Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В.А. Дугарцыренова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ЭПОХУ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассматриваются результаты предварительного эксперимента по интеграции учебного сайта в профессионально ориентированное обучение английскому языку студентов психологических специальностей.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, учебный веб-сайт, информационно-коммуникационные технологии, внеаудиторная деятельность.
The paper reports on the results of a pilot study investigating the effects of a teacher-made website on Psychology majors' foreign language acquisition.
Key words: foreign language education, teacher-made website, information and communication technologies, out-of-class instruction.
Современный образовательный процесс характеризуется качественным изменением сложившихся подходов к организации обучения с учетом новых стратегических целей подготовки обучающихся и специалистов на разных уровнях образования. В рамках компе-тентностного подхода во главу угла ставится формирование и развитие критически мыслящего, мобильного человека, способного легко ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно регулировать свою учебную деятельность и непрерывно приобретать требуемые знания, умения и навыки. В связи с этим предъявляются новые требования к интерактивности взаимодействия между субъектами обучения, что обусловливает адаптацию существующих методов и форм организации обучения. Особая роль отводится интерактивным методам, основанным на взаимодействии субъектов обучения с целью равноправного обмена информацией и опытом, стимулировании у учащихся творческой и поисковой деятельности1, формировании у них навыков сотрудничества, критического мышления и рефлексии, — мозговому
Дугарцыренова Вера Аркадьевна — канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-495-734-02-88, e-mail: [email protected]
1 См.: Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М., 2006.
штурму, учебной дискуссии, методу проектов, ролевым играм и пр.2 При использовании интерактивных методов педагог выступает не столько как первостепенный источник информации, сколько как фасилитатор или ментор, обеспечивающий ее критическое осмысление. Учащиеся в свою очередь становятся полноправными участниками информационного обмена, причем взаимодействие между ними внутри группы принимает более интенсивный характер.
Применительно к обучению иностранным языкам (ИЯ) в настоящее время стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает широкие возможности для получения круглосуточного доступа к огромному массиву электронных ресурсов на разных языках3, создания обновляемых и многократно тиражируемых учебных материалов, а также для привлечения компьютерно-опосредованных форм иноязычного взаимодействия учащихся с широкой аудиторией (не только с преподавателем и членами учебной группы, но и с другими пользователями сети Интернет, в том числе с носителями языка)4. В связи c упрощением процедур создания авторских веб-сайтов без наличия специальной технической подготовки все большее количество педагогов прибегают к созданию и интеграции в учебный процесс веб-сайтов (teacher websites), нацеливающих учащихся на самостоятельную поисковую деятельность в информационном пространстве Интернета и практическое применение полученных ими знаний, навыков и умений иноязычного общения в удобное для них время и в комфортной обстановке.
Как показывает обзор источников, применение учебных сайтов может представлять следующие преимущества для оптимизации процесса обучения ИЯ:
• перераспределение объемов аудиторной и внеаудиторной нагрузки с переносом удельного веса на интерактивные формы взаимодействия участников обучения как в классе, так и в сетевом пространстве;
• повышение мотивации и личной заинтересованности учащихся в изучении ИЯ за счет использования мультимедийных материалов (в частности обширной изобразительной наглядности в статике и динамике), игровых элементов, а также включения привычных многим учащимся компьютерно-опосредованных форм деятель-
2 См.: Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М., 2006.
3 См.: Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2002.
4 Son J.-B. Learner Experiences in Web-based Language Learning // Computer Assisted Language Learning. 2007. Vol. 20. N 1.
ности, часто ассоциируемых у них "с прогрессом, успешностью и соответствием духу времени"5;
• обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения (например, посредством отбора и размещения преподавателем аудиовизуальных материалов, стимулирующих различные каналы обработки информации и отвечающих познавательным и профессиональным потребностям учащихся с разными когнитивными стилями, типами темперамента и особенностями памяти);
• повышение творческой и познавательной направленности учебного процесса (например, за счет использования проблемных заданий и веб-квестов, требующих активного поиска и привлечения иноязычных интернет-ресурсов);
• повышение уровня информационной компетенции учащихся как совокупности умений применения современных информационных ресурсов и технологий для решения широкого круга задач.
