ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-КЛУБА
В.Е. Подольский, д.т.н., доц., проректор Тел.: 8(4752) 63-50-76; E-mail: [email protected]
http://www.tstu.ru
М.Н. Краснянский, к.т.н., доц. каф. Автоматизированного проектирования
технологического оборудования Тел.: 8(4752) 63-12-28; E-mail: [email protected] http://club-edu.tambov.ru И.М. Радченко, нач. сектора мультимедиа технологий ТамбовЦНИТ Тел.: 8 (4752) 63-64-19; E-Mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет http://vitahost.tambov.ru
In the paper the basic aspects of teachers' network professional community formation and methodical support are considered on the basis of the Pedagogical Internet - club, actively using information technologies in the professional work.
Развитие единой образовательной информационной среды (РЕОИС) Тамбовского региона, объединяющей техническое, программное, методическое, интеллектуальное обеспечение профессиональной деятельности работников образования, приводит к постоянному росту количества образовательных учреждений и отдельных учителей, использующих информационные и коммуникационные технологии при подготовке уроков и делопроизводстве [1, 2, 3]. Основой РЕОИС является научно-образовательная сеть России Рунет, которая объединяет региональные образовательные компьютерные сети (РОКС) с их техническими ресурсами и образовательным контентом. В регионе создана система ресурсных центров, образующих территориально распределенную инфраструктуру информатизации системы образования [4]. Растет число школ, имеющих собственные Интернет-ресурсы. За последний год благодаря национальному проекту «Образование» значительно возросло число школ, подключенных к сети Интернет. Увеличение количества новых пользователей и возрастание их потребностей в целом привели к резкому усложнению структуры РОКС [2, 5, 6].
Многие преподаватели школ, познакомившись на курсах повышения квалификации с компьютерными и коммуникационными технологиями, пытаются далее самостоятельно осваивать новое программное обеспечение и информационные технологии для последующего использования их на уроках. Основной проблемой, с которой они сталкиваются при этом, является отсутствие централизованного консультирования и профессиональной поддержки в данной области, а также недостаток сетевого общения между собой.
Проведенные исследования и анализ ситуации по проблеме освоения информационных и коммуникационных технологий работниками образования показывают необходимость и актуальность формирования сетевых сообществ педагогов в целях их дальнейшего профессионального развития на уровне повышения квалификации в области информационных технологий и в предметной области с использованием возможностей Интернета. Такое сообщество целесообразно создавать на базе учителей, уже владеющих основами работы с ПК, Интернет- и мультимедиа-технологиями, что позволит активно использовать в работе с ними современные сервисы дистанционного обучения и консультирования на основе сетевых технологий.
В 2006 году при ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (ТГТУ) на базе Тамбовского РЦ ФИО состоялось открытие Педагогического Интер-
нет-клуба для работников учреждений общего, начального и среднего профессионального образования Тамбовской области (http://club-edu.tambov.ru) [7]. Педагогический Интернет-клуб образован в рамках проекта «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» на основании договора между Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ГОУ ВПО ТГТУ при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области. Педагогический Интернет-клуб постепенно становится ядром, объединяющим преподавателей
Тамбовской и других областей, активно применяющих информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Основные цели Педагогического Интернет-клуба - это формирование и методическая поддержка сетевого профессионального сообщества учителей, активно использующего и внедряющего в учебный процесс современные педагогические, информационные и коммуникационные технологии, овладевающего передовыми достижениями в развитии программного и аппаратного обеспечения компьютерного и сетевого оборудования.
В рамках проекта решаются следующие основные задачи:
- внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет широкого использования Интернет-технологий;
- увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернета;
- распространение по сети педагогических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики;
- обобщение опыта использования Интернета для решения задач профессионального развития педагогов;
- привлечение внимания педагогической общественности и работников управления образования к использованию Интернет-технологий для решения задач профессионального развития педагогов.
Деятельность Педагогического Интернет-клуба организована по следующим направлениям:
1. Организация службы информационно-методической поддержки педагогов с использованием различных Интернет-технологий
Данная служба создана в целях профессионального развития педагогов в сфере информационных технологий, обучения использованию в учебном процессе современных компьютерных технологий и программ. Она функционирует с использованием следующих Интернет-технологий.
