РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Т. В. Ускова, Д. Е. Амелин
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Важность создания в России эффективной системы местного самоуправления требует формирования концептуальных подходов к реформированию структурной организации органов власти и управления на местах. Определяющими факторами в этом процессе становятся требования федерального законодательства, социально-экономическая эффективность и особенности современной организации самоуправления.
Действующее законодательство практически не ограничивает права муниципалитетов на организацию местного самоуправления. Вследствие этого, в настоящее время на территории Российской Федерации сформированы три основных модели местного самоуправления: районная, поселенческая, двухуровневая. Наибольшее распространение получила районная модель, которая характерна и для Вологодской области. Согласно этой модели в регионе муниципальные образования сформированы на базе городов Вологды и Череповца и 26 муниципальных районов.
Анализ организации самоуправления в муниципалитетах области позволил выделить следующие основные особенности.
Во-первых, разнообразие структур органов местного самоуправления. В области можно выделить 8 различных организационных моделей, имеющих общие признаки и структурное сходство (две модели местного самоуправления в городах и шесть - в муниципальных районах).
Во-вторых, главы муниципальных образований одновременно являются председателями представительного органа и возглавляют местную администрацию. Эта особенность присуща организационной структуре местного самоуправления г. Череповца, Бабаевского, Бабушкинского, Белозерского, Вашкинского, Верховажско-го, Вожегодского, Вологодского, Вытегор-ского, Кадуйского, Кирилловского, Между -реченского, Никольского, Нюксенского, Сокольского, Сямженского, Тарногского, Усть-Кубинского, Устюженского, Харовс-кого, Чагодощенского, Череповецкого и Шекснинского муниципальных районов.
В-третьих, состав органов местного самоуправления, закрепленный в уставах, различен. Так, в состав органов местного самоуправления не входят:
Работа ведется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 04-02-00251а).
Ускова
Тамара Витальевна — к.э.н., научный сотрудник, и.о. зав. отделом ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
Амелин Дмитрий Евгеньевич —
аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
• главы Великоустюгского, Грязовецко-го муниципальных районов, городов Вологды и Череповца;
• исполнительные органы Вашкинско-го, Тотемского и Устюженского районов.
Вступающий в силу с 2006 г. новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жестко регламентирует организацию местного самоуправления:
1. На всей территории страны устанавливается единая двухуровневая модель организации местного самоуправления. Согласно этой модели местные органы власти формируются не только в крупных городах и районах, но и в сельских поселениях.
2. Унифицирована структурная организация местного самоуправления. В состав его органов должны входить глава муниципального образования, представительный и исполнительно-распорядительный органы.
3. В поселениях с численностью обладающих избирательным правом жителей менее 100 человек представительный орган может не избираться. Его полномочия осуществляет сход граждан.
4. Глава муниципального образования не может одновременно совмещать должности председателя представительного органа и главы местной администрации (исключения составляют поселения с численностью населения менее 1000 человек).
5. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны закрепляться уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом.
Вместе с тем новый закон предоставляет муниципалитетам право самостоятельно определять порядок избрания представительного органа района, главы муниципального образования и целесообразность совмещения им должности председателя представительного органа местного самоуправления или главы администрации.
Конечно, идеальной организационной структуры местных органов власти не существует. Более того, по мере социально-экономического развития конкретного муниципального образования, а также местного самоуправления в субъекте РФ и стране в целом может потребоваться изменение сложившейся организационной структуры в соответствии с новыми целями и условиями функционирования. Однако для повышения эффективности местного самоуправления оптимизация его структурной организации является необходимой.
Выявленные особенности функционирования местного самоуправления в регионе и требования российского законодательства позволяют утверждать, что местное самоуправление в муниципальных районах Вологодской области может быть организовано согласно схеме, представленной на рисунке 1.
Предлагаемая модель включает в себя два уровня.
Первый уровень. Органы местного самоуправления поселений:
> главы и представительные органы поселений избираются населением;
> главы поселений возглавляют местные администрации;
> представительные органы поселений избирают председателей из своего состава.
Второй уровень. Органы местного самоуправления района:
»• глава района избирается населением и возглавляет администрацию района;
> представительный орган района формируется из глав входящих в его состав поселений;
> представительный орган района избирает председателя из своего состава.
Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления отвечает требованиям законодательства и позволит:
• достичь большей заинтересованности глав администраций в результатах труда, чем в условиях найма на контрактной основе;
Избиратели
2-й уровень
Глава района Председатель представительного органа района
Администрация района 1 » Представительный орган района
*
1-й уровень
Правовые акты представительного органа района должны исполняться на всей территории района
і~*| Г павы поселений Председатель представительного органа *-••• І
Администрации поселений Представительный орган поселения j *
Условные обозначения: <4 - избрание (формирование) из своего состава
обязательность исполнений правовых актов
Рис. 1. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления
в муниципальных образованиях области
• повысить информированность депутатов представительного органа района о положении дел на местах по сравнению с избранием депутатов на муниципальных выборах;
• достичь большей заинтересованности депутатов представительного органа района в результатах своего труда;
• избежать затрат на организацию выборов в представительный орган района и найм глав администраций района и поселений.
Для применения в городских округах области предлагается вариант организации
местного самоуправления (рис. 2), согласно которому:
> глава и представительный орган городского округа избираются населением;
> глава городского округа возглавляет местную администрацию;
» представительный орган городского округа избирает председателя из своего состава.
В соответствии с положениями новой редакции закона органы государственной власти субъекта РФ устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муници-
Условные обозначения:
- избрание (формирование) из своего состава ■ обязательность исполнения правовых актов
Рис. 2. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в городских округах области
пальных образований, сроки их полномочий и назначают дату выборов. В свою очередь, существующие и вновь созданные органы местного самоуправления приводят в соответствие с требованиями федерального законодательства уставы муниципальных образований, в которых закрепляется порядок формирования, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом устав, а следовательно, и организационная структура местных органов власти принимается представительным органом муниципального образования. Однако дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления и законотворческой деятельности позволяет считать целесообразным осуществление координации со стороны органов власти региона процессов становления первооснов местного самоуправления в муниципальных образованиях.
Учитывая, что органы государственной власти субъекта Федерации правомочны выносить рекомендации по организации местного самоуправления на уровне Правительства Вологодской области целесообразно, на наш взгляд, провести следующий комплекс мероприятий.
Во-первых, создать рабочую группу из представителей районов и государственных органов власти региона для выработки типовых вариантов уставов района и сельского поселения.
Во-вторых, в качестве варианта организационной структуры местных органов власти рекомендовать рассматривать модели, предлагаемые в данной работе.
В-третьих, организовать проведение экспертизы проектов уставов в органах юстиции.
В-четвертых, разместить типовые варианты уставов и результаты экспертиз на интернет-сайте Правительства области.
В-пятых, рекомендовать для рассмотрения типовые варианты уставов местным органам власти районов и поселений.
В-шестых, рекомендовать местным органам власти муниципальных районов направить результаты работы группы на рассмотрение органам власти вновь образованных поселений.
Экономико-организационная эффективность предлагаемого комплекса мероприятий зависит от количества муниципальных образований, принявших предлагаемый типовой вариант в качестве официального устава, и заключается:
> в сокращении суммарных расходов регионального и местного бюджетов на разработку уставов;
> обеспечении единообразия организации местного самоуправления в регионе;
> гарантии соответствия типового варианта устава требованиям законодательства;
> использовании муниципальными образованиями преимуществ предлагаемой модели организации местного самоуправления.