Научная статья на тему 'Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности как основа развития физиологических знаний учащихся по биологии'

Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности как основа развития физиологических знаний учащихся по биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / PHYSIOLOGICAL KNOWLEDGE / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL AND GROUP COGNITIVE ACTIVITY / ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА / INSTRUCTIONAL CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собакина Т. Г., Константинова У. И.

В статье рассматривается проблема развития физиологических знаний у учащихся по биологии на примере изучения раздела «Человек» и пути ее решения на основе организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся. Развитие физиологических знаний учащихся на уроках биологии является достаточно сложным процессом. Физиологические явления скрыты от прямого наблюдения, поэтому они требуют опосредованных способов обучения. Для решения данной проблемы нужно на уроках биологии шире применять педагогические технологии, ориентированные на усвоение физиологических знаний учащихся. Одной из таких технологий является методика индивидуально-групповой познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL AND GROUP COGNITIVE ACTIVITY AS A BASIS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSIOLOGICAL KNOWLEDGE FOR BIOLOGY STUDENTS

The article deals with a problem of development of physiological knowledge for biology students using the studying of the section “Man” as an example. The research observes that the ways to solve this problem are based on the organization of individual group learning activities of students. The development of physiological knowledge at the practical instructions of biology students is rather complex process. Physiological phenomena are hidden from observation so they require some indirect methods. It is necessary to use even more pedagogical technologies oriented at the development of students' physiological knowledge to solve this important problem at the lessons of biology. The method of individual and group cognitive activity is one of these technologies.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности как основа развития физиологических знаний учащихся по биологии»

условий существования, общностью профессии, занятий» [6, с. 110 - 111; 7].

Сфера, как окружающая среда, позволяет увидеть влияющие на человека факторы, видоизменяющиеся в зависимости от конкретной ситуации, то есть от так называемого «ситуационного окружения» (Г. Парсонс). При этом, необходимо отметить, что термин аксиосфера не вполне тождественен термину «окружающая среда», поскольку включает в себя также и реакцию человека, степенью освоения им окружения, присвоение им «образа жизни» данной среды [6, с. 110 - 111; 7].

Целесообразно отметить, что в аксиосфере (аксиологической среде) содержится ряд сложных гуманитарных систем: человек, общество, культура, в процессе взаимодействия которых происходит образование личности.

Таким образом, аксиологическая среда - это, прежде всего, часть социокультурной среды, формирующей ценностное сознание личности посредством гуманитарного знания; во-вторых, - среда гуманитарная, понимаемая «как духовно насыщенная атмосфера, обусловливающая кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов», стимулирующая

Библиографический список

потребность личности к приобщению универсальных гуманистических ценностей [6, с. 142 - 144.]. Аксиосфера становится культурно-образовательным пространством, ориентированным «на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности» [9, с. 5].

Целесообразно утверждать, что аксиосфера, с одной стороны, охватывает мир ценностей в их объективном бытии, с другой - включает в себя и «субъективную реальность ценностного сознания в виде ценностных представлений, оценок, вкусов, идеалов, норм, канонов, образцов» [6, с. 35.].Она включает в себя также результаты деятельности человека, преобразующего объективные ценности в новые субъективные ценности: материальные, художественные, научные, нравственные, религиозные.

Таким образом, в узком смысле, аксиосферу (аксиологическую среду) можно определить как совокупность условий, обусловливающих активность личности по присвоению универсальных гуманистических ценностей. В более общем смысле, -аксиосфера, являясь элементом информационного пространства в аспекте социокультурной реальности, представляет собой мир ценностей во всем его разнообразии.

1. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/ text24/0027.htm

2. Разбегаев П.В. Познавательный интерес как мотивационная компонента информационной компетентности специалиста. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010; 2 (13): 112 - 117.

3. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Москва: Мир, 1967.

4. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Библиотека учебной и научной литературы. Available at: http://sbiblio.com/BIBLIO/ archive/chernavskiy_sin/00.aspx

5. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры. Учен. зап. Тарт. Ун-та. Вып. 198: Труды по знаковым системам. Тарту, 1967.

6. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001.

