ОР ГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА: подготовка кадрового ресурса
Елена Аркадьевна Ганаева,
профессор Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук
Наталья Александровна Таскина,
директор Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга
Татьяна Петровна Прошина,
методист ДТДиМ г. Оренбурга
образовательная услуга
кадровый ресурс • маркетинговая деятельность сегмент (потребительская группа) • удовлетворённость педагога
д
ля организации летнего отдыха необходимы, конечно, профессиональные кадры. Каковы особенности их подготовки для детского оздоровительно-образовательного лагеря (ДООЛ) «Ромашка» на базе Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга? Это прежде всего реализация маркетинговой деятельности. Её цель — изучить, сформировать и удовлетворить образовательный запрос педагога.
Методисты организуют «производство» методических услуг, которые будут пользоваться спросом у педагогов; информируют их об этих услугах; обеспечивают сервисное сопровождение реализуемых методических услуг. Они стремятся выявить не только индивидуальные методические потребности педагогов, но и их динамику.
Проведение маркетинговых исследований, разработка образовательных услуг, изучение потребностей педагогов, активизация спроса на методические услуги, их продвижение с последующим удовлетворением —
важная сторона маркетинговой деятельности методической службы. Для этого были использованы методы маркетинговой деятельности: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью), социально-экономический эксперимент, классификация, шкалирование, анализ и синтез, рейтинг и экспертные оценки, работа с архивными материалами, контент-анализ и др.
В результате проведённого методической службой ДТДиМ маркетингового исследования были выделены следующие сегменты (потребительские группы) педагогов-организаторов летнего отдыха:
• педагоги и студенты, не имеющие опыта работы в детском коллективе летнего лагеря (сегмент 1);
• педагоги и студенты, имеющие опыт работы в летнем лагере (сегмент 2).
Эти группы были опрошены для определения предпочтений по содержательному и технологическому наполнению образовательных услуг по организации летнего отдыха. Мнения респондентов
были учтены при формулировании цели, задач, тематических блоков программы.
Для сегмента 1 была разработана программа годичной подготовки, для сегмента 2 — семинар-практикум (инструктивно-методический сбор).
Цель программы — подготовка профессиональных кадров для городских и загородных детских лагерей отдыха. Её задачи:
• ознакомить слушателей с нормативно-правовыми документами, согласно которым организуется летний отдых детей;
• отработать функциональные обязанности отрядных и старших вожатых;
• сформировать у слушателей системное представление об организации здорового образа жизни в условиях оздоровительного лагеря;
• создать условия для формирования ценностных ориентаций и положительной мотивации познавательной деятельности слушателей отделения;
• развить навыки общения с детьми, педагогическим коллективом, родителями, персоналом лагеря;
• обучить основам организации жизнедеятельности временного детского коллектива в условиях лагеря отдыха;
• сформировать основы психолого-педагогического наблюдения для своевременной коррекции эмоционального фона и настроения детей;
• познакомить слушателей школы с передовым педагогическим опытом в сфере организации летнего отдыха;
• сформировать знания слушателей в области организации воспитательной деятельности;
• ознакомить с алгоритмом создания программ в сфере организации летнего отдыха детей;
• научить основам планирования деятельности детских коллективов;
• сформировать организационные умения слушателей школы;
• сформировать готовность к сотрудничеству с детьми;
• ознакомить с различными формами воспи-
тательной работы с детьми в загородном лагере;
• сформировать навыки планирования, организации и проведения массовых праздников и отрядных дел; в различных видах прикладной деятельности.
Образовательный процесс программы не академичен. Слушателям предлагается «прожить» лагерную смену, которая проходит по всем законам организации смены в лагере отдыха, начиная с заезда детей, распределения по отрядам и заканчивая праздником закрытия смены и последним днём в лагере отдыха.
Контроль и оценка результатов предполагают оформление папки-копилки, включающей основные нормативно-правовые документы, психологические диагностики, основные формы работы с детьми и др. По окончании обучения слушателям выдаётся документ установленного образца.
Программа годичной подготовки старших вожатых рассчитана на 130 часов, учебный курс предусматривает следующие формы обучения: лекции, семинары, практикумы, деловые игры, «круглые столы», групповые и индивидуальные консультации, тренинги.
