Научная статья на тему 'Организация медицинского отбора в летных аэроклубах Осоавиахима в 1939 – июне 1941 годов на материалах Ярославской области)'

Организация медицинского отбора в летных аэроклубах Осоавиахима в 1939 – июне 1941 годов на материалах Ярославской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОАВИАХИМ / АЭРОКЛУБ / МЕДИЦИНСКАЯ КОМИССИЯ / КУРСАНТ / ВВС / FLYERS'' CLUB / OSOAVIAKHIM / MEDICAL BOARD / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENT / AIR FORCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарёв Николай Андреевич

В статье рассматриваются принципы и порядок медицинского отбора курсантов в аэроклубы Осоавиахима в предвоенный период, выступавших на данном хронологическом отрезке в роли основной базы комплектования летных школ ВВС Красной Армии. Целью исследования является оценка того, как качество работы медицинских комиссий в аэроклубах отражалось на состоянии советской военной авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The medical screening for flight airclubs of the OSOAVIAKhIM during 1939 – June 1941 (on the materials of Yaroslavl Region)

The article discusses the principles and procedures of selection of medical students in flying clubs of the OSOAVIAKhIM in the period preceding the World War II, served at this chronological interval as the main base of manning flight schools Red Air Force. The aim of the study is to assess the quality of the medical boards in aero clubs reflected on the state of Soviet military aviation.

Текст научной работы на тему «Организация медицинского отбора в летных аэроклубах Осоавиахима в 1939 – июне 1941 годов на материалах Ярославской области)»

6. ЦГАИПД СПб. - Ф. 4000. Оп. 20. Д. 77 Р. Оп. 12. Д. 18.

7. Центральный государственный архив Санкт- 8. ЦГА СПб. - Ф. 7279. Оп. 2. Д. 28.

Петербурга (Далее - ЦГА СПб.). - Ф. Р-1126. 9. ЦГА СПб. - Ф. 7279. Оп. 2. Д. 30.

УДК 93/94

Пономарев Николай Андреевич

Ивановский государственный университет sharukin87@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОТБОРА В ЛЕТНЫХ АЭРОКЛУБАХ ОСОАВИАХИМА В 1939 - ИЮНЕ 1941 ГОДОВ (на материалах Ярославской области)

В статье рассматриваются принципы и порядок медицинского отбора курсантов в аэроклубы Осоавиахима в предвоенный период, выступавших на данном хронологическом отрезке в роли основной базы комплектования летных школ ВВС Красной Армии. Целью исследования является оценка того, как качество работы медицинских комиссий в аэроклубах отражалось на состоянии советской военной авиации.

Ключевые слова: Осоавиахим, аэроклуб, медицинская комиссия, курсант, ВВС.

В предвоенный период, в связи с ростом угрозы вовлечения Советского Союза в крупномасштабные вооруженные конфликты на Востоке и Западе, прошло значительное увеличение численности летных школ ВВС. Если к 1937 г. на территории СССР насчитывалось 12 учебных заведений подобного типа, к 1 сентября 1940 г. - 28, к 1 мая 1941 г. - 88 [7, с. 44, 45]. Столь масштабный рост числа летных школ закономерно потребовал значительного увеличения базы их комплектования, в роли которой с 1938 г. по ноябрь 1940 г. выступали аэроклубы Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахима) [1, д. 165, л. 105; 4, с. 63, 64]. В соответствии с постановлением СНК № 2264-976сс от 5 ноября 1940 г. часть этого бремени была переложена на школы Гражданского Воздушного Флота и спецшколы ВВС (помимо того, летные школы начали комплектоваться призывниками, имеющими среднее образование), однако Осоавиахим продолжал оставаться основным поставщиком кандидатов на поступление для училищ ВВС [6, с. 342; 11, с. 61; 14, с. 233]. Таким образом, отдельные выводы касательно состояния выпускников аэроклубов могут быть экстраполированы и на курсантов летных школ, будущих военных летчиков. В том числе это касается состояния их физического здоровья - одного из важнейших показателей для военного авиатора. Соответственно, тема организации медицинского отбора в аэроклубы Осо-авиахима в предвоенный период обладает, несомненно, высокой степенью научной актуальности.