7. Мацефук Е.А.., Разбегаева Л. П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken, 2012.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. Москва: Рус. яз., 1986.

9. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование. Л.И. Коханович, Л.П. Рябов, И.П. Ивановская, Ю.И. Куфтырев. Москва,1995.

References

1. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika v osobyh usloviyah. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text24/ 0027.htm

2. Razbegaev P.V. Poznavatel'nyj interes kak motivacionnaya komponenta informacionnoj kompetentnosti specialista. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2010; 2 (13): 112 - 117.

3. Kastler G. Vozniknovenie biologicheskoj organizacii. Moskva: Mir, 1967.

4. Chernavskij D.S. Sinergetika i informaciya. Biblioteka uchebnoj i nauchnoj literatury. Available at: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ chernavskiy_sin/00.aspx

5. Lotman Yu.M. K probleme tipologii kul'tury. Uchen. zap. Tart. Un-ta. Vyp. 198: Trudypo znakovym sistemam. Tartu, 1967.

6. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd, 2001.

7. Macefuk E.A.., Razbegaeva L. P. Cennostnoe otnoshenie k otvetstvennosti: suschnostnye i processual'nye harakteristiki. Saarbrucken, 2012.

8. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: Ok. 57000 slov. Pod red. chl.-kor. AN SSSR N.Yu. Shvedovoj. Moskva: Rus. yaz., 1986.

9. Gumanitarnaya sreda vuza igumanitarnoe obrazovanie. L.I. Kohanovich, L.P. Ryabov, I.P. Ivanovskaya, Yu.I. Kuftyrev. Moskva,1995.

Статья поступила в редакцию 07.11.17

УДК 372.857

Sobakina T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,

Russia), E-mail: sobakina@mail.ru

Konstantinova U.I., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: uygilaana@mail.ru

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL AND GROUP COGNITIVE ACTIVITY AS A BASIS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSIOLOGICAL KNOWLEDGE FOR BIOLOGY STUDENTS. The article deals with a problem of development of physiological knowledge for biology students using the studying of the section "Man" as an example. The research observes that the ways to solve this problem are based on the organization of individual group learning activities of students. The development of physiological knowledge at the practical instructions of biology students is rather complex process. Physiological phenomena are hidden from observation so they require some indirect methods. It is necessary to use even more pedagogical technologies oriented at the development of students' physiological knowledge to solve this important problem at the lessons of biology. The method of individual and group cognitive activity is one of these technologies.

Key words: physiological knowledge, educational and cognitive activity, individual and group cognitive activity, instructional card.

Т.Г. Собакина, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: sobakina@mail.ru

У.И. Константинова, магистрант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: uygilaana@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

В статье рассматривается проблема развития физиологических знаний у учащихся по биологии на примере изучения раздела «Человек» и пути ее решения на основе организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся. Развитие физиологических знаний учащихся на уроках биологии является достаточно сложным процессом. Физиологические явления скрыты от прямого наблюдения, поэтому они требуют опосредованных способов обучения. Для решения данной проблемы нужно на уроках биологии шире применять педагогические технологии, ориентированные на усвоение физиологических знаний учащихся. Одной из таких технологий является методика индивидуально-групповой познавательной деятельности.

Ключевые слова: физиологические знания, учебно-познавательная деятельность, индивидуально-групповая познавательная деятельность, инструктивная карточка.

В современном Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны требования к усвоению учащимися предметных, метапредмет-ных и личностных результатов и деятельностного характера обучения [1]. К предметным результатам в школьном курсе биологии относят усвоение биологических знаний учащимися. Среди биологических знаний принято выделять общебиологические, ботанические, зоологические, цитологические, анатомические, морфологические, физиологические знания и др. Особое положение среди них занимают физиологические знания.

К физиологическим знаниям при изучении раздела «Человек» в основном относятся знания о функциях на уровне клеток, тканей, органов, систем органов и организма. Они отражают жизненные процессы, протекающие в органах и организме человека в целом. Наиболее общие из них это - возбудимость, сократимость, проводимость клеток и тканей, пищеварение, дыхание, кровообращение, нервная и гуморальная регуляция, рефлекс и

др. [2].

