Научная статья на тему 'Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети: к вопросу о подготовке кадров'

Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети: к вопросу о подготовке кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / RURAL SCHOOL / BRANCH NETWORK / TRAINING OF PROFESSIONAL STAFF / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Ирина Геннадьевна, Захарова Марина Александровна, Карпачёва Ирина Анатольевна, Трофимова Елена Ивановна

В статье представлен проект образовательной программы магистратуры «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети». В основу разработки программы положены компетентностно-деятельностный и проблемно-ориентированный подходы, а также принципы социально-профессионального самоопределения студента, сетевого взаимодействия и вариативности. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 27.9479.2017/НМ «Разработка научно-методологического обоснования и методических рекомендаций по вопросам организации деятельности сельской школы в современных условиях», и включает вопросы нормативного правового обеспечения деятельности, специфики работы, в том числе связанной с укрупнением образовательных организаций путем создания филиальной сети, а также методики и технологий обучения (с учетом региональной специфики)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Ирина Геннадьевна, Захарова Марина Александровна, Карпачёва Ирина Анатольевна, Трофимова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF RURAL SCHOOL IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY CREATION OF THE BRANCH NETWORK: TO THE QUESTION OF TRAINING

The draft of the educational program of a magistracy "The organization of activity of rural school in the conditions of integration of the educational organizations by creation of a branch network" is presented in article. Competence-based and activity and problem-oriented approaches and also the principles of social and professional self-determination of the student, network interaction and variability. The research was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Project No. 27.9479.2017/NM “Development of a scientific and methodological rationale and guidance notes on the organization of rural school activities in modern conditions, and specifically regulatory legal support of activities, specifics of work, including that connected with the enlargement of educational organizations through the creation of a branch network, as well as the methodology and technologies of training (taking into account regional specifics)”.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети: к вопросу о подготовке кадров»

УДК 378.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ УКРУПНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ:

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

И.Г. Алмазова, М.А. Захарова, И.А. Карпачёва, Е.И. Трофимова

Аннотация. В статье представлен проект образовательной программы магистратуры «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети». В основу разработки программы положены компетентностно-деятельностный и проблемно-ориентированный подходы, а также принципы социально-профессионального самоопределения студента, сетевого взаимодействия и вариативности. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 27.9479.2017/НМ «Разработка научно-методологического обоснования и методических рекомендаций по вопросам организации деятельности сельской школы в современных условиях», и включает вопросы нормативного правового обеспечения деятельности, специфики работы, в том числе связанной с укрупнением образовательных организаций путем создания филиальной сети, а также методики и технологий обучения (с учетом региональной специфики)».

Ключевые слова: сельская школа, филиальная сеть, подготовка профессиональных кадров, образовательная программа.

THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF RURAL

SCHOOL IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION

OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY CREATION

OF THE BRANCH NETWORK: TO THE QUESTION OF TRAINING

I. Almazova, M. Zakharova, I. Karpacheva, E. Trofimova

Abstract. The draft of the educational program of a magistracy "The organization of activity of rural school in the conditions of integration of the educational organizations by creation of a branch network" is presented in article. Competence-based and activity and problem-oriented approaches and also the principles of social and professional self-determination of the student, network interaction and variability. The research was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Project No. 27.9479.2017/NM "Development of a scientific and methodological rationale and guidance notes on the organization of rural school activities in modern conditions, and specifically regulatory legal support of activities, specifics of work, including that connected with the enlargement of educational organizations through the creation of a branch network, as well as the methodology and technologies of training (taking into account regional specifics)".

Keywords: rural school, branch network, training of professional staff, educational program.

Решение задачи обеспечения равного доступа к образованию всем обучающимся общеобразовательной школы обусловило поиск путей оптимизации деятельности сельской школы, прежде всего, малокомплектной школы, через укрупнение образовательных организаций. Наиболее распространенной моделью укрупнения в настоящее время является филиальная сеть - базовая школа с одним или несколькими филиалами. Как правило, в качестве базовой (ведущей, головной) в структуре филиальной сети сельской школы выступает образовательная организация общего среднего (полного) образования, в качестве филиала (филиалов) - образовательные организации общего начального и/или основного общего

образования. Филиальная сеть может включать как один, так и несколько филиалов.

