УДК 311.42(470.12)
К.И. Ефремов
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА
В статье обобщается практика работы служб государственной статистики Вологодской области по информационному обеспечению управленческой деятельности государственной власти. Вносятся предложения по организационному и техническому совершенствованию сбора и обработки статистической информации для органов местного самоуправления.
В решении задач по ускорению экономического и социального развития нашей страны важнейшее значение приобретает повышение роли и ответственности региональных и местных органов за эффективность проводимой политики и осуществляемых в рамках законодательно определенных им сфер компетенции действий. Эффективная деятельность региональных и местных властей практически невозможна без совершенствования организации соответствующего информационно-статистического обеспечения.
Б настоящее время система региональной статистической информации базируется на совокупности показателей, получаемых при осуществлении государственных статистических наблюдений на федеральном, ведомственном и региональном уровнях. В целом информационные ресурсы региональной статистики можно представить в виде совокупности, состоящей из следующих блоков:
- официальная статистическая информация, сформированная на основе сплошного учета, выборочных наблюдений, переписей, анкетирования в рамках статистических работ, финансируемых из федерального бюджета (на основании Производственного плана статработ);
- информация, получаемая при осуществлении ведомственных статистических наблюдений и на основе безвозмездно предоставляемой территориальным органам статистики;
- данные наблюдений, проводимых за счет средств бюджета субъекта (сверх Производственного плана статработ), учитывающие региональную специфику.
В целях своевременного и качественного информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления Вологдастатом ежегодно заключаются договоры, соглашения о сотрудничестве и межведомственном информационном обмене, выпускается каталог
ЕФРЕМОВ Константин Иванович кандидат экономических наук,
руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области
информационностатистических изданий и услуг. Кроме того, формируется перечень экономико-статистических материалов, предназначенных непосредственно для информационного обслуживания органов местного самоуправления. Он включает: экспресс-информации, бюллетени, комплексные материалы - как в разрезе муниципальных образований, так и отдельно по каждому району (городу).
Постепенный переход на сквозную технологию обработки форм ста тисги-ческих наблюдений, начатый с января 2000 года, использование современной компьютерной сети и базовых технологий позволили автоматизировать процессы подготовки отдельных информационных материалов и сконцентрировать выпуск информации для местных руководящих органов на областном уровне. Благодаря этому удалось улучшить качество и повысить уровень достоверности данных. Вологдастатом ежеквартально выпускается краткий доклад «О положении в экономике и социальной сфере муниципального района», ежемесячно - статистический бюллетень «Социально-экономическое положение муниципальных районов области».
Особенностью содержания информации для органов местного самоуправления является разработка районного разреза по многим формам статистических наблюдений с учетом данных территориально обособленных единиц (филиалов, подразделений и других несамостоятельных структур областных организаций). Эта информация создается с учетом заказов органов власти и, соответственно, финансируется Правительством Вологодской области.
По инициативе Вологдастата созданы и ведутся электронные версии «Паспорта области» и «Паспорта муниципального района» (в программе MS EXCEL),
содержащих более 20 разделов табличного материала, отражающих в динамике социально-экономическое развитие области, района (города).
Новые задачи перед статистикой возникли в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ. Этот закон в Вологодской области уже третий год реализуется в полном объеме, что усилило потребность региональных и муниципальных органов власти в статистической информации не только в целом, но и по поселениям.
Росстат видит информационностатистическое обеспечение муниципальных образований (МО) в разработке и ведении паспортов МО I и II уровней. В настоящее время идет согласование методики разработки их показателей. Паспорт позволяет сформировать по итогам года показатели социально-экономического развития, необходимые для анализа, сравнения, а в перспективе - и для измерения динамики развития муниципального образования.
Однако, по нашему мнению, паспорт МО не отвечает в полной мере потребностям муниципальных органов управления, так как не предоставляет возможностей своевременно влиять на происходящие процессы из-за отсутствия промежуточной информации.
Как нам представляется, решить эту проблему можно двумя путями. Первый - это создание муниципальной статистики. Исторический пример такой организации - земская статистика XIX века. Но движение по этому пути потребует немало времени и дополнительных затрат.
Второй путь - получение социально-экономической информации по договорам, заключаемым администрациями
муниципалитетов с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики.
Данный вариант апробирован нами в Грязовецком районе. Его администрацией совместно с Вологдастатом разработана программа «Организация информационно-статистического обеспечения Грязовецкого муниципального района», которая утверждена Земским собранием. Конечная цель программы - создание информационноаналитической системы, что на современном этапе является наиболее оптимальным и перспективным с точки зрения использования информационных технологий. Формирование системы позволит органам местного самоуправления исследовать явления, происходящие на территории района, анализировать их с использованием комплексного подхода к решению задач, полнее использовать графические и другие методы обработки информации. Все это расширяет возможности для оперативного принятия качественных управленческих решений.
