Автономия личности - 2010 - №1(1)
13
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
М.С. Леонтьева, Д.В. Грязнов
В настоящее время в нашей стране наблюдаются тенденции к осознанию того, что так же как необходимо беречь воздух, воду, землю на всей планете, необходимо беречь и всех ее детей, иначе будущее невозможно. Однако нарду с этим, наблюдается обострение проблемы социального сиротства, которое связано с обострением социального положения в стране. Возрастание числа детей-сирот происходит в связи с падением нравственных устоев семьи, снижением ее материального уровня, безработицей, нерешенностью жилищных проблем, ростом внебрачной рождаемости, отказом от детей несовершеннолетними матерями, увеличением числа разводов. В статистических данных последнего времени, свидетельствующих о неуклонном росте числа детей-сирот, отмечается, что 90% этих детей являются социальными сиротами, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав (Н.Н.Авдеева, Н.А.Хаймовская, 2003).
Дети-сироты относятся к категории детей, которые находятся в особых условиях, не обеспечивающих им возможности полного удовлетворения потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме этого, данная категория детей не имеет возможности развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. Это обстоятельство приводит к тому, что процесс социализации личности ребенка-сироты носит деструктивный характер. В связи с этим возникает необходимость восполнения утраченного семейного микросоциума системой государственной поддержки детства и соответствующими общественными институтами.
В сложившейся ситуации необходимо более полно использовать возможности физического образования детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Занятия физическими упражнениями должны стать одним из ведущих компонентов деятельности детей-сирот.
Это связано с тем, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью: решать в комплексе проблемы повышения уровня здоровья, воспитания и образования детей и подростков. Занятия физической культурой и спортом среди детей и подростков занимают одно из первых мест и могут выступать как источник физического, эстетического, нравственного и волевого воспитания, тем самым, влияя на становление личности детей и подростков.
В ряде исследований показано, что важное место в работе с детьми-сиротами должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, так как низкий удельный вес средств физической культуры и спорта в программах обучения и воспитания детей-сирот не приводит к заметному улучшению физического развития, снижению психических патологий, к позитивным изменениям в эмоциональной сфере, формированию основ здорового образа жизни. Однако в настоящее время физическое воспитание детей-сирот осуществляется, как правило, по типовым учебным программам, которые акцентированы преимущественно на формировании двигательной культуры с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным умениям. Являясь важными аспектами физического воспитания, указанные направления не позволяют в полном объеме решать те задачи, которые стоят перед обучением и воспитанием детей-сирот. Вместе с тем анализ показал, что ряд существенных компонентов физического воспитания не учитывается или учитывается в незначительной степени.
В настоящее время актуален вопрос разработки и совершенствования новых методик и технологий физического воспитания детей-сирот, способствующих укреплению здоровья, воспитанию здорового стиля жизни, развитию физических способностей. Поиск новых средств и методов физической подготовки детей-сирот связан с лимитом времени на уроках физической культуры, а также режимными моментами в организации жизнедеятельности
14
Современные подходы в образовании и воспитании
детских домов и школ-интернатов. Поэтому ряд авторов считает эффективным использование наряду с уроками физической культуры внеурочных форм физического воспитания.
Так, например, В.А. Ильин (1992) предлагает следующую экспериментальную программу для детей детских домов дошкольного возраста:
- комплекс утренних закаливающих мероприятий;
- физкультминутки;
- физкультпаузы 2-3 мин;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна;
- организованная физкультурно-спортивная деятельность на прогулках;
- индивидуальные физкультурные занятия;
- физкультурные досуги, походы;
- спортивные развлечения, спортивные праздники.
Т.В. Чернова (1990) указывает, что повышение общей двигательной активности детей-сирот путем введения дополнительного занятия в неделю, плавания, ритмики по 3-5мин в день улучшает показатели физического развития, показатели умственной работоспособности, а также улучшает развитие речи.
М.С. Леонтьевой (1998) были сформулированы основные дидактические условия, в рамках которых целесообразно осуществлять подготовку детей-сирот к школе. Подготовку следует проектировать и осуществлять с опорой на положительное в ребенке, на его способности к кумуляции общественно-исторического опыта в сфере физической культуры; формировать индивидуально-специфический опыт адаптации детей-сирот к социальновоспитательной среде через развитие инвариантных механизмов реагирования на внешние воздействия; развивать психомоторные способности детей-сирот, социальный и генетический варианты целостного процесса развития.
В рамках выдвинутых дидактических условий разработана методика физического воспитания детей-сирот, основанная на преимущественном использовании игры в бадминтон и дополнительного содержания обучения для направленного развития ведущих двигательных способностей.
С.В. Галицин (1999) рекомендует использовать учебно-тренировочные занятия по спортивным играм (футбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис), подвижным играм, плаванию, восточным единоборствам, общей физической подготовке, корригирующей гимнастике (упражнения для коррекции стопы и осанки). Автор считает, что для решения вопросов социализации детей детских домов большую часть соревнований по различным видам спорта необходимо проводить с их сверстниками, проживающими в семьях. Наряду с этим, при планировании физкультурно-оздоровительной работы С.В. Галицин предлагает учитывать следующие моменты:
- оценку состояния здоровья воспитанников детского дома, что позволяет отразить наиболее распространенные заболевания;
- общее количество здоровых детей, что используется для коррекции программ физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- непрерывность процесса физического воспитания для увеличения показателей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, укрепления здоровья детей-сирот;
- необходимость проведения физкультурно-спортивных мероприятий во второй половине дня, а в летний период - два раза в день.