А. Консультации по электронной почте ([email protected])
Каждый желающий имеет возможность задать вопрос непосредственно со страницы сайта Клуба или используя традиционные почтовые программы. Все вопросы сгруппировать следующим образом:
• организационные вопросы (смена логина и пароля; участие в
мероприятиях, проводимых в Клубе, и т.п.);
• вопросы по программным средствам (рекомендации в выборе программных средств, работа с конкретным программным продуктом MS Office, Adobe Photoshop, Xara, Flash-технологии, работа с локальными сетями и сервисами Интернета, виртуальные лаборатории и т.п.);
• вопросы, связанные с использованием лицензионного программного обеспечения; свободно распространяемое программное обеспечение (возможные альтернативы Windows и MS Office, установка Linux, распространение лицензионно чистого ПО);
• методические вопросы (размещение разработок в хранилище методических материалов, электронные ресурсы по предметам, программы по информатике, обучающие программы, предложения по организации работы и т.п.).
На все приходящие письма с вопросами (за год работы Клуба более 100 консультаций) администрацией Педагогического Интернет-клуба предлагаются ответы соответствующих специалистов. Консультации по электронной почте не ограничиваются только ответами на письменные вопросы. При
проведении консультаций с использованием других сервисов (чат, форум и др.) ответить на некоторые вопросы в рамках данного сервиса не представляется возможным. В этих случаях формируются электронные письма с подробными алгоритмами решения.
Б. Консультации на тематических форумах
На сайте Педагогического Интернет-клуба открыты форумы по следующим предметным областям:
Проблемы применения ИКТ в школе;
Программное обеспечение, которое Вас интересует;
Организация школьной Интернет-площадки;
Компьютерная графика;
Виртуальные лабораторные работы;
ГИС-технологии;
Обсуждение педагогическим сообществом опыта и результатов поддержки педагогических инициатив в регионах проекта ИСО;
Темы, которые Вы хотели бы обсудить.
В процессе работы Педагогического Интернет-клуба наблюдается значительный рост активности учителей в форумах (свыше 800 сообщений). Этому, несомненно, способствует расширение круга обсуждаемых вопросов, предоставление возможности самостоятельно формировать цепочки обсуждения по интересующим направлениям, а также увеличение количества членов Клуба и приобретение ими навыков работы с сервисами сети Интернет.
На вопросы в форумах, в основном, отвечают преподаватели Педагогического Интернет-клуба (как правило, модератор данного форума), а также наиболее квалифицированные члены Клуба.
В. Обсуждение проблем в онлайн-режиме посредством чата
Для организации оперативных консультаций на сайте Педагогического Интернет-клуба работает чат. Ежедневно, в соответствии с опубликованным на сайте расписанием, в чате проводят консультации преподаватели Педагогического Интернет-клуба.
Каждый из преподавателей курирует определенную тематику вопросов:
- Программное обеспечение, которое Вас интересует. Использование лицензионно чистого ПО. Применение антивирусов;
- Компьютерная графика. Применение Интернет-технологий. Организация школьной Интернет-площадки;
- Работа в мультимедийной системе управления обучающими материалами и процессом обучения УйаЬМ8 [8]. Применение мультимедиа при разработке электронных образовательных материалов. Б^Ь-технологии;
- Использование офисных технологий при создании электронных учебных материалов. Разработка Интернет-страниц. Работа с каталогом электронных учебно-методических материалов;
- Разработка Интернет-страниц. Организационные вопросы работы в Педагогическом Интернет-клубе;
- Проблемы применения ИКТ в школе. Проблемы дистанционного образования. Информатика в дошкольном образовательном учреждении.
За год работы Педагогического Интернет-клуба было проведено более 250 консультаций в чате.
Г. Организация видеоконсультирования
В связи с подключением школ к широкополосному высокоскоростному Интернету в рамках национального проекта «Образование» у учителей появляется возможность использовать современные коммуникационные Интернет-сервисы. Поэтому на сайте Педагогического Интернет-клуба организованы видеоконсультирование и видеотрансляции как часть системы общения УйаСоПаЬ.
Инструмент «Виртуальная классная комната» имеется в каждом курсе системы.
Для того чтобы использовать все возможности данного инструмента, пользователю необходимо иметь подключенную к его компьютеру веб-камеру, микрофон и наушники. Виртуальная комната загружается в веб-браузере, поэтому пользователю не требуется никакого дополнительного программного обеспечения (рис. 1).
В данном приложении используются семь видеоокон (2), обеспечивающих многоточечное подключение пользователей, общая рабочая область для демонстрации слайдов (1). Преподаватель и обучающиеся имеют возможность листать слайды презентации. При необходимости можно воспользоваться белой доской (5) и текстовым чатом (3). То есть в консультации могут принимать участие и те пользователи, которые не имеют веб-камеры, они видят и слышат тех, кто передает свой аудио-, видеосигнал, и могут участвовать в обсуждении, используя текстовый чат.
