Научная статья на тему 'Организация и порядок комплектования военно-учебных заведений ВВС СССР в 20-е годы xx века'

Организация и порядок комплектования военно-учебных заведений ВВС СССР в 20-е годы xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / AIR FORCE / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АВИАЦИЯ / AVIATION / АВИАШКОЛА / AVIATION SCHOOL / КУРСАНТЫ / CADETS / КРАСНАЯ АРМИЯ / RED ARMY / MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астраханцев Олег Николаевич

В статье освещаются вопросы комплектования личным составом учебных заведений военно-воздушных сил СССР в рассматриваемый период. Автором рассмотрены: порядок отбора кандидатов и предъявляемые к ним требования. Показана деятельность отборочных комиссий. Кроме того, описаны основные виды военных авиационных школ в 20-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and procedure of recruiting in the air force educational establishments of the USSR in the twenties of the XX century

The article deals with the problems of recruiting in the Air Force educational establishments of the USSR in the period under review. The author considers candidates’ selection procedures and corresponding eligibility requirements. Selection board activity is shown. Besides, the main types of military aviation schools in the twenties are described.

Текст научной работы на тему «Организация и порядок комплектования военно-учебных заведений ВВС СССР в 20-е годы xx века»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 94 (470) ББК 63.3 А912

О. Н. Астраханцев Иркутск, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВВС СССР В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА

В статье освещаются вопросы комплектования личным составом учебных заведений военно-воздушных сил СССР в рассматриваемый период. Автором рассмотрены: порядок отбора кандидатов и предъявляемые к ним требования. Показана деятельность отборочных комиссий. Кроме того, описаны основные виды военных авиационных школ в 20-х гг.

Ключевые слова: Военно-воздушные силы; военно-учебные заведения; авиация; авиашкола; курсанты; Красная Армия.

O. N. Astrahancev Irkutsk, Russia

ORGANIZATION AND PROCEDURE OF RECRUITING IN THE AIR

FORCE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE USSR IN THE TWENTIES OF THE XX CENTURY

The article deals with the problems of recruiting in the Air Force educational establishments of the USSR in the period under review. The author considers candidates' selection procedures and corresponding eligibility requirements. Selection board activity is shown. Besides, the main types of military aviation schools in the twenties are described.

Keywords: Air Force; military educational establishments; aviation; aviation school; cadets; Red Army.

© Астраханцев О. H., 2016

В 20-е гг. XX века все авиашколы Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) подразделялись на следующие виды:

1. Военно-теоретическая школа военных воздушных сил.

2. Военно-техническая школа военных воздушных сил.

3. Объединенная военная школа лётчиков и авиатехников.

4. Военная школа специальных служб ВВС.

Военно-теоретическая школа Военно-воздушных сил относилась к группе авиашкол начальной подготовки лётчиков. В ней имелось два курса: курс сухопутных лётчиков и курс морских лётчиков. Школа давала обучающимся курсантам теоретическую подготовку. Обучение полётам и боевая подготовка производились в военных школах сухопутных и морских лётчиков, куда и направлялись все курсанты, успешно окончившие Военно-теоретическую школу. Военно-теоретическая школа давала обучающимся общую и специальную подготовку.

Военно-техническая школа Военно-воздушных сил готовила младших авиационных техников (авиамехаников). Выпускники школы направлялись для обслуживания самолётов и моторов. Они отвечали за подготовку самолётов к полётам, сборку, разборку, регулировку и мелкий ремонт самолётов и моторов.

Объединенная военная школа лётчиков и авиатехников по своему назначению, программам и условиям приёма и обучения соответствовала: по курсу лётчиков - Военно-теоретической школе, а по курсу авиатехников (авиамехаников) - Военно-технической школе ВВС.

Военная школа специальных служб ВВС готовила радиотехников, фото-грамметристов, фотолаборантов, метеорологов и техников по авиационным приборам. На всех курсах школы курсанты проходили курс общей и соответствующей специальной подготовки, в зависимости от специализации. По радиотехнике: электро- и радиооборудование самолётов, учет и содержание радиоимущества и уход за ним. Для фотограмметриста - расшифровка воздушных фотоснимков, подготовка топографических карт для оперативных работ,

составление всевозможных схем с карт и фотоснимков. Для фотолаборанта -подготовка и установка фотоаппаратов на самолёты, лабораторные работы по обработке негативов и размножению фотоснимков, хранение и содержание фотоимущества и уход за ним. Подготовка техника по авиационным приборам включала в себя: изучение оборудования самолётов аэронавигационными приборами и приборами контроля работы мотора, наблюдение за состоянием этих приборов и их исправностью, ремонт, регулировку и т. п.

