DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-98-107 УДК 373.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Светлана Викторовна ШАНКИНА, Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА, Лариса Александровна РОМАНИНА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: fiesta-tsu@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрена организация индивидуально-ориентированного обучения детей дошкольного возраста в области хореографического искусства. Непрерывно развивающаяся концепция образования, в том числе концепция обучения детей дошкольного возраста, активное внедрение инновационных технологий, повышение требований, которые предъявляются к современному педагогу, позволяют сделать раздел дошкольной педагогики регулярно модернизирующейся наукой, ключевая цель которой заключается во внедрении инновационных методик, адаптивно подходящих к психо-физилогическому уровню развития современного ребенка. Показано, что в рамках образовательного процесса детей дошкольного возраста в области хореографии в качестве основополагающей цели избирается индивидуально-ориентированное обучение и воспитание в области хореографического искусства. Целью индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в области хореографического искусства является развитие ребенка как единичной личности, носителя неповторимых характерных черт, которые будут отличать его от сверстников. Охарактеризованы принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в области хореографического искусства (принцип природосообразности; принцип свободы выбора; принцип открытости дидактического процесса), раскрыты формы организации индивидуально-ориентированного обучения и воспитания дошкольников в сфере хореографического искусства. Представлено исследование динамики развития дошкольников средствами хореографического искусства. Рассмотрены основные педагогические технологии индивидуально-ориентированного обучения детей дошкольного возраста в области хореографического искусства (здоровьесберегающие образовательные технологии; педагогические технологии, которые способствуют системному и гармоничному развитию личности ребенка; технологии проектной деятельности; технология «портфолио дошкольника»; информационно-коммуникативные технологии).
Ключевые слова: индивидуально-ориентированное обучение; дети дошкольного возраста; хореографическое искусство; принципы и технологии индивидуально-ориентированного обучения
Ключевая цель образовательной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста заключается в достижении основного (базового) уровня знаний, умений и навыков в области хореографического искусства. Эффективный учебно-воспитательный процесс базируется на следующих фундаментальных основах, в частности:
- единство педагогической системы;
- преемственность образовательных целей и задач обучения детей дошкольного возраста в области хореографии;
- условия педагогической деятельности;
- управление уровнем качества обучения детей в области хореографии;
- высокая степень профессиональных качеств преподавательского состава;
- уровень материально-технической и методической оснащенности, обеспечиваю-
щий качественное обучение детей в области хореографии [1].
Процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста в области хореографии призван выявить способности ребенка и его профессиональную ориентацию.
Опираясь на то, что социальные потребности в централизованной форме являются отражением дальнейших жизненных ориентиров учеников, в ходе формирования учебного плана и программ преподавателю должна быть предоставлена возможность выбирать глубину усвоения учебного материала и целенаправленного содержания обучения дошкольников в области хореографии.
Основные цели и задачи обучения и воспитания детей дошкольного возраста определяются в первую очередь под влиянием социального заказа, а также принимая во внимание конкретные педагогические условия.
98
© Шанкина С.В., Дорожкина О.А., Романина Л.А., 2018
Вместе с тем подобные условия формируют корреляционную связь с уровнем развития дошкольников, уровнем их мотивации к учебному процессу, характером и особенностями современных средств обучения, дидактическими концепциями обучения и воспитания детей в области хореографии.
В рамках образовательного процесса детей дошкольного возраста в области хореографии в качестве основополагающей цели избирается индивидуально-ориентированное обучение и воспитание в области хореографического искусства. Особенности построения программы обучения обусловлены педагогическими целями, задачами и технологиями обучения, проектируемыми в соответствии с возрастными группами.
Цель индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в области хореографического искусства заключается в развитии ребенка как единичной личности, носителя неповторимых характерных черт, которые будут отличать его от сверстников. В роли главного показателя продуктивности индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в сфере хореографического искусства выступает уровень интеллектуального и физического развития дошкольников.
В перечень принципов развивающего индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в области хореографического искусства следует включить следующие [2].
1. Принцип природосообразности -ориентация на внутренний мир детей и создание возможных условий для всестороннего раскрытия его творческого потенциала. Уважение к личности ребенка, чуткое отношение к чувственно-эмоциональным чертам ребенка, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания, что в максимальной степени способствует процессу реализации внутренних возможностей ребенка.