Система набора курсантов аэроклубов Осоави-ахима СССР в конце 1930-х - начале 1940-х гг. предусматривала прохождение абитуриентом двух приемных комиссий - мандатной и медицинской. Первая была призвана гарантировать соответствие кандидата на поступление образовательному и возрастному цензу, политическим и моральным кри-

териям, вторая - медицинским требованиям к будущему пилоту. При этом необходимо подчеркнуть, что медкомиссия представляла собой второй, завершающий этап отбора. Последнее было связано с тем, что, в соответствии со сложившейся практикой, при наборе абитуриентов руководство аэроклуба могло с санкции Управления военно-учебных заведений Красной Армии или же регионального отдела авиации оборонного общества нарушить, к примеру, образовательный ценз или пойти на зачисление кандидата, в социальном происхождении которого имелись сомнения, но никогда не получало разрешение на отход от медицинских критериев набора - слишком важен был данный показатель [10, д. 231, л. 29-31; там же, д. 233, л. 26а].

Столь строгое отношение высшего руководства к соблюдению требований к здоровью поступающих объяснялось просто. Во время полета на организм летчика воздействовало множество факторов: высота, скорость, резкая смена температурных режимов, переход от нормального барометрального давления к пониженному и др. Это обуславливало необходимость наличия у будущего летчика показателей здоровья, существенно превышающих среднестатистические [11, с. 13].

Для заключения о пригодности кандидата к летной работе требовались результаты осмотра абитуриента терапевтом, невропатологом, окулистом, ларингологом, хирургом, для женщин - гинекологом. В случае, если медкомиссия выносила решение о необходимости дополнительного обследования, поступающий направлялся на сдачу анализов крови и мочи, а также должен был пройти рентген легких и сердца. Интересно отметить, что невропатолог был обязан расспросить абитуриента о здоровье близких родственников (наличии нервно-и душевнобольных) [там же].

Особо следует оговорить то, что от будущего пилота требовалось обязательное соответствие оп-

ределенным физическим параметрам. Его рост не должен был быть ниже планки в 156 см, а длина ног - не короче 73 см. Также абитуриент не должен был иметь пороков сердечно-сосудистой и нервной систем и легочного аппарата. От поступающего требовалась хорошая подвижность глаза (острота зрения не ниже 0,8 для каждого глаза). Лиц, обязанных носить корригирующие (исправляющие) зрение очки, к летной работе не допускали, равно как и дальтоников. Также от будущего пилота требовался хороший глубинный глазомер. Кандидат должен был обладать хорошим слухом (от него требовалось уметь воспроизвести шепот на расстоянии не менее 4 метров), развитой мускулатурой и хорошим вестибулярным аппаратом [11, с. 13].

Формирование медицинской комиссии, призванной гарантировать соответствие новых курсантов перечисленным требованиям, проходило следующим образом. На основании полученной из Управления Авиации ЦС Осоавиахима СССР директивы начальники аэроклубов и региональных отделов авиации устанавливали связь с соответствующим райвоенкоматом и договаривались о закреплении состава медкомиссии, организованной гор/ райздравом на основании директивы Наркомздра-ва и ЦС Осоавиахима [2, д. 41, л. 7].

В состав медкомиссии входили следующие специалисты: терапевт, хирург, окулист, отоларинголог, невропатолог. Помимо того, при работе комиссии должна была быть обеспечена возможность консультироваться с прочими специалистами - психиатром, рентгенологом и т. д. [там же, л. 192].

Кроме того, с весны 1940 г. руководители аэроклубов были обязаны снабжать членов медкомиссии экземплярами приказа НКО № 183 от 1940 г. и приказа НКО № 193 от 1938 г. (с включенным в него расписанием болезней, несовместимых с летно-подъемной работой), руководствами для врачебно-летных комиссий, медицинскими карточками на кандидатов, инструкциями о порядке организации и прохождения медкомиссии и другими директивными материалами по медотбору. В случае замены военкоматом кого-либо из членов медкомиссии представителям аэроклубов предписывалось добиваться инструктажа лица, заменившего выбывшего, со стороны военно-окружной врачебно-летной комиссии [1, д. 139, л. 72; 2, д. 41, л. 7]. Работу медкомиссии требовалось проводить в строгом соответствии с приказом НКО № 183, жестко указывалось на недопустимость ме-досвидетельствований из расчета по количеству освидетельствованных лиц. Последнее было связано с тем, что при подобном порядке оплаты работы комиссии ее члены были материально заинтересованы в быстром проведении освидетельствования, что способствовало формализму и снижало точность оценок пригодности кандидатов [3, д. 38, л. 7].

Таким образом, теоретически в СССР к концу 1930-х - началу 1940-х гг. была создана эффективно работающая система по отбору пригодных с медицинской точки зрения абитуриентов в аэроклубы Осоавиахима. Однако на практике все обстояло несколько иначе.

