© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61 (07)
С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина, И. В. Лосева
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОБИОЛОГИЯ»
Карагандинский государственный медицинский университет
Разработка квалифицированных заданий является важным аспектом, который успешно реализует команда при обучении. При проведении TBL по дисциплине «Микробиология» важно учитывать тот факт, чтобы студент не ограничивался изучением конкретной темы. Задания, которые требуют от команды принятия правильных решений, а также возможности их осуществления в простой форме, как правило, генерируют высокие уровни группового взаимодействия. При проведении TBL присутствует конструктивная обратная связь, корректная и адекватная оценка, что стимулирует как обучение, так и динамическое развитие команды. TBL является перспективной моделью командно-ориентированного обучения и требует надлежащего организационного и методологического подхода.
Ключевые слова: медицинское образование, работа в команде, научное исследование
Целью государственной программы развития РК на 2011-2020 гг. является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Образование сейчас во многом рассматривается как «локомотив» социальных и экономических преобразований в стране. Поэтому в эпоху глобализации и новых технологий возникает необходимость совершенствовать содержание образования, ориентировать его на новые потребности современного общества.
Для эффективного решения задач, стоящих перед современной высшей школой, необходимо рационально сочетать репродуктивные, то есть основанные на интенсивном запоминании изучаемого материала, методы с методами поисковыми, которые предусматривают активный самостоятельный поиск студентами новых знаний путем решения проблемных заданий. Известно, что при традиционном обучении преподаватель выполняет роль поставщика информации и контролера. При проблемном обучении он приобретает дополнительные функции консультанта, мотиватора, организатора самостоятельной работы студента. В свою очередь студент как пассивный слушатель и послушный исполнитель меняет свою деятельность на активную учебную по решению проблемных задач, он усваивает информацию в ходе деятельности, активной работы с учебным материалом [1].
В настоящее время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как активность, умение добиваться поставленных целей, уметь мыслить творчески, быть способным принимать нестандартные решения в
сложных жизненных ситуациях. Студенту необходимо уметь из огромного количества информации выбрать именно ту, которая необходима для него самого.
Основная цель современного образования состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого студента в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально менять систему взаимоотношений преподавателя и студента в учебном процессе. В этой связи командно-ориентированное обучение является перспективной приоритетной и результативной моделью обучения в малых группах. Основные принципы работы в команде, а также последовательность необходимых этапов в командном обучении представлены Larry K. Michaelsen [2].
Целью работы явилось внедрение ТВL как модели командно-ориентированного обучения при изучении дисциплины «Микробиология» и оценка его результативности. Согласно тематическому плану, были выбраны темы занятий: «Грамположительные кокки», «Патогенные и условно-патогенные микобактерии», «Острые респираторные вирусные инфекции», в связи с этим были рассмотрены клинические случаи: острый фарингит, ОРВИ, туберкулез. Раздаточный материал был структурирован, отдельно были выделены такие разделы, как морфология, культураль-ная характеристика, факторы вирулентности, лабораторная диагностика, а также специфическая профилактика. Для групповой и индивидуальной оценки студента были подготовлены тесты как для оценки исходного уровня знаний по теме занятия, а также для оценки полученных знаний по завершению занятия.
Для проведения TBL учебная группа была разделена на 2 подгруппы. Разделение студентов на подгруппы требует серьезного подхода, так как они должны быть надлежащим образом сформированы и управляемы. Подгруппы должны быть равноценны по интеллекту, прилежанию, знаниям. В подгруппах желательно исключить родственные либо иные близкие отношения между студентами. Сформированные подгруппы при проведении TBL должны работать постоянно. Работа таких групп, когда формирование подгрупп осуществлялось с учетом пожеланий студентов, и при проведении последующего TBL формировались новые подгруппы, как показал опыт предыдущих лет, оказалась мало результативной. Так, динамический анализ результатов TBL был следующим: первое TBL - 78%, второе - 80% и третье - 75%. Результаты оценок были стабильно посредственными без тенденции к повышению. Проведение TBL не дало ожидаемого результата. При этом не чувствовалось динамики развития группы.
Необходимо учитывать тот факт, что каждый раз при изучении новых тем TBL переформированные группы теряют время на адаптацию. Вновь образованные группы, как правило, полагаются на наиболее компетентных членов и имеют ограничения на использование ресурсов остальной части группы Анализ результатов TBL в хорошо сформированных и постоянных группах показал положительную динамику. Так, результаты оценивания были более продуктивными и динамичными: первое TBL - 77%, второе - 86% и третье - 90%. Таким образом, преподаватели должны подойти серьезно к формированию подгруппы для проведения TBL, и оставить сформированные подгруппы или команды интактными как можно дольше, в идеале на весь срок обучения в образовательном учреждении.
