МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Прогноз обязательств и среднемесячной выручки ФГУП «Березанское» на 2015-2016 гг.
Исходя из прогнозируемых данных К4 в 2015-2016 годах составит 0,71 и 0,6 пункта соответственно, что соответствует стабилизации платежеспособности предприятия.
Коэффициент общей платежеспособности в 2014 году составит больше 13 пунктов, при нормативном значении 2-3 пункта. Это говорит о некомпетентности использования заемных средств предприятием. Для снижения данного показателя необходимо пересмотреть кредитную политику ФГУП «Березанское» с целью оптимизации целевого использования заемных средств. При реализации А3 в следующем году, по истечению срока реализации более 12 месяцев всех медленно реализуемых активов можно спрогнозировать следующую тенденцию.
80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
А1 А2
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
П1 П2
2012 2013 2014 2015 2016
20122013201420152016
Рисунок 2 - Прогноз активов и пассивов ФГУП «Березанское» на 2015-2016 гг. Из полученных данных получаем, что:
К о.п. в 2015 - 2015 гг. будет равен 2,6 и 2,4 пункта соответственно, что соответствует, нормативному значению, равному не более 3 пунктов. Данные были взяты из прогноза, исходя из тенденции развития ФГУП «Березанское» Таким образом, можно сказать, что укрепить платежеспособность предприятия также можно следующими способами:
- повысить качество продукции, что скажется на росте выручки;
- провести реструктуризацию заемных средств и медленно реализуемых активов. Список использованной литературы:
1. Банк В. Р. Теория экономического анализа/ А.В. Тараскина. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 536 с.
2. Карпенко М.С. Использование традиционных методик оценки платежеспособности на примере ЗАО «Мир» Усть-Лабинского района / М.С. Карпенко, О.А. Герасименко // Экономика и социум. 2014. - № 4-6 (13). - С. 776-785.
3. Обеспечение устойчивости развития организаций аграрного сектора: монография /Н.В. Липчиу [и др.] / под ред. Н.В. Липчиу. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - 173 с.
4. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е В. Негашев. - М.: Инфра-М, 2011. - 208 с.
© Гутова К.В., Герасименко О.В., Терещенко А.Г., 2016
УДК 338
А.А., Датченко
Аспирант 2-го года обучения, факультет Торгового дела, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону,
Российская Федерация
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения высокого уровня качества и безопасности процессов товародвижения путем организации эффективных процессов движения материальных и сопутствующих потоков и координирования действий участников цепи поставок
Ключевые слова
Товародвижение продукции, логистическая система, управление цепями поставок, качество и безопасность процессов товародвижения
В современных экономических условиях, сложившихся на национальном и международном рынках, все острее проявляются проблемы обеспечения качества и безопасности продукции на всем пути её товародвижения от производителя до потребителя.
Таким образом, в основу стратегии предприятия, которая подразумевает долговременное направление развития товарной политики, ориентированное на перспективу и предусматривающее качественное решение наиболее важных задач, должны быть положены принципы системы менеджмента качества (СМК).
Существует восемь принципов менеджмента качества, применение руководством которых позволит достичь организации успеха [1].
Одним из таких принципов является «ориентация на потребителя», который предусматривает, что организация постоянно должна изучать, анализировать и учитывать текущие и будущие потребности, удовлетворять ожидания потребителей в отношении качества и безопасности товара и прилагать максимум усилий на совершенствование степени их удовлетворенности.
Этот принцип применим ко всем звеньям логистической системы, начиная от процесса производства до распределения готовой продукции.
Все участники товародвижения, включающие в себя производителей, дистрибьюторов, логистические центры распределения, оптовых и розничных продавцов и т.д., образуют звенья логистической цепи поставок.
Согласно трактовке стандарта [2] цепь поставок представляет собой «взаимосвязанный набор ресурсов и процессов, начинающийся с получения сырья и простирающийся через доставку продукции или услуг конечному пользователю посредством транспортных систем».
Процесс поставки продукции характеризуется уровнем лояльности потребителей, который можно охарактеризовать как допустимый для покупателя уровень несоответствий в товарах или услугах [3].
В настоящее время наблюдается снижение уровня терпимости потребителей в цепи поставок к несоответствиям продукции. Так, в 2000-х годах допустимым считался 1 % несоответствий в полученном заказе [4]. Сейчас этот показатель значительно меньше, поскольку потребители стали более требовательными и избирательными по отношению к выбору товара, его качеству и безопасности.
Для устранения несоответствий, которые могут возникнуть в процессе товародвижения продукции, предприятия могут внедрять различные концепции такие как: «точно в срок», «Канбан» и др.
Основными преимуществами этих систем являются: сокращение материальных запасов и объемов перепроизводства; минимизация дефектов, затрат на складское хранение; налаживание эффективного производства; формирование коротких логистических каналов связи производителя и потребителя, что способствует минимизации затрат на поставщиков, сокращению числа участников процесса товародвижения, снижению риска получения потребителем некачественной продукции [5].
С целью обеспечения высокого уровня качества и безопасности приобретаемой потребителем продукции необходимо обеспечить:
- постоянный её контроль на всех этапах жизненного цикла;
- управление качеством цепей поставок.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Жизненный цикл охватывает все стадии разработки, производства, хранения, транспортирования, вплоть до утилизации. Классический жизненный цикл включает 12 этапов, число которых может изменяться в зависимости от вида продукта.
