Научная статья на тему 'Организационные условия совершенствования амбулаторнополиклинической помощи'

Организационные условия совершенствования амбулаторнополиклинической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юдин С. В., Мелякова А. А., Гордашников В. А.

Результаты социологических исследований точно отражают позитивные и негативные тенденции развития отечественного здравоохранения и должны использоваться как объективный критерий оценки качества медицинской помощи, как условие повышения эффективности деятельности медицинских учреждений муниципальных и негосударственных форм собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юдин С. В., Мелякова А. А., Гордашников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF CLINIC MEDICAL SERVICES IMPROVEMENT

Results of sociological studies precisely reflect positive and negative tendencies of domestic public health services development and they should be used as an objective criterion of medical services quality estimation. They may help to improve efficiency of both municipal and for profit healthcare providers.

Текст научной работы на тему «Организационные условия совершенствования амбулаторнополиклинической помощи»

УДК 614.2 : 616 - 08 - 039.57]. 008

C.B. Юдин, A.A. Мелякова, В.А. Гордашников

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Владивостокский филиал НИИ онкологии Томского научного центра СО РАМН; Муниципальное учреждение здравоохранения "Поликлиника №12", Владивостокский базовый медицинский колледж, г. Владивосток

Основная задача реформы здравоохранения состоит в повышении доступности и качества медицинской помощи при одновременном ограничении объема расходов и повышении мотивации труда медицинских работников (В.И. Стародубов, 1997; Ю.Л. Шевченко, 1999; О.П. Щепин, 1999; А.И. Вялков, 2003). В условиях поиска новых подходов к повышению качества и культуры оказания медицинской помощи мнение пациентов должно стать одним из критериев деятельности лечебно-профилактических учреждений (Н.Ф. Шильникова, О.В. Ходакова, 2004).

Немаловажным фактором реформирования здравоохранения является оценка населением, для улучшения медицинской помощи которого и проводятся эти преобразования, а также самим медицинским персоналом тех или иных преобразований в организации медицинской помощи.

Цель нашего исследования — определить моти-вационные медико-социальные условия совершенствования системы амбулаторно-поликлинической помощи различных форм собственности.

Объектом исследования послужила профессиональная группа врачей лечебно-профилактических учреждений поликлинического типа муниципальной собственности г. Владивостока и частные медицинские учреждения, оказывающие амбулаторную первичную медико-санитарную помощь. Кроме этого медико-социологическому исследованию были подвергнуты пациенты, которым была оказана амбулаторно-поликлиническая помощь в учреждениях различных форм собственности. В своей работе мы использовали метод непосредственного наблюдения и заочного анкетирования.

Нами проанализированы анкеты опрошенных врачей муниципальных поликлиник г. Владивостока. В анкетировании приняли участие 212 врачей поликлиник. Возраст опрошенных колебался от 26 до 73 лет, средний возраст врачей поликлиник составил 44,3 года. Около четверти поликлинических врачей (22,7%) составили возрастную группу от 46 до 50 лет и почти столько же (19,2%) еще более старшая группа — от 51 до 55 лет. В целом группа возрастного интервала от 41 до 55 лет составила почти 2/3 от всего числа врачей (59,3%). Молодых врачей в возрасте до 30 лет работает около 5%, есть возрастная группа от 56 до 70 лет — 12,2%. Стаж работающих в подиклини-

Резюме

Результаты социологических исследований точно отражают позитивные и негативные тенденции развития отечественного здравоохранения и должны использоваться как объективный критерий оценки качества медицинской помощи, как условие повышения эффективности деятельности медицинских учреждений муниципальных и негосударственных форм собственности.

S.V. Yudin, А.А. Melyakova, V.A. Gordashnikov

ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF CLINIC MEDICAL SERVICES IMPROVEMENT

Vladivostok branch of cancer research institute of Tomsk scientific center, clinic №12, Vladivostok medical college, Vladivostok

Summary

Results of sociological studies precisely reflect positive and negative tendencies of domestic public health services development and they should be used as an objective criterion of medical services quality estimation. They may help to improve efficiency of both municipal and for profit healthcare providers.