2. Принцип свободы выбора: всякий ребенок имеет право на самостоятельный выбор направления, содержания деятельности, право на определение целей и задач, формирование алгоритма действий в ходе решения конкретной задачи, поставленной перед ним педагогом, право на выбор материала, требующегося для всестороннего изучения вопроса.
3. Принцип открытости дидактического процесса: в образовательном процессе следует учитывать внешние условия, которые способствуют погружению в процесс изучения вопроса. В качестве таких условий, в первую очередь, следует перечислить: особенности личности каждого отдельно взятого ребенка, индивидуальные черты, возрастную специфику, качественные и количественные параметры. Порядок обучающего процесса следует скорректировать в соответствии с результатами, полученными в ходе анализа указанной информации.
Рассмотрим формы организации индивидуально-ориентированного обучения и воспитания дошкольников в сфере хореографического искусства.
1. Танцевальные игры, а также взаимосвязанные с ними разновидности творческой деятельности (изобразительные и музыкальные программы и др.) являются максимально эффективными формами развивающего обучения (происходит преобразование познавательной задачи в игровую или практическую, обладающую личностным смыслом для детей). Особенности танцевально-игровых способов организации обучающего процесса сводятся к опосредованному влиянию педагога на развитие детей через содержательный элемент и правила игры. И все же, если развивать познавательную деятельность исключительно через игру, это может обусловить возникновение существенных различий в уровне интеллектуального развития и повышение числа детей, которые нуждаются в коррекции.
2. Игра-занятие по подгруппам - первая подгруппа занимается под руководством педагога, вторая группа играет, за ними присматривает помощник (в идеале подгруппы следует разделить по разным помещениям), далее первую подгруппу помощник выводит гулять на улицу, у второй группы начинается занятие с педагогом, в рамках которого обеспечиваются условия для равномерного распределения внимания между детьми.
3. Обучение в групповой форме -групповая игра-занятие предоставляет возможность оказать реальное воздействие на ход развития каждого ребенка, оказывая друг на друга влияние, дети осуществляют обмен эмоциями и своим опытом.
Исследование динамики развития дошкольников средствами хореографического искусства.
1. Формирование индивидуальной характеристики ребенка представляет собой основной принцип исследования динамики детей дошкольного возраста. Психолог дошкольного учреждения дважды в год осуществляет этот анализ, применяя специальные методики в сфере хореографического искусства. В рамках анализа исследуются ключевые параметры развития личности ребенка: познавательный, социальный, физический, физиологический, эстетический и т. д.
2. Каждый месяц на последнюю дату отчетного периода осуществляется процесс общей оценки динамики развития каждого ребенка. Достижения ребенка в сфере хореографии фиксируются путем применения современных технологий и формирования портфолио.
3. Максимально эффективное средство накопления информации о ребенке заключается в ежедневном наблюдении. Требуется принимать во внимание динамику развития взаимодействия ребенка со сверстниками, людьми старшего возраста, за особенностями их общения во время совместной деятельности.
4. В заключительной стадии целесообразно изучить результаты индивидуальной деятельности детей. Полученные данные можно зафиксировать различными способами, выбор которых осуществляет педагог самостоятельно. Способ, получивший наибольшее распространение, это фиксация результатов путем видеозаписи. В целях обеспечения единства педагогического коллектива требуется создать условия для взаимодействия воспитателей разных смен друг с другом.
Итоговую картину динамики развития каждого ребенка можно увидеть, обобщив полученный материал и провести сравнительный анализ. Так, предоставляется возможность, отследить особенности взаимодействия педагога с каждым ребенком, установить сильные и слабые стороны личности воспитанника, скорректировать последующий процесс обучения.
Не нужно ожидать от каждого ребенка повышенного уровня развития в каждом направлении. Требуется, в первую очередь, ориентироваться на приоритетные области деятельности ребенка, согласно его интере-
сам, возможностям и творческому потенциалу. Главный показатель качества образовательного процесса заключается в прогрессе в развитии. В силу этого требуется изучить классификацию педагогических технологий в сфере хореографического искусства для дошкольных учреждений.
Современная российская дошкольная педагогика рассматривает термин «педагогическая технология» как систему шагов, приемов и способов, последовательное исполнение которых позволяет решить задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка.
