карты,, деньги..
организация и эффективность
банковского обслуживания
с использованием пластиковых карт
Становление высокоэффективной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является рынок банковских услуг. В условиях серьезной конкуренции расширение круга клиентов неразрывно связано с постоянным поиском новых форм их обслуживания. Широкое поле для деятельности предоставляет в этом отношении работа с банковскими пластиковыми картами.
Банковская карта - вид платежной карты, эмитированной кредитной организацией и предназначенной для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются в соответствии с заключенным договором.
Механизм функционирования системы безналичных расчетов основан на применении банковских карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи:
- банкоматов;
- электронных систем расчетов населения в торговых организациях;
- системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
В сфере денежного обращения банковские карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. Создание заинтересованности у простых граждан и торговцев в переходе на безналичные расчеты при совершении повседневных платежей - отличная возможность для банков расширить круг своих клиентов, получить «дешевые» привлеченные средства и
ЕлисеевАА.
соискатель,
Московский
государственный
технический
университет
им. НЭ. Баумана
финансы
становление
эффективной
без развитого
финансового рынка,
_составной частью
_которого является
_рынок банковских
услуг
дополнительные (в том числе комиссионные) высоко- источники доходов от их использования.
Сегодня любой банк во всем мире выполня-
_экономики ет три основные функции: сбор денежных
невозможно средств, их перемещение, а также кредитование. Сбор денежных средств сам по себе стоит денег, на перемещении средств уже можно зарабатывать, основным же бизнесом банка является предоставление кредитов. С помощью пластиковой карты вполне возможно построить банковские продукты, которые позволят приносить доход, соединяя воедино все три функции: собирая дешевые ресурсы населения, контролируя передвижение денег по циклу «банковский счет - клиент - магазин - банковский счет», и кредитуя как предприятия и торговые структуры, так и самих клиентов. И это сегодня ещё одна из реальных возможностей для финансово-кредитных организаций зарабатывать деньги. Для повышения эффективности работы банка в области обслуживания клиентов с использованием пластиковых карт необходим целый комплекс мероприятий, включающих в себя как организационные, так и технологические изменения, направленные на внедрение новых направлений деятельности и расширение ассортимента предлагаемых услуг. Однако, для получения положительного результата от подобных нововведений необходимо не только проведение широкого спектра маркетинговых и экономических исследований на начальном этапе организации проекта, но и корректная оценка экономических показателей эффективности в процессе его реализации. Проанализируем основные моменты организации карточного бизнеса.
Существует несколько вариантов взаимодействия банка с платёжными системами. Первый способ — принципиальное членство (банк-принципал) в одной из существующих международных платёжных систем (МПС). При реализации данного решения от банка потребуются значительные инвестиции, основную часть которых необходимо
нь
российское предпринимательство, 2008, № 2 (2)
>2 ВЯШШШШщшшт
осуществить в сжатые сроки. После получения статуса принципиального члена банк будет являться полноправным участником платёжной системы, сможет эмитировать карты на собственных банковских идентификационных номерах (БИНах) и осуществлять прямые взаиморасчёты с МПС. Отличительной чертой банков-принципалов является возможность организации спонсорского направления деятельности по обслуживанию карточных программ аффилированных и ассоциированных членов МПС и, как следствие, получения дополнительного источника доходов. Второй способ — аффилированное и ассоциированное членство в международной платёжной системе, заключающееся во взаимодействии с ней через какого-либо принципиального члена. В этом случае банк может эмитировать карты как на собственных БИНах, так и на БИНах банк-спонсора, но расчёты с международной платёжной системой осуществляются только через банка спонсора. Для проведения расчётов с МПС и предотвращения клирингового коллапса банк-ассоциант должен открыть корреспондентский счёт и разместить страховой депозит в банке-спонсоре. Банк, являясь коммерческой организацией, предоставляет услуги по обслуживанию операций с банковскими картами преимущественно на платной основе, причём, в зависимости от видов услуг, клиентами могут выступать как физические лица и торгово-сервисные предприятия, так и сторонние банки. Существует несколько основных направлений в работе банков с пластиковыми картами:
- предоставление полного спектра карточных продуктов и услуг физическим лицам («ритей-ловый» карточный бизнес);
- сотрудничество с юридическими лицами по зарплатным проектам и корпоративным картам;
- предоставление услуг торгово-сервисным предприятиям по обслуживанию банковских карт и проведению расчётов по ним;
в условиях
серьезной
конкуренции
расширение
круга клиентов
неразрывно связано
с постоянным
поиском
новых форм их
обслуживания
_финансы
_Л
день
в сфере денежного
_обращения
банковские карты
_являются одним
из прогрессивных
_средств
_организации
_безналичных
_расчетов
- предоставление спонсорских услуг сторонним банкам по реализации карточных направлений деятельности и расчётному обслуживанию агентских операций.
