ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ
ЭНЕРГЕТИКИ Попов Александр Викторович, студент (e-mail: [email protected])
Гурин Дмитрий Васильевич, к.т.н., профессор, и.о. зав. кафедрой ЭС
(e-mail: [email protected]) Родионова Ирина Николаевна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В данной статье рассматривается порядок организации конкурсных закупок в сфере энергетики на основе Федерального закона от 18.07.2011 № 223 и специфика применения на практике.
Ключевые слова: энергетика, закупка товаров, положение о закупках, способы закупки, аукцион, конкурс, отбор заявок, рассмотрение заявок, заключение договора.
Основной нормативной базой торгов в сфере энергетики служит Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в редакции от 29.09.2015.
Данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Федеральный закон №223 в отличие от 44-ФЗ позволяет закупать товары, работы, услуги по «своим» правилам, отраженным в самостоятельно разработанном каждой компанией, корпорацией, монополией «Положении о закупках».
223-ФЗ очень краткий, что приводит к неоднозначному толкованию его норм. Это дает заказчику свободу выбора способа и порядка осуществления закупок, но, при этом, чревато выявлением мнимых и притворных сделок при проверках, т.к. необходимо соблюсти не только сам 223-ФЗ, но и нормы многочисленных нормативно-правовых актов смежного законодательства.
Рассмотрим кратко подготовку, организацию и проведение конкурсных закупок по 223-ФЗ от получения электронной подписи и разработки собственного положения о закупках, до заключения договора.
Для начала работы, необходимо получить усиленную электронную цифровую подпись в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвя-зью.
Усиленная (квалифицированная) электронная подпись формируется с помощью криптографических устройств, засвидетельствованных в Федеральной службе безопасности. В качестве гаранта подлинности выступает особый сертификат, выдаваемый удостоверяющим центром, имеющим аккредитацию. Если документ в электронном виде удостоверен усиленной подписью в ее квалифицированной разновидности, то он обладает такой же юридической силой, что и документ, оформленный на бумаге, на котором имеется рукописная подпись. Данная подпись используется для участия в торгах на электронных площадках.
Следующим действием будет регистрация физического и юридического лица в ЕСИА http://www.gosuslugi.ru. ЕСИА -Единая система идентификации и аутентификации — информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.
Зарегистрироваться на официальном сайте в разделе для закупок по 223-ФЗ: http://zakupki.gov.ru/223/.
Количество зарегистрированных заказчиков
260000 255000 250000 245000 240000 235000 230000 225000 220000
2012
Количество зарегистрированных заказчиков 2013 2014 2015
2016
Далее идет одно из самых важных мероприятий: разработка положения о закупках. Мы разберем этот пункт подробнее.
Общего утвержденного для всех Положений о закупках не существует. Могут быть приняты дополнительные региональные акты и постановления, которые устанавливают дополнительные требования к положению. Для начала определимся, кто утверждает положение о закупках:
• Если заказчиком является государственная корпорация или компания, правом утверждения обладает высший орган управления государственной корпорации или компании соответственно.
• Если заказчик - государственное или муниципальное унитарное предприятие, утвердить положение имеет право руководитель этого унитарного предприятия
• Если является заказчиком автономное учреждение - утвердить Положение может наблюдательный совет данного автономного учреждения.
• Если заказчик - акционерное общество, правом утверждения Положения обладает совет директоров или коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества.
• Если заказчиком является общество с ограниченной ответственностью, утвердить положение возможно общим собранием участников общества.
В Положении о закупке по 223-ФЗ обязательно должны быть подробно описаны:
• Способы закупки
• Порядок подготовки и проведения закупки
• Порядок заключения и исполнения договоров
Разрабатывая положение, заказчик должен учесть требования законодательства об отсутствии коррупционных факторов.