Методисты отмечают, что формирование и развитие физиологических знаний у учащихся является достаточно сложным процессом, в виду того что явления физиологии часто оказываются скрытыми от прямого наблюдения, поэтому они требуют опосредованных способов обучения [2].

Анализ данных ЕГЭ с 2013-2016 гг. показал, что наибольшие трудности у учащихся по физиологическим знаниям по блоку «Человек» вызывают одни и те же вопросы: нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, применения знаний для объяснения особенности физиологических процессов в организме человека [3].

Д.И. Трайтак считает, что при изучении учащимися физиологии человека, могут быть активно применены наглядные методы, например как демонстрация экранных и других наглядных пособий, показ опытов, показ объекта в натуральном или в виде рисунка, схем, муляжей, моделей, макетов, учебных видеоматериалов которые компенсировали бы скрытость физиологических явлений от прямого наблюдения [4].

Как показывает практика, при изучении раздела «Человек» учителями биологии, в частности для объяснения физиологических процессов, активно используются наглядные методы обучения. При подаче теоретического материала, традиционно используется презентационный материал, а так же показ видеороликов, например как «Кровообращение», «Дыхание» и так далее. Кроме этого, на уроках при проведении лабораторных и практических работ, учащимся предлагается рассмотрение и изучение готовых микропрепаратов, рассмотрение муляжей, моделей различных органов, а так же их изображений и рисунков на таблицах, схемах. В последнее время главную роль имеет изобразительная наглядность, к примеру учебные видеофрагменты, биологические кинофильмы, применение АаБЬьанимаций, создание комиксов.

По мнению Д.В. Колесова, глубина усвоения физиологических знаний, установление правильных причинно-следственных связей в физиологических явлениях зависят от того, насколько успешно будет раскрыта динамика функциональных процессов и сущность физиологических явлений [5].

Исследования И.И. Павлова показали, что для развития физиологических знаний учащихся следует применять мотивацион-ные технологии обучения, при этом через них организуя условия, «повествующих» ход этапов физиологических процессов, явлений, событий, действительности [6].

Итак, чтобы решить проблему развития физиологических понятий на уроках биологии, нужно шире применять деятель-ностный характер обучения, новые педагогические технологии, ориентированные на усвоение физиологических знаний у учащихся. На наш взгляд, одной из таких технологий, которая активно внедряется в процесс обучения в современной школе является технология индивидуально-групповой познавательной деятельности В.В. Пасечника.

По мнению В.В. Пасечника при развитии физиологических понятий у учащихся нужно применять те методы, которые способствовали бы их осознанному восприятию. Например, содержание курса, преподаваемого с демонстрацией на уроках большого числа опытов, с выполнением практических работ и упражнений, самостоятельных наблюдений согласно заданиям, постоянно порождает заинтересованность у обучающихся. Наиболее эффективное усвоение учебного содержания может быть достигнуто тогда, когда информация дается в трех видах: конкретно-образном, схемно-модельном, знаковом (словесном), условия для такого представления материала создаются при комплексном использовании средств обучения [7; 8].

Исходя из этого, технология В.В. Пасечника идеально подходит для изучения физиологических понятий в школьном курсе биологии. При применении данной технологии учитель может сочетать различные формы, методы и средств обучения по биологии, включая новые информационные технологии. Формирование универсальных учебных действий по новому стандарту и рефлексия учащихся осуществляется на всех этапах индивидуально-групповой деятельности [7; 8].

Как считает В.В. Пасечник, необходимо разработать методическую систему, в которой основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция происходят в ходе групповой работы, в то время как оценка знаний, умений и навыков индивидуальна для каждого ученика. Поэтому такую систему организацию учебного процесса следует рассматривать как индивидуально-групповую познавательную деятельность учащихся [7, 8].

