Список использованной литературы:
1. Левин, Б.И. Термические методы обезвреживания и энергетического использования твердых бытовых отходов [Текст]: Учебное пособие / Б.И. Левин, А.С. Матросов. - М.: Университет Российской академии образования, 1999 с.64.
2. Другов Ю.С., Родин А.А. Анализ загрязненной почвы и опасных отходов, 2006 с. 47-50.
3. Эскин, Н.Б. Разработка и анализ различных технологий сжигания бытовых отходов / Н.Б. Эскин, А.Н. Тугов, М.А. Изюмов // Развитие технологий подготовки и сжигания топлива на электростанциях: Сборник научных статей / Всероссийский теплотехнический институт. М:, 1996 с.77-84.
© Грачев А.В., 2024
УДК 614.842
Грачев А.В.
СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» г. Санкт-Петербург, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ НА СТОЯНКАХ
Аннотация
Задача обеспечения пожарной безопасности на объектах хранения транспорта актуальна в связи с тем, что в помещениях автостоянок при пожаре могут находиться не только автомобили, но и владельцы, и возникает реальная угроза их жизни. Для обеспечения успешной эвакуации автомобилей и людей возникает много проблем организационного плана.
Ключевые слова
автомобили, парковка, гараж, пожар, эвакуация, план эвакуации, план расстановки автомобилей.
Парк автомобилей в России с каждым годом возрастает. По статистическим данным на 1 января 2024 года российский автопарк составлял 64,0 млн автомобилей. Из общего числа машин 50,3 млн - это легковые автомобили [1].
Вместе с количеством автомобилей растет количество паркингов и автостоянок (гаражей) и становится все более острой проблема стоянок автомобилей не территории городов. Для размещения автомобилей используются гаражи-стоянки следующих видов:
- одноэтажные;
- многоэтажные;
- подземные;
- надземные;
- отдельно стоящие;
- встроенные;
- пристроенные;
- открытого типа;
- закрытого типа;
- боксового типа;
- механизированные;
- с грузовыми лифтам и др.
Автостоянки характеризуются высокой пожарной опасностью. Так, с начала 2024 года в Российской Федерации произошло около 11 тыс. пожаров, из которых 287 - в гаражах, что составляет 3% от общего количества [2]. Распространенными причинами являются нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, неосторожное обращение с огнем. Пожары в гаражах происходят по причинам неисправности электросистем транспортных средств [2].
Пожары в помещениях хранения автотранспорта приводят к разрушению строений и уничтожению транспортных средств. Например, пожар (15 мая 2013 года) на автостоянке в г. Вязьма Смоленской области уничтожил 31 автомобиль и 29 авто были повреждены. Всего на территории стоянки находилось около 200 автомобилей под пятью навесами [3]. 19 января 2023 года в Нижнем Новгороде возник пожар в гаражно-строительный кооперативе. Огонь уничтожил строение и имущество, в том числе автомобили, на площади 600 м2. Предварительная причина пожара - нарушение правил безопасности при эксплуатации электрооборудования [2].
Задача обеспечения пожарной безопасности на объектах транспорта становится все более актуальной. При возникновении горения в салоне автомобиля, пламя охватывает салон в течение 6-8 минут, при этом резко возрастает переход горения на соседние автомобили и даже при наличии систем автоматического пожаротушения сдержать распространение пожара не удается, так как горение происходит в салоне, куда вода систем пожаротушения не попадает (защищает крыша автомобиля). В помещениях автостоянок при пожаре могут находиться не только автомобили, но и владельцы и возникает реальная угроза их жизни. Параметры путей эвакуации для стоянок устанавливается по числу людей, одновременно находящихся в помещениях для хранения автомобилей (за исключением механизированных автостоянок), из расчета 1 человек на каждое машино-место в соответствии с положениями СП 1.13130.2020 [4].
При пожарах в гаражах, парковках, автостоянках возникает необходимость эвакуации техники. Для успешного выполнения эвакуации необходимо предварительная организация обучения обслуживающего персонала гаражей, разработка соответствующих документов (план эвакуации автомобилей при пожаре, план тушения пожара и др.).
