Научная статья на тему 'Организационные ритуалы как механизм формирования корпоративной идентичности'

Организационные ритуалы как механизм формирования корпоративной идентичности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1491
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛ / ФУНКЦИИ РИТУАЛА / КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВУЗОВСКОЕ СООБЩЕСТВО / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дагаева Елена Александровна

Статья представляет собой теоретический анализ проблемы влияния ритуалов на формирование корпоративной идентичности вузовского сообщества. Автором рассмотрено понятие ритуала, а также социологический, этологический и семиотический подходы к его изучению. Подробно проанализированы функции ритуалов в соответствии с классификациями, предложенными Э. Дюркгеймом и К.С. Сарингуляном. Предложено авторское определение корпоративной идентичности, а также рассмотрена ее структура. Проанализированы содержание и виды организационных ритуалов в контексте формирования отдельных компонентов корпоративной идентичности вузовского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные ритуалы как механизм формирования корпоративной идентичности»

Е.А. ДАГАЕВА, канд. соц. наук, доцент каф. рекламы ТИУиЭ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РИТУАЛЫ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья представляет собой теоретический анализ проблемы влияния ритуалов на формирование корпоративной идентичности вузовского сообщества. Автором рассмотрено понятие ритуала, а также социологический, этологический и семиотический подходы к его изучению. Подробно проанализированы функции ритуалов в соответствии с классификациями, предложенными Э. Дюрк-

Ритуал, функции ритуала, корпоративная идентичность, вузовское сообщество, внутриорганизационная коммуникация.

Настоящая и неограниченная эффективность приходит в компанию через вовлечение каждого отдельного сотрудника в жизнь организации.

Джек Уэлч.

геймом и К.С. Сарингулянам. Предложено авторское определение корпоративной идентичности, а также рассмотрена ее структура. Проанализированы содержание и виды организационных ритуалов в контексте формирования отдельных компонентов корпоративной идентичности вузовского сообщества.

Системные изменения внешней среды, в которой вынуждены сегодня функционировать российские вузы, выдвигают проблему формирования и поддержания корпоративной идентичности - как осознания принадлежности к своей организации, вовлеченности в дела компании, приверженности - на одно из первых мест. Признание данного факта обусловливает актуальность проблемы изучения механизмов формирования и поддержания корпоративной идентичности.

Однако на сегодняшний день в отечественной науке не существует единого устоявшегося определения корпоративной идентичности, как, впрочем, и фундаментальных разработок в данной области. Можно говорить лишь об отдельных результатах концептуального и методологического плана, значимых для познания такого сложного многоаспектного феномена.

В рамках данной статьи под корпоративной идентичностью мы будем понимать результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенной организации, определенную степень отождествления себя с ней. Как мы уже указывали в одной из своих работ, в структуре корпоративной идентичности присутствуют следующие компоненты: когнитивный - знания об организации, ее истории, ценностях, традициях, нормах; осознание себя ее членом на основе определенных дифференцирующих признаков; аффективный, отражающий отношение к собственной корпоративной общности, представленный позитивными или негативными атштюдами, это переживание своего тождества с организацией, а также отделения от других. Следует также выделить ко-нативный компонент как результат интериоризации ценностей, правил и норм поведения, принятых в организации, в мотивационную структуру индивида и реализацию их на практике [3].

Индикаторами развитой корпоративной идентич-ности являются:

- осознание себя членом организации, переживание тождества с ней, а также обособления от конкурирующих организаций;

- высокая степень осведомленности об истории, целях, ценностях организации;

- наличие позитивных атштюдов по отношению к организации;

- высокая степень принятия ценностей организации;

- личностная значимость целей организации;

- осознанное соблюдение норм, правил корпоративного поведения;

- приверженность организации.

Что касается механизмов формирования корпоративной идентичности, то, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, в их основе лежат коммуникативные процессы [6, 8, 11, 12].

Так, Н.Ю. Пименова отмечает, что основными элементами организационной культуры, оказывающими непосредственное воздействие на формирование и развитие корпоративной идентичности, выступают корпоративные коммуникации, корпоративный дизайн и корпоративное поведение, являющиеся, по сути, разновидностями коммуникации [7]. Как указывает А. Фисун, благодаря системе внутрикорпоративных коммуникаций сотрудник компании видит не только фрагмент «корпоративного пространства», но и всю картину в целом, тем самым он чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями [11].

Посредством комплекса вышеперечисленных каналов коммуникации формируется корпоративное поведение сотрудников, проявляющееся как на внешнем, так и на внутреннем уровне корпоративной среды. Особый исследовательский интерес для нас представляют универсальные механизмы формирования данного образования, пронизывающие весь процесс внутриорганизационной коммуникации - символы, как в их материальном, так и нематериальном выражении, и в частности, такой их вид, как ритуалы.