Внедрение и реализация указанной модели укрупнения образовательных организаций в сельской местности реализуется уже более десяти лет, вместе с тем, как показывают немногочисленные публикации, посвященные вопросам организации образовательного процесса в условиях филиальной сети, существуют объективные проблемы, требующие решения. Прежде всего, это проблема подготовки кадров, обладающих соответствующими компетенциями в области управления филиальной сетью.

Современная нормативно-правовая база и опыт подготовки педагогических кадров в системе высшего образования предоставляют действующим педагогам общеобразовательной

организации несколько траекторий для расширения спектра профессиональных компетенций. Речь идет именно о расширении перечня профессиональных компетенций (т.е. о подготовке кадров по программам специалитета, магистратуры или переподготовки педагогов, имеющих высшее образование уровня специалитета или магистратуры) в связи с требованиями, предъявляемыми к руководителю образовательной организации. Так, в частности, согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»» (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016) [3], к директору или заведующему, реализующему виды профессиональной деятельности, связанные с руководством образовательной деятельностью, руководством развитием образовательной организации, представлением образовательной организации в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, управления научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью

образовательной организации, предъявляются требования 7-8 уровня квалификации, для которых основной путь получения квалификации - образовательные программы специалитета и магистратуры, программы переподготовки. Несомненно, руководитель филиала, как и директор базовой школы и филиальной сети в целом, должен отвечать соответствующему уровню квалификации.

Можно говорить о следующих траекториях расширения перечня профессиональных компетенций: обучение по программам дополнительного профессионального

образования, а именно по программам переподготовки кадров (с присвоением соответствующей квалификации); получение второго высшего образования уровня специалитета; обучение по программе магистратуры.

Остановимся подробнее на траектории подготовки управленческих педагогических кадров по программе высшего образования уровня магистратуры, как наиболее оптимальной с точки зрения соотношения временных затрат, содержания и объема образовательной программы, уровня присваиваемой

квалификации.

Реализация магистерской программы, направленной на подготовку руководителей структурных единиц филиальной сети, может осуществляться как по направлению подготовки

44.04.01 Педагогическое образование, так и по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование в зависимости от целевых ориентиров. Рассмотрим в качестве примера магистерскую программу «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети», реализуемую в рамках направления 44.04.01 Педагогическое образование. Программа разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», указанного выше, и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

соответствующего направления подготовки [2].

Разрабатывая программу магистратуры, следует учитывать особую миссию сельской школы, которую она призвана выполнять в непростых социально-экономических условиях: организация образования с учетом развития сельского рынка труда; ориентация на сельского потребителя в условиях отсутствия конкуренции образовательных структур на селе; развитие процессов, отражающих как новые приоритеты российского образования в целом, так и стратегические интересы региона, обусловленные особенностями экономики, социума и сложившимися образовательными традициями.

В основу разработки образовательной программы положены следующие научные подходы и принципы:

- компетентностно-деятельностный подход (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, А.В. Хуторской [5] и др.), позволяющий определить цель, организацию и результаты профессионального обучения по программе, и предполагающий использование модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых, ориентирующий на связь цели образования с объектами и предметами будущей профессиональной деятельности с выполнением определенных конкретных функций;

- проблемно-ориентированный подход (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.А. Скакун, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова [4] и др.), направленный на освоение обучающимися обобщенных способов решения проблем с целью развития когнитивных навыков, критического мышления, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей;

- принцип социально-профессионального самоопределения студента (В.А. Поляков, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова [6] и др.),

предусматривающий включение в содержание программы видов деятельности, имитирующих будущую профессиональную деятельность;

- принцип сетевого взаимодействия в реализации образовательной программы (Н.С. Бугрова, С.В. Тарасов, Ю.А. Конаржевский, А.И. Адамский, М.М. Чучкевич [7] и др.), дающий возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта, в том числе и на основе ИКТ-технологий;

- принцип вариативности (В.И. Слободчиков, В.К. Рябцев, А.Н. Тубельский, Л.Л. Портянская [1] и др.), позволяющий обеспечить прагматическую направленность образовательной программы на выбранные виды профессиональной деятельности.

