Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В АПК'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУТЫ / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ / ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / ДОЛГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / ORGANIZATIONAL MECHANISM / EXPANDED REPRODUCTION / INVESTMENTS / INSTITUTIONS / AGRICULTURAL ECONOMY / AGRICULTURAL LANDS / BORROWED CAPITAL / DEBT INSTRUMENTS / SUBSIDIES / GLOBAL CHALLENGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулов А. Р.

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты организационного механизма обеспечения расширенного воспроизводства. Акцентируется внимание на рассмотрении «демографических» особенностей создания и функционирования хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства, анализируется динамика инвестиционных процессов и кредитования аграрных товаропроизводителей с позиции доступности к привлекаемому капиталу. Отмечается на основе результатов Сельскохозяйственной микропереписи 2021 года более высокая доступность к заемному капиталу, наблюдаемая у товаропроизводителей, располагающих значительными площадями сельскохозяйственных угодий. Доказывается возможность и необходимость привлечения инвестиций с учетом «демографических» факторов субъектов аграрного предпринимательства на основе анализа и характера их динамики в последние годы рассматриваемого периода. Выдвигается положение о целесообразности создания ключевого инвестиционного института государственной инвестиционной корпорации агропромышленного комплекса для привлечения долгосрочного капитала в аграрный сектор экономики. Раскрывается механизм функционирования такого института за счет формирования его капитала от доходов, получаемых с активов недружественных стран, а также размещения долговых инструментов (облигаций) на российском рынке и возможности привлечения такого фонда для финансирования процесса вовлечения в сельскохозяйственный оборот не используемых до настоящего времени значительных площадей сельскохозяйственных угодий. Показано, что освоение только пашни, составляющей почти 1/3 часть неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, потребует 34,61 млрд руб. затрат, а освоение 3,45 млн га может принести дополнительно свыше 71 млрд руб. агропродовольствия и сельскохозяйственного сырья в постоянных ценах 2021 года. Это позволит расширить возможности для укрепления продовольственной безопасности государства в условиях необходимости преодоления глобальных вызовов, стоящих перед российским обществом, и усиливающейся геостратегической напряженности в мире. Основные положения рассмотрены отдельные теоретико-практические аспекты организационного механизма в АПК; предложено формирование инвестиционного института обеспечения расширенного воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MECHANISM FOR ENSURING EXPANDED REPRODUCTION IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLE

The article considers the theoretical and practical aspects of the organizational mechanism for ensuring extended reproduction. Attention is focused on the consideration of the “demographic” aspects of the creation and functioning of economic entities in the field of agricultural production, the dynamics of investment processes and lending to agricultural producers from the position of accessibility to attracted capital is analyzed. Based on the analysis of the results of the Agricultural Micro-census of 2021, it is noted that commodity producers with significant areas of agricultural land have higher access to borrowed capital. The possibility and necessity of attracting investments is proved, taking into account the “demographic” factors of agricultural business entities based on the analysis and nature of their dynamics in the last years of the period under review. A provision is put forward on the expediency of creating a key investment institution the state investment corporation of the agro-industrial complex to attract long-term capital to the agricultural sector of the economy. The mechanism of the beginning of the functioning of such an institution is revealed at the expense of capital from income received from assets of unfriendly countries, as well as the placement of debt instruments (bonds) on the Russian market and the possibility of attracting such a fund to finance the process of involving in agricultural turnover significant areas of agricultural land that have not been used to date. It is shown that the development of arable land alone, which makes up almost 1/3 of unused agricultural land, will require 34.61 billion rubles. The development of 3.45 million hectares can bring in additional over 71 billion rubles of agricultural supplies and agricultural raw materials at constant prices in 2021. This will expand opportunities to strengthen the state’s food security in the face of the need to overcome global challenges facing Russian society and increasing geostrategic tensions in the world.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В АПК»

Статья поступила 07.11.2024

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В АПК

А.Р. Кулов,

доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, главный научный сотрудник, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. Москва

Ключевые слова: организационный механизм, расширенное воспроизводство, инвестиции, институты, аграрная экономика, сельскохозяйственные угодья, заемный капитал, долговые инструменты, субсидирование, глобальные вызовы

Key words: organizational mechanism, expanded reproduction, investments, institutions, agricultural economy, agricultural lands, borrowed capital, debt instruments, subsidies, global challenges

