МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
YOUNG RESEARCHERS
УДК 94(47).084.8(571.66)
А. И. Кириллова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКИХ СОВЕТАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на примере Быстринского района, Камчатский край)
Данная статья посвящена вопросу организации просветительской работы на Дальнем Востоке РСФСР в 1941-1945 гг. Основана на материалах по истории Быстринского района. Описываются основные социальные институты, ретранслировавшие официальную идеологическую концепцию и социалистические ценности, «пролетарскую культуру», а также влияние иделого-просветительской деятельности на поддержание патриотического настроения среди коренного населения в годы войны.
Ключевые слова: Быстринский район, история Камчатки, агиткультбригада, ликбез, изба-читальня.
A. I. Kirillova
IDEOLOGICAL AND EDUCATIVE ACTIVITIES IN VILLAGE SOVIETS OF RSFSR’S FAR EAST IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (on the example of the Bystrinskiy District, Kamchatskiy Krai)
The article is devoted to the issues of educative activities organization in RSFSR’s Far East in 1941-1945. It is based on the materials on the Bystrinskiy District’s history. The author describes the main social institutions relaying official ideological conception and socialist values, «proletarian culture». The article also describes the impact of ideological and educative activities on the indigenous population patriotic sentiments support in the years of the war.
Key words: Bystrinskiy District, history of Kamchatka, agitators team, illiteracy liquidation, village reading room
После установления советской власти на всей территории СССР началось активное строительство нового общества как в экономической, так и духовной сферах. В основу «культурной революции» была положена «пролетарская культура». Еще в 1918 г. в период борьбы за укрепление власти Н. К. Крупская сформулировала основную задачу властей: «укрепление пролетарской культуры, распространение ее влияния на все население есть необходимое условие осуществления социализма. Социализм возможен будет лишь тогда, когда в корне изменится психология людей. Изменить ее и является задачей, стоящей перед нами» [7]. Основными инструментами по распространению «пролетарской культуры» среди населения, в том числе и народов Севера, были школы, «ликбезы» — курсы, направленные на ликвидацию безграмотности,
красные пологи, красные палатки, избы-читальни и красные уголки на предприятиях — учреждения, «которые должны быть поставлены в центре всей политико-просветительной работы» [6] на местах, а также культбазы. Они должны были служить ретрансляторами марксистко-ленинских идей и вести антирелигиозную и антишаманскую пропаганду.
Несмотря на то, что по всем советам Быст-ринского района было провозглашено создание изб-читален, не везде для этих учреждений были выделены отдельные помещения. Иногда они размещались в здании сельского совета, в одной из комнат. Если же избам-читальням и выделяли отдельное строение, то избачи (руководители изб-читален) и совет избы-читальни сталкивались с такими проблемами, как отсутствие дров для отопления помещения, отсутствие электричества, что при-
ВЕСТНИК КРАУНЦ СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 1 (19) 2012 Молодые исследователи
ISSN 1816-8280
103
KIRILLOVA A. I.
Ideological and Educative Activities in Village Soviets of RSFSR’s Far East in the Years of the Great Patriotic War (on the example of the Bystrinskiy District, Kamchatskiy Krai)
водило к срывам в их работе, особенно в зимний период. В описываемый период сельским советам вменялось в обязанность обеспечивать их беспрерывное функционирование (снабжение дровами, освещением, литературой) и контроль их деятельности (проверка планов, охвата населения). Однако советы не всегда справлялись с возложенными на них обязанностями.
Помимо пропаганды марксистко-ленинских идей и популяризации идей Октябрьской революции в 1941-1945 гг. избы-читальни и красные пологи способствовали формированию патриотизма и повышению трудового энтузиазма населения. Основными формами работы с населением были: громкие читки статей и брошюр, беседы, проведение встреч и митингов, выпуск стенгазет и боевых листков, а также плакатов-молний и листовок, посвященных различным социалистическим праздникам и важным датам. Особое внимание уделялось, как и в довоенные годы, дню рождения (22 апр.) и дню смерти (21 янв.) В. И. Ленина, дню Великой Октябрьской революции (7 нояб.), Дню солидарности трудящихся (1 мая). В годы войны также приобретает значение такой патриотический праздник, как День Красной Армии (23 февр.). Для их празднования сельскими советами создавались специальные комиссии в составе 3-5 человек. Эта комиссия составляла план мероприятий, оформляла помещения и выпускала тематические газеты и листовки. Помимо комиссий в крупных советах уже существовали собственные агиткультбри-гады (далее — АКБ), которые и занимались организацией праздников. На 1 мая в селах обычно проводились праздничные митинги и беседы о важности социалистического труда. К концу Великой Отечественной войны для стимулирования колхозников на 1 мая лучшим труженикам вручались памятные подарки.
В Быстринском районе устойчивые традиции и алгоритмы проведения социалистических праздников и важных дат сложились к 1944-1945 гг. Так, в эти годы 1 мая отмечалось во всех сельских советах, для этой цели решениями сельсоветов создавались комиссии по его проведению. Например, в Кекуккнай-ском сельсовете 28 апреля 1945 г. была сформирована комиссия из пяти человек, которая была обязана составить план торжественных мероприятий и оформить помещение совета [5, л. 29]. В Лаучанском сельсовете 23 апреля
1945 г. создана комиссия по проведению 1 мая, правлению колхоза рекомендовано выделить подарки для премирования лучших колхозников; 30 апреля сельскому совету предложено провести торжественное заседание совместно с партийными и общественными организациями [3, л. 11]. В более крупном (второй по мощности колхоз в районе, один из наиболее крупных сельсоветов) Тваянском сельсовете в 1944 г. советом и агиткультбригадами был проведен целый ряд мероприятий: 30 апреля в усадьбе прошел митинг, посвященный 1 мая, с охватом в 30 человек; также митинг трудящихся прошел 5 мая — охват 47 человек; с 16 по 28 апреля во всех пяти табунах, на рыбалке «Озерная» и в усадьбе колхоза им. Сталина проведены беседы о 1 мая — общий охват 56 человек; 4 мая проведена читка местной газеты «За колхозную жизнь» с охватом 8 человек [2, л. 51]. Еще одной памятной датой, связанной с социалистической обрядностью и способствовавшей внедрению советских унифицированных ценностей, был день смерти
В. И. Ленина. Так, 21 января 1944 г. в Лаучан-ском сельсовете (одном из самых малочисленных по количеству населения в районе) планировалось провести торжественное траурное заседание, посвященное 20-летию со дня смерти В. И. Ленина [3, л. 4 об.], а 22 января того же года был проведен траурный митинг, посвященный этой же дате, с охватом 15 человек [3, л. 8]. Обо всех проведенных торжественных мероприятиях сельские советы подавали сводки в Быстринский райисполком.
К праздничным и торжественным мероприятиям приурочивались беседы о трудовой дисциплине в колхозах, изучение приказов и директив партии, в 1944-1945 гг. особое внимание уделялось читке приказов тов. В. И. Сталина [2, л. 51; 3, л. 8]. Для проведения бесед в помощь агиткультбригадам и сельсоветам были изданы специальные брошюры по ведению политпросвет работы, материалы которых использовались при проведении оргмассовой работы [3, л. 8], кроме того, для этой работы также привлекались материалы периодической печати — газета «Комсомольская Правда», а также сводки с мест боевых действий [2, л. 51]. Центром культурной, агитационной и политпросветительской работы в усадьбах и табунах, рыбалках, охотничьих угодьях по-прежнему оставалась изба-читальня. Несмотря на активизацию развития социалистической
JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC SECTION «THE HUMANITIES» № 1 (19) 2012
Young Researchers
КИРИЛЛОВА А. И.
Организация идеолого-просветительской работы в сельских советах Дальнего Востока РСФСР в годы Великой Отечественной войны (на примере Быстринского района, Камчатский край)
обрядности в 1944-1945 гг., в работе этих учреждений были сбои. Так, в 1945 г. в Кекукк-найской избе-читальне не было художественной литературы, свежих журналов и освещения [5, л. 5-6]. Для интенсификации работы этих учреждений назначались ответственные лица — избачи, а также из активистов избирался совет избы-читальни.
Еще одним способом распространения среди эвенского населения общесоветской культуры были курсы по ликвидации безграмотности, они способствовали советизации взрослого населения. Изначально советские власти планировали достичь 100 %-ной грамотности населения к 10-летию Великой Октябрьской революции, то есть к 1927 г., тем не менее и в военные годы в удаленных областях РСФСР, в том числе и в Камчатской, оставалось безграмотное население, в особенности среди коренных малочисленных народов Севера (далее — КМНС). Для решения этой проблемы и были приняты законы об обязательной ликвидации неграмотности и малограмотности. В 1942 г. работа ликбезов была временно приостановлена [8].
В 1943-1944 гг. была возобновлена борьба с неграмотностью и малограмотностью среди эвенского населения. Так, 1 марта 1943 г. Быст-ринский райисполком принял решение о введении обязательного обучения неграмотных, пункт которого гласил: «Граждан, уклоняющихся от обучения в группах ликбеза привлечь к ответственности в административном порядке» [8]. Для реализации этого решения курсы ликбеза были организованы в сельсоветах района, но в их работе часто бывали срывы. Прежде всего, это было связано с неудовлетворительным оснащением курсов: не хватало письменных принадлежностей; помещения, отведенные для них, не были подготовлены — в них не было отопления и освещения. Еще одной трудностью была специфика работы контингента — кочевое оленеводство, рыболовство и охота, поэтому людей было сложно собрать для проведения занятий. Кроме того, и сами ликвидаторы, и культармейцы работали в табунах, охотились или рыбачили. Так, в Кекуккнайском сельсовете по плану в 1944 г. охвату ликбезом подлежало 13 человек, курсы посещало 7 человек, было пропущено 5 занятий, сам ликбез не был оснащен тетрадями и прописями, в распоряжении ликвидатора и культармейцев было всего 8 книг; его работу
сельский совет признал неудовлетворительной [5, л. 41]. В протоколах Тваянского сельсовета отмечено, что в 1944-1945 гг. не были организованы курсы по ликвидации неграмотности и малограмотности, сам совет неправильно руководил организационно-массовой работой, не обеспечивал ликбез дровами [2, л. 35-36]. По данным протоколов Анавгайского сельсовета в декабре 1944 г. на его территории проживало 14 неграмотных и 17 малограмотных, которые на тот момент не ликвидировали свою неграмотность и малограмотность; эта работа была прервана в 1942 г. и не проводилась до того момента. В связи с этим сельский совет принял решение возобновить курсы в табунах и селе с 6 декабря 1944 г. [4, л. 16]. В целом следует отметить, что к концу военного периода неграмотность и малограмотность среди эвенского населения была практически полностью ликвидирована. Несмотря на все трудности, курсы ликбеза функционировали, местное население сдавало экзамены и обучалось русскому языку.
Еще одним социальным институтом, способствовавшим распространению советской культуры и социалистических ценностей, были школы. К началу Великой Отечественной войны школа существовала только в с. Эссо. В 1933 г. она получила статус семилетней школы, в 1940 г. состоялся первый выпуск. Многие выпускники этого года оказались на фронтах Второй мировой войны: среди них — Григорий Черканов, Сергей Адуканов, Эммануил Коерков и Кирилл Амганов, погибшие в боях. Все они отправились на войну добровольно, считая необходимым защитить свою советскую родину. Этот факт подтверждает важную роль школы в формировании мировоззрения нового, советского человека и воспитании молодого поколения быстринских эвенов в соответствии с универсальным для СССР культурным стандартом. В описываемый период при школе существовал интернат, где жили учащиеся из других сел района. В первые годы войны, несмотря на борьбу за всеобуч, не все родители отправляли своих детей в Эссовскую школу, так как содержание ребенка в интернате обходилось от 120 до 180 руб. в месяц, в зависимости от типа хозяйства: для середняцких хозяйств плата была ниже (120 руб.), для крупных — выше (180 руб.) [1, л. 1-6]. В год за одного ребенка родители обязаны были заплатить 1200 руб. и
ВЕСТНИК КРАУНЦ СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 1 (19) 2012 ISSN 1816-8280 Молодые исследователи
KIRILLOVA A. I.
Ideological and Educative Activities in Village Soviets of RSFSR’s Far East in the Years of the Great Patriotic War (on the example of the Bystrinskiy District, Kamchatskiy Krai)
1800 руб. соответственно, а кроме этого снабдить теплой одеждой, постельными принадлежностями и бельем. Для многодетных эвенских семей такие расходы на обучение детей оказывались неподъемными. Послабление получали только бедняцкие хозяйства, за которые платили колхозы, но их в каждом сельсовете насчитывалось очень немного. Например, в 1941 г. в Тваянском сельском совете было три бедняцких хозяйства, а также 10 средних и три зажиточных, дети из которых должны были учиться в школе [1, л. 1-6]. По причине того, что многие родители отказывались отправлять детей в школы, в районе в 19411942 гг. не был достигнут 100 % охват детей школьного возраста обучением. Это не позволяло реализовать такое направление национальной политики, как всеобуч.
В 1941-1942 гг. на некоторое время затихает антирелигиозная и антишаманская пропаганда. Это связано с тем, что в военные годы необходимо было поддерживать патриотический настрой у местного населения, что оказалось невозможным при сохранении агрессивной антитрадиционалистской линии. Вследствие этого изменяются методы пропаганды: она становится более мягкой и ненавязчивой. В газетах пишут об эффективности работы медпунктов, о качестве их работы, количестве выздоровевших, об интересной работе клубов и изб-читален и т. п.
Для стимулирования приобщения эвенского населения к социалистической культуре и коррелирования ее с традиционной, а также организации досуга обитателей колхозных усадеб в 1944-1945 гг. сельские советы начали организовывать кружки традиционных ремесел и художественной самодеятельности, в районе были организованы смотры песен и танцев. Эти решения на местах приводили в жизнь специально сформированные сельские комис-
Библиографич
1. ГАКК [Государственный архив Камчатского
края]. — Ф. Р-486. — Оп. 1. — Д. 5. —
Л. 1-6.
2. ГАКК. — Ф. Р-486. — Оп. 1. — Д. 10. —
Л. 35-36, 51.
3. ГАКК. — Ф. Р-487. — Оп. 1. — Д. 10. —
Л. 4 об., 8, 11.
4. ГАКК. — Ф. Р-488. — Оп. 1. — Д. 10. — Л. 16,
19 об., 21
5. ГАКК. — Ф. Р-489. — Оп. 1. — Д. 2. — Л. 5-6,
29, 41.
10б JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS
сии в составе 3-5 человек [4, л. 19 об.]. Члены этих комиссий составляли план работы, который утверждался сельсоветом, также они проводили разъяснительные беседы среди трудящихся с целью привлечь их к широкому участию в данных мероприятиях. Эти кружки занимались постановкой эвенских песен и танцев, показывали «национальные пьесы», а также изготавливали игрушки и другие поделки [4, л. 19 об.]. Кроме того, вновь созданные кружки и комиссии по самодеятельности должны были готовить постановки к социалистическим праздничным и памятным датам, например, в Анавгае комиссия, созданная в феврале 1945 г., была обязана подготовить постановку к 1 мая [4, л. 21].
Таким образом, в 1941-1945 гг., несмотря на тяготы войны, в эвенских селах продолжалось культурное строительство и формирование нового, «социалистического человека». Для облегчения восприятия новых ценностей местные власти стремились сохранять и традиционную культуру этноса, используя при этом новые формы организации — кружки художественной самодеятельности, смотры песен и танцев, изготовление традиционных изделий, издание газет и боевых листков на эвенском языке и т. п. Основными социальными институтами, ретранслировавшими новые ценности и официальную идеологию, были школы (для молодого поколения) и система изб-читален, красных пологов, ликбезов (для взрослых).
На современном этапе развития коренных народностей Севера необходимо учитывать советское культурное наследие, а также опыт ведения просветительской деятельности и распространения официальной идеологии для реализации в полной мере курса на федерализм и демократизацию общества. По этой причине изучение вопросов, затронутых в статье, является актуальным и на сегодняшний день.
ский список
6. Крупская Н. К. Библиотечное дело: избы-
читальни, клубные учреждения, музеи. Т. 8 / подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко, Л. С. Фрид. — М.: АПН, 1960. — 760 с. — С. 14.
7. Крупская Н. К. Основы политико-просвети-
тельской работы. Т. 7 / подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко, Л. С. Фрид. — М.: АПН, 1959. — 751 с. — С. 3.
8. Малявко О. П. Из истории с. Анавгай // Ма-
териалы этнографической экспедиции в с. Анавгай 13-21 марта 2005 г.
- KRASEC SECTION «THE HUMANITIES» № 1 (19) 2012
Young Researchers