Научная статья на тему 'Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы'

Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2115
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОГО ТИПА / CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF A NEW TYPE / ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / THE TYPES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА / CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF OPEN TYPE / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Огородников Владимир Иванович

В статье рассматриваются основные понятия, входящие в процесс организации деятельности исправительных учреждений уголовноисполнительной системы. Делается акцент на проблемах, существующих в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы, и предлагаются пути их решения. Продолжающаяся работа на различных уровнях определяет, какой будет тюрьма нового типа, в связи с чем необходимо в поле зрения постоянно держать вопросы: какова норма жилой площади, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду, проведения воспитательной работы, обучения, порядок наложения взысканий и поощрения осужденных то есть все то, что подразумевается под условиями отбывания наказания. Необходимо уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, в том числе в географическом отношении. Представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где оно есть, организовывать колониипоселения с усиленным наблюдением. Потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, внедрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения сил и средств при пресечении преступлений, возникновении чрезвычайных обстоятельств, оптимизацию служебной нагрузки на личный состав, что обязательно потребует новых форм и методов отбора кандидатов на службу, а также изменений функциональных обязанностей работающих, для чего нужно предусмотреть их обучение при вхождении в новые должности для работы в тюрьмах нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Огородников Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the key concepts that are included in the process of organizing the activities of the correctional institutions of the penal system. There is an emphasis on the existing problems in correctional institutions of a new type of criminal-executive system, also the ways of their solution are shown. On different levels continued work determines a new type of, and therefore it is necessary to keep the questions within eyesight: what is the norm of living space, what is the daily routine, the order of carrying out meetings, purchase of supplies and food, the order of enlisting to work, carrying out educational work, teaching, the order of imposing a punishment and incentives on the prisoners that is all that is meant by the conditions of punishment. Is necessary to clarify and place the most appropriate location of correctional institutions, not forgetting the geographical location of the institutions. While it appears that prison should be created primarily based on existing penal colonies, having no developed production, but at the places with developed production to organize the settlement colonies with increased supervision. You will need a qualitatively new level of protection and supervision, including remote blocking areas, the implementation of technical videodocumentary incidents in the prison premises, the improvement tactics of application of forces and capabilities for crime prevention, emergency circumstances, the optimization service load on the personnel that will require new forms and methods of selection of candidates for service, as well as changes in functional responsibilities of workers, and it is necessary to teach them while entering into new positions in the prisons of the new type.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы»

мы, демонстрируя развитую психологическую интуицию, педагогический такт, общую и профессиональную культуру. Решение этой проблемы, с одной стороны, лежит в плоскости саморазвития преподавателя, понимания его целей и задач, выстраивания траекторий личностного и профессионального роста, а с другой — в постоянном научно обоснованном по содержанию и этично выстроенном по форме мониторинге профессионально значимых качеств преподавателя высшей школы, психолого-педагогической помощи в их развитии (в том числе через дидактическую си-

стему разнообразных школ — педма-стерства, молодых преподавателей и через систему психологической службы вуза) [2].

Литература

1. Аксенова ГИ, Аксенова ПЮ. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.

2. Аксенова ГИ. Психолого-педагогические подходы к профессиональной подготовке преподавателя высшей школы: зарубежный опыт // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 11-15.

3. Аксенова Г.И. Правовая культура курсанта: сущность, структура, средства формирования // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 155-157.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: в статье рассматриваются основные понятия, входящие в процесс организации деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Делается акцент на проблемах, существующих в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы, и предлагаются пути их решения.

Продолжающаяся работа на различных уровнях определяет, какой будет тюрьма нового типа, в связи с чем необходимо в поле зрения постоянно держать вопросы: какова норма жилой площади, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду,

В. И. Огородников

проведения воспитательной работы, обучения, порядок наложения взысканий и поощрения осужденных—то есть все то, что подразумевается под условиями отбывания наказания.

Необходимо уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, в том числе в географическом отношении. Представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где оно есть, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением.

Потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, вне-

дрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения сил и средств при пресечении преступлений, возникновении чрезвычайных обстоятельств, оптимизацию служебной нагрузки на личный состав, что обязательно потребует новых форм и методов отбора кандидатов на службу, а также изменений функциональных обязанностей работающих, для чего нужно предусмотреть их обучение при вхождении в новые должности для работы в тюрьмах нового типа.

Ключевые слова: управление; исправительные учреждения нового типа; виды исправительных учреждений; исправительные учреждения открытого типа; исправительные учреждения закрытого типа.

