2. Walter W. The knowledge economy [эл.рес^с] /Walter W. Powell and Kaisa Snellman// Режим доступа: http://www.stanford.edu/group/song /papers/ powell snellman.pdf (дата обращения 02.11.11).
3. Houghton J. The knowledge-based economy / John Houghton and Peter Sheehan // Centre for Strategic Economic Studies Victoria University [Элек^юнный ресурс] II Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/51/8/1913021 .pdf(дата обращения 15.03.10)
УДК 338.46 ББК 60.8:65.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ДИАЛОГА С АБИТУРИЕНТОМ (НА ПРИМЕРЕ СПбГУСЭ)
A.B. Чайковская
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петерб^г, ул- Кавалергардская, 7, лит. А
Важной отличительной чертой современного конкурентоспособного вуза является его инновативность. К инновациям в сфере образования должны относиться только те методы, которые будут иметь будущее и обеспечат прогрессивное развитие вуза. Инновации должны создавать качественные изменения в системе обучения и обновляться, так как любые нововведения постепенно устаревают. Инновации — это постепенный созидательный процесс, происходящий внутри вуза, призванный сохранить все лучшее из старого и постоянно привносящий качественно новые элементы для осуществления целенаправленных преобразований. Поэтому поиск инновационных методов и их внедрение в деятельность вуза становятся актуальнее с каждым днем. В современном мире будущее будут иметь те вузы, которые ориентированы на инновационные процессы в своей деятельности, так как в постоянно изменяющихся условиях внешней среды необходима возможность быстрой адаптации в случае существенных или неожиданных изменений [1].
С каждым годом конкуренция обостряется, это приводит к тому, что вузам необходимо разрабатывать различные инновационные подходы, учитывающие все технологические и коммуникационные особенности современных реа-
лий. Конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками услуги как таковыми, а с его привлекательностью для потребителей. Оценка конкурентоспособности вуза может осуществляться только в сфере образования. Конкурентоспособность вуза во многом зависит от того, насколько образовательное учреждение может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность вуза не может быть достигнута в короткий промежуток времени, - она достигается при длительной и безупречной работе в сфере образования. Отсюда можно сделать вывод, что вуз, предоставляющий образовательные услуги более длительный период времени, имеет большие конкурентные преимущества перед тем вузом, который только начинает предоставлять эти услуги или предоставляет их с недавнего времени. Другими словами, конкурентоспособность вуза определяют его конкурентные преимущества [2].
Исходным условием планирования и создания конкурентоспособности образовательных услуг является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения
определенных потребностей и для обеспечения предпочитаемых преимуществ по сравнению с аналогичными образовательными услугами других вузов.
При большом количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза, приоритетную роль играют следующие:
- подготовка специалистов, которые выдержат конкурентную борьбу на конкретных внешнем и внутреннем рынках труда;
- способность удовлетворить требования, предъявляемые потребителями к образовательным услугам;
- инновативность образовательных услуг, т.е. введение новизны в образовательные услуги, отличающиеся от образовательных услуг других вузов [1].
Важно также отметить, что возрастание роли регионального компонента требует активного внедрения новых региональных образовательных программ для решения проблем реформирования образования, а также стимулирует спрос на услуги высшего профессионального образования. Учитывая прежде всего демографическую ситуацию в стране, которая связана непосредственно со снижением спроса на образовательные услуги, вузам необходимо разрабатывать различные инновационные подходы, включающие все технологические и коммуникационные особенности сегодняшнего дня. Например, активно использовать в своей деятельности социальные сети.
Популярность социальных сетей в современным мире возрастает ежедневно. По данным компании Nielsen Online, социальные сети, такие как Facebook или MySpace, а также блоги обогнали по популярности e-mail: эти сервисы регулярно посещают уже 66,8% всех Интернет-пользователей [3].
В своем исследовании компания Nielsen измеряла интерес к тем или иным категориям веб-сайтов по количеству людей, которые регулярно посещают такие ресурсы. На первом месте Интернет-поиск - им пользуются 85,9% всех опрошенных. Далее идут «Порталы/сообщества»
(85,2%), а также «Программное обеспечение» (73,4%).
