Человек и общество в цивилизациях древности и Средних веков
Е.В. Булычева
Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в У-ТУ вв. до н. э.
Цель статьи - рассмотреть систему организации и финансирования праздников в честь богини Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в У-1У в. до н. э. Основным источником является эпиграфический материал. Изучение содержания надписей дает представление о том, как были организованы празднества, из каких средств происходило их финансирование. Праздники играли важную социальную роль, они способствовали консолидации граждан, их ответственности перед полисом.
Ключевые слова: надписи, Афины, Северное Причерноморье, празднества, Афродита, полис, граждане.
Праздники являются одной из важнейших форм общественной жизни и культуры каждого народа. В эпоху Античности в Древней Греции и Риме празднества, как правило, справлялись в честь богов и героев. Современные ученые полагают, что изучение организации праздника и отношение к нему разных членов общества является очень важным для понимания характера народа1. Жизнь граждан в Древней Греции состояла из череды будней и праздников. О значении последних неоднократно писали античные авторы. Страбон замечает, что праздничный отдых является весьма полезным, особенно в сочетании с проведением священных обрядов (X. 3.9). Он также полагает, что отдых отвлекает ум от человеческих занятий и способствует обращению подлинно свободного ума к божественному (X. 3. 10).
В отечественном антиковедении существует немного работ, посвященных вопросам организации и проведения праздников
© Булычева Е.В., 2016
в Древней Греции. Самым крупным исследованием по данной теме, появившемся в последнее время, следует назвать монографию М.В. Скржинской2. Более ранними работами по этому вопросу являются труды отечественных и зарубежных авторов, в которых особенно подробно освещены проблемы, связанные с системой проведения празднеств в греческом мире в эллинистическое время, а также труды, посвященные наиболее известным мероприятиям - Олимпийским и Панафинейским играм3. Как правило, ученые уделяют особое внимание изучению вопросов, связанных с проведением крупных праздников в древнегреческом мире, в частности Элевсинским мистериям и Панафинейским играм. В то же время практически отсутствуют исследования, в которых рассматриваются проблемы организации локальных празднеств в греческом полисе. В связи с этим целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов, связанных с организацией и финансированием праздников в честь Афродиты, которые справляли на территории Афин и Северного Причерноморья. Основным источником изучения является эпиграфический материал, надписи, посвященные организации праздников, а также отдельные договоры об организации аренды священных земель, в которых есть сведения о предоставлении средств на мероприятия в честь богини. Кроме того, будут использованы сведения античных авторов, касающиеся вопросов организации и проведения празднеств.
Впервые праздники в честь Афродиты начали отмечать в Северном Причерноморье в VII в. до н. э. Рожденная из морской пены богиня считалась покровительницей мореходов, а со временем стала почитаться как покровительница любви и красоты. В честь нее начиная с VII в. до н. э. стали возводиться храмы, первые из которых появились в боспорских городах Ките и Нимфее4. М.В. Скржинская отмечает, что сейчас благодаря археологическим раскопкам известны места, где справляли праздники в честь Афродиты на Боспоре, в Борисфене и Ольвии5. Археологический и эпиграфический материал с территории Северного Причерноморья предоставляет нам возможность довольно подробно ознакомиться с организацией церемоний в честь богини6. Одним из самых распространенных в классический период становится праздник Апа-турий, который справляется в разных полисах в честь различных богов - Зевса, Афины и Афродиты. Данные, которые есть в нашем распоряжении в отношении организации праздника, связаны с сообщениями Геродота, Платона, Страбона и Павсания. Геродот отмечает, что Апатурии праздновали во многих областях Греции (Hist. I. 147). Он сообщает, что его празднуют афиняне и почти все
ионийцы, кроме жителей Эфеса и Колофона, которые не отмечают Апатурии. В честь Афродиты Апатурии справляли прежде всего на территории Афин и Северного Причерноморья.
Название праздника «Апатурии» первоначально, по-видимому, означало «совместный праздник отцов фратрии»7. Как известно, с архаического периода существовало деление греческого полиса на демы, филы и фратрии. Фратрии представляли собой древнейшие родовые и религиозные объединения, которые входили в состав административных подразделений полиса8. В классический период фратрии стали утрачивать свое политическое значение, но сохраняли роль организации граждан по родовому и религиозному принципу. В связи с этим Апатурии были религиозно-родовым празднеством. Воссоздать картину празднования Апатурий в честь Афродиты мы постараемся благодаря некоторым надписям, посвященным этому мероприятию, а также используя описание древнегреческих авторов.
