DOI: 10.25588/CSPU.2019.82..7..013
УДК 371.937 ББК 74.480.267
Н. С. Шкитина1, Н. С. Касаткина2
1ORCID № 0000-0003-4778-5717 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-4619-0463 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме организации и сопровождения самостоятельной работы студентов, которая оценивается по критериям рейтинговой системы. В статье представлены разноуровневые задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» в рамках организации учебного процесса в педагогическом вузе. Цель статьи - показать особенности организации и сопровождения самостоятельной работы студентов и их особенности. Практическая значимость результатов исследования 1 заключается в их использовании преподавателями высшей школы при орга-^ низации и сопровождении самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика».
| Материалы и методы. Основными методами исследования являются
теоретические методы: прогнозирование, теоретико-методологический ана-
а ж
s «
U
^ лиз; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, самооценка, экспе-
римент, анализ, статистические методы.
Результаты. Выявлена и апробирована процессная модель организации и сопровождения самостоятельной работы студентов и условия ее эффективного функционирования, проведен анализ и сделаны выводы.
Обсуждение. Подчеркивается, что результатом исследования является эффективная организация и сопровождение самостоятельной работы | в условиях рейтинговой системы оценивания учебной деятельности сту-
г а ж
о
дентов педагогических вузов. ж
Л
о а
Заключение. Делается вывод о том, что актуализация применения системы организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов будет способствовать процессу профессиональной подготовки будущих учителей. §
Ключевые слова: самостоятельная работа, уровни организации самостоятельной работы, оценочная деятельность, рейтинговая система оценивания.
а
О
£ о
Основные положения: 1
Л
Ъ
л Й
- определены уровни организации самостоятельной работы и крите-
8
рии оценивания учебной деятельности студентов педагогических вузов; |
о
- показана взаимосвязь системы организации самостоятельной ра- |
о
боты с системой рейтинговой оценки учебной деятельности студентов пе- 1
8
дагогических вузов; ч
б
представлена технология организации самостоятельной работы сту- | дентов педагогических вузов в условиях рейтинговой оценки учебной дея- § тельности.
Л
л
1 Введение (Introduction) тоятельной работы, определение осо-
На современном этапе наметилась бенностей педагогического сопровож-
тенденция увеличения доли самосто- дения и контроля обеспечит более §
ятельной работы студентов в профес- эффективную организацию образова-
сиональной подготовке будущих учи- тельного процесса, с одной стороны,
телей [1]. и новый уровень профессионально-
Выявление новых методов, средств, педагогической подготовки будущих
форм, технологий организации самос- специалистов, с другой. Это требует
о о а л д а
о к
Л
л
0
1
о
о
о
а н и к т а с
£
и
,а н и
ки
U
значительного пересмотра теоретического и практического аспектов изучаемых педагогических дисциплин, что предполагает не только наличие соответствующих знаний, но и развития критического и творческого мышления.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В основе изучения процесса организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов в условиях рейтинговой системы оценивания учебной деятельности лежат следующие методологические подходы: системный, деятельностный, коммуникативный.
Системный подход, являясь общенаучным принципом, определяет правильную постановку исследуемой проблемы и представляет организацию и сопровождение самостоятельной работы студентов педагогических вузов в качестве системы. Деятельностный подход показывает особенности организации и сопровождения самостоятельной деятельности студентов педагогических вузов. Коммуникативный подход, являясь практико-ориентированной основой, характеризует исследуемую проблему с точки зрения субъект-субъектных отношений.
При рассмотрении проблемы организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов в условиях рейтингового оценивания учебной деятельности студентов в качестве методов исследования были применены теоретические методы: теоретико-методологический анализ для определения исходных позиций исследования; обоснование перспектив развития процесса организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов в условиях рейтингового оценивания учебной деятельности проводилось через методы планирования и прогнозирования.