Развитие пенитенциарной системы, начатое с принятием в 2010 г Концепции развитияуголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, продолженной материалами Государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. № 517-р и нового ее варианта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г № 312, характеризуется поэтапным выполнением основных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы, совершенствованием форм и методов работы сотрудников во взаимодействии с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающих ее функционирование в вопросах кадровой политики

в органах и учреждениях ФСИН России [4, 9, 15, 16, 19].

Изменяя функции управления в учреждениях УИС, мы в значительной мере определяем внутреннюю структуру ее органов управления, совершенствуя внутреннюю структуру органов управления, совершенствуем структуру управленческого аппарата [2, 3, 8, 11, 12, 14].

Данная взаимосвязь проявляется и сейчас, когда УИС предстоит замена существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида—тюрьма (общего, усиленного и особого режима) и колония-поселение (с обычным и усиленным наблюдением), что приведет к изменениям организационной структуры перераспределения функций в сфере исполнения наказаний и управленческой деятельности.

Многофункциональность УИС порождает потребность в специалистах различного профиля, участвующих в исполнении наказаний или обеспечении служебной деятельности и функционировании органов и учреждений, так как проблемы организации уголовно-исполнительной практики, совершенствования управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, и протекающими здесь сложнейшими социальными процессами, связанными с исправлением, ресоциали-зацией осужденных, всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых и практиков [5, 6, 7, 17]. Важнейшей задачей остается поиск оптимальных форм изменения социальной среды осужденных, с тем чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства положительного воспита-

тельного воздействия на личность [10, 13, 23, 24, 25, 27].

Существующая система исправительных учреждений складывалась в качестве неотъемлемой части государственного механизма промышленного и сельскохозяйственного производства, поэтому в российской теории и практике в качестве наиболее удачной формы организации среды осужденных был признан отряд осужденных, получивший широкое развитие с конца 50-х годов XX столетия.

Продолжаемая организационная и плановая работа на концептуальном, организационном и законодательном уровнях определяет, какой будет новая тюрьма, а значит, в поле зрения необходимо постоянно держать вопросы: какова норма жилой площади, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду, проведения воспитательной работы, обучения, наложения взысканий и поощрения осужденных — словом, все то, что в настоящее время понимается под условиями отбывания наказания.

Кроме того, необходимо уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, в том числе в географическом отношении. Пока представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где оно есть, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением [1]. Но при этом необходимо учитывать количество и качество работоспособного населения.

Кроме того, нужны обоснованные расчеты численности персонала исправительных учреждений всех видов с перспективами его сокращения за счет внедрения современных форм контроля не только за осужденными, но и за персоналом, методов воздействия на осужденных и технологий строительства, оборудования и охраны. Изменяя объект управления (осужденных), следует изменять и субъект управления (персонал), который бы был способен видоизменять существующий процесс организации воздействия на осужденных в период отбывая наказания.

Переход от колоний к тюрьмам объективно означает существенное изменение условий содержания осужденных, поэтому потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, внедрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения сил и средств при пресечении преступлений, возникновении чрезвычайных обстоятельств, оптимизацию служебной нагрузки на личный состав, что обязательно потребует новых форм и методов отбора кандидатов на службу, а также изменений функциональных обязанностей работающих, для чего требуется предусмотреть их обучение при вхождении в новые должности для работы в тюрьмах нового типа.

Кроме того, необходимо открыть центры для сотрудников, которые не хотят работать в новых условиях, чтобы их обучили новым специальностям, как это было при сокращении в Минобороны России. В данном вопросе мы уже запаздываем.

В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:

- определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными, содержащимися под стражей;

- подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины;

- подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;

- совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развития и популяризации видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.

Перед руководителями территориальных органов, образовательных

учреждений в первую очередь стоят следующие задачи, требующие быстрого решения и внедрения в исправительные учреждения УИС: разработка научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; изменение структуры обучения сотрудников УИС в плане расширения возможностей для организации обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования — профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по специальностям, по которым подготовка специалистов в настоящее время осуществляется не должным образом, например в сфере охраны и конвоирования; специализация учебных заведений, исключение территориального принципа их комплектования; разработка новой и переработки действующей нормативно-методической и учебно-методической документации по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; обеспечение повышения социального статуса сотрудников УИС [1, 18, 20, 22, 26].

Таким образом, система исполнения лишения свободы будет представлена следующими видами учреждений:

1. Исправительные учреждения открытого типа, к которым относятся:

а) колонии-поселения:

- с обычным наблюдением;

- с усиленным наблюдением;

2. Исправительные учреждения закрытого типа, в числе которых:

а) воспитательные центры для несовершеннолетних;

б) лечебные исправительные учреждения;

в) лечебно-профилактические учреждения;

г) тюрьмы для женщин, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также ранее осуждавшихся к лишению свободы;

д) тюрьмы общего режима;

е) юрьмы усиленного режима;

ж) тюрьмы особого режима.