Инструктивно-методический сбор организуется с участием педагогов, методистов, работающих в сфере дополнительного образования, начальников лагерей отдыха и воспитателей, имеющих опыт работы с временными детскими коллективами. В тематику занятий инструктивно-методического сбора включают следующие разделы:
• Положение об охране жизни и здоровья детей.
• Положение о детском оздоровительном учреждении. Его воспитательные функции.
• Функциональные обязанности работников детского загородного оздоровительного учреждения.
• Административно-хозяйственные требования.
• Санитарно-медицинский минимум.
• Нормы техники безопасности и пожарной безопасности.
• Особенности организации работы детских объединений на современном этапе.
• Действующие программы Федерации детских организаций и их использование на практике.
• Особенности работы с временным детским коллективом.
• Логика педагогического процесса в течение смены.
• Основы педагогики общения (анализ педаго гических ситуаций, пути предупреждения разрешения конфликтов).
• Использование игры как средства формирования положительного эмоционального фона развития ребёнка.
• Формы исследования временного детского коллектива.
• Формы анализа педагогической деятельности.
• Разработка конкретных форм воспитательной работы (интеллектуальные
и деловые игры, дискуссии, тематические и творческие дела).
Обязательным условием проведения сбора является анализ собственной деятельности участников. Цель сбора — самостоятельная разработка проектов педагогической деятельности и программ по их реализации.
Таблица 1
Учебный план школы подготовки вожатых
Старшие вожатые
№ п/п Содержание Всего В том числе
Лекция Практика Внеаудиторная работа
1. Нормативно-правовой блок 18 6 2 10
2. Психологический блок 20 4 6 10
3. Педагогический блок 28 12 6 10
4. Теория и методика дополнительного образования 54 8 26 20
5. диагностический блок 4 4
6. Итоговый сбор 6 3 3
ИТОГО: 130 33 47 50
Отрядные вожатые
№ п/п Содержание Всего В том числе
Лекция Практика Внеаудиторная работа
1. Нормативно-правовой блок 18 6 2 10
2. Психологический блок 22 6 6 10
3. Педагогический блок 22 8 4 10
4. Теория и методика дополнительного образования 48 6 22 20
5. диагностический блок 4 4
6. Итоговый сбор 6 3 3
ИТОГО: 120 29 41 50
По запросу педагогов ДООЛ «Ромашка» организуется их психологическое сопровождение:
1. Обучение педагогов основам возрастной психологии и психологии детского коллектива по программе, включающее лекции и практические занятия, построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни.
2. Изучение основ психологической саморегуляции, приёмов управления своим внутренним состоянием и состоянием детей (аутотренинг).
3. Обучение воспитателей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.
Таблица 2
Тематический план обучения
1 день 13.00-14.00 Обед
16.00-17.00 Заезд, размещение, разбивка по группам 14.00-15.00 Конфликтология
17.30-18.00 Открытие 15.00-16.30 «Мы — команда» — работа с кураторами групп. Подготовка к программе «13-е шоу»
18.00-19.00 Психотренинг
19.00-20.00 Ужин 16.30-18.30 Практикумы: • оформительская работа; •КТД; • формы работы в отрядах; • «А ну-ка, мы» (конкурсы! и развлечения)
20.00-21.00 Огоньки знакомств в группах (отрядах)
21.00-21.30 Работа в творческих лабораториях: • Психотренинг «Психологический портрет вожатого»; • Игропрактикум; • ЛЭП
18.30-19.00 Консультации
19.00-20.00 Ужин
22.30-23.30 Дискознакомство
20.00-21.30 Конкурсная программа «13-е шоу»
23.30 «Отбой», планёрка
21.30-22.30 Дискотека + Консультации + Встречи по интересам
2 день
8.00-9.00 Режимныый момент — подъём 22.30-23.30 Отрядное время
9.00-10.00 Завтрак 23.30 Отбой. Планерка
10.00-11.00 Возрастные психофизические особенности подросткового возраста и организация взаимодействия между подростками и взрослыми в условиях временного детского коллектива 3 день
8.00-9.00 Режимный момент — подъём
9.00-10.00 Завтрак
11.00-11.30 Летний лагерь — центр организованного досуга (представление программ смен) 10.00-11.00 Создание психологического климата в лагере
11.00-12.00 Правовые основы организации летнего отдыка. Функциональные обязанности отрядного вожатого и воспитателя (новое в законодательстве) 11.00-12.00 МИГ
12.00-13.00 Подготовка к закрытию сборов
13.00-14.00 Обед
12.00-13.00 Охрана жизни и здоровья ребёнка в лагере
14.00-15.00 Закрытие сборов
15.00 Отъезд
Мониторинг удовлетворённости, проводимый после обучения по организации летнего отдыха, позволяет оценить степень реализации цели
маркетинговой деятельности методической службы. Приведём его данные:
1. Насколько Вы удовлетворены образовательными услугами по организации летнего отдыха? 1.1. Вполне — 40%. 1.2. В достаточной мере — 48%.