Педагогическая технология воплощается в несколько этапов:
1) первичная диагностика;
2) отбор содержания форм, способов и приемов его воплощения на практике;
3) конечная диагностика достижения цели;
4) критериальная оценка результатов [3].
Основные признаки педагогической
технологии [3].
1. Строгий алгоритм деятельности (работа преподавателя, направлена на исполнение проективной и конструктивной функции).
2. Концептуальность (технология базируется на научной концепции, включающей психологическую, философскую, социально-педагогическую аргументацию достижения образовательных целей).
3. Системность (процесс должен быть логичным, его элементы целостны и взаимосвязаны).
4. Содержательность (комплекс специальных действий в рамках технологии).
5. Процессуальность (особенности развертывания процесса учебно-познавательной деятельности в сфере хореографического искусства).
6. Управляемость (возможность осуществлять диагностическое планирование, проектировать образовательный процесс, варьировать средства и методы для коррекции результатов).
7. Ситуативность (присутствие теоретических основ технологии, которые являются общей схемой, которую следует адаптировать для конкретного учебно-воспитательного процесса в сфере хореографического искусства).
8. Воспроизводимость педагогического процесса и результатов (возможность использовать технологии в рамках других условий и другими субъектами).
9. Эффективность (достижение целей, итогового результата).
10. Гибкость (возможность варьировать содержательный и процессуальный компонент в целях обеспечения легкого и свободного взаимодействия детей).
11. Динамичность (возможность развивать, преобразовывать, углублять технологии).
12. Диагностичность описания цели (цель должна отражать критерии оценки достижений детей).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологический фундамент здоровьесберегающей педагогики, комплекс форм и методов организации обучения детей, не нанося ущерб их здоровью, качественная характеристика каждой педагогической технологии по критерию ее влияния на здоровье ребенка и педагога.
Классификация здоровьесберегающих технологий в рамках дошкольного образования:
- физкультурно-оздоровительные -призваны физически развивать и укреплять здоровье ребенка (технологии развития физических качеств при помощи средств хореографического искусства);
- медико-профилактические - призваны сохранять здоровье детей под руководством медицинского персонала согласно медицинским требованиям и нормам, с применением медицинских средств;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (технологии психолого-педагогического патронажа процесса развития ребенка в рамках педагогического процесса в дошкольных организациях);
- здоровьесбережение и здоровьеобо-гащение;
- образовательные (технология воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста; личностно-ориентированное воспитание и обучение);
- обучение здоровому образу жизни (проведение танцевальных и физкультурных занятий, коммуникативных игр; «Уроки здоровья» и др.);
- сохранение и стимулирование здоровье (технология применения подвижных и танцевальных игр; хореография; стретчинг и др.);
- коррекционные (методики арт-терапии; танц-терапии; технологии музыкального влияния; сказкотерапия; психогимнастические программы и др.);
- педагогические технологии высокоактивной сенсорно-развивающей среды [4].
На сегодняшний день увеличенный спрос создают технологии, которые способствуют гармоничному, системному развитию личности ребенка.
Свойства педагогических технологий, которые способствуют системному и гармоничному развитию личности ребенка, при помощи хореографического искусства.
1. Использование педагогического воздействия вместо педагогического взаимодействия, проектирование способа взаимодействия, принимая во внимание индивидуальные особенности детей, средствами хореографического искусства.
2. Выявление индивидуальных черт отдельно взятого ребенка как субъекта познания в разных формах хореографической деятельности, оказание помощи ребенку в формировании положительной «Я-концеп-ции», расширении творческих способностей средствами хореографического искусства.
3. Содержание образования должно включать содержание опыта конкретного ребенка, иными словами, умения и навыки, которые были получены им в процессе накопления жизненного опыта. Не учитывая этот фактор, образование становится формальным и обезличенным.
Самая распространенная технология, способствующая личностному развитию дошкольника, это технология гармоничного развития ребенка-дошкольника как одного из субъектов острохарактерных детских видов деятельности следующее.
К элементам педагогической технологии гармоничного развития ребенка как субъекта творческих форм деятельности можно отнести следующее.
1. Выстраивание субъектного взаимодействия педагога и дошкольника.
2. Организация педагогического процесса при помощи средств педагогического диагностирования.
3. Индивидуально-дифференцированный подход в сфере хореографического искусства.
4. Моделирование педагогом ситуативных моделей (танцевальных, игровых, импровизационных ситуаций).