Динамика развития группы в команду становится очевидной, когда общение в группе становится открытым, члены команды должны быть готовы собирать информацию самостоятельно и активно ею делиться. Каждый член команды должен понимать, что его собственный успех - это составляющая успеха всей команды. Так, работа сформированной команды в течение долгого времени помогает «перешагнуть» этап становления, когда первоначальные опасения членов о том, что они могут произвести плохое впечатление, что-либо не так сказать, перевешивают их мотивацию к тому, чтобы команда была успешной. Когда это, в конце концов, произойдет, 90%
членов команды будут превосходить свой собственный результат. Командно-ориентированное обучение является идеальным в плане выполнения домашнего задания студентами, так как каждый отдельный студент должен нести ответственность перед всей группой. Работа в команде требует от студента индивидуальной ответственности, а также соответствующего уровня подготовки. Студент должен нести персональную ответственность за подготовку домашнего задания. Если отдельные студенты придут на занятие без предварительной подготовки, они будут не в состоянии содействовать усилиям своей команды. При проведении TBL практически все студенты готовы к выполнению поставленной цели.
Отдельным вопросом является подготовка задания, тестов, клинического случая для студентов. Задания для команды должны способствовать как усвоению тематического материала, так и критическому мышлению. Разработка квалифицированных заданий для группы является важным аспектом. Так, при проведении TBL по дисциплине «Микробиология» важно учитывать тот факт, чтобы студент не ограничивался изучением конкретной темы, он должен уметь анализировать, сравнивать, дифференцировать возможные патогены. Задания, которые требуют от команды принятия правильных решений, а также дают возможность конструировать свои решения в простой форме, как правило, генерируют высокие уровни группового взаимодействия.
Наконец, при проведении TBL должна присутствовать конструктивная обратная связь. Оценка должна быть корректной, адекватной и своевременной. Именно оценивание студента в зависимости от его готовности к занятию является важным источником обратной связи, который стимулирует как обучение, и так и динамическое развитие команды. Вторым важным аспектом обратной связи является наличие критериев, которые позволяют командам оценить и обеспечить обратную связь друг с другом. В классическом и традиционном варианте - это работа над ошибками.
Таким образом, TBL является перспективной моделью командно-ориентированного обучения и требует надлежащего организационного и методологического подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1 Снисар Е. А. Эффективное сотрудничество преподавателя и студента как одно из условий внедрения проблемного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственно-
го университета. - 2010. - №1. - С. 98-102.
2 Larry K. Michaelsen. Team-Based Learning: Small Group Learning's Next Big Step // Single Issue Teaching and Learning. - 2011. - V. 11. - Pp. 28-32.
REFERENCES
1 Snisar Ye. A. Effective cooperation of teacher and student as the one of the factors of
introduction of the problem education //Vector of the science of Tolyatti state university. - 2010. -No. 1. - Pp. 98-102. (in Russian)
2 Larry K. Michaelsen. Team-Based Learning: Small Group Learning's Next Big Step // Single Issue Teaching and Learning. - 2011. - V. 11. - Pp. 28-32.
Поступила 01.02.2016 г.
S. B. Akhmetova, G. A. Abdullina, I. V. Loseva
ORGANIZATION OF TEAM-BUILDING LEARNING AT STUDYING OF MICROBIOLOGY Karaganda state medical university
Development of qualified tasks for a group is an important aspect of successfully implementing team learning to conduct team-building learning in the discipline of Microbiology. It is important to take into account the fact that the student was not confined to a specific area of study, should be able to analyze, compare and differentiate potential pathogens. Tasks that require the teams to make the right decisions and provide the opportunity to design their solutions in a simple way, as a rule, generate high levels of group interaction.
During conducting of team-building learning there is a constructive feedback, correct and adequate assessment that stimulates learning and dynamic development of team. Team-building learning is a promising model of team-based learning and requires adequate organizational and methodological approach. Key words: medical education, team work, scientific research
С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина, И. В. Лосева
«МИКРОБИОЛОГИЯ» ПЭН1БОЙЫНША КОМАНДАЛЫК БАЕЫТТАПЕАН ОКЫТУДЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУ КараFанды мемлекеттк медицина университет
Топка арналран 61л1кт1 тапсырманы дайындау кажетт аспект болып табылады, оны топ ш1нде окытылып отырран команда жYзеге асырады, микробиология пэн1 бойынша TBL етюзу уш1н студент накты такырыпты зерттеумен шектелмейд1, онымен коса, талдау, салыстыру, патогендерд1 саралай алуды бтуге ти1с екеын есепке алу керек.
Командара койылатын максат дурыс шеш1м кабылдау, сонымен катар, карапайым формада ез1нщ шеш1мдер1н дурыс кабылдаура мYмкiндiк турызу, ол топтын езара эреке™ жорарры денгейде турленд1ред1.
TBL етюзу барысында кер1 байланыс, дурыс жэне дэйект бара беру бар, ол команданын б1л1мге деген куштарлырын жэне динамикалык дамуын ынталандырады. TBL командалык барытта б1л1м беруд1н келешег1 бар модел1 жэне ти1сл уйымдастырушык мен методологиялык тэс1лд1 талап етед1.
Клт сездер: медициналык б1л1м беру, топпен жумыс 1стеу, рылыми зерттеулер