МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 332.012.2:332.154
И.С. Мангутов, В.Н. Скворцов
Организационные технологии и нормативы в управлении социально-экономическими системами
В общем комплексе видов управленческой деятельности в социальноэкономических системах (СЭС) рассматривается организационное управление (ОУ) как основополагающий вид. Излагаются теоретические и методические вопросы организационных технологий и нормативов - главных элементов содержания ОУ. Обосновываются результаты и возможности их практического использования.
In general complex of types of management activities in socio-economic systems (SES) the organizational management is regarded (OM) as a fundamental type. Theoretical and methodological issues of organizational technologies and standards -the main elements of the OM content - are presented. The results and opportunities of their practical use are substantiated.
Ключевые слова: социально-экономическая система, организационные технологии, организационные нормативы, информационно-функциональные нормативы, карта организационных технологий.
Key words: socio-economic system, organizational technologies, organizational standards, information-functional standards, map of organizational technologies.
Различные концепции современного научного менеджмента в его классическом понимании внутрифирменного управления многообразны, но до сих пор по большому счету теоретически в отечественной науке никак не обоснованы, кроме очевидных заимствований* 1. Это проявляется среди прочего в неустойчивости и противоречивости применяемого понятийно-категориального аппарата научного ме-неджмента2, когда многие термины (например, «организационное управление», «организационное решение», «организация» (как
© Мангутов И.С., Скворцов В.Н., 2015
1 Так, имеются примеры, когда в научных журналах под рубрикой «менеджмент» публикуются статьи, относящиеся явно к предмету других научных (учебных) дисциплин.
2 См., например: [7; 8].
76
управленческая функция) и пр.) в разные периоды времени и с разной степенью частоты применялись в научной литературе с различными взглядами на сущность отражаемого ими содержания. Поскольку организация (организовывание) как функция управления является первичной по отношению к остальным функциям, считаем такое положение в науке с позиций возможностей современной отечественной науки нетерпимым. Подобное положение следует исправить, подробно рассмотрев организационные основы менеджмента как практического управления любыми социальноэкономическими системами (СЭС).
Итак, по мнению авторов, в том числе высказанному ранее [2, с. 235-245], организация как функция управления является, прежде всего, общей системной функцией любых СЭС, охватывающей их формирование и пронизывающей все сферы и процессы их функционирования.
В самом деле, любая система есть такой структурный набор необходимых функционально взаимосвязанных элементов, который обеспечивает ей устойчивость функционирования (развития, смены режимов для динамических систем) с целью выполнения ее предназначения. В человеческих организациях такими элементами являются функционально взаимосвязанные структурные подразделения и отдельные должности персонала (например, руководителей). Следовательно, организационные системы есть основа СЭС, на базе которых формируется: технико-технологические, экономические, политические, социальные (в узком смысле слова), правовые системы, а менеджмент как управленческая деятельность в системах разного уровня (учитывая и государственный макроуровень с его многочисленными функциональными сферами) включает соответствующие им основные типы управления, в том числе организационное.
Именно содержание деятельности по формированию и последующей (практически непрерывной) корректировке организационных систем и является главной задачей при осуществлении функции «организация» и предметом организационного управления. А объектом его выступают организационные системы СЭС с различными уровнями рациональности их разнообразных оргструктур, информационно-функциональных связей, видов разделения и кооперации труда, его организации, включая производственные и управленческие процессы. В этой сфере принимаются «организационные решения» управления.
77
Что же касается других широко известных функций менеджмента (управления), то при их реализации организационная деятельность приобретает организационную форму (например, выдача задания, определение ресурсов и сроков выполнения, инструктаж, определение исполнителей и т. п.). Соответственно, содержательная часть этой формы, оцениваемая критериями ее организационной рациональности, также, по мнению авторов, должна являться задачей организационного управления в виде разработки организационных технологий и нормативов.
Под организационной технологией следует понимать аналитически обоснованный процесс функциональной или иной целевой деятельности по структурным его этапам и операциям, отражающий их рациональную последовательность, необходимость и достаточность релятивной информации, методов, источников и сроков ее получения с учетом приоритетности и периодичности во времени исполняемых функций и видов деятельности .
С организационными технологиями тесно связаны организационные нормативы, которые или непосредственно включаются в технологическую документацию, или оформляются в ней в виде адресных источников их наличия. Последние представляют собой тематические четкие изложения определенных положений, отражающих внутрифирменные и внешние ценностные и нормативные установки, регламенты.
Наглядными примерами организационных технологий могут служить соответствующие документы, определяющие действия ответственных лиц и персонала СЭС в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни людей (пожары, технологические взрывы, военные действия - «гражданская оборона» и т. п.). Примеры организационных нормативов - это уставы и миссия организаций, «кредо руководства», распорядок рабочего дня предприятия, положения о подразделениях, должностные инструкции и т. п.