Ритуал (от лат. тИш - «обряд», «служба») - явление, сформированное в недрах традиционной культуры, служившее средством объяснения устройства мира и воздействия на него. По справедливому замечанию Л.А. Карнацкой и В.Ф. Петренко, в основу ри-

ту ала изначально был заложен ритм природы, а сам ритуал должен был приспособить ритм человеческой деятельности к ритму космоса. Упорядочивая окружающий мир, человек упорядочивал и собственное внутреннее пространство : с помощью ритуала он мог не только постигать мистический опыт, но и ощущать себя уверенно, быть одним целым с природой [5].

Рассмотрение и понимание сущности ритуала многоаспектно и зависит от методологической позиции исследователя. В рамках социологического подхода акцентируется внимание на коммуникативной и со -циализирующей функции ритуала, его непосредственной связи с жизнью человеческого общества (Э. Дюрк-гейм, М. Вебер, М. Мосс). Так, с точки зрения Дюрк-гейма, жизнь любого общества осуществляется как бы в двух областях, никак не связанных друг с другом и имеющих качественно различную природу : области «священного» или «сакрального» (le sacre) и области «мирского», «профанного» (le profane). Не существует объективного критерия, отделяющего одну область от другой, однако каждый носитель культуры отчетливо ощущает их качественное различие и в каждой конкретной ситуации может сказать, относится ли она к сакральному или профанному. Более того, он хорошо осознает, что они принадлежат качественно различным областям бытия, не имеющим между собой ничего общего. Выделенная оппозиция универсальна для всех культур и связана с индивидуально-коллективной природой человека : сакральное выражает общественное начало в человеке. Э. Дюркгейм определяет ритуал как систему правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов. Он же предлагает и первую развернутую классификацию ритуалов: табу, имита-тивные ритуалы, «мемориальные» ритуалы («культ предков»), очистительные ритуалы («траур»). Магия, связанная с индивидуальным опытом человека, относится им к сфере профанного, хотя тоже имеет свою догматическую и обрядовую составляющие [14].

Эгологический подход отождествляет ритуал и культуру, интерпретируя ритуал как прооснову языка и ценностных систем. Известный австралийский этолог К. Лоренц отмечал, что в процессе ритуализации возникают формы поведения, значимые для всего сообщества и потому обязательные для воспроизведения каждым его членом. По меткому выражению К. Лоренца, ритуалы - это своеобразная «смирительная рубашка», которую надевает на человека культура. По мнению исследователя, ритуалы способствуют взаимопониманию членов коллектива, сдерживают потенциально опасные для него формы поведения, способствуют возникновению традиционной системы ценностей и поддерживают сплоченность группы как в плане внутренней общности, так и в смысле отличия и изоляции от других подобных групп [4].

Семиотический подход трактует ритуал как текст и как явление, порожденное мыслью человека, здесь ритуал выступает как система выразительных средств (АК. Байбурин, Ю.М. Лотман, В. Фукс, А Рэдклиф-Браун). Так, А К. Байбурин интерпретирует ритуал как символическую форму поведения, имеющую свою грамматику, синтаксис и лексику, то есть представ -

ляющую собой особый текст. Как отмечает АК. Байбурин: «В ритуале конструируется особого рода реальность - семиотический двойник того, что было «в первый раз» и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни... Риту ал как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение» [1].

Близкой точки зрения придерживается В.В. Емельянов. Автор рассматривает ритуал как «символическую форму поведения живых организмов, связанную с их адаптацией к условиям окружающей среды, направляющую и упорядочивающую их жизненную активность, способствующую возникновению коммуникативных и ценностных систем и служащую основным материалом для образования новых форм поведения, согласованных со своими образцами» [4].

Опираясь на семиотический подход, который нам представляется наиболее плодотворным в контексте анализируемой проблемы, в качестве базового мы будем использовать определение ритуала, предложенное Е.В. Яговдик: «Ритуал - это форма организации социального поведения, использующая символ для сохранения, повторения и трансляции ключевых ценностей общества и способная трансформироваться с целью создания оптимальных условий для существования и функционирования социальных структур» [4].

При всем многообразии подходов к изучению ритуала общим для них является признание его адаптационной и коммуникативной сущности: благодаря ритуалам человек оказывается «вписанным» в культуру своего сообщества, а также может быть встроенным в систему социальных отношений иной культуры. Ритуал, внося ясность и порядок, устраняет хаос, упорядочивает жизненное пространство человека, и это далеко не единственная его функция.