В связи с вышесказанным, как нам представляется, использование учебного веб-сайта в эпоху информатизации образования необходимо рассматривать как одно из условий оптимизации обучения ИЯ в неязыковом вузе, где время аудиторного контакта между преподавателем и учащимися во многих случаях не превышает двух или четырех академических часов в неделю, а конечная цель обучения по данной дисциплине формулируется весьма глобально: в короткий срок подготовить специалиста, владеющего иностранным языком, для участия в профессиональном общении с коллегами, поиска и извлечения профессионально значимой информации из различных источников, оперирующего лингвострановедческими знаниями об особенностях взаимодействия с зарубежными партнерами в целях профессиональной деятельности, дальнейшего образования и повышения квалификации6.
На настоящий момент существует ряд работ7, подтверждающих положительное влияние автоматизированных учебных комплексов и образовательных сред (включая учебные сайты)8 на результа-
5 Патрикеева О.К. Повышение мотивации к изучению иностранных языков в неязыковом вузе // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. Электросталь, 2011. С. 85.
6 См.: Войнатовская С.К. Реализация иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов неязыковых вузов // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Мат-лы Меж-дунар. заочной науч.-практ. конф.
7 См.: Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационных технологий обучения иностранным языкам. М., 2004.
8 См.: Тельнова А.А., Абубакирова Н.П. Формирование виртуальной среды обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. Вып. 5 / Под ред. А.Л. Назаренко. М., 2012.
ты обучения ИЯ в неязыковом вузе. В то же время пока малоосве-щенными остаются вопросы дидактической целесообразности использования учебных сайтов для организации внеаудиторной иноязычной деятельности студентов гуманитарных направлений; вопросы определения оптимального соотношения аудиторных и внеаудиторных видов учебной деятельности с применением учебного сайта; вопросы, касающиеся объема энергозатрат и объективных трудностей в реализации данного подхода в условиях неязыкового вуза, и, наконец, отношение самих обучающихся и преподавателя к подобным изменениям в характере протекания учебного процесса.
В целях оценки целесообразности использования учебного сайта при обучении ИЯ студентов психологических специальностей в первом семестре 2012/13 учебного года мы провели разведочный (предварительный) эксперимент по интеграции поддерживающего сайта в практику обучения английскому языку студентов I курса вечернего отделения факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Количество участников составило 10 человек (из 13 человек в группе). Длительность проведения эксперимента 15 недель.
Исходной предпосылкой для интеграции сайта как дополнительного информационного ресурса и среды внеаудиторного иноязычного общения субъектов обучения явились специфические условия обучения в рассматриваемом вузе, требующие введения дополнительных (сетевых) форм работы по ИЯ для решения следующих нетривиальных противоречий:
• проблемы большого разброса в уровнях подготовки учащихся рассматриваемой группы (от уровня Л2 до уровня B2 по Общеевропейской шкале уровней владения ИЯ);
• ограниченное количество аудиторных часов (4 акад. ч. в неделю) для презентации и эффективной отработки языкового и речевого материала, а также организации контроля добросовестного выполнения каждым тренировочных и коммуникативных заданий на его активизацию и творческое применение;
• неравномерное распределение аудиторного времени в рамках одной учебной недели (одно занятие в неделю), создающего предпосылки для недостаточного усвоения и быстрого забывания пройденного материала.
В рамках данного исследования наша задача заключалась прежде всего в определении отношения студентов к участию в предложенных видах внеаудиторной деятельности на базе созданного нами сайта и выявлению потенциальных трудностей реализации рассматриваемой технологии обучения с учетом отзывов участников проекта. В связи с этим в начале обучения среди студентов было проведено первое анонимное анкетирование, выявляющее
их исходное отношение к использованию ИКТ в обучении ИЯ и сетевым формам работы и общие пожелания применительно к изучению ИЯ на вузовской ступени обучения.
В результате анонимного анкетирования было установлено, что:
• все учащиеся имеют систематический доступ в Интернет как на территории вуза, так и за его пределами, что делает возможным использование сайта;
• большинство опрошенных не считают современные интернет-технологии эффективным способом развития иноязычной компетенции, в частности устно-речевых умений, по сравнению с традиционным общением в классе;
• ни один из участников проекта на момент начала обучения не имел опыта пребывания в англоязычной стране и не имел существенного опыта использования ИКТ для изучения ИЯ;
• 80% учащихся осознают острую необходимость получения дополнительных возможностей для практики иноязычного общения.