Эмпирические методы: анализ проблемы организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов, с учетом последних нормативно-правовых документов организации образовательного процесса; экспериментальная проверка действенности выделенной системы организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов в условиях рейтинговой системы оценивания учебной деятельности; а также методы наблюдения, анкетирования, самооценки и статистические методы.
Под педагогическими условиями организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов мы понимаем педагогическое сопровождение данного процесса; проектирование индивидуального образовательного маршрута студента и построение технологии организации самостоятельного обучения студентов на основе учета их индивидуальных особенностей, интересов и притязаний.
Проблема организации и сопровождения самостоятельной работы студентов в системе высшего профессионального образования рассматривается во многих исследованиях [2 - 5], и тем не менее, такие вопросы, как планирование, организация, педагогическое сопровождение, учет и контроль результатов, изучены недостаточно.
Субъект-субъектные отношения, дифференцированный и индивидуальный подходы - современные характеристики организации образовательного процесса в вузе в целом и самостоятельной работы в частности [6].
На основании вышеизложенного нами была разработана и апробирована процессная модель организации и сопровождения самостоятельной работы студентов, включающая задания
разных уровней сложности, соотносящиеся с формируемыми компетенциями по дисциплине «Педагогика», а также основными этапами усвоения знаний.
На основании теоретического анализа и экспериментальных данных мы выделили несколько уровней сложности заданий: творческий, эвристический и репродуктивный. При организации самостоятельной работы на репродуктивном уровне студенты закрепляют имеющиеся знания путем переноса их на решение типичных и простых задач. Это, прежде всего, решение тестов, ответы на репродуктивные вопросы, касающиеся изученного материала, ответы на дополнительные вопросы к семинарскому занятию.
На эвристическом уровне преподаватель знакомит студентов с заданиями, которые содержат проблемные вопросы, требующие анализа и синтеза учебного материала. К этому типу заданий относятся также рефераты и задания для подготовки к лабораторным занятиям.
Креативный уровень самостоятельной работы предполагает творческое применение имеющихся знаний, а также решение педагогических задач в новых, нестандартных условиях. Этот
г а н
а
о 8
о §
§
о §
е н
8 е
с §
§ с
ж §
| з
а §
№ у
л §
о 8
X з
е |
3
8
н § § | §
0 е
н
8 у
4
е
1 §
|
д
е
¡о
е е
н
3 §
о
а
е
д
а §
8
4 е с
I §
§ о
а н и к т а с
£
и
,а н и
ки
U
тип заданий включает в себя написание эссе, выполнение проектов, решение ситуационных задач.
Особое внимание уделяется результативности самостоятельной работы студентов, так как оценочная деятельность является наиболее сложной в работе педагога [7].
В рамках рейтинговой системы обучения оценочная деятельность заключается в регулярном контроле качества овладения знаниями и умениями, а также выполнении необходимого объёма самостоятельной работы [8].
Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов педагогических вузов способствует контролю текущей успеваемости, что активизирует самостоятельную работу студентов, а преподаватель получает возможность оценить учебную деятельность студента более объективно [9].
Балльно-рейтинговая система, включающая текущую и промежуточную аттестацию, предполагает оценивание выполнения всех видов заданий (3 балла - репродуктивные, 4 балла - эвристические, 5 баллов -творческие), за которые студент может максимально набрать 50 баллов из общих 100. Студент определяет самостоятельно, сколько заданий он
должен выполнить (из каждого типа заданий не менее трех). Остальные баллы (14) он набирает по своему усмотрению.
Система организации и сопровождения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» в рамках рейтинговой системы обучения стимулирует активность обучаемых, повышая их мотивацию, а наличие индивидуальной траектории делает процесс обучения для каждого студента более эффективным, что в конечном итоге способствует вхождению студентов педагогических вузов в профессиональную деятельность.
3 Результаты (Results)
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и обобщающего этапов.
