Литература
1 Войцеховский С.М Книга тренера - М : ФиС, 1971 - 311 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: ФиС, 1970 - 262 с.
3 Верхошанский Ю.В Основы специальной физической подготовки спортсменов,- М : ФиС. 1988,- 330 с.
4 Воробьев А Н Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физической культуры - М.: ФиС, 1981 - 256 с
5 годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры - М.: ФиС, 1988 - 192 с.
6 Киселев В Г. Назаров В Т. Авторское свидетельство СССР №1007684, 5И №12,1983.
7 Масалыин Н.А. Математико-статистические методы в спорте.- М.: ФиС, 1974.- 151 с.
8 Менхин Ю.В. Силовая подготовка гимнастов - М.: ФиС, 1969.- 87 с.
9. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике,- М.: ФиС, 1989.- 224 с.
Ю Назаров В Т. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды,- Минск.: Полымя, 1986 - 95 с.
11. Назаров В.Т. Теория и практика физической культуры,- 1967,- №12,- с, 37 - 39.
'2 Никандров А.В., Копысов В.С. Вибрационный массаж в подготовке тяжелоатлетов - М.: ФиС, 1981.- 96 с.
13 Платонов В Н. Теория и методика спортивной тренировки.- Киев: Висца школа, 1984,- 350 с.
Платонов В н. Подготовка квалифицированных спортсменов,- М.: ФиС, 1986,- 284 с 5 Филин 8.П Воспитание физических качеств у юных спортсменов,- М.: ФиС, 1974 - 232 с.
77.0305 УДК. 796 015
А.А. Соболева
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ ЗПР (ПО ДАННЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
ИФК Томского государственного педагогического университета
В ходе предварительного исследования, при проведении анкетирования с ведущими преподавателями физического воспитания средних школ города Томска было установлено, что 87% учителей учитывают отклонения в психическом развитии детей, но проводят уроки физической культуры с детьми ЗПР по существующим программам, применяя обычные средства и формы организации занятий, испытывая при л ом большие трудности.
Отмечаются определенные различия в распределении времени на развитие двигательных качеств. 75% > ч иге лей включают в занятия упражнения, которые способствуют развитию наиболее выраженных физических качеств у детей с ЗПР (выносливость, силовые и скоростно-силовые способности), не заостряя внимание на отстающих физических качествах (координация). 13% учителей считают, что содержание уроков физической культуры в начальных классах с учащимися ЗПР должны составлять только подвижные игры.
Учитывая состояние учащихся с ЗПР, 10% учителей в одну из частей урока (подготовительную, основную, заключительную) включают задания, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность занимающихся.
Анализ проведенного анкетирования показал, что 70% детей с ЗПР испытывают затруднения в освоении техники упражнений, 40% не овладевают программными требованиями, в связи с этим у 50% детей пропадает интерес к занятиям.
В процессе общения, наблюдая за выполнением различных тестовых заданий при исследовании особенностей интеллекта, заметно, что многие учащиеся
не способны были понять простые задания и объяснения экспериментатора, проявляли растеряннооь. Иногда обследуемые постоянно обращались к соседям за помощью, переспрашивая простые вещи, задерживались в начале выполнения теста или вообще не могли понять условий, выражая это мимикой недоумения.
Педагогические наблюдения на уроках физической культуры показали, что учащиеся с ЗПР отличаются от сверстников повышенной нервозностью. Для этих детей характерно неустойчивое поведение, чрезмерно быстрая смена настроения, необъяснимые, легкомысленные поступки, бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий, не-мотивируемая грубость, злость, стремление любым путем обратить на себя внимание.
При применении на уроке элементов эстафету 40% занимающихся возникают ссоры, конфликты с товарищами. Однако при выполнении заданий в индивидуальном соперничестве, эффект от упражнений улучшается на 70%. В подвижных играх и различных групповых упражнениях дети активно принимают участие и выполняют их, пока задание им доступны и интересны. По мере усложнения заданий у 50% занимающихся наблюдаются затруднения в ориентировке пространства. При длительном объяснении заданий и разучивании упражнений по частям большинство учащихся проявляют неорганизованность в поведении.
Наряду с общей психической незрелостью у детей наблюдаются нарушения здоровья. Из 120 обследуемых 77% детей имеют отклонения в здоровье. Нарушения в развитии нервной системы, естествен-
А.А.Соболева. Организация и методика проведения уроков физической культуры с детьми ЗПР
но, оказывают давление на хронические очаги инфекций. Проведенные исследования показали, что среди детей с ЗПР наиболее распространены заболевания: желудочно-кишечного тракта (гастриты у 32%, холецистит у 22%, энтерит и колит у 11 % учащихся), заболевания органов дыхания (19% детей с туберкулезной инфекцией; 23,4% имеют диагноз - хронический тонзиллит), 14,3%детей с диагнозом: энурез, который возникает при заболеваниях нервной системы. 2% учащихся имеют врожденный порок сердца. У 67,8% нарушения опорно-двигательной системы (плоскостопие, сколиозы).
