г
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
© Титова С.А., Шулаев А.В., Шавалиев Р.Ф., Зиатдинов А.И., Шикалева А.А., 2024
УДК 616-084-053.2:005.5 DOI: 10.56685/18120555_2024_83_4_11
== ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ = (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Светлана Александровна Титова, ст. преподаватель кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 49; тел.: 8 906 323-37-03; e-mail: [email protected]]
Алексей Владимирович Шулаев, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: 8 987 213-67-12; e-mail: [email protected]]
Рафаэль Фирнаялович Шавалиев, канд. мед. наук, гл. врач ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» [420064 г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 138; e-mail: [email protected]]
АйратИльгизарович Зиатдинов, канд. мед. наук, гл. врач ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ» [420064 г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 140; тел.: 8 843 267-84-44; e-mail: [email protected]] Анастасия Алексеевна Шикалева, ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: +7 937 523-07-23; e-mail: [email protected]]
Реферат. Целью работы стал анализ нормативно-правовой документации, результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по планированию и организации профилактики медицинской помощи, а также изучения факторов риска, влияющих на возникновение неинфекционных заболеваний у детей школьного возраста в условиях образовательной организации. Материал и методы. Обобщены данные литературных источников по организации профилактической медицинской помощи детям школьного возраста и факторам риска. Проведено изучение систематических обзоров результатов проспективных когортных и контролируемых исследований за период с 2009 по 2023 г Использовались такие базы цитирования, как реферативная база Scopus, Web of Science, eLIBRARY.RU, CyberLeninka, РИНЦ, база данных MEDical Literature Analysis and Retrieval System, PubMed. Результаты и выводы. Изучены нормативные, правовые документы, результаты исследований, определен перечень основных дефектов в организации профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний у детей школьного возраста, обозначена эффективность программ профилактики заболеваний детей в организованных коллективах. Область применения результатов данной работы включает в себя различные аспекты организации медицинской профилактики, образования и научных исследований, что позволяет определить более оптимальные, эффективные подходы в профилактической медицинской помощи детям школьного возраста в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: здоровье детского населения, факторы риска, профилактика, дети школьного возраста, качество жизни, образовательные организации.
-ORGANIZATION AND PLANNING OF PREVENTIVE MEDICAL CARE
-FOR SCHOOL-AGE CHILDREN IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
= (Literature review)
Svetlana A. Titova, Senior Lecturer of the Department of General Hygiene of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [420012 Kazan, Butlerova str., 49; tel.: 8 906 323-37-03; e-mail: [email protected]]
Alexey V. Shulaev, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of General Hygiene, FSBEI HE Kazan State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: 8 987 213-67-12; e-mail: [email protected]] Rafael F. Shavaliev, Candidate of Medical Sciences, Chief Physician of the SAHI Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan [420064 Kazan, Orenburgsky trakt str., 138; e-mail: [email protected]] Ayrat I. Ziatdinov, Candidate of Medical Sciences, Chief Physician of the SAHI Children's Republican Clinical Hospital f the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan [420064 Kazan, Orenburgsky trakt str., 140; tel: 8 843 267-84-44; e-mail: [email protected]]
Anastasia A. Shikaleva, Assistant of the Department of General Hygiene, FSBEI HE Kazan State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: +7 937 523-07-23; e-mail: [email protected]]
Abstract. The purpose of the study was to analyze the regulatory and legal documentation, the results of study conducted by domestic and foreign authors on the planning and organization of preventive medical care, as well as risk factors affecting the occurrence of non-communicable diseases of school-age children in an educational organization. Material and methods. The information of literary sources on the organization of preventive medical care for school-age children and risk factors is summarized. The study of systematic reviews, cohort, prospective and controlled studies for the period from 2009 to 2023 was conducted. Citation databases such as the Scopus abstract database, Web of Science, and eLIBRARY.RU, CyberLeninka, RSCI, MEDical Literature Analysis and Retrieval System database, PubMed were used. Results and conclusions. Regulatory and legal documents, research results were studied, a list of the main defects in the organization of preventive measures for the prevention of diseases in school-age children, the effectiveness of programs for the prevention of diseases of children in organized groups was determined. The scope of this article includes various aspects of the organization of medical prevention, education and scientific research, which allows us to identify more effective and efficient approaches to preventive medical care for school-age children in an educational organization.
Key words: children's health, risk factors, prevention, school-age children, quality of life, educational organizations.
Организационно-методические подходы к профилактике неинфекционных заболеваний и факторов их риска в детском и подростковом возрасте являются экономически более эффективным и результативным вариантом для снижения заболеваемости и инвалидизации среди взрослого населения [13, 27].
