Научная статья на тему 'Организация дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Дагестан'

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / DISTANCE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллабекова А. Э.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных основных прав человека, достижение доступности которого является важнейшей задачей российского образования. Среди субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются дети-инвалиды, реализация права, на образование которых в настоящее время является острой проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION OF DISABLED CHILDREN IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN«

In today's world, education is seen as one of the basic fundamental human rights, the achievement of which the availability is the most important task of the Russian education. Among the subjects of the right to education of persons with a special legal status. One such actors are children with disabilities, the realization of the right to education, which is now a major problem.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Дагестан»

11. Лю Ецю, Юань Юйсинь, Сюй Чжэныпэн. Чэнъюй шуюй цыдянь (Словарь фразеологизмов чэнъюй). - Пекин, 1995.

12. Ма Гофань. Чэнъюй (Устойчивые выражения). - Хух-хото, 1978.

Bibliography

1. Mokienko, V.M. Slovarj sravneniyj russkogo yazihka. - SPb., 2003.

2. Zakharova, L.I. Tipologiya ehkspressivnihkh sravneniyj v sovremennoyj gazetnoyj publicistike: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - SPb., 2000.

3. Maslova, V.A. Lingvokuljturologiya. - M., 2001.

4. Lebedeva, L.A. Ustoyjchivihe sravneniya russkogo yazihka: kratkiyj tematicheskiyj slovarj russkogo yazihka. - Krasnodar, 2003.

5. Mokienko, V.M., Nikitina T.G. Boljshoyj slovarj russkikh narodnihkh sravneniyj. - SPb., 2008.

6. Ogoljcev, V.M. Ustoyjchivihe sravneniya v sisteme russkoyj frazeologii. - L., 1978.

7. Syanjdayj khanihoyj cihdyanj (Slovarj sovremennogo kitayjskogo yazihka). - Pekin, 1985.

8. Van Liczya, Khou Syuehchao. Fehnjlehyj chehnjyuyj cihdyanj (Slovarj ustoyjchivihkh vihrazheniyj po temam). - Guanchzhou, 1985.

9. Du Vehnjfehyj. Sinjbyanj Chzhungo chehnjyuyj guthi (Novihyj sbornik kitayjskikh ustoyjchivihkh vihrazheniyj chehnjhyuyj). - Khanchzhou, 1997.

10. Li Syaokhua, Van Bolanj. Khanjyuyj chehnjhyuyj syaocihdyanj (Malenjkiyj slovarj ustoyjchivihkh vihrazheniyj chehnjhyuyj). - Pekin, 1981.

11. Lyu Ecyu, Yuanj Yuyjsinj, Syuyj Chzhehnihpehn. Chehnjhyuyj shuyuyj cihdyanj (Slovarj frazeologizmov chehnjhyuyj). - Pekin, 1995.

12. Ma Gofanj. Chehnjhyuyj (Ustoyjchivihe vihrazheniya). - Khukh-khoto, 1978.

Статья поступила в редакцию 20.12.12

УДК 378

Abdullabekova A.E. ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION OF DISABLED CHILDREN IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN. In today's world, education is seen as one of the basic fundamental human rights, the achievement of which the availability is the most important task of the Russian education. Among the subjects of the right to education of persons with a special legal status. One such actors are children with disabilities, the realization of the right to education, which is now a major problem.

Key words: distance education, children with disabilities.

А.Э. Абдуллабекова, канд. ист. наук, доц. каф. государственно-правовых дисциплин «Дагестанского гос.

института народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: anjela. [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных основных прав человека, достижение доступности которого является важнейшей задачей российского образования. Среди субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются дети-инвалиды, реализация права, на образование которых в настоящее время является острой проблемой.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети-инвалиды.

Одним из субъектов права с особым правовым статусом являются дети-инвалиды. Сегодня имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены их права. Это, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

Согласно пункту 6 статьи 5 Закона «Об образовании», государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов [1].

Формирование регионального законодательства в сфере образования в целом и в области специального образования в частности стало возможным с принятием Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». Так в Республике Дагестан помимо Закона «Об образовании» в сфере регулирования права получения образования детьми-инвалидами и создания для этого необходимых условий были приняты Постановление Правительства Республики Дагестан от 26 декабря 2005 года «О республиканской целевой программе Развитие образования в Республике Дагестан на 2005-2010 годы», Закон Республики Дагестан от 2011 года «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 20112015 годы», республиканская целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 года».

Большое значение для расширения возможностей детей-инвалидов получить образование имеет внедрение новейших технологий. В настоящее время в 80-ти регионах России в рамках нацпроекта «Образование» на 2009-2012 годы созданы центры дистанционного образования детей-инвалидов, ведётся подготовка педагогов (подготовлено более 1 тыс. педагогов), осна-

щаются рабочие места детей-инвалидов по месту их проживания специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного обучения, а также обеспечивается доступ в Интернет. Уроки проходят в режиме он-лайн, когда педагог общается с ребёнком, а дети могут общаться между собой. В Дагестане перед началом реализации нацпроекта «Образование» была создана рабочая группа, утвержден план мероприятий, а также образованы конкурсные и экспертные комиссии по отбору общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, отбору лучших учителей и представителей талантливой молодежи.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 23 июня 2009 г. №525 и Соглашения между Федеральным агентством по образованию и Правительством РД от 2б октября 2009 г. № 0914/ 24 в рамках нацпроекта «Образование» при Министерстве образования и науки РД создано государственное образовательное учреждение «Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов», задачей которого является создание условий для получения образования детьми-инвалидами, не имеющими возможность посещать общеобразовательные учреждения [2].