На основании выделенных нами критериев и уровней сформирован-ности компетентности студентов педагогических вузов нами была организована экспериментальная работа, которая проводилась на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
На констатирующем этапе экспериментальной работы нами было выделено четыре группы: одна из них контрольная группа (КГ), остальные -
экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ -3). При помощи методов математической статистики было установлено, что между контрольной и экспериментальными группами нет существенных различий в уровне сформированности профессиональных компетенций, что позволяет в дальнейшем проводить сравнение и устанавливать различия. Для корректности результатов мы воспользовались методами математической статистики, а именно использовали t - критерий Стьюдента для независимых выборок.
На формирующем этапе экспериментальной работы в процессе преподавания курса «Педагогика» нами ре-ализовывалась процессная модель организации и сопровождения самостоятельной работы студентов во всех группах, но с некоторыми вариациями. В настоящее время объем самостоятельной работы студентов составляет до 50 % от общего количества учебных часов, поэтому процесс организации и сопровождения самостоятельной работы студентов влияет на уровень сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов.
Каждому студенту в процессе изучения курса педагогики предлагалось выполнить задания для самостоятельной работы разного уровня сложности, что соответствует уровню усвоения знаний, а также позволяет проследить уровень сформированности профессиональных компетенций.
Нами было выделено четыре уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в рамках изучения курса «Педагогика» - начальный, низкий, средний и высокий.
Для оценки обобщенного результата по уровню сформированности профессиональных компетенций мы использовали принцип группирования частот по уровням. В результате был выстроен интервальный ряд распределения, который позволяет отнести каждого студента к определенному уровню сформированности профессиональных компетенций.
Так как суммарный балл, оценивающий обобщенный результат, изменяется в пределах от 0-50, то уровень сформированности проверяемых компетенций определялся по следующим интервалам (Таблица 1).
Таблица 1 - Уровни сформированности проверяемых компетенций Table 1 - Levels of formation of the tested competencies
г a ж
a к S
So
О
о
►S
о № о
g
№ ж
S № о
о
о
о
ж о
Kl
a
о
№
У g
о
№ S
№
№ K
S
S ж
о
№ о
K о
к
№ ж
S
y
Л
№
ж о
K
д
№
So
№
№
ж
S о
№
S
№
д
a
г о
г S
Л №
с g
о
о
№
Уровень Начальный Низкий Средний Высокий
Оценка в баллах 0-12 13-24 25-37 38-50
На обобщающем этапе нами была проведена повторная диагностика в соответствии с ранее описанной методикой.
Аналогичным образом мы определяли, есть ли существенные различия
в уровне сформированности профессиональных компетенций в контрольной и экспериментальных группах. Результаты проведенного исследования приведены в Таблице 2.
Таблица 2 - Динамика уровня сформированности профессиональных компетенций студентов контрольной и экспериментальных групп Table 2 - Dynamics of formation levels of students' professional competencies of the control and experimental groups
CÖ С С Кол-во чел. в группе Уровень
начальный, % низкий, % средний, % высокий, %
Sy р конст. итог. конст. итог. конст. итог. конст. итог.
КГ 15 19 16 36 29 39 48 6 7
ЭГ-1 16 17 3 27 17 46 63 10 17
ЭГ-2 14 10 0 35 14 41 55 14 31
ЭГ-3 17 20 0 30 0 43 63 7 37
Таким образом, анализируя полученные в ходе экспериментальной работы данные, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций студентов повышается в результате реализации в образовательном процессе процессной модели организации и сопровождения самостоятельной работы
студентов педагогического вуза и условий ее эффективного функционирования. Значительные изменения произошли в группе (ЭГ-3), где модель реализовывалась в полном объеме. По результатам экспериментальной работы в этой группе нет студентов, у которых профессиональные компетенции сформированы на начальном
и низком уровне. Представленные данные свидетельствуют о качественном и количественном изменении в уровнях сформированности профессиональных компетенций студентов, что позволяет сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы и положительных результатах экспериментальной работы.
