Экономика, ¡¡рераПЕ&'1ниНа1ельство
ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
Организация и правовая регламентация «единого окна» для внешней торговли в зарубежных странах
Гамбеева Ю.Н. 1, Гламазда А.В. 1
1 Филиал Московского государственного университета в г. Севастополе , Севастополь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются особенности внедрения международно-правовых стандартов системы «единое окно» для внешней торговли в национальных законодательствах. Дается характеристика общих принципов создания национального законодательства в данной сфере, определенная в рекомендациях ООН, включая основные вопросы, требующие правового регулирования; применение чек-листов для анализа действующего законодательства; определение компетенции агентств, ответственных за организацию «единого окна», и принципы взаимодействия с другими привлеченными правительственными агентствами. Анализируется законодательство и практика внедрения «единого окна» в таких странах, как Австралия и США. Акцент делается на возможности существования различных моделей правового регулирования «единого окна» и наличии общих обязательных элементов такого регулирования. Отдельно отмечается важная роль согласования отношений между вовлеченными правительственными агентствами путем заключения межагенственных соглашений и меморандумов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: упрощение процедур торговли, единое окно, таможенные процедуры, информационно-коммуникационные технологии, таможенное законодательство, таможенный контроль
Organization and legal regulation of «single window» for foreign trade in foreign countries
Gambeeva Yu.N. 1, Glamazda A.V. 1
1 Sevastopol Branch of the Moscow State University, Russia
Введение
Одним из ключевых инструментов реализации принципа содействия торговле считается внедрение системы «единого окна» для внешнеэкономической деятельности. В Российской Федерации начиная с 29 мая 2014-го года решением Высшего Евразийского экономического совета были одобрены «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». В данном акте дается определение «единого окна» во
внешнеэкономической деятельности, определяются основные направления развития механизма «единого окна», формулируются задачи для стран-членов Евразийского экономического союза. После определения направлений развития Российская Федерация продемонстрировала значительный прогресс в развитии системы «единого окна». В частности, это:
- реализация электронного таможенного декларирования;
- реализация портала государственных услуг;
- развитие сервисов оплаты платежей, налогов и сборов в электронном виде.
- в морских портах внедрен локальный проект «единого окна», в рамках которого реализовано взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и государственных контролирующих органов с помощью портала «Морской порт»;
- созданы региональные инвестиционные порталы и многое другое [13].
Вместе с тем практическая реализация проекта «Единое окно» связана с необходимостью решения ряда проблем как организационного, так и правового характера, что требует анализа и учета зарубежного опыта в этой сфере.
ABSTRACT:_
The article discusses the features of the implementation of international legal standards of the «single window" for foreign trade in national legislation. The characteristic of the general principles of creation of the national legislation in this sphere defined in recommendations of the UN is given, including: the main questions demanding legal regulation, application of checklists for the analysis of the current legislation, definition of competence of agencies responsible for the organization of «single window» and the principles of interaction with other involved government agencies. The legislation and practice of single window implementation in such countries as Australia and the USA are analyzed. The emphasis is placed on the possibility of different models of legal regulation of «single window» and the presence of common mandatory elements of such regulation. The important role of coordination of relations between the involved government agencies through the conclusion of interagency agreements and memorandums is separately noted.