Апатурии справляли осенью, в месяце пианепсионе в течение трех дней. В первый день члены фратрии собирались на совместную трапезу. Второй день посвящался организации жертвоприношений. Последний день был связан с детьми и подростками. В этот день, как сообщает Платон (Tim. 21 b), отцы представляли фратрии своих родившихся детей (мальчиков) и приносили жертвы в честь Афродиты. При этом Платон отмечает, что в каждой фратрии были свои правила для принесения жертвоприношений. В одних фратриях в качестве жертвы приносили овцу, в других козу (Tim. 21 b). После жертвоприношения происходила важная процедура внесения имени ребенка в особые списки, они служили основанием для принятия мальчика в равноправные члены братства после достижения им совершеннолетия. Платон также сообщает, что были случаи, когда кто-нибудь из фратрии оспаривал происхождение ребенка, протестовал против принятия его во фратрию. В таком случае проводилось голосование и принималось заключительное решение (Tim. 21 b). Третий день афинских Апатурий включал в себя определенную культурную программу, которая сопровождалась различными мусическими состязаниями. Мальчики должны были наизусть декламировать поэмы Гомера, а также читать стихи разных греческих поэтов. Это был конкурс, на котором следовало проявить себя лучшим декламатором, чтобы получить специальную награду (Tim. 21 b). В этот же день происходил очень важный обряд посвящения в будущие воины, когда подростки переходили из положения детей в разряд эфебов, юношей, которые должны были служить в ополчении, защищая свою родину. Страбон в «Ге-
ографии» отмечает, что они должны были в процессе этого посвящения подносить Гераклу сосуд с вином и отрезанный локон своих волос (XI. 2. 10). Такое подношение, по-видимому, символизировало переход из детства во взрослую жизнь9. Интересно отметить, что подобная процедура происходила не только во время Апатурий, но и при проведений празднеств в честь других богов в разных областях греческого мира. В Милете такое приношение осуществлялось в честь Зевса, в Северном Причерноморье во славу Дионису и Афине10. В этот же день выступали поэты и драматурги, представлявшие на суд зрителей свои поэтические произведения. При этом в основе этих работ, по-видимому, должен был присутствовать определенный миф; Страбон полагает, что, возможно, граждане Афин, как и жители Северного Причерноморья, вспоминали мифический сюжет об обмане, который принес победу афинскому царю Мелан-фу в поединке с беотийцем Ксанфом (XI. 2. 10). Согласно преданию, когда на Афродиту напали гиганты, она позвала на помощь Геракла и спрятала его в одной из пещер. Затем она стала принимать гигантов по одному и отдавала их Гераклу, чтобы он убивал ее врагов. Кроме того, Страбон сообщает, что для создания драмы в Северном Причерноморье, прежде всего на территории Боспора, поэты использовали еще один миф, посвященный Афродите и Гераклу. Согласно этому повествованию, в роли хтонического начала выступают гиганты, а уничтожавшие их Афродита и Геракл утверждают право эллинов на земли у Боспора Киммерийского. Известно, что на других празднествах в честь богов сочинителям также предлагалось создавать произведения на мифологические сюжеты, связанные с историей возникновения праздника11. Можно предположить, что устроители празднества делали это специально, чтобы граждане помнили о традициях основания праздника.
Другим известным празднеством в честь богини Афродиты были Афродисии. Сведения о них можно почерпнуть из сообщений Афинея, а также благодаря тексту надписей. Афиней в своем сочинении «Пир софистов» сообщает, что этот праздник начали справлять в V в. до н. э. в Афинах (XIII. 590f). Мнение этого автора подтверждает надпись середины V в. до н. э., посвященная сдаче в аренду земельного участка дема Плотейцев (IG. II2. 1172, lin. 8-10). Афиней также отмечает, что со временем, возможно в IV в. до н. э., этот праздник стали организовывать на Эгине и других островах, находящихся недалеко от Афин (XIII. 590f). Афродисии устраивали в месяце таргелионе. Праздник проходил в течение одного дня с утра до поздней ночи. Как и другие празднества, Афродисии начинались с жертвоприношения в честь богини (IG. II2. 1172, lin. 10).
