УДК 351.81 ББК 67.629
© 2019 г. В. А. Нагоша,
заместитель начальника ГУ МВД России по Ростовской области.
E-mail: [email protected]
А. Н. Осяк,
начальник кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России
кандидат юридических наук.
E-mail: aosiak2@ mvd.ru
Ю. В. Капранова,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России
кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУД АРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются различные элементы организационных основ предоставлении государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации. Изучение особенностей организационных основ предоставления государственных услуг в указанной сфере позволило авторам разработать рекомендации по их совершенствованию.
Ключевые слова: МВД России, ГИБДД, государственные услуги, безопасность дорожного движения, функции полиции, оценка качества предоставляемых услуг.
V. A. Nagosha - deputy head of the Main Headquarters of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Rostov
region.
A. N. Osyak - head of the Administrative Law Department of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia PhD in Law.
Yu. V. Kapranova - associate professor of the Administrative Law Department of the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law.
ORGANIZATIONAL BASIS FOR THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN THE FIELD
OF ROAD SAFETY THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the various elements of the organizational basis for the provision of public services in the field of road safety by the Ministry of internal Affairs of Russia. The study of the features of the organizational basis for the provision ofpublic services in this area allowed the authors to make a proposal for their improvement.
Keywords: The Ministry of internal Affairs of Russia, traffic police, public services, road safety, police functions, evaluation of the quality of services provided.
Современный период развития нашего общества, характеризующийся активными социально-экономическими и политическими преобразованиями, диктует потребность в гибком и дифференцированном воздействии на общественные отношения в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина и субъектов, хозяйствующих в области управления. В регулировании общественных отношений значительная роль принадлежит административному праву. Как отмечалось, «нормы административного права в наибольшей степени социально востребова-
ны и необходимы» [1, с. 6]. Управленческие отношения занимают одно из главных мест в предмете административного права. Именно поэтому особо актуальными представляются исследования, связанные с трансформацией государственного управления, государственной службы в России, обусловленные расширением управленческих, регулятивных функций, реализуемых правоохранительными органами. Исследование организационных основ предоставления государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской
Федерации ставит задачу их совершенствования, решение которой позволит повысить эффективность деятельности полиции в целом.
Вопросы повышения качества предоставляемых государственных услуг органами государственной власти обозначались еще в 2012 году в указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2]. Его положениями предписывалось обеспечить к 2018 году уровень удовлетворенности граждан РФ государственными услугами не менее 90 %, долю граждан, пользующихся государственными услугами в электронной форме, не менее 70 %, также ставилась задача предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» и др. В настоящее время запрос на формирование необходимых правовых, организационных и технических условий для получения государственных услуг, оптимизации времени и качества их получения вновь актуализирован в послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года. Выступая с посланием, Президент Российской Федерации не обошел своим вниманием вопрос о предоставлении государственных услуг, сделав акцент на необходимости предоставления всех ключевых государственных услуг в проактивном формате, то есть оказании услуг в рамках автоматической работы электронной системы по запросам граждан.
Сфера предоставления государственных услуг является направлением развития административного права, генезис которого обусловлен вектором государственных реформ, имеющих цель повысить эффективность системы управления в рамках становления социального государства, гражданского общества, где каждому человеку гарантируются права и свободы. Создаются достойные условия жизни и развития, удовлетворяются потребности личности, которые обеспечиваются, в том числе, посредством организации государством многоуровневого механизма предоставления государственных услуг.
Впервые нормативно термин «государственные услуги» получил закрепление в 2004 году в Указе Президента РФ [3]. Предполагалась, что соответствующая функция охватывает деятельность в сфере здравоохранения, образования и др. Определение государственных услуг, данное в 2010 году в Федеральном зако-
не «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4] (далее - ФЗ № 210), позволило распространить его действие на услуги, оказываемые МВД России.
Большой вклад в науку управления, разработав общие теоретические вопросы предоставления государственных услуг, внесли А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Т. Я. Хаб-риева, С. Е. Нарышкин, Э. В. Талапина, Р. А. Гаврилюк, Ю. А. Тихомиров, Л. К. Терещенко и др. Вопросы предоставления государственных услуг МВД России и повышения их качества поднимаются в научных исследованиях и публикациях Ю. Е. Аврутина, Р. А. Романова, А. А. Затолокина, А. Н. Грищенко и др.