Как мы уже указывали выше, одна из наиболее известных классификаций функций ритуалов была предложена Э. Дюркгеймом в его фундаментальном труде «Элементарные формы религиозной жизни» [14]. Выделенные им функции ритуала в своей совокупности обеспечивают такой психологический настрой коллектива, результатом которого является осознание единства, причастности к нему.

Интегрирующая функция способствует периодическому обновлению и утверждению сообщества, укреплению его единства. Ритуал посредством воздействия на эмоциональную сферу способствует осознанию солидарности, взаимосвязанности, единства членов коллектива.

Функция социализации индивида: с помощью ритуалов осуществляется подготовка индивида к выполнению социальных ролей, формируются качества, без которых существование в обществе становится невозможным.

Воспроизводящая функция направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. По Э. Дюркгейму, любое социальное объединение требует постоянного подтверждения, поддержания и восстановления связи не только друг с другом, но и между предками и потомками, прошлым

и настоящим. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и в конечном итоге - свою социальную сущность.

Психотерапевтическая функция ритуала способствует обретению психологического комфорта и приобретает особое значение в кризисных ситуациях. Когда существование сообщества оказывается под угрозой, осуществление ритуалов позволяет достичь чувства сопереживания, солидарности, что в определенной степени компенсирует негативные переживания.

Заслуживающей внимания можно также считать классификацию К.С. Сарингуляна, который предложил сгруппировать функции ритуала в соответствии с их направленное тью.

К группе функций, выражающих дистанцирующую направленность культуры, он относит такие, как:

- поддержание определенной иерархии социальных статусов (стратификация);

- членение времени (хронометрия);

- подавление импульсивности поведения индивидов и канализирование их эмоций (деонтизация);

- сублимация психических напряжений (социальная психогигиена) и др.

Вторую группу составляют функции аппроксимирования, которые направлены на снятие различного рода дистанций, существующих в жизни социальных общностей и индивидов:

- закрепление за индивидом новых социальных ролей как средства включения его в группу или из -менения его статуса в рамках последней (инициация);

- фиксация и воспроизводство системы исторически выработанных культурных значений (сигнифика-ция);

- интериоризация социокультурных норм;

- утверждение групповой солидарности (психологическая интеграция);

- установление информативного и эмоциональнопсихологического контакта с историческим прошлым (мемориализация);

- социального освоения пространственной среды и

т. д. [9].

Таким образом, мы видим, что в рамках традиционного общества ритуал являлся уникальным по своей сути инструментом удовлетворения значимых потребностей коллектива. С помощью ритуала для того или иного сообщества становилось возможным решение жизненно важных задач по сохранению, контролю и воспроизводству своих основных знаковых, символических ценностей.

Что касается роли ритуалов в современном обществе, то, как справедливо отмечает Е. В. Яговдик, «в современной культуре ритуал как форма духовно-практической деятельности человека и способ транс -ляции социокультурного опыта приобретает новое значение, получает новые смыслы, облекается в новую форму, изменяясь и прогрессируя вместе с человеком, отвечая его насущным потребностям. В результате исполнения ритуала происходит обновление восприятия мира человеком, закрепление тех изменений, на которые ориентирован ритуал» [13]. Разделяя точку зрения автора, мы полагаем, что одна из наиболее важных функций, которую ритуал выполняет в контексте современной культуры, - это трансляция духовно-нравственных ценностей и смыслов, формирование жизненной картины мира человека в соответствии с традициями и культурой его сообщества.

Полифункциональность ритуала, его способность упорядочивать жизненное и социальное пространство, транслировать ценности группы ее новым членам, обеспечивать психологический комфорт, формировать сплоченность членов определенного сообщества

- все это приобретает особое значение в контексте анализируемой нами проблемы - развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества.

Значение организационных ритуалов в контексте формирования отдельных компонентов корпоративной идентичности вузовского сообщества и конкретные примеры отражены нами в следующей таблице.

Таблица

Содержание, виды и функции организационных ритуалов, направленных на формирование корпоративной идентичности вузовского сообщества

Компонент корпоративной идентичности Виды ритуалов, направленных на формирование компонента Функции ритуалов и их содержание

Когнитивный Проведение ежегодных студенческих и преподавательских конференций, проведение дня открытых дверей Коммуникативная (передача информации как по горизонтали, так и по вертикали; формирование осведомленности и осознания себя членом коллектива)

Аффективный Празднование дня рождения вуза, юбилеев, дня выпускника, календарных празднеств (Новый год, Международный женский день и т.п.) Воспроизводящая (направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива); ценностная (демонстрация наиболее ярких примеров выражения корпоративных ценностей); интегрирующая (способствует периодическому обновлению и утверждению сообщества, укреплению его единства); социально-психологическая (позволяет достичь чувства сопереживания, солидарности, взаимосвязанности, единства членов коллектива)

Конативный Посвящение в студенты, проведение организационных собраний, совещаний Адаптационная (способствует интериоризации групповых норм и ценностей, подготавливает к эффективному выполнению социальных ролей)

Как видно из таблицы, на развитие и поддержание корпоративной идентичности вузовского сообщества направлен целый ряд ритуалов, тесно связанных между собой.