ках врачей также свидетельствует о том, что приток молодых кадров в поликлиническое звено совсем небольшой: почти 71% врачей поликлиник имеют стаж работы от 16 до 40 лет, причем более половины врачей (58,1%) имеют стаж работы от 16 до 30 лет, а 16,3% отработали от 31 до 40 и более чем 40 лет.

Только немногим более половины врачей поликлиник (54,6%) удовлетворены своей работой как таковой, отношениями в своих коллективах довольны 77,3% опрошенных. Вместе с тем, большая часть врачей не удовлетворены заработной платой - 82,6%, и не удовлетворены уровнем трудовой нагрузки 67,4%.

По мнению 66% поликлинических врачей города, при таком положении профессиональная деятельность вообще не способна обеспечить их материально. Такие выводы подтверждают данные о том, что 76,2% врачей работают в поликлиниках только на одну ставку и 23,8% — на полторы ставки. При этом свои доходы оценивают как низкие и ниже среднего почти 60% поликлинических врачей.

Из всех 220 зарегистрированных и имеющих лицензии на частную медицинскую деятельность

были выбраны для работы 11 учреждений, при этом критерием отбора послужил вид деятельности — выбраны те учреждения, видом деятельности которых заявлены амбулаторный прием и лечебно-диагностическая деятельность. Врачи стоматологических клиник в опросе не участвовали. Почти каждый третий врач (28%) частного медицинского учреждения был в нем совместителем, при этом постоянным местом работы их были государственные и муниципальные больницы и поликлиники. Возраст участников данного проекта колебался от 28 до 61 года. Из числа опрошенных 15% врачей имеют ученую степень, 34% — высшую и первую квалификационные категории. Около 92% опрошенных врачей частных клиник удовлетворены своей работой в целом, удовлетворены отношениями в коллективе и с пациентами; 95% врачей удовлетворены условиями труда.

Около 10% врачей выразили неудовлетворение заработной платой и уровнем трудовой нагрузки. Вместе с тем 95% респондентов ответили, что видят материальную заинтересованность в том, чтобы как можно больше и качественнее обслуживать пациентов, и все 100% опрошенных убеждены, что врачебная деятельность способна материально их обеспечить.

Все врачи положительно относятся к оплате пациентами медицинских услуг, так как эти затраты только способствуют повышению качества оказания медицинской помощи пациенту. Из общего числа опрошенных только 1/3 врачей частных клиник в анкетах отмечали, что они имеют жесткий регламент времени на прием пациента, остальные 2/3 врачей ответили, что принимают пациента столько, сколько считают нужным, и в этом они видят преимущество перед государственными поликлиниками. Все 100% опрошенных врачей убеждены в том, что имеющееся оснащение их учреждений диагностическим и лабораторным оборудованием и квалификация их сотрудников позволяют провести обследование и лечение на высоком профессиональном уровне. Ни у кого из врачей не возникало трудностей с учебой и повышением квалификации.

По уровню месячного дохода врачи распределились следующим образом: доход от 3000 до 4000 руб. имели 8% опрошенных врачей, от 4000 до 5000 руб. — 11% (этот уровень дохода приходится на врачей молодого возраста и с небольшим общим стажем работы); доход от 5000 до 6000 руб. — 15% респондентов; от 6000 до 7000 руб. — 25%; от 8000 до 10 000 руб. - 13,5%; свыше 10 000 - 13,5% опрошенных врачей частных медицинских структур. При этом свой доход считают средним 58% врачей, выше среднего — 11%, ниже среднего и низким — почти каждый третий врач (28,8%). Свыше 95% участников анкетирования на вопрос "Какая, как вы считаете, должна быть заработная плата врача?" ответили — от 20 до 30 тыс. руб. в месяц и выше, но не менее 15 тыс. рублей.