Практическая актуальность проблемы заключается в том, что в рациональности организационных систем и организационного управления заложены значительные резервы роста производительности труда и эффективности менеджмента. Именно с организационных технологий Ф. Тейлора берет свои истоки современный научный менеджмент. При этом они свойственны не только коллективным, но и индивидуальным формам труда. В последнем случае оргтехнологии субъектов должны охватывать не только рациональную организацию условий их деятельности, но и корректируемый со
78
временем набор минимально необходимых, но достаточных операций с точки зрения затрат труда и его эффективности. С этих позиций исследования Ф. Гилберт, Л. Гилберт, А. Гастева по поиску такой структуры рабочих движений непосредственно в трудовом процессе работников разных профессий, по нашему мнению, и является научно обоснованной разработкой организационной технологии их труда. Заслуживает внимания тот факт, что основным инструментом при этом использовались секундомер и кинокамера, бесспорно доступные сегодня и нашим организациям.
Подобно техническим технологиям, в качестве основного носителя информации оргтехнологии должна использоваться ее технологическая карта, которая для разных организационных процессов может иметь разнообразные формы и содержание.
Для этих целей, например, пригодна широко известная и достаточно апробированная практикой система сетевого планирования и управления (СПУ) (рис. 1).
Рис. 1. Сетевой график организационной технологии (А1, А2, Аз - операции; 0 - завершенное событие)
Длина линий в сетевом графике означает временные интервалы продолжительности операций (видов работ), которые могут наноситься над ними цифрами. Внизу схемы оргпроцесса может размещаться дополнительная нормативная информация или ссылка на нее.
На рис. 2 показана другая структура внутреннего содержания «карты организационной технологии».
79
Карта организационной технологии
Профессия_________________________Должность_____
Служебная функция______________________________
(вид деятельности, работы)
Структурная схема процесса
Этапы
Особые требования к операциям и этапам работ
№ 1 № 2 № 3 № 4
1 1 1 1
2 2 2 2
3 и т. д. 3 3 3
Рис. 2. Схема карты организационной технологии
Организационная модель принятия решения руководителем разработана В. Врумом и Ф. Йитоном в 1973 г. Она представляет собой горизонтальную графическую сеть типа «дерево», «ветви» которого образуются из альтернативных ответов «да», «нет» самого руководителя на последовательный ряд следующих вопросов.
1. Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим?
2. Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение?
3. Структурирована ли проблема?
4. Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения?
80
5. Если я приму решение самостоятельно, есть ли у меня достаточная уверенность, что оно будет поддержано моими подчиненными?
6. Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему?
7. Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными?
В результате последовательных альтернативных ответов получается 14 «ветвей» «дерева», на основе которых обосновываются три типа принятия управленческого решения: коллективное, единоличное, комбинированное с пятью стилями поведения руководителя [6, с. 507-510].
В этот же период была разработана «информационнотехнологическая карта организации труда ИТР», которая представляла собой комбинацию организационной технологии и организационных нормативов (таблица). Указанная карта, заполненная на мастера, была издана ГОСИНТИ в 1968 г. под рубрикой «Передовой научно-технический и производственный опыт» [5].
В этой связи логически возникает вопрос о достаточности и эффективности использования в современных условиях отечественных и зарубежных научных разработок и практического опыта организационного управления. Хорошо известно, что инновации, в частности такие их формы, как изобретательство, рационализаторство, как в прошлом, так и сегодня охватывают в основном техникотехнологическую сферу, оставляя не задействованной творческую активность значительной доли персонала организаций [4]. Вместе с тем в 1960-х гг. на предприятиях страны получили массовое распространение «Новочеркасская система оперативно-календарного планирования» и «Саратовская система бездефектного изготовления продукции», одним из элементов которой являлся ежемесячный «День качества» (производственное совещание под руководством первого руководителя). Эти нововведения для того времени вполне были организационными изобретениями и могли быть научно обоснованы 1.
1 Так, главный инженер Саратовского предприятия-новатора (по неформальной информации) защитил на базе указанных инноваций докторскую диссертацию.