Коммуникативная функция организационных ритуалов выражается в передаче информации об организации, ее истории, ценностях, традициях, нормах как в процессе субъект-субъектного взаимодействия, так и от поколения к поколению в виде своеобразной квинтэссенции корпоративной культуры.

Интегративная функция направлена на снятие различного рода дистанций между «настоящим» и «прошлым» вуза, между профессорско-преподавательским составом и студенчеством, утверждение психологического переживания групповой солидарности.

Адаптационная сводится к закреплению за индивидом новых ролей как средства включения его в группу или изменения его статуса; обеспечивает формирование у индивидов определенных личностных, деловых и гражданских качеств, соответствующих установок.

Ценностная функция тесно связана с адаптационной: обе они способствуют интериоризации внутрикорпоративных ценностей и норм.

Социально-психологическая, обеспечивая канализирование напряжения, агрессии, позволяет достичь определенного уровня психологического комфорта, формирует особое ценностное отношение к вузу.

Таким образом, значимость ритуалов в контексте формирования и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества неоценима. Ритуалы как символы действия являются способом донесения до профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов - одним словом, тех, кто входит в вузовское сообщество, системы ценностей и моделей поведения, отражающих корпоративную культуру вуза.

Именно ритуалы как устойчивая система ценностей, накопленных и воспроизводимых в коллективной памяти, дают вузовскому сообществу ощущение устойчивости, столь необходимое в непрерывно изменяющемся мире. Как справедливо отмечает Е. Виш-ленкова, «посредством ритуалов сообщество вуза не

только выражает себя и сохраняет своё корпоративное

единство, но и утверждает среди современников высокую ценность образования и культуры» [2].

Литература

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

2. Вишленкоеа Е. Символы Казанского университета // Высшее образование в России. 2004. № 10.

3. Дагаева Е.А. Корпоративная идентичность: понятие, структура, механизмы формирования // Вестник ТИУиЭ. Таганрог. 2008. № 2.

4. Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб. : Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003.

5. Карнацкая Л.А., Петренко В.Ф. Ритуал как укорененность бытия // Мир психологии. 2003. №1.

6. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. 2-е изд. М.: Изд-во ИКАР, 2004.

7. Пименова Н.Ю. Особенности формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения: опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса // Университетское управление. 2004. № 5-6 (33).

8. Роуден М. Корпоративная идентичность. М.: Добрая книга, 2007.

9. Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности. Ереван, 1986.

10. Скворцова Т., Стернин И. О корпоративной идентичности // Управление компанией. 2007. №2.

11. Фисун А. Внутрикорпоративные коммуникации: проблемы построения эффективной системы // http://www.fisun-alexey.livejournal.com/5523.html (11.10.2008).

12. Шарков Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации М.: РИП-холдинг, 2004.

13. Яговдик Е.В. Трансформация ритуала в культурноэволюционном процессе (философско-кулыуроло-гический анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2005.

14. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life. Glencoe, 1954.

И.А. МАЙДАНСКАЯ, канд. филос. наук, доцент каф. ФиС ТИУиЭ

ПОЛИТИКА «МНОЖЕСТВА» В ТЕОРИИ АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМА

Общемировой процесс глобализации, в основе кую программу этого движения представляет кон-которого лежат рыночные, товарно-денежные цепция множества Т. Негри и М. Хардта Автор отношения, столкнулся с серьезным противником статьи исследует сильные и уязвимые стороны в лице интернационального движения, именующего этой концепции на основе опыта новейшей исто-себя альтерглобалистским. Идейно-теоретичес- рии и политических реалий современного мира.

Антиглобализм, алътерглобализм, множество, левый радикализм, Негри, Хардт, биополитика, «умная толпа», Бузгалин, Рейнгольд, Каллиникос.

С

началом каждого экономического кризиса обыч- дожить, что в ближайшее время оживится антиглоба-

но активизируются левые радикалы. Нынешний листское движение. В ХХ1в. оно обрело серьезную

кризис - глобальный, поэтому резонно предпо- теоретическую основу, о которой и пойдет речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.