предприятия должно стать не только увеличение объемов производства, но и объемов реализации продукции. Производственная и управленческая деятельность сельскохозяйственных предприятий должна быть направлена на организацию прибыльного товарного производства, соответствующего растущим требованиям рынка. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо учитывать анализ и прогноз рынка, его приоритеты.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрен рост товарности молока с 60 до 64%; рост среднего уровня товарности скота с 73 до 78,5%, птицы - с 90,2 до 95,2%; рост глубины переработки скота с 69 до 90%, птицы - с 91,8 до 95,2%, т.е. увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке56.
Негативно на удержании рыночных позиций предприятием сказывается неразвитость торгово-заготовительной системы, медленное формирование оптовых продовольственных рынков, маркетинговых служб, логистических и информационных сетей, отсутствие эффективного механизма государственных закупок, проведения товарных и закупочных интервенций. Создание экономически обоснованной, эффективной системы продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к конечному потребителю приведет к расширению сбыта, увеличению объёмов реализации.
Товарный потенциал предприятия зависит от качества выпускаемой продукции. Одним из механизмов адаптации предприятия к рыночным условиям, необходимости следовать требованиям ВТО является внедрение на предприятиях системы качества, международных стандартов в технологии производства, ввод их в технические условия на разрабатываемую продукцию.
Жесткая конкуренция на продовольственных рынках диктуют необходимость диверсификации производства, внедрения современных систем товарной доработки и предпродажной подготовки, что позволит создавать и развивать экономически выгодные направления деятельности предприятия.
Товарная политика сельскохозяйственных предприятий формируется под влиянием целого комплекса факторов быстроменяющейся рыночной среды, что требует разработки адекватных методов обеспечения их конкурентоспособности. Правильно разработанная и последовательно осуществляемая товарная стратегия позволит укрепить позиции отечественных сельхозпроизводителей на рынках, быстро адаптироваться к сложным рыночным условиям.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Кресникова Н.И., д.э.н., руководитель отдела Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова
Организация научной и (или) научно-технической деятельности зависит, прежде всего, от управления такой деятельностью.
В сентябре 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в третьем чтении проект федерального закона № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. электронный ресурс duma.gov.ru). Российская академия сельскохозяйственных наук (далее также -Россельхозакадемия), являющаяся государственной академией наук, должна быть присоединена к Российской академии наук (далее также - РАН).
56 http://www. mcx. ru/navigation/docfeeder/show/342. htm
Для сельского хозяйства научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется научными организациями, которые находятся главным образом в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук. В соответствии с пунктом 9 статьи 18 законопроекта № 305828-6 эти организации (в том числе научно-исследовательские институты), должны быть переданы под управление некоего специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Правительство Российской Федерации уполномочит этот орган на осуществление функций и полномочий:
во-первых, собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями,
во-вторых, учредителя этих организаций.
Исключение составят научные организации Дальневосточного, Сибирского и Уральского отделений РАН.
В систему Россельхозакадемии входят 255 государственных научных учреждений, в том числе 194 института, 5 самостоятельных опытных станций и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека. В структуре институтов функционируют 42 селекционных центра по растениеводству, 8 по животноводству, 2 по сельскохозяйственной биотехнологии (см. электронный ресурс rashn.ru). Таким образом, научные организации Российской академии сельскохозяйственных наук, созданные в форме бюджетных и автономных учреждений, будут переданы в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. При этом государственные научные организации, учрежденные Российской Федерацией, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое (п. 3). При реорганизации государственной научной организации не допускается выделение из ее состава опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз (п. 6).
До передачи бюджетных и автономных учреждений в ведение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти не подлежат изменению их организационно-правовая форма, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав. Исключение составят лишь случаи принятия решений об использовании соответствующих земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества) в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (п. 11 ст. 18 законопроекта № 3058286).
Предполагается, что внешний государственный аудит (контроль) управления и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью и другими ресурсами, закрепленными как за государственными академиями наук, так и за научными организациями, будет проводить Счетная палата Российской Федерации (п. 13 ст. 18 законопроекта № 305828-6). Ее заключение подлежит учету при определении эффективности деятельности научных организаций.
По оценкам за предприятиями и учреждениями Российской академии сельскохозяйственных наук закреплено свыше 2 млн. га земли, в том числе около 1 млн. га пашни.
В оперативном управлении и хозяйственном ведении научных организаций Россельхозакадемии находится имущественный комплекс, включающий около 28 тыс. объектов, в том числе 9 тыс. объектов закреплено за государственными научными
учреждениями в оперативное управление и примерно 19 тыс. объектов - за предприятиями в хозяйственное ведение.
В структуре имущества Россельхозакадемии 45% приходится на долю производственных объектов, 38% - научных объектов и 17% - вспомогательных объектов (см. электронный ресурс rashn.ru).
При реформировании РАН государственным научным организациям Российской академии сельскохозяйственных наук должно быть обеспечено сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности.
В соответствии со статьей 17 законопроекта № 305828-6 программа фундаментальных научных исследований на долгосрочный период будет:
- предусматривать направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;
- включать в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы;
- содержать значения целевых показателей реализации этой программы.
Правительство Российской Федерации будет утверждать программу
фундаментальных научных исследований на долгосрочный период по представлению Российской академии наук.
Как известно, в целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований Правительством Российской Федерации принимается программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на срок не менее чем пять лет. До создания специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти финансовое обеспечение деятельности организаций, включая находящихся под управлением Российской академии сельскохозяйственных наук, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в действующем порядке, в том числе в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы.
Что касается государственных заданий научным бюджетным и автономным учреждениям на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, в том числе по сельскохозяйственной тематике, то они будут утверждаться упомянутым выше специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом предложений Российской академии наук. В то же время согласно предусмотренным законопроектом № 305828-6 изменениям в статью 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук могут быть переданы Правительством Российской Федерации уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (например, министерствам).
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сельскохозяйственной сфере осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Поэтому не исключено, что в процессе академического реформирования ряд научных организаций Российской академии сельскохозяйственных наук перейдут в ведение указанного Министерства.
Как гласит положение пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. В законопроекте № 305828-6 предусматривается, что Российская академия наук в рамках закрепленных за ней федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций, обладает независимостью в своей деятельности. Органы государственной власти и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие выполнению ею своих задач и функций (ст. 15).
По закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих в научных организациях свободу творчества (п. 3 ст. 7).
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается на основе единой государственной научно-технической политики и реализуется соответствующими органами исполнительной власти (министерствами) с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений.
Основными целями государственной научно-технической политики в сельскохозяйственной сфере являются:
- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, земельных ресурсов сельского хозяйства;
- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики отрасли, реализацию важнейших социальных задач в сельской местности;
- обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области сельскохозяйственного производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
- улучшение экологической обстановки, обеспечение продовольственной безопасности страны, интеграции науки и образования.
Основные принципы осуществления государственной научно-технической политики, в том числе в отраслях народного хозяйства, закреплены в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» (п.2 ст. 11). К ним относятся следующие:
1) признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
2) гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
3) гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
4) интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;
5) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
6) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
7) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
8) развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур.
В целом, исходя из вышеизложенных институциональных положений, можно надеяться, что деятельность реформированной Российской академии наук обеспечит должный уровень преемственности и координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям сельскохозяйственной науки.
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приёмко В.В., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет -
МСХА имени К.А. Тимирязева
Продовольственная независимость государства является неотъемлемой составной частью его продовольственной безопасности.
Продовольственная независимость определяется уровнем развития отечественного АПК и достигается тогда, когда потребности страны в основных группах продовольствия