В структуру положения о закупках должны быть включены следующие параметры:
1. Термины и определения
2. Область использования
3. Последовательность подготовки процедур закупки
4. Способы закупки
5. Требования и условия к участникам закупки
6. Содержание извещения и документации о закупке
7. Условия применения и порядок проведения процедур закупки
8. Порядок заключения и исполнения договора
В Положении о закупке обязательно нужно указывать условия применения неторговых способов закупки. К таким условиям относятся, например, предельная сумма, наименование предметов заказа, одноименность, случаи закупки у единственного поставщика. Согласно 223-ФЗ заказчик может определить способы закупки в Положении о закупке. Кроме стандартных способов - конкурса и аукциона, заказчик имеет право регламентировать другие способы закупки.
Перечислим основные способы закупки, которые желательно описать в положение о закупках:
• аукцион;
• конкурс;
• запрос предложений;
• запрос цен;
• закупка у единственного поставщика.
7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
Следующим этапом будет утверждение и публикация на официальном сайте Положения о закупках. Порядок размещения установлен Постановлением Правительства РФ №908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».
Размещенные в единой информационной системе и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ним заказчик должен разместить в закрытой части официального сайта положение о закупке в электронном виде и с помощью функционала официального сайта сформировать документ, содержащий сведения о Положении о закупке:
а) наименование положения о закупке;
б) полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;
в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер заказчика;
г) даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;
д) наименование органа, утвердившего положение о закупке.
Далее необходимо разработать план закупок в соответствии с 932 Постановлением Правительства и опубликовать на официальном сайте, до 31 декабря. План публикуется в течение 10 рабочих дней, со дня утверждения плана или внесения изменений. Заказчик обязательно должен указать планируемый период публикации извещения о закупке и срок исполнения контракта. Описывать в плане различные этапы исполнения контракта не требуется. Сроки планирования и подготовки плана закупки заказчик может устанавливать самостоятельно, но период планирования не должен
Информация об опубликованных извещениях
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
кол. Опубликованных извещений, шт ■ на сумму, млн. руб
быть менее 1 года. В содержании плана закупок обязательно должно присутствовать следующее:
• сведения о закупке (товаров, услуг или работ), которые необходимы для удовлетворения спроса;
• дата начала реализации закупок, которая определяется требуемой датой поставки и учетом сроков прохождения всех закупочных процедур;
• помесячная или поквартальная разбивка и возможность их редактирования.
Следующим действием будет настройка личного кабинета и интеграция с электронной торговой площадкой на общероссийском официальном сайте. Сайт - это доска объявлений, где заказчик публикует информацию о своих закупках, положения, отчеты и т.д. Закупки в электронной форме должны проходить непосредственно на электронной площадке.
Организационные и подготовительные этапы к проведению закупки мы закончили, теперь рассмотрим процедуры работы с заявками участников.
При проведении конкурса в электронной форме с использованием электронной торговой площадки (ЭТП) заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников - эти действия осуществляет оператор ЭТП.
Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. То есть фактически извещение находится на сайте 22 дня. Если в положении о закупке не написано ничего о том, рабочие это дни или календарные, то согласно ГК РФ срок будет считаться в календарных днях. Начало срока - следующий день после размещения извещения. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок истекает в тот час, когда в организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке. Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, доку-
ментацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При проведении конкурса не в электронной форме, данная процедура, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». Детали проведения этого этапа должны быть прописаны в Положении о закупках. В электронном конкурсе корректное название для этого этапа -«Открытие доступа к заявкам». Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа, в котором указывать количество поступивших заявок, наименования уча-
стников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.
На этапе рассмотрения заявок заказчик может направить запрос дополнительных документов участникам, предоставившим нечитаемые или неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно делать только в том случае, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.
Критерием отбора заявок участников будут выполнение следующих требований:
• правильность оформления заявки и порядка ее предоставления;
• не превышение начальной (максимальной) цены;
• предоставление обеспечения заявки;
• срок действия заявки;
• отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков.