Продолжительность обучения курсантов зависела от типа школы. В Военно-теоретической школе: а) на курсах сухопутных лётчиков - 1 год 6 месяцев; б) на курсах морских лётчиков - 1 год 2,5 месяца. В Военной школе лётчиков по окончании Военно-теоретической школы срок обучения - 1 год 6 месяцев, а в Военной школе морских лётчиков - 1 год. В Военно-технической школе - 2 года. В Военной школе специальных служб: а) на курсах радиотехников - 1 год 6 месяцев; б) на курсах фотограмметристов - 1 год 6 месяцев; в) на курсах фотолаборантов - 1 год; г) на курсах метеорологов - 1 год; д) на курсах техников по приборам - 1 год. В объединенной военной школе лётчиков и авиатехников: на курсах лётчиков - 1 год 6 месяцев, на курсах авиатехников - 2 года.

Окончившим Военно-теоретическую школу или курсы лётчиков объединенной Военной школы лётчиков и авиатехников и потом Военную школу лётчиков, присваивалось звание «командир РККА» и «военный лётчик». Они назначались в строевые части ВВС на должности младших лётчиков. Выпускники Военно-технической школы или курсов авиатехников объединенной военной школы лётчиков и авиатехников получали звание младшего авиатехника. Выпускники курсов в Военной школе специальных служб назначались на должности техников (по фото, аэронавигации, радио).

Военные лётчики имели право на поступление во все военные академии РККА; авиатехники в Военно-воздушную академию РККА (на инженерный факультет), техники, окончившие курсы специалистов военной школы специальных служб, имели право на сдачу экзамена (экстерном) на звание лётчика-наблюдателя.

Все, окончившие авиашколы и выпущенные в части ВВС на соответствующие должности, должны были прослужить в строевых частях обязательный срок службы (из расчета 1 % месяца службы за каждый месяц обучения). Лица, отчисленные от обучения в авиашколах, либо увольнялись с военной службы, либо отправлялись в строевые части РККА (в зависимости от их отношения к военной службе). При этом срок обучения в школах засчитывался в общий стаж военной службы. Причинами для отчисления являлись: неуспеваемость, недисциплинированность, политико-моральное несоответствие, болезнь, или собственное нежелание продолжать обучение. Курсанты, отчисленные из летных авиационных школ по летной неуспеваемости, могли назначаться в строевые части на должности авиационных мотористов с правом - впоследствии держать экзамен на авиационного техника (авиамеханика).

Вербовка добровольцев и предварительный отбор из них кандидатов в авиашколы ВВС производились местными организациями Осоавиахима, на основании инструкции Осоавиахима СССР в течение 1-2 месяцев до начала приёмных испытаний (экзаменов) в постоянных военных отборочных комиссиях.

Для комплектования авиашкол устанавливались следующие сроки:

В какие школы производятся наборы Сроки, в которые производятся испытания кандидатов в постоянных военных отборочных комиссиях Сроки, в которые производится окончательный отбор кандидатов в центральных приёмных комиссиях при соответствующих школах

Военно-теоретическая школа ВВС и курс лётчиков Объединенной Военной школы ВВС 1-й приём 2-й приём 1 июня - 15 июня 1 декабря - 15 декабря 5 июня - 25 июня 5 декабря - 25 декабря

Военно-техническая школа ВВС 1-й приём 2-й приём 15 марта - 1 апреля 15 августа - 1 сентября 20 марта - 10 апреля 20 августа - 10 сентября

Курсы авиатехников Объединенной Военной школы ВВС 15 августа - 1 сентября 20 августа - 10 сентября

Военная школа специаль-

ных служб ВВС

Курсы:

Радиотехников, фотограм- 1 июня - 15 июня 5 июня - 15 июня

метристов, фотолаборон-

тов, метеорологов, техни-

ков по приборам

(источник: Условия и программы для поступающих в школы военных воздушных сил РККА, издательство «Осоавиахим». М.: 1929. С. 8)