Введение. Введение главным регулятором российского финансового рынка - Центральным Банком России (ЦБ РФ) - ключевой ставки, превышающей сложившиеся уровни доходности в условиях геополитической напряженности, складывающейся неопределенности на мировых рынках и применяемых экономических санкций недружественными странами против нашей страны, существенно ограничивают доступ к капиталу товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и агропродовольствия. Ключевая ставка ЦБ РФ, превысившая на момент подготовки настоящего материала 22%-й уровень, сводит на нет в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, по нашему мнению, все те позитивные сдвиги, которые были предприняты государством для минимизации последствий принятых недружественными странами 14 пакетов санкционного давления. Учитывая тот факт, что в основе инструментов санкционного давления против нашей страны лежат ограничения на рынки капитала зарубежных стран, повышение ключевой ставки в России обуславливает необходимость поиска решения проблемы ограничения доступности к капиталу не только для крупных и средних, но и малых сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и их кооперативных объединений как посредством экономических, финансовых мер и инструментов, так и на основе совершенствования организационного механизма обеспечения расширенного воспроизводства.

Методы исследования. В основе исследования организационного механизма обеспечения расширенного воспроизводства в современных условиях положены концептуальные воззрения экономической теории: марксистской, кейнсианской, институциональной, теории экономического роста.

Результаты исследования. Одним из важнейших направлений формирования эффективной модели обеспечения расширенного воспроизводства в условиях нарастающего санкционного давления со стороны недружественных стран является совершенствование организационного механизма с учетом складывающихся средне- и долгосрочных вызовов и угроз. Элементы действующего организационного механизма, такие как стратегическое планирование, «... формы организации производства и труда, система налогов, финансирование и кредитование, система стимулирования, взаимоотношения с поставщиками и потребителями, система учета, анализа и контроля, самостоятельность предприятия, его права и ответственность, отношение производственного и управленческого персонала к средствам производства и конечным результатам.» [8] ориентированы на расширенное воспроизводство с учетом технико-технологической модернизации и направлены на достижение заложенных в Доктрине продовольственной безопасности России параметров производства основных видов сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Анализ санкционных мер против нашей

страны показывает преобладание среди инструментов таких, как ограничение доступа на рынки зарубежного капитала для банковского сектора экономики, корпораций промышленности, транспорта, заморозку российских зарубежных активов, запрет на поставку в страну различных видов средств производства, продовольственных товаров и др. [2]. Это требует в реалиях геостратегической напряженности, на наш взгляд, корректировки развития отдельных институтов, связанных как с поддержанием аграрных товаропроизводителей, функционирующих на рынке с различными периодами начала деятельности (рис. 1), так и с трансформацией самой системы поддержки с уклоном в расширение роли инвестиционных институтов (инвестиционных фондов, инвестиционно-финансовых компаний, инвестиционных товариществ и др.) и цифровых инвестиционных платформ в притоке долгосрочного капитала в отрасль с целью активизации технико-технологической модернизации агропромышленного производства.

По данным Росстата, на 01.01.2024 объем инвестиций в растениеводстве и животноводстве, охоте и предоставления соответствующих услуг в этих областях достиг 564,88 млрд руб. (рис. 2), увеличившись в абсолютных показателях в сравнении с предыдущим периодом на 1,15%. В целом за 2017-2023 гг. объем инвестиций в основные средства составил 5,6 трлн руб. по сельскохозяйственным организациям России, из которых на долю крупных и средних товаропроизводителей пришлось свыше 61,4%. В этот период доля малых особенно снижалась в пандемийный 2020 г., и только с 2022 г. наблюдается существенный скачок инвестиций по данной группе товаропроизводителей, все же оставаясь ниже 43%-го уровня.

Следует отметить, что несмотря на увеличение объемов вложений в отраслях сельского хозяйства в абсолютных ценах, их темп роста за период 2020-2023 гг. существенно снизился. Если в период 2017-2019 гг. темп роста инвестиций по крупным и средним организа-

Рис. 1. Распределение сельскохозяйственных организаций по дате начала хозяйственной деятельности в 2001-2023 гг., ед.

Источник: составлено автором по данным Росстата

Рис. 2. Динамика инвестиций в растениеводстве и животноводстве, охоте и предоставления соответствующих услуг в этих областях, млрд руб.

