Научная статья на тему 'Организация игровой деятельности учащихся начального этапа на уроках немецкого языка'

Организация игровой деятельности учащихся начального этапа на уроках немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ / FOREIGN LANGUAGE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE ABILITIES / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / SPEECH ABILITIES / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / LANGUAGE GAME / ДИКТАНТ / DICTATION / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / LEXICAL ITEM / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ELEMENTARY-SCHOOL PUPILS / FOREIGN-LANGUAGE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глумова Елена Петровна, Бочагова Юлия Олеговна

Рассмотрены актуальность и значимость проведения игр на иностранном языке для детей начального этапа обучения. Выявлены цели проведения игр, рассмотрены психофизиологические особенности детей, предложены игры и лично разработанные авторами диктанты в игровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyses relevance and effectiveness of games in teaching foreign languages to elementary school children. The purposes of games are revealed in correspondence with psycho-physiological characteristics of children. The paper introduces some language games and game-like dictations developed by the authors.

Текст научной работы на тему «Организация игровой деятельности учащихся начального этапа на уроках немецкого языка»

II. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Глумова Елена Петровна

канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой лингводидактики и методики преподавания иностранных языков Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород E-mail: el.glumova2010@yandex.ru

Бочагова Юлия Олеговна

студентка гр. 401 нл факультета романо-германских языков Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород E-mail: bochagova2016@yandex.ru

ORGANISATION OF GAME ACTIVITIES AT GERMAN LESSONS IN

ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация: рассмотрены актуальность и значимость проведения игр на иностранном языке для детей начального этапа обучения. Выявлены цели проведения игр, рассмотрены психофизиологические особенности детей, предложены игры и лично разработанные авторами диктанты в игровой форме.

Ключевые слова: иностранный язык; младший школьник; иноязычные способности; коммуникативные способности; речевые умения; языковая игра; диктант; лексическая единица; мотивация.

Abstract: the paper analyses relevance and effectiveness of games in teaching foreign languages to elementary school children. The purposes of games are revealed in correspondence with psycho-physiological characteristics of children. The paper introduces some language games and game-like dictations developed by the authors.

Key words: foreign language; elementary-school pupils; foreign-language abilities; communicative abilities; speech abilities; language game; dictation; lexical item; motivation.

Иностранный язык (ИЯ) является неотъемлемой частью современной жизни, поэтому становится одним из самых важных учебных предметов. В каждой школе идет обучение одному, а в некоторых школах и двум

иностранным языкам. Уже в конце 4-го класса дети должны владеть как разговорной, так и письменной иноязычной речью. В этом возрасте ученики должны:

- уметь вести элементарную беседу;

- строить связанные высказывания, т. е. монологи;

- уметь понимать иноязычную речь;

- владеть техникой чтения и письма.

Работа с детьми по изучению нового языка должна начинаться с изучения всех психофизиологических особенностей детей. Изучение иностранного языка легче дается ребенку, чем взрослому. Маленькие дети меньше сил тратят на запоминание грамматических структур и слов. В этот период жизни они любопытны, не отягощены предрассудками и не имеют большого количества стереотипов в мышлении и поведении. Детям на начальном этапе обучения проще принимать правила «новой игры», действовать по этим правилам, перестраиваться, а порой даже и отказываться от старых правил и быстро переходить на новые. Данный период является наиболее благоприятным для освоения ИЯ. Успешное овладение детей иноязычной речью становится возможным еще и потому, что учеников начальной школы отличает более быстрое и гибкое, чем в дальнейшем, запоминание языкового материала и, что немаловажно, у детей 5-7 лет вообще отсутствует языковой барьер.

Дети 7-10 лет впитывают, как губка, языковой материал опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на ИЯ по данной теме [1].

Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает у них эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Детям сложно запомнить что-то намеренно, с помощью усилия воли.

Следует также рассмотреть особенности внимания детей в возрасте 6-11 лет. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется короткая мотивация (поощрение, похвала).

Умственные возможности детей 7-10 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления.

Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения ИЯ школьниками. Основным занятием как дошкольника, так и младшего школьника является игра.

