Научная статья на тему 'Организация административного управления автоматизированными системами'

Организация административного управления автоматизированными системами Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
104
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Мукминов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация административного управления автоматизированными системами»

УДК 681.324

Мукминов В.А г. Юбилейный Московской обл., 4 ЦНИИ ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ

СИСТЕМАМИ

Существенное усложнение технического и программного обеспечения автоматизированных систем (АС) в условиях интеграции вычислительных средств определяют необходимость разработки методического обеспечения административного управления АС. Под административным управлением (АДУ) в широком смысле понимается распределение ресурсов системы, разрешение конфликтов между пользователями, определение оптимального режима использования АС [1].

Целью АДУ является обеспечения требуемого качества функционирования АС. Для достижения этой цели в рамках АДУ должны решаться следующие задачи (рисунок 1):

- установка, настройка, применение, модернизация программных и технических средств АС;

- разграничение доступа пользователей, задач, процессов к ресурсам АС;

- контроль функционирования АС;

- восстановление функций АС при возникновении нештатных ситуаций.

Субъекты административного управления (ответсвенные должностные лица)

=г о га а. а.

От

1 Б 1

5 ш н ста о (О го

со

I—

о

д

ф

р

О

го

д

Установка, настройка и применение ИО, ПО и ТО

Разграничение доступа к ресурсам АС

Контроль состояния ИО, ПО и ТО

Восстановление Информационное

состояния АС обеспечение

Объекты

административного

управления

Действия при изменении условий применения и функционирования АС и возникновении нештатных ситуаций

Рис. 1 - Общая схема организации административного управления

Вопросы установки, настройки и применения программного и технического обеспечения АС,

как правило, достаточно полно отражены в эксплуатационной документации и не вызывают существенных затруднений. Однако в ряде случаев при внедрении новых средств в специализированных АС возникает проблема обеспечения их совместимости с используемыми средствами. Для решения этой проблемы применяются следующие подходы:

- изменение настройки используемых программных и технических средств АС;

- предъявление дополнительных требований к разработчику нового средства;

- привлечение разработчиков специализированных АС.

Практическая реализация разграничения доступа пользователей, задач, процессов к ресурсам существенно зависит от специфики самой АС, а также условий ее применения и функционирования. Следует отметить, что механизм разграничения доступа, используемый в современных операционных системах, как правило, оказывается достаточным лишь для организации доступа пользователей к ресурсам АС. Наряду с этим, разграничение доступа к ресурсам АС включает также организационные и технические мероприятия, проводимые с целью обеспечения безопасности информационного и программного обеспечения (ИПО) и включающие:

- установление, изменение прав доступа пользователей, задач, процессов к ресурсам АС;

- установку, настройку и применение средств защиты информации;

- идентификацию и аутентификацию пользователей, задач, процессов и ресурсов АС;

- учет и регистрацию действий пользователей, задач, процессов и использования ресурсов АС.

При организации контроля функционирования АС осуществляется:

- контроль выполнения целевых задач АС;

- контроль выполнения профилактических и регламентных работ в процессе эксплуатации АС;

- диагностика состояния технического обеспечения АС (в том числе, коммуникационного оборудования и каналов связи);

- контроль состояния ИПО АС;

- контроль состояния средств защиты информации;

- контроль восстановления функций АС при возникновении нештатных ситуаций.

Общим методом контроля выполнения целевых задач АС является проверка соответствия штатного применения и функционирования АС требованиям эксплуатационных и нормативно-методических документов. Контроль выполнения профилактических и регламентных работ, а также диагностика состояния технического обеспечения выполняются, как правило, с использованием штатных средств АС в соответствии с эксплуатационной документацией.

При организации контроля состояния ИПО АС проверяются [2]:

- работоспособность программного обеспечения АС;

- целостность ИПО;

- соблюдение правил установки, эксплуатации и модификации ИПО;

- данные системных журналов, статистическая и справочная информация;

- соблюдение правил восстановления ИПО при возникновении нештатных ситуаций.

Контроль состояния средств защиты информации АС включает:

- проверку соответствия установки, настройки и применения средств защиты эксплуатационной документации;

- тестирование средств защиты информации;

- проверку соблюдения регламента применения средств защиты;

- проверку отработки оперативных мероприятий при выявлении нарушений в процессе функционирования АС;

- анализ журналов работы средств защиты.

Восстановление функций АС при возникновении нештатных ситуаций включает:

- восстановление ИПО с резервных копий;

- настройку технического, программного обеспечения АС и средств защиты информации;

- восстановление процесса штатной эксплуатации АС.

Кроме того, в процессе АДУ при изменении условий применения и функционирования АС, а также при выявлении нештатных ситуаций должны выполняться следующие действия:

- изменение прав доступа к ресурсам АС;

- совершенствование системы защиты информации;

- уточнение состава и содержания эксплуатационных и нормативно-технических документов;

- изменение порядка обработки, хранения, учета и регистрации критичной информации;

- уточнение содержания и порядка проведения регламентных работ;

- уточнение организационных и технических мероприятий при возникновении нештатных ситуаций.

Таким образом, организация АДУ позволяет обеспечить требуемое качество функционирования АС в процессе эксплуатации. Вместе с тем, опыт использования специализированных АС показывает, что организация АДУ является достаточно сложной и трудоемкой задачей. Это определяет целесообразность выделения в составе АС подсистемы административного управления, а также разработки, апробации и

внедрения ведомственных и государственных нормативных документов, регламентирующих порядок

организации АДУ в АС.

1 Программные средства вычислительной техники. Толковый технологический словарь-справочник. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 368с.

2 Воробьев А. А., Климов С. М., Хромов А. В. Рекомендации по стандартизации. «Положение по сопровождению программного обеспечения автоматизированных систем военного назначения по требованиям безопасности информации». - М.: МО РФ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.