Необходимое количество курсантов для комплектования той или иной школы, а также общее количество кандидатов, предназначенных для отбора в школы (по округам), устанавливалось распоряжением Управления Военно -воздушных сил РККА. После определёния необходимого количества кандидатов, Управление ВВС РККА, совместно с Осоавиахимом СССР, вырабатывало подробную «разверстку» кандидатов, которые должны были быть привлечены к отбору через местные организации Осоавиахима в постоянные военные отборочные комиссии. Каждая из этих комиссий обслуживала определённый район, и каждая губернская, областная и республиканская организация Осоавиахима была прикреплена к одной из этих постоянных военных отборочных комиссий. Такие комиссии были созданы: в Москве, Воронеже, Серпухове, Борисоглеб-ске, Вольске, Иванове-Вознесенске, Липецке, Ленинграде, Смоленске, Гомеле, Витебске, Брянске, Харькове, Киеве, Зиновьевске, Севастополе, Самаре, Оренбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Чите, Ташкенте, Тифлисе и Баку. Новосибирская постоянная военная отборочная комиссия действовала на территории так называемого Сибирского края, в состав которого входил: Ачинский округ, Барабинский округ, Барнаульский округ, Бийский округ, Иркутский округ, Каменский округ, Канский округ, Карельский округ, Красноярский округ, Кузнецкий округ, Минусинский округ, Новосибирский округ, Омский

округ, Рубцовский округ, Славгородский округ, Тарский округ, Томский округ, Тулуиский округ, Хакасский округ, Ойротская автономная область. Читинская постоянная военная отборочная комиссия действовала на территории Дальневосточного края, Бурят-Монгольской АССР и Якутской АССР [Условия и программы, 1929. С. 9, 10, 11].

Для комплектования авиашкол был выработан и принят к исполнению четкий порядок, который отображался в различных инструкциях. Например, в «Инструкции о порядке командирования кандидатов в авиашколы ВВС РККА, комплектуемые через организации Осоавиахима, и удовлетворения их проездными документами и довольствием». Так, согласно этой инструкции, в авиашколы ВВС РККА имели право поступать все граждане, не ограниченные в гражданских правах по Конституции СССР, отвечающие установленным требованиям приёма в отношении возраста, знаний, и социального положения, независимо от того - состоит ли кандидат членом Осоавиахима или нет. Но при этом, набор гражданских лиц производился исключительно через местные организации Осоавиахима по специальным разверсткам кандидатских мест, которые, как указывалось выше, утверждались Управлением ВВС РККА и рассылались на места Осоавиахимом.

Приём заявлений от добровольцев, желающих поступить в авиашколы, проводился в местных организациях Осоавиахима круглый год. К заявлению кандидат должен был приложить документы о возрасте, образовании, социальном положении, отношении к военной службе, справку о состоянии здоровья, отзыв (рекомендацию) от какой-нибудь общественной, партийной или комсомольской организации или с места службы и командировку (направление) от организации. Направлять желающих обучаться в школы могли партийные, государственные, профессиональные, общественные организации, а также ВЛКСМ. Поступать в авиашколы юридически мог любой гражданин, не являющийся членом какой-либо общественной организации, и даже сверх разверстки, но в таком случае все расходы по проезду и довольствию во время приёмных испытаний такой поступающий производил за свой счет, что было весьма накладно

для большинства населения страны в конце 20-х гг. Зачастую денег на отправку не имели и сами местные организации Осоавиахима. Об этом свидетельствуют документы: переписка Сибавиахима с окружными и уездными организациями общества. Так, в протоколе заседания президиума Хакасского окружного Авиахима № 3 от 3.09.1925 г. записано: «Слушали - о посылке Иванова Н. И. на курсы летного состава. Постановили - от посылки отказаться за неимением средств. Сообщить Сибавиахиму об имеющихся кандидатах в летную школу и просить о принятии расходов по обучению Хакасского лётчика» [ГАНО. Ф. 1186. Оп. 1. Д. 97. Л. 9].

После долгой переписки дело так и не сдвинулось с места. Иванов Н. И. не был направлен в Новосибирск, и из него, по причине - отсутствия денег, не получилось «Хакасского лётчика», как из многих других кандидатов. Такие же трудности возникали и в других местах региона, например, в Барнауле. «Алтайскому губавиахиму г. Барнаул. Препровождаем при этом возвращенное Вами при письме от 30.09. извещение 18/9 № 65. Сообщаем, что указанный расход по командировке курсантов в летную школу в сумме 14 рублей 72 копеек, согласно инструкции при приказе РВС СССР от 31.07. № 733 целиком ложится на местные органы» [ГАНО. Ф. 1186. Оп. 1. Д. 175. Л. 96]. Таким образом, важность рекомендаций и финансовый вопрос подталкивали желающих учиться в военных авиашколах вступать в Осоавиахим и другие общественные оборонные организации. Хотя, как видим, сами организации не всегда имели возможность направить своих отобранных кандидатов на обучение в школы ВВС. Членство в этих организациях для советских людей становилось практически обязательным условием для поступления в школы. Это был один из этапов отсева желающих.