Важным документом, в соответствии с которым должны быть организованы мероприятия по эвакуации автомобилей при пожаре является «План эвакуации автомобилей при пожаре». Требования по разработке указанного документа установлены в соответствии с п. 207 Правил противопожарного режима в Российской Федерации «...руководитель организации в отношении помещений для хранения (стоянки) транспорта в количестве более 25 единиц обеспечивает разработку плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре». План должен отрабатываться не реже 1 раза в год [5].
На объектах хранения автотранспорта «Планы эвакуации автомобилей при пожаре» разрабатывают по аналогии с «Планами эвакуации людей при пожаре» по образцам, приведенным в ГОСТ Р 12.2.143-2009 [6].
Разработанные на предприятиях «Планы эвакуации автомобилей при пожаре» в подавляющем большинстве обладают аналогичными принципиальными недостатками, как и «Планы эвакуации людей при пожаре», указанные в статьях [7, 8]. Главный, очень важный недостаток состоит в том, что к Плану не разрабатывается инструкция с указанием конкретных действий обслуживающего персонала и ответственных за выполнения определенных мероприятий. В связи с этим разрабатываемый на объектах защиты документ «План эвакуации автомобилей при пожаре» не имеет практической значимости и не отражает требуемого назначения.
На основе анализа назначения «План эвакуации автомобилей при пожаре» должен разрабатываться в виде отдельного документа состоящего из 4 разделов:
1. Графическая часть (планы этажей с указанием эвакуационных путей для эвакуации автомобилей
и выходов для людей, аварийных выходов, размещение пусковых аппаратов систем противопожарной защиты и систем оповещения и управления эвакуацией, размещения телефонов и первичных средств пожаротушения.
2. Инструкция к плану эвакуации, с указанием последовательности действий при пожаре с распределением обязанностей среди специалистов объекта.
3. Список лиц, ознакомленных с планом эвакуации и инструкцией (под роспись).
4. Отработка плана эвакуации (с записями даты, времени отработки и результатах).
На этажах должны быть вывешены выписки из плана эвакуации (графическая часть и инструкция). В плане эвакуации целесообразно указывать порядок, последовательность и перечень эвакуируемого имущества и документации и указывать на плане этажа размещение опасных технологических аппаратов, установок, веществ, например, баллонов со сжиженными или сжатыми газами и т.п.
Разработка документа «План эвакуации автомобилей при пожаре» (План расстановки автомобилей и очередность эвакуации при пожаре) предусмотрены в нормативах Республики Беларусь, Республики Казахстан и др. В связи с этим целесообразно разработать межгосударственный стандарт (ГОСТ) «План эвакуации транспортных средств при пожаре». Список использованной литературы:
1. Автостат. https://www.autostat.ru/research/product/438/ © Автостат.
2. С начала нового года в России произошло около 300 пожаров в гаражном секторе. Mchs.gov.ru.
3. Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок. https://pozhar.info/wp-content/uploads/ 2017/12/последствия-пожара-на-автостоянке.jpeg
4. СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
6. ГОСТ Р 12.2.143-2009 Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля.
7. Песикин А.Н., Пуганов М.В., Попов В.И. План эвакуации людей при пожаре // Пожарная и аварийная безопасность: материалы VIII международной научно-практической конференции, Иваново, 26-27 ноября 2013 г. С. 71-74.
8. Бикучев А.А., Корноухова Ю.В., Попов В.И. Особенности разработки документа «План эвакуации людей при пожаре». Пожары и ЧС: предотвращение, ликвидация. ФГБОУ ВО АГПС МЧС России, 2018 С. 44-49.
© Грачев А.В., 2024
УДК 614
Грачев А.В.
СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» г. Санкт-Петербург, РФ
ЭВАКУАЦИОННО-ТРАНСПОРТНАЯ СОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ ПРИ БОЕВОЙ ТРАВМЕ
Аннотация
Важнейшим мероприятием организации оказания помощи пострадавшим при боевой травме является эвакуационно-транспортная сортировка пострадавших.