Источник: составлено по данным Росстата. *по полному кругу сельхозорганизаций показатель за 2023 г. определен на основе использования прогнозной функции программы EXCEL ввиду отсутствия информации за этот период

на момент проведения исследования

циям в сельском хозяйстве достигал 10-15% ежегодно, то в период 2020-2023 гг. колебался в пределах 1,15% (в 2023 г.) и 8% (в 2020 г.). О достаточности или недостаточности данных объемов инвестиций можно судить при сопоставлении с требуемыми финансовыми средствами только для восстановления сельскохозяйственной техники. Так, по данным Росстата, только в 2023 г. по крупным и средним товаропроизводителям в сельском хозяйстве на эти цели требовалось более 61,7 млрд руб., из которых на тракторы приходится 53%, грузовые автомобили - 12%, зерноуборочные комбайны - 28%, кормоуборочные и свеклоуборочные комбайны - 5% и 2%, соответственно. А если учитывать и другую сельскохозяйственную технику (плуги, сеялки, культиваторы, косилки самоходные), используемую в крупных и средних сельскохозяйственных организациях, то общая потребность в финансовых средствах только на восстановление (т.е. текущий и капитальный ремонт) составляет уже свыше 71,4 млрд руб., что равнялось в 2023 г. более 12,64% дополнительно к уже вложенному капиталу в основные средства. Если рассматривать инвестиции в сельское хозяйство по полному кругу организаций, то доля потребности в финансовых средствах на восстановление указан-

ной выше техники составляет уже около 25% от объема вложенных средств всеми аграрными товаропроизводителями, составившая расчетную величину 972 млрд руб. в 2023 г. (данный уровень определен на базе данных Росстата за период 2014-2022 гг. с использованием программы Excel).

Другим фактором, обуславливающим необходимость корректировки и совершенствования организационного механизма обеспечения расширенного воспроизводства, выступает «демографическая» (термин Росстата) динамика предприятий в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (табл. 1). Позитивной тенденцией можно назвать сокращение ликвидированных («умерших» в терминологии Росстата) предприятий, чей срок функционирования на рынке составил от одного года в 2023 г. В то же время вызывает беспокойство то факт, что из «родившихся» 4061 организаций в 2017 г. через пять лет в 2022 г. их осталось 2378 ед., в 2018 г. соответственно значения составили 3150 ед. и 1986 ед. Если сопоставлять с 2017 г., то можно констатировать относительную стабилизацию ситуации, что свидетельствует, в частности, об эффективности мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, реализуемых Минсельхозом РФ.

Таблица 1

Демографические показатели предприятий в сельском, лесном хозяйстве, охоте,

рыболовстве и рыбоводстве (единиц)

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

количество активных предприятий 99831 83554 75737 68819 65373 64335 61100

в том числе «родившихся» 4061 3150 2966 2368 3179 3785 3099

однолетних 5878 4432 3388 3175 2590 3437 3366

двухлетних 5463 5028 3694 2914 2792 2335 3093

трёхлетних 4815 4756 4160 3099 2554 2488 2080

четырёхлетних 3763 4155 4032 3466 2635 2289 2174

пятилетних 3744 3177 3601 3459 2961 2378 1986

количество «умерших» предприятий 13495 18137 13412 8428 6136 4826 4022

в том числе однолетних 200 217 196 163 155 152 158

двухлетних 543 748 630 404 329 232 279

трёхлетних 580 612 828 509 338 252 140

четырёхлетних 607 567 646 568 393 241 164

пятилетних 746 476 492 528 417 229 146

Источник: составлено автором по данным Росстата.

Данная позитивная динамика, возможно, была бы более устойчивой при существенном изменении в подходах к доступности сельскохозяйственных организаций к кредитным ресурсам и выделяемым из консолидированного бюджета субсидиям. На основе результатов Сельскохозяйственной микропереписи, проведенной в 2021 г., на примере сельскохозяйственных организаций было выявлено, что более высокую доступность к заемному капиталу имеют товаропроизводители, располагающие значительными площадями сельскохозяйственных угодий (рис. 3).