KEYWORDS: trade facilitation, single window, customs procedures, information-communication technologies, customs legislation, customs controls
JEL Classification: F10, G18, H56 Received: 10.09.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Gambeeva Yu.N. I [email protected])
CITATION:_
Gambeeva Yu.N., Glamazda A.V. (2019) Organizatsiya i pravovaya reglamentatsiya «edinogo okna» dlya vneshney torgovli v zarubezhnyh stranakh [Organization and legal regulation of «single window» for foreign trade in foreign countries]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (3). - 179-190. doi: 10.18334/epp.9.3.41087
Анализ последних исследований и публикаций
Проблематика использования зарубежного опыта и лучших практик в организации таможенного дела рассматривалась в разных аспектах. Б.А. Кормич рассматривал в общем аспекте [5] (КогшкЬ, 2017), а В. Платонов непосредственно в вопросах организации «единого окна» [6] (РЫопоу, 2013). Кроме того, некоторые вопросы введения «единого окна» нашли свое отражение в работах таких исследователей и практиков таможенного дела, как Ю. Кунёв, В. Науменко, А. Макаренко, В. Пашко и другие. Но, как правило, акцент в вышеупомянутых работах делался на международно-правовые стандарты, в то же время вопросы реализации таких стандартов в национальных законодательствах оставались без внимания. Поэтому целью данной статьи является анализ структуры и механизмов правового регулирования системы «единого окна» в законодательстве таких стран, как Австралия и США, и определение типологии и общих черт национальных подходов к данному вопросу
Методы исследования и результаты исследования
В исследовании использовались такие методы, как анализ, классификация, обобщение и систематизация.
Наличие нескольких возможных моделей функционирования «единого окна» обусловливает значительную национальную специфику в создании подобных им систем отдельных государств. Так, по состоянию на 2014-ый год, согласно данным Всемирного банка, система «единое окно» в той или иной степени работала в 73 странах мира [10]. В 2015-2016-ом гг. к этому перечню добавилось еще 9 стран [9].
Если рассматривать процесс формирования правовой основы национальных систем «единое окно», то можно констатировать, что в большинстве случаев, он в целом укладывается в последовательность действий, предложенную в Рекомендации № 35 ИН/СЕБАСТ, и включает такие этапы, как:
- проведение исследования с целью определить надлежащий перечень мероприятий для решения правовых вопросов, связанных с национальным или трансграничным обменом торговой информацией, необходимой для функционирования «единого окна»;
ОБ АВТОРАХ:_
Гамбеева Юлия Николаевна (jgambeeva0bk.ru) Гламазда Артем Витальевич (g1amazdaaaa0gmai1.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гамбеева Ю.Н., Гламазда А.В. Организация и правовая регламентация «единого окна» для внешней торговли в зарубежных странах // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 3. -С. 179-190. doi: 10.18334/ерр.9.3.41087
- использование чек-листа и руководящих принципов UN/CEFACT для обеспечения включения в план наиболее распространенных правовых проблем национального и трансграничного обмена торговой информацией;
- внесение изменений в действующее законодательство, правила и директивы, если это необходимо для решения определенных правовых проблем и устранения пробелов;
- использование международных стандартов, международных правовых инструментов soft law при наличии на протяжении всего процесса создания юридически благоприятной среды для «единого окна международной торговли» [14].
Вышеуказанный чек-лист, приведенный в Рекомендации № 35 UN/CEFACT, является достаточно объемным и включает двенадцать позиций:
1) создание правовой базы «единого окна»;
2) определение организационной структуры;
3) создание процедур идентификации, аутентификации и авторизации;
4) определение субъектов властных полномочий, которые могут требовать информацию из «единого окна»;
5) определение случаев, условий, правил и субъектов, между которыми распространяется информация из «единого окна»;
6) установление механизма защиты информации;
7) определение обязанностей лиц и мер по обеспечению достоверности и целостности информации;
8) установление ответственности за недостоверность данных в «едином окне»;
9) создание механизма разрешения споров;
10) обеспечение процедур архивирования информации;
11) решение вопросов интеллектуальной собственности относительно соответствующих баз данных;
12) решение возможных проблем с конкуренцией и антимонопольным законодательством.
Как мы видим, фактически, большинство вопросов, связанных со созданием правовой основы функционирования «единого окна», распределяются на две отдельные группы. Во-первых, это организационно-процедурные вопросы, касающиеся организации функционирования «единого окна» и осуществление с его помощью соответствующих административных процедур. Во-вторых, это вопросы электронного документооборота и защиты данных, которые определяют правовой статус, защиту и права субъектов относительно информации, содержащейся в системе «единое окно».