По данным ВОЗ, от неинфекционных заболеваний ежегодно умирает 41 млн человек, что составляет 71% всех смертей в мире [31]. В глобальном масштабе неинфекционные заболевания являются причиной сокращения 24,8% лет жизни с поправкой на инвалидность и 14,6% смертей среди детей и подростков [28]. 80% случаев смерти от неинфекционных заболеваний происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, а молодые люди в возрасте до 20 лет (0-19 лет) составляют более трети населения мира [36], причем 40% детей в возрасте от 5 до 14 лет проживают в Индии, Китае, Бразилии и Мексике [35]. Неинфекционные заболевания в непропорционально большей степени затрагивают людей с низким социально-экономическим статусом и являются важной причиной истощения медицинских ресурсов [23, 24, 33].
По данным ряда исследований, значительное число факторов риска, влияющих на возникновение неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, может быть снижено с помощью соответствующих профилактических мероприятий начиная с антенатального периода развития человека, и особенно в детском и подростковом возрасте [14, 21, 22].
Неинфекционные заболевания возникают в результате сочетания генетических, физиологических, экологических и поведенческих факторов, оказывая значительное влияние на отдельные возрастные группы населения, они способствуют росту заболеваемости, преждевременной смертности и инвали-дизации. Наиболее подвержены влиянию факторов риска развития неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний дети и подростки [7].
На сегодня развитие школьной медицины находится на достаточно высоком уровне. Имеются возможности организации и проведения углубленных обследований обучающихся, ведения мониторинга
и оценки факторов риска возникновения неинфекционных заболеваний среди детей школьного возраста [7]. Однако следует отметить необходимость поиска более эффективных и результативных подходов в организации профилактической медицинской помощи детям школьного возраста в условиях образовательной организации.
Целью работы явились изучение, анализ нормативно-правовой документации, результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по планированию и организации профилактической медицинской помощи, а также факторов риска, влияющих на возникновение неинфекционных заболеваний детей школьного возраста в условиях образовательной организации.
Материал и методы. Проведено изучение нормативно-правовой документации в сфере профилактики заболеваний и медицинского обеспечения детей в образовательных организациях, систематических обзоров проспективных когортных и контролируемых исследований за период с 2009 по 2023 г. Обобщены данные литературных источников по факторам риска, организации профилактической медицинской помощи детям школьного возраста. Использованы такие базы цитирования, как реферативная база Scopus, Web of Science, eLIBRARY.RU, CyberLeninka, РИНЦ, база данных MEDical Literature Analysis and Retrieval System, PubMed.
Результаты и их обсуждение. Аналитический обзор литературы показал, что гармонизация европейских и российских стандартов качества школьных медицинских услуг позволила обосновать концепцию оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Однако концепцией не предписываются конкретный способ организации школьных медицинских услуг и единый процесс деятельности медицинских работников. Основой алгоритма оценки качества медицинской помощи обучающимся и технологии оценки ее качества определяются как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях [7].
Школа определена как ключевая среда для укрепления здоровья обучающихся. Особенный акцент ставится на внедрение и реализацию программ по физической активности школьников. При этом анализ показал, что школьные стратегии (для начальной и средней школы), использующие только обучение в классе, не повышают уровень физической активности. Развивающейся тенденцией является привлечение молодежи к разработке и реализации профилактических мероприятий. В контексте детского ожирения и малоподвижного образа жизни умеренное повышение уровня физической активности в рамках школьных испытаний имеет большое значение. Школьные инициативы должны быть поддержаны и усилены и в других общественных местах, медицинские работники призваны играть ключевую роль в качестве своеобразных лидеров в обществе, опираясь на свое влияние и авторитет. Медицинские работники могут оказывать поддержку школьным инициативам, задавая пациентам вопросы о важности физической активности и подчеркивая ее, поощряя занятия в кругу семьи, поддерживая школы в принятии подхода «активная школа» и отстаивая поддержку для поддержания научно обоснованных и перспективных моделей физической активности в школах [30].
Сегодня дети менее активны, чем предыдущие поколения, что приводит к росту заболеваемости, связанной с недостаточной физической активностью. Количество времени, которое ребенок проводит вне дома, обусловливает необходимость того, чтобы учителя разъясняли детям важность физической активности и выбора рационального питания. В частности, в отношении детей подросткового возраста многокомпонентные подходы, включающие участие как школы, так и семьи или сообщества, имеют наиболее значительный потенциал для достижения существенно большего уровня физической активности. Кроме того, положительный эффект могут оказать школьная политика, административная поддержка, примеры из практики учителей, а также использование поощрений и стимулов [34].