Впервые задача предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел была специально поставлена перед ведомством в Положении об МВД России 2016 года [5], в ранее действовавших нормативных правовых актах такая задача не обозначалась [6]. На необходимость изменения облика полиции, отказа от ее милитаризации, построения социальной модели МВД России, в которой будут сочетаться принципы специализации деятельности полиции и идеи социального служения обществу, указывали в своих трудах В. Я. Ки-коть, Р. Г Нургалиев [7, с. 32]. Данный факт позволяет констатировать, что в настоящее время в рамках проводимых административных реформ Россия постепенно идет по пути ряда зарубежных государств (Германии и др.) и трансформирует полицию из структуры сугубо силовой в структуру сервисную, ориентированную, прежде всего, на обслуживание населения, повседневных нужд граждан [8, с. 3137]. Справедливо отмечал Ю. А. Аврутин: «Правоохранительная деятельность в целом, в том числе и деятельность органов внутренних дел, органически вплетена в социальную жизнь общества, определяется ею, и сама воздействует на нее. Поэтому ни правоохранительная деятельность, ни ее эффективность, ни используемые для ее оценки критерии и показатели не могут быть поняты вне связи с социальными реалиями, рассмотренными в ретроспективном контексте истории человеческого общества» [9]. В рамках «сервисного государства» правоохранительные органы активно обрастают социальными функциями. Учитывая их «шаговую доступность», наиболее частое общение с гражданами, именно на них возлагаются
функции по предоставлению ключевых государственных услуг в сфере внутренних дел.
В целом полиция осуществляет широкий спектр функций, имеющих правоохранительную направленность, реализация которых предполагает использование государственно-властных, принудительных мер. Основные направления деятельности МВД России обеспечивают главное предназначение полиции -защиту прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка. Помимо основных функций полиция в рамках реализации позитивной управленческой деятельности [10, с. 273], не связанной с применением мер государственного принуждения, уделяет внимание и иным направлениям. Как отмечал М. В. Костенников, «Развитие института государственных услуг, которые представляют в ходе своей исполнительно-распорядительной деятельности органы власти и управления, предполагает по большей своей части отношения горизонтального характера, где императивные методы воздействия уже не работают» [11, с. 702].
В статусном Федеральном законе «О полиции» [12] функция предоставления государственных услуг полицией не получила закрепления как отдельное направление детальности, хотя в ст. 11 упоминается о том, что полиция в предусмотренном законодательством порядке применяет электронные способы уведомления о ходе предоставления государственных услуг. Учитывая, что на полицию как на федеральный орган исполнительной власти распространяется действие ФЗ № 210, логично предположить, что законодатель априори отнес предоставление государственных услуг к неосновным функциям, однако реализуемым в рамках основных направлений деятельности.
Всего подразделениями МВД России предоставляется 31 услуга по различным направлениям: контролю за оборотом наркотиков, вопросам миграции, обеспечению безопасности дорожного движения и др.
А. А. Затолокиным таким образом определяются государственные услуги, предоставляемые по линии безопасности дорожного движения: «Это урегулированная и охраняемая нормами федеральных нормативно-правовых актов деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая непосредственно или через подведомственные им струк-
туры, безвозмездно или по устанавливаемым ценам, по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении; по допуску лиц в качестве водителей транспортных средств; по допуску транспортных средств к перевозке грузов (опасных, негабаритных, тяжеловесных), по информированию об административных правонарушениях» [13, с. 7].
Согласно ст. 2 ФЗ «О полиции» обеспечение безопасности дорожного движения относится к одному из основных направлений деятельности полиции, реализовывается Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД). Полиция, обеспечивая безопасность дорожного движения, осуществляет как охранительно-принудительную (контроль-надзор) деятельность, административно-юрисдикционную (привлечение к административной ответственности), так и позитивную управленческую деятельность (государственные услуги).
Организационные основы предоставления государственных услуг МВД России в сфере обеспечения безопасности дорожного движения предполагают выявление их организационной структуры (состав элементов, связи между ними). Вместе с тем такой подход к пониманию организационных основ представляется неполным. Система органов, предоставляющих государственные услуги, является компонентом организационной структуры. Исходя из классических постулатов теории организации, понятие «организация» включает в себя аспекты статики и динамики. «Целью процесса построения организации является разработка заранее определенной схемы эффективных центров принятия и реализации решений, которые могли бы обеспечить координацию индивидуальных усилий в достижении коллективных целей» [14, с. 90].