В случае отказа при проведении электронных торгов (Согласно ст. 448 ГК РФ) если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении. Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
При рассмотрениизаявок примерные критерии оценки следующие (В документации о закупке должны быть установлены не менее двух критериев оценки):
1. Цена договора. Является обязательным критерием во всех случаях.
2. Срок поставки товара.
3. Условия оплаты товара, работ, услуг. Используется в случаях, когда заказчик позволяет участникам закупки предложить в заявке размер авансового платежа.
4. Срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
5. Функциональные характеристики или качественные характеристики товара.
6. Квалификация участника закупки:
- обеспеченность материально-техническими ресурсами;
- обеспеченность кадровыми ресурсами;
- степень внедрения действующей системы менеджмента качества.
После расчета рейтинга заявок, на основе критерия оценок, выбирают
победителя с наивысшим значением балов.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Итоговый вариант договора будет складываться из проекта договора в документации заказчика и отдельных условий в заявке участника. По ре-
зультатам процедуры закупки заказчик обязан заключить договор с победителем, указанным в протоколе. При уклонении заказчика от подписания договора поставщик вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Согласно ст. 448 ГК РФ, если предметом закупки было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. Так же можно заключить договор с лицом, занявшим «второе место», если победитель уклонился от заключения договора, а в положении о закупке предусмотрена возможность заключить договор с участником, занявшим второе место.
Необходимо отметить, если победитель конкурса или иное лицо, обязанное заключить договор, уклоняется от заключения договора, сведения о таком участнике заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».
Название диаграммы
7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
■ кол. заключенных контраутов, шт ■ на сумму, млн. руб
По результатам закупки составляется итоговый протокол, который обязательно должен содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора.
В случае если закупка проведена с нарушением закона или влечет недействительность договора, заключенного по результатам торгов, то такая закупка признается недействительной. Если нет ни одного участника или есть только один участник, или есть несколько участников, но допущен только один, то такая закупка признается несостоявшейся. По результатам
2012 2013 2014 2015 2016
несостоявшейся закупки может быть заключен договор с единственным участником или с единственным поставщиком.
Список литературы
1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в редакции от 29.09.2015
2. Официальный сайт государственных закупок http://zakupki.gov.ru/
3. Особенности налогообложения некоммерческих организаций в России и за рубежом/ Горохов А.А., Емельянов А.С., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 57-61.
4. Участие иностранного капитала в финансировании Российских организаций/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 67-72.
5. Значение государственного кредита в современных условиях/ Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Горохов А.А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 122-126.
6. Особенности депозитных и сберегательных сертификатов/ Углицких О.Н. Кли-шина Ю. Е. Горохов А. А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 275-278
Popov Alexander Viktorovich, student (e-mail: [email protected]) Gurin Dmitry Vasilyevich, Cand.Tech.Sci., professor, acting department chair of ES (e-mail: [email protected]) Rodionova Irina Nikolaevna, Cand.Tech.Sci., associate professor (email: [email protected]) Southwest state university, Kursk, Russia
THE ORGANIZATION OF COMPETITIVE PURCHASES IN THE SPHERE OF POWER
In this article the order of the organization of competitive purchases in the sphere of power on the basis of the Federal law from 7/18/2011 No. 223 and specifics of practical application is considered. Keywords: power, purchase of goods, provision on purchases, ways of purchase, auction, competition, selection of applications, consideration of applications, conclusion of the contract.
УДК 343.13
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА Попова Надежда Владимировна, к.ю.н., доцент (e-mail: [email protected]) Воронежский институт ФСИНРоссии Яковенко Ирина Сергеевна, курсант 3 курса юридического факультета (e-mail: [email protected]) Воронежский институт ФСИН России
В статье анализируется правовая система Российской Федерации, ее правовые институты.
Ключевые слова: правовая система, закон, права, свободы, правовое государство, нормативно-правовые акты.