Одним из индикативных показателей низкой физической активности и нерационального образа жизни детей школьного возраста и их семей является рост избыточной массы тела в детской популяции. Распространенность избыточной массы тела и ожирения в детском и подростковом возрасте высока. Избыток жира в молодом возрасте, вероятно, сохраняется во взрослой жизни и связан с сопутствующими физическими и психосоциальными заболеваниями, а также со снижением когнитивных способностей, школьных и в последующем - жизненных успехов. По мнению исследователей [26], для профилактики и лечения детского и подросткового ожирения рекомендуется изменить образ жизни, включая снижение калорийности питания, уменьшение сидячего образа жизни и увеличение физической активности. Вмешательство в образ жизни может способствовать улучшению ког-
нитивных функций и школьной успеваемости у детей с нормальной массой тела. Аналогичный положительный эффект может наблюдаться у детей и подростков с избыточной массой тела или ожирением [26].
Также значимой причиной снижения физической активности школьников является рост распространенности и доступности гаджетов. В настоящее время число пользователей смартфонов в мире составляет 3,8 млрд человек, причем ежегодно их число увеличивается примерно на 300 млн человек. В частности, в Южной Корее растет использование смартфонов детьми. Примерно 74,2% учащихся 4-6 классов владеют смартфонами, причем этот показатель существенно не отличается от показателей среди учащихся средних и старших классов. Поскольку приобщение к пользованию смартфонами начинается с раннего детства, зависимость от них представляет собой серьезную проблему. По данным исследования 2019 г. Smartphone Addiction Survey, дети и подростки в возрасте 10-19 лет подвержены наибольшему риску (30,2%) развития зависимости от смартфонов по сравнению со всеми остальными возрастными группами [25, 29]. Данный фактор риска возникновения неинфекционных заболеваний на сегодня становится приоритетным, обусловливая развитие многих школьно-обусловленных заболеваний.
В 2018 г. в исследовании, проведенном И.К. Богомоловой с соавт., дана оценка состояния здоровья школьников г. Читы в возрасте от 1 года до 15 лет. Численность участников исследования составила 408 человек, из них 201 (49%) мальчик и 207 девочек (51%), использованы данные профилактических медицинских осмотров. В ходе исследования установлена зависимость состояния здоровья детей от половой принадлежности. Так, авторами выявлено, что у мальчиков вариабельность состояния здоровья более выражена, чем у девочек. При этом в зависимости от возраста наибольшая вариабельность как у мальчиков, так и у девочек наблюдается в дошкольном периоде и в 12 лет. По результатам профилактических медицинских осмотров, основные «потери» здоровья детей приходятся преимущественно на школьный период, увеличивается доля детей, входящих в III группу здоровья, и одновременно уменьшается доля детей в I группе здоровья. Наиболее значимые изменения приходятся на две возрастные группы: «перед школой - 7 лет» и «12-14-15 лет». Установлено, что наибольшая вариабельность в состоянии здоровья как у мальчиков, так и у девочек отмечается в возрастных группах дошкольного возраста и в возрасте 12 лет [16].
Именно профилактическая работа в образовательных организациях должна быть направлена на создание оптимальных условий для формирования здоровья детей и обеспечения защиты детского организма. Так, в исследовании [6] были выявлены приоритетные проблемы в профилактической работе с детьми дошкольного возраста в амбулаторно-поли-
клинических условиях. По результатам изучения сведений из медицинских документов детских поликлиник Москвы, а также анкет родителей наблюдаемых детей за 2017-2020 гг. выявлено, что профилактическими осмотрами охвачено 97% детей, у трети детей обнаружены различные формы хронической патологии. Диспансерные осмотры проходят 68,1% детей, привитыми по возрасту являются 82,1% детей. Отмечена необходимость выделения определенного времени для врачей-специалистов при проведении профилактических осмотров, чтобы активизировать пропаганду здорового образа жизни среди родителей [6].
Одним из современных инструментов в повышении эффективности профилактической медицинской помощи является скрининг на основе информационных технологий. Так, в исследованиях [4] представлены результаты обследования детей в возрасте 3-15 лет по программе компьютерного диспансерного комплекса АСПОНд-АКДО в 2001-2005 гг. в Республике Саха (Якутия). Также отмечено, что предварительная оценка вероятности выявления патологии и ее профилирование на диспансерных осмотрах с помощью компьютерного комплекса АСПОНд-АКДО позволяет сократить затраты за счет адресного распределения ресурсов здравоохранения в Республике Саха (Якутия) [4]. По данным исследователей [32], дети и подростки школьного возраста, страдающие неинфекционными заболеваниями, нуждаются в доступе к качественной медицинской помощи и поддержке, чтобы эффективно справляться с заболеваниями во взрослой жизни. Укрепление научных исследований в области раннего скрининга, обучения выявлению рисков заболеваний имеет решающее значение для профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними.
Внедрение модели организации профилактической помощи детям через создание центров здоровья показало свою эффективность. Анализ работы центров здоровья для детей (возрастных групп 5-9 лет, 10-14 лет, 15 и 16-17 лет) в исследованиях В.Ю. Аль-бицкого и соавт. (2016), организованных в субъектах Уральского федерального округа, показал проблемные зоны профилактической работы медико-организационного, технологического и информационного характера, даны предложения по совершенствованию их деятельности. Выявлены основные потоки поступления детского населения в центры здоровья и факторы, их определяющие. Особое внимание уделено результатам посещений, а также разработке индивидуальных планов, назначению консультаций специалистов, направлению в амбулаторно-по-ликлинические учреждения и стационар [2].