Используя термин «организация» как синоним управления в целом, следует отметить, что организация управленческой деятельности подразумевает не только структурно объединенных в организационную систему работающих индивидов на основе иерархии рангов для достижения общих целей [15, с. 581], но и сам процесс упорядочивания этой деятельности с использованием различных технических средств для достижения поставленных целей. Таким образом, организационные основы управленческой деятельности предполагают наличие не только структуры, статики, но и динамики, то есть управление этой структу-
рой, в рамках которого достигаются качество, системность и эффективность реализуемой деятельности.
Организационные компоненты системы предоставления государственных услуг в системе МВД России рассматривал А.Н. Грищен-ко. Он предложил к организационным основам предоставления государственных услуг полицией относить совокупность уполномоченных на то структурных подразделений органов внутренних дел, их личный состав, административные регламенты по предоставлению государственных услуг, управленческие процедуры по взаимодействию полиции с потребителями государственных услуг, МФЦ и их персоналом, иными участниками [16, с. 274].
Вместе с тем, принимая во внимание, что термин «организация» подразумевает под собой не только наличие функционирующих органов и их должностных лиц, но и процесс совершенствования деятельности, представляется уместным в содержание понятия «организационные основы по предоставлению государственных услуг» включать как внутри-структурные элементы, связи между ними, иерархическую упорядоченность, так и иные элементы.
В настоящее время предоставление государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется ГИБДД на основе административных регламентов по четырем направлениям. А по первым трем - еще и в электронном виде:
1) регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним [17];
2) прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомото-транспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешений [18];
3) предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения [19];
4) выдача свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов [20].
МВД России оказывает государственные услуги как непосредственно, так и в рамках сотрудничества с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), предоставляя в электронной форме наиболее востребованные услуги по принципу «одного окна», в том
числе в области дорожного движения. Самой популярной является предоставляемая ГИБДД по договору с МФЦ государственная услуга по выдаче водительских удостоверений. Следует отметить, что большинство услуг, оказываемых МВД России в сфере безопасности дорожного движения, предоставляется на основе межведомственного взаимодействия с использованием СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия) с целью проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении на получение государственных услуг и документов, прилагаемых к нему.
Переход на межведомственное информационное взаимодействие существенно повлиял на процесс оказания услуг. Следуя требованию ФЗ № 210, согласно которому государственные органы не вправе требовать от заявителей документы, которые имеются в распоряжении государственных органов, новые правила позволили исключить более 260 избыточных документов, которые запрашивались у граждан [21, с. 172].
Федеральным законом № 210 ФЗ, Указом Президента РФ № 314 и административными регламентами по оказанию услуг в сфере безопасности дорожного движения предусмотрены нормативные требования к стандартам оказания соответствующих государственных услуг в системе МВД России, то есть минимально допустимому уровню действий по предоставлению услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (материальные стандарты) и к поведению правомочных субъектов (процессуальные стандарты). Стандарты предоставления государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения устанавливают материальные и процессуальные требования к оказанию услуг. К материальным требованиям относятся: условия предоставления услуги, сроки, установление платы, место, режим, перечень прав потребителей, форма результата. К процессуальным требованиям следует относить: общие и специальные требования к проводимым процедурам, взаимодействию субъектов процесса. Они содержат описание последовательно выполняемых процедур и их стадий, вариативность принимаемых решений, а также единые требования к результату оказания государственной услуги, создание единой системы на всей территории многовариантной технологии получе-
ния услуги [22, с. 218]. Стандарты, устанавливаемые государством, необходимы для того, чтобы стимулировать органы государственной власти, оказывать более качественные услуги, опираться на них при разработке системы контроля качества государственных услуг, предоставляемых МВД России.
Оценка эффективности подразделений МВД России, предоставляющих государственные услуги в рамках внешнего и внутреннего контроля, начала осуществляться с 2012 года на основе оценки эффективности деятельности руководителей территориальных органов МВД России [23] Минэкономразвития России. В соответствии с решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы в 2013 году был учрежден перечень из шести услуг, в отношении которых граждане проводят оценку эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных исполнительных органов исполнительной власти [24]. В том числе - по трем предоставляемым услугам ГИБДД: регистрация транспортных средств, получение прав, предоставление сведений об административных правонарушениях в сфере дорожного движения.