При разработке и реализации программы магистратуры мы ориентировались на конкретные виды профессиональной

деятельности, к которым готовится выпускник магистратуры: педагогическая, проектная, управленческая.

В ходе освоения магистерской программы обучающиеся осваивают обязательные (регламентированные стандартом)

общекультурные (ОК 1 - ОК 5), общепрофессиональные (ОПК 1 - ОПК 4) и профессиональные компетенции,

соответствующие видам деятельности, к которым готовится выпускник (ПК 1 - ПК 4; ПК 7 - ПК 10;

Таблица 1. - Планируемые результаты обу профессионального стандарта

ПК 13 - ПК 16). Модернизация образовательных программ магистратуры напрямую связана с необходимостью изменений в ОПОП, их переориентацией на новые образовательные результаты, выраженные в компетенциях, определяемых профессиональным стандартом руководителя образовательной организации, в связи с чем целесообразно ввести дополнительные компетенции, ориентированные на подготовку к работе в условиях филиальной сети: способность проектировать единое образовательное пространство в условиях филиальной сети сельской школы (ПК 22); готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий управления образовательными системами (ПК 23); готовность управлять ресурсами образовательной организации в условиях функционирования филиальной сети сельской школы (ПК 24); способность представлять интересы общеобразовательной организации (филиальной сети) в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (ПК 25).

Необходимость дополнения перечня компетенций обусловлена не только требованиями профессионального стандарта, но и спецификой профессиональных задач, стоящих перед руководителем филиальной сети и ее субъектов, в частности.

магистрантов в соотношении с требованиями

Обобщенные функции руководителя образовательно й организации Трудовые действия [3] Профессиональные компетенции, которые должен освоить выпускник программы магистратуры

Руководство организацией общего образования Трудовые действия, связанные с необходимостью осуществления руководства: - разработке и утверждении образовательных программ; - формировании органов управления образовательной организации; - отборе средств обучения и воспитания, методов и технологий образования; - оценке образовательных, в том числе социокультурных результатов; - формировании системы методической и организационно-массовой деятельности; - осуществлении мониторинга образовательной деятельности; - создании безопасных условий обучения и воспитания ПК 1-ПК 4; ПК 7- ПК 10; ПК 22

Продолжение таблицы 1

Развитие организации Трудовые действия, связанные с необходимостью осуществления руководства: - разработке программы развития образовательной организации; - оценке ресурсов и рисков реализации программы развития образовательной организации; - формировании и развитии структуры управления образовательной организацией; - взаимодействии с социальными партнерами, местным сообществом, другими образовательными организациями; - осуществлении деятельности, направленной на содействие непрерывному и устойчивому совершенствованию образовательной организации; - осуществлении самообследования образовательной организации; - проведении маркетинга и мониторинга социального заказа на образование ПК13 - ПК16; ПК22 - ПК23

Управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации Трудовые действия, связанные с необходимостью осуществления руководства при: - определении потребности, приоритетных направлений использования финансовых средств, их распределении; - обеспечении поиска, сбалансированного распределения и перераспределения ресурсов; - формировании внутреннего информационного пространства; - оценке качества кадрового ресурса и организации процесса подбора и аттестации кадров; - мотивировании и стимулировании педагогических работников, совершенствовании их профессионализма; - обеспечении безопасной образовательной среды; - мониторинге, анализе, оценке и контроле эффективности и результативности использования ресурсов организации; - разработке локальных актов в организации ПК13 - ПК16; ПК 24

Представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправлени я и другими организациями Трудовые действия, связанные с необходимостью осуществления руководства при: - определении субъектов и форматов взаимодействия, разработке механизмов и локальных нормативных актов в зависимости от ожидаемых результатов от взаимодействия; - организации и контроле взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления; - представлении интересов организации во взаимодействии с общественными и иными организациями; - анализе качества управления процессами взаимодействия, планировании корректирующих мер и улучшений; - создании и ведении официального сайта организации ПК13 - ПК16; ПК 23; ПК 25

Учебный план подготовки магистров включает следующие блоки: блок учебных дисциплин Б1, включающий базовую и вариативную части, в том числе дисциплины по выбору; практики, в том числе научно-исследовательскую работу (НИР);

государственную итоговую аттестацию; факультативы. Базовая часть первого блока представлена четырьмя дисциплинами и направлена на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Наиболее насыщенными с точки зрения формируемых компетенций являются две дисциплины: «Современные проблемы науки и образования» и «Инновационные проблемы в образовании».