1.3. Частично — 4%. 1.4. Не удовлетворён — 4%.
1.5. Затрудняюсь ответить — 4%.
2. Насколько Вас удовлетворяла система межличностных взаимоотношений в ходе обучения? Дайте только одну оценку в каждой строке таблицы.
Показатель Удовлетворённость
Высокая, полная Средняя, неполная Низкая, отсутствует Затрудняюсь оценить
2.1. Психологическая комфортность, психологический климат 64% 36%
2.2. Условия для неформального общения между учащимися 60% 40%
2.3. Партнёрский стиль отношений между преподавателями и учащимися 74% 26%
2.4. Кооперативная деятельность преподавателей и слушателей по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения 40% 60%
3. Как Вы оценили бы новизну содержания образовательных услуг? 3.1. Существенная — 60%. 3.2. Средняя — 32%.
3.3. Незначительная — 8%. 3.4. Для меня не было ничего нового — 0%.
3.5. Затрудняюсь ответить — 0%.
4. Как Вы оценили бы организацию учебного процесса? Дайте только одну оценку в каждой строке таблицы.
Показатель Качество
Высокое Приемлемое Низкое Затрудняюсь оценить
4.1. Методическое обеспечение (пособия, раздаточные материалы, в т.ч. на электронных носителях) 78% 22%
4.2. Техническое обеспечение, оснащённость техническими средствами обучения 68% 26% 6%
4.3. Учёт запросов и ожиданий слушателей 64% 36%
4.4 Учёт предпочтений слушателей в выборе форм контроля результатов обучения 42% 50% 8%
4.5. Индивидуализация обучения (образовательные маршруты, консультации, помощь в решении профессиональных проблем слушателей) 48% 52%
4.6. Условия для обмена опытом, профессионального и личностного общения 52% 48%
Показатель Качество
Высокое Приемлемое Низкое Затрудняюсь оценить
4.7. Квалификация, предметная и методическая компетентность преподавателей 84% 16%
4.8. Педагогическое мастерство преподавателей (умение владеть аудиторией, учитывать особенности взрослых обучающихся) 80% 20%
4.9. Применяемые технологии обучения 52% 48%
5. В какой степени обучение способствовало развитию Ваших профессиональных качеств? Дайте только одни оценку в каждой строке таблицы.
Профессиональные качества Позитивное воздействие курсового обучения
Существенное Среднее Неощутимое, отсутствует Затрудняюсь оценить
5.1. Коммуникативность, способность к урегулированию конфликтов 64% 28% 8%
5.2. Толерантность 48% 44% 8%
5.3. Рефлексивность, способность к самоанализу 68% 24% 8%
5.4. Креативность, установка на творчество, инновационность 68% 24% 8%
5.5. Навыки оценки собственной профессиональной деятельности 52% 40% 8%
5.6. Навыки эффективного самообразования 44% 48% 8%
5.7. Мотивация к дальнейшему профессиональному росту 68% 32%
6. Вы оценили различные показатели результатов своего обучения. А как повлияло обучение на Вашу квалификацию?
6.1. Моя квалификация существенно повысилась — 76%.
6.2. Моя квалификация повысилась, но незначительно — 16%.
6.3. Моя квалификация осталась прежней — 4%.
6.4. Затрудняюсь ответить — 4%.
7. Сможете ли Вы использовать полученные знания в практической работе по организации летнего отдыха?
7.1. Думаю, что смогу 100%.
7.2. Затрудняюсь ответить.
7.3. Скорее, нет.
Как показывают результаты анкеты, оценка слушателями организации обучения достаточно высока, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка педагогов для организации летнего отдыха прошла успешно, ДООЛ «Ромашка» укомплектован подготовленными кадрами. НО