мы, демонстрируя развитую психологическую интуицию, педагогический такт, общую и профессиональную культуру. Решение этой проблемы, с одной стороны, лежит в плоскости саморазвития преподавателя, понимания его целей и задач, выстраивания траекторий личностного и профессионального роста, а с другой — в постоянном научно обоснованном по содержанию и этично выстроенном по форме мониторинге профессионально значимых качеств преподавателя высшей школы, психолого-педагогической помощи в их развитии (в том числе через дидактическую си-
стему разнообразных школ — педма-стерства, молодых преподавателей и через систему психологической службы вуза) [2].
Литература
1. Аксенова ГИ, Аксенова ПЮ. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.
2. Аксенова ГИ. Психолого-педагогические подходы к профессиональной подготовке преподавателя высшей школы: зарубежный опыт // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 11-15.
3. Аксенова Г.И. Правовая культура курсанта: сущность, структура, средства формирования // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 155-157.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в статье рассматриваются основные понятия, входящие в процесс организации деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Делается акцент на проблемах, существующих в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы, и предлагаются пути их решения.
Продолжающаяся работа на различных уровнях определяет, какой будет тюрьма нового типа, в связи с чем необходимо в поле зрения постоянно держать вопросы: какова норма жилой площади, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду,
В. И. Огородников
проведения воспитательной работы, обучения, порядок наложения взысканий и поощрения осужденных—то есть все то, что подразумевается под условиями отбывания наказания.
Необходимо уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, в том числе в географическом отношении. Представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где оно есть, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением.
Потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, вне-
дрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения сил и средств при пресечении преступлений, возникновении чрезвычайных обстоятельств, оптимизацию служебной нагрузки на личный состав, что обязательно потребует новых форм и методов отбора кандидатов на службу, а также изменений функциональных обязанностей работающих, для чего нужно предусмотреть их обучение при вхождении в новые должности для работы в тюрьмах нового типа.
Ключевые слова: управление; исправительные учреждения нового типа; виды исправительных учреждений; исправительные учреждения открытого типа; исправительные учреждения закрытого типа.
Развитие пенитенциарной системы, начатое с принятием в 2010 г Концепции развитияуголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, продолженной материалами Государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. № 517-р и нового ее варианта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г № 312, характеризуется поэтапным выполнением основных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы, совершенствованием форм и методов работы сотрудников во взаимодействии с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающих ее функционирование в вопросах кадровой политики
в органах и учреждениях ФСИН России [4, 9, 15, 16, 19].
Изменяя функции управления в учреждениях УИС, мы в значительной мере определяем внутреннюю структуру ее органов управления, совершенствуя внутреннюю структуру органов управления, совершенствуем структуру управленческого аппарата [2, 3, 8, 11, 12, 14].
Данная взаимосвязь проявляется и сейчас, когда УИС предстоит замена существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида—тюрьма (общего, усиленного и особого режима) и колония-поселение (с обычным и усиленным наблюдением), что приведет к изменениям организационной структуры перераспределения функций в сфере исполнения наказаний и управленческой деятельности.
Многофункциональность УИС порождает потребность в специалистах различного профиля, участвующих в исполнении наказаний или обеспечении служебной деятельности и функционировании органов и учреждений, так как проблемы организации уголовно-исполнительной практики, совершенствования управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, и протекающими здесь сложнейшими социальными процессами, связанными с исправлением, ресоциали-зацией осужденных, всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых и практиков [5, 6, 7, 17]. Важнейшей задачей остается поиск оптимальных форм изменения социальной среды осужденных, с тем чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства положительного воспита-
тельного воздействия на личность [10, 13, 23, 24, 25, 27].
Существующая система исправительных учреждений складывалась в качестве неотъемлемой части государственного механизма промышленного и сельскохозяйственного производства, поэтому в российской теории и практике в качестве наиболее удачной формы организации среды осужденных был признан отряд осужденных, получивший широкое развитие с конца 50-х годов XX столетия.
