УДК 37. 89 ББК 74.9
Сиваков Дмитрий Владимирович
аспирант
кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Sivakov Dmitry Vladimirovich Post-graduate Chair of Theoretical Bases of Physical Training Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Организация и содержание внеклассной физкультурнооздоровительной деятельности в повышении адаптационного процесса
первоклассников Organization and Content of Extra-Curricular Sports and Health-Improving Activities of the Freshmen’s Adaptive Processes Forming В статье представлено экспериментальное обоснование
педагогического контроля, обеспечивающего оптимальный восстановительный процесс, снижающий психическую, физическую напряженность первоклассников в адаптационный период обучения во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
The article presents experimental substantiation of the pedagogical monitoring which provides the optimal restoring process reducing freshmen’s psychological and physical intensity during the adaptive period in the extra-curricular sports and health-improving activities.
Ключевые слова: первоклассник, физкультурно-оздоровительная
деятельность, адаптация, психическая напряженность, внеклассная деятельность.
Key words: freshman, sports and health-improving activities, physical and psychological load, adaptation, psychological intensity, out-of-class activity.
Физическая нагрузка изменяется в течение учебного года, изменяются и параметры функциональной адаптации сердечно-сосудистой системы
организма. При этом контроль над частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо корректировать в течение учебного года для каждого первоклассника индивидуально.
Если соблюдать требования педагогического контроля, то он обеспечит оптимальный восстановительный процесс, оптимизируют психическую, физическую напряженность и адаптационный процесс во время выполнения физической нагрузки во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности. В учебной деятельности необходимо анализировать ЧСС после каждого занятия. Вся сложность заключается в том, что требуется дополнительное время для анализа и обобщения результатов деятельности учащихся первых классов во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности[1 -6].
Что касается методики повышения функционального состояния, то многие специалисты предлагают прекращать занятия во время воспитания физических качеств в снижении двигательной активности на 75% от максимально возможного проявления. В этом процентном соотношении, на наш взгляд, уже заложено компенсированное, декомпенсированное перенапряжение, которое, скорее всего, не отражает объективные показатели ЧСС и возможности учащихся первых классов.
Проблема исследования заключается в том, что недостаточно объективно используется оценка функционального состояния во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся первых классов, способствующая возникновению компенсированного, декомпенсированного напряжения, проводящая к снижению адаптационного процесса в начале обучения.
Цель исследования: обоснование внеклассной физкультурно-
оздоровительной деятельности учащихся первых классов, повышающей адаптационный процесс обучения.
Исходя из цели исследования, определена задача:
Обосновать физкультурно-оздоровительную деятельность первоклассников в повышении адаптационного процесса.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 22 учащихся первых классов. Использовали следующие методы исследования: анализ
научно-методической литературы, педагогические беседы, наблюдение, пульсометрия, констатирующий эксперимент, метод математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальные результаты исследования показали, что при снижении двигательной активности на 75% во время выполнения упражнения на этот процент полагаться сложно. Первоклассник выполнил уже не «точечную» и не обоснованную по интенсивности физическую нагрузку, что вызывает чрезмерную психическую напряженность систем и функций, тем самым снижается адаптационный процесс к обучению.
Снижение скорости двигательного действия во время выполнения физических упражнений по сравнению с основными результатами свидетельствует о наступлении компенсированного перенапряжения учащихся первых классов. Соответственно, оценивание функционального состояния по ЧСС свидетельствует о том, с какой интенсивностью необходимо выполнять физическую нагрузку далее или её следует прекратить. Оценка по ЧСС во время выполнения упражнений имеет более объективную и достоверную информацию о психофизиологическом состоянии, позволяет учителю физической культуры и первокласснику планировать точечное содержание занятий, исходя из оперативного восстановления, а не выполнять ничем не обоснованный объем и интенсивность физической нагрузки во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
В этих условиях первоклассник может выполнить не одно повторение (например, два - три) или выполнить работу за счет волевого усилия, поддерживая интенсивность на уровне 75% при воспитании различных физических качеств. Даже два-три неоптимальных повторения при воспитании любых физических качеств могут привести к снижению функциональных систем или отказу того или иного органа во время выполнения физической нагрузки. В этом случае больше всего присутствует субъективность, чем объективность в оценке функционального состояния, то есть адаптация
осуществляется не постепенно, а идет жесткая эксплуатация в напряженном режиме деятельности, систем и функций учащихся первых классов.
