ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МИКРОКЛАСТЕРОВ А.А. Анисимов, Ю.П. Анискин
В статье изложены результаты исследований проблем повышения инновационной активности предприятий на основе организации корпоративного обучения специалистов на базе технологических микрокластеров в рамках национального исследовательского университета.
Корпоративное обучение относительно новая форма образования, направленная на обеспечение целенаправленной подготовки специалистов для наукоемких производств для опережающего инновационного развития компаний.
Корпоративное обучение предполагает участие в образовательных программах не только преподавателей, но и исследователей, разработчиков и технологов. В этих условиях критичным становится успешность взаимодействия участников образовательных программ при подготовке специалистов.
Предлагаемый методический подход основан на использовании кластерного подхода при освоении заданной профессиональной компетенции и использовании результатов форсайт-исследований, что создает условия для роста инновационной активности специалистов, прошедших корпоративное обучение.
Эффективность корпоративного обучения прямо зависит от кадрового обеспечения такой формы образования и от степени взаимодействия преподавателей, исследователей и производственников в процессе подготовки специалистов.
Корпоративное обучение в рамках национальных исследовательских университетах способствует повышению эффективности подготовки специалистов для обеспечения последовательного роста активности инновационного развития экономики страны
Ключевые слова: корпоративное образование, технологические макрокластеры, форсайт-исследования, дорожные карты
Переход российской экономики на инновационный путь развития требует радикальных изменений в организации подготовки специалистов для наукоемких предприятий, способных обеспечить рост конкурентоспособности создаваемой продукции на мировых рынках [3].
На современном этапе развития экономики инновационная активность российских компаний не отвечает требованиям конкуренции, что отражается в малой доле инновационной продукции в экспорте товаров.
Для повышения инновационной активности предприятий уже действуют различные организационные модели [5], в частности модель "Территория опережающего развития" делает акцент на прорывные инновационные технологии и инновации, что позволит вести равную экономическую деятельность с развитыми странами в долгосрочном периоде. Однако, для роста
инновационной активности недостаточно обеспечить предприятие современной технологической базой и оборудованием, т.к. необходимы и кадры с соответствующими профессиональными компетенциями в интеллектуальным потенциалом.
В настоящее время вузы не обеспечивают в полной мере потребности профессиональных компетенциях выпускников и инновационной экономике.
Практически разорваны связи между образованием, наукой и производственными комплексами, участием университетов в исследовательских кластерах [6,7].
Наукоемкие производства, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, организованные в кластеры с исследовательскими университетами, создают уникальные возможности для подготовки профессиональных кадров. Такие образовательные комплексы повышают профессиональный уровень не только студентов и преподавате-
лей, но и создают условия для целевого обучения специалистов конкретного предприятия или научного направления. Целевое обучение относят к категории корпоративного образования, в рамках которого осуществляется подготовка как студентов по заказу предприятия, так и повышение квалификации действующих специалистов. Такой подход используется прежде всего для наукоемких предприятий с высоким уровнем инновационной активности.
Интеграция корпоративного обучения и государственного образования обеспечит сотрудничество бизнеса и государства в повышении уровня профессиональных компетенций научно-производственного потенциала.
В настоящее время для осуществления корпоративного обучения в лучшей степени подготовлены национальные исследовательские университеты, обладающие высоким собственным инновационным потенциалом, глубокой взаимосвязью с инновационно-технологическими центрами, технологическими кластерами, прямым взаимодействием с зарубежными университетами и передовыми научно-производственными комплексами [2]. Однако, для эффективного осуществления корпоративного обучения необходимо разработать методический подход и соответствующий механизм орга-
низации подготовки высокопрофессиональных специалистов.
Предлагаемый подход основан на идеологии межкластерного взаимодействия, предусматривающего обязательное привлечение к реализации профильно-ориентированных модулей предприятий - партнеров, а также научно-исследовательских фирм, интересы которых в максимальной степени совпадают с требованиями к заказной программе подготовки специалистов.