Управление качеством цепей поставок можно охарактеризовать как систему планирования, контроля и координирования всех процессов движения материальных и сопутствующих потоков и действий участников цепи поставок с целью обеспечения высокого уровня функционирования цепи и достижения положительного конечного результата в соответствии с требованиями и минимальными издержками.
Таким образом, процедура организации эффективных процессов движения материальных и сопутствующих потоков и координирования действий участников цепи поставок должна предусматривать следующее:
1) планирование цепи поставок на основе процессного подхода.
Все взаимосвязанные и взаимодействующие процессы цепи поставок должны подвергаться менеджменту со стороны руководства организацией. При этом выход одного процесса может служить входом для другого.
Основные принципы процессного подхода заложены в международном стандарте ИСО 9000.
Реализация процессного подхода должна осуществляться на основе цикла Деминга (цикл PDCA), который позволяет планировать процессы, обеспечивать их необходимыми ресурсами, осуществлять контроль и управление, а также мероприятия по совершенствованию.
2) управление звеньями цепи поставок
Управление звеньями цепи поставок может включать управление поставщиками, закупками, складированием и т.д.
Так, например, выбор оптимального поставщика является важной задачей для организации. В связи с этим основными этапами выбора поставщика являются следующие [6]:
- Определение потребностей потребителей;
- Формирование требований потребителей.
- Решение «производить или покупать». Организация путем оценки затрат и потенциально-возможного положительного эффекта определяет, что для нее является более выгодным: производство необходимых материальных ресурсов или их закупка у сторонних организаций.
- Определение типов закупок в зависимости от продолжительности и сложности.
- Сбор информации о деятельности поставщиков, проведение конкурса среди претендентов и выявление потенциальных поставщиков.
- Анализ выявленных поставщиков.
Помимо определения количественных показателей при оценке поставщиков большую роль играют качественные составляющие: имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем в средствах массовой информации или от партнеров по бизнесу, способность к длительным партнерским отношениям и т.п.
3) формирование сбалансированной системы ключевых показателей эффективности [7];
4) управление издержками, которые возникают при управлении и реализации всех без исключения процессов и операций, связанных с деятельностью логистической системы.
Логистические затраты по функциональным областям включают следующие группы [8]: 1) затраты на транспортировку или транспортные расходы; 2) складские расходы; 3) расходы, связанные с обработкой и переработкой грузов; 4) затраты на управление запасами; 5) затраты на управление заказами; 6) расходы, связанные с эксплуатацией логистических информационных систем, например, систем комплексной автоматизации складов. 7) расходы, связанные с формированием и обслуживанием запасов сырья и готовой продукции; 8) возможные ущербы от проявления логистических рисков или недостаточно высокого качества логистического сервиса.
5) управление персоналом должно включать формирование индивидуальных планов карьерного роста, горизонтальные и вертикальные перемещения специалистов и менеджеров, планы повышения квалификации, разработка мотивационных поощрений и т.д.
6) автоматизация процессов управления
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Внедрение информационных технологий в процесс управления цепями поставок, использование системы «ГЛОНАСС» для отслеживания перемещения транспортных средств и т.д.
Таким образом, обеспечение эффективного процесса товародвижения пищевой продукции в логистической системе предполагает комплексное взаимодействие всех участников, контроль и совершенствование работы всех функциональных областей логистики, менеджмент всех процессов логистической системы. Именно согласованность действий всех участников, взаимный обмен информационными данными, добросовестное выполнение своих обязанностей позволят в конечном итоге предоставить качественный объект товародвижения конечному потребителю. Список использованной литературы:
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. Источник: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393;
2. ГОСТ Р 53663-2009 «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования» [Электронный ресурс]. Источник: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53663-2009;
3. Антипов Д.В., Франковская Е.Г. Оценка качества цепи поставок// Вектор науки ТГУ. Специальный выпуск № 1, 2010;
4. Джонсон, Джеймс, Вуд, Дональд, Ф. , Вордлоу, Дэниел, Л., Мерфи - мл., Поль, Р. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 624 с.;
5. Брыкалова А.К., Николаева Ю.А. Концепция «точно в срок» и ее применение в производстве// Вестник молодых ученых СГЭУ. 2015. № 2(32);
6. Аникин Б.А. Логистика : учебное пособие для бакалавров / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина, М.А. Гапонова и др. ; под ред. Б.А. Аникин, Т.А. Родкина. - М. : Проспект, 2015. - 406 с.;
7. Гаджинский, А.М. Логистика : учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 419 с.;
8. Левкин, Г.Г. Контроллинг и управление логистическими рисками : учебное пособие / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 142 с.
© Датченко А.А., 2016
УДК 330
О.В. Денисова
магистр 2 курса факультета экономики и управления Самарский государственный аэрокосмический университет
г. Самара, Российская Федерация
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматривается оценка конкурентоспособности предприятия, рассмотрена сущность понятия «конкурентоспособность», проанализированы слабые и сильные стороны строительного предприятия ООО «ЛЮТА»
Ключевые слова
Конкурентоспособность, качество объекта, оценка конкурентоспособности, принцип матричных методов,
метод оценки конкурентоспособности