Научная статья на тему 'Организация двухуровневой модели местного самоуправления'

Организация двухуровневой модели местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2989
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ускова Тамара Витальевна, Амелин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация двухуровневой модели местного самоуправления»

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Т. В. Ускова, Д. Е. Амелин

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Важность создания в России эффективной системы местного самоуправления требует формирования концептуальных подходов к реформированию структурной организации органов власти и управления на местах. Определяющими факторами в этом процессе становятся требования федерального законодательства, социально-экономическая эффективность и особенности современной организации самоуправления.

Действующее законодательство практически не ограничивает права муниципалитетов на организацию местного самоуправления. Вследствие этого, в настоящее время на территории Российской Федерации сформированы три основных модели местного самоуправления: районная, поселенческая, двухуровневая. Наибольшее распространение получила районная модель, которая характерна и для Вологодской области. Согласно этой модели в регионе муниципальные образования сформированы на базе городов Вологды и Череповца и 26 муниципальных районов.

Анализ организации самоуправления в муниципалитетах области позволил выделить следующие основные особенности.

Во-первых, разнообразие структур органов местного самоуправления. В области можно выделить 8 различных организационных моделей, имеющих общие признаки и структурное сходство (две модели местного самоуправления в городах и шесть - в муниципальных районах).

Во-вторых, главы муниципальных образований одновременно являются председателями представительного органа и возглавляют местную администрацию. Эта особенность присуща организационной структуре местного самоуправления г. Череповца, Бабаевского, Бабушкинского, Белозерского, Вашкинского, Верховажско-го, Вожегодского, Вологодского, Вытегор-ского, Кадуйского, Кирилловского, Между -реченского, Никольского, Нюксенского, Сокольского, Сямженского, Тарногского, Усть-Кубинского, Устюженского, Харовс-кого, Чагодощенского, Череповецкого и Шекснинского муниципальных районов.

В-третьих, состав органов местного самоуправления, закрепленный в уставах, различен. Так, в состав органов местного самоуправления не входят:

Работа ведется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 04-02-00251а).

Ускова

Тамара Витальевна — к.э.н., научный сотрудник, и.о. зав. отделом ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

Амелин Дмитрий Евгеньевич —

аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

• главы Великоустюгского, Грязовецко-го муниципальных районов, городов Вологды и Череповца;

• исполнительные органы Вашкинско-го, Тотемского и Устюженского районов.

Вступающий в силу с 2006 г. новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жестко регламентирует организацию местного самоуправления:

1. На всей территории страны устанавливается единая двухуровневая модель организации местного самоуправления. Согласно этой модели местные органы власти формируются не только в крупных городах и районах, но и в сельских поселениях.

2. Унифицирована структурная организация местного самоуправления. В состав его органов должны входить глава муниципального образования, представительный и исполнительно-распорядительный органы.

3. В поселениях с численностью обладающих избирательным правом жителей менее 100 человек представительный орган может не избираться. Его полномочия осуществляет сход граждан.

4. Глава муниципального образования не может одновременно совмещать должности председателя представительного органа и главы местной администрации (исключения составляют поселения с численностью населения менее 1000 человек).

5. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны закрепляться уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом.

Вместе с тем новый закон предоставляет муниципалитетам право самостоятельно определять порядок избрания представительного органа района, главы муниципального образования и целесообразность совмещения им должности председателя представительного органа местного самоуправления или главы администрации.

Конечно, идеальной организационной структуры местных органов власти не существует. Более того, по мере социально-экономического развития конкретного муниципального образования, а также местного самоуправления в субъекте РФ и стране в целом может потребоваться изменение сложившейся организационной структуры в соответствии с новыми целями и условиями функционирования. Однако для повышения эффективности местного самоуправления оптимизация его структурной организации является необходимой.