5. Принятие активного участия в повседневной жизни группы детей, обеспечение присутствия в ней множества ярких и запоминающихся моментов, вовлечение каждого ребенка в процесс.
6. Обеспечение постановки ребенка в позицию активного субъекта творческой деятельности.
7. Формирование комфортных условий для творческой деятельности, исключающих чрезмерную регламентацию (создание атмосферы доверия, сотрудничества, сопереживания, отказ от формализованных, образцовых занятий).
8. Уважение к личному выбору каждого ребенка, оказание помощи в подборке и создании собственного, уникального творческого стиля.
9. Осуществление взаимодействия педагогического и родительского коллектива.
10. Организация образовательной развивающей среды, которая состоит из нескольких образовательных центров.
11. Процесс интеграции образовательного содержания программы обучения и воспитания в сфере хореографического искусства.
Технологии проектной деятельности.
Проектная деятельность является последовательной деятельностью, осуществляемой по четкому плану, основная цель которой заключается в решении поисковых, исследовательских, практических задач в сфере хореографического искусства.
Указанный вид деятельности призван обеспечивать достижение на выходе поставленных целей, результатов, которые могут быть просчитаны, оценены по критериальному признаку. Итоговый результат представляет собой организованную работу педагога и ребенка над конкретно сформулированным вопросом. Итог такой деятельности -это в первую очередь отчетные концерты, театрализованные постановки.
Алгоритм проектной деятельности педагога и детей.
Шаг 1. Постановка проблемы. Педагогом формулируется проблема, затем он представляет ее детям и озвучивает необходи-
мость детально изучить поставленный вопрос. Дети здесь получают навык внедрения в суть поставленной задачи, детально исследовать предстоящий фронт работы.
Шаг 2. Определение цели деятельности. Педагог осуществляет постановку цели, соответствующей потребностям детей, их интересам. На данной стадии дети формируют основную перспективную цель предстоящей работы.
Шаг 3. Конкретный замысел. Педагогу нужно четко представлять схему деятельности, изначально просчитывать итоговый результат. При этом нужно вовлечь детей в процесс обсуждения методом «мозгового штурма».
Шаг 4. Планирование. Педагог формирует основные аспекты в работе с детьми, учитывая дидактические, социальные, предметно-материальные и индивидуально-личностные условия. Детьми перечисляются любимые занятия, они участвуют в танцевальных играх, изучают движения танцев, принимают участие в определении последовательности операций.
Шаг 5. Реализация проекта и постоянная рефлексия. Педагогом организуются и мотивируются различные виды деятельности через их интеграцию. Осуществляется рефлексия и своевременная коррекция отдельных шагов. Дети принимают участие в различных видах деятельности, выполняют роль партнеров и помощников педагога.
Шаг 6. Анализ результатов и презентация. Педагог обобщает проделанную работу, выделяет положительные и отрицательные стороны проектной деятельности. С помощью педагога дети подготавливают презентацию, принимают участие в обсуждении заключительного этапа проектирования.
Технология «портфолио дошкольника».
Портфолио является основной возможностью фиксации, накопления и оценки личных достижений детей во все периоды его развития. Портфолио является связующим звеном между ребенком, педагогом и родителем.
Основные функции портфолио:
- функция диагностики (с его помощью отслеживается рост, совершенствование и прогресс ребенка в какой-либо конкретный период времени);
- содержательная функция (обеспечение полноты объема занятий, разносторонность, градация сложности поставленных целей);
- рейтинговая функция (отображает спектр умений и знаний ребенка) и др.
Структура портфолио.
Раздел 1 «Знакомство». Содержит личную информацию ребенка: фамилия и имя, номер группы, возраст, интересы и предпочтения, в него вкладывается портретное фото.
Раздел 2 «Я расту!». В этом разделе осуществляется фиксация этапов взросления ребенка. Фото, видео-материалы того, каким ребенок был и стал.
Раздел 3 «Ребенок глазами родителей». Родителями пишутся собственные рассказы и воспоминания о своем ребенке, фиксируются все данные, которые смогут оказать содействие педагогу в процессе работы с воспитанником.
Раздел 4 «Мои мечты». В этом разделе ребенок фантазирует на разнообразные темы. Для оказания ему помощи предлагаются фразы, которые он сможет продолжить: «Я бы хотел, чтобы...», «Моя мечта - это...» и др.