Итак, при разработке концепции создания и использования учебного сайта мы руководствовались результатами входного диагностирующего тестирования, данными анонимного анкетирования, результатами работ отечественных и зарубежных коллег9, а также раннего опыта создания и использования нами учебного сайта в обучении студентов языкового вуза, описанного в работах10.
Отобранные нами учебные материалы были разделены на шесть основных тематических разделов (1. Человеческие взаимоотношения; 2. Здоровье и спорт; 3. Путешествия и туризм; 4. Человеческий ум и особенности памяти; 5. Роль денег и материального благополучия в современном обществе; 6. Особенности межкультурного взаимодействия. Культурный шок) и предъявлялись в условиях работы в классе, а затем во внеаудиторное время через сайт. Они включали:
• звуковые и письменные тексты общегуманитарной и профессиональной направленности;
• составленные нами лексические списки по отобранным темам общения, доступные через сайт;
• отобранные тренировочные упражнения по грамматическим темам, предусмотренным для изучения на I курсе неязыкового вуза для гуманитарных специальностей;
9 Tsai S. Students' Perceptions of English Learning through EFL Webquest // Proceedings of World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications / Eds E. Pearson, P. Bohman. Chesapeake, 2006; Kung S., Chuo T. Students' Perceptions of English Learning through ESL/EFL Websites // TESL-EJ. 2002. Vol. 6. N 1. URL: http://www.tesl-ej.org/ej21/a2.html (дата обращения: 10.10.2012).
10 См.: Дугарцыренова В.А. Опыт создания и использования учебного веб-сайта для оптимизации обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза (I курс; английский язык) // Языки в современном мире: Мат-лы IX ежегодной междунар. конф. / Отв. ред. С.К. Гураль. Томск, 2010.
• разработанные нами контрольные задания на активизацию предложенной лексики в классе и в рамках внеаудиторной работы с сайтом;
• промежуточные тесты по рассмотренным темам, предлагавшиеся перед началом изучения новой темы;
• отобранные и организованные нами ссылки на веб-ресурсы для изучающих английский язык как иностранный, а также аутентичные профессионально ориентированные веб-ресурсы (аудио- и видеоматериалы, статьи и тесты) для специалистов в области психологии.
Особое внимание уделялось разработке условно-речевых и коммуникативных заданий для внеаудиторной деятельности учащихся через сайт (условно названных нами веб-заданиями), предлагаемых в продолжение аудиторной работы и предполагающих индивидуальную и групповую работу учащихся по активизации изученного в классе материала в сетевом режиме. Основные типы заданий для выполнения через сайт можно отнести к открытым заданиям. Они включали:
• составление предложений и связных текстов с предложенной лексикой в письменной форме и их размещение в Сети;
• составление монологических устных высказываний по речевому стимулу — описания, повествования, выражения личной позиции по спорным утверждениям и дискуссионным вопросам;
• участие в обсуждении дискуссионных вопросов в рамках очерченной тематики.
Выполнение данных заданий в сетевом режиме было организовано на базе ряда инструментов сетевой коммуникации:
• текстового форума (www.lefora.com), обеспечивающего письменную отсроченную коммуникацию учащихся в рамках тематических ветвей;
• голосового форума (www.voxopop.com), позволяющего организовать устное асинхронное взаимодействие учащихся всей группы по предложенной теме обсуждения;
• аудио дропбокса (audio dropbox — www.clear.msu.edu) — интерактивного веб-приложения для сбора индивидуальных устных сообщений учащихся через сайт.
Максимальное время выполнения заданий после изучения новой темы в классе составляло две недели. Преподаватель высылал на электронные адреса участников уведомления о добавлении к сайту новых заданий по истечении каждой учебной недели. Результаты выполнения отдельных заданий сайта обсуждались в классе, что обеспечивало своевременный контроль участия в сетевых формах деятельности через сайт. Более того, учащимся предлагались промежуточные тесты по пройденным темам, проверяющие
знание материала, предъявленного как в классе, так и через сайт, результаты которых позволили сделать выводы о владении учащимися 80% лексического материала по теме. Примечательно, что на такой показатель не повлияли результаты выполнения теста теми учащимися, которые пропустили аудиторные занятия по данным темам, однако продолжали выполнять задания раздела, предложенные через сайт.