Следующий этап - специальные отборочные комиссии («тройки»), создаваемые на местах в организациях Осоавиахима. Эти комиссии в срочном порядке, под общим руководством президиума и ответственного секретаря данного общества, должны были произвести отбор кандидатов. Для чего было необходимо разверстать кандидатские места по всем отделениям и ячейкам общества,

учесть заранее подавших заявления, а также объявить набор новых заявлений и провести ряд мероприятий, связанных с набором. Эти мероприятия носили агитационный характер, например: публикация о наборе в местной прессе, листовки, стенгазеты, выступления на предприятиях и учебных заведениях и т. п. Далее, в установленный срок, эти комиссии из общего числа прибывших проводили отбор кандидатов, отвечающих требованиям приёма, в количестве, определённом разверсткой. В ходе отбора проверяли: возраст, знания, здоровье и социальное положение всех желающих поступить в школы.

Для проведения указанной проверки, отборочные комиссии должны были привлекать в общественном порядке соответствующих специалистов (врачей, педагогов и т. д.). При этом медицинскую проверку должны были проводить, руководствуясь приказами и директивами Управления ВВС РККА и Осоавиахима СССР, устанавливающими нормы и требования отбора кандидатов в авиашколы. Проверка общеобразовательных знаний осуществлялась по специально установленным программам приёмных испытаний в авиашколы.

После проведения губернской (или соответствующей ей) отборочной комиссией Осоавиахима - признанные, по каким-либо причинам, негодными к обучению возвращались к месту жительства. Лица, признанные годными, направлялись (по количеству, указанному в разверстке), в соответствующие постоянные военные отборочные комиссии, к моменту начала их работы. Кандидаты, посылаемые сверх разверстки, допускались к обучению только за свой счет, о чем их должны были предупреждать. Постоянные отборочные комиссии создавались с целью привлечения и отбора кандидатов для укомплектования школ ВВС. Они организовывались в пунктах, определённых приказом начальника ВВС РККА. Точный адрес каждой постоянной комиссии можно было узнать в местных организациях Осоавиахима. К обязанностям постоянных отборочных комиссий относились:

1) своевременное осведомление (всеми способами) граждан о предстоящих приёмах в школы ВВС, с подробным указанием - сроков, условий, порядка от-

бора, в какие школы идет отбор, разъяснение условий жизни и обучения курсантов, службы, материального положения и т. п.;

2) организация и производство медицинского отбора кандидатов, согласно установленным инструкциям и приказам;

3) производство как предварительной, так и во время отбора, проверки социального и политического соответствия;

4) производство для школ массового отбора кандидатов в сроки и в количестве, установленными Управлением ВВС РККА;

5) подготовительная работа к очередным наборам в школы ВВС, обеспечение помещениями, организация питания, получение перевозочных и денежных средств для кандидатов в школы и т. д.;

6) составление письменных сведений об отобранных кандидатах и их отправка в центральные приёмные комиссии при тех школах, в которых производится набор. К письменным сведениям относились: личные сведения о каждом отобранном кандидате - возраст, социальное происхождение, образование, служба, медицинские карты, сведения о сдачи учебных испытаний;

7) отправка всех не принятых кандидатов к месту их жительства;

8) представление по команде в Управление ВВС РККА отчета о проведенном отборе;

9) информирование местных Осоавиахимов о результатах и недостатках проведенного отбора [Условия и программы, 1929. С. 20].

В постоянных военных отборочных комиссиях проводилась аналогичная (с указанной выше комиссией) работа. Кандидаты, не принятые, отправлялись так же к месту жительства, а те, кто проходил - отправлялись командами непосредственно в центральные приёмные комиссии при авиашколах. По прибытии в школы, они поступали в распоряжение и под наблюдение начальника школы и председателя центральной приёмной комиссии.

В центральные приёмные комиссии, созданные при авиашколах, входили, как правило, следующие лица: председатель комиссии - начальник школы; члены комиссии - комиссар школы, начальник учебного отдела, начальник ме-

дицинской (санитарной) части школы, председатель партийной организации и другие должностные лица.

Для проведения экзаменов привлекались преподаватели авиашколы. В школах производился очередной, заключительный этап отбора. Там также проверялось здоровье (медицинскими работниками школы), социальное положение, рекомендации и характеристики, а также проводились вступительные экзамены, и далее кандидат представлялся мандатной комиссии. После прохождения всех этапов и необходимых процедур, принятые в школу, зачислялись курсантами авиашколы. В случаях, когда число признанных годными кандидатов превышало необходимое число курсантов, отбор производился в порядке конкурса.