На основе целого ряда сменяющих друг друга приказов утверждались перечни предоставляемых услуг (35 услуг, согласно Приказу МВД России от 12.12.2014 № 1144) [25], реализовывалась форма статистической отчетности «Отчет о количестве оказанных органами внутренних дел Российской Федерации государственных услуг» (форма «1-ГУ»), в которой отражались отдельные показатели качества (количество отказов в предоставлении, количество непредоставленных государственных услуг, количество жалоб на несоблюдение административных регламентов и др.) предоставления государственных услуг в количественном измерении по различным направлениям деятельности МВД России за отчетный период, был разработан механизм мониторинга удовлетворенности заявителей качеством и доступностью предоставляемых подразделениями МВД России государственных услуг.
Результаты внешнего и внутреннего контроля, мониторингов нескольких лет, а также итоги научных исследований в области совершенствования деятельности полиции по предоставлению государственных услуг побудили законодателя в 2017 году внести ряд
изменений в ФЗ № 210 по вопросам досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений действий (бездействий) органа, предоставляющего государственные услуги. При этом МВД России также стремилось переработать имеющиеся и принять новые административные регламенты, приказы, связанные с оказанием государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в целом по-иному организовать работу по измерению качества предоставляемых услуг.
В действующем в настоящее время приказе 2017 года «Об организации и проведении мониторинга качества предоставления государственных услуг в системе МВД России» [26] (далее - Приказ МВД России от 30.06.2017 № 430) обновлен перечень услуг в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти, расширен перечень показателей, оцениваемых в форме «1-ГУ», которая в настоящее время именуется «Отчет об оказании органами внутренних дел Российской Федераций государственных услуг». Анализ данного приказа позволяет сделать вывод о том, что оценка эффективности подразделений МВД России, предоставляющих государственные услуги, осуществляется принципиально по-новому, с учетом выявленных за 20132015 годы претензий граждан к качеству предоставляемых услуг, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения [27, с. 132-136]. Оценка осуществляется комплексно, на основе количественного измерения параметров временного, организационного, пространственного, а также технического характера предоставления государственных услуг.
В настоящее время в отчете об оказании органами внутренних дел РФ государственных услуг отражаются 10 параметров:
- показатели процесса предоставления государственных услуг (оценивается общее количество заявлений или запросов о предоставлении услуг, поступивших от физических, а также юридических лиц, поданных различными способами: лично, через официальный сайт в орган, предоставляющий государственную услугу, через МФЦ, Единый портал государственных и муниципальных услуг, Региональный портал государственных и муниципальных услуг, общее количество принятых положительных решений);
- доля заявлений, поданных на получение государственной услуги в электронном виде и через МФЦ;
- показатели сроков получения государственной услуги (определяется поминутно средний фактический срок предоставления государственной услуги (в том числе по предварительной записи), среднее время ожидания заявителя в очереди на подачу заявления (в том числе по предварительной записи), среднее время ожидания заявителя в очереди на получение результата предоставления государственной услуги при обращении лично или иным способом);
- сведения о количестве МФЦ, оказывающих государственные услуги МВД России в субъекте РФ;
- сведения о количестве направленных межведомственных запросов при предоставлении государственных услуг;
- сведения о количестве поступивших межведомственных запросов;
- результаты мониторинга удовлетворенности заявителей качеством государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел РФ и обеспечением их доступности;
- показатели организации, предоставляющей государственные услуги (подсчитывает-ся штатная численность территориального органа МВД России, количество должностных лиц, задействованных в предоставлении государственной услуги, включая прием документов и выдачу результатов, общее количество функционирующих мест (окон) в помещениях органов внутренних дел, оборудованных в соответствии со стандартами предоставления государственной услуги и др.);
- объем финансовых средств, переведенных в бюджет;
- показатели обжалования действий (бездействий) и решений, принятых при предоставлении государственной услуги (оценивается общее количество поступивших жалоб в рамках досудебного (внесудебного обжалования), нарушений срока регистрации запросов заявителей о предоставлении государственной услуги, срока предоставления государственной услуги, требования у заявителей документов, не предусмотренных для предоставления государственной услуги, отказа в приеме документов, отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены, затребования у заявителя непредусмотренной платы и др.).