Данные заболевания еще больше снижают работоспособность детей, делают их эмоционально неустойчивыми и легко истощаемыми.
Физическая подготовленность учащихся с ЗПР
11редставляло интерес определить уровень физической подготовленности учащихся с ЗПР. С этой целью проводилась сравнительная оценка результатов. показанных в контрольных упражнениях детьми с ЗПР с предъявляемыми требованиями к младшим школьникам по физической подготовленности. Анализ проведенного тестирования показал, что уровень физической подготовки детей с ЗПР (по некоторым показателям) значительно превышает показатели их сверстников.
Высокий уровень подготовленности дети с ЗПР продемонстрировали в контрольных упражнениях на силу. Выше средних результатов дети показали в упражнениях на выносливость и скоростно-силового характера. Очень низкие результаты показаны в упражнениях на координацию (табл. 1).
ТАБЛИЦА 1
Показатели физической подготовленности учащихся с ЗПР (9 лет)
Контрольные упражнения j Мальчики (60) Девочки (60)
11рыжки в длину с места (см) М+т Уровень 168,48±0,85 Выше среднего 142,92*1,58 Средний
Бег 3x10 м (сек) М+т Уровень 10,53±0,09 Низкий 12,22±0.08 Низкий
Наклоны.сидя на полу (см) М+т Уровень 5,75±0,23 Выше среднего 3.49+0,25 Ниже среднего
Подтягивания (кол-во раз) М±т Уровень 5,1 ±0,24 Высокий 15±0,45 Высокий
6-минутный бег (м) М+т Уровень 1022±13 Выше среднего 930+6 Выше среднего
Из 120 исследованных детей (60 мальчиков и 60 девочек) в упражнениях на выносливость (шестиминутный бег в спортивном зале) всего 1,6% учащихся не справились с заданием, 1,6% выполнили задание на "3", на "4" - 71,6%, на ''5" выполнили 26,6% учащихся. В силовых упражнениях (подтягивания на высокой перекладине - мальчики; из виса лежа на низкой перекладине - девочки) выполнили задание
на "5" половина испытуемых - 52,2%, на "4" - 41,6%, на "3" - 5,8%, не справившихся с заданием нет.
Процент вьгполн&йия скоростно-силовых упражнений (прыжки в длину с места) составил на "5" -11,7%, "4" - 71,7%, "3"'- 16.7%. не справившихся с заданием нет.
В упражнениях на гибкость (наклон вперед, сидя на полу) на "2" выполнили задание 4,2%. "3" получили 43,3% учащихся, "4" - 44,2%. "5" - 8.3%. Известно, что гибкость в 9-10 лет лучше развивается у девочек (на 15-20%) [9]. Надо отметить, что девочки хуже справлялись с этим видом задания. Весь процент "2" - 4,2% и большая часть "3" - 39,1% получили девочки.
Испытания показали, что данный контингент занимающихся (9-10 лет) не справляется с упражнениями на координацию движений. В контрольном упражнении бег 3x10 метров "2" получили 80,8%учащихся, "'3'" - 12,5%. "4" - 6.6%. Ни один из занимающихся не выполнил задание на "5" (табл. 2) 21
ТАБЛИЦА 2
Оценки выполнения учебных нормативов физической подготовленности младших школьников (9 лет) с ЗПР
Контрольные | Мальчики (60) |_Девочки (60)
упражнения Оценки
5 А 3 2 ; 4 з у
Прыжки в длину с места (см) Кол-ве % 9 7,49 46 38,3 5 4,16 Ь : 4С 4 16|33 3 1 ; 12.5
Бег 3x10 м (сек' Кол-во % _ 8 6,6 15 12,5 37 30 8 - 6С 49 S
Наклоны,сидя на полу (см) Кол-во % 10 8,3 45 37.5 5 4,2 - 8 6,7 47 39,1 5 4.2
Подтягивания (кол-во раз) Кол-во % 15 12,5 44 35 1 0.8 - 17 14.1 40 35 1 0.8 2 V6
6-минутный бег(м) Кол-во % 38 31,6 15 12,5 5.8 25 20.9 35 29 2
Умственное развитие младших школьников с ЗПР
Для определения уровня умственного развития детей с ЗПР, их индивидуальных особенностей познавательной деятельности использовались методики оценки внимания, памяти, мышления.