Немаловажное внимание в ходе эксперимента уделялось предоставлению преподавателем обратной связи по выполненным учащимися заданиям на сайте. Она выражалась в следующих формах:
• в участии преподавателя в групповых обсуждениях предложенных вопросов и тем в форуме для стимулирования дискуссии;
• в подробном комментировании содержания и лингвистического оформления индивидуальных письменных и устно-речевых продуктов иноязычной деятельности учащихся (постов в форуме и аудиосообщений);
• в комментировании в режиме форума лингвистического оформления сразу нескольких сообщений учащихся, привлекающих внимание ввиду присутствующих в них нарушений норм употребления лексических единиц, грамматических структур и пр.
По окончании 15-й недели эксперимента среди участников проекта были проведены повторное анонимное тестирование и устная беседа, выявляющие оценку ими информационно-методического наполнения сайта, предложенных заданий и сетевых форм работы. Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы о лингводидактических особенностях и целесообразности использования учебного веб-сайта в обучении ИЯ студентов неязыкового вуза:
• более 60% опрошенных согласны с тем, что организация в дополнение к аудиторной деятельности форм работы через сайт является обоснованной и необходимой, так как она обеспечивает выход в речь пройденного языкового и речевого материала и позволяет оценить собственные успехи в обучении;
• более 70% участников согласны, что содержание различных разделов сайта, в частности отобранных ресурсов для изучения английского языка, способствует повышению их общего уровня подготовки по ИЯ;
• отдельные учащиеся считают, что внеаудиторная работа через сайт должна включать устно-речевое общение в реальном времени, например через видеоконференцию;
• поскольку продукты устной и письменной деятельности становятся "постоянно" доступными не только преподавателю, но и другим членам группы, их выполнение предполагает большую сте-
пень ответственности по сравнению с традиционными заданиями в классе и требует тщательного планирования и подготовки;
• отдельные задания "с элементами размышления" отвечают познавательным потребностям рассматриваемой группы студентов и находят у них положительный отклик в связи с их творческой и проблемной направленностью, стимулируя более углубленное изучение темы;
• предложенные формы работы представляются ценными для развития у учащихся помимо прочих умений недостаточно сформированной информационной компетенции.
В целом достигнутые результаты позволяют заключить, что в представлении самих учащихся организация их внеаудиторной деятельности по ИЯ на основе сайта способствует дальнейшей активизации пройденного в классе учебного материала, повышению творческой и поисковой направленности обучения, развитию комплексных общеучебных и коммуникативных умений обучающихся, усилению их эмоциональной вовлеченности в процесс изучения ИЯ, а также обеспечивает более интенсивное и равноправное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
Список литературы
Войнатовская C.К. Реализация иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов неязыковых вузов // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. Электросталь, 2011. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М., 2006. Дугарцыренова В.А. Опыт создания и использования учебного вебсайта для оптимизации обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза (I курс; английский язык) // Языки в современном мире: Мат-лы IX ежегодной междунар. конф. / Отв. ред. С.К. Гураль. Томск, 2010. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационных технологий обучения иностранным языкам. М., 2004. Патрикеева О.К. Повышение мотивации к изучению иностранных языков в неязыковом вузе // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. Электросталь, 2011. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М., 2006. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2002.
Тельнова А.А., Абубакирова Н.П. Формирование виртуальной среды обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. Вып. 5 / Под ред. А.Л. Назаренко. М., 2012.
Kung S., Chuo T. Students' Perceptions of English Learning through ESL/ EFL Websites // TESL-EJ. 2002. Vol. 6. N 1. URL: http://www.tesl-ej. org/ej21/a2.html (дата обращения: 10.10.2012).
Son J.-B. Learner Experiences in Web-based Language Learning // Computer Assisted Language Learning. 2007. Vol. 20. N 1.
Tsai S. Students' Perceptions of English Learning through EFL Webquest // Proceedings of World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications / Eds E. Pearson, P. Bohman. Chesapeake, 2006.