4 Обсуждение (Discussion)
Проведенная нами в ходе исследования экспериментальная работа позволяет проанализировать возможность реализации процессной модели организации и сопровождения самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы оценки учебной деятельности. Апробированная нами процессная модель организации и сопровождения самостоятельной работы студентов позволила не только усовершенствовать теоретическую подготовку студентов, но и погрузить их в квазипрофессиональную деятельность за счет заданий креативного уровня, где необходимо творческое применение полученных знаний в ситуациях, близких к профессиональной деятельности, что, несомненно, положительно
отразилось на уровне сформирован-ности профессиональных компетенций, что и было доказано в ходе экспериментальной работы.
5 Заключение (Conclusion)
В ходе исследования гипотеза о том, что организация и сопровождение самостоятельной работы студентов педагогических вузов будет более эффективной, если: 1) общенаучной основой исследования выступает системный, теоретико-методологической стратегией - деятельностный, а прак-тико-ориентированной тактикой - коммуникативный подход; 2) содержательно-смысловым наполнением выступает процессная модель организации и сопровождения самостоятельной работы студентов педагогических вузов; 3) эта модель будет реализована на фоне комплекса педагогических условий, который включает педагогическое сопровождение данного процесса; проектирование индивидуального образовательного маршрута студента; построение технологии организации самостоятельного обучения студентов на основе учета их индивидуальных особенностей, интересов и притязаний.
Библиографический список
1. Салаватулина Л. Р., Андриевская Л. А. Типизация самостоятельной работы в высшей школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. - № 10. - С. 62-67.
г а ж
а -к S
So
О
о
о № о
g
е ж
S л о
о
о
о
ж о
Kl
а
о
№ У
S о
№ S
Л
е к S
S ж
о
№ о
K о
к е
ж S
у
ч
е
ж о
к g
е So
е е
ж
S о
№
ж
е
д
а
г о
г S
ч
е
с g
о
о
№
2. Байлук В. В. Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной самореализации: монография. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2015. - 219 с.
3. Горбунова Т. В., Григорьевская М. Ю., Васильева Р. М. Организация самостоятельной работы студентов по социально-педагогическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2016. - № 2-1. - С. 70-73; URL: http://top-technologies.m/ru/artide/view?id=35574 (дата обращения: 19.12.18).
4. Одинцова Л. А., Бронникова Л. М. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации стандартов нового поколения в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015 - № 5. - С. 77-89. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21658 (дата обращения: 19.12.18).
5. Юланова Н. Д. Основные проблемы организации самостоятельной работы студентов // Педагогика высшей школы. 2015. - №1. - С. 29-32.
6. Омелаенко Н. В. Методика и организация самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. - № 2-3. - С. 538-542. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35669 (дата обращения: 19.12.18).
7. Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Шкитина Н. С. Сравнительный анализ организации самостоятельной работы в учебных заведениях России и развитых стран Запада // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. - № 5. - С. 66-70.
8. Соколова М. А. Балльно-рейтинговая система: слепое следование западным стандартам или эффективная система оценки знаний студента? // Вестник Нижегородской правовой академии. 2017. - № 13 (13). - С. 75-77.
9. Склярова О. Н. Организация самостоятельной работы студентов колледжа в условиях рейтинговой системы оценки качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014 - № 9-3. - С. 140-143.
N. S. Shkitina1, N. S. Kasatkina2
1ORCID № 0000-0003-4778-5717 Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-4619-0463, Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia. Q E-mail: [email protected]
« a
to
ORGANIZATION AND SUPPORT OF STUDENTS' INDEPENDENT
^ WORK IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY
* RATING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
a
^ Abstract
to
^ Introduction. The article is devoted to the problem of organization
and support of students' independent work, which is evaluated by the criteria of rating system. The article analyzes the levels of students' independent tasks on discipline "Pedagogy" in the framework of educational process in pedagogical University. Consequently, the aim of the article is to show the peculiarities and features of organization and support of students' independent work. The practical significance of the research results lies in their use by teachers on discipline "Pedagogy".