В рамках создания указанной информационно-аналитической системы предоставление статистической информации со стороны Грязовецкого отдела государственной статистики было организовано путем формирования обменных массивов для последующей загрузки в БД SQL SERVER, под управлением ПК СТАТЭК, которая функционирует на сервере администрации района.
Организационным методом создания БД явилась разработка двух уровней системы показателей: для оценки социально-экономического положения муниципального района и мониторинга деятельности предприятий на основе оперативной отчетности.
В процессе разработки структуры базы данных использовалась «Унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования», утвержденная Госкомстатом России. С учетом того, что приведенный в этом документе перечень показателей не в полной мере соответствует потребностям в информации со стороны администраций районов и городов, поселений, был значительно расширен набор показателей, характеризующих финансовое состояние субъектов территории, функционирование жилищно-коммунального сектора района, уровень жизни населения. В настоящее время в базу данных включена информация по унифицированным формам П1-П4, П1-сх, 3-ф, 22-жкх (сводная). В базе «Мониторинг социально-экономического развития района» отражаются отдельные показатели по району в целом о вводе жилья, работе транспорта, объемах услуг населению, а также ведомственная отчетность. Для расчетов используются показатели цен и прожиточного минимума в среднем по области.
Вся информация, подготовленная районным отделом статистики, направляется в администрацию в электронном виде. При этом осуществляется защита информации: данные по предприятиям доступны лишь ограниченному кругу лиц. Информация о сводных итогах используется всеми специалистами администрации.
Модель организации информационно-статистического обеспечения муниципального района показана на рисунке.
На основании уже накопленного опыта можно сделать определенные выводы.
□
□
□
□
□
□
□
□
□
РЕСУРСЫ
Федеральные статистические• наблюдения
I
РЕЗУЛЬТАТ
Сводные данные по МО
Ведомственные____
наблюдения
Региональные наблюдения —^ с учетом местных единиц
База данных ПП СТАТЭК
Данные по видам экономической деятельности
Данные по поселениям
ВОЛОГДАСТАТ
Договор на ИСО ^
----► АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Организация информационно-статистического обеспечения муниципального района
Во-первых, созданная информационно-аналитическая система позволяет комплексно снабжать органы местного самоуправления информацией в целом по району, по видам экономической деятельности, по сельским поселениям и может служить переходной моделью к созданию муниципальной статистики.
Во-вторых, очень важно, что выходная информация формируется специалистами районных администраций исходя из потребностей руководящего состава сельских поселений, с учетом их специфики.
В-третьих, система органически входит в электронный документооборот.
В целом идея создания информационно-аналитических систем на уровне органов местного самоуправления достаточно перспективна. В современных условиях органы статистики должны активно способствовать стремлению администраций районов и городов систематизировать информацию
как государственной статистики, так и ведомственной, используя базовые технологии.
В настоящее время Вологдастатом заключены договоры на информационно-статистическое обеспечение по данной модели с 14 районными администрациями (всего их в области 26).
Характеристика информационностатистического обеспечения органов исполнительной власти области будет не полной, если не отразить работу Вологдастата по проведению региональных обследований.
В связи с необходимостью иметь более расширенную статистическую информацию (например, по полному кругу предприятий или разрезу видов экономической деятельности) Правительство области оформляет заказ на выполнение дополнительных статистических и экономических работ, проведение региональных обследований, на основании которых дорасчитывают-ся различные показатели (например, оборот розничной торговли), ведутся
дополнительные (сверх производственного плана) уровни разработок отдельных показателей, осуществляется формирование данных с использованием ведомственной отчетности и др.
На основании заказа складывается Региональный план статистических работ, включающий как проведение указанных мероприятий, так и мер организационного и технологического характера, направленных на максимальное использование полученных данных в информационно-статистических материалах.
В течение пяти последних лет Волог-дастат проводит региональные обследования по оценке вклада малого бизнеса в экономику области, хода реформ ЖКХ, состояния производства народнохудожественных изделий и т. д.
Большое подспорье региональные обследования оказали в ведении новой системы межбюджетных отношений, в разработке политики выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, в организации других сторон деятельности органов местного самоуправления.
Надо сказать, что региональные обследования поддерживаются департаментами Правительства Вологодской области, администрациями районов, главами сельских поселений, получают положительную оценку с их стороны, что свидетельствует о важности и необходимости работы по совершенствованию информационностатистического обеспечения деятельности органов исполнительной власти.