Исследования Пасечника В.В. показали, что при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности значительно повышается эффективность учебного процесса и качество усвоения изучаемого материала. У учащихся формируются умения самостоятельной работы и универсальные учебные действия, положительная мотивация к учебе, научного мировоззрения, осознание важности изучения биологии и активное участие каждого человека в охране окружающей среды [7, 8]. По данным специальным исследованиям, было показано, что интенсивность и эффективность учебного процесса при индивидуально-групповой методике повышается, а утомляемость учащихся уменьшается за счет более комфортного психологического и эмоционального климата при работе. При индивидуально-групповой работе психологическое напряжение учащихся значительно ниже, каждая группа выбирает свой темп работы, в ходе общения происходит смена видов деятельности. При утомлении ученик может расслабиться на несколько минут, не боясь получить замечание от учителя. Ещё одним фактором успешности индивидуально-групповой работы - отношение учащихся к этой форме работы [7; 8].

В методике обучения биологии проведены исследования по применению индивидуально-групповой методики. Результаты исследования Т.Г. Собакиной показали, что при применении индивидуально-групповой методики происходит сглаживание языкового барьера учащимися при преподавании биологии, так

как организация индивидуально-групповой познавательной деятельности способствует общению с друг с другом, взаимообучаемости [9].

Для выявления эффективности применения индивидуально-групповой технологии. В.В. Пасечника на развитие физиологических знаний учащихся на практике, нами был поставлен педагогический эксперимент. Эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контролирующего этапа. На констатирующем этапе был определен уровень развития физиологических знаний учащихся 8 класса нами. На данном этапе, учащимся было предложено ответить на тестовые вопросы, определяющих уровень развития физиологических знаний по предыдущей теме: знать роль кровообращения, знать функции органов кровеносной системы, знать процессы кровообращения, знать причины кровотечения.

На констатирующем этапе анализ результатов показал, что уровень знаний физиологических понятий у учащихся в контрольной и экспериментальной группе различается незначительно и находятся на среднем уровне, коэффициент усвоения составил 60,7% в контрольной группе, в экспериментальной - 60,4%.

На формирующем этапе, в экспериментальной группе, нами были проведены уроки по теме «Дыхание» с использованием технологии индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности. В контрольной группе уроки по теме нервной системы проводились традиционно, без применения данной методики.

Согласно технологии индивидуально-групповой познавательной деятельности В.В. Пасечника мы чётко соблюдали следующие условия:

Во-первых, состав группы должен быть разным, гетерогенным. Группы создавались из числа учеников, имеющих разные четвертные оценки по предмету.

Во-вторых, численный состав учащихся в группе может достигать от трех до семи человек. Учитывая рекомендации В.В. Пасченика, количество учеников в группе было четыре или пять.

В третьих, учащиеся четко должны усвоить, какие знания и умения им необходимо получить в результате самостоятельного изучения определенного материала. Они должны представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперед. Поэтому единицей учебного процесса в данном случае является не урок, а учебная тема в целом. На занятиях обязательно присутствовали два структурных элемента, связанных с деятельностью учителя: организационный момент и подведение итогов. В нашем случае, как и в других исследованиях по данной методике, организация работы одной группы отличается от организации в другой группе, каждая группа работает в своем темпе, поэтому структурные элементы урока не совпадали [7; 8].

На обучающем этапе эксперимента, при изучении темы «Дыхание» нами были применены все этапы индивидуально-групповой методики, предложенные В.В. Пасечником [7; 8]:

1 этап - инструктаж, вводная беседа или лекция. На данном этапе мы в основном применили рассказ и вводную беседу. Затронули наиболее важные положения и понятия темы, ставили познавательные и проблемные вопросы, которые решались в ходе беседы. Также особое внимание учащихся уделили на формулирование собственной цели и задач темы, обратили на деятельностный характер обучения, знакомили с алгоритмом учебно-познавательной деятельности, поиска нужной информации, создания проектов и т. д.

2 этап - самостоятельная работа по инструкции. При составлении инструкции учитывались особенности учащихся класса и их индивидуальные особенности, содержание изучаемого материала, наличие средств обучения в кабинете биологии. В инструкциях предусмотреть работу с учебником, с наглядными средствами, обязательную терминологическую работу. На данном этапе учитель направляет работу групп. Внутри группы из числа учеников ученики тоже могут выбирать консультанта. Особое внимание уделяется реализации предметных, метапредмет-ных и личностных требований, предусмотренных стандартом. В ходе самостоятельной работы у учащихся целенаправленно происходит формирование важнейших компонентов коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД, развитие физиологических знаний учащихся.