О.А. Шпитальная (2000) считает, что потенциальным резервом и адекватной формой двигательной активности для детей-сирот являются рекреативные занятия во внеурочное время, основанные на использовании подвижных игр, включающих основные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание). Такие занятия не только удовлетворяют эмоциональную и двигательную потребность детей, но и несут коррекционно-развивающую функцию различных сфер жизнедеятельности ребенка - социальной, психической, умственной и физической.
Автономия личности - 2010 - №1(1)
15
Д.В.Грязнов (2005) сформулировал основные принципы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в сфере физической культуры, раскрывающие теоретическую и практическую направленность экспериментальной методики:
- принцип преемственности обусловливает необходимость учета содержания двигательного опыта ребенка-сироты и разработки технологии ее совершенствования в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- принцип систематичности учебно-тренировочной нагрузки строится на утверждении, что достижение запланированных кумулятивных эффектов состоится при частоте занятий не менее трех раз в неделю по 45-60 минут каждое;
- принцип узконаправленной тренировочной нагрузки основан на признании эффективности ее локального воздействия на различные системы организма, что позволяет рационально отбирать содержание обучения и управлять процессом реабилитации.
На основе этих принципов была разработана экспериментальная методика физического воспитания в детском доме, состоящая из совокупности взаимосвязанных инвариантных элементов. Первый элемент - содержание основного и дополнительного учебного материала для занятий ребенка-сироты биологически оправданным и предпочитаемым видом физкультурно-спортивной деятельности. Второй элемент - формы занятий физическими упражнениями, опосредованные в утренней физической зарядке, попутной физической тренировке, тренировочных занятиях в видах спорта. Третий элемент - уроки физической культуры в общеобразовательной школе, создающие базис общефизической подготовленности, основу для занятий спортом.
Е.В. Максимихина (2006) разработала вариант построения учебно-тренировочного и воспитательного процесса по физическому воспитанию на основе кругового метода тренировки для подростков с девиантным поведением. В основу построения программы вошли следующие положения: учебный процесс должен иметь оздоровительно-профилактическую направленность; средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся и должны способствовать снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению мотивационных установок, самооценки личности; в качестве средств физического воспитания следует использовать упражнения аэробной направленности; в качестве методов физического воспитания следует использовать круговой метод (40% от общего количества часов), посредством которого обеспечивается развитие индивидуальных способностей; частота сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении физических нагрузок должна находиться в пределах 140-160 уд/мин, интервалы отдыха 110 - 120 уд/мин, как наиболее благоприятная для протекания психических процессов; подбор средств, методов и педагогических приемов должен способствовать формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Автор считает, что изменение в положительную сторону психоэмоционального состояния воспитанников школы-интерната необходимо осуществлять параллельно с развитием двигательных качеств. При этом надо учитывать, что прямого разграничения воздействия педагогических приемов на снижение уровня тревожности, агрессивности в поведении занимающихся достичь практически невозможно. Поэтому, воздействуя на психоэмоциональное состояние подростков одновременно, происходит и формирование адекватной самооценки личности, создание позитивных мотивационных установок, коррекция негативных психических процессов, развитие двигательных качеств, формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
М.И. Салимов (2006) наряду с обязательными занятиями по физическому воспитанию (в рамках школьной программы) предлагает проводить регулярные занятия в кружке адаптивной физической культуры для увеличения двигательной активности воспитанников. Автор утверждает, что использование средств физической культуры, адаптивного спорта и разработанного медико-педагогического контроля влияет на улучшение физического и психического развития детей, что повышает их подготовленность к социальной адаптации.
16
Современные подходы в образовании и воспитании
Л.М. Беженцевой (2006) предложена методика занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Данная методика разрабатывалась с учетом интересов занимающихся; формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; развития физических качеств (выносливости, силы, гибкости) и координационных способностей; подготовленности функциональных систем. В основу данной методики были положены следующие положения: оздоровительно-
коррекционная направленность занятий; широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной интенсивности и амплитуды; использование музыки, так как она является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску; использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и координации движений.
Л.Ю. Башта (2006) считает, что работа по совершенствованию физической подготовленности дошкольников-сирот должна строиться на основе игровой мотивации, с преимущественным использованием подвижных, элементов спортивных игр и игровых упражнений с направленным развитием физических способностей.
Автором предложена поэтапная методика развития физические способности детей-сирот на неурочных занятиях. На развитие каждой физической способности отводится не менее 2 месяцев при 3-разовых занятиях в неделю.
Однако необходимо отметить, что в детских домах и школах-интернатах по сегодняшний день остается неразрешенным противоречие, когда, с одной стороны, все понимают значение физического воспитания для здоровья и развития детей-сирот, а с другой стороны, на практике, более значимыми, «главными» в образовательных учреждениях остаются «образовательные» предметы, а уроки физкультуры отодвигаются на задний план.
Следует также признать, что структура, содержание, формы и методы организации работы в сфере физической активности детей-сирот пока разработаны недостаточно. Ощущается недостаток сведений о системах физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами, ориентированной на комплексное, то есть оздоровительное, воспитательное, образовательное и развивающее воздействие, что не способствует оптимизации социальной адаптации к этой категории детей. Поэтому необходимы инновационные проекты реализации многовариантных программ физического воспитания, сообразные с природой и предпочтениями детей-сирот.