ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИИ В ЭКОНОМИКЕ
УДК 336
Татьяна Петровна Николаева,
к.э.н., доц. каф. Финансов, кредита и банковского дела, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (916) 626-95-84, (495) 441-82-80 Эл. почта: [email protected]
В статье освещается организация финансовых отношений в экономике. Основное внимание уделяется роли государства в регулировании финансовых отношений с целью снижения угроз экономической безопасности страны. Рассматривается содержание финансовой политики России и характеризуется состояние финансового рынка, определяются пути их совершенствования и развития. Ключевые слова: финансы, государственное регулирование экономики, финансовая политика, финансовый рынок, финансовая система, финансовая наука.
Tatiana P. Nikolaeva,
PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Finance, Credit and Banking, Moscow State University of Economics, statistics and Informatics (MESI) Tel.: (916) 626-95-84, (495) 441-82-80 E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF FINANCIAL RELATIONS IN THE ECONOMY
The article describes the organization of financial relations in the economy. The main attention is paid to the role of the government in the financial relations regulation with the aim to reduce the economic threat. Russia financial policy is described and the financial market situation is characterized. The author determines the ways of their improvement and development.
Keywords: finance, government regulation of the economy, financial policy, financial market, financial system, financial science.
1. Введение
Рыночная экономика, как известно, представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из многочисленных взаимообусловленных элементов, являющуюся результатом длительного исторического развития.
Формирование рыночной экономики в России повысило теоретическую и практическую значимость организации финансовых отношений. Финансовые отношения многообразны и обычно к ним относят отношения, возникающие у субъектов экономики: в процессе создания продукции и распределения ее стоимости на составные элементы, а также при распределении прибыли, дивидендов по акциям и т.д.; с органами государственного управления по платежам различного рода (таможенным пошлинам, госпошлине, налогам и т.д.); с органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка, при уплате административных штрафов и т.д.; с банковской системой при получении и погашении кредитов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных и срочных вкладах и т.д.; со страховыми компаниями по всем видам страхования и др.
В процессе общественного воспроизводства все субъекты экономики вступают в финансовые отношения, уровень развития, которых определяется двумя тенденциями: экономической ролью государства и степенью общественного разделения труда.
Государственное регулирование рыночной экономики, обусловленное несостоятельностью рыночного механизма, стремлением обеспечить относительное равновесие и стабильность в экономике, охватывает финансовые и денежно-кредитные отношения.
В современных условиях государство «вмешивается» во все фазы воспроизводственного процесса, прежде всего в темпы, факторы и эффективность экономического роста, который определяется экономическими и неэкономическими факторами.
Основными факторами, определяющими роль государства в современном обществе, по нашему мнению, являются:
• настроения в обществе, т.е. менталитет населения, определяемый культурным наследием, религией и финансовой грамотностью;
• уровень экономического развития страны и степень развитости рыночных отношений и частного сектора, что определяет потребность в большем или меньшем государственном вмешательстве;
• степень открытости экономики, т.к. считается, что более открытая экономика нуждается в большем госсекторе, поскольку она более нестабильна;
• уровень технологического развития, определяющий наличие или отсутствие естественных монополий, а также необходимость в регулировании некоторых новых видов деятельности;
• качество государственного управления, определяющее пределы эффективного вмешательства государства в экономику и др.
Актуальной проблемой для россиян в настоящее время является повышение финансовой грамотности, что предусматривает знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности с пониманием последствий своих действий. Высокий уровень финансовой грамотности населения страны положительно влияет на экономику государства: повышает уровень пользования финансовыми продуктами, прозрачность и стабильность финансового рынка; способствует увеличению числа добросовестных заемщиков; повышает финансовое благосостояние граждан, благодаря развитию способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи и повышает финансовую безопасность граждан.
Следует учитывать, что роль государства реализуется политиками, т.е. теми, кто непосредственно принимает решения. Если эти решения могут нанести ущерб интересам общества, то они должны корректироваться в процессе их реализации. При этом политические лидеры необязательно должны быть специ-
алистами в экономике, но они должны иметь достаточную подготовку, чтобы правильно выбирать советников в организации финансов.
2. Финансирование обеспечения экономической безопасности
Циклическое развитие экономики предполагает возникновение экономических кризисов, последствия которых могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы. Такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов и могут стать источниками угроз национальной безопасности государства.
Выделения достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов на развитие и совершенствование военной организации государства и оборонного потенциала обеспечивает безопасность государства. Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан также способствует: снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании; противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы; достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации; устойчивость финансово-банковской системы; доступность современного образования и здравоохранения; повышение квалификации и качества трудовых ресурсов; рациональная организация миграционных потоков и др.
Одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. Обеспечение национальной безопасности достигается за счет совершенствования банковской системы, финансового сектора, укрепления финансовых рынков и повышение ликвидности банковской
системы и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Роль эффективной организации финансовых отношений в социально-экономическом развитии общества трудно переоценить. Очевидно, что успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализаций государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает финансовую политику.