На сегодня одним из наиболее успешных примеров организации системы «единое окно» считается опыт Австралии. В частности, это касается своевременного внедрения стратегии изменений в законодательное регулирование таможенных процедур с целью использования соответствующих информационно-коммуникационных технологий. Такие изменения были введены с принятием законодательного акта под названием
«Customs Législation Amendment and Repeal (International Trade Modernisation)» [4]. Фактически для создания правовой основы внедрения «единого окна» в Австралии указанным актом устанавливались три блока правовых норм:
1) нормы, направленные на улучшение соблюдения таможенного законодательства;
2) установление ответственности за правонарушения, связанные с предоставлением информации;
3) нормы, регулирующие порядок предоставления электронной импортной и экспортной информации.
В частности, в рамках мероприятий по улучшению соблюдения таможенного законодательства уточнены полномочия таможенной службы мониторинга и аудита импорта и экспорта товаров с акцентом на действия с электронной информацией. К обычным полномочиям австралийской таможенной службы по осуществлению таможенного досмотра были добавлены полномочия по использованию оборудования для проверки информации и полномочия по копированию информации, найденной с помощью соответствующего оборудования. При этом указанные полномочия касаются проверки и использования «любых учетных, бухгалтерского учета, вычислительных и других операционных систем, которые могут использоваться для создания или записи информации, или документов, которые могут быть переданы таможне». Кроме того, были установлены правовой статус соответствующих офицеров по мониторингу и ответственность за повреждение электронного оборудования субъектов внешнеэкономической деятельности.
Отдельный блок изменений таможенного законодательства в связи с актом 2001-го г. касался установления ответственности за правонарушения, связанные с электронным декларированием и функционированием системы «единое окно». В перечень таких правонарушений входят:
- непредоставление ответа на вопрос,
- невыполнение требования по созданию документа или записи;
- вводящее в заблуждение заявление, которое привело к неуплате пошлины;
- ложные или вводящие в заблуждение заявления в отчетах о грузе или отчетах о прибытии транспортного средства и т. д
Наконец, последняя группа норм, которая устанавливалась для организации работы «единого окна» в Австралии, касалась порядка предоставления таможне импортной и экспортной информации. В частности, определялась обязанность руководителя таможенной службы «создавать и поддерживать такие информационные системы, которые необходимы для того, чтобы лица имели возможность электронной коммуникации с таможней». Кроме того, устанавливался перечень коммуникационных стандартов и операций, подлежащих обнародованию в официальных изданиях, в виде официальных актов. В частности, в соответствующий перечень были отнесены:
- требования информационной технологии, которым должны соответствовать лица, желающие осуществлять электронную коммуникацию с таможней;
- действия, которые лицо должно совершить с целью верификации получения электронной информации таможней;
- требования информационной технологии, которые подлежат соблюдению, чтобы обеспечить признание подписи лица. Подаются таможне вместе с электронной информацией;
- требования информационной технологии, подлежащие соблюдению при подаче таможне электронных документов.
В дальнейшем определялись особенности выполнения отдельных таможенных процедур (импорт, экспорт, транзит и т. п) при электронной форме коммуникации с таможней и отдельные положения к таким процедурам в отношении товаров из стран, для которых предусмотрены дополнительные правила в отношении обмена информацией. Кроме того, особенностью реализации системы «единого окна» является применение Стандартизированного набора данных, внедрение которого на основе рекомендаций ВТО началось с 2005-го года.
Формирование правовых основ функционирования системы «единое окно» в Соединенных Штатах Америки происходило в рамках мероприятий по повышению безопасности морских портов, что является вполне логичным, учитывая то, что более 90 % всего американского импорта и экспорта осуществляется именно морским транспортом. С этой целью в 2006-ом г. Конгрессом США был издан «Акт о безопасности и надежности для каждого порта» или «Акт безопасности портов» [1]. Среди прочего, «Акт безопасности портов» уделял внимание таким аспектам, как безопасность цепи поставки, также ресурсы и наблюдение со стороны правительственных агентств. В соответствии с положениями ст. 405 раздела IV Государственное казначейство США обязалось ввести информационную систему международной торговли, целью которой является «ликвидация лишних требований по информации для эффективного регулирования хода торговли и эффективного применения законов и правил международной торговли путем создания единой портовой системы, которая управляется Таможенной и Пограничной службой США для сбора и распределения стандартизированных данных по импорту и экспорту, которые требуются всем привлеченным федеральным агентствам».