Использование игр на уроках ИЯ оказывает огромное влияние на психическое развитие детей в любом возрасте.

В играх на ИЯ происходит формирование психических процессов детей, а именно осуществляется переход к образному мышлению, развиваются произвольное запоминание, обобщение. Игры развивают познавательную активность ребенка.

Игровая деятельность при обучении ИЯ актуальна на любой ступени школьного образования, ведь именно игры удовлетворяют познавательные потребности детей, соответствуют интересам школьников, мотивируют их к изучению ИЯ. Игра создает умственное напряжение и имеет психотерапевтический и обучающий потенциал. Более того, она посильна и интересна как слабому, так и сильному ученику, так как в игре присутствует чувство равенства. Все это помогает ученику преодолеть стеснение, страх, робость и скованность, дает ребенку возможность проявить себя.

Применение игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей. У учащихся развиваются компенсаторные умения, т. е. умения выходить из различных ситуаций при нехватке лексических единиц. Благодаря играм, в которых дети делятся на группы, они учатся работать сообща, в коллективе, кроме того, игры создают благоприятную позитивную атмосферу, что ведет к высокой учебной мотивации и повышает интерес к предмету [2]. В игре совместное решение задач стимулирует межличностное общение и укрепляет коллектив.

Л.С. Выготский говорил, что игра не только не исчезает при переходе в школу, а, наоборот, пронизывает всю деятельность ученика [2]. Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечает, что самое интенсивное развитие ребенка происходит в возрасте 7- 9 лет, поэтому игра очень важна в данный период, ведь именно она превращается в вид деятельности, управляющий развитием [1]. В игре формируются личностные качества ребенка, отношение к учителю, одноклассникам, действительности.

Игра на ИЯ развивает навыки всех видов речевой деятельности, кроме того, ребенок приобретает психологическую устойчивость, учится мыслить неординарно, искать выход из положения, у него вырабатывается настойчивость в достижении поставленных целей.

Основными целями использования игр на уроках иностранного языка являются:

1. Формирование определенных навыков.

2. Развитие определенных речевых умений.

3. Обучение умению общаться.

4. Развитие необходимых способностей и психических функций.

5. Познание (в сфере становления собственно языка).

6. Запоминание речевого материала.

Для младшего звена можно предложить следующие игры и игровые задания.

I. Языковые игры.

1. Лексические игры:

A) Pantomime

Цель: закрепление лексики на определенную тему, например «Утро школьника».

Ход игры: группа детей выходит к доске, и каждый из них жестами и мимикой имитирует какое-либо действие.

Учитель: Ratet Ihr was macht der Schüler.

Ученик 1: Sascha treibt Sport.

Ученик 2: Sascha isst.

Ученик 3: Sascha putzt die Zähne и т. д.

Б) Wasser - Erde - Luft

Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.

Ход игры: ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser, Erde, Luft. Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово «Feuer», все встают и меняются стульями [3].

B) Крестики-нолики

Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.

Ход игры: преподаватель рисует сетку, как для игры в крестики-нолики, и заполняет ее лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача учащихся - выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Учащиеся играют в командах или в парах.

2. Фонетические игры:

Цифры.

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброс одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

3. Грамматические игры:

Игра с кубиком.

Цель: закрепление спряжения глаголов и их временных форм.

Материал: приготовить кубик, где на каждой из шести сторон будет указано личное местоимение; карточки с глаголами в инфинитиве.

Ход игры: дети по очереди бросают кубик, где выпадает одно из местоимений. Затем берут карточку с глаголом и изменяют глагольную

форму в соответствии с выпавшим местоимением. Можно усложнить игру и приготовить второй кубик с временными формами глагола. Играющему необходимо не только изменять глагол по лицам, но и учитывать глагольное время.

Для закрепления и проверки усвоенных знаний предлагается также проводить диктанты в игровой форме.

Пример № 1 «Пожарный диктант».

Учитель активизирует лексику и вешает картинки на доску, после чего вводит новую лексическую единицу (ЛЕ) - ein Lagerfeuermachen.

После отработки новых ЛЕ учитель говорит: «Ребята! Пожарная тревога!»