Нами были подвергнуты опросу 89 пациентов частных медицинских учреждений г. Владивостока, мужчин было 23 (25,8%) чел., женщин — 66

(74,2%) чел. Возраст опрошенных пациентов колебался от 13 до 70 лет, средний возраст составил 32,0 года. По группам социальной принадлежности пациенты распределились следующим образом: сотрудники коммерческой сферы — 31,5%, работники бюджетной сферы — 24,7%, учащиеся и студенты — 20,2%, домохозяйки — 7,9%, пенсионеры — 6,7%. По месту работы и типу организаций пациенты были сотрудниками предприятий торговли, бытового обслуживания и сферы услуг — 21,3%, образовательных учреждений — 11,2%, финансово-кредитных организаций — 7,9%, промышленных предприятий — 6,7%.

Посетители имели высшее образование в 48,3% случаев, среднее специальное — 23,6% пациентов, незаконченное высшее — 12,4%, среднее — 12,4% пациентов. Высокий образовательный уровень пациентов частных медицинских структур свидетельствует о полном и правильном осознании вопросов анкеты и объективных ответах на эти вопросы.

Вопрос "Что привлекает вас в работе частных поликлиник?" можно перефразировать и упростить иной формулировкой: "Почему вы пришли именно в частную поликлинику?" Мы получили исчерпывающие ответы, по частоте убывания которые были распределены следующим образом:

1) внимание со стороны медперсонала — 52,8%;

2) отсутствие очередей — 51,7%;

3) качество лечения — 49,4%;

4) современное оборудование — 49,4%;

5) возможность быстро пройти все обследования - 43,8%;

6) достаточное время для приема, врач не торопится — 39,3%;

7) высокая квалификация врачей — 31,5%;

8) аккуратный интерьер клиники — 27,0%;

9) удобный график работы — 23,6%.

Ответы респондентов позволяют констатировать, что 42,7% пациентов посещают частные клиники регулярно и по мере необходимости с готовностью оплачивают все медицинские услуги. Около половины пациентов (49,3%) пользуются услугами частных медицинских учреждений только когда необходимо быстро пройти обследование или сдать анализы, и только 7,8% пациентов пользуются их услугами лишь в тех случаях, когда в государственных поликлиниках или больницах не могут получить той или иной медицинской помощи. В частных медицинских учреждениях около 45% посетителей проводят в ожидании врача до 15 мин, 36% пациентов ожидают своего приема от 15 до 30 мин, и около 19% — от 30 до мин до 1 ч. При этом оценивают качество оказываемых медицинских услуг как отличное 40,4% опрошенных, хорошее — 47,0%; среднее качество отмечают 5,6% опрошенных. Затрудняются в оценке качества работы врача 7,0% респондентов, но плохое качество не было отмечено ни одним из них. Таким образом, большая часть посетителей (87,4%) отмечают отличное и хорошее качество оказываемых им медицинских услуг в частных клиниках.

Около 2/3 пациентов (59,5%) считают достаточным время продолжительности врачебного приема, но каждый пятый (20,2%) считает время приема недостаточным, и 18,0% пациентов затрудняются дать правильную оценку продолжительности приема врача частной клиники. При этом большая часть опрошенных пациентов (88,8%) увидели внимательное к себе отношение со стороны медицинского персонала, только 5,6% оценили к ним отношение как равнодушное, и 5,6% не решились правильно оценить отношение к себе в частной клинике.

При оценке работы своего лечащего врача 61,8% пациентов дали оценку "пять", хорошо оценили работу 21,3% пациентов, удовлетворительную оценку дали 5,6% респондентов. Не решились оценивать работу врача 6,7%. Таким образом, положительную оценку работы врача дали 83,1% опрошенных пациентов. Отношение к платным медицинским услугам выразили пациенты частных клиник по-разному: суммарно всех положительных ответов 74,1% против 25,9% (сумма безусловно-отрицательных ответов 12,4% и потенциально отрицательных 13,5%, которые затруднились ответить).