В ходе проведенной на основании приказа НКО № 037 от 1940 г. с 20 марта по 1 мая того же года проверки переменного состава 165 аэроклубов (из 182 существовавших на тот момент. - Н.П.) было установлено, что медицинский отбор в ряде летных учебных заведений оборонного общества был организован неудовлетворительно. Комиссии комплектовались врачами местных амбулаторий, их работа не была обеспечена наличием надлежащих инструментов и нормативных документов. Как итог, в ходе набора курсантов отсеивались пригодные к обучению кандидаты и, напротив, принимались люди, явно негодные к летно-подъемной службе [10, д. 233, л. 29-31].

О нарушениях или халатности в работе приемных комиссий свидетельствуют документы, фиксирующие количество отчисленных курсантов летных школ ВВС, комплектовавшихся, как уже было указано выше, почти исключительно за счет выпускников аэроклубов. Так, в апреле 1940 г. из Бала-шовского училища, комплектовавшегося за счет выпускников ярославских аэроклубов (собственно Ярославского, Костромского и Рыбинского), было отчислено 152 курсанта, из них 48 - по медицинскому несоответствию [10, д. 233, л. 126].

Столь масштабные отчисления привели к тому, что проверки были организованы представителями училища уже в самих аэроклубах. Однако количество выявленных нарушений приема по медицинским критериям оказалось достаточно невелико. Так, в ходе проведенной в апреле же 1940 г. обследования Ярославского аэроклуба не было установлено ни одного подобного эпизода, в Рыбинском - лишь 3, в Костромском -лишь один [там же, д. 231, л. 127, 136, 137].

Однако затем в работе аэроклубов Ярославской области были обнаружены многочисленные нарушения при организации самого процесса медицинского отбора абитуриентов. В частности, в материалах обследования прикрепленных к Балашовской летной школе аэроклубов от 9 мая 1940 г. зафиксировали, что освидетельствование кандидатов медкомиссиями проводилось без учета приказа НКО № 193 от 1938 г., что повлекло за собой необходимость вторичной проверки поступивших [там же, л. 141]. Повторная проверка от 12 июля 1940 г. показала, что отбор учлетов по медицинским показателям в соответствии с расписанием болезней приказа НКО № 193 от 1938 г. большинством аэроклубов не производится [там же, д. 229, л. 225].

Перечисленные проблемы были связаны преимущественно с двумя факторами. Во-первых,

с постоянным ростом размеров нормативов контрольного задания (только в 1939 г. они увеличились на более чем 40%), а во-вторых - со значительным повышением критериев набора учлетов в 1940 г. В подобных условиях аэроклубы были обречены на постоянный недобор курсантов, и иной возможности восполнить недокомплект, кроме как путем частичного отхода от официальных требований к поступающим, у них не было [1, д. 139, л. 72, 73; там же, д. 165, л. 53; 2, д. 41, л. 7, 27, 29, 59, 192; 3, д. 31, л. 30; там же, д. 38, л. 4, 7; 6, с. 342; 10, д. 229, л. 165, 166, 170; там же, д. 230, л. 20, 21; там же, д. 233, л. 3].

В материалах проверок указывалось также, что медкомиссии для отбора кандидатов зачастую составляют из «случайных врачей», не имеющих опыта работы во врачебно-летных комиссиях. В документах также прописывалось, что комиссии составляются не по типу врачебно-летных комиссий, «а скорее представляют собой неполноценные медкомиссии, состоящие из 3-4 врачей». Помимо того, в материалах проверки было зафиксировано отсутствие в распоряжении ряда комиссий специального медицинского оборудования (манометра Воячека, кресел Барани, шкалы Меддокса и др.) [10, д. 229, л. 225, 226].

Данные проблемы являлись следствием хронической нехватки финансов в структурах Осоавиа-хима. Подобное положение прекрасно понятно на фоне общего состояния материальной базы аэроклубов. Стоит вспомнить лишь о том, что структура, ответственная за поставку элементов материальной базы в аэроклубы, - Авиаснабосоавиахим -находилась на тот момент в крайне тяжелом финансовом положении - ее счета на протяжении долгого времени были арестованы из-за долгов заво-дам-поставщикам [8, с. 13]. Показателен и другой факт - в 1938 г. Центральный Совет Осоавиахима выделил аэроклубам средства на строительство ангаров и бензохранилищ, однако в 1939 г. эти средства были отобраны у летных учебных заведений [13, с. 24]. Более того, средств не хватало даже на своевременное обновление самолетного парка. В материалах комиссии ВВС, осуществлявшей инспектирование аэроклубов Ярославской области в мае 1940 г., особо подчеркивалось, что самолетный парк аэроклубов по количеству выработки са-молето-моторных ресурсов отличается крайней изношенностью. По нормативам следовало бы прекратить использование техники после того, как она исчерпала 70-80% ресурса, однако на практике обучение производилось на самолетах с 400% его выработки [10, д. 231, л. 141].