Если доля хозяйств, имеющих до 500 га в общем уровне получивших кредитные средства, не превышала 12%, то уже с площадями сельхозугодий от 1,5 тыс. га до 3 тыс. га кредиты получили 24,4% сельскохозяйственных организаций. А крупные товаропроизво-

дители, располагающие от 6 тыс. га и выше, в своем значительном большинстве имели доступ к заемным средствам. На эту же группу товаропроизводителей приходится и наибольшая доля хозяйств, получивших субсидии из федерального и регионального бюджетов (рис. 4).

В этих условиях одним из перспективных направлений совершенствования организационного механизма обеспечения расширенного воспроизводства в АПК является формирование многоуровневой системы инвестиционно-финансовых институтов, использующей широкий спектр экономических инструментов, начиная от долгового и долевого финансирования инвестиций, выпуска долговых ценных бумаг и формирования рынка специальных облигаций (периодом обращения 30 лет и доходностью 3-5% годовых), обеспеченных вы-

Рис. 3. Группировка сельскохозяйственных организаций по площади сельскохозяйственных угодий и удельном весе хозяйств, получивших кредиты

Источник: Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года. Предварительные итоги по сельскохозяйственным организациям

Рис. 4. Группировка сельскохозяйственных организаций по площади сельскохозяйственных угодий и удельном весе субсидируемых хозяйств

Источник: Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года. Предварительные итоги по сельскохозяйственным организациям

пуском тракторов, комбайнов, автомобилей и иной техники и имущества, использование которых способно приносить доход, заканчивая стандартными программами стимулирования кредитования инвестиций. Безусловно, такой вариант потребует внесения значительных изменений в действующие нормативно-правовые ведомственные и законодательные акты России в финансовой сфере. Данный вариант может быть реализован посредством как действующих институтов развития агропромышленного комплекса (например, ПАО «Росагро-лизинг», ПАО «Россельхозбанк» и др.), так и на основе предлагаемой к созданию специализированной государственной инвестиционной корпорации АПК (рис. 5), в том числе, возможно, и на базе уже действующего институционального формирования, работающего с

ценными бумагами аграрного и агропродо-вольственного сектора экономики.

В варианте института государственной инвестиционной корпорации как одного из элементов совершенствования организационного механизма обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и других отраслей система может быть представлена в следующем виде. Кратко алгоритм данного механизма по этапам следующий: государством формируется инвестиционная корпорация агропромышленного комплекса (ГИК АПК) за счет доходов от активов недружественных стран, Минфин РФ выпускает долгосрочные облигации (ОФЗ-АПК - условное название), средства от размещения которых среди институциональных инвесторов поступают в ГИК АПК, из которой в дальнейшем финанси-

Рис. 5. Организационная модель обеспечения расширенного воспроизводства,

в том числе для вовлечения неиспользуемых сельхозугодий, на основе финансирования инвестиций из предлагаемой корпорации (ГИК АПК)

руются инвестиции в производство необходимой и недостающей для аграрной сферы техники или строительство иных производственных фондов. При этом обеспечением облигаций ОФЗ-АПК выступают в предлагаемой модели произведенные средства производства, которые в процессе использования приносят аграрным товаропроизводителям доход, и без которых этого дохода не было бы.

Как показывают наши расчеты, только освоение пашни, составляющей почти 1/3 часть неиспользуемых 3,45 млн га сельскохозяйственных угодий (по данным Минсельхоза РФ на 01.01.2023), потребовало бы дополнительно 34,61 млрд руб. затрат, из которых на амортизацию и содержание основных средств (запчасти и расходные материалы, ремонт) приходилось бы свыше 19%. Потенциально освоение 3,45 млн га может принести дополнительно, исходя из ресурсной продуктивности сельскохозяйственных угодий (составившей по данным Росстата в 2021 г. 20,6 тыс. руб./га), свыше 71 млрд руб. агропродоволь-ствия и сельскохозяйственного сырья в постоянных ценах 2021 г.

Заключение. Действующий организационный и экономический механизм недостаточно ориентирован на вовлечение значительного количества аграрных товаропроизводителей в процесс расширенного воспроизводства в силу ограниченных возможностей доступности к долгосрочному и краткосрочному капиталу, что негативно сказывается на динамике функционирования субъектов хозяйствования. На основе формирования специализированного института - Государственной инвестиционной корпорации - ориентированного на стимулирование предложения долгосрочного капитала для товаропроизводителей аграрной сферы и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, предложен механизм формирования долгосрочной финансовой ресурсной базы для инвестирования АПК путем создания полноценного рынка долговых инструментов - «облигаций аграрного займа», что может способствовать оживлению не только рынка долгового капитала, но и стимулировать появление участников финансового капитала, ориентированных преимущественно на обслуживание данного сегмента.