Произведен анкетный опрос 471 пациента муниципальных поликлиник г. Владивостока. Возраст опрошенных колебался от 18 до 85 лет, средний возраст посетителей составил 43 года. Женщин было 82,7%, мужчин — 17,3%. Среди пациентов 21,8% имели группу инвалидности. Посетили поликлинику впервые 6,8% пациентов, только один раз в текущем году 30,5%, от 2 до 5 раз — 41,4%, свыше 5 раз — 21,3% опрошенных пациентов. Среди основных причин, заставивших пациентов обратиться в муниципальную поликлинику, отмечены обострение хронического заболевания — 42%, острое заболевание (ОРВИ, грипп, острый бронхит, пневмония) — 31%, необходимость выписать льготный рецепт — 15%, для прохождения медицинского осмотра — 8%, для диспансерного осмотра — 4% пациентов.

На вопрос о возможности выбора врача 47% респондентов считают, что лечащего врача они не выбирают, что они идут к тому, к которому направляют в регистратуре, и выбрать врача не представляется возможным. Вместе с тем, 40% пациентов муниципальных поликлиник при выборе врача обращают внимание, прежде всего, на профессионализм специалиста.

Ожидают приема врача в пределах 15 мин 18% опрошенных пациентов, от 15 до 30 мин — 34% пациентов, от 30 мин до 1 ч — 27%, от 1 до 2 ч — 5% и свыше 2ч— 12% опрошенных. В поликлиниках города ожидают проведение плановых диагностических процедур (УЗИ, гастроскопия и другие) сроком до 1 нед. 64% пациентов, от 1 до 2 нед. — 25%, от 2 до 3 нед. — 6% и более 1 мес. — 1% пациентов. Вместе с тем, удовлетворены сроками лечения в поликлиниках 78% опрошенных, 22% пациентов — не удовлетворены.

Пациенты отмечают, что труднее всего попасть на прием к узким специалистам: к невропатологу отметили 24% опрошенных, окулисту

- 20%, ЛОР-врачу - 18%, хирургу - 13%, урологу — 9%, кардиологу — 8%, ревматологу

— 4% пациентов. Только 40% опрошенных пациентов считают, что достаточно времени у врача поликлиники для полноценного приема больного, 33% считают, что времени не достаточно, и 27% затрудняются правильно ответить на данный вопрос.

Около 80% опрошенных отметили внимательное к себе отношение со стороны врача, равнодушное и невнимательное отношение к себе увидели 12% пациентов поликлиник, и 7% не смогли дать правильный ответ. Удовлетворены качеством обследования и лечения в поликлиниках 74% пациентов, не удовлетворены 12% и затруднились ответить 14% пациентов. Удовлетворенность лечением по 5-балльной системе оценили на хорошо и отлично 66% опрошенных, удовлетворительно — 5%, затруднились ответить 28% пациентов. Работу медицинских сестер поликлиник оценили на "хорошо" и "отлично" 68% пациентов, "удовлетворительно" — 4%, и затрудняются с ответом 28% опрошенных. Работой младшего медперсонала удовлетворены на "хорошо" и "отлично" только 27% пациентов поликлиник, затруднились ответить 69% опрошенных.

По качеству обслуживания в поликлиниках не удовлетворяют пациентов, прежде всего: организация приема пациентов (везде очереди, путаница) — 22%; плохая работа регистратур - 20%; низкое качество обслуживания —■ 12%; отсутствие ремонта, низкая комфортность — 10%. Вместе с тем, пациенты отмечают как хорошие показатели работы поликлиник: высокую квалификацию врачей — 40% пациентов, внимательное отношение со стороны врачей — 28% и со стороны медицинских сестер — 20% опрошенных. Около 94% опрошенных пациентов знают фамилию своего лечащего и участкового врача, и 6% — его не знают, при этом оценивают работу своего врача на "хорошо" и "отлично" 81% пациентов, "удовлетворительно" — 2% и затрудняются ответить 19% опрошенных.

Лечащий врач, как профессионал, вполне устраивает 81% опрошенных пациентов поликлиник города, не устраивает 2% пациентов, и 17% затруднились ответить На данный вопрос. Из всего числа опрошенных 81% доверяют своему лечащему врачу, но 6% не доверяют, и 13% не высказали готовность дать ответ на этот вопрос.