Раздел 5 «Вот как я могу». Сюда включаются наглядные материалы, которые ребенок получает в процессе занятия хореографическим искусством. Сюда следует отнести: зарисовки ребенка, видео-сюжеты, поделки и иные показатели деятельности ребенка в процессе вовлечения его в хореографическое искусство.
Раздел 6 «Достижения». В рамках данного раздела осуществляется фиксация наградных материалов, присужденных ребенку за участие в конкурсах, фестивалях, утренниках и концертах (грамоты, медали, наградные ленты и т. д.).
Раздел 7 «Рекомендации». По результатам анализа проделанной работы с конкретным ребенком специалисты, взаимодействующие с ним, формулируют свои советы и рекомендации. Также могут озвучиваться пожелания и просьбы.
Раздел 8 «Вопросы родителей». Родителями ребенка формулируются и задаются интересующие их вопросы, которые касаются портфолио своего ребенка и организации деятельности детской образовательной организации в целом.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, требуется применение технологий,
основа которых заключается в работе с образами предметов - информационно-коммуникативными технологиями.
Специфика указанных технологий заключается в:
- наглядности. Применяя средства мультимедиа (презентации, видео ряд, анимационные зарисовки и др.), педагогом излагается его объяснение, подкрепляя сказанное увиденным;
- практической применяемости. Применение обучающих и информационных компьютерных игр помогает путем игровых действий с экрана продемонстрировать на практике самому;
- результативности. С помощью тестирующих программ педагог может дать оценку психологическому развитию детей дошкольного возраста.
Наиболее ярким примером компьютерного продукта, с которым ребенок знакомится на начальной стадии развития, это игра (развивающие и обучающие игры, игры-эксперименты, компьютерно-диагностические игры, игры-забавы).
Нужно принимать во внимание, что работу детей за компьютером нужно строго дозировать, и она не должна превышать 15 минут для детей 3-4 лет, и 20 минут для детей 5-6 лет.
Характерные особенности процесса проектирования содержания обучения.
Основные цели и задачи обучения и воспитания детей дошкольного возраста определяются в первую очередь под влиянием социального заказа, а также принимая во внимание конкретные педагогические условия. Наряду с этим указанные условия коррелируют со степенью развития учащихся, их мотивацией к обучению, средствами хореографического искусства.
В целях построения программы обучения определяющую роль играют педагогические цели, задачи и технологии обучения в сфере хореографического искусства, проектируемые в соответствии с возрастными группами дошкольников (табл. 1).
Цели обучения дошкольников в сфере хореографического искусства в существенной степени различаются с жизненными ориентирами обучаемых. Традиционную программу обучения можно варьировать и модифицировать в зависимости от определен-
Таблица 1
Педагогические цели, задачи и технологии обучения детей дошкольного возраста в области хореографического искусства
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Цели Этап формирования эстетического отношения к искусству танца в самом раннем возрасте Создание эмоционально-психологического фона личности ребенка; постижение художественных и эстетических явлений при помощи средств хореографического искусства Этап формирования мышления; углубления, обогащения и овладения сенсорно-чувственными методами постижения художественных и эстетических явлений при помощи средств хореографического искусства, создание эмоционально-психологической установки соревновательного процесса, самооценка Этап формирования мировоззрения при помощи средств хореографического искусства; стадия закладывания теоретических и ценностных основ профессионального образования, художественного воспитания в рамках его образовательно-теоретического и художественно-практического выражения, формирующего художественную культуру личности в согласии навыков, знаний, ценностных ориентиров, вкусов; развитие последующего обучения в сфере хореографического искусства
Задачи Этап развития природных данных, мотивационной готовности к получению знаний, умений, навыков; обучение детей навыку видения красоты танца Этап развития природных данных, обучение навыку видения красоты человеческих взаимоотношений и создание гармонии во взаимоотношения с остальными людьми через призму хореографического искусства Этап развития природных данных, освоения многообразных способов образно-эмоционального мышления в рамках художественно-эстетической сферы хореографического искусства; обучение навыку видения и понимания красоты окружающего мира при помощи средств хореографического искусства Этап развития природных данных, воспитания творческих потребностей и конструктивных способностей (индивидуальной экспрессии, интуитивного мышления, творческого воображения и др.); формирование эстетического мировоззрения, входящего в творческую совокупность личности; при помощи средств хореографического искусства развитие эстетического вкуса и культуры исполнения и поведения