Проводимая реформа уголовного

и уголовно-исполнительного законодательства по реорганизации системы исполнения наказаний существенно изменяет организационно-штатные структуры исправительных учреждений. Анализ структурной трансформации позволяет сделать вывод о том, что преобразование исправительных колоний в тюрьмы приведет к существенному реформированию их организационной структуры и штатной численности. Наибольшим преобразованиям будут подвергнуты отделы безопасности и дежурные службы образуемых тюрем. Отделы охраны, также составляющее значительную долю от всей штатной численности исправительных учреждений, претерпят меньше изменений, так как периметр тюрем, а следовательно, и количество постов останутся прежними [21].

В исправительных учреждениях открытого типа (колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением) осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации.

В колониях-поселениях отбывают наказания лица, совершившие преступления по неосторожности и ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие пре-

ступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также совершившие умышленные преступления небольшой и средней тяжести и ранее не отбывавшие наказание в местах лишения свободы. Осужденные размещаются в комнатах общежитий по 4-6 человек, имеют правовой статус и условия содержания, определенные действующими нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В колониях-поселениях с усиленным наблюдением отбывают наказание остальные лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за умышленные преступления. По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Кроме того, в колониях-поселениях с усиленным наблюдением могут отбывать наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений

на срок не более шести лет, по отбытии не менее трети назначенного наказания.

Реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, связанная с преобразованием исправительных колоний в тюрьмы различного вида содержания, а воспитательных колоний — в воспитательные центры, повлечет за собой существенные изменения штатных расписаний подразделений УИС за счет увеличения численности отделов режима, психологов, социальных работников, сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и потенциального сокращения отдельных должностных групп в связи с передачей оперативных и противопожарных функций в ведение профильных министерств [21].

Количество и роль психологов и социальных работников в учреждениях нового типа (тюрьмах различного вида содержания, колониях-поселениях с обычным и усиленным наблюдением и воспитательных центрах) намного возрастает.

При проведении психологической, социальной и воспитательной работы с осужденными в тюрьмах необходимо в первую очередь учитывать их криминальную заряженность, возможность их негативного влияния на состояние функционирования учреждений и морального климата в камерах.

Данные направления деятельности увеличивают объем работы в колониях-поселениях психологов, социальных работников, заключающейся в оказании социальной защиты, помощи и реабилитации и ориентированной как на реализацию прав и свобод осужденных, так и на их исправление и ресоциализации.

Увеличение числа проблем, связанных с социальной защитой осужденных и оказания им действенной помощи, потребует пересмотра нагрузки на психологов, социальных работников и воспитателей, что необходимо учитывать при планировании штатной численности и распределении функциональных обязанностей между сотрудниками.

Говоря о двух типах колоний-поселений (с обычным и усиленным наблюдением), можно отметить, что они находятся отдельно друг от друга.

Встает вопрос: почему эти колонии-поселения нельзя объединить, чтобы в одном учреждении присутствовали оба типа? Тогда здесь перед осужденными, на их глазах может быть организована система социальных лифтов и конкретно рассмотрена система стимулов осужденных к законопослушному поведению, которая представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения типа колонии-поселения.

Литература

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года.

2. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.

3. Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.

4. Гришко А.Я. Криминологические и социально-психологические корни преступности в современной России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 13-17.

5. Датий А.В. Характеристика женщин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 68-75.

6. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам спе-

циальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 126-133.

7. ДатийА.В.,БовинБ.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.

8. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.

9. Датий А.В, Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В.Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.

10. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.

11. Датий А.В., Павленко А.А, Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.

12. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151152.

13. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.

14. Огородников В.И. Административный и должностной регламент организации управления в территориальном органе ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 142-157.

15. Огородников В.И, Долинин А.Ю. Организация и специфика контроля служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2008. № 4. С. 129-132.

16. Огородников В.И, Долинин А.Ю. Правовые основы проведения аттестации персонала // При-

кладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 134-137.

17. Огородников В.И, Кочкина О.В. Некоторые проблемные вопросы комплектования кадров в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 86-91.

18. Огородников В.И, Летунов В.Н. Компетентность сотрудников с точки зрения европейских стандартов // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 113-119.

19. Огородников В.И, Летунов В.Н. Персонал УИС в период развития на основе Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 180-184.

20. Огородников В.И, Мельникова Ю.А. Проблемы, состояние и предложения по совершенствованию кадровой политики уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 149-152.

21. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель. М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

22. Полянин Н.А., Пинтяшин Е.В., Майоров О.А. Научный журнал «Пенитенциарий» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 151-152.

23. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.

24. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

25. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

26. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

27. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.