Свое отношение к платным медицинским услугам выразили пациенты по-разному, но отрицательное отношение выразили 52%; положительное — 17%; затруднились ответить — 23%.

Таким образом, развитие частного (негосударственного) сектора медицинских услуг в период переходной экономики России следует рассматривать как одно из состоявшихся органических звеньев реформирования отечественного здравоохранения, связанного с социально-экономическим положением граждан, их платежеспособностью и возможностями выбирать те услуги, которые они могут оплатить.

Литература

1. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 528 с.

2. Стародубов В.И. // Экономика здравоохранения. 1997. №7. С.11-16.

Официнальным видом рода Fragaria L. является земляника лесная (Fragaria vesca L., семейство Rosaceae — розоцветные), произрастающая в европейской части России, Западной и Восточной Сибири [1, 8].

В научной медицине земляника лесная применяется как мочегонное (листья) и витаминное (плоды) средство. Химический состав этого растения, являющегося в последнее время предметом исследования многих авторов, изучен достаточно подробно [4-7]. Установлено, что основной группой действующих веществ, которая определяет ряд фармакологических эффектов листьев земляники, является комплекс фенольных соединений, в частности флавоноидов [2, 7].

В Дальневосточном государственном медицинском университете на кафедре фармакогнозии и ботаники проводится изучение дальневосточного вида земляники, близкородственного (викарного) официальному — земляники восточной (F. orientalis Losinsk.).

Земляника восточная применяется в народной медицине по тем же показаниям, что и земляника лесная, но для официального признания дальневосточного вида требуется ее дополнительное изучение, в том числе и по вопросам стандартизации сырья.

Цель исследования — разработка методики количественного определения флавоноидов в листьях земляники восточной с использованием дифференциальной спектрофотометрии. Для проведения исследований использовали образцы сырья, собранные в разных районах Амурской области, Хабаровского края, Приморского края и Республики Саха (Якутия). Сырье заготавливали в 2003-2004 гг. в фазу цветения растения.

3. Шевченко Ю.Л. // Экономика здравоохранения. 1999. №11, 12. С.5-13.

4. Щепин О.П. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №3. С.7-10.

5. Шильникова Н.Ф., Ходакова О.В. // Здравоохранение. 2004. №10. С.38-42.

Резюме

Разработана спектрофотометрическая методика для количественной оценки суммы флавоноидов в листьях земляники восточной. Определение предложено проводить методом дифференциальной спектрофотометрии с использованием реакции комплексообразования флавоноидов экстракта листьев земляники с раствором алюминия хлорида в кислой среде. Относительная погрешность определения при Р=95% составляет 1,45 %. Установлено, что содержание суммы флавоноидов в исследованных образцах земляники восточной в пересчете на рутин составляет 2,11-4,22 %.

G.Y. Mechikova, E.V. Zaguzova, Т.А. Stepanova

QUANTITATIVE DETERMINATION OF TOTAL

FLAVONOIDS IN THE LEAVES OF FRAGARIA VESCAL

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

The spectrophotometry: method for quantative determination of total flavonoids in the leaves of Fragaria vesca L. is developed. It is suggested to complete the determination by means of differential spectrophometry after the reaction of flavonoid chelat formation of the leaves of Fragaria vesca L. extract with the solution of aluminum chloride in acid bath. The relative error of determination with confidence probability p=0,95% makes 1,45 percent. The amount of total flavonoids in given samples of the leaves of Fragaria vesca L. in rutin equivalent averages 2,11 to 4,22 percent.

Флавоноиды представлены в листьях земляники восточной различными структурными группами, поэтому при выборе стандартного вещества и аналитической длины волны для количественного

□ □□

УДК 615.322: 582.734.4 (571.6)

Г.Я. Мечикова, Е.В. Загузова, Т.А. Степанова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ ФЛАВОНОИДОВ В ЛИСТЬЯХ ЗЕМЛЯНИКИ ВОСТОЧНОЙ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.