Принципы Системность и целостность; наглядность; доступность; гуманизация; гуманитаризация Системность и целостность; наглядность; доступность; гуманизация; междисциплинарная интеграция; гуманитаризация Системность и целостность; наглядность; доступность; гуманизация; междисциплинарная интеграция; гуманитаризация; сознательность и активность; демократизация; рефлексивное управление творческой направленностью Системность и целостность; наглядность; доступность; гуманизация; междисциплинарная интеграция; гуманитаризация; сознательность и активность; демократизация; рефлексивное управление творческой направленностью; интегрированность; сознательная активность и практическая направленность
Методы Игровая методика в рамках организации деятельности; стимулирование при помощи средств хореографического искусства; упражнение Стимулирование при помощи средств хореографического искусства; применение игрового подхода к организации деятельности; требование; поощрение и наказание; сравнение; убеждение; упражнение, приведение личного примера педагога Наглядно-образная методика, словесно-метафорическая (обогащения и овладения новыми умениями, навыками); убеждение; упражнение; стимуляция; соревнование; поисковые, творческие; исполнительские; практические и мн. др. Предметно-практическая методика; метод убеждения; упражнения; стимулирование; соревнования; конкуренции, поисково-творческий; исполнительский; практический; метод импровизации; репродуктивные; метод самоконтроля и мн. др.
Формы Уроки (занятия, тренировки) групповые, индивидуальные; концерт и мн. др. Уроки (занятия, тренировки) групповые, индивидуальные, открытые; концерты; фестивали и мн. др. Уроки (занятия, тренировки) групповые, индивидуальные, открытые; концерты; фестивали соревнования; тематические встречи и мн. др. Уроки (занятия, тренировки) групповые, индивидуальные, открытые; концерты; фестивали; экзамены; тематические встречи; семинары и мн. др.
ных условий и профильной направленности. С точки зрения системного подхода процесс обучения в сфере хореографического искусства тесно интегрировал в себе статическую модель (учебные планы и программы) и динамическую модель (непосредственно процесс обучения).
В соответствии с индивидуально-ориентированным обучением дошкольников в сфере хореографического искусства на основе заданных параметров глубины усвоения материала, на наш взгляд, эффективно осуществить разделение содержания учебного материала на два этапа, соответствующих каждому разделу обучения.
Ступень I - достижение элементарной и функциональной грамотности в сфере хореографического искусства.
Ступень II - достижение общей (базовой) ступени в сфере хореографического искусства.
Глубина достижения некоторого уровня обучения дошкольников в сфере хореографического искусства наиболее наглядно может быть продемонстрирована количественными показателями времени, отведенного на каждую исследуемую тему. Количественные критерии времени изучения какого-либо конкретного материала могут варьироваться под влиянием конкретных условий организации педагогического процесса, года обучения в конкретной образовательной организации.
В процессе формирования учебного плана и программ индивидуально-ориентированного обучения дошкольников в сфере хореографического искусства должен быть реализован ряд действий:
- выявить взаимосвязи в элементах системы ценностей учащихся дошкольного возраста;
- осуществить ранжирование выявленных элементов в отношении мотивации;
- обеспечение педагогических условий, требующихся для обучения и воспитания дошкольников;
- ввести в содержание обучения дисциплины (основы классической хореографии; основы бальной хореографии; основы народно-сценической хореографии; современные танцевальные направления; свободная пластика; актерское мастерство; детские
массовые танцы и т. д.), которые позволят интегрировать и претворить на практике полученные специальные знания, умения и устойчивые навыки, являющиеся также стимулом для продолжения обучения в сфере хореографического искусства;
- использовать инновационные технологии обучения в сфере хореографического искусства, принимая во внимание психофизиологические особенности учеников;
- обеспечение направленности образовательного процесса на профессиональную ориентацию уже в раннем возрасте.
Уровень эффективности организации индивидуально-ориентированного обучения дошкольников в сфере хореографического искусства в значительной степени обусловливает реализацию изначальных интересов детей, принятие во внимание их потребностей, а также характер межличностного общения, взаимодействия в рамках коллектива, умение педагога принимать во внимание личностное самоопределение в разных ситуациях, в том числе форс-мажорных.