Процесс реформирования здравоохранения обусловливает необходимость использования медико-социологических методов для анализа эффективности медицинской помощи и поиска путей ее совершенствования. Полученная информация [20] об оценке родителями качества и доступности амбула-
торно-поликлинической помощи детям позволила установить, что респонденты в целом дают позитивную оценку обеспечению качества медицинской помощи детям. Взаимоотношения с врачом характеризовались высокой степенью доверия, внимательным и уважительным отношением, полным пониманием проблем пациента со стороны медицинского персонала. Среди позитивных сторон участники опроса выделяли возможность получения квалифицированной помощи, ее бесплатность и определенную доступность, возможность контакта с врачом по мере необходимости. Однако отмечается отсутствие многих специалистов, гарантий сохранения медицинской тайны. Нехватка лекарственных средств и недостатки в организации реабилитации негативно воспринимаются родителями [20].
Качество оказания медицинской помощи детям в школах является основой формирования здорового образа жизни и охраны здоровья подрастающего поколения страны. Оценка качества медицинской помощи детям, проведенная в 21 школе разных регионов Российской Федерации с помощью гармонизированного инструментария Всемирной организации здравоохранения, выявила сходные, определяющие недостаточное качество медицинской помощи детям проблемы: отсутствие современной региональной нормативно-правовой базы; дефицит кадров и низкую оплату их труда; недостаточное оснащение медицинских блоков школ; неадекватный потребностям детей перечень медицинских услуг, оказываемых в школах; низкую информатизацию школьных служб здравоохранения. Сходство проблем в разных регионах страны свидетельствует о необходимости общей стратегии их преодоления, которая должна включать образование медицинских работников в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся; определение основных видов медицинской помощи, оказываемых в школах; развитие материально-технической базы медицинских блоков школ и усиление эксперт-но-аналитической работы в медицинских и педагогических организациях [11].
В основу современных концептуальных подходов к развитию детского здравоохранения, и прежде всего его первичного звена, наряду с прочими положен принцип оценки и анализа средовых факторов, формирующих здоровье детского населения, и, как следствие, поиск организационных технологий, имеющих максимальную социализацию и эффективно интегрированных в такой среде. Именно комплексный медико-социальный подход к наблюдению за жизнью и здоровьем каждого ребенка позволяет добиться максимально позитивных результатов. В повседневной практике необходимость непосредственного участия педиатрической службы в решении социальных вопросов возникает чаще всего в случаях явной угрозы жизни и здоровью ребенка. Ранняя диагностика неблагоприятного социума, медицинское сопровождение социальной адаптации ребенка или не
проводятся, или проводятся в крайне ограниченном объеме. Вместе с тем, по данным ряда исследователей, в последние годы доля детей, которых изначально можно и нужно относить к категориям социального риска, возрастает и составляет 10-25%. Прежде всего, это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из многодетных и неблагополучных семей, дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, юные матери, а также дети и подростки, склонные к различным правонарушениям. В современных условиях совершенствование системы медицинского обеспечения детского населения должно осуществляться не только путем повышения эффективности и качества лечебно-диагностической помощи, но и в результате интенсивного развития медико-социальной помощи [10].
Демографические процессы, происходящие в регионах страны, существенно влияют на особенности организации и планирования медицинской помощи. Рядом авторов на модели контингента детей и подростков до 18 лет и их семей проведены исследования по изучению состояния охраны здоровья, организации на уровне первичного звена здравоохранения педиатрической службы медико-социальной помощи детям, подросткам и их семьям. Показано, что имеются серьезные упущения в правовом и методическом обеспечении до сих пор еще являющейся для многих территорий достаточно новой функции детских поликлиник - оказании медико-санитарной помощи, организации в них специальных подразделений. Кадровые проблемы на местах обусловлены непродуманными штатными нормативами нужных в данном плане специалистов медицинского и немедицинского профиля, трудностями укомплектования должностей физическими лицами. Недостаточно эффективны учебные программы вузовского обучения и последипломного образования врачей-педиатров по медико-социальным проблемам детей, подростков, семьи, мало распространяется региональный опыт медицинских организаций. Рациональная организация на местах медико-социальной помощи детям и подросткам с акцентированием ее превентивной направленности позволит внести существенный вклад в дело реализации положений многих официальных документов, приоритетных национальных проектов [3, 19].