Банк может выбрать как одно из направлений деятельности, так и несколько. Стоит отметить, что направления деятельности банка и оказываемые услуги по обслуживанию карт ограничиваются соответствующими нормативно-правовыми документами, лицензиями платёжных систем и статусом банка в платёжной системе. Т.е., на каждое направление деятельности требуется специализированная лицензия, причём для осуществления спонсорской деятельности необходимо иметь статус «принципиального члена» платёжной истемы. Тип участия банка оказывает непос-едственное влияние на величину транзак-ионных доходов, т.к. распределением этих средств по ассоциированным участникам занимается банк-спонсор, полностью контролирующий объём проведённых транзакций и тарифов по ним.
Рассмотрим более детально расходы и доходы банка на осуществление деятельности по обслуживанию клиентов с использованием карт. Отмечу, что независимо от выбранного направления карточного бизнеса, расходы можно разделить на единовременные инвестиции, условно-постоянные и потранзакцион-ные расходы.
К единовременным инвестициям относятся первоначальные расходы необходимые для реализации проекта, например средства на получение необходимых лицензий в платёжных системах, средства на формирование страхового депозита у банка-спонсора, затраты на покупку программного обеспечения и необходимого оборудования для осуществления карточного бизнеса и т.д. Будем считать, что условно-постоянные расходы до определённой степени не зависят от объёмов осуществляемой деятельности по обслуживанию клиентов с использованием банковских карт. К таким расходам можно отнести заработную плату сотрудников, сопро-
российское предпринимательство, 2008, № 2 (2)
-у4
вождающих карточный бизнес, лицензионные платежи за программное обеспечение, коммуникационные расходы.
Величина потранзакционных расходов линейно зависит от объёмов предоставляемых услуг, например, от числа открытых карточных счетов и количества проведённых транзакций. Основные же виды доходов карточного бизнеса можно разбить на следующие группы:
- доход от размещения остатков по карточным счетам клиентов;
- доходы от обслуживания кредитных и овер-драфтных1 соглашений;
- доходы от обслуживания зарплатных проектов;
- доходы в виде эмитентских2, эквайринго-вых3 комиссий и торговых уступок по операциям с банковскими картами в банкоматной и терминальной сети;
- доходы в виде комиссий за проведённые операции по банковским картам, полученные от МПС;
- доходы за процессирование операций с использованием банковских карт и сопровождение информационных баз данных клиентов.
Необходимо отметить, что при организации карточного бизнеса комбинирование нескольких направлений обслуживания кли-
сегодня любой банк во всем мире выполняет три основные функции:сбор денежных средств, их перемещение, а также кредитование
1 Овердрафтное соглашение - соглашение между банком-эмитентом и держателем дебетовой банковской карты, в соответствии с которым держатель может совершать операции при отсутствии денег на карточном счёте в пределах установленного лимита.
2 Эмитентская комиссия - комиссия, взимаемая банком-эмитентом с держателя банковской карты при совершении операции снятия наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных.
3 Эквайринговая комиссия - комиссия, взимаемая банком-эквайрером с держателя банковской карты при совершении операции снятия наличных денежных средств в банкоматах, пунктах выдачи наличных и проведении оплаты товаров и услуг.
финансы
35
ентов с использованием карт может привести как повышению эффективности банковской деятельности, так и её снижению. Выявление же оптимального ассортимента предоставляемых услуг отразится положительным образом на экономических показателях деятельности с пластиковыми картами, и будет способствовать повышению конкурентоспособности банка.
Литература
1. Положение ЦБ РФ №266-n от 24.12.2004 «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
2. Пластиковые карты. 4-е издание, переработанное и дополненное. / А.А. Андреев, М.Ю. Белов -М.: БДЦ-пресс, 2002. - 576 с.
3. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке - М.: БДЦ-пресс, 2003. -272 с.
4. Деревицкий Е.П., Корабельников В.М., Семёнов В.П. Автоматизация банковской деятельности. -СПб.: СПбГИЭА, 1995. - 84 с.
5. Киселёв В.В. Коммерческие банки в России: Настоящее и будущее (Банковская политика. Регулирование и управление). - М.: Финстат-информ, 1998. - 400 с.
A.A. Yeliseyev,
PhD student, Bauman Moscow State Technical University Organization and performance of banking service using plastic cards
I t is impossible for a high-performance economy to emerge without a well-developed financial market, an integral part of which is a market for banking services. In a highly competitive environment, building up the customer base requires a continuous search for new services to offer the public. A broad avenue to explore in this context is the use of bank plastic cards. Plastic cards can be readily used to develop banking products which, given competent management of card-based business, will deliver adequate returns on investment and high performance of card-based business.
российское предпринимательство, 2008, № 2 (2) )Ö!-