При этом все федеральные агентства, «требующие документацию для растаможи-вания или лицензирования импорта или экспорта товаров» обязаны принимать участие в этой системе, а исключения из этого обязательства могут предоставляться только из соображений национальных интересов США.
Наконец, вышеупомянутая ст. 405 уделяет особое внимание координации между агентствами по функционированию и использованию информационной системы международной торговли, ответственность за что возложена на секретаря Государственного казначейства США, для чего был создан специальный орган -
Межагенственный комитет управления, в состав которого кроме секретаря казначейства входят руководители всех агентств, принимающих участие в информационной системе международной торговли. К основным функциям данного комитета относятся:
- установление путем консультаций с задействованными агентствами стандартного набора данных, подлежащих уборке, хранению и распространению в соответствии с законодательством, применяемым к сбору и защите информации по импорту и экспорту;
- обеспечение соответствия набора данных информационной системы международной торговли обязательствам США в рамках ВТО.
Кроме того, важными являются положения, согласно которым президент США обязан подавать Конгрессу ежегодный отчет относительно процесса введения информационной системы международной торговли, а сама система называется «важным приоритетом федерального правительства». Фактический запуск системы состоялся после принятия Акта президента США «Упорядочение импортных/экспортных процедур для американского бизнеса» [8] от 19 февраля 2014-го г. Именно в этом акте информационная система международной торговли впервые называется «средством электронного информационного обмена или «единым окном», через которое бизнес будет передавать данные, которые требуются привлеченным агентствам для импорта и экспорта товаров».
Вышеупомянутым актом совершенствовалась система координации и управления информационной системы международной торговли. Так, были расширены полномочия совета директоров этой системы, которые выполняли функции Межагенственного комитета управления согласно Акту безопасности портов 2006 г. В частности, в его полномочия включено:
- обнародование графика развития информационной системы международной торговли и связанных с этим планов и расписаний отдельных агентств;
- координация мероприятий по заключению соглашений, меморандумов и других документов между агентствами с целью установления процедур и директив для безопасного обмена и защиты информации.
Кроме того, был создан исполнительный совет пограничной интеграции под руководством секретаря по внутренней безопасности, наделенного широкими полномочиями по развитию системы «единого окна», к которым, в частности, относятся:
- создание общих принципов и методов управления рисками для агентств, связанных с контролем и выпуском товаров на границе;
- развитие политики и процессов по улучшению и ускорению рассмотрения электронной информации различными агентствами;
- определение способов уменьшения расходов федеральных агентств путем ликвидации излишних процедур или путем максимального использования возможностей Автоматизированной коммерческой среды;
- определение потребностей бизнеса в развитии веб-интерфейсов для информационной системы международной торговли;
- поощрение других стран в развитии подобных систем «единого окна»;
- содействие электронной уплате пошлин, налогов и сборов, связанных с импортом, и тому подобное.
Наконец, последним шагом в формировании правовых основ функционирования «единого окна» в США стало принятие в 2015-ом году Акта о содействии торговле и обеспечения законности торговли [2], нормами которого устанавливались дополнительные требования в отношении правительственных агентств, принимающих участие в информационной системе международной торговли и соответствующие предельные сроки их использования. В частности, к таким требованиям относятся:
- создание и обслуживание необходимой информационной инфраструктуры;
- подписание меморандумов о взаимопонимании таможни и пограничной службы США;
- представление таможенной и пограничной службам критериев приемлемости и видов данных, которые требуются для авторизации выпуска товаров;
- применение не позднее 31 декабря 2016-го г. информационной системы международной торговли как основного средства получения от пользователей стандартного набора данных и другой соответствующей документации заявлений на получение разрешений, лицензий или сертификатов, необходимых для выпуска импортируемых товаров.