Одним из стратегических документов в охране здоровья детского населения является Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Программные мероприятия в рамках его реализации включают предложения по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых актов в сфере организации медицинской помощи учащимся в образовательных организациях, взаимодействию в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подготовке медицинских работников и оплате их труда, восстановлению медицинских кабинетов в школах и их ос-
нащению. В числе мероприятий также оценка качества медицинской помощи в школах, развитие подростковой медицины, разработка национальных стандартов физического и когнитивного развития детей; мониторинг качества жизни и факторов риска, опасных для здоровья обучающихся; формирование баз данных здоровьесберегающих педагогических, оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий; оценка безопасности цифрового образования и труда подростков, товаров для детей и предметов обихода; мониторинг здорового питания и социальная реклама для детей. Предварительные и промежуточные результаты мероприятий, реализуемых в рамках «Десятилетия детства», должны сегодня обсуждаться профессиональными сообществами, требуется оценка их эффективности и при необходимости - вносить коррективы [8].
Таким образом, рассмотрение проблем организации профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний у детей школьного возраста, повышения эффективности программ профилактики заболеваний детей в организованных коллективах [1, 5, 9, 12, 15, 17, 18] позволяет наметить новые направления в работе. Приоритетными остаются научный поиск и разработка организационных мероприятий. Они ориентированы на совершенствование системы профилактики заболеваний у детей школьного возраста, особенно в условиях модернизации общего образования, изменений образовательной школьной среды, цифровизации учебного процесса. Эти задачи остаются актуальными в области общественного здоровья, организации здравоохранения и профилактической медицины, требуют дальнейших научных изысканий с учетом региональных особенностей и имеющихся в субъектах Российской Федерации лучших практик.
Литература
1. Актуальные проблемы медицинской профилактики у детей в условиях мегаполиса / В.И. Орел, З.А. Рослова, А.В. Ким [и др.] // Российский педиатрический журнал. -2022. - Т. 3, № 1. - С. 223.
2. Анализ деятельности центров здоровья для детей Уральского федерального округа / В.Ю. Альбицкий, А.А. Модестов, Г.А. Малькова [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2016. - Т. 19, № 1. - С. 29-34.
3. Даньшов, В.А. Об организации медицинской помощи детскому населению в Рязанской области в условиях демографических рисков / В.А. Даньшов // Наука молодых (Ео^Шо Juvenium). - 2018. - Т. 6, № 2. -С. 326-330.
4. Евсеева, С.А. Состояние здоровья детей г. Якутска по данным автоматизированной технологии профилактических медицинских осмотров (Аспонд-Акдо) / С.А. Евсеева, Т.Е. Бурцева, В.Г. Часнык // Якутский медицинский журнал. - 2016. - № 1(53). - С. 26-28.
5. Жданова, Л.А. Школьная медицина: возможности реализации первичной профилактики / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, И.Е. Бобошко // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2021. - Т. 26, № 3. - С. 5-10.
6. Кравченко, И.А. Влияние профилактических мероприятий детской поликлиники на состояние здоровья детей дошкольного возраста / И.А. Кравченко, В.С. Полунин, Г.Н. Буслаева // Российский педиатрический журнал. -2021. - Т. 24, № 1. - С. 36-40.
7. Кучма, В.Р. Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества медицинской помощи в образовательных учреждениях / В.А. Кучма, С.Б. Соколова // Российский педиатрический журнал. - 2016. -Т. 19 (3). - С. 157-162.
8. Кучма, В.Р. Медико-профилактические основы здоро-вьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018-2027 гг.) / В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2018. - Т. 21, № 1. - С. 31-37.
9. Оленичев, Д.Н. Профилактические осмотры детского населения столицы 2018-2022 гг. (аналитический обзор) / Д.Н. Оленичев, А.М. Подчернина. - Москва, 2023. - 48 с.
10. Организация медико-социальной работы среди детского населения / В.И. Орел, А.В. Ким, В.М. Середа [и др.] // Педиатр. - 2018. - Т. 9, № 1. - С. 54-60.
11. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Е.В. Ануфриева [и др.] // Вестник Российской Академии медицинских наук. - 2017. - Т. 72, № 3. - С. 180-194.
12. Пастбина, И.М. Пути сохранения детского здоровья / И.М. Пастбина, Е.А. Кригер, О.В. Самодова // Социальные аспекты здоровья населения. - 2019. - Т. 65, № 4. - С. 6.
13. Региональные тенденции возрастной динамики состояния здоровья детей по результатам медицинских профилактических осмотров несовершеннолетних / А.И. Малышкина, О.М. Филькина, Е.А. Воробьева, Т.В. Слабинская // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 томах. Т. 1. - Москва: Научная книга, 2019. - С. 122-142.
14. Русинова, Д. Как организовать профилактические осмотры детей в пандемию / Д. Русинова // Здравоохранение. - 2020. - № 10. - С. 64-87.