Учитель ударяет несколько раз в музыкальный треугольник и вывешивает на доску несколько «огоньков» из бумаги.

Учитель: Наш костер разгорелся! Сейчас, если мы его не потушим, весь лес сгорит!

Учитель вешает на доску картинки с огнем, сзади написаны слова для диктанта на русском языке.

Учитель: Давайте скорее потушим огонь, но есть одно условие: чтобы огонь утих, мы должны написать пожарный диктант. Кто-то должен выйти и снять огонек с доски, прочитать слово для всего класса. И все вместе мы с вами напишем перевод в тетрадях для диктанта.

Пример № 2 «Помоги капитану Немо».

Учитель активизирует пройденную на предыдущих занятиях лексику. В конце учитель показывает на картинку с купающимися детьми, спрашивает, что делают дети, и предлагает ребятам показать, как они умеют плавать. Дети имитируют купание. Учитель «ныряет» под стол и достает бутылку с запиской.

Учитель: Ребята, смотрите, что я нашла на морском дне! Кто-то отправил нам письмо.

С помощью считалочки учитель выбирает ребенка, который поможет прочитать письмо, спрятанное в бутылке. Ребенок читает письмо на немецком, учитель помогает его перевести. Содержание письма: надо помочь капитану Немо, который потерпел кораблекрушение в море и попал в Германию, перевести слова. Учитель раздает ребятам листочки с заданием для перевода слов.

Пример № 3 «Песочный замок».

Учитель: Ребята, а давайте построим с вами песочный замок! Каждый по очереди выходит к доске, получает кирпичик (сзади написано слово), читает его и пишет на доске, остальные в тетради, если слово было правильно написано, то прикрепляет первый кирпичик на доску. Затем выходит другой ученик.

В итоге получается песочный замок.

V-V"

-О-

Пример № 4 «Вкусный диктант».

После отработки ЛЕ на тему «Еда» дети получают вырезанные из бумаги фрукты или овощи, сзади которых написаны слова для перевода.

Итак, игра является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей, позволяющим сделать учебный процесс намного интереснее, что формирует мощный стимул к овладению языком:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2. Игра для детей есть самая свободная форма деятельности: детям открывается широкий простор для творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра есть развитие: благодаря игре развиваются мышление, память, внимание, а также личностные качества ребенка.

4. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, ребенок учится работать сообща, в коллективе, тем самым социализируется.

5. Игра - мощный стимул к овладению ИЯ и эффективный прием в арсенале преподавателя ИЯ; использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что ученик говорит на ИЯ, следовательно, игровой метод имеет большие обучающие возможности.

Список литературы

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Электронный ресурс: http://dob.1september.ru/article.php?ro=200500510

3. Миронова О.А., Глумова Е.П. Реализация метапредметного подхода через технологию сотрудничества в средней школе // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 2. - № 5 (112). - С. 342-347.

4. Степанова Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // ИЯШ. - 2004. - № 2. - С. 66-68.

© Глумова Е.П., Бочагова Ю.О., 2017

ТЕХНОЛОГИЯ FLIPPED CLASSROOM НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Енбаева Людмила Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: l.v.enbaeva@gmail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванова Марина Андреевна

студентка гр. 741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: polkadot_m@mail.ru

FLIPPED CLASSROOM MODEL IN THE LESSON OF ENGLISH

LANGUAGE

Lyudmila Enbaeva, Ph.D.

Assistant professor, Department of Foreign Language Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: l.v.enbaeva@gmail.ru

Marina Ivanova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: polkadot_m@mail.ru

Аннотация: рассмотрена технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom) через призму ее применения на уроке английского языка. Проанализированы особенности и отличительные черты технологии и её методическая ценность как для учителя, так и для учащегося, а также продемонстрирован пример интеграции данной технологии в учебный процесс. Главные достоинства технологии - возможность индивидуализировать учебный процесс и осуществлять более эффективную практическую работу, что положительно влияет на мотивацию ученика к изучению предмета и к развитию ряда личностных качеств, необходимых человеку XXI века, таких как критическое мышление, гибкость ума, взаимодействие с людьми и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.