3. Особенности финансовой политики России
Финансовая политика государства, являясь составной частью экономической политики, определяется принятой концепцией развития финансовой системы, ее стратегическими целями. Основными целями финансовой политики являются: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективное их использование, обеспечение устойчивого экономического роста и функционирования финансового рынка. Выработка и реализация единой государственной финансовой политики необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы, является основой деятельности Министерства финансов России.
За последние годы в России значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 годов) и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки.
Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей).
Формируется система софинанси-рования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра «Сколково», федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.
Определены государственные научно-технологические приоритеты, в рамках которых начато финансирование конкретных проектов.
В то же время сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров.
Эти негативные тенденции обусловлены, в том числе, и недофинансированием сферы образования в конце XX - начале XXI века. В последние годы наметилось некоторое улучшение ситуации, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам.
По данным Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 году Россия расходовала на образование 4,6 процента валового внутреннего продукта, тогда как Швеция -6,1 процента, Финляндия и Франция - 5,5 процента, Бразилия и Великобритания - 5,2 процента и Соединенные Штаты Америки - 5 процентов.
Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. При этом оценка
качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая.
По абсолютным масштабам исследовательского сектора Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, Соединенным Штатам Америки и Японии. Однако по численности исследователей на 1 тыс. лиц, занятых в экономике, Россия уступает более чем 20 государствам, в том числе Финляндии, Франции, Германии, Соединенным Штатам Америки и Японии. Рост объемов финансирования, с одной стороны, и сокращение численности исследователей, с другой, способствовали заметному повышению уровня внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России, достигших уже в 2009 году 59,5 тыс. долларов США (по паритету покупательной способности). По этому показателю наметилось сокращение отставания России от ведущих стран мира (от Китая - в 1,3 раза, Франции - в 3,4 раза и Соединенных Штатов Америки - в 4,4 раза).
В отличие от стран с развитой инновационной системой в России недостаточно развита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 процента (в Германии - 8,8 процента, в Бельгии - 12,7 процента).
4. Государственное регулирование финансового рынка России
С появлением финансового рынка государственное регулирование экономики усложняется. Наряду с обеспечением общественных потребностей государство активно участвует в перераспределении национального дохода между социальными группами, отраслями и регионами, что подтверждается возрастанием доли государственных расходов развитых страны в валовом внутреннем продукте.
Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное перемещение финансовых ресурсов. Обязательной предпосылкой его эффективного функционирования является многообразие форм собственности, стабильность денежной единицы, свободные цены и т.д. Функционирование финансового рынка имеет большое значение для
социально-экономического развития страны. Благодаря ему представляется возможным инвестировать денежные средства в экономику и цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит.
Обеспечение ускоренного экономического развития страны путем превращения финансового рынка и банковского сектора в важнейшие факторы социально-экономического развития является важным направлением деятельности государственных органов в сфере регулирования финансово-кредитных отношений.
Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных
систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.
Причины такой ситуации многогранны. Определенную роль играет отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, которое повышало транзакционные издержки. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в РФ регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство РФ не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в РФ. Процедура эмиссии ценных бумаг не позволяет осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам.
Дальнейшее развитие финансового рынка России нашло отражение в стратегии его развития до 2020 года (табл. 1) по следующим направлениям:
Таблица 1
Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации
Показатель На 01.01.2008 г. На 2020 г.
Капитализация публичных компаний, трлн рублей 32,3 170
Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, % 97,8 104
Биржевая торговля акциями, трлн рублей 31,4 240
Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, % 95,1 146
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн рублей 1,2 19
Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, % 3,6 12
Активы инвестиционных фондов, трлн. рублей 0,8 17
Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн рублей 0,6 12
Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, % 4,2 18
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн рублей 0,7 3
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн человек 0,8 20
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % 12
• повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
• обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
• формирование благоприятного налогового климата для его участников;
• совершенствование правового регулирования на финансовом рынке. Для повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания международного финансового центра необходимо обеспечить:
• эффективное ценообразование, высокую ликвидность рынков и степень информационной прозрачности;
• снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
• простоту доступа для инвесторов и финансовых институтов, намеренных осуществлять операции на российском фондовом рынке, равный доступ всех категорий участников рынка к инфраструктуре и торгуемым активам;
• наличие правовых и организационных условий для расширения круга финансовых инструментов;
• быстроту, дешевизну надежность совершения операций за счет использования современных технологий торговли;
• конкурентоспособность системы налогообложения по сравнению с иностранными юрисдикциями.
Развитию российского финансового рынка должно способствовать создание международного финансового центра.
Важную роль в развитии и регулировании финансового рынка играет Банк России. В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2011-2013 годах намерен:
• принять участие в создании в Москве международного финансового центра;
• совершенствовать нормативную базу, регламентирующую деятельность по организации биржевой, клиринговой и депозитарной деятельности;
• определить подходы к регулированию деятельности системно значимых элементов инфраструктуры
в целях поддержания финансовой стабильности;
• взаимодействовать с международными организациями и информировать их о функционировании российского рынка РЕПО;
• продолжить работу по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;
• создать совместно с Минфином РФ механизм проведения операций на фондовой бирже с использованием инструментов денежного рынка и др.