С помощью оценки мышления выясняли возможности учащихся с ЗПР заранее представить то. что получится в результате их усилий, возможность планировать путь достижения цели.
Для оценки мышления младшего школьника применялся тест, который предложил Зак А.З. [5]. Анализ полученных данных показал, что из общего числа обследуемых 20% не справились с заданием, это говорит о низком уровне сформированное™ теоретического способа решения проблем у этих учащихся. 7% занимающихся отказались от выполнения задания и у 73% учащихся действие анализа развито в минимальной степени; недостаточное развитие реф-
лексии, относительно невысокое развитие действий в уме. Здесь следует отметить исследования Пономарева Я.А. [5], которые показали, что уровень развития способности действовать в уме во внутреннем плане является показателем общего умственного развития.
Для оценки внимания изучали следующие характеристики внимания:
- объем динамического внимания, применяя методику Горбова [5];
- переключение внимания (методика Шульте-Гор-бова) [6];
- устойчивость внимания.
Полученные экспериментальные данные показали, что из общего числа занимающихся очень низкий уровень развития внимания у 23% обследуемых. V 57% учащихся наблюдается минимальная степень выраженности одной из характеристик внимания (объем, устойчивость, переключение) и лишь у 20% обследуемых равномерное развитие всех исследуемых свойств внимания.
Исследования объема образной и вербально-ло-I ической кратковременной памяти показали, что из общего числа учащихся у 60% обследуемых развитие кратковременной памяти на среднем уровне и у 40% детей низкий уровень развития памяти.
Зависимость результатов по физической подготовленности от психического состояния и умственного развития учащихся с ЗПР
В ходе предварительного эксперимента определялась корреляционная взаимосвязь между показателями контрольных упражнений по физической подготовке [3] и результатами, показанными в психологических тестах на внимание, память, мышление ггабл . 3).
Корреляционный анализ показал, что у учащихся между уровнем физической подготовленности и свойствами внимания существует слабая взаимосвязь. У мальчиков обратно пропорциональная, а у девочек
ТАБЛИЦА 3
Корреляционная зависимость между физической подготовленностью и уровнем умственного развития учащихся ЗПР (9 лет)
Уровень физической подготовленности Коэффициент корреляции (г)
Мальчики Девочки
Внимание -0.2996 0.4704
Память -0.1271 -0.1900
Мышление -0,6787 -0,3519
прямо пропорциональная. Между свойствами памяти и физической подготовленностью у мальчиков и у девочек очень слабая обратно пропорциональная взаимосвязь.
Результаты изучения взаимосвязи физической подготовленности и мышления у мальчиков показали среднюю статистическую взаимосвязь, обратно пропорциональную, это означает, что чем выше уровень физической подготовки учащихся, тем ниже уровень развития мышления. У девочек обратно пропорциональная взаимосвязь между физической подготовкой и мышлением.
Сопоставляя полученные результаты по физической подготовке и психологическими тестами выяснили, что те дети с ЗПР. которые отличаются повышенной импульсивностью, показывают высокие результаты по физической подготовке. Очень подвижны и активны на уроках физической культуры, но малопродуктивны на других предметах. Отличаются большой несобранностью во время урока, отвлекае-мостью, малой работоспособностью, непрочными знаниями и являются неуспевающими учениками. Дети с выраженной тормозимостью на уроках физической культуры действуют умнее, активнее и сообразительнее на других предметах.
Проведенные исследования и анализ научно-ме-тодической литературы позволяет сделать вывод, что уроки физической культуры следует проводить с учетом психического состояния и умственного развития детей. В этом случае дети со всеми формами ЗПР поддаются педагогической коррекции.
Литература
1.Актуальные проблемы замедленного психического развития. / Под ред. Лебединской К.С.- М., 1982.- 125 с.
2.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физическая культура и спорт 1978 - 223 с.
3. Белополдьская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с замедленным психическим развитием.
Автореф. дисс. канд. психол. наук,- М., 1976.
4.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: Роль двигательного анализа в формировании высшей нервной деятельности ребёнка.- М. 1989.- 104 с.
5 Марищук В.Л.; Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов пед. инстит. по специальности "Физическое воспитание".- М.: Просвещение, 1984.- 191 с.
6.Марковская И.Ф. Замедленное психическое развитие. Клиническая и нейропсихологическая диагностика,- М„ 1993.
7.Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 классы) / Под ред. Занкова Л.В.- М., 1963.- 268 с.
в.Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам,- М. 1958 - С. 108-112 9.Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Петровского A.B.- М.: Просвещение, 1990.- С.422