3 этап - систематизация и коррекция знаний. На данном этапе учитель проверяет усвоение учениками изучаемый самостоятельно материал. Учитель при необходимости поправляет работу групп, вносит дополнения и уточнения, выявляет осмыс-

ленность усвоенных биологических знаний и умение учащихся применять их на практике. На этапе систематизации и коррекции знаний происходит промежуточный контроль и коррекция знаний. Учителем устанавливается обратная связь, отводится внимание на терминологическую работу, идет осмысление результатов руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, взаимная ответственность каждого члена группы за результат обучения.

При проведении контроля и коррекции знаний учащихся учитель подводит результаты за групповую и индивидуальную работу. Учитель проводит фронтальный опрос по основным и сложным вопросам изучаемой темы, биологический диктант по терминологии. Вопрос должен сначала был обсуждаться внутри своей группы. Ученики в своих группах могут придумать вопросы и задавать их другим группам. Учитель также вызывает любого ученика из группы для ответа, его ответ могут дополнить другие. Если ответы не полные учитель корректирует их ответы, дополняет, предлагает решать биологические задачи по физиологии. В конце учитель оценивает ответы учащихся и дает характеристику работы группы в целом. Можно предложить подготовить каждой группе сообщение. Отвечать должны обязательно все члены группы по очереди. Ученики при ответе должны использовать средства обучения в виде таблиц и другие наглядных пособий. Ученики из других групп должны внимательно слушать и при возможности дополняют, уточняют ответы, получить дополнительные баллы. Ученики в группах могут задавать вопросы другой группе.

Обобщение и оценку знаний учащихся провели после завершения темы перед заключительным этапом. В таком случае можно своевременно ликвидировать пробелы биологических знаний в подготовке учащихся. Изучение более крупных тем можно разделить на несколько под тем. В конце данного этапа учитель дает небольшую консультацию ученика по подготовке к контрольно-обобщающему уроку.

4 этап - заключительный. Данный этап включает контроль и обобщение знаний учеников по изучаемой теме. Учитель сначала начинает фронтальный опрос по изучаемой теме, при этом мы обращали внимание на физиологические знания учащихся. При этом в группах дается время на обсуждение ответа. Если группа готова к ответу, поднимают руку, при этом группа должна быть уверена, что все члены группы готовы к ответу. Учитель по своему выбору выслушивает ответ одного из членов групп, и если он не полный, он предлагает другим дополнить его ответ. При подготовке к заключительному уроку учителю необходимо подготовить вопросы, требующие рассуждений, сравнений, обобщений, включить задание на последовательность процессов.

По рекомендации Пасечника В.В., контрольно-обобщающий урок может быть проведен в виде семинара, конференции или защиты проекта. В заключении темы учитель вместе со всеми, оценивает отдельно работу группы, отдельно конкретного ученика. По результатам работы каждый ученик получает две оценки. Первая, она одинакова для всех членов группы, выставляется за работу группы в течение изучение всей темы. Вторая, она индивидуальна для каждого ученика, оценивает его успехи при изучении материала темы. Если ученик не согласен оценками за индивидуальную работу, он может ее исправить в другое время [7; 8].

Также при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности придерживались основных положений выдвинутых Пасечником В.В.:

- состав группы при изучении темы должен быть постоянным;

- учащиеся могут переходить из одной группы в другую, по согласованию учителем, только после окончания изучения темы;

- ученики оценивают работу своей группы, так каждого по отдельности. Учитель может согласиться с оценкой результатов своей работы учащимися, а может и не согласиться, но в этом случае учитель должен четко объяснить, с чем и почему он не согласен;

- учащиеся должны знать, какой объём материала они должны усвоить при изучении темы и сколько времени на это отводится. Поэтому инструктивная карточка разрабатывается на всю тему;

- учитель, ещё до составления инструктивной карточки, должен определить, какой материал будет дан в готовом виде, а какой учащиеся должны будут изучить в ходе самостоятельной работы. При определении соотношения репродуктивной и творческой познавательной деятельности необходимо учитывать не только уровень познавательной самостоятельности учащих-

ся, но и особенности изучаемого материала. Нецелесообразно предлагать учащимся самостоятельно изучать материал, который требует механического запоминания [7, 8].

