Научная статья на тему 'Организация и методика проведения уроков физической культуры с детьми ЗПР (по данным предварительного исследования)'

Организация и методика проведения уроков физической культуры с детьми ЗПР (по данным предварительного исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
591
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А А. Соболева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and methods of the teaching physical training lessons children with slowly psychological development

One of most important problems of our days is physical education of children with slowly psychological development. Working with normal children a teacher finds different variants and approaches according to the available programs of physical training but working with the problematic contingent a teacher experiences a lot of problems heaving no useful practical recommendations and programs The children with slowly psychological development need the special forms of the corrective pedagogical work it is hard to create such work. The most important reason is absence of theoretical workings out on majority of questions concerning the psychological development. In consequence of it, creation of corrective means is a very important problem of physical training of children with slowly psychological development at school.

Текст научной работы на тему «Организация и методика проведения уроков физической культуры с детьми ЗПР (по данным предварительного исследования)»

Литература

1 Войцеховский С.М Книга тренера - М : ФиС, 1971 - 311 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: ФиС, 1970 - 262 с.

3 Верхошанский Ю.В Основы специальной физической подготовки спортсменов,- М : ФиС. 1988,- 330 с.

4 Воробьев А Н Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физической культуры - М.: ФиС, 1981 - 256 с

5 годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры - М.: ФиС, 1988 - 192 с.

6 Киселев В Г. Назаров В Т. Авторское свидетельство СССР №1007684, 5И №12,1983.

7 Масалыин Н.А. Математико-статистические методы в спорте.- М.: ФиС, 1974.- 151 с.

8 Менхин Ю.В. Силовая подготовка гимнастов - М.: ФиС, 1969.- 87 с.

9. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике,- М.: ФиС, 1989.- 224 с.

Ю Назаров В Т. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды,- Минск.: Полымя, 1986 - 95 с.

11. Назаров В.Т. Теория и практика физической культуры,- 1967,- №12,- с, 37 - 39.

'2 Никандров А.В., Копысов В.С. Вибрационный массаж в подготовке тяжелоатлетов - М.: ФиС, 1981.- 96 с.

13 Платонов В Н. Теория и методика спортивной тренировки.- Киев: Висца школа, 1984,- 350 с.

Платонов В н. Подготовка квалифицированных спортсменов,- М.: ФиС, 1986,- 284 с 5 Филин 8.П Воспитание физических качеств у юных спортсменов,- М.: ФиС, 1974 - 232 с.

77.0305 УДК. 796 015

А.А. Соболева

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ ЗПР (ПО ДАННЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

ИФК Томского государственного педагогического университета

В ходе предварительного исследования, при проведении анкетирования с ведущими преподавателями физического воспитания средних школ города Томска было установлено, что 87% учителей учитывают отклонения в психическом развитии детей, но проводят уроки физической культуры с детьми ЗПР по существующим программам, применяя обычные средства и формы организации занятий, испытывая при л ом большие трудности.

Отмечаются определенные различия в распределении времени на развитие двигательных качеств. 75% > ч иге лей включают в занятия упражнения, которые способствуют развитию наиболее выраженных физических качеств у детей с ЗПР (выносливость, силовые и скоростно-силовые способности), не заостряя внимание на отстающих физических качествах (координация). 13% учителей считают, что содержание уроков физической культуры в начальных классах с учащимися ЗПР должны составлять только подвижные игры.

Учитывая состояние учащихся с ЗПР, 10% учителей в одну из частей урока (подготовительную, основную, заключительную) включают задания, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность занимающихся.

Анализ проведенного анкетирования показал, что 70% детей с ЗПР испытывают затруднения в освоении техники упражнений, 40% не овладевают программными требованиями, в связи с этим у 50% детей пропадает интерес к занятиям.

В процессе общения, наблюдая за выполнением различных тестовых заданий при исследовании особенностей интеллекта, заметно, что многие учащиеся

не способны были понять простые задания и объяснения экспериментатора, проявляли растеряннооь. Иногда обследуемые постоянно обращались к соседям за помощью, переспрашивая простые вещи, задерживались в начале выполнения теста или вообще не могли понять условий, выражая это мимикой недоумения.

Педагогические наблюдения на уроках физической культуры показали, что учащиеся с ЗПР отличаются от сверстников повышенной нервозностью. Для этих детей характерно неустойчивое поведение, чрезмерно быстрая смена настроения, необъяснимые, легкомысленные поступки, бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий, не-мотивируемая грубость, злость, стремление любым путем обратить на себя внимание.

При применении на уроке элементов эстафету 40% занимающихся возникают ссоры, конфликты с товарищами. Однако при выполнении заданий в индивидуальном соперничестве, эффект от упражнений улучшается на 70%. В подвижных играх и различных групповых упражнениях дети активно принимают участие и выполняют их, пока задание им доступны и интересны. По мере усложнения заданий у 50% занимающихся наблюдаются затруднения в ориентировке пространства. При длительном объяснении заданий и разучивании упражнений по частям большинство учащихся проявляют неорганизованность в поведении.