Виртуальная классная комната является
самым удобным средством удаленного консультирования, но требует значительных сетевых ресурсов. Для нормальной качественной передачи видео- и аудиосигнала пользователь должен иметь канал в Интернете с пропускной способностью не ниже 128 Кб/с. Качество сигнала (используемый тип канала) можно регулировать (40 Кб/с - плохое качество, 128 Кб/с - удовлетворительное качество, LAN - очень хорошее качество) (7).
В рамках Педагогического Интернет-
клуба проводились видеоконсультации со школами города Тамбова, подключенными к Интернету по каналам DSL, а также видеотрансляции семинаров.
В данный момент качество Интернета меняется в лучшую сторону, многие преподаватели имеют скоростной Интернет дома, поэтому использование видеоконсультаций является достаточно перспективным направлением информационно-методической поддержки педагогов.
Рис.1. Скриншот видео консультации по теме «Проектирование мультимедийного учебного ресурса»
2. Создание хранилища учебно-методических материалов
Основу хранилища составляют выпускные работы слушателей Тамбовского РЦ ФИО и методические разработки, созданные в Педагогическом Интернет-клубе. Материалы структурированы по соответствующим каталогам.
Для хранения информации об электронных ресурсах на сервере используется база данных MySQL. Вывод структуры разделов и относящихся к ним методик, а также администрирование БД осуществляются с помощью специально разработанных программных скриптов (PHP 5).
На сегодняшний день в состав хранилища учебно-методических материалов входят следующие разделы (в скобках указано количество работ в разделе):
- ИКТ в поддержку педагогов (24);
- Краеведение (105);
- Методические разработки по предметам (695);
- Внеклассные мероприятия (193);
- Дошкольное воспитание (45).
- Мультимедийные учебно-методические материалы (16).
Большое количество работ в разделе осложняет поиск по каталогу. Поэтому для удобства поиска конкретного материала бы-
ла разработана поисковая система по ключевым словам в названии методики и аннотации, а также по автору разработки. По результатам поиска формируются вебстраницы, которые содержат: параметры поиска, общее количество найденных записей, не более 10 гиперссылок на учебно-методические материалы, удовлетворяющие условиям поиска, и при необходимости гиперссылки на другие веб-страницы с результатами поиска.
3. Разработка методических материалов и рекомендаций
Учитывая потребности учителей в методических разработках по современным направлениям использования информационных технологий в учебном процессе, сотрудниками Педагогического Интернет-клуба разработаны следующие методические материалы:
• Методические указания по работе в среде Интернет-клуба и системе управления обучающими материалами VitaLMS;
• Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио-, видеоматериалов»;
• Применение современного программного обеспечения при разработке вебсайтов;
• Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов образовательных учреждений;
• Администратор школьной Интернет-площадки;
• Компьютерная графика;
• Основы Flash-технологий;
• Основы ГИС и цифрового тематического картографирования;
• Разработка школьных виртуальных лабораторий на базе среды программирования LabVIEW.
Все разработанные методические материалы размещены в открытом доступе на сайте Педагогического Интернет-клуба в разделе «Методические материалы». Ими можно пользоваться в онлайн-режиме, а также скачать zip-архив или текстографиче-скую версию (формат Word) для локального использования. Все созданные методические материалы помимо текста и графических иллюстраций включают мультимедийные ролики или фрагменты видео.
4. Организация и проведение сетевых конкурсов учебно-методических материалов
Чтобы привлечь педагогическую общественность к разработке и использованию
электронных учебно-методических ресурсов, повысить качество образовательных услуг за счет внедрения информационных технологий, на базе Педагогического Интернет-клуба организовано проведение сетевых конкурсов учебных материалов.
Задачи конкурса:
накопление и обобщение опыта использования информационных технологий в учебном процессе;
пропаганда активного использования информационных технологий в учебном процессе;
стимулирование педагогического Интернет-сообщества к самостоятельной разработке электронных мультимедийных учебных материалов.
Участие в конкурсах могут принять все работники образовательных учреждений Тамбовской и других областей Российской Федерации. Положение, объявления и результаты проведенных конкурсов публикуются на сайте Педагогического Интернет-клуба.