В инструктивной карточке указываются номера параграфов, страниц, рисунков, которые должны изучить учащиеся, это развивает у школьников информационно-коммуникативные умения, которые в свою очередь способствуют лучшему усвоению биологических знаний, в том числе физиологических. Обратили внимание на развитие физиологических знаний учащихся, на последовательность физиологических процессов. Ученики следовали четко по инструкциям, переходили к следующему заданию карточки лишь после выполнения предыдущих заданий. В конце инструктивной карточки было одно обязательное задание, задание на терминологическую работу. Мы также брали в расчет то, что при применении ндивидуально-групповой технологии домашние задания не задаются, так как весь материал учащиеся должны изучить на уроке. Если не успевают во время урока, то эти задания выполняются дома. В том случае, если группа работала недостаточно интенсивно, не изученные вопросы прорабатываются учащимися самостоятельно [7; 8].

Для формирования физиологических знаний учащихся в процессе обучения биологии, нами были разработаны инструктивные карточки по теме «Дыхание» из раздела «Человек» по индивидуально-групповой технологии В.В. Пасечника В инструкции учитель может внести свои корректировки, можно подготовить индивидуальные карточки каждому ученику, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности учащихся [10].

Далее приводится пример одной более подробной инструктивной карточки:

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА для самостоятельной работы учащихся по теме «Дыхание» По итогам изучения материала темы вы должны:

знать:

- определение понятия «дыхание» и его типы (легочное, тканевое);

- строение органов дыхания;

- функции органов дыхания;

- процесс газообмена в легких и тканях.

- строение голосового аппарата, и его особенности функционирования;

- названия болезней органов дыхания и их характеристику;

- виды болезней дыхательной системы и их профилактику

уметь:

- объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

- распознавать органы дыхательной системы;

- объяснять процессы газообмена в легких и тканях;

- различать симптомы заболеваний органов дыхания, сравнивать и объяснять их причины возникновения;

- обсуждать проблему, обобщать и анализировать информацию по дыхательной системе человека;

- осуществлять совместную работу в группе при решении учебных вопросов и подготовке материалов для сообщения;

- пользоваться с источниками дополнительной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урок 1. Введение в тему. Органы дыхания. Значение дыхания.

План работы учащихся

1. Внимательно изучите §20 стр. 90 - 91 по учебнику «Дыхание и его значение. Органы дыхания». Выполните в рабочей тетради зад. №1, 2 стр. 48. Устно ответьте на вопрос: почему без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна?

2. Прочитайте статью на стр. 91 «Строение и функции органов дыхания». Заполните кластер «Строение и функции органов дыхания». На объемной модели «Строение дыхательных путей» распознайте органы, входящие в дыхательную систему.

3. Изучите статью на стр.93 «Речевой аппарат человека». Устно ответьте на вопрос: Каковы основные пути исправления дефектов речи?

4. Работа в группе: дайте характеристику понятиям дыхание, окисление, бронхиолы, альвеолы, легочная плевра, голосо-

вой аппарат. Дайте им определения.

Урок 2. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких

1. Внимательно изучите § 21 стр. 94. «Механизм дыхания». В рабочей тетради выполните зад. № 1 стр. 49 .

2. Посмотрите видеоматериал «Механизм дыхания». Составьте в группе схему, объясняющую последовательность процессов дыхания, обеспечивающих у человека вдох и выдох?

3. Изучите статью на стр. 94-95 «Жизненная емкость легких». В рабочей тетради выполните зад. № 2 стр. 49.

4. Прочитайте статью на стр. 95 - 96 «Газообмен в легких и тканях других органов». В рабочей тетради выполните зад. № 4 и № 6 стр. 50.

5. В группе обсудите статью на стр.96 «Моя лаборатория». В рабочей тетради выполните зад. № 7 стр. 50.

Урок 3. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1. Устно ответьте на вопросы: Какие различают виды регуляции работы органов и их систем? В чём принципиальное различие в механизмах их работы? Что такое рецепторы и эффекторы?