81
Таблица
Инструкционно-технологическая карта организации труда ИТР
Предприятие Отдел (цех) ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРАГНИЗАЦИИ ТРУДА ИТР «Утверждаю»
Лаборатория (участок), бюро, группа Директор
Должность Дата
Назначение подразделения Функциональные обязанности инженерно- технического работника Функциональные права инженернотехнического работника Функциональные ответственность инженернотехнического работника Рекомендуемая структура содержания труда по укрупненным элементам Количество лиц, находящихся в подчинении
Наимено- вание работ % Время, мин Инженеров Техников Рабочих и служащих
Основные методы-рекомендации
Количество единиц оборудования
Энергети- ческого Техноло- гического Вспомога- тельного
Кол-во основных рабочих мест Кол-во технологических операций
Административно-функциональные связи
Рабочее место и условия труда
Наименование оборудования (факторов) Кол-во Тип, марка, габариты (норма)
Порядок и сроки предоставления отчетов
Форма и вид Кому Срок
Требования к специалисту Порядок оценки работы и аттестации специалиста Возможная перспектива продвижения Рекомендуемая структура рабочего дня Порядок и сроки предоставления отчетов
Часы Наименование выполняемых работ Виды контроля Форма и метод контроля Срок
Система оплаты труда и поощрения Порядок поступления информации
Характер Источник поступления и форма Срок
Перечень инструцкционно-методических материалов
Наимено- вание Инвен- тарный номер Место хранения
Составил Согласовано Рассмотрел Кем внесены изменения Дата № документа
Дата Нач. отдела НОТ Дата Главный инженер Дата
Нач. цеха Нач. ОТиЗ
82
Разработка организационных технологий и нормативов с учетом научных достижений и доступного передового опыта позволяет со временем создать желательную информационно зафиксированную организационную систему предприятия. Новые совершенствования и достижения в этой области будут базироваться на уже имеющихся, что позволит:
•определять рационализаторство и творческую активность персонала;
•проводить диагностику фактического состояния;
•выявлять отклонения от соблюдения технологий и нормативов и наилучших их исполнителей;
•более предметно вести внутрифирменное обучение персонала и конкретное распространение собственного опыта лучшего владения организационным управлением.
Оргтехнологии и нормативы, прежде всего, могут охватывать в любой СЭС такие массовые организационные процессы, как:
•проведение деловых совещаний различного характера и уровня; •проведение коллективных собраний;
•информационные деловые связи между подразделениями и должностными лицами (содержание, характер, адресность, форма, сроки);
•телефонные и компьютерные коммуникации;
•командировки сотрудников;
•организационное поведение и порядок оформления отчетности; •согласование проблемных предложений и деловых документов, отчетов, писем;
•подготовка и принятие управленческих решений для разных уровней управления;
•прием и увольнение кадров с учетом разного их статуса; •адаптация новых работников (по категориям: руководители, специалисты, рабочие, служащие);
•диагностика оргструктур управления и структур состава персонала;
•прием посетителей и сотрудников;
•оформление рацпредложений, изобретений и патентов; •осуществление функций учета, контроля, планирования и стимулирования и др.
Таким образом, многие организационные проблемы могут быть успешно решены или даже не возникнуть, если задача рациональной организационной собственной деятельности будет реально поставлена перед каждым подразделением, руководителем и специалистом соответствующей СЭС, например, будучи внесенной в соответствующие документы, регламентирующие их деятельность
83
(«Положение о подразделениях», «Должностная инструкция работника» и пр.). Методическое руководство этими разработками могли бы осуществлять внутрифирменные или же межфирменные (на кооперационной основе) специальные структуры (центры, отделы, группы) наподобие широко распространенных ранее подразделений НОТ.
По мнению авторов, как и по мнению других специалистов [1; 3], необходимость повышения эффективности организационных систем и отношений в СЭС сегодня особенно актуальна, и задача ученых в этой связи - предоставить практикам необходимый теоретический и методический инструмент.
Список литературы
1. Винокуров М. Без кадровой реформы не обойтись // Аргументы недели. -2014. - № 4 (435) - 11 - 13 Х1.
2. Мангутов И.С. Организация как системная функция и форма управленческого воздействия // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. IV Международная научно-практическая конференция, 27.12.2013: сб. ст. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 235-240.
3. Мангутов И.С. Карьерный менеджмент. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2005. - С. 79.
4. Мангутов И.С. Управление предприятием и инженер. - Л.: ЛГУ, 1977. -С. 197-207.
5. Мангутов И.С. Инструкционно-технологическая карта организации труда ИТР. - М.: ГОСИНТИ. - № 358 - 583/17.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. -М.: Дело, 1992. - С. 507-510.
7. Скворцов В. Н. Теория управления социально-экономическими системами в сфере образования: общие проблемы исследований // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - Т. 6. Экономика. - 2011. - № 3. - С. 83-97.
8. Черкасская Г. В. Итоги развития отечественной теории управления социально-экономическими системами в конце ХХ - начале ХХ1 в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - Т. 6. Экономика. - 2012. - № 3. - С. 8-21.
84