В данный педагогический момент неизвестно, за счет чего снижается скорость: может она снижается вследствие перенапряжения или наступило уже декомпенсированное утомление. Причину снижения интенсивности двигательного действия на 75% от максимальных показателей в физкультурнооздоровительной деятельности определить сложно. Поэтому оценивание реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную нагрузку учащихся первых классов по ЧСС уже позволит соблюдать принцип адаптационного процесса.
Образно выражаясь, физическая нагрузка, выполняемая до начального утомления - естественное, целенаправленное и последовательное развитие всех функций и систем организма, улучшающая адаптационный процесс учащимся первых классов. Физическая нагрузка, выполняемая до компенсированного и декомпенсированного перенапряжения - это неоправданные педагогические действия, которые не способствуют оздоровительной направленности и снижению психической напряженности первоклассников. При такой методической ситуации учитель в лучшем случае приведет учащихся первых классов к переутомлению, перенапряжению к ухудшению адаптационного процесса. Только при развитии начального утомления соблюдается принцип постепенности в наращивании развивающих, адаптационных и тренирующих воздействий первоклассников во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
В целом, начальное утомление обеспечивает сбалансированное и динамичное восстановление адаптационных процессов от 3 до 30 минут. Экспериментальные результаты исследования учащихся первых классов свидетельствуют, что для восстановления после компенсированного перенапряжения первоклассникам необходимо от 30 до 12 часов, а на декомпенсированное перенапряжение - от 12 часов и более после внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Основополагающим критерием «точечной» физической нагрузки в снижении психической напряженности и в повышении адаптационного процесса учащихся первых классов во внеклассной физкультурнооздоровительной деятельности являются следующие положения. Во-первых, необходим «точечный» выбор интервала отдыха между повторениями в одном занятии в воспитании тех или иных физических качеств (по частоте сердечных сокращений) и между учебными занятиями. Во-вторых, следует точно определить восстановительный интервал времени и фиксировать его после выполненной физической нагрузки (за определенное время) у каждого первоклассника. В-третьих, определяются индивидуальные реакции сердечнососудистой системы учащихся первых классов на выполняемую физическую нагрузку. Если вышеуказанные компоненты учитываются при дозировании физической нагрузки, она будет «точечная» по направленности, содержанию и воздействию, тогда первоклассник не выполнит лишних повторений по объему к интенсивности.
Таким образом, изменяется реакция по ЧСС и увеличивается время восстановления на одну и ту же физическую нагрузку у каждого первоклассника индивидуально. Упреждающим критерием психического напряжения первоклассников в этой ситуации будет превышение оптимального времени на восстановление от стандартного времени. Поясним экспериментальное обоснование в планировании физической нагрузки учащихся первых классов. Выбираем ординарный тип интервала отдыха (ЧСС 90 уд /мин) между повторениями в воспитании быстроты, определяем пульс у первоклассников после выполненного ускорения и время восстановления, как только время восстановления по ЧСС начнет увеличиваться и отличаться от стандартного времени перед очередным повторением, двигательные действия -прекращаются.
Из результатов экспериментального исследования функциональных возможностей первоклассников отметим, что имеются определенные ограничения восстановительного процесса, например если продолжать
воспитывать быстроту и проигнорировать процесс стандартного восстановления, связанный с увеличением ЧСС в очередном повторении, то в такой деятельности будет воспитываться не быстрота, а общая выносливость, которая приведет к повышению психической напряженности и снижению адаптационного процесса.
С одной стороны, очень часто, выбирая тот или иной тип интервала отдыха в воспитании физических качеств, почему-то используются пограничные критерии ЧСС (ЧСС 90 - 95 - 100 уд /мин), только нижние или верхние, а промежуточные величины, например ЧСС 95, исключаются. С другой стороны, не учитываются в интервалах отдыха адаптационные процессы к физической нагрузке. Полная адаптация к тем или иным интервалам отдыха сопровождается уменьшением времени на восстановление от стандартного времени, что дает основание для выбора более высоких показателей по ЧСС в одном типе интервала отдыха, а если его возможности исчерпаны, применяется более высокие интервалы отдыха.