В 2009 году для развития дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Министерством образования и науки РД были проведены конкурсные мероприятия по закупке оборудования для оснащения государственного образовательного учреждения «Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов» [2], а также намечено дальнейшее укрепление учебно-материальной базы, внедрение в образовательный процесс коммуникационных технологий и использование возможностей сети Интернет и лицензионных программ [2].

Необходимо отметить, что многое сегодня зависит от педагогов. Педагогический персонал центра прошел обучение в Цен-

тре технологий обучения департамента образования г. Москвы. В Центре сегодня работает более 120 преподавателей, имеется социальный педагог, два психолога и логопеда [3], которые проводят уроки, как в очной форме, так и непосредственно на дому. В работе педагоги используют электронные пособия, которые прошли апробацию в московских школах. При этом они систематически обновляются, совершенствуются. Есть образовательные программы по различным урокам, которые устанавливаются в компьютере ученика. На наш взгляд, дистанционное обучение гораздо эффективнее, по сравнению с домашним. Если до недавнего времени ребенок с ограниченными возможностями обучался на дому 2-3 раза в неделю, то по дистанционному обучению предполагаются ежедневные занятия, которые проводятся по индивидуальным программам. Обучение в Центре образования осуществляется преимущественно индивидуально или в группе до трех человек [4]. Рабочее место каждого ребёнка состоит из портативного компьютера, лазерного принтера, сканера, цифрового микроскопа, фотоаппарата и компьютерного конструктора «Лего». Программное обеспечение адаптировано с учетом заболевания ребёнка. Участники образовательного процесса имеют возможность оперативного доступа к консультационным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением. И ученики, и учителя имеют доступ к сайту ьшкола, на котором размещены учебные

Библиографический список

материалы по различным дисциплинам, здесь предлагается более 100 курсов по различным предметным направлениям, создана среда общения, социализации и профессиональной ориентации школьников, даны подробные иллюстрированные инструкции по использованию оборудования [4]. Кроме того, учащиеся, используя информационно-коммуникационные технологии, имеют доступ к различным социальным сетям, ведь в большинстве своем они очень развиты и одарены. Центр функционирует с 2010 года. На 2010 год было предусмотрено 37 рабочих мест для обучения детей, на 2011 год - 187 рабочих мест, с 2012 года охвачено 387 детей. К концу 2012 года планировалось охватить до 90% детей, нуждающихся в дистанционном обучении [5].

Обучаясь 5-6 лет дистанционно, дети смогут быстро овладеть компьютером, поступить в вуз. Министерство образования и науки РД рассматривает предложение о введении дистанционного обучения в вузы республики, чтобы дать возможность детям-инвалидам получить профессию в тех областях, которые не потребуют непосредственного присутствия на занятиях. С развитием информационно-коммуникационных технологий количество специальностей, доступных для такой категории граждан, будет постоянно увеличиваться.

Таким образом, дистанционное обучение в будущем может стать формой обучения не толь для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для обычных школьников.

1. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

2. Информация о ходе реализации приоритетного проекта «Образование» на территории Республики Дагестан в 2009 г. [Э/р]. -Р/д: president.e-dag.ru

3. Благотворительный новогодний утренник для учащихся ГКОУ «Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов» [Э/р]. - Р/д: www.dagminobr.ru

4. Интервью с директором Дагестанского Республиканского центра дистанционного обучения Гаджимурад Усманилаевым [Э/р]. -Р/д: /http://www.znaem-mozhem.ru

5. Курбанова, М. Новая форма обучения // Дагестанская правда. - 2010. - № 19. - 1 декабря.

Bibliography

1. Zakon «Ob obrazovanii» ot 10 iyulya 1992 g.

2. Informaciya o khode realizacii prioritetnogo proekta «Obrazovanie» na territorii Respubliki Dagestan v 2009 g. [Eh/r]. - R/d: president.e-dag.ru

3. Blagotvoriteljnihyj novogodniyj utrennik dlya uchathikhsya GKOU «Respublikanskiyj centr distancionnogo obucheniya deteyj-invalidov» [Eh/r]. - R/d: www.dagminobr.ru

4. Intervjyu s direktorom Dagestanskogo Respublikanskogo centra distancionnogo obucheniya Gadzhimurad Usmanilaevihm [Eh/r]. - R/d: / http://www.znaem-mozhem.ru

5. Kurbanova, M. Novaya forma obucheniya // Dagestanskaya pravda. - 2010. - № 19. - 1 dekabrya.

Статья поступила в редакцию 24.01.13

УДК: 378.016:811(1-87)

Eremin М., Nevzorov B.P. THE INTERCULTURAL COMMUNICATION: ITS ORGANISATIONAL AND SUBSTANTIAL STRUCTURE. This article presents a structural description of the intercultural communication on the basis of substantive characteristics of the given phenomenon by different researchers. The described structure is presented in complex of interdependent components with their elements which are amplified by the authors of this paper.

Key words: intercultural communication, communication, mutual understanding, forms of contact.

В.В. Ерёмин, ст. преп. каф. иностранных языков факультета романо-германской филологии Кемеровского гос. университета, г. Кемерово, E-mail: [email protected]; Б.П. Невзоров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. современного естествознания Кемеровского гос. университета, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА

В статье дается структурное описание межкультурной коммуникации на основе содержательных характеристик, представленных у разных исследователей. Описанная в статье структура представлена комплексом взаимосвязанных компонентов со своими элементами, которые были дополнены авторами статьи в ходе исследования.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, коммуникация, взаимопонимание, формы контактов.

Многочисленные исследования вопросов взаимодействия культур свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое, главным образом, определяется этни-

ческой культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями. В культурной антропологии эти взаимоотношения разных культур получили название «межкультурная коммуникация». Исследованию данного явления посвящено уже немало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.