2. Изучите § 22 на стр. 98 и ответьте на вопросы: Какова характеристика механизмов регуляции дыхательных движений? В чём выражается автоматия дыхательного центра? Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чём они проявляются? Какое значение для человека имеет охрана окружающей среды?

3. Группе подготовить сообщение на тему «Вред курения».

Урок 4. Заболевания органов дыхания, их профилактика.

1. Устно ответить на вопросы: Какое значение имеет эпителий, покрывающий воздухоносные пути? Каким образом кровь реализует свою защитную функцию? Как осуществляется регуляция дыхания?

2. Изучите абзац по заболеванию и профилактике органов дыхания. Устно ответьте на вопрос: Какие инфекционные заболевания органов дыхания вам известны? Каковы их симптомы и пути передачи? Какие меры профилактики необходимо соблюдать для предупреждения распространения инфекционных заболеваний?

3. Подготовьте санбюллетень по болезням органов дыхания и их профилактике.

4. Изучите абзац «Первая помощь при остановке дыхания». Работа в группе, подготовить сообщение на вопросы: Опишите общие приёмы оказания первой помощи при остановке дыхания. Каковы приёмы оказания первой помощи человеку при отравлении угарным газом? утонувшему? Что такое реанимация и в чём заключаются её основные приёмы?

5. Окажите первую помощь при остановке дыхания на имеющемся на демонстрационном столе макете.

После изучения темы, на контролирующем этапе было проведено тестирование по физиологическим понятиям по теме «Дыхание»: знать значение органов дыхания, знать функции органов дыхания, знать процессы газообмена, знать механизм дыхания, знать работу легких, знать причины заболеваний органов дыхания. Коэффициент усвоения по вопросам, касающихся физиологических знаний в экспериментальной группе составил от 79,1 %, в контрольной группе - 58%.

Сравнительный анализ результатов работ в контрольной и экспериментальной группе показал, что в экспериментальных классах зафиксированы значительные изменения: наблюдается положительная динамика усвоения физиологических знаний. Произошло перераспределение учащихся в сторону повышения уровня усвоения биологических знаний.

В экспериментальной группе процентное соотношение физиологических понятий повысился на 21,1%, по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о том, что в экспериментальной группе уровень овладения учащимися физиологических знаний более высокий по сравнению с учащимися в контрольной группе.

Исследование показало [10], что при применении данной методики раскрывается деятельностный характер обучения, повышается эффективность учебного процесса и качество усвоения изучаемого материала, так как инидвидуально-групповая форма обучения обеспечивает наиболее самостоятельный подход к обучению.

Исходя из всего этого, пришли к выводу, организация индивидуально-групповой познавательной деятельности по технологии В.В. Пасечника является основой развития физиологических знаний учащихся по биологии.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Мин-во образования и науки РФ. Москва: Просвещение, 2011.

2. Бруновт Е.П., Зверев И.Д. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва: Просвещение, 1973: 4 - 10.

3. Калинова Г.С., Петросова Р.А. Совершенствование преподавания биологии в средней школе по результатам ЕГЭ. Биология в школе. 2015; 10: 17 - 34.

4. Трайтак Д. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. Москва: Мнемозина, 2002.

5. Колесов Д.В. Здоровье через образование. Биология в школе. 2000; 2: 20 - 21.

6. Павлов И.И. и др. Мотивационные технологии обучения в сисетеме школьного образования: учебно-методическое пособие. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.

7. Пасечник В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Биология в школе. 2014; 10: 21 - 26.

8. Пасечник В.В. Биология: методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2016.

9. Собакина Т.Г. Особенности преподавания биологии и специфика организации учебно-познавательной деятельности в основной школе в условиях сельских школ Республик Саха (Якутия). Вестник Якутского государственного университета. 2010; 3: 83 - 87.

10. Собакина Т.Г., Константинова У.И. Развитие физиологических знаний у учащихся на уроках биологии на основе индивидуально-групповой познавательной деятельности, 8 класс. Сборник научных трудов. Актуальные научные исследования в современном мире: XXV Межународная научная конференция, 26-27 мая 2017 г. Переяслав-Хмельницкий, 2017; Вып. 5 (25); Ч. 1: 87 - 92.

