Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ LMS MOODLE В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE USING LMS MOODLE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
УДК 372.881.111.1
Дрюкова Ксения Юрьевна, преподаватель кафедры иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Driukova K.Yu. [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются обширные информационно-коммуникационные возможности системы LMS Moodle. Описываются преимущества данной системы при обучении иностранному языку в высшем учебном заведении. Статья демонстрирует учебные ресурсы системы LMS Moodle, позволяющие преподавателю иностранного языка преподносить материал в интерактивной форме. Выводится заключение о целесообразности использования системы LMS Moodle в учебном процессе высшей школы.
Annotation
The article discusses the extensive information and communication capabilities of the LMS Moodle system. The advantages of this system in teaching a foreign language at a higher educational institution are described. The article demonstrates the educational resources of the LMS Moodle system, which allow a foreign language teacher to present material in an interactive form. A conclusion is
drawn on the expediency of the LMS Moodle system in the educational process of higher education.
Ключевые слова: LMS Moodle, обучение иностранному языку, электронное обучение, курс иностранного языка на платформе LMS Moodle, учебные ресурсы системы LMS Moodle.
Keywords: LMS Moodle, foreign language teaching, e-learning, foreign language course on the LMS Moodle platform, learning resources of the LMS Moodle system.
На сегодняшний день дистанционное образование плотно вошло в нашу жизнь в связи с пандемией. Большая часть учебных заведений вынуждена использовать в педагогическом процессе дистанционные технологии. Удаленное обучение стало новой и неожиданной реалией для преподавателей и обучающихся в современном мире. Однако благодаря системам электронного образования становится возможным осуществить обучение на расстоянии.
В российском образовании электронное обучение появилось сравнительно недавно, поэтому вопросы и проблемы о перспективах, отличительных чертах внедрения и использования данного обучения актуальны в настоящее время. В целом можно говорить о стихийном переходе на совершенно новый уровень обучения иностранным языкам.
В данной статье рассматривается конкретная система виртуальной среды обучения - это LMS Moodle. Данная платформа стала известна в мире с 2003 года. Термин LMS Moodle является аббревиатурой от (Learning Management System) Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, что в переводе с английского языка означает «(система управления обучением) модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Платформа Moodle - это виртуальная учебная среда, ориентированная на организацию кооперации преподавателя и обучаемого [1]. На этой платформе можно обнаружить необходимые ресурсы для разработки
дистанционных курсов иностранных языков. Она также включает в себя ряд подсистем: подсистема банка вопросов, подсистема взаимозависимостей модулей, подсистема сохранение данных, подсистема распределения ролей и подсистема протоколирования работы пользователей [1].
Процесс работы в LMS Moodle показывает, что общение с обучающимися на базе платформы Moodle помогает осмысленному освоению иностранного языка. Познавательная деятельность студентов стимулируется ясностью постановки задач, определения требований и способов их решения. И.Е. Рыманова утверждает, что иллюстративный материал, аудио- и видеоматериалы, самоанализ иноязычной речевой деятельности во время работы на платформе Moodle позволяет формировать иноязычную компетенцию обучаемых [3, а 165]. Кроме того, данная информационно образовательная среда является легко приспосабливаемой и мотивирующей, так как студенты и преподаватель могут организовывать совместную деятельность, направленную на достижение результатов в изучении иностранного языка без строгого разграничения ролей. Создание форумов, работа в группах, возможность общаться между собой, оставлять комментарии делает процесс обучения непосредственным и интересным. Система Moodle также позволяет обмениваться файлами разных форматов.
Необходимо отметить явные педагогические превосходства обучения на базе LMS Moodle перед традиционным обучением [2]:
1) простота в работе с содержанием учебного материала;
2) регулярное обновление учебного материала;
3) возможность разноуровнего обучения (дифференциация обучения);
4) возможность обратной связи с преподавателем;
5) доступность учебного материала в любой момент времени из любого
местонахождения пользователя при наличии Интернета.
Стоит также отметить сравнительное удобство и понятность интерфейса Moodle. ИКТ-компетентные преподаватели и студенты, обладающие базовыми навыками работы с компьютером и сетью Интернет, без труда осваивают данную систему [4].
Для проведения дистанционного занятия, основанного на платформе Moodle, преподаватель выбирает совокупность модулей-составляющих. Трансформируя набор различных элементов курса, у преподавателя есть возможность выстроить процесс обучения иностранному языку так, чтобы формы обучения были в соответствии с целями и задачами каждого из занятий. Рассмотрим более подробно наиболее используемые компоненты виртуальной образовательной среды Moodle:
1) ресурсы - гиперссылки, книги, пакеты IMS содержимого, папки, пояснения, страницы, файлы. Любой материал, который может быть использован во время видеоконференции или общения в чате, а также для самостоятельной работы;
2) задание — в данный элемент платформы студенты могут загружать выполненные упражнения в любом формате. Преподаватель может проверить работы обучающихся, написать комментарий к ним;
3) форум, чат, видеоконференция являются основными составляющими для организации коммуникации между преподавателем и студентами. Форум позволяет организовывать виртуальное пространство для общения участников курса, для обсуждения материалов и содержания курса, для проведения консультация и т.д. Чат используется для синхронного письменного общения в реальном времени. Видеоконференции позволяют проводить веб-конференции для дистанционного обучения;
4) глоссарий — интерактивный словарь, позволяющий участникам создавать и поддерживать список определений, необходимых для конкретного курса;
5) тест - можно использовать разные типы тестов: множественный выбор, верно/неверно, на соответствие, короткий ответ, числовой. С помощью
настроек есть возможность установить количество попыток для выполнения теста. Кроме того, можно выставить лимит времени для работы с тестовым заданием.
В целом работа с LMS Moodle позволяет оптимизировать учебный процесс изучения иностранного языка, привить самостоятельность для нахождения, извлечения и анализа информации. Благодаря интерактивному стилю взаимодействия и активной связи между преподавателем и обучающимися в дистанционном обучении можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. Данная платформа позволяет осуществлять контроль с обратной связью, а также делать процесс дистанционного обучения эффективным, интересным, простым для восприятия.
Литература
1. Горожанов А.И. Опыт реализации курсов Moodle с высокой долей компонентов Web 2.0 // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: Гуманитарные науки». - Краснодар: Акелян Нарине Самадовна, 2015. -Вып. 4. - С. 1-19.
2. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 59-65.
3. Рыманова И.Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11(29). Ч. 2. С. 164-167.
4. Худолей Н.В. Иностранный (английский) язык. Электронный учебный курс дисциплины. URL: http://e.kgau.ru/.
Literature
1. Gorozhanov A. I. Experience in implementing Moodle courses with a high share of Web 2.0 components / / Electronic scientific journal «APRIORI. Series: Humanitarian Sciences". - Krasnodar: akelyan Narine Samadovna, 2015. - Issue 4. - P. 1-19.
2. Pekker P. L. Distance learning: experience of Moscow universities / / Man and education. 2015. No. 2 (43). Pp. 59-65.
3. Rymanova I. E. Using the Moodle environment for teaching a professional foreign language to students of a technical University. Questions of theory and practice. Tambov: Gramota, 2013, No. 11 (29), Part 2, Pp. 164-167.
4. Khudoley N. V. Foreign (English) language. Electronic training course of the discipline. URL: http://e.kgau.ru/.