Непрерывно развивающаяся концепция образования, в том числе концепция обучения детей дошкольного возраста, активное внедрение инновационных технологий, повышение требований, которые предъявляются к современному педагогу, позволяют сделать раздел дошкольной педагогики регулярно модернизирующейся наукой, ключевая цель которой заключается во внедрении инновационных методик, адаптивно подходящих к психо-физилогическому уровню развития современного ребенка.
Список литературы
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2010. 160 с.
2. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб., 2011.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2011.
4. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. СПб., 2002. 122 с.
Поступила в редакцию 27.06.2018 г. Отрецензирована 13.08.2018 г. Принята в печать 17.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Шанкина Светлана Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры сценических искусств. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: fiesta-tsu@yandex.ru
Дорожкина Ольга Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и возрастной психологии. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: olga.dorozhkina.56@mail.ru
Романина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: r-irina75@mail.ru
Для корреспонденции: Шанкина С.В., e-mail: fiesta-tsu@yandex.ru
Для цитирования
Шанкина С.В., Дорожкина О.А., Романина Л.А. Организация индивидуально-ориентированного обучения детей дошкольного возраста в области хореографического искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 98-107. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-98-107.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-98-107
ORGANIZATION OF INDIVIDUALLY-ORIENTED TEACHING PRESCHOOL-AGE CHILDREN IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART
Svetlana Viktorovna SHANKINA, Olga Alekseevna DOROZHKINA, Larisa Aleksandrovna ROMANINA
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: fiesta-tsu@yandex.ru
Abstract. We consider the organization of individually-oriented teaching of preschool children in the field of choreographic art. The continuously developing concept of education, including the concept of teaching preschool children, the active introduction of innovative technologies, increasing the requirements that apply to the modern teacher, allow to make the section of preschool pedagogy regularly modernized science, the key goal of which is to introduce innovative techniques that are adaptively suitable to the psycho-physiological level of development of the modern child. It is shown that within the educational process of preschool children in the field of choreography as a fundamental goal is selected individually-oriented training and education in the field of choreographic art. The purpose of individual-oriented training and education in the field of choreographic art is the development of the child as a single person, a carrier of unique characteristics that will distinguish him from his peers. The principles of developing individually-oriented training and education in the field of choreographic art (the principle of naturalness; the principle of freedom of choice; the principle of openness of the didactic process) are characterized, the forms of organization of individually-oriented training and education of preschool children in the field of choreographic art are revealed. Research of dynamics of development of preschool children by means of choreographic art is presented. The main pedagogical technologies of individually-oriented teaching of preschool children in the field of choreographic art (health-saving educational technologies; pedagogical technologies that contribute to the systematic and harmonious development of the child's personality; project activities technology; "portfolio preschool" technology; information and communication technologies).
Keywords: individual-oriented training; children of preschool age; choreographic art; principles and technologies of individual-oriented education
References
1. Gavryuchina L.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v DOU [Health-Saving Technologies in Preschool Educational Institution]. Moscow, 2010. 160 p. (In Russian).
2. Khabarova T.V. Pedagogicheskie tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii [Pedagogical Technologies in Preschool Education]. St. Petersburg, 2011. (In Russian).
3. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'nayapedagogika [Preschool Pedagogy]. Moscow, 2011. (In Russian).
4. Bure R.S. Kogda obuchenie vospityvaet [When Training Educates]. St. Petersburg, 2002, 122 p. (In Russian).
Received 27 June 2018 Reviewed 13 August 2018 Accepted for press 17 September 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Shankina Svetlana Viktorovna, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Performing Arts Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: fiesta-tsu@yandex.ru
Dorozhkina Olga Alekseevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social and Age Psychology Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: olga.dorozhkina.56@mail.ru
Romanina Larisa Aleksandrovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social Work Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: r-irina75@mail.ru For correspondence: Shankina S.V., e-mail: fiesta-tsu@yandex.ru
For citation
Shankina S.V., Dorozhkina O.A., Romanina L.A. Organizatsiya individual'no-orientirovannogo obucheniya detey doshkol'nogo vozrasta v oblasti khoreograficheskogo iskus [Organization of individually-oriented teaching preschool-age children in the field of choreographic art]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 98-107. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-98-107. (In Russian, Abstr. in Engl.).