Экспериментальные результаты исследования показали, что такая проблема существует у специалистов, планирующих физическую нагрузку, в воспитании физических качеств, и она не способствует реализации принципа единства, постепенности и предельности в наращивании тренировочных и адаптационных нагрузок у первоклассников во внеклассной физкультурнооздоровительной деятельности.
Учителю физической культуры во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо помнить, что степень физической нагрузки определяется всегда от исходного уровня, т.е. в момент пробуждения первоклассников и в одном и том же положении тела (горизонталь). Функциональное состояние учащихся первых классов в начале учебного года и в конце изменяется, соответственно изменяется ЧСС и психическое напряжение.
Учащимся первых классов необходима успешная адаптация к процессу обучения. Во время выполнения физической нагрузки первоклассникам
следует прислушиваться к психофизиологическому состоянию во время выполнения физической нагрузки. Ведь лучше всего оценит своё состояние сам первоклассник в физкультурно-оздоровительной деятельности. Почему так не происходит в действительности? Причина видится в том, что учитель физической культуры недостаточно полно дает знания учащимся первых классов в оценивании физической нагрузки и не формирует у них потребности в условиях внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
В заключение необходимо отметить, что экспериментальное исследование дает основание для утверждения, что определяется физическая нагрузка с учетом индивидуальной психофизиологической реакции сердечнососудистой системы учащихся первых классов. У учащихся первых классов необходимо учитывать при выполнении и планирования физической нагрузки силу, подвижность и уравновешенность нервной системы во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности. Обусловлено это тем, что после одной и той же физической нагрузки первоклассник с различным типом темперамента восстанавливаться будет по-разному, соответственно и результативность адаптационного процесса будет иного содержания.
Во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности
двигательная деятельность, доведенная до начального утомления, в меньшей степени будет вызывать психическое напряжение в поведении учащихся первых классов и будет способствовать улучшению адаптационного процесса к обучению, так как начальное утомление будет иметь результативную направленность в совершенствовании психического и функционального состояния во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Библиографический список
1. Бальсевич, В.К. Спортивный в российской школе вектор физического воспитания / В.К.Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2006.- 112 с.
2. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2006.- 174 с.
3.Розенфельд, А. С. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках / А. С. Розенфельд, Е. И. Маевский // Теория и практика физической культуры. - 2004.- № 4. - С. 39-44.
4. Сиваков, В. И. Теоретико-методическое обоснование психического состояния школьников в процессе физического воспитания: монография / В. И. Сиваков. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та.- 2001. - 169 с.
5.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.:Прогресс. - 1982. -124 с.
6. Таймазов, В.А. Спортивная наука и спортивная педагогика в XXI веке / В.А. Таймазов // Теория и практика физической культуры.- 2007. -№ 10. - С.2 -6
Bibliography
1. Balsevich, V.K. Sport Vector of Physical Education at Russian School (In Russian) / V.K. Balsevich. - Moscow: Teoriya I Praktika Fizicheskoy Kultury I Sporta, 2006.- 112 p.
2. Lubysheva, L.I. Sports Culture at School (In Russian) / L.I. Lubysheva.-Moscow: Teoriya I Praktika Fizicheskoy Kultury I Sporta, 2006. - 174 p.
3. Rosenfeld, A.S. Stress and Some Problems of Adaptive Rearrangement at Physical Loads / A.S Rosenfeld, E. I. Mayevsky // Theory and Practice of Physical Culture. - 2004. - № 4. - P. 39 - 44.
4. Sivakov, V.I. Theoretical and Procedural Justification of the Students’ State in the Process of Physical Upbringing / V.I. Sivakov. - Chelyabinsk: ChSPU, 2001. - 169 p.
5. Selye, G. Stress Without Distress / G. Selye. - M.: Progress, 1982. -124 p.
6. Taymazov, V.A.Sports Science and Sport Pedagogics in the XXI Century (In Russian) // V.A Taymazov // Teoriya I Praktika Fizicheskoy Kultury I Sporta. -2006. - №10. - P. 2-6.