Согласно приказу МВД России от 30.06.2017 № 430 в рамках организации мониторинга ставится акцент на разработку и внедрение сис-
темы отчетности, основанной на измерении (оценивании) успехов деятельности по следующим направлениям:
- удовлетворенность заявителей качеством предоставляемых услуг и обеспечением их доступности;
- размещение и актуализация сведений о предоставляемых услугах в федеральной государственной информационной сети «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и на официальном сайте МВД России;
- рассмотрение результатов отзывов и жалоб заявителей на качество предоставляемых государственных услуг, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий), совершенных при представлении государственных услуг.
В соответствии с приказом МВД России от 30.06.201 7 № 430 головным подразделением, ответственным за организацию контроля качества, обеспечения доступности государственных услуг, а также организацию мониторинга удовлетворенности качеством услуг, выступает Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России, а непосредственно ответственным по линии безопасности дорожного движения -Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Оценка удовлетворенности потребителя качеством услуг стала приобретать все большую значимость в России. Согласно ведомственному комплексному мониторингу удовлетворенности граждан качеством предоставляемых государственных услуг оцениваются показатели: время ожидания в очереди и время предоставления услуг; вежливость и компетентность сотрудника, комфортность условий в помещении и доступность информации о порядке предоставления государственных услуг.
Мнение граждан о качестве предоставления государственных услуг оценивается по различным направлениям: осуществляется ведомственный опрос в месте оказания государственных услуг, анализ сайта МВД; анализ сведений информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг (кабинет сайта «Ваш контроль» ИАС МКГУ), разработанной Минэкономразвития, анализ сведений терминальных устройств, интегри-
рованных с системой управления электронной очередью (СУЭО).
Так, согласно результатам мониторинга удовлетворенности заявителей качеством государственных услуг, предоставленных МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, и обеспечением их доступности в 2018 году, на основании результатов ведомственного опроса в месте оказания услуг была изучена всего 51 271 оценка качества и доступности предоставляемых услуг. Из них 49 989 были положительными, процент удовлетворенности составил 97,5. Согласно оценкам сайта МВД было изучено 2 оценки, обе они - положительные, то есть 100 % удовлетворенности; согласно ИАС МКГУ всего изучено 447 383 мнения, из них - 427 699 положительных, что составляет 95,6 % удовлетворенности; согласно СУЭО (электронная очередь) - всего 6 081 оценок, их них 6 039 положительных, 99,3 % удовлетворенности. Итоговая сводная оценка удовлетворенности граждан в Ростовской области качеством государственных услуг и обеспечением их доступности составила 98,1 %.
Таким образом, произведенные нами рассуждения позволяют расширить элементы организационных основ предоставления государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения МВД России за счет включения в них стандартов качества предоставления государственных услуг, процедур контроля за соблюдением стандартов качества при их предоставлении, как элементов, определяющих общее состояние системы и оценки достигнутых успехов в совершенствовании деятельности по предоставлению государственных услуг. Предлагаем к организационным основам предоставления государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения МВД России относить совокупность следующих элементов:
- уполномоченные субъекты по предоставлению государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, уполномоченные субъекты по оценке качества их предоставления, связь между ними;
- административные регламенты по предоставлению государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- стандарты организации предоставления государственных услуг;
- процедуры по взаимодействию с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
- процедуры по межведомственному взаимодействию;
- процедуры по контролю за качеством предоставления государственных услуг.
Полиция предоставляет гражданам одни из наиболее массовых, социально значимых и востребованных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Учитывая это, а также важность оценки качества услуг ГИБДД, представляется одним из перспективных направлений совершенствования организационных основ предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел в целом, и обеспечение безопасности дорожного движения в частности. Важным видится пересмотр положений ведомственных нормативных правовых актов в части применения и использования результатов проведения мониторинга об уровне удовлетворенности заявителя качеством предоставления государственных услуг и обеспечением их доступности. В настоящее время по итогам мониторинга, проведенного подразделениями МВД России на федеральном, региональном и районном уровнях, составляются отчеты, которые используются внутриведомственно, в целях повышения качества, улучшения условий предоставления государственных услуг, принятия решений о проведении целевых выездов в территориальные органы. Обеспечение доступности результатов мониторинга для граждан не предусмотрено.