Органической частью правового обеспечения американской системы «Единое окно» является положение Стандартного акта электронных транзакций 1999 г. [3], на основе которого разработано соответствующее законодательство отдельных штатов. В частности, этим актом определяются порядок подтверждения подлинности электронных документов и обязательства правительственных агентств по принятию и распространению электронных записей и сообщений.
Заключение
Разные порядки организации и механизмы правового регулирования системы «единое окно» могут быть эффективными и выполнять поставленные перед ними задачи.
Одним из важных требований является определение главного субъекта системы «единое окно», который отвечает за ее функционирование и организацию взаимодействия с другими привлеченными субъектами. «Единое окно» может быть основано правительственными организациями (таможенные администрации), частным бизнесом или публично-частным партнерством [12]. Однако, учитывая то, что главный субъект «должен быть очень сильной организацией с необходимым видением, полномочиями, политической поддержкой, финансовыми и человеческими ресурсами,
взаимодействующий с другими ключевыми организациями» [11], как правило, такая функция остается за таможенными администрациями, которые выполняют ключевую роль в получении информации и документов от субъектов, перемещающих товары через таможенную границу. Именно через таможню наиболее удобно организовывать доступ к необходимой информации всех других субъектов властных полномочий.
Таможня является крупнейшей и важнейшей организацией в вопросах вмешательства в торговые сделки, сбор информации и распространение ее деятельности. Таким образом, правительство обычно считает, что именно таможня должна развивать «единое окно». Это не обязательно означает, что таможня будет владельцем или оператором «единого окна», таможня будет главным заинтересованным субъектом благодаря ее широкому охвату деятельности на межгосударственных границах [15]. Для развития системы «единого окна» критически важным является наличие у таможни надлежащих полномочий для организации взаимодействия и интеграции усилий всех других пограничных агентств для надлежащего выполнения всех предусмотренных законодательством формальностей в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Одновременно таможенная администрация становится одним из самых больших выгодоприобретателей от функционирования «единого окна», ибо может в наиболее удобной форме получать информацию, необходимую для выполнения таможенных формальностей и ускорять выполнение всех внутренних процессов, реализуемых во время таможенного контроля или таможенного оформления.
Следует отметить, что в формировании соответствующих полномочий таможни важное место занимают не только законодательные предписания, но и установление договорных отношений с другими субъектами, осуществляющими свою деятельность через «единое окно». В частности, определяется, по меньшей мере, три типа сделок [12], которые используются при функционировании «единого окна»:
- во-первых, это соглашения между правительственными агентствами, которые задействованы в функционировании соответствующей информационно-телекоммуникационной системы, определяющие задачи, полномочия и обязанности каждого из субъектов;
- во-вторых, это соглашения с негосударственными пользователями данной системы;
- в-третьих, это соглашения с другими странами по поводу обмена информацией и взаимного признания документов, которые подаются или генерируются через «единое окно».
«Единое окно» обуславливает не только традиционные для электронного управления направления взаимодействия по линиям «правительство - правительство» и «правительство - бизнес», а также требует согласования вопросов трансграничного взаимодействия между соответствующими правительственными агентствами различных государств.
Наконец, третьим важным элементом является непосредственная регламентация применения информационно-коммуникационных технологий, причем как на общем, так и на отраслевом уровне. Общий уровень представлен нормативно-правовыми актами, регламентирующими использование электронных документов, электронной цифровой подписи, совершение сделок и осуществление платежей в электронной форме. Отраслевой уровень представлен нормативно-правовыми актами, которые определяют технические стандарты информационно-коммуникационных технологий, что применяются непосредственно в системе «единое окно», форматы и формы представления данных, и, что важно, сообщения относительно сроков запуска тех или иных электронных услуг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Безопасность и ответственность за каждый закон о портах 2006 года. 120 стат. 1884
Публичное право 109-347-0кт. 13, 2006. Www.congress.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/109/plaws/publ347/PLAW-109publ347.pdf (дата обращения: 19. 07. 2019).