Целью изучения первой дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления о современной системе образования, путях ее развития и направлениях оптимизации и реформирования; второй -содействие теоретическому осмыслению

магистрантами решения образовательных, исследовательских и практических задач с

Вариативная часть первого блока дисциплин дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых

(обязательных) дисциплин, а также учитывает современные запросы педагогической практики. По результатам анкетирования директоров действующих в настоящее время базовых школ и филиалов в сельской местности субъектов Российской Федерации, проведенного нами в рамках выполнения государственного задания, основными проблемами филиальных сетей сегодня являются проблемы развития внутришкольной системы управления качеством

использованием инновационных подходов и методов.

образования в условиях реализации ФГОС и проблемы использования материальных и кадровых ресурсов базовой школы и филиалов.

В содержании восьми обязательных дисциплин вариативной части учебного плана реализация образовательных программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования преломляется через призму филиальной сети сельской школы. Их совокупная цель - сформировать у обучающихся целостное представление об особенностях организации образовательного процесса в условиях сельской филиальной сети и механизмах управления данным процессом.

Таблица 2. - Содержательное наполнение учебного плана программы магистратуры

Шифр по учебному Дисциплина Формируемые компетенции

плану

Б1.Б.1 Современные проблемы науки и образования ОК-1,2, ОПК-2

Б1.Б.2 Методология и методы научного исследования ОК-1, ПК-3

Б1.Б.3 Инновационные процессы в образовании ОК-1,3,4,5, ОПК-3,4, ПК-2

Б1.Б.4 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации ОПК-1

Б1.В.ОД.1 Экономика образовательной организации и маркетинг образовательных услуг в сельской местности ОК-2

Б1.В.ОД.2 Основы управления образовательными системами ОК-2, ПК-16

Б1.В.ОД.3 Психология управления ОК-2, ОПК-3, ПК-15

Б1.В.ОД.4 Правовые основы управления образованием в условиях филиальной сети ОК-2

Б1.В.ОД.5 ИКТ-технологии в управлении и реализации образовательных программ в условиях филиальной сети ОК- 4,5, ПК-9,23

Б1.В.ОД.6 Планирование деятельности в условиях филиальной сети ОК-2, ПК-1, ПК-4

Б1.В.ОД.7 Управление качеством образования в условиях филиальной сети ОК-2, ПК-1,9

Б1.В.ОД.8 Проектирование и экспертиза образовательных программ, в том числе в условиях инклюзивного образования ПК-4,7,8,22

Б1.В.ДВ.1 Кадровый менеджмент образовательной организации/ Самоменеджмент руководителя образовательной организации ОПК-3, ПК-13,14,16

Б1.В.ДВ.2 Деловые коммуникации/ Психология деловых взаимоотношений ОПК-3, ПК-15

Б1.В.ДВ.3 Управление ресурсами сельской филиальной сети/ Корпоративное управление в образовательной организации ОК-2,4, ПК-24

Б1.В.ДВ.4 Психолого-педагогические основы разрешения производственных конфликтов/ Конфликтология ПК-15

Б1.В.ДВ.5 Реализация программ начального образования в условиях филиальной сети/ Управление внеучебной деятельностью обучающихся ОК-3, ПК-1,10

Б1.В.ДВ.6 Реализация программ основного образования в условиях филиальной сети/ Управление инновациями в образовании ОК-3, ПК-1,10

Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ОПК-1-4

Б2.П.2 Научно-исследовательская работа ОК-1, ПК-2, 3, 5,15

Б2.П.3 Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы ОК-1, ПК-7,8,9,10,15,22,23,24,25

ФТД Взаимодействие филиальной сети с общественными и иными ОПК-3, ПК-25

организациями

Дисциплины по выбору призваны обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и формирование преимущественно профессиональных