Продолжаемая организационная и плановая работа на концептуальном, организационном и законодательном уровнях определяет, какой будет новая тюрьма, а значит, в поле зрения необходимо постоянно держать вопросы: какова норма жилой площади, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду, проведения воспитательной работы, обучения, наложения взысканий и поощрения осужденных — словом, все то, что в настоящее время понимается под условиями отбывания наказания.
Кроме того, необходимо уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, в том числе в географическом отношении. Пока представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где оно есть, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением [1]. Но при этом необходимо учитывать количество и качество работоспособного населения.
Кроме того, нужны обоснованные расчеты численности персонала исправительных учреждений всех видов с перспективами его сокращения за счет внедрения современных форм контроля не только за осужденными, но и за персоналом, методов воздействия на осужденных и технологий строительства, оборудования и охраны. Изменяя объект управления (осужденных), следует изменять и субъект управления (персонал), который бы был способен видоизменять существующий процесс организации воздействия на осужденных в период отбывая наказания.
Переход от колоний к тюрьмам объективно означает существенное изменение условий содержания осужденных, поэтому потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, внедрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения сил и средств при пресечении преступлений, возникновении чрезвычайных обстоятельств, оптимизацию служебной нагрузки на личный состав, что обязательно потребует новых форм и методов отбора кандидатов на службу, а также изменений функциональных обязанностей работающих, для чего требуется предусмотреть их обучение при вхождении в новые должности для работы в тюрьмах нового типа.
Кроме того, необходимо открыть центры для сотрудников, которые не хотят работать в новых условиях, чтобы их обучили новым специальностям, как это было при сокращении в Минобороны России. В данном вопросе мы уже запаздываем.
В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:
- определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными, содержащимися под стражей;
- подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины;
- подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;
- совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развития и популяризации видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.
Перед руководителями территориальных органов, образовательных
учреждений в первую очередь стоят следующие задачи, требующие быстрого решения и внедрения в исправительные учреждения УИС: разработка научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; изменение структуры обучения сотрудников УИС в плане расширения возможностей для организации обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования — профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по специальностям, по которым подготовка специалистов в настоящее время осуществляется не должным образом, например в сфере охраны и конвоирования; специализация учебных заведений, исключение территориального принципа их комплектования; разработка новой и переработки действующей нормативно-методической и учебно-методической документации по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; обеспечение повышения социального статуса сотрудников УИС [1, 18, 20, 22, 26].
Таким образом, система исполнения лишения свободы будет представлена следующими видами учреждений:
1. Исправительные учреждения открытого типа, к которым относятся:
а) колонии-поселения:
- с обычным наблюдением;
- с усиленным наблюдением;
2. Исправительные учреждения закрытого типа, в числе которых:
а) воспитательные центры для несовершеннолетних;
б) лечебные исправительные учреждения;
в) лечебно-профилактические учреждения;
г) тюрьмы для женщин, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также ранее осуждавшихся к лишению свободы;
д) тюрьмы общего режима;
е) юрьмы усиленного режима;
ж) тюрьмы особого режима.
Проводимая реформа уголовного
и уголовно-исполнительного законодательства по реорганизации системы исполнения наказаний существенно изменяет организационно-штатные структуры исправительных учреждений. Анализ структурной трансформации позволяет сделать вывод о том, что преобразование исправительных колоний в тюрьмы приведет к существенному реформированию их организационной структуры и штатной численности. Наибольшим преобразованиям будут подвергнуты отделы безопасности и дежурные службы образуемых тюрем. Отделы охраны, также составляющее значительную долю от всей штатной численности исправительных учреждений, претерпят меньше изменений, так как периметр тюрем, а следовательно, и количество постов останутся прежними [21].
В исправительных учреждениях открытого типа (колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением) осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации.