Referenses

1. Federal'nyJ gosudarstvennyJ obrazovatel'nyJ standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Min-vo obrazovaniya i nauki RF. Moskva: Prosveschenie, 2011.

2. Brunovt E.P., Zverev I.D. Metodika obucheniya anatomii, fiziologiiigigiene cheloveka. Moskva: Prosveschenie, 1973: 4 - 10.

3. Kalinova G.S., Petrosova R.A. Sovershenstvovanie prepodavaniya biologii v srednej shkole po rezul'tatam EG'E. Biologiya vshkole. 2015; 10: 17 - 34.

4. Trajtak D. Problemy metodiki obucheniya biologii: Trudy dejstvitel'nyh chlenov Mezhdunarodnoj akademii nauk pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Mnemozina, 2002.

5. Kolesov D.V. Zdorov'e cherez obrazovanie. Biologiya v shkole. 2000; 2: 20 - 21.

6. Pavlov I.I. i dr. Motivacionnye tehnologii obucheniya v siseteme shkol'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Yakutsk: Kompaniya «Dani-Almas», 2017.

7. Pasechnik V.V. Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya na urokah biologii. Biologiya vshkole. 2014; 10: 21 - 26.

8. Pasechnik V.V. Biologiya: metodika individual'no-gruppovoJ deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizaciJ. Moskva: Prosveschenie, 2016.

9. Sobakina T.G. Osobennosti prepodavaniya biologii i specifika organizacii uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti v osnovnoj shkole v usloviyah sel'skih shkol Respublik Saha (Yakutiya). Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 3: 83 - 87.

10. Sobakina T.G., Konstantinova U.I. Razvitie fiziologicheskih znanij u uchaschihsya na urokah biologii na osnove individual'no-gruppovoj poznavatel'noj deyatel'nosti, 8 klass. Sbornik nauchnyh trudov. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire: XXV Mezhunarodnaya nauchnaya konferenciya, 26-27 maya 2017 g. Pereyaslav-Hmel'nickij, 2017; Vyp. 5 (25); Ch. 1: 87 - 92.

Статья поступила в редакцию 02.11.17

УДК 377

Nikonov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Principal of Municipal Budgetary Secondary School 49 specializing in English

(Chita, Russia), E-mail: rusnikonov@mail.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL REFLECTION OF THE PHENOMENON OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE MODERN CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE. The article presents an analysis of factors, pedagogical mechanisms and effects of socialization of the individual in the contemporary intercultural educational space. According to the author, the contents of socialization in this space is based on the inclusion of subjective, institutional, objective and procedural components. Formation, development of intercultural socialization of the individual is represented as its integration into the intercultural space through the assimilation and active reproduction of elements that involve the given sphere. The article proves that the goal of adaptation in the intercultural educational space is the acquisition and assimilation of the experience of intercultural interaction through the attribution of individuals to specific social groups in contact. The result of the study is that the integration of the individual into the intercultural space is based on achieving a balance between the desire to adapt to social conditions and isolating oneself as an independent person, which is crowned with the formation of an integral worldview. The integral result of the socialization of the individual in the intercultural educational space is the phenomenon of a socialized individual preserving his traditional social and cultural heritage, but striving to perceive all the most valuable contents of other cultures and be ready for active activity in the modern intercultural space, which means a multicultural and multinational environment connected with the heritage of all mankind.

Key words: intercultural educational space, intercultural interaction, education of person, socialization, adaptation, formation of outlook, multicultural environment.

Р.В. Никонов, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка»,

Забайкальский край, г. Чита, E-mail: rusnikonov@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена анализу факторов, педагогических механизмов и эффектов социализации личности в современном межкультурном образовательном пространстве. По мнению автора, содержание социализации в указанном пространстве основано на включении субъективного, институционального, объективного и процессуального компонентов. Формирование, развитие межкультурной социализации личности представляется в качестве ее интеграции в межкультурное пространство посредством усвоения и активного воспроизведения элементов, насыщающих данную сферу. В статье доказывается, что цель адаптации в межкультурном образовательном пространстве - приобретение и усвоение опыта межкультурного взаимодействия посредством отнесения индивидов к конкретным контактирующим социальным группам. Итогом исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.