Основной частью праздника являлись песни и танцы в исполнении красивых девушек полиса. При этом Афиней отмечает, что со временем эти выступления стали наполняться неким эротизмом, к исполнению привлекались гетеры (например, знаменитая Фри-на, муза скульптора Праксителя), что вызывало недовольство полисных властей (XIII. 590 1).
С течением времени стал меняться образ богини, что, по-видимому, влияло на проведение празднеств в ее честь. В конце IV в. до н. э. Афродиту стали представлять как покровительницу мореплавания. В связи с этим в Ольвии и на территории афинского полиса появляется празднество в честь Афродиты Понтии (т. е. морской). Подробности организации и проведения этого торжества нам неизвестны. Сведения надписей (НО. 68. №Б. I2. 168) предоставляют некоторую информацию об этом мероприятии. Праздник длился один день. Вначале проходили жертвоприношения у статуи богини, причем в ряде случаев могла проводиться установка самой статуи (НО. 68). Далее следовали выступления танцовщиц и артистов. Праздник завершался на берегу моря, что, по-видимому, свидетельствовало о его назначении.
Как мы видим, все празднества требовали определенной организации и финансирования. В связи с этим постараемся выяснить, кто отвечал за порядок проведения празднеств и какими средствами пользовались их устроители.
За организацией мероприятий на древнегреческих праздниках следили специальные лица. Как свидетельствуют тексты надписей и сообщения античных авторов, чаще всего это были жрецы, поскольку празднества носили религиозный характер. Например, на территории Херсонеса жрецы были главными уполномоченными лицами при организации празднеств, справляемых в честь богини Артемиды (НЭПХ. 111, 112). Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, что жреческая администрация также должна была следить за исполнением всех таинств в честь богини Деметры. Кроме жреческого персонала, в организации празднеств активно участвовали и религиозные сообщества - оргеоны и фиасы12. В отношении Апатурий, проводившихся в Афинах, у нас нет подробной информации об организаторах этого праздника, но, опираясь на отрывочные сведения источников и данные из Северного Причерноморья, постараемся сделать некоторые предположения. Как уже выше говорилось, основным устроителем являлись фратрии. Можно предположить, что определенные обязанности по организации Апатурий брал на себя глава фратрии -фратриарх. Именно эти должностные лица проводили тщательную проверку списков, в которые вносились имена новых членов объеди-
нения13. Они могли совершать эти действия по собственной инициативе или по распоряжению народного собрания полиса. Кроме того, фратриархи следили за финансированием мероприятий. В частности, в текстах надписей о сдаче в аренду священных земель сказано, что именно фратриархи должны наблюдать за поступлением средств от аренды на организацию различных празднеств и религиозных церемоний (IG. II2. 1242. line. 16-17). Данные Северного Причерноморья представляют информацию о том, что в Пантикапее существовали почитатели Афродиты, которые объединялись в религиозные союзы-фиасы и активно участвовали в организации праздника Апа-турий (КБН. 971, 972). По предположению В.П. Яйленко, фиас, проводивший Апатурии, появился на Боспоре в конце IV в. до н. э.14 и продолжал активно существовать в эллинистическое время, получая поддержку местной монархической власти.
Праздники сопровождались жертвоприношениями, что требовало немалых затрат. В связи с этим возникает вопрос о том, как финансировались эти мероприятия, какие средства использовались для их организации. Некоторые сведения об этом нам предоставляет эпиграфический материал. На рубеже V-IV в. до н. э. появляется документ о сдаче в аренду земельного участка плотейцев. В самом начале этого договора (IG. II2. 1172, lin. 2-4) перечисляются разные суммы, полученные от сдачи в аренду земель, которые должны быть потрачены на организацию религиозных церемоний, открывавших крупнейшие праздники в афинском полисе. В первую очередь говорится о том, что дему следует потратить на празднества в честь Афродиты 1200 драхм (сумма по тем временам немалая). В договоре об аренде земель родовой организацией Саламиниев (Greek historical inscriptions. 37) также сказано о доходах от сдачи земельных угодий в аренду, которые должны быть отправлены на финансирование празднеств в честь богов и героев. В частности говорится, что на праздники в честь Афродиты Саламинии жертвуют овец и коз (Greek historical inscriptions. 37, lin. 81-83). Кроме того, в конце документа указана общая сумма затрат, из которых организация предоставляет денежные средства на все празднества (lin. 94-95). Таким образом, на основании этих данных мы можем сделать вывод о том, что различные полисные сообщества активно участвовали в организации празднеств в честь Афродиты. Праздники в честь богини могли финансироваться из средств, полученных от сдачи в аренду земельных участков. Судя по данным эпиграфики и археологических раскопок, кроме коллективов, в финансировании мероприятий в честь богини принимали участие частные лица. Во время Афродисий в Северном Причерноморье местные жители приносили
в дар богине раковины, устрицы, мидии и убивали во время жертвоприношений морских чаек (КБН. 30).