Библиографический список

1. Белокопытов, А. В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики / А. В. Бело-

копытов. - Текст : непосредственный // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - №. 1. - С. 217-226.

2. Гарант : Информационно-правовой портал : сайт. - URL: https://base.garant. ru/57750632/ (дата обращения: 02.06.2024). -Текст : электронный.

3. Герасимов, Б. И. Организационно-экономический механизм формирования региональных программ социально-экономического развития / Б. И. Герасимов, Л. С. Тишина, Н. В. Зенчева. - Тамбов : Издательство Тамбовского ГТУ, 2002. -148 с. - Текст : непосредственный.

4. Герасина, О. Н. Теоретико-методологические основы потребительно-ценностной системы хозяйствования в рыночных условиях : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Герасина Ольга Николаевна ; Российский государственный социальный университет. - Москва, 2004. - 40 с. - Текст : непосредственный.

5. Кульман, А. Экономические механизмы.

- Москва : Прогресс: Универс, 1993. - 188 с.

- ISBN 5-01-004188-Х. - Текст : непосредственный.

6. Куценко, Е. И. Организационно-экономический механизм устойчивого развития региона : монография / Е. И. Куценко. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2008. - 224 с. - Текст : непосредственный.

7. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / С. Ю. Глазьев, В. В. Харитонов, В. Е. Дементьев [и др.]. - Москва : Тровант, 2009. - 304 с.

- ISBN 978-5-89513-173-2. - Текст : непосредственный.

8. Семин, А. Н. Экономический механизм хозяйствования как основа эффективной работы сельхозтоваропроизводителей / А. Н. Семин. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2000. - № 3. -С. 37-40.

References

1. Belokopytov, A. V. Organizational and economic mechanism for sustainable development of the agricultural sector of the economy / A. V. Belokopytov. - Text: direct // Economic relations.

- 2020. - Vol. 10. - No. 1. - P. 217-226.

2. Garant: Information and legal portal: website.

- URL: https://base.garant.ru/57750632/ (date of access: 02.06.2024). - Text: electronic.

3. Gerasimov, B. I. Organizational and economic mechanism for the formation of regional programs of socio-economic development / B. I. Gerasimov, L. S. Tishina, N. V. Zencheva. -Tambov: Publishing House of Tambov State Technical University, 2002. -148 p. - Text : direct.

4. Gerasina, O. N. Theoretical and methodological foundations of the consumer-value system of economic management in market conditions : specialty 08.00.01 "Economic Theory": abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Economics / Gerasina Olga Nikolaevna; Russian State Social University. - Moscow, 2004. - 40 p. - Text : direct.

5. Kulman, A. Economic mechanisms. - Moscow : Progress: Univers, 1993. - 188 p. - ISBN 5-01-004188-X. - Text : direct.

6. Kutsenko, E. I. Organizational and economic mechanism of sustainable development of a region : monograph / E. I. Kutsenko. - Orenburg: Publishing House of the State Educational Institution Orenburg State University, 2008. - 224 p. - Text: direct.

7. Nanotechnology as a key factor in the new technological order in the economy / S. Yu. Gla-zyev, V. V. Kharitonov, V. E. Dementyev [et al.]. - Moscow: Trovant», 2009. - 304 p. - ISBN 9785-89513-173-2. - Text: direct.

8. Semin, A. N. Economic mechanism of management as a basis for efficient work of agricultural producers / A. N. Semin. - Text: direct // Economy of agriculture in Russia. - 2000. - No. 3. - P. 37-40.

Контактная информация: Кулов Аслан Ростиславович

профессор, профессор РАН, главный научный сотрудник, ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, Россия 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д.35,корпус 2 E-mail: [email protected]

Contact Information:

Kulov Asian Rostislavovich

Professor, Chief Researcher FRC AESDRA VNIIESH, Moscow, Russia 123007, 35 Khoroshevskoe shosse, building 2, Moscow E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.