Выявленные особенности функционирования местного самоуправления в регионе и требования российского законодательства позволяют утверждать, что местное самоуправление в муниципальных районах Вологодской области может быть организовано согласно схеме, представленной на рисунке 1.

Предлагаемая модель включает в себя два уровня.

Первый уровень. Органы местного самоуправления поселений:

> главы и представительные органы поселений избираются населением;

> главы поселений возглавляют местные администрации;

> представительные органы поселений избирают председателей из своего состава.

Второй уровень. Органы местного самоуправления района:

»• глава района избирается населением и возглавляет администрацию района;

> представительный орган района формируется из глав входящих в его состав поселений;

> представительный орган района избирает председателя из своего состава.

Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления отвечает требованиям законодательства и позволит:

• достичь большей заинтересованности глав администраций в результатах труда, чем в условиях найма на контрактной основе;

Избиратели

2-й уровень

Глава района Председатель представительного органа района

Администрация района 1 » Представительный орган района

*

1-й уровень

Правовые акты представительного органа района должны исполняться на всей территории района

і~*| Г павы поселений Председатель представительного органа *-••• І

Администрации поселений Представительный орган поселения j *

Условные обозначения: <4 - избрание (формирование) из своего состава

обязательность исполнений правовых актов

Рис. 1. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления

в муниципальных образованиях области

• повысить информированность депутатов представительного органа района о положении дел на местах по сравнению с избранием депутатов на муниципальных выборах;

• достичь большей заинтересованности депутатов представительного органа района в результатах своего труда;

• избежать затрат на организацию выборов в представительный орган района и найм глав администраций района и поселений.

Для применения в городских округах области предлагается вариант организации

местного самоуправления (рис. 2), согласно которому:

> глава и представительный орган городского округа избираются населением;

> глава городского округа возглавляет местную администрацию;

» представительный орган городского округа избирает председателя из своего состава.

В соответствии с положениями новой редакции закона органы государственной власти субъекта РФ устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муници-

Условные обозначения:

- избрание (формирование) из своего состава ■ обязательность исполнения правовых актов

Рис. 2. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в городских округах области

пальных образований, сроки их полномочий и назначают дату выборов. В свою очередь, существующие и вновь созданные органы местного самоуправления приводят в соответствие с требованиями федерального законодательства уставы муниципальных образований, в которых закрепляется порядок формирования, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом устав, а следовательно, и организационная структура местных органов власти принимается представительным органом муниципального образования. Однако дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления и законотворческой деятельности позволяет считать целесообразным осуществление координации со стороны органов власти региона процессов становления первооснов местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Учитывая, что органы государственной власти субъекта Федерации правомочны выносить рекомендации по организации местного самоуправления на уровне Правительства Вологодской области целесообразно, на наш взгляд, провести следующий комплекс мероприятий.

Во-первых, создать рабочую группу из представителей районов и государственных органов власти региона для выработки типовых вариантов уставов района и сельского поселения.

Во-вторых, в качестве варианта организационной структуры местных органов власти рекомендовать рассматривать модели, предлагаемые в данной работе.

В-третьих, организовать проведение экспертизы проектов уставов в органах юстиции.

В-четвертых, разместить типовые варианты уставов и результаты экспертиз на интернет-сайте Правительства области.

В-пятых, рекомендовать для рассмотрения типовые варианты уставов местным органам власти районов и поселений.

В-шестых, рекомендовать местным органам власти муниципальных районов направить результаты работы группы на рассмотрение органам власти вновь образованных поселений.

Экономико-организационная эффективность предлагаемого комплекса мероприятий зависит от количества муниципальных образований, принявших предлагаемый типовой вариант в качестве официального устава, и заключается:

> в сокращении суммарных расходов регионального и местного бюджетов на разработку уставов;

> обеспечении единообразия организации местного самоуправления в регионе;

> гарантии соответствия типового варианта устава требованиям законодательства;

> использовании муниципальными образованиями преимуществ предлагаемой модели организации местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.