Наряду с общей психической незрелостью у детей наблюдаются нарушения здоровья. Из 120 обследуемых 77% детей имеют отклонения в здоровье. Нарушения в развитии нервной системы, естествен-

А.А.Соболева. Организация и методика проведения уроков физической культуры с детьми ЗПР

но, оказывают давление на хронические очаги инфекций. Проведенные исследования показали, что среди детей с ЗПР наиболее распространены заболевания: желудочно-кишечного тракта (гастриты у 32%, холецистит у 22%, энтерит и колит у 11 % учащихся), заболевания органов дыхания (19% детей с туберкулезной инфекцией; 23,4% имеют диагноз - хронический тонзиллит), 14,3%детей с диагнозом: энурез, который возникает при заболеваниях нервной системы. 2% учащихся имеют врожденный порок сердца. У 67,8% нарушения опорно-двигательной системы (плоскостопие, сколиозы).

Данные заболевания еще больше снижают работоспособность детей, делают их эмоционально неустойчивыми и легко истощаемыми.

Физическая подготовленность учащихся с ЗПР

11редставляло интерес определить уровень физической подготовленности учащихся с ЗПР. С этой целью проводилась сравнительная оценка результатов. показанных в контрольных упражнениях детьми с ЗПР с предъявляемыми требованиями к младшим школьникам по физической подготовленности. Анализ проведенного тестирования показал, что уровень физической подготовки детей с ЗПР (по некоторым показателям) значительно превышает показатели их сверстников.

Высокий уровень подготовленности дети с ЗПР продемонстрировали в контрольных упражнениях на силу. Выше средних результатов дети показали в упражнениях на выносливость и скоростно-силового характера. Очень низкие результаты показаны в упражнениях на координацию (табл. 1).

ТАБЛИЦА 1

Показатели физической подготовленности учащихся с ЗПР (9 лет)

Контрольные упражнения j Мальчики (60) Девочки (60)

11рыжки в длину с места (см) М+т Уровень 168,48±0,85 Выше среднего 142,92*1,58 Средний

Бег 3x10 м (сек) М+т Уровень 10,53±0,09 Низкий 12,22±0.08 Низкий

Наклоны.сидя на полу (см) М+т Уровень 5,75±0,23 Выше среднего 3.49+0,25 Ниже среднего

Подтягивания (кол-во раз) М±т Уровень 5,1 ±0,24 Высокий 15±0,45 Высокий

6-минутный бег (м) М+т Уровень 1022±13 Выше среднего 930+6 Выше среднего

Из 120 исследованных детей (60 мальчиков и 60 девочек) в упражнениях на выносливость (шестиминутный бег в спортивном зале) всего 1,6% учащихся не справились с заданием, 1,6% выполнили задание на "3", на "4" - 71,6%, на ''5" выполнили 26,6% учащихся. В силовых упражнениях (подтягивания на высокой перекладине - мальчики; из виса лежа на низкой перекладине - девочки) выполнили задание

на "5" половина испытуемых - 52,2%, на "4" - 41,6%, на "3" - 5,8%, не справившихся с заданием нет.

Процент вьгполн&йия скоростно-силовых упражнений (прыжки в длину с места) составил на "5" -11,7%, "4" - 71,7%, "3"'- 16.7%. не справившихся с заданием нет.

В упражнениях на гибкость (наклон вперед, сидя на полу) на "2" выполнили задание 4,2%. "3" получили 43,3% учащихся, "4" - 44,2%. "5" - 8.3%. Известно, что гибкость в 9-10 лет лучше развивается у девочек (на 15-20%) [9]. Надо отметить, что девочки хуже справлялись с этим видом задания. Весь процент "2" - 4,2% и большая часть "3" - 39,1% получили девочки.

Испытания показали, что данный контингент занимающихся (9-10 лет) не справляется с упражнениями на координацию движений. В контрольном упражнении бег 3x10 метров "2" получили 80,8%учащихся, "'3'" - 12,5%. "4" - 6.6%. Ни один из занимающихся не выполнил задание на "5" (табл. 2) 21

ТАБЛИЦА 2

Оценки выполнения учебных нормативов физической подготовленности младших школьников (9 лет) с ЗПР

Контрольные | Мальчики (60) |_Девочки (60)

упражнения Оценки

5 А 3 2 ; 4 з у

Прыжки в длину с места (см) Кол-ве % 9 7,49 46 38,3 5 4,16 Ь : 4С 4 16|33 3 1 ; 12.5

Бег 3x10 м (сек' Кол-во % _ 8 6,6 15 12,5 37 30 8 - 6С 49 S

Наклоны,сидя на полу (см) Кол-во % 10 8,3 45 37.5 5 4,2 - 8 6,7 47 39,1 5 4.2

Подтягивания (кол-во раз) Кол-во % 15 12,5 44 35 1 0.8 - 17 14.1 40 35 1 0.8 2 V6

6-минутный бег(м) Кол-во % 38 31,6 15 12,5 5.8 25 20.9 35 29 2

Умственное развитие младших школьников с ЗПР

Для определения уровня умственного развития детей с ЗПР, их индивидуальных особенностей познавательной деятельности использовались методики оценки внимания, памяти, мышления.