В колониях-поселениях отбывают наказания лица, совершившие преступления по неосторожности и ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие пре-
ступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также совершившие умышленные преступления небольшой и средней тяжести и ранее не отбывавшие наказание в местах лишения свободы. Осужденные размещаются в комнатах общежитий по 4-6 человек, имеют правовой статус и условия содержания, определенные действующими нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В колониях-поселениях с усиленным наблюдением отбывают наказание остальные лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за умышленные преступления. По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Кроме того, в колониях-поселениях с усиленным наблюдением могут отбывать наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений
на срок не более шести лет, по отбытии не менее трети назначенного наказания.
Реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, связанная с преобразованием исправительных колоний в тюрьмы различного вида содержания, а воспитательных колоний — в воспитательные центры, повлечет за собой существенные изменения штатных расписаний подразделений УИС за счет увеличения численности отделов режима, психологов, социальных работников, сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и потенциального сокращения отдельных должностных групп в связи с передачей оперативных и противопожарных функций в ведение профильных министерств [21].
Количество и роль психологов и социальных работников в учреждениях нового типа (тюрьмах различного вида содержания, колониях-поселениях с обычным и усиленным наблюдением и воспитательных центрах) намного возрастает.
При проведении психологической, социальной и воспитательной работы с осужденными в тюрьмах необходимо в первую очередь учитывать их криминальную заряженность, возможность их негативного влияния на состояние функционирования учреждений и морального климата в камерах.
Данные направления деятельности увеличивают объем работы в колониях-поселениях психологов, социальных работников, заключающейся в оказании социальной защиты, помощи и реабилитации и ориентированной как на реализацию прав и свобод осужденных, так и на их исправление и ресоциализации.
Увеличение числа проблем, связанных с социальной защитой осужденных и оказания им действенной помощи, потребует пересмотра нагрузки на психологов, социальных работников и воспитателей, что необходимо учитывать при планировании штатной численности и распределении функциональных обязанностей между сотрудниками.
Говоря о двух типах колоний-поселений (с обычным и усиленным наблюдением), можно отметить, что они находятся отдельно друг от друга.
Встает вопрос: почему эти колонии-поселения нельзя объединить, чтобы в одном учреждении присутствовали оба типа? Тогда здесь перед осужденными, на их глазах может быть организована система социальных лифтов и конкретно рассмотрена система стимулов осужденных к законопослушному поведению, которая представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения типа колонии-поселения.
Литература
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года.
2. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.
3. Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.
4. Гришко А.Я. Криминологические и социально-психологические корни преступности в современной России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 13-17.
5. Датий А.В. Характеристика женщин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 68-75.
6. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам спе-
циальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 126-133.
7. ДатийА.В.,БовинБ.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.
8. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
9. Датий А.В, Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В.Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.
10. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.
11. Датий А.В., Павленко А.А, Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.
12. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151152.
13. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.
14. Огородников В.И. Административный и должностной регламент организации управления в территориальном органе ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 142-157.
15. Огородников В.И, Долинин А.Ю. Организация и специфика контроля служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2008. № 4. С. 129-132.
16. Огородников В.И, Долинин А.Ю. Правовые основы проведения аттестации персонала // При-
кладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 134-137.
17. Огородников В.И, Кочкина О.В. Некоторые проблемные вопросы комплектования кадров в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 86-91.
18. Огородников В.И, Летунов В.Н. Компетентность сотрудников с точки зрения европейских стандартов // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 113-119.
19. Огородников В.И, Летунов В.Н. Персонал УИС в период развития на основе Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 180-184.
20. Огородников В.И, Мельникова Ю.А. Проблемы, состояние и предложения по совершенствованию кадровой политики уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 149-152.
21. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель. М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009.
22. Полянин Н.А., Пинтяшин Е.В., Майоров О.А. Научный журнал «Пенитенциарий» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 151-152.
23. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.
24. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
25. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
26. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
27. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.