Первые социальные сети появились в середине 90-х годов и предоставляли пользователям начальные возможности для общения, подобно Groups/OneList, ICQ, Evite. Такие сетевые сервисы, как правило, не рассматривались в качестве социальных сетей, но тем не менее они являются тем самым фундаментом, на котором в дальнейшем развивались онлайн-услуги для общения и взаимодействия пользователей. К таким сервисам можно отнести несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью веб-технологий:
1) Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить здесь свое сообщение;
2) Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные;
3) Блоги (от англ. web log - web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал, т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, но самый распространенный подход - это ведение бло-га как собственного дневника. С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети, т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой [3]. Термин социальная сеть был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в
работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения» [2]. Социальные сети 2.0 появились в начале XXI века, когда предприниматели разобрались в их сущности и определились с теми широчайшими возможностями, которые они предоставляют всем сферам деятельности. Социальные сервисы позволили создавать социальные сети для отдыха и для работы.
В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос и Альфред Реньи написали ряд статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уотте и Стивен Строгач развили теорию социальных сетей и в числе многих других открытий ввели понятие коэффициента кластеризации (clustering coefficient) - степени близости между неоднородными группами. К 70-м годам XX в. окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.
Современное понятие «социальные сети» буквально означает некий круг знакомых, в котором сам человек является центром «сети», а его знакомые -«ветки» этой сети, отношения между этими людьми - связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.
Влияние индустрии социальных сетей на современную жизнь неоспоримо, и в настоящий момент социальные сети эволюционируют наиболее значительным образом - они движутся к новой категории сетей: социальным сетям версии 3.0 (Social Networks 3.0). В разных регионах популярность социальных сетей различна. Так, сети MySpace, Facebook, Twitter и LinkedIn более популярны и распространены в Северной Америке. Во многих странах наибольшую популярность имеют локальные/национальные социальные сети:
- в Канаде - Nexopia;
- в Великобритании - Bebo;
- в Германии - Hi5, dol2day;
- во многих странах Европы (исключая Германию) большим спросом пользуются англоязычные социальные сети Tagged.com, XING и Skyrock;
- в Южной и Центральной Америке - Public Broadcasting Service, Orkut, Facebook и Hi5;
- в Азии предпочитают Friendster, Multiply, Orkut, Xiaonei и Cyworld;
- в Бразилии около 55 % пользователей сетей предпочитает Orkut [3].
По числу пользователей лидируют следующие социальные сети:
- Facebook - 500 000 000 чел.;
- MySpace - 255 000 000 чел.;
- Twitter - 200 000 000 чел.;
- Windows Live Spaces -120 000 000 чел.;
- Habbo Hotel -121 000 000 чел.;
- В Контакте -110 000 000 чел. ;
- Friendster - 90 000 000 чел.;
- Hi5 -80 000 000 чел.;
- Tagged.com -70 000 000 чел. Наиболее популярными русскоязычными социальными сетями, по данным исследователей, являются: ВКон-такте, МойКруг, Мой [email protected], Од-ноклассники.ги, ЖЖ [3].
Для формирования качественного состава своего потенциального абитуриента вузу необходимо разрабатывать четкую систему информирования. Доведение информации до абитуриентов может осуществляться посредством различных каналов, таких как:
- публикации в СМИ;
- репортажи о выпускниках;
- перечень направлений подготовки с указанием перспектив трудоустройства;
- размещение информации на сайте вуза о перспективах трудоустройства и о трудоустройстве выпускников прошлых лет;
- проведение Интернет-конференций и веб-семинаров по вопросам поступления;
- организация использования социальных сетей в целях доведения информации до потенциальных абитуриентов и их родителей;
- организация форумов на сайте вуза;
- организация профориентационной работы с учащимися выпускных классов в ходе проведения дней открытых дверей, круглых столов и встреч с участием представителей учреждений профессионального образования, работодателей, выпускников прошлых лет;
- проведение профориентационного тестирования для учащихся и выпускников школ с целью определения их выбора направления подготовки [2].
Такая четкая система информирования может помочь вузу в построении не только обычного диалога с абитуриентом, но и диалога интерактивного. Степень интерактивности - это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно можно добиться какой-либо цели посредством взаимодействия с кем-либо [1]. Кроме того, задачей любого конкурентоспособного вуза является улучшение качественного состава абитуриентов.