В современных условиях от организации финансовых отношений зависит уровень социально-экономического развития страны. Финансовая система при этом должна быть эффективной и надежной. Только в этом случае она создает предпосылки для устойчивого развития отечественной экономики. Достижение надежности и прозрачности финансовой системы предполагает решение нескольких задач: совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита, регулирование и развитие страхового сектора, укрепление финансовой базы исполнения социальных обязательств государства на основе накопления и инвестирования средств, государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.
Финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно-ориентированная финансовая инфраструктура. В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость.
Роль государства в регулировании экономических процессов, включая финансовые, по нашему мнению, должна определяться пониманием объективных закономерностей развития экономики и общества, расширением регулирующих социально-экономических функций государства.
5. Научная организация финансовых отношений
К сожалению, финансовые методы регулирования экономики используются слабо, что обусловлено
недостаточным уровнем разработки теоретических вопросов финансовой науки. Финансовая наука как обобщение финансово-хозяйственной деятельности имеет точное количественное отражение в виде доходов и расходов государственного бюджета, государственного кредита, выручки от реализации, затрат на производство продукции, доходов и каналов их расходования и т.д., выраженных в натуральном исчислении и в деньгах. От того, с какой полнотой собраны статистические данные, зависят объективность научных исследований, достоверность и практическая значимость экономических выводов.
Во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. До начала первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны. В связи с потребностью в государственном регулировании капиталистического производства возникла экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса, оказавшая огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики государства.
В современных условиях система взглядов в области финансов выступает как часть общеэкономической теории, обогащает и развивает финансовую науку. Возникновение финансовых концепций является ответной реакцией на требования экономики страны заказом правящей социальной группы. Финансовые рекомендации, имеющие практическую ценность, ложатся в основу стратегии социально-экономического развития государства и используются при разработке финансовой политики.
6. Заключение
Современное состояние финансовой науки в России требует более глубокого изучения вопросов сущности финансов, их роли в рыночной экономике, обеспечения доступности финансовой информации, повышения квалификации большинства экономистов.
Знание экономической природы финансов позволит активнее использовать данную категорию в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое
оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых отношений.
Литература
1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. .№537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // www.kremlin.ru.
2. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политике Российской Федерации на период до 2025 года» // www.kremlin.ru.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р // www. economy.gov.ru.
4. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №2043-р. //www.minfin.ru
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // www.minsvyaz.ru.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие финансовых, страховых рынков и международного финансового центра» //www.minfin.ru
7. Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами» //www. minfin.ru
8. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы). //Деньги и кредит, №1/ 2012, с. 68-72.
9. Николаева Т.П. Финансы и кредит. - М.: МЭСИ, 2011.
10. Николаева Т.П. Роль финансов в экономике // II Научно-практическая конференция «Инновации и российская экономика в контексте глобальных экономических процессов». - М.: МЭСИ, 2012.
11. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике. // Финансы, №6/2010. - С. 60-66.
12. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. (Политическая экономия). Учебное пособие / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева и др. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. - С. 28-32.
13. Финансы / Под ред. А.Г. Грязно-вой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2012. - С. 11-95, 143-172.
References
1. The President of the Russian Federation Decree12 May 2009. № 537 "Strategy of national security of the Russian Federation till 2020"// www.kremlin.ru.
2. The President of the Russian Federation Decree 19 December 2012. № 1666 «Strategy of the Russian Federation state national policy for the period till 2025». // www.kremlin.ru.
3. The concept of socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. Decree of the RF Government dated 17.11.2008. №1662-R // www.economy.gov.ru.
4. Strategy of the Russian Federation financial market development for the period until 2020. Approved by decree of the Russian Federation Government from December 29, 2008. № 2043-R.
5. The strategy of the Russian Federation innovative development for the period until 2020. Approved by decree of the Government of the Russian Federation from December 8, 2011. № 2227-R // www.minsvyaz.ru.
6. State program of the Russian Federation «Development of financial, insurance markets and the international financial center» //www.minfin.ru
7. State program of the Russian Federation «Management of public finances» //www.minfin.ru
8. Cousina P.U. Financial literacy of Russians (dynamics and prospects). // Money and credit, 2012, №1. - P.68-72.
9. Nikolaeva T.P. Finance and credit. -M.: MESI, 2011.
10. Nikolaeva T.P. The role of Finance in the economy // II Scientific-practical conference «Innovations and the Russian economy in the context of global economic processes». - M.: MESI, 2012.
11. Rodionova VM. The essence of Finance and their role in a market economy. // Finance, 2010, №6. - p. 60-66.
12. Economic theory of national and world economy. (Political economy). Teaching aid / A.G. Gryaznova, T.V. Checheleva, etc. - M.: Financial Academy under the Government of the Russian Federation, 1997. - p. 28-32.
13. Finance / A.G. Gryaznova, E.V. Markina. - M.: Finance and statistics, 2012. - p. 11-95, 143-172.