Materials and methods. The main research methods are theoretical methods: forecasting, theoretical and methodological analysis; empirical methods: survey, observation, self-assessment, experiment, analysis, statistical methods.
Results. The study reveals the process model of organization of students' independent work in pedagogical universities and the conditions of its effective functioning; the analysis is carried out and g conclusions are drawn.
Discussion. It is emphasized that the main result of the project is the effective organization of students' independent work in the rating system of educational activities evaluation of pedagogical uni- g
s
versities students.
Conclusion. It is concluded that the actualization of the system
ization and evaluation criteria of pedagogical university students' educational activity;
- the study shows interrelation of independent work organization system with the system of rating evaluation of pedagogical uni-
o
s K" ö s o' s ö s d
t o
o
-s £
s
e
k-S
№ s
№ s
o ö s
o' s
ö c
of organization and support of pedagogical universities students' in- c dependent work will contribute to the process of future teachers professional training.
Keywords: independent work, levels independent work organization, evaluation activity, rating system of evaluation.
Highlights:
p
the research determines the levels of independent work organ- ö
R
a g
versities students' educational activity;
- it presents organization technology of pedagogical universities students' independent work in the conditions of educational activity rating evaluation.
References
1. Salavatulina L. R., Andrievskaya L. A. (2015) Tipizaciya samostoyatelnoj raboty v vysshej shkole [Typification of independent work in high school]. Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universitet. 10, 62-67. (In Russian).
2. Baluk V. (2015) Sistemnost samostoyatelnoj deyatelnosti studentov vuza - osnova professionalnoj samorealizacii [The system of students' independent work as the basis of professional self-realization: monograph]. Ekaterinburg, Nauka. 219 p. (In Russian).
3. Gorbunova T. V., Grigirievskaya M. V., Vasilyeva R. M. (2016) Organizaciya samostoyatelnoj raboty studentov po socialno-pedagogicheskim disciplinam [Organization of students' independent work in social and pedagogical disciplines]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2-1. 70-73 Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35574. (Accessed: 19.12.18). (In Russian).
4. Odintsov L. A., Bronnikova L. M. Samostoyatelnaya rabota studentov v usloviyax realizacii standartov novogo pokoleniya v pedagogicheskom vuze [Students' independent work in the conditions of new generation standards realization in pedagogical University]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, 5, 77-89. Available at: http://www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=21658. (Accessed: 19.12.18) (In Russian).
5. Yulanova N. D. (2015) Osnovnyeproblemy organizacii samostoyatelnoj raboty studentov [The main problems of students' independent work organization]. Pedagogika vysshej shkoly. 1, 29-32. (In Russian).
6. Omelaenko N.V. (2016) Metodika i organizaciya samostoyatelnoj raboty studentov [Methods and organization of students' independent work]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2-3, 538-542. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35669. (Accessed: 19.12.18). (In Russian).
7. Kasatkina N. S., Nemudraya E. Y., Shkitina N. S. (2016) Sravnitelnyj analiz organizacii samostoyatelnoj raboty v uchebnyx zavedeniyax rossii i razvityx stran zapada [Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West]. Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. 5, 66-70. (In Russian).
§ 8. Sokolova M. A. (2017) Ballno-rejtingovaya sistema: slepoe sledovanie zapadnym
standartam ili effektivnaya sistema ocenki znanij studenta [Rating system: blind adherence to Western standards or an effective system of student's knowledge assessment]. Vestnik Nizhe-^ gorodskojpravovoj akademi. 13, 75-77. (In Russian).
9. Sklyarova O. N. (2014) Organizaciya samostoyatelnoj raboty studentov kolledzha v ki usloviyax rejtingovoj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya [Organization of independent ^ work of College students in the conditions of rating system of education quality assessment]. ^ Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 9-3, 140-143. (In Russian).
a