компетенций, в том числе и сформулированных нами самостоятельно в дополнение к перечню компетенций, отраженных в ФГОС.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности планируется концентрированной. Она направлена на решение следующих основных задач: знакомство с организацией образовательного процесса в условиях сельской филиальной сети, ее структурными единицами и системой управления; формирование профессиональной мобильности будущих магистров через предъявление многообразия видов деятельности и их непосредственного включения в данные виды профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа может быть как концентрированной, так и рассредоточенной, направленной на решение задач развития способностей самостоятельного проектирования образовательной и управленческой деятельности в условиях филиальной сети; освоения магистрантами технологий менеджмента в образовании, соответствующих особенностям деятельности сельской филиальной сети; проведения научно-исследовательской работы в области управленческой и методической деятельности менеджера в образовании. Концентрированная преддипломная практика нацелена на обобщение и подведение результатов проведенного научного исследования, выполняемого в рамках магистерской диссертации.

В качестве баз практик планируется выбирать филиальные сети образовательных учреждений в сельской местности, причем в ходе практик

магистранты должны познакомиться с особенностями организации образовательной и управленческой деятельности и базовой школы, и филиала.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты. Тематика магистерских диссертаций может быть связана с решением отдельных проблем сельской филиальной сети, таких как: проектирование деятельности методических объединений педагогов в условиях сельской филиальной сети; оптимальное использование материальных и кадровых ресурсов базовой школы и филиалов; организация и управление учебно-исследовательской деятельностью субъектов образовательного процесса в филиале; проектирование и сопровождение

индивидуальной образовательной траектории учащихся в филиале и др.

Практическая значимость и необходимость разработки и реализации данной магистерской программы подтверждается результатами проведенного нами анкетирования,

констатирующими необходимость реализации программ дополнительного профессионального образования, связанных с проблемами осуществления образовательной деятельности и спецификой управления филиальными сетями в сельской местности. 83% опрошенных директоров базовых школ и филиалов отмечают, что педагоги, работающие в их образовательных учреждениях, не проходили курсы повышения квалификации и не осваивали программы профессиональной подготовки по вопросам, затрагивающим особенности работы в условиях филиальной сети.

Литература:

1. Портянская Л.Л. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Л. Портянская. - М.: 1996. - 164 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 №1505 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo .ru/uploadfiles/fgosvom/440401 .pdf

3. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении проекта профессионального стандарта "Руководитель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательной организации" (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/56574265/#ixzz4uvgRiygn

4. Стефанова Г.П. Формирование методов решения типовых профессиональных задач учителя как средство кадрового обеспечения системы образования региона [Электронный ресурс] / Г.П. Стефанова, И.А. Крутова // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2015. - № 7(41). -С. 268-272. - Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443378344.pdf

5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос, 2016. - 80 с.

6. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной 7. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми

карьере: учеб. пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. организациями / М.М. Чучкевич. - Москва: Изд-во

- М.: Академия, 2012. - 176 с. Института социологии, 1999. - 38 с.

Сведения об авторах:

Алмазова Ирина Геннадьевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: almazofa@mail.ru

Захарова Марина Александровна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: mazaharova@rambler.ru

Карпачёва Ирина Анатольевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: ikar1971@yandex.ru

Трофимова Елена Ивановна (г. Елец, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и методики ее преподавания ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: elgrigor63@mail.ru

Data about the authors:

I. Almazova (Yelets, Russia), Ph.D., Associate Professor, Head of Department of primary education and the social technologies, Bunin Yelets State University, e-mail: almazofa@mail.ru

M. Zakharova (Yelets, Russia), Ph.D., Associate Professor, Head of Department of psychology and pedagogics, Bunin Yelets State University, e-mail: mazaharova@rambler.ru

I. Karpachyova (Yelets, Russia), Ph.D., Associate Professor, Director of institute of psychology and pedagogics, Bunin Yelets State University, e-mail: ikar1971@yandex.ru

E. Trofimova (Yelets, Russia), Doctor of pedagogical Sciences, professor, Head of Department of physics and a technique of her teaching, Bunin Yelets State University, e-mail: elgrigor63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.