При выборе победителей конкурсной комиссией учитываются содержание электронного учебно-методического материала (актуальность, уникальность, достоверность информации; методическое совершенство представленного материала; возможность использования материалов в учебном процессе), а также техническое исполнение (дизайн, удобство навигации; наличие мультимедиа; возможность работы в интерактивном режиме; возможность размещения материала в Интернете).
Электронные учебно-методические материалы, поданные на конкурс, размещаются на сайте Педагогического Интернет-клуба в открытом доступе для популяризации применения информационных технологий в учебном процессе с сохранением авторства разработчика.
5. Методические семинары и конференции
Они охватывают такие вопросы, как самостоятельная разработка учителями мультимедийных обучающих аудио-, видеоматериалов, школьных виртуальных лабораторий, проектирование и размещение в Интернете административных сайтов образовательных учреждений, разработка и публикация электронных методических материалов и др.
Семинары проходят в очной форме для актива Педагогического Интернет-клуба. Каждый участник семинара получает разда-
точный материал, включающий программу семинара, комплект электронных и печатных методических разработок по тематике семинара, информационные материалы. Раздаточный материал используется участниками на практических занятиях, а также для распространения среди коллег по месту работы (школы, ресурсные центры, отделы образования, колледжи, техникумы и др).
Проведение семинаров сопровождается видеотрансляцией по адресу Ьйр:/М1аИо81. tambov.ru/club.
6. Информационное обеспечение деятельности Педагогического Интернет-клуба
Вся деятельность Педагогического Интернет-клуба отражается на его сайте http://club-edu.tambov.ru - консультации учителей, публикации методических материалов, объявления, конкурсы и др. Кроме того, проводится постоянное информационное оповещение о проводимых мероприятиях посредством рассылки членам Клуба
электронных писем. Деятельность Клуба также освещается в Интернете (свыше 50 рекламных баннеров и ссылок на различных образовательных и информационных сайтах).
В настоящей статье приведены лишь первые результаты работы Педагогического Интернет-клуба. Формирование сетевого профессионального сообщества учителей находится пока в начальной фазе. И тем не менее, уже в первые месяцы работы Педагогического Интернет-клуба стала очевидной актуальность организации информационно-методической поддержки развития педагогов именно на базе современных Интернет-технологий.
Администрация Педагогического Интернет-клуба приглашает всех заинтересованных лиц к участию в работе Клуба и надеется, что каждый преподаватель найдет что-то полезное на страницах нашего сайта http://club-edu.tambov.ru.
Литература
1. Подольский В.Е. Создание инфраструктуры системы открытого образования //Информатика и образование: - 2001. - № 4. - С. 11-18.
2. Подольский В.Е., Толстых С.С. Повышение эффективности региональных образовательных компьютерных сетей с использованием элементов структурного анализа и теории сложности. - М: Машиностроение, 2006. - 176 с.
3. Подольский В.Е., Толстых С.С. Теоретические основы и практические аспекты построения региональных образовательных компьютерных сетей //Матер. Всеросс. научн.-практич. конф. «Информационные технологии в образовании и науке». - М.: МФА, 2007. - Ч 1. - С. 11-14.
4. Астафьева Н.Е., Подольский В.Е., Касатонов И.С., Писецкий А.Ф. Система ресурсных центров как территориально-распределенная инфраструктура информатизации отрасли //Ресурсные центры сферы образования России: сб. научн. ст. ГНУ «Госиформобр Минобразования России». - М., 2004. - С. 54-59.
5. Подольский В.Е. Использование критериев стохастической структурной сложности для принятия решений по реконструкции региональной образовательной компьютерной сети //Телекоммуникации и информатизация образования. -2005. - № 6 (31). - С. 69-76.
6. Подольский В.Е. Анализ состояния и перспектив развития Тамбовской областной научно-образовательной информационной сети // Вестник ТГТУ. -Т. 9. - № 2. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. - С. 166-176.
7. Подольский В.Е., Краснянский М.Н. Повышение квалификации учителей в области информационных технологий на базе педагогического Интернет-клуба //XIV Всеросс. научн.-метод. конф. «Телема-тика'2007»: Труды конф. - Т. 2. секц. Б, Е. - СПб, 18-21 июня 2007. - С.535-536.
8. Радченко И.М., Подольский В.Е., Инькова Н.А. Разработка обучающих материалов (лекций, си-муляторов) и программных приложений для проведения аудио-, видеоконсультаций в системе дистанционного обучения с использованием технологий четвертого поколения //Матер. Всеросс. научн.-практич. конф. «1Т - инновации в образовании». - Петрозаводск, 27-30 июня 2005 г. - С. 190-192.
-к
к
к