Вполне естественно, что в подобных условиях аэроклубы зачастую не могли позволить себе выделить на организацию полноценной медкомиссии необходимые для того средства.

Также необходимо подчеркнуть, что значительные проблемы с организацией медотбора абитури-

ентов были характерны не только для региональных, но и для столичных аэроклубов. В частности, на конференции представителей московских аэроклубов в январе 1939 г. отмечались следующие факты.

В некоторых аэроклубах в начале 1939 г. курсанты не смогли приступить к занятиям по причине того, что медкомиссии так и не были организованы. В результате абитуриенты были вынуждены самостоятельно искать соответствующие амбулатории и просить врачей провести их освидетельствование. Впоследствии в отдельных случаях поступающие приносили в аэроклуб противоречащие друг другу справки о состоянии здоровья [9, с. 5].

Гарнизонные комиссии по причине загруженности отказывались производить медосмотр, в результате чего зачастую аэроклубы были вынуждены проводить осмотр и оценку абитуриентов силами врачей районных поликлиник [5, с. 5].

Таким образом, мы приходим к выводу, что в предвоенный период была разработана высококлассная методическая система организации медот-бора, однако ее использование на практике существенно ограничивало отсутствие соответствующего финансирования и нехватка кадров, обладающих соответствующей квалификацией. Помимо того, руководство аэроклубов зачастую вынуждено было идти на нарушения правил приема в результате необдуманного решения руководства НКО одновременно увеличить и нормативы контрольного задания по набору курсантов, и требования к поступающим (что порождало некомплект переменного летного состава). При этом необходимо подчеркнуть, что курсанты, не соответствующие официальным критериям пригодности к летно-подъемной работе, периодически отсеивались в результате проверок, проводимых в аэроклубах и училищах. Также следует учесть то обстоятельство, что выпускник аэроклуба мог поступить в летную школу, лишь пройдя через организованную ее руководством медкомиссию, что создавало дополнительные барьеры для зачисления в училище абитуриентов, непригодных для этого по состоянию здоровья. Все это гарантировало, что большинство лиц, поступивших в аэроклубы с нарушением правил медотбора, не будет зачислено впоследствии в летные школы, компенсируя тем самым недостатки системы приемных комиссий в летных учебных заведениях Осоавиа-хима.

Библиографический список

1. Государственный архив Ивановской области (далее - ГАИО). Ф. Р-2055. Оп. 2.

2. ГАИО. Ф. Р-2055. Оп. 3.

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-8355. Оп. 5.

4. Дважды Орденоносное оборонное. Книга о ДОСААФ СССР, о возникновении и развитии об-

щества, его военно-патриотической деятельности, вкладе в укрепление оборонного могущества страны. - М.: ДОСААФ, 1983. - 544 с.

5. Звезденков А. Мытарства с медицинским осмотром // Самолет. - 1939. -№ 1. - С. 5.

6. Из постановления СНК СССР «О комплектовании школ и училищ летчиков ВВС Красной Армии» // 1941 год: в 2 кн. - Кн. 1. - М.: Международный фонд «Демократия», 1998. - С. 342.

7. Кублова С.А. Задачи и повседневная работа Курского аэроклуба в 1936-1937 гг. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. -№ 5. - С. 39-45.

8. Новиков В. Кто срывает ремонт самолетов // Самолет. - 1939. - № 1. - С. 13.

9. Плоды самотека // Самолет. - 1939. - № 1. -С. 5.

10. Российский государственный военный архив. Ф. 29. Оп. 31.

11. Сампер Я. Ф. Здоровье учлета // Самолет. -1939. - № 10. - С. 13.

12. Толмачев Е.П. «Организовать... авиационные спецшколы... по типу артиллерийских» // Военно-исторический журнал. - 2006. - № 1. - С. 6163.

13. Чугунов П.С. Как хранить и обслуживать самолет // Самолет. - 1939. - № 7. - С. 24.

14. Шумихин В.С. Советская военная авиация. 1917-1941 гг. - М.: Наука, 1986. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.