Интересно, что в некоторых случаях не только местные жители, но и приезжие приносили пожертвования в честь богини. Так, В.П. Яй-ленко указывает несколько надписей, в которых идет речь о том, что вино для жертвоприношений во время Афродисий приносили не только местные граждане, но и пришедшие из других мест15. Известно также, что со временем финансированием праздников стали заниматься жрецы храмов Афродиты, которые на собственные средства устанавливали статуи в честь богини и приносили ей праздничные дары16.
На основании всего вышесказанного постараемся сделать некоторые выводы.
Праздники в честь Афродиты проходили в Северном Причерноморье и Афинах. При этом характер празднования был практически схожим, что свидетельствует о социальной общности разных полисов. Празднества объединяли граждан. В их организации и финансировании принимали участие как целые коллективы, так и отдельные граждане. По-видимому, это было связано с определенными религиозными представлениями. Греки верили, что боги незримо присутствуют на празднествах, которые устраивают в их честь. В связи с этим благосклонное отношение небожителей к людям зависит от правильно сделанных жертвоприношений, а также от качества художественного мастерства, с которым граждане исполняют музыкальные произведения или танцы17. Последнее особенно могло быть важно для Афродиты, которая наряду с Аполлоном была покровительницей искусства. Поэтому хорошо организованный праздник оказывался залогом доброго отношения богини к тем, кто его устраивал и принимал в нем непосредственное участие.
Принятые сокращения
КБН - Корпус боспорских надписей. М.: Наука, 1965. НО - Надписи Ольвии. Л.: Наука, 1968.
IG - Inscriptiones Graecae. Consiluo et avetoritate academiae literarum Borussica. Vol. I—III. Berlin: Walter de Gruyter, 1956.
Примечания
Маринович Л.П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998. С. 295. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010.
3 См., например: Simon E. Festivals of Attica. Madison: University of Wisconsin Press, 1983; The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Princeton: Princeton University Press, 1992; Русяева А.С. Религиозные празднества // Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье. Киев, 1999. С. 555-570; Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи в тени Олимпийских игр // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. М., 2011. № 2. С. 36-47.
4 Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Молева Н.В. Очерки сакральной жизни Боспора. Нижний Новгород, 2002. С. 101-103.
5 Скржинская М.В. Указ. соч. С. 78.
6 Русаева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев: Наукова думка, 1992. С. 103; Сокольский Н.И. Культ Афродиты в Кепах // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 91.
7 Латышев В.В. Очерк греческих древностей. СПб.: Наука, 1992. С. 134.
8 Меланченко И.В. Афинская демократия. М.: КРАФТ, 2007. С. 181-183.
9 Скржинская М.В. Указ. соч. С. 86.
10 Латышев В.В. Указ. соч. С. 96.
11 Кошеленко Г.А. Боспорский вариант мифа о гибели титанов // Боспорский сборник. М., 1992. С. 154.
12 Булычева Е.В. Финансирование празднеств в Древней Греции (на примере Аттики) // Восток и Запад: приоритеты эпох. Олимпийские игры: история и современность. М.: РУДН, 2012. С. 112-113.
13 Меланченко И.В. Указ. соч. С. 182.
14 Яйленко В.П. Женщина, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. М.: Наука, 1995. С. 236.
15 Там же. С. 259, 260.
16 В надписи из Ольвии III в. до н. э. сообщается, что жрец Афродиты Понтин Агрот поставил мраморный алтарь и посвятил дары во время празднования в честь Афродиты (НО. 68).
17 Нилльсон М. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 1998. С. 7.