Предлагаемый методический подход состоит из следующих основных элементов:
1. Формирование портфеля дополнительных образовательных программ с учетом специфики предприятий отрасли для которой осуществляется подготовка специали тов.
2. Систематизация инновационных программ профильно-ориентированного корпоративного образования по направлениям исследований в центрах профессиональных компетенций (ЦПК), которыми располагает университет. Например, в НИУ МИЭТ используются десять направлений исследований, в каждом из которых по несколько центров компетенций (табл.). Каждый центр располагает необходимым набором научно-педагогических кадров и соответствующей материально-технологической базой [1].
Направления корпоративного обучения
№ п/п Наименование модулей образовательной программы Виды центров профессиональных компетенций (ЦПК)
1 Технологии микроэлектроники ЦПК "Микросистемная техника и электронная компонентная база" ЦПК "Печатные платы высокого класса точности" ЦПК "Сверхточный монтаж электронных изделий и аппаратуры" ЦПК "Механообработка и корпусирование электронных изделий" ЦПК "Измерения и контроль"
2 Проектирование СБИС и электронных компонентов ЦПК "Микросистемная техника и электронная компонентная база" ЦПК "Механообработка и корпусирование электронных изделий" ЦПК "Измерения и контроль" ЦПК "Нанотехнолгии в электронике"
Продолжение таблицы
3 Лазерные процессы микрообработки в микроэлектронике ЦПК "Нанотехнологии в электронике" ЦПК "Диагностика и модификация микроструктур и нанообъектов"
4 Испытание изделий на воздействие ударов. Акустические испытания. ЦПК "Диагностика и модификация микроструктур и нанообъектов" ЦПК "Измерения и контроль"
5 Технологические процессы сборки микроэлектромеханических систем" ЦПК "Сверхточный монтаж электронных изделий и аппаратуры" ЦПК "Механообработка и корпусирование электронных изделий" ЦПК "Микросистемная техника и электронная компонентная база"
6 Методы исследования физических структур ЦПК "Метрология и аттестация нано-, микросистемной техники и электронной компонентной базы для теплоэнергетики" ЦПК "Нанотехнологии в электронике"
7 Методы диагностики измерения размеров и определения состава микро- и наноструктур, нанообъектов ЦПК "Диагностика и модификация микроструктур и нанообъектов" ЦПК "Микросистемная техника и электронная компонентная база"
8 Метрологическое обеспечение в наноиндустрии ЦПК "Метрология и аттестация нано-, микросистемной техники и электронной компонентной базы для теплоэнергетики" ЦПК "Микросистемная техника и электронная компонентная база"
9 Основы проектирования электронных специальных технологических систем для микроэлектроники ЦПК "Микросистемная техника и электронная компонентная база" ЦПК "Печатные платы высокого классы точности" ЦПК "Сверхточный монтаж электронных изделий и аппаратуры" ЦПК Механообработка и корпусирование электронных изделий"
10 Основы зондовой микроскопии и нанотех-нологии ЦПК "Нанотехнологии в электронике" ЦПК "Диагностика и модтфикация микроструктур и нанообъектов"
3. Поиск и оформление организационно-правовых отношений с заказчиком целевой подготовки студентов или повышения квалификации работающих специалистов.
4. Формирование технологического микрокластера с участием университета, предприятия - заказчика и организаций -партнеров.
5. Разработка механизма организационно-финансового сопровождения программ корпоративного обучения.
Сущность этого модуля в определении необходимых условий для осуществления программы дополнительного обучения, оценки имеющихся потенциальных возмож-
ностей, сравнительного анализа условий и возможностей с последующим формированием критических мероприятий, необходимо для современного и качественного выполнения образовательной программы.
6. Формирование команды профессорско-преподавательского персонала для осуществления программы корпоративного обучения.
Основными критериями отбора являются достаточный интеллектуальный уровень преподавателя и знание им особенностей функционирования изучаемого объекта. В команду должны включаться не только преподаватели, но и исследователи, и производственники, каждый из которых ВОДСТВА. 2015. № 3 63
имеет свой набор профессиональных компетенций.
