. И. Вялков [и др.] // Главврач. - 2007. - № 10. - С. 23-39.
5. Минаев, А. В. Оценка удовлетворенности качеством медицинской помощи паицентов муниципального многопрофильного стационара / А. В. Минаев, И. Б. Шикина // Проблемы город. здравоохр. Вып. 13: сб. науч. тр. / под ред. проф. Н. И. Вишнякова, ст. науч. сотр. С. Д. Бурлакова. - СПб., 2008. - С. 178-180.