Считаем, что возможность сообщать обществу о результатах проведенных мониторин-гов по вопросам об удовлетворенности заявителей качеством полученных услуг и обеспечением их доступности выступает одним из элементов показателей высоких достижений государства. Поэтому в целях повышения доверия к полиции, обеспечения прозрачности результатов проводимых мониторин-гов граждане должны иметь возможность оз-накамливаться с их результатами. В связи с чем считаем необходимым ежегодно размещать результаты мониторинга на официальном сайте МВД России.
Институт предоставления государственных услуг является новым, но уже общепризнан в административном праве. В настоящее время управление в сфере предоставления госу-
дарственных услуг в системе МВД России фундаментально преобразовано. Изучение особенностей организационных основ предоставления государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения позволяет сделать вывод о том, что стремление к повышению качества оказываемых
Литература
1. Костенников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы науки административного права. М., 2011.
2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Российская газета № 102. 09.05.2012.
3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // URL.: www.consultant.plus.
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.072018) // URL.: www.consultant.plus.
5. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.11.2018) // URL.: www.consultant.plus.
6. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18.07.1996 № 1039 (ред. от 17.04.2003, утратил силу) // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605; Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 (ред. от 24.10.2018) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
7. Кикоть В. Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2002; Нургалиев Р. Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. М., 2010.
8. Грищенко А. Н. Функции полиции в сфере предоставления государственных услуг населению // Административное право и процесс. 2018. № 5.
9. Аврутин Ю. Е. Эффективность деятель-
услуг населению выступает одним из способов повышения эффективности деятельности полиции в целом, так как одно из предназначений полиции как социального института заключается в улучшении качества жизни общества.
Bibliography
1. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Current problems of science of administrative law. M., 2011.
2. About the main directions of improvement of a system of public administration: decree of the Russian President of 07.05.2012 № 601 // Russian newspaper № 102. 09.05.2012.
3. About a system and structure of federal executive authorities: decree of the Russian President of 09.03.2004 № 314 (edition of28.09.2017) // URL.: www.consultant.plus.
4. About the organization of providing the public and municipal services: the federal law of27.07.2010 № 210-FL (an edition from 29.072018) // URL.: www.consultant.plus.
5. About the adoption of the Provision on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Standard provision on territorial authority of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the territorial subject of the Russian Federation: decree of the Russian President of 21.12.2016 №. 699 (edition of06.11.2018) // URL.: www.consultant.plus.
6. About the adoption of the Provision on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation of 18.07.1996 No. 1039 (an edition of 17.04.2003) became invalid // SZ Russian Federation. 1996. № 30. Article 3605; Questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of 01:03. 2011 № 248 (edition of 24.10.2018) // SZ Russian Federation. 2011. № 10. Article 1334.
7. Kikot V. Ya. Organizational and legal and information support of realization of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the sphere of training: Avtoref. M., 2002; Nurgaliyev R. G. Law-enforcement bodies and their role in ensuring social and economic safety of the country. M, 2010.
8. Hryshchenko A. N. Functions of police in the sphere of providing public services to the population // Administrative law and process. 2018. № 5.
9. Avrutin Yu. E. Efficiency of activity of law-enforcement bodies: state and legal, social and organizational aspects of studying, assessment, de-
ности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
10. Грищенко А. Н. Проблемы правовой обеспеченности административных функций полиции: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.
11. Костенников М. В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // Право и политика. 2013. № 5.
12. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // URL.: www.consultant.plus.
13. Затолокин А. А. Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Краснодар, 2013.
14. Теория организации: учеб. / под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2007.
15. Теория управления: социально-технологический подход: энцикл. словарь / под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева; Академия наук социал. технологий и местного самоуправления. 3-е изд., перераб. и дор. М., 2004.
16. Грищенко А. Н. Проблемы правовой обеспеченности административных функций полиции: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.
17. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации ав-томототранспортных средств и прицепов к ним: приказ МВД России от 07.08.2013 № 605 (ред. от 26.06.2018) // URL: www.consultant.plus.
18. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений: приказ МВД России от 20.10.2015 № 995 (ред. от 06.09.2017, с изм. от 25.10.2018) // URL: www.consultant.plus.
19. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) // URL: www.consultant.plus.
sign: avtoref. yew. ... dr.s ropnn,. sciences. SPb., 1998.