Для поступающих в военно-учебные заведения ВВС РККА предъявлялись следующие требования:

1) принимались лица, не ограниченные в правах по конституции СССР;

2) возраст от 18 до 25 лет;

3) политико-моральное соответствие;

4) знание в объеме требований учебных программ;

5) состояние здоровья, соответствующее медицинским требованиям, предъявляемым к кандидатам в школы ВВС.

Что касается последнего пункта - состояние здоровья, то здесь шло деление по профилю учебного заведения. Для летного состава они были одни, для других специалистов свои. Естественно, что требования к состоянию здоровья будущих лётчиков были более серьёзные. Профессия обязывает лётчика быть сильным, легко переносить давление, температуру при изменении высоты полёта. Хорошо видеть и слышать, быть выносливым, иметь достаточно крепкие нервы и т. д. Каждый поступающий в летную школу подвергался самому внимательному и всестороннему исследованию в отношении состояния здоровья. Прежде всего, он должен был удовлетворять общим требованиям военной службы. С другой стороны, требованиям для летной работы. Наставлением, объявленном в приказе РВС СССР № 49 1928 г., устанавливались пределы роста для поступающих в летную школу - от 157 до 185 см. Нижний предел уста-

навливался в связи с тем, что лётчик ростом ниже нормы, не мог иметь достаточного обзора, что, в свою очередь, затрудняло управление самолётом и использование его боевых качеств в полном объеме. Однако если кандидат имел, например, рост 156 или 155 см, и при этом не имел никаких других ограничений, то его брали в школу при условии, что его возраст был 18 лет. Так как за время учебы он мог подрасти на пару сантиметров. Верхний предел устанавливался, исходя из соображений, что лица с более высоким ростом обычно имеют проблемы с органами дыхания, что не приемлемо для лётчика. Вес тела поступающих в авиашколы устанавливался в пределах 55 - 85 кг. Длина ног у поступающих в летные школы должна была быть не меньше 73 см, что соответствовало расстоянию до педалей ножного управления самолёта. Острота слуха не ниже 4 метров на шепотную речь. Серьёзные требования предъявлялись к зрению, работе сердца, органам дыхания, нервной системе и др. Не допускались к летной работе лица, имеющие какие-либо недостатки или заболевания (опухоли, язвы, расширение вен, дефекты конечностей, деформацию позвоночника, увеличение щитовидной железы, одышку, пульсацию и т. п.). Для поступающих в школы авиатехников или специальных служб ВВС требования были мягче. Так, в военную школу специальных служб принимались лица не ниже 153 см. Острота зрения допускалась 0,8 (для лётчиков надо было минимум 0,9), допускалось незначительное отклонение от норм веса и т. п. Во все авиашколы выделялось общее требование - отсутствие сифилиса в любой его форме. «Приказ РВС № 49 от 15.08. 1928 г. Инструкция по медицинскому освидетельствованию граждан, поступающих в вузы ВВС РККА и переосвидетельствования летно-подъемного состава ВВС РККА... п.2. Признаются непригодными вовсе к поступлению в вузы ВВС лица, страдающие хроническими конституционными заболеваниями и сифилисом, в какой бы то не было стадии» [ГАНО. Ф. 1296. Оп. 1. Д. 355. Л. 161-163 об.]. Очевидно, проблема с данным заболеванием, в те годы, в стране была острой.

К военнослужащим, желающим поступить в какую-либо школу ВВС, предъявлялись те же требования, что и к гражданским лицам. Отличие лишь

было в том, что военнослужащие не проходили отбор через комиссии при Осо-авиахиме (первичный отбор), а командировались после проверки их соответствия условиям приёма в своих частях непосредственно в постоянные отборочные комиссии по отбору кандидатов в школы ВВС. При этом в каждой отборочной комиссии для военнослужащих закреплялась часть вакансий.

Таким образом, можно сказать, что в 20-е гг. XX века в СССР начала складываться схема комплектования военно-учебных заведений ВВС. Определились основные типы авиационных школ и училищ. Были установлены требования, предъявляемые кандидатам на поступление в учебные заведения ВВС. В это время закладывалась будущая система подготовки авиационных кадров.

Библиографический список

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1186. Оп. 1. Д. 97.

2. ГАНО. Ф. 1296. Оп. 1. Д. 355.

3. Условия и программы для поступающих в школы военных воздушных сил РККА, издательство «Осоавиахим». М.: 1929. С. 9, 10, 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.