В результате взаимодействия участников образовательной программы возникает си-нергетический эффект корпоративного обучения.
7. Система корпоративного обучения должна отвечать требованиям опережающего образования с целью подготовки специалистов для реализации форсайт-проектов. Это обусловлено тем, что для создания конкурентоспособных инноваций требуется рассмотрение большого спектра идей будущей продукции (форсайт - от англ. foresight - взгляд в будущее, предвидение).
Исследования будущих новаций проводятся на основе мониторинга большого числа патентов, идей, проектов и взаимного обмена мировым опытом, что позволяет повысить активность инновационного потенциала (forward - looking activities) при создании конкурентоспособного новшества [2].
Результаты форсайт-исследований создают объективные условия для разработки "дорожной карты" реализации будущей инновации. "Дорожная карта" создания инновации включает сведения о возможных источниках необходимых ресурсов, о готовности рынков сбыта инноваций, о совокупности заинтересованных сторон (стейкхолдерах) в появлении инноваций и сроках реализации инновационных циклов.
Сформированная "дорожная карта" является обобщающим документом для последующего планирования развития компании.
8. Органичной составляющей образовательной программы корпоративного обучения является раздел по организационно-управленческой деятельности без которой невозможна реализация инновационного цикла. В частности, обязательным элементом программы обучения является курс "Сбалансированное планирование инновационной активности компании", в рамках которого определяются допустимые темпы появления инноваций, сохраняющие необходимую финансовую устойчивость компании в переходный период развития.
9. Основой целевой подготовки специалистов является интерактивное обучение.
Укрупненный алгоритм корпоративного обучения на основе технологических микрокластеров представлен на рисунке.
В процессе корпоративного обучения происходит взаимодействие с сетью технологических микрокластеров, обладающих определенным набором компетенций, установок и приборов, необходимых для процесса обучения в различных программах. Появление сети кластерных взаимодействий способствует расширению числа участников и форм сотрудничества, что усиливает эффект обучения. Новые формы образования изменяют кадровую стратегию компанией
[3].
Анализ потребностей возможных заказчиков
Формирование портфеля дополнительных образовательных программ по центрам профессиональных компетенций ЦПК
2
3 Оформление и утверждение организационно-правовых отношений с заказчиками
нет Установлены правовые
отношения
II да
4 Формирование участников обучающего микрокластера
нет Микрокластер сформирован
да
5 Разработка механизма организационно-финансового сопровождения программы корпоративного обучения
6 Корректировка и уточнение учебного плана корпоративного обучения
7 Текущий контроллинг выполнения программы обучения
8 Оценка эффективности дополнительных образовательных программ корпоративного обучения
Алгоритм корпоративного обучения ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2015. № 3
Предложенный подход к реализации корпоративного обучения способствует эффективному взаимодействию участников системы "образование-наука-производство" и повышению инновационной активности развития экономики страны.
Появление новых форм подготовки специалистов требует внесения институционально-инновационных изменений в системе высшего образования [4].
Литература
1. Анисимов, А.А. Формирование организационно-управленческого механизма развития кадрового потенциала интегрированных комплексов / А. А. Анисимов // Организатор производства. - 2012. - №2 (53). - С. 67-69
2. Анискин, Ю.П. Организационно-экономический механизм управления взаимодействием участников открытых инноваций / Ю. П. Анискин, И. В. Жмаева
//Организатор производства. - 2011. - № 3 (50). - С. 72-76.
3. Барсукова, И.В. Кадровая стратегия в современных условиях / И. В. Барсукова / Менеджмент в России и за рубежом. - 2007.
- № 2. - С. - 41.
4. Владыка, М.В. Институционально-инновационные изменения в системе высшего образования: монография / М.В. Владыка.
- Спб.: Химиздат. - 2008. С. - 175
5. Краковская И.Н. Теория и методология управления процессами инвестирования в человеческий капитал в вузе: монография / И. Н. Краковская. - Саранск: изд-во Мордовского университета, 2008. - 244с.