10. Hryshchenko A. N. Problems of legal security of administrative functions of police: monograph. M.: UNITY-DANA: Law and right, 2018.
11. Kostennikov M. V. To question of some current problems of administrative law // The Right and policy. 2013. № 5.
12. About police: federal law of 07.02.2011 № 3-FL (edition of 03.08.2018) // URL.: www. consultant.plus.
13. Zatolokin A. A. Providing public services in the sphere of traffic safety Krasnodar, 2013.
14. Theory of the organization: studies / under general Edition of G.V. Atamanchuk. M., 2007.
15. Theory of steering: social and technological approach: энцнкт. The dictionary / under the editorship of V. N. Ivanov, V. I. Patrushev; Academy of Sciences sotsiat. Technologies and local government. The 3-rd prod., reslave. and M. R., 2004.
16. Hryshchenko A. N. Problems of legal security of administrative functions of police: monograph. M.: UNITY-DANA: Law and right, 2018.
17. About the approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on providing public service on registration of automotor-vehicles and trailers to them: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 07.08.2013 № 605 (edition of 26.06.2018) // URL: www.consultant.plus.
18. About the approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on providing public service on holding examinations on the right of steering of vehicles and issue of driver's licenses: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 20.10.2015 № 995 (edition of 06.09.2017, with amendment of 25.10.2018) // URL: www. consultant.plus.
19. About the approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state function on implementation of federal state supervision of observance by participants of traffic of requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of traffic safety: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of23.08.2017 № 664 (edition of 21.12.2017) // URL: www.consultant.plus.
20. About the approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on providing public service on issue of the competency certificate of vehicles to transportation of dangerous freights: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of
20. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозку опасных грузов: приказ МВД России от 29.10.2017 № 900 // URL: www.consultant.plus.
21 . Добров А. Н. Классификация государственных услуг, предоставляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 4 (83).
22. Пономаренкова И. А. Стандарты предоставления государственных услуг как перспективная технология организации деятельности полиции // Правовая культура. № 2011. № 1 (10).
23. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей: постановление Правительства РФ от 12.12.2012 г. № 1284 // URL: www.consultant.plus.
24. Протокол Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 16.09.2013 № 137 //URL: www.government.ru.
25. Об организации и проведении мониторинга качества и доступности предоставления подразделениями и учреждениями МВД России государственных услуг (функций) в электронном виде: приказ МВД России от 30.08.2012 № 826 (утратил силу); О повышении качества предоставления государственных услуг в системе МВД России: приказ МВД России от 29.12.2014 № 1144 (утратил силу) // URL: www.consultant.plus.
26. Об организации и проведении мониторинга качества предоставления государственных услуг в системе МВД России: приказ МВД России от 30.06.2017 № 430 // URL.: www.consultant.plus.
27. Черемушкин С. С., Любимов Л. В. Проблемы, возникающие у граждан при обращении за предоставлением государственных услуг в подразделения ГИБДД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2015. № 1-2.
29.10.2017 № 900 // URL: www.consultant.plus.
21. Dobrov A. N. Classification of the public services provided by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // The Bulletin of the East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2017. № 4 (83).
22. Ponomarenkova I. A. Standards of providing public services as perspective technology of the organization of activity of police // Legal culture. № 2011. № 1 (10).
23. About assessment by citizens of efficiency of activity of heads of territorial authorities of federal executive authorities (their structural divisions) taking into account quality of providing public services by them and also use of results of the specified assessment as the basis for making decisions on the early termination of execution by the corresponding heads of the functions: resolution of the Government of the Russian Federation of12.12.2012 № 1284 // URL: www.consultant.plus.
24. Protocol of Government Commission on Administrative Reform of 16.09.2013 № 137 // URL: www.government.ru.
25. About the organization and carrying out monitoring of quality and availability of providing by divisions and institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of public services (functions) in electronic form: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 30.08.2012 № 826 (became invalid); About improvement of quality of providing public services in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 29.12.2014 № 1144 (became invalid) // URL: www. consultant.plus.
26. About the organization and carrying out monitoring of quality of providing public services in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of30.06.2017 № 430 // URL.: www.consultant.plus.
27. Cheremushkin S. S., Lyubimov L. V. The problems arising at citizens at the request for providing public services in divisions of traffic police // Public safety, legality and law and order in the III millennium. 2015. № 1-2.