С помощью оценки мышления выясняли возможности учащихся с ЗПР заранее представить то. что получится в результате их усилий, возможность планировать путь достижения цели.

Для оценки мышления младшего школьника применялся тест, который предложил Зак А.З. [5]. Анализ полученных данных показал, что из общего числа обследуемых 20% не справились с заданием, это говорит о низком уровне сформированное™ теоретического способа решения проблем у этих учащихся. 7% занимающихся отказались от выполнения задания и у 73% учащихся действие анализа развито в минимальной степени; недостаточное развитие реф-

лексии, относительно невысокое развитие действий в уме. Здесь следует отметить исследования Пономарева Я.А. [5], которые показали, что уровень развития способности действовать в уме во внутреннем плане является показателем общего умственного развития.

Для оценки внимания изучали следующие характеристики внимания:

- объем динамического внимания, применяя методику Горбова [5];

- переключение внимания (методика Шульте-Гор-бова) [6];

- устойчивость внимания.

Полученные экспериментальные данные показали, что из общего числа занимающихся очень низкий уровень развития внимания у 23% обследуемых. V 57% учащихся наблюдается минимальная степень выраженности одной из характеристик внимания (объем, устойчивость, переключение) и лишь у 20% обследуемых равномерное развитие всех исследуемых свойств внимания.

Исследования объема образной и вербально-ло-I ической кратковременной памяти показали, что из общего числа учащихся у 60% обследуемых развитие кратковременной памяти на среднем уровне и у 40% детей низкий уровень развития памяти.

Зависимость результатов по физической подготовленности от психического состояния и умственного развития учащихся с ЗПР

В ходе предварительного эксперимента определялась корреляционная взаимосвязь между показателями контрольных упражнений по физической подготовке [3] и результатами, показанными в психологических тестах на внимание, память, мышление ггабл . 3).

Корреляционный анализ показал, что у учащихся между уровнем физической подготовленности и свойствами внимания существует слабая взаимосвязь. У мальчиков обратно пропорциональная, а у девочек

ТАБЛИЦА 3

Корреляционная зависимость между физической подготовленностью и уровнем умственного развития учащихся ЗПР (9 лет)

Уровень физической подготовленности Коэффициент корреляции (г)

Мальчики Девочки

Внимание -0.2996 0.4704

Память -0.1271 -0.1900

Мышление -0,6787 -0,3519

прямо пропорциональная. Между свойствами памяти и физической подготовленностью у мальчиков и у девочек очень слабая обратно пропорциональная взаимосвязь.

Результаты изучения взаимосвязи физической подготовленности и мышления у мальчиков показали среднюю статистическую взаимосвязь, обратно пропорциональную, это означает, что чем выше уровень физической подготовки учащихся, тем ниже уровень развития мышления. У девочек обратно пропорциональная взаимосвязь между физической подготовкой и мышлением.

Сопоставляя полученные результаты по физической подготовке и психологическими тестами выяснили, что те дети с ЗПР. которые отличаются повышенной импульсивностью, показывают высокие результаты по физической подготовке. Очень подвижны и активны на уроках физической культуры, но малопродуктивны на других предметах. Отличаются большой несобранностью во время урока, отвлекае-мостью, малой работоспособностью, непрочными знаниями и являются неуспевающими учениками. Дети с выраженной тормозимостью на уроках физической культуры действуют умнее, активнее и сообразительнее на других предметах.

Проведенные исследования и анализ научно-ме-тодической литературы позволяет сделать вывод, что уроки физической культуры следует проводить с учетом психического состояния и умственного развития детей. В этом случае дети со всеми формами ЗПР поддаются педагогической коррекции.

Литература

1.Актуальные проблемы замедленного психического развития. / Под ред. Лебединской К.С.- М., 1982.- 125 с.

2.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физическая культура и спорт 1978 - 223 с.

3. Белополдьская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с замедленным психическим развитием.

Автореф. дисс. канд. психол. наук,- М., 1976.

4.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: Роль двигательного анализа в формировании высшей нервной деятельности ребёнка.- М. 1989.- 104 с.

5 Марищук В.Л.; Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов пед. инстит. по специальности "Физическое воспитание".- М.: Просвещение, 1984.- 191 с.

6.Марковская И.Ф. Замедленное психическое развитие. Клиническая и нейропсихологическая диагностика,- М„ 1993.

7.Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 классы) / Под ред. Занкова Л.В.- М., 1963.- 268 с.

в.Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам,- М. 1958 - С. 108-112 9.Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Петровского A.B.- М.: Просвещение, 1990.- С.422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.