Для решения данных задач предлагаются следующие мероприятия: внедрение в довузовскую подготовку вуза интерактивных олимпиад школьников и
Количество участников дней
проведения дней открытых дверей в режиме онлайн. Эти инновационные мероприятия будут способствовать в дальнейшем повышению спроса на услуги высшего профессионального образования, конкурентоспособности учебного заведения, выявлению творческого потенциала учащихся средних образовательных учреждений.
Интерактивный диалог с абитуриентом можно начинать при проведении дней открытых дверей в режиме онлайн. Согласно правилам проведения данного мероприятия, сотрудники приемной комиссии, находясь перед экранами своих мониторов, отвечают на вопросы абитуриентов в течение ограниченного, заранее определенного периода времени. Все вопросы и ответы сохраняются на сайте университета в виде ссылок (например: 13.02.2011г., 12.03.2011г. и т.д.). День открытых дверей в режиме онлайн может проводиться с помощью Skype («скайп») - бесплатного проприетарного программного обеспечения с закрытым кодом, обеспечивающим шифрованную голосовую связь через Интернет [3].
В рамках деятельности приемной комиссии СПбГУСЭ проводился эксперимент организации дня открытых дверей в режиме онлайн. К настоящему моменту количество участников таких дней открытых дверей увеличилось с трех до десяти (см. табл. 1).
Таблица 1
1тых дверей в режиме онлайн
№ Месяц Количество участников
1 Январь 3
2 Февраль 5
3 Март 6
4 Апрель 7
5 Май 10
Динамика количества участников свидетельствует о росте интереса потенциальных клиентов вуза к услугам образовательного учреждения, а также о повышении степени заинтересованности работников университета к использованию в своей деятельности принципов инновационное™.
Интерактивная олимпиада школьников 9,10,11 классов, учащихся лицеев и колледжей, профессионально ориентированной молодежи «Твой мир. Твой шанс-2011» (далее - интерактивная олимпиада) подразумевает свою реализацию через Интернет-ресэдэс (e-mail). Элементами ее интерактивности являют-
ся все программные модули, с помощью которых учащиеся могут выполнить предложенные олимпиадные задания. Целью проведения интерактивной олимпиады является создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся образовательных учреждений в
области туризма и туристских услуг, привлечения талантливой молодежи к обучению по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». Количество участников во всех группах в социальных сетях в период с февраля по май 2011 г. составило 112 чел. (см. табл.2).
Таблица 2
Количество участников интерактивной олимпиады, зарегистрировавшихся в
социальных сетях
№ Социальная сеть Кол-во участ- Кол-во заявок на Кол-во участ-
и/ ников группы участие в интерак- ников интерак-
п тивном олимпиаде тивнои олимпиады
1 Вконтакте 46 39 31
2 Мой мир 34 24 18
3 Одноклассники 32 21 16
4 Итого 112 84 65
Путем анализа было установлено, что в социальных сетях были зарегистрированы участники из Ленинградской области, республик Карелия, Башкортостан, Калмыкия, из Салехарда, Брянской области. Также выяснилось, что в число участников интерактивной олимпиады вошли не только выпускники, но и учащиеся 9-х и 10-х пассов.
В ходе проведенного вузом эксперимента стало очевидно, что интерактивная составляющая данного мероприятия помогает расширить географию поступающих, определить целевую аудиторию по конкретному направлению подготовки, а также способствует привлечению к образовательным услугам высшего профессионального образования школь-
ников из различных регионов России начиная уже с 9-го масса.
На сегодняшний день развитие регионального компонента в приемной кампании того или иного вуза по привлечению абитуриентов содержит в себе не только инновативный характер, но и необходимость стабильно удерживать свои позиции на рынке образовательных услуг, быть конкурентоспособным.
Таким образом, проведение вышеуказанных мероприятий, постоянный поиск и внедрение современных образовательных технологий, инновационных подходов к обучению и их реализация позволит вузу оставаться конкурентоспособным и удерживать лидирующие позиции на рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-^^оторговый центр «Маркетинг», 2002.
2. Фатхудинов P.A. Управление конкурентоспособностью вуза II Высшее образование в России. 2006. №9. С. 37-38.
3. Российский бизнес: электронный журнал. 24.10.10г. URL: rb.ru (30.10.11).