15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023663806. Российская Федерация. Программа проведения профилактического осмотра детей 14-17 лет с автоматизированным анализом результатов: № 2023662510: заявл. 19.06.2023: опубл. 28.06.2023 / Г.Ю. Порецкова, А.А. Тяжева, Г.В. Санталова [и др.]; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
16. Состояние здоровья детей и подростков по результатам профилактических медицинских осмотров / И.К. Богомолова, В.В. Бобрович, О.В. Дегтярева, А.Н. Жарникова // Забайкальский медицинский вестник. - 2018. - № 2. -С. 7-13.
17. Умаров, Т.А. Факторы риска заболеваний среди детей подросткового возраста / Т.А. Умаров, И.С. Бандаев, Б.Ю. Джонова // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2019. - № 4. -С. 293-308.
18. Хузиева, Г.М. Здоровье школьников - наша забота / Г.М. Хузиева, Д.С. Каримова // Практическая медицина. - 2019. - Т. 17, № 5. - С. 114-116.
19. Чичерин, Л.П. К вопросу усиления медико-социального раздела первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам в России / Л.П. Чичерин, В.О. Щепин, М.В. Никитин // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2020. - № 2 (66). - С. 18-24.
20. Шмелев, И.А. Доступность и качество медицинской помощи детям в оценках родителей / И.А. Шмелев, О.Е. Коновалов // Российский педиатрический журнал. -2016. - Т. 19, № 2. - С. 97-102.
21. Daniels, M. The emerging global health crisis: noncommuni-cable diseases in low-and middle-income countries / M. Daniels, T. Donilon, T.J. Bollyky. - New York, 2014. - 135 p.
22. Hanson, M.A. Early developmental conditioning of later health and disease: physiology or pathophysiology? / M.A. Hanson, P.D. Gluckman // Physiol. Rev. - 2014. -№ 94 (4). - P. 1027-1076.
23. Intelligence Unit. Addressing non-communicable diseases in adolescence // The economist. - URL: https://youthncds. economist.com/Addressing-non-communicable-diseases-in-adolescence.pdf 2019 (date of access: 08.04.2024).
24. Investing in non-communicable disease prevention and management to advance the sustainable development goals / R. Nugent, M.Y. Bertram, S. Jan [et al.] // Lancet. -2018. - № 391 (10134). - P. 2029-2035.
25. Jo, J. The effect of peer relationship enhancement programs on the prevention of smartphone addiction among late school-age children in South Korea / J. Jo, K.S. Bang /// J. Pediatr. Nurs. - 2022. - № 63. - P. 127-135.
26. Lifestyle intervention for improving school achievement in overweight or obese children and adolescents / A. Martin, D.H. Saunders, S.D. Shenkin, J. Sproule // Cochrane database syst rev. - 2014. - № 14 (3): CD009728. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24627300/
27. Maternal and child health services and an integrated, life-cycle approach to the prevention of non-communicable diseases / L. Brumana, A. Arroyo, N.R. Schwalbe [et al.] // BMJ. Glob. Health. - 2017. - № 2 (3): e 000295.
28. Metrics IfH. Evaluation // GBD compare data visualization. - URL: https://www.healthdata.org/data-visualization/ gbd-compare (date of access: 08.04.2024).
29. National information society agency 2019 smartphone addiction survey. Ministry of science ICT and future planning, National information society agency. - Seoul, 2020.
30. Naylor, P.J. Preventionin the first place: school sasetting for actionon physicalinactivity / P.J. Naylor, H.A. Mc Kay // Br. J. Sports. Med. - 2009. - № 43 (1). - P. 10-13.
31. Non-communicable diseases; fact sheet // World Health Organization. - URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/noncommunicable-diseases (date of access: 08.04.2024).
32. Prevention and management of high-burden noncom-municable diseases in school-age children: asystematic review / R.P. Jain, D. Als, T. Vaivada, A.Z. Bhutta // Pediatrics. -2022. - № 149 (5):e 2021053852F. - DOI: 10.1542/ peds.
33. Socioeconomic status and non-communicable disease behavioural risk factors in low-income and lower-middle-income countries: a systematic review / L. Allen, J. Williams, N. Townsend [et al.] // Lancet. Glob. Health. - 2017. -№ 5 (3). - P. 277-289.
34. The importance of providing opportunities for health behaviors during the school day / D.M. Castelli, J.M. Barcelona, B. Crim, S.L. Burson // Nestle. Nutr. Inst. Workshop. Ser. -2020. - Vol. 95. - P. 145-155.
35. Trends in cause-specific mortality among children aged 5-14 years from 2005 to 2016 in India, China, Brazil, and Mexico: an analysis of nationally representative mortality studies / S.A. Fadel, C. Boschi-Pinto, S. Yu [et al.] // Lancet. - 2019. - № 393 (10176). - P. 1119-1127.
36. World population prospects: the 2017 revision, key findings and advance tables. Working paper № ESA/P/WP/248 // UNDESA. - URL: https://www.population.un.org/wpp/ (date of access: 08.04.2024).
References
1. Aktual'nye problemy medicinskoi profilaktiki u detei v usloviyah megapolisa / V.I. Orel, Z.A. Roslova, A.V. Kim [i dr.] // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. - 2022. - T. 3, № 1. - S. 223.
2. Analiz deyatel'nosti centrov zdorov'ya dlya detei Ural'skogo federal'nogo okruga / V.Yu. Al'bickii, A.A. Modestov, G.A. Mal'kova [i dr.] // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. -2016. - T. 19, № 1. - S. 29-34.
3. Dan'shov, V.A. Ob organizacii medicinskoi pomoschi detskomu naseleniyu v Ryazanskoi oblasti v usloviyah demograficheskih riskov / V.A. Dan'shov // Nauka molodyh (Eruditio Juvenium). - 2018. - T. 6, № 2. - S. 326-330.
4. Evseeva, S.A. Sostoyanie zdorov'ya detei g. YAkutska po dannym avtomatizirovannoi tehnologii profilakticheskih medicinskih osmotrov (Aspond-Akdo) / S.A. Evseeva, T.E. Burceva, V.G. Chasnyk // Yakutskii medicinskii zhurnal. - 2016. - № 1 (53). - S. 26-28.
5. Zhdanova, L.A. Shkol'naya medicina: vozmozhnosti reali-zacii pervichnoi profilaktiki / L.A. Zhdanova, A.V. Shishova, I.E. Boboshko // Vestnik Ivanovskoi medicinskoi akademii. -2021. - T. 26, № 3. - S. 5-10.
6. Kravchenko, I.A. Vliyanie profilakticheskih meropriyatii detskoi polikliniki na sostoyanie zdorov'ya detei doshkol'no-go vozrasta / I.A. Kravchenko, V.S. Polunin, G.N. Buslaeva // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. - 2021. - T. 24, № 1. -S. 36-40.
7. Kuchma, V.R. Garmonizaciya evropeiskih i rossiiskih standartov ocenki kachestva medicinskoi pomoschi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah / V.A. Kuchma, S.B. Sokolova // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. - 2016. -T. 19 (3). - S. 157-162.
8. Kuchma, V.R. Mediko-profilakticheskie osnovy zdo-rov'esberezheniya obuchayuschihsya v Desyatiletie detstva v Rossii (2018-2027 gg.) / V.R. Kuchma // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. - 2018. - T. 21, № 1. - S. 31-37.
9. Olenichev, D.N. Profilakticheskie osmotry detskogo naseleniya stolicy 2018-2022 gg. (analiticheskii obzor) / D.N. Olenichev, A.M. Podchernina. - Moskva, 2023. - 48 s.
10. Organizaciya medico-social'noi raboty sredi detskogo naseleniya / V.I. Orel, A.V. Kim, V.M. Sereda [i dr.] // Pediatr. - 2018. - T. 9, № 1. - S. 54-60.
11. Ocenka kachestva okazaniya medicinskoi pomoschi obuchayuschimsya v obrazovatel'nyh organizaciyah / A.A. Baranov, V.R. Kuchma, E.V. Anufrieva [i dr.] // Vestnik Rossiiskoi Akademii medicinskih nauk. - 2017. - T. 72, № 3. - S. 180-194.
12. Pastbina, I.M. Puti sohraneniya detskogo zdorov'ya / I.M. Pastbina, E.A. Kriger, O.V. Samodova // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. - 2019. - T. 65, № 4. - S. 6.
13. Regional'nye tendencii vozrastnoi dinamiki sostoyaniya zdorov'ya detei po rezul'tatam medicinskih profilakticheskih osmotrov nesovershennoletnih / A.I. Malyshkina,
O.M. Fil'kina, E.A. Vorob'eva, T.V. Slabinskaya // Zdorov'e molodezhi: novye vyzovy i perspektivy: monografiya: v 5 tomah. T. 1. - Moskva: Nauchnaya kniga, 2019. -S. 122-142.
14. Rusinova, D. Kak organizovat' profilakticheskie osmotry detei v pandemiyu / D. Rusinova // Zdravoohranenie. -2020. - № 10. - S. 64-87.
15. Svidetel'stvo o gosudarstvennoi registracii programmy dlya EVM № 2023663806. Rossiiskaya Federaciya. Programma provedeniya profilakticheskogo osmotra detei 14-17 let s avtomatizirovannym analizom rezul'tatov: № 2023662510: zayavl. 19.06.2023: opubl. 28.06.2023 / G.YU. Poreckova,
A.A. Tyazheva, G.V. Santalova [i dr.]; zayavitel' Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezh-denie vysshego obrazovaniya «Samarskii gosudarstvennyi medicinskii universitet» Ministerstva zdravoohraneniya Rossiiskoi Federacii.
16. Sostoyanie zdorov'ya detei i podrostkov po rezul'tatam profilakticheskih medicinskih osmotrov / I.K. Bogomolova, V.V. Bobrovich, O.V. Degtyareva, A.N. Zharnikova // Zabaikal'skii medicinskii vestnik. - 2018. - № 2. - S. 7-13.
17. Umarov, T.A. Faktory riska zabolevanii sredi detei podrostkovogo vozrasta / T.A. Umarov, I.S. Bandaev,
B.Yu. Dzhonova // Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoi statistiki. - 2019. - № 4. - S. 293-308.
18. Huzieva, G.M. Zdorov'e shkol'nikov - nasha zabota / G.M. Huzieva, D.S. Karimova // Prakticheskaya medicina. -2019. - T. 17, № 5. - S. 114-116.
19. Chicherin, L.P. K voprosu usileniya medico-social'nogo razdela pervichnoi medico-sanitarnoi pomoschi detyam i podrostkam v Rossii / L.P. Chicherin, V.O. Schepin, M.V. Nikitin // Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie. - 2020. - № 2 (66). - S. 18-24.
20. Shmelev, I.A. Dostupnost' i kachestvo medicinskoi pomoschi detyam v ocenkah roditelei / I.A. SHmelev, O.E. Konovalov // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. -2016. - T. 19, № 2. - S. 97-102.
21. Daniels, M. The emerging global health crisis: noncom-municable diseases in low-and middle-income countries / M. Daniels, T. Donilon, T.J. Bollyky. - New York, 2014. -135 p.
22. Hanson, M.A. Early developmental conditioning of later health and disease: physiology or pathophysiology? / M.A. Hanson, P.D. Gluckman // Physiol. Rev. - 2014. -№ 94 (4). - P. 1027-1076.
23. Intelligence Unit. Addressing non-communicable diseases in adolescence // The economist. - URL: https://youthncds. economist.com/Addressing-non-communicable-diseases-in-adolescence.pdf 2019 (date of access: 08.04.2024).
24. Investing in non-communicable disease prevention and management to advance the sustainable development goals / R. Nugent, M.Y. Bertram, S. Jan [et al.] // Lancet. -2018. - № 391 (10134). - P. 2029-2035.
25. Jo, J. The effect of peer relationship enhancement programs on the prevention of smartphone addiction among late school-age children in South Korea / J. Jo, K.S. Bang /// J. Pediatr. Nurs. - 2022. - № 63. - P. 127-135.
26. Lifestyle intervention for improving school achievement in overweight or obese children and adolescents / A. Martin, D.H. Saunders, S.D. Shenkin, J. Sproule // Cochrane database syst rev. - 2014. - № 14 (3): CD009728. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24627300/
27. Maternal and child health services and an integrated, life-cycle approach to the prevention of non-communicable
diseases / L. Brumana, A. Arroyo, N.R. Schwalbe [et al.] // BMJ. Glob. Health. - 2017. - № 2 (3): e 000295.
28. Metrics IfH. Evaluation // GBD compare data visualization. - URL: https://www.healthdata.org/data-visualization/ gbd-compare (date of access: 08.04.2024).
29. National information society agency 2019 smartphone addiction survey. Ministry of science ICT and future planning, National information society agency. - Seoul, 2020.
30. Naylor, P.J. Preventionin the first place: school sasetting for actionon physicalinactivity / P. J. Naylor, H.A. Mc Kay // Br. J. Sports. Med. - 2009. - № 43 (1). - P. 10-13.
31. Non-communicable diseases; fact sheet // World Health Organization. - URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/noncommunicable-diseases (date of access: 08.04.2024).
32. Prevention and management of high-burden noncom-municable diseases in school-age children: asystematic review / R.P. Jain, D. Als, T. Vaivada, A.Z. Bhutta // Pediatrics. -2022. - № 149 (5):e 2021053852F. - DOI: 10.1542/ peds.
33. Socioeconomic status and non-communicable disease behavioural risk factors in low-income and lower-middle-income countries: a systematic review / L. Allen, J. Williams, N. Townsend [et al.] // Lancet. Glob. Health. - 2017. -№ 5 (3). - P. 277-289.
34. The importance of providing opportunities for health behaviors during the school day / D.M. Castelli, J.M. Barcelona, B. Crim, S.L. Burson // Nestle. Nutr. Inst. Workshop. Ser. -2020. - Vol. 95. - P. 145-155.
35. Trends in cause-specific mortality among children aged 5-14 years from 2005 to 2016 in India, China, Brazil, and Mexico: an analysis of nationally representative mortality studies / S.A. Fadel, C. Boschi-Pinto, S. Yu [et al.] // Lancet. - 2019. - № 393 (10176). - P. 1119-1127.
36. World population prospects: the 2017 revision, key findings and advance tables. Working paper № ESA/P/WP/248 // UNDESA. - URL: https://www.population.un.org/wpp/ (date of access: 08.04.2024).