6. Моисеева Н.К., Организационные формы развития инноваций / Н.К. Моисеева, Т.Н. Гончарова // Организатор производства.
- 2013. - № 1 (56). - С. 64-71.
7. Паршин Н.М. Современные проблемы дополнительного образования кадров на производственных предприятиях / Н. М. Паршин, Н. А. Калистру // Организатор производства. - 2015. - № 2 (65). - С. 122-127.
Анисимов Андрей Анатольевич, проректор Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
Анискин Юрий Петрович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники», заслуженный работник высшей школы, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, действительный член Международной академии науки и практики по организации производства (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
THE ORGANIZATION OF CORPORATE TRAINING ON THE BASIS OF TECHNOLOGIAL MICROCLUSTERS
A.A. Anisimov, National Research University «Moscow Institute of Electronic Engineering», Moscow, Russian Federation, [email protected]
Y.P. ^luskin, National Research University «Moscow Institute of Electronic Engineering», Moscow, Russian Federation, [email protected]
The article presents the results of research into problems of increasing the innovative company activity through organization of corporate training of specialists on the basis of technological microclusters within the National Research University.
Corporate training is a relatively new form of training, oriented at targeted preparation of specialists for science-based industries and for advanced innovative development of companies.
Corporate training presupposes the participation of teachers, researchers, developers and technologists in educational programs. In these conditions, the crucial factor is successful interaction between the participants of educational programs in process of training specialists.
The proposed methodological approach is based on using cluster method in mastering the specified professional competence and using the results of foresight research, which creates the conditions for the growth of innovative activity of specialists having received corporate training.
The efficiency of corporate training directly depends on staffing of such an educational model, and on the degree of interaction between teachers, researchers and manufacturers in process of training specialists.
Corporate training within national research universities promotes the increase in the effectiveness of specialists' preparation to ensure the sustained growth in the intensity of innovative development of the national economy
Key words: corporate training, technological microclusters, foresight research, road maps
1. Anisimov A.A. Formirovanie organizacionno-upravlencheskogo mehanizma razvitija kadrovogo potenciala integrirovannyh kompleksov [Creating the organizational and management mechanism of developing the personnel potential of integrated complexes]. Organizator proizvod-stva [Organizer of production], 2012, - №2 (53). pp. 67-69
2. Aniskin Y.P., Zhmaeva I.V. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm upravlenija vzai-modejstviem uchastnikov otkrytyh innovacij [The organizational and economic mechanism of managing the interaction between the participants of open innovations]. Organizator proizvodstva [Organizer of production], 2011. - № 3 (50). pp. 72-76.
3. Barsukova I.V. Kadrovaja strategija v sovremennyh uslovijah [Personnel strategy in present-day conditions]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2007, -№ 2. pp. 41.
4. Vladyka M.V. Institucional'no-innovacionnye izmenenija v sisteme vysshego obrazovanija: monografija [Institutional and innovative changes in the system of higher education: a monograph]. St.-Petersburg: Khimizdat, 2008. 178 p.
5. Krakovskaya I.N. Teorija i metodologija upravlenija processami investirovanija v che-lovecheskij kapital v vuze: monografija [The theory and methodology of managing the processes of investment in human capital at universities. A monograph]. Saransk: The Publishing House of the Mordovian University, 2008, 244 p.
6. Moiseeva N.K., Goncharova T.N. Organizacionnye formy razvitija innovacij [Organizational forms of innovation development]. Organizator proizvodstva [Organizer of production], 2013, № 1 (56),pp. 64-71.
7. Parshin N.M., Kalistru N.A. Sovremennye problemy dopolnitel'nogo obrazovanija kadrov na proizvodstvennyh predprijatijah [The contemporary problems of supplementary personnel training at industrial enterprises]. Organizator proizvodstva [Organizer of production], 2015, 2(65),pp.122-127.
References: