технологии организации третьего урока физической культуры. Именно эта дидактическая составляющая призвана в значительной мере оказать позитивное влияние на процесс актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении. Данное явление объясняется, прежде всего, тем, что все еще не проработано методическое обеспечение: образовательные программы, психолого-педагогические подходы, технологические особенности и здоро-
Библиографический список
вьесберегающие приёмы актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении.
В этой связи сегодня принципиально важно поддерживать жизнеспособные традиции тех спортивно-образовательных организаций, которые пытаются освоить все прогрессивное, что появляется не только в теории отечественного физкультурного движения, но и в мировой практике.
1. Козлов А.В. Формирование духовно-нравственного становления школьников-спортсменов в физкультурном образовании. Физическая культура и спорт: материалы III Международной научно-практической конференции Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический университет, 2011.
2. Акутина С.П. Формирование нравственно-ценностных ориентаций молодежи в воспитательной системе психолого-педагогического образования. Арзамас: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2015.
3. Горбунов А.Ю. Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе. Автореферат диссертации ...кандидата педагогических наук. Челябинск, 2010.
4. Игнатова В.В. Стратегические условия актуализации потребности школьников в духовно-нравственном становлении. Томск: Издательство ТПУ, 2014.
5. Жуков А.Д. Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Главный редактор А.Д. Жуков. Москва: Магистр-пресс, 2011.
6. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Ответственный редактор А.Я. Найн. Челябинск: Уральская Академия, 2015.
7. Пластун Н.А. Духовно-нравственное воспитание личности в системе образования. Актюбинск: Актюбинский кооперативный колледж, 2013.
8. Шемякина Н.М. Духовно-нравственное становление старшеклассника во внеурочное время. Ростов на-Дону: Феникс, 2009.
References
1. Kozlov A.V. Formirovanie duhovno-nravstvennogo stanovleniya shkol'nikov-sportsmenov v fizkul'turnom obrazovanii. Fizicheskaya kul'tura i sport: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Stavropol': Stavropol'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2011.
2. Akutina S.P. Formirovanie nravstvenno-cennostnyh orientacijmolodezhi v vospitatel'nojsisteme psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. Arzamas: Arzamasskij filial Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2015.
3. Gorbunov A.Yu. Formirovanie fizicheskoj kul'tury mladshego shkol'nika v obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ...kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2010.
4. Ignatova V.V. Strategicheskie usloviya aktualizacii potrebnosti shkol'nikov v duhovno-nravstvennom stanovlenii. Tomsk: Izdatel'stvo TPU, 2014.
5. Zhukov A.D. Nauka o sporte. Enciklopediya sistem zhizneobespecheniya. Glavnyj redaktor A.D. Zhukov. Moskva: Magistr-press, 2011.
6. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: tematicheskij sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor A.Ya. Najn. Chelyabinsk: Ural'skaya Akademiya, 2015.
7. Plastun N.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti v sisteme obrazovaniya. Aktyubinsk: Aktyubinskij kooperativnyj kolledzh, 2013.
8. Shemyakina N.M. Duhovno-nravstvennoe stanovlenie starsheklassnika vo vneurochnoe vremya. Rostov na-Donu: Feniks, 2009.
Статья поступила в редакцию 05.04.16
УДК 378
Karasova I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Seleznyova E.A., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION AND TECHNOLOGY OF PEFORMING OF PROFESSIONAL TRANING PRACTICE IN TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY IN CONDITIONS OF THE COMPETENCE APPROACH. In the article the authors clarify a definition of a competence-based approach in practical training of students of a pedagogical university on the basis of paradigmatic, syntagmatic, and pragmatic components. The work describes social, methodological and procedural preconditions for the realization of the competence approach in the organization and performing of industrial practice. The conditions of successful introduction of preconditions of continuity in the linkages and relationships between manufacturing practices programs in for bachelor and master students; the formation of competencies; in the choice of technologies of training of students in secondary educational institutions; in selecting the means to evaluate results to develop students' competencies.
Key words: industrial practice, competence approach, model of realization of competence-based approach, structural-functional model of organization of production practices, social prerequisites, methodological, procedural.
И.С. Карасова, д-р пед. наук, проф., Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
Е.А. Селезнева, соискатель каф. педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический
университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДВУЗЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье уточнено определение компетентностного подхода применительно к производственной практике студентов педвуза на основе парадигмальной, синтагматической, прагматической составляющих. Раскрыты социальные, методологические и процессуальные предпосылки реализации компетентностного подхода в организации и проведении производственной практики. Выявлены условия успешного осуществления предпосылок - преемственности в установлении связей и отношений между программами производственной практики в бакалавриате и магистратуре; в формировании компетенций; в выборе технологий обучения учащихся в средних образовательных организациях; в выборе средств оценивания результатов освоения студентами компетенций.
Ключевые слова: производственная практика, компетентностный подход, модель реализации компетентностного подхода, структурно-функциональная модель организации производственной практики, социальные предпосылки, методологические предпосылки, процессуальные предпосылки.
Компетентностный подход как стратегия обновления российского образования, провозглашённая в материалах модернизации основных профессиональных образовательных программ, направлен на улучшение подготовки педагогических кадров и усиление практической составляющей в соответствии с требованиями новых стандартов (ФГОС ВО) и профессионального стандарта педагога (ПСП). Иными словами, основные виды деятельности будущего педагога должны быть ориентированы на овладение профессиональными действиями (трудовыми), знаниями и умениями в процессе освоения компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) [1; 2; 3].
Раскроем сущность компетентностного подхода, а также совокупность понятий с ним связанных. На основе анализа работ [4; 5; 6; 7], раскрывающих процессы поэтапного развития и становления компетентностного подхода, уточним его определение применительно к предмету данного исследования. Компетент-ностный подход будем рассматривать как сложную категорию, раскрывающую сущность обновления содержания подготовки будущих специалистов в условиях формирования у них совокупности компетенций/компетентностей. Составляющие компетентностного подхода: парадигмальная, синтагматическая и прагматическая позволяют теоретически осмыслить предпосылки его реализации [8].
Синтагматическая выражает преемственность в двухуровневой структуре подготовки специалистов (бакалавриат - магистратура). Парадигмальная составляющая выражает идеи реализации смысловых связей между профессиональными компетенциями, характеризующими виды деятельности студентов на производственной практике. Прагматическая определяет практическую интерпретацию смысловых связей между компетенциями, формируемыми на производственной практике в соответствии с рабочими программами, составленными курирующими кафедрами.
Концептуальная модель реализации компетентностного подхода в организации и проведении производственной практики в условиях совершенствования профессиональных видов деятельности (педагогической, проектной, научно-исследовательской, методической) построена на основе совокупности предпосылок (социальных, методологических, процессуальных), реализующих требования нового стандарта (рис. 1). Модель представлена в форме блочной структуры с учётом требований социального заказа общества, нормативной базы педагогических вузов, профессиональных стандартов, особенностей подготовки педагогических кадров. Теоретические предпосылки реализации компетентностного подхода раскрывают взаимосвязь, целостность и взаимообусловленность педагогических процессов, функциональную зависимость и преемственность его составляющих в соответствии с уровнями подготовки педагогических кадров (бакалавриат, магистратура).
Успешность организации и проведения практики зависит не только от теоретических предпосылок (социальных, методологических, процессуальных), но и от ряда факторов, имеющих физиологические, психологические, мировоззренческие, педагогические особенности становления будущего учителя, к ним отнесем:
• пригодность (отсутствие противопоказаний к деятельности, определяемой формулой "человек-человек", отражающих анатомические, физиологические, психологические особенности индивида, его врожденные или приобретенные недостатки, несовместимые с основами педагогического мастерства учителя);
• включенность (умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса, переключаться, корректировать свои действия, основанные на технологиях общения, эмоционально-волевых, рефлексивных, организаторских качествах личности);
• готовность (мировоззренческая зрелость человека, психолого-педагогическая компетентность в реализации задач практики).
Совокупность теоретических предпосылок дополнительных факторов их реализации позволяет выделить условия взаимосвязи синтагматической, парадигмальной и прагматической составляющих компетентностного подхода. Базис социального компонента теоретической предпосылки организации производственной практики определяет социальный заказ общества в форме нормативных документов (закон, стандарты, приказы, положения). Заказ общества реализуется в учебном плане вуза, образовательных программах дисциплин и практик, ориентированных на конечный результат обучения.
Этот результат может быть успешным, если все образовательные программы в системе двухуровневой подготовки специалистов (бакалавриат-магистратура) будут осуществляться на основе преемственных связей, поэтому их можно считать условиями успешной реализации компетентностного подхода. Структурно-функциональная модель организации практики на основе компетентностного подхода позволила выделить не только совокупность функций (организационно-проектную, организационно-содержательную, организационно-управленческую, организационно-профессиональную), но и отношения и связи между вузом и объектами практик. Процессуальная предпосылка реализации компетентностного подхода осуществляется в условиях вариативности, использования образовательных технологий обучения учащихся. Индивидуализация диагностирования профессиональных достижений студентов-практикантов на учебных занятиях, проводимых в образовательной организации.
Студенты-практиканты распределяются по объектам практики на основе совокупности вузовских документов: приказов ректора об организации и проведении практик, договоров на оказание услуг, акта сдачи-приемки услуг по руководству практикой, реестра документов, поступивших в бухгалтерию вуза на оплату (по договорам) практики. В образовательной организации директор издает соответствующее распоряжение: 1) по распределению студентов-практикантов по классам для проведения занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий; 2) о назначении учителей для педагогического руководства студентами в решении задач, связанных с совершенствованием видов их профессиональной подготовки. Таким образом, социальный блок модели реализации компетентностного подхода осуществляется на основе требований стандарта к уровню сформированности профессиональных компетенций (рис. 2).
Методологические предпосылки реализации компетентностного подхода основаны на законах диалектики, которые используются в различных видах профессиональной деятельности будущего учителя. Факторы успешной реализации компе-тентностного подхода на основе методологических предпосылок зависят от содержательного структурирования процесса формирования компетенций в условиях преемственности, вариативности, индивидуализации, стремления студентов-практикантов к профессиональной самореализации.
Учебное занятие регламентируется структурой и содержанием технологической карты учебного занятия, включающей: 1) общие сведения; 2) основные единицы содержания учебного занятия в соответствии с рабочей программой практики (формируемыми компетенциями); 3) результативно-целевую основу проектирования учебного занятия (предметные, метапредметные (УУД), личностные результаты освоения программы); 4) конкретизированные требования к результатам освоения задач учебного занятия (образовательных, развивающих, воспитательных) по формированию профессиональных компетенций; 5) требования к освоению учебного материала, темы на основе электронных образовательных ресурсов.
Технологическая карта учебного занятия позволяет руководителям практики отследить реализацию компетентностного подхода (процесса формирования компетенций) каждым студентом-практикантом. Она включает перечень компетенций, совокупность показателей, с помощью которых происходит отслеживание их сформированности у студентов-практикантов в процессе текущего контроля. На основе балльно-рейтинговой шкалы определяется среднее значение максимально возможного и реального баллов оценивания всех показателей, характеризующих сформированность компетенций; рассчитывается коэффициент сформированности показателей, отражающих профессиональные достижения студента-практиканта на учебном занятии. Отношения среднего значения реального балла к максимально возможному демонстрирует владение студентами-практикантами знаниевыми и умениевыми показателями, характеризующими сформированность профессиональных компетенций у будущего учителя. Приведем в качестве примера фрагмент технологической карты учебного занятия по физике по организации текущего контроля за деятельностью студента-практиканта на учебном занятии (табл.1). Подобные технологические карты (с учетом специфики дисциплины) используются по педагогике, психологии, школьной гигиене.
Диагностирование профессиональных достижений студентов-практикантов предполагает отслеживание сформированно-сти у них компетенций по результатам текущего и промежуточного контроля. Промежуточная аттестация осуществляется на
Рис. 1. Модель реализации компетентностного подхода на производственной практике на основе теоретических предпосылок
к
о а
н н
н
о к а К
S S
а н о д к
т н
s >
н е
а -fr
р о
О р с
Студент-практикант
Групповой руководитель
(вуз)
Педагог
(образовательная организация) методическое руководство различными видами профессиональной деятельности в процессе формирования компетенций у студентов-практикантов
К
а
к
и
е
т
н
е
к
а
а
р К
с S
>
о н к н >
н о -fr
s
а
т
s
н
а
р
О
Знакомство с направлением деятельности образовательной организации в области обучения, воспитания, развития обучающихся; изучение оснащения кабинетов оборудованием для проведения
натурного и виртуального эксперимента
Распоряжение по обр. организации о распределении студентов-практикантов по
классам для проведения занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий
ZE
А
Распоряжение по обр. организации о назначении учителей, классных руководителей для осуществления педагогического руководства студентами
Директор средней общеобразовательной организации: организация и проведение установочной конференции в базовых образовательных организациях
ЗЕ
Администрация образовательной организации: проектирование практики в образовательной организации
Групповые руководители: преподаватели курирующих кафедр (предметные, педагогики,
психологии, безопасности жизнедеятельности) методическое руководство практикой; текущий контроль за качеством выполнения РПП; проведение промежуточной аттестации
Факультетский руководитель: организация производственной практики; проведение установочной и итоговой конференций; взаимодействие с администрацией образовательной организации
jCb.
Декан факультета:
проект приказа Направления студентов в образовательные организации
Отдел кадров: регистрация документов Бухгалтерия: оплата по договорам Управление правовой, финансово-экономической работы и перспективного развития: договоры, юридические акты
Зав.кафедрой:
рабочая программа практики (РПП); назначение руководителей практики;
Организация установочной и итоговой конференции
Ректор:
приказы —7V-
Проректор по учебной работе
Начальник отдела практик:
положения, договоры
11
Проектирование нормативной базы практики
Рис. 2. Структурно-функциональная модель организации производственной практики
итоговой конференции в форме комплексной контрольной работы. По результатам текущего и промежуточного контроля факультетский руководитель практики рассчитывает интегральный коэффициент сформированности компетенций с учетом весовых
коэффициентов. На этом заключительном этапе подведения результатов практики, итоговый коэффициент сформированности компетенций переводится в отметку в соответствии с идеями В.П. Беспалько [9].
Таблица 1
Технологическая картоннтлиха деяиеиьности студзнта-практикантана зачетных заиятияо яу О^1ьзУ1кя (Азрзагзлент)
№ Коршнонрцнн/гю9аиаонлн (ЗУВ) Мекн имел иный белл Рнелиный белл, пcmуч[нннo>й нтудннтом-прaктикзнтoм не зг1И1^тно1х иенятиях
Зеня тин 1 Зеня тин 2 Зеня тин 3
I ПК-Н. Г9Р9БА97РЬ И-АЛМООВЫВАРЬ обрЬЗОВЬРКЛЬАЫК программы )9 Яр-ДМ-ЛЬМ В 799ТВ9Т7ТВММ 7 Тр9б9В9НМИММ 9би9О9В9Р9ЛЬАЫ7 7Р9АД9рЛ9В
2Л. Прoнстирoвенин ноднежермя уинброео иеи-1'оия по Оииикн в ноотвнтнтвии н ТРН6ОВ66ИЯМИ oбрекoоттнлинoIх ноердееооФ 2
2.2. Вледенин нгонобемн соноеонрмя сРpеиoвеонлироео се79енне те иенятиях в сз^сэтл^етнтвии н нмнономo-дняонлирoноры м гздходом 4
II ПК-2. СЯ9796Н97ТЬ М7П9ЛЬО9В9РЬ 79Вр9М9ААЫ9 М9Р9ДЫ М Р97А9Л9ГММ 9биЧ9АМИ М ДМ9ГН9тЛМЬМ
у>. 1. Умети пл^ии]зовеои сoиреве2нлирую нкмонтоителинонти овуиеющихня те онновн ПРО6ЛНМНО1Х ниоуеций; ееививеои птФT[евеонлируIT) ективнонти те oнрoв2 Э1В11ИСТКИЧ^СКИ5С мнтодот 2
О Умети онущннтвлятз котоеоли и oцнику учеб-ых донтижнний по Оииикн 2
3.3 Вледенин никогобеми пl)nмниниия те пР6ктикн Фнхнoлoеиб обууитнния Оииикн, нпонотновующих реивитшо пoииевеонлииoй немoнтoятнлинoнти и ективнонти обуоенммх 2
КоэООи6итнты унпншнонти вoIпoлиниия пoкaиaонлнй нОормиров6ннонти компетенций гж-1,гжио X Кра Ха "К- кта X Кра а — К кта Х Крз кт3
Хт — ККг^ , ^ срeдоиe ирaиIPме киэ00мцмероa нИкрммринaррином кимФеоерцмй по реиулиоaоaм оекущеео кирориля деяоелирином студеооян-фрaкомкaроин — Х1 +Х- +Х| а за 3
7К Кр7р1+Кепр2 +Ктд+Кпс+Кгиг —
гТк = —--—н-, , гее Кк- - г:;|г)е;диее еначе-
нте^(^;^сТфзтттнт^ сфтрмировтнностгтомсетенцийао результа-тнм тткущего юонтн^оте;не,нтф т с нтоф|Знуинй с(^оесир^с^-вннности компетенций по выпошетню задпти во префм1^тнь^1м дннмгплинaм; К„^<м-ннсум^^|-(ие11нт сформированностн кимин-тонкий повынолоению змданий по пндагогике;7<Нс - коэффициент сформиролоиности кнмплтенцнйпеыыполнению заданий пыпсйнолоыии; Кгиг - коэффицзент сформированности компе-задаыий пошкыльхой гигнине.
К = 0 64 ■ К + 0 36 ■ К где 0,64 и 0,36 - ве-
1уИТОГ »^кОМП ^ ^рез,
совые коэффи.иенты, описанные ранее [10,11].
Библиографический сеисок
В заключение отметтм, что проблема совершенствования учебных и производственных прантик в педвузе систематически обстждается научным! сообществом, преподавателями ку-ритутн-их кафедр. На основе обсуждений вносятся изменения в технологию организации и проведения всех видов практик. Основная задача изменений - улучшение профессиональной подготовки педагогических кадров. Все современные документы ориентируют разработчиков программ на достижение конечных рызультатов, которые для педвуза выражаются в требованиях к освоению студентами профессиональных компетенций, поэтому компетентностный подход в организации и проведении производственной гдактзки является не только актуальным, но и перспективным направлением.
1. Об образоиании в Ронсийакой Федерацои. Федеральные закон от 2й.12.2012 № 273-Ф3 (редаиция от 13.07.2315).
2. Федерельный аосудырственный образовательный стандаит высшего образевании по специальности 44.03.0l Педагогическое образование (шроверь Зэкалавриата). Приказ Министерства образыванияо науки РФ от 04 декабря 2015 года №9 1426.
3. Пррфессиыыналшный стандаит Педагог (педагогзчесаэя деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (во спататель, учитель). Приказ Микистерств а труда а социальной ззщиты Российской Федерация от 18 октября 201Г года яд 305е0. Пэихшлогическая шзфыа и оФразвтаниы: Мшдернииация педаэогииеского образования в России. Москва: Издательство ГБОУ ВПО МГПУ, 2014; Т. 19; № 3: 11 - 31.
4. Марголас А.А. Проблемы и пнрспеытив-1 развития педыгоэичвского образования т РФ. Психолагичеыкие науэи ш обвазование: Модернизацияпедагогическаго обраыоваоия и Рослии. Моснва: И здалельстыо 3БОы ВПО МГПУ, 2014; Т. 19; № 3: 41 - 58.
5. Зимняр И.А. Кл ючевыи компетенции - новаи парадигма результати оиразования. Высшее образование сегодня. 2003; 5: 34 - 42.
6. Таыуи Ю.Г. Компетентность в структура модели аачества подгошлвки специалиста. Вытшее обрззование сегодня. 2004; 3: 20 - 26.
7. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство «Инстррута образагиния человека», 20133.
8. Новиков А.М. Методология: словарь системы основных понятий. Москва: Книжный дом «Либроком», 2015.
9. Беспалоки В.П. илагаемыи прОагогичискоы технолоеии. Млсква: Педагогика, 19139.
10. Карасова И.С., Селезнева Е.А. Фонд оценочных средств образовательных результатов студентов на педагогической практике. Вестник ЧЛПУ. Леляби2ск, 2015: 23 -31.
11. Даммер М.Д., Селезнева Е.А. Педагогическая практика студентов физико-математического факультета. Рабочая тетрадь. Под редакцией И.С. Карасова. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2016. (Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Профильная направленность «Физика. Математика» (IV курс)).
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (redakciya ot 13.07.2015).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 04 dekabrya 2015 goda № 1426.
3. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 goda № 30550. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie: Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii. Moskva: Izdatel'stvo GBOU VPO MGPU, 2014; T. 19; № 3: 11 - 31.
4. Margolis A.A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF. Psihologicheskie nauki i obrazovanie: Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii. Moskva: Izdatel'stvo GBOU VPO MGPU, 2014; T. 19; № 3: 41 - 58.
5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5: 34 - 42.
6. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004; 3: 20 - 26.
7. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod vobuchenii: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo «Instituta obrazovaniya cheloveka», 2013.
8. Novikov A.M. Metodologiya: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Knizhnyj dom «Librokom», 2015.
9. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.
10. Karasova I.S., Selezneva E.A. Fond ocenochnyh sredstv obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov na pedagogicheskoj praktike. Vestnik ChGPU. Chelyabinsk, 2015: 23 - 31.
11. Dammer M.D., Selezneva E.A. Pedagogicheskaya praktika studentov fiziko-matematicheskogo fakul'teta. Rabochaya tetrad'. Pod redakciej I.S. Karasova. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPU, 2016. (Napravlenie podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Profil'naya napravlennost' «Fizika. Matematika» (IV kurs)).
Статья поступила в редакцию 31.03.16