2. Закон об упрощении процедур торговли и обеспечении соблюдения торговых
норм 2015 года. Публичное право 114-125-Фев. 24, 2016. Www.congress.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/114/plaws/publ125/PLAW-114publ125.pdf (дата обращения: 19. 07. 2019 ).
3. Единый закон об электронных сделках (1999 год). Проект подготовлен Национальной
конференцией уполномоченных по единообразным законам Штатов и одобрен и рекомендован к принятию во всех штатах на ее ежегодном совещании конференции. Денвер, Колорадо. 23-30 июля 1999 года. Www.uniformlaws.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uniformlaws.org/shared/docs/electronic%20transactions/ ueta_fnal_99.pdf (дата обращения: 20. 07. 2019).
4. Изменение и отмена таможенного законодательства (модернизация международ-
ной торговли). Закон № 95 от 2001 года с внесенными в него поправками. Www. legislation.gov.au. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legislation.gov.au/Details/ C2008C00476 (дата обращения: 20. 07. 2019).
5. Кормич Б. А. Глобализация административного права и таможенное законодатель-
ство // Lex Portus, 2017. - № 5.
6. Платонов О. Практика «Единого окна» в Международной торговле // Вестник
Киевского национального торгово-экономического университета, 2013. - № 4.
7. Последствия «единого окна» для таможенных администраций. ЕАЭС. Css.escwa.org.
lb. [Электронный ресурс]. URL: http://css.escwa.org.lb/edgd/1476/SWimplicationsfor CustomsAdminstrations.pdf (дата обращения: 25. 07. 2019).
8. Президентские документы. Исполнительный приказ 13659 от 19 февраля 2014-го
года. Оптимизация процесса экспорта/импорта для американских предприятий / / Федеральный регистр. Том. 79. № 37. 25 февраля 2014-го г.
9. Равные возможности для всех. Doing Business
10. Публикации Всемирного Банка. Группа Всемирного Банка. - Вашингтон. 2017 год.
11. Развитие торгового «единого окна» в Гонконге. консультационный документ. -Правительство Специального административного района Гонконг. отдел логистики. Апрель 2016-го г.
12. Рекомендации и руководящие принципы по созданию «единого окна» для повышения эффективности обмена информацией между торговлей и правительством. Рекомендация № 33. Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям. -Женева. Июль 2005 года. ECE/TRADE / 352.
13. Создание правовой базы для международной торговли «Единое окно». Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. Рекомендация № 35, принятая центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям. Женева. Декабрь 2010 года. ECE/ TRADE / 401.
14. Состояние развития механизма «единого окна» в регулировании ВЭД ЕАЭС. Www.eurasiancommission.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/Sbor_EEK_2017. pd (дата обращения: 27. 07. 2019).
15. Создание правовой основы для создания «единого окна» международной торговли. Рекомендация 35. ECE/TRADE / 401. - Нью-Йорк и Женева. Организация Объединенных Наций, 2013.
16. Single Window Implications for Customs Administrations. Css.escwa.org.lb. [Электронный ресурс]. URL: http://css.escwa.org.lb/edgd/1476/SWimplicationsforCu stomsAdminstrations.pdf .
REFERENCES:
Kormich B.A. (2017). Globalizatsiya administrativnogo prava i tamozhennoe zakonodatelstvo [Globalization of administrative law and customs legislation]. Lex Portus. (5). (in Russian).
Platonov O. (2013). Praktika «Edinogo okna» v Mezhdunarodnoy torgovle [«single window» concept as an innovative approach to international business]. Vestnik kievskogo natsionalnogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. (4). (in Russian).
Single Window Implications for Customs AdministrationsCss.escwa.org.lb. Retrieved from http://css.escwa.org.lb/edgd/1476/SWimplicationsforCustomsAdminstratio ns.pdf