Научная статья на тему 'Организационные основы формирования и использования инвестиционных ресурсов региона'

Организационные основы формирования и использования инвестиционных ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
іНВЕСТИЦіЙНі РЕСУРСИ / INVESTMENT RESOURCES / РЕГіОН / REGION / РЕГіОНАЛЬНі РЕСУРСИ / REGIONAL RESOURCES / РЕФОРМУВАННЯ ЕКОНОМіКИ / ЕКОНОМіЧНА БЕЗПЕКА / ОРГАНіЗАЦіЙНі ОСНОВИ / ДИНАМіЧНА МОДЕЛЬ УПРАВЛіННЯ / DYNAMIC MANAGEMENT MODEL / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC REFORM / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / OPERATIONAL FRAMEWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьков В. Н.

Проанализированы внешние факторы, влияющие на функционирование народного хозяйства Украины. Определены основные задачи и пути реформирования экономики в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Предложено определение сути и содержания инвестиционныхресурсов. Рассмотрены классификации инвестиционных ресурсов и источников финансирования реальных инвестиций. Определены основные принципы управления капитализацией активов территориальной громады, а также основные методические подходы к управлению капитализацией активов территориальной громады. С целью совершенствования организационных основ формирования и использования инвестиционных ресурсов региона, в рамках реализации бизнес-проектов предложена комплексная динамическая модель управления инвестиционными ресурсами региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational bases of formation and use of investment resources in the region

The article analyzes the external factors influencing the functioning of the economy of Ukraine. The main problems and ways of reforming the economy in the context of the economic security of the state are considered. A definition of the nature and content of investment resources is presented, as well as the classification of investment resources and sources of financing of real investment. The basic principles of capitalization of assets of the territorial community are described, as well as the basic methodological approaches to the management of assets capitalization of the territorial community. In order to improve organizational bases of formation and use of investment resources in the region, as part of the business projects a complex dynamic model of management of investment resources in the region is proposed.

Текст научной работы на тему «Организационные основы формирования и использования инвестиционных ресурсов региона»

В.Н. Игнатьков

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Реформирование экономики Украины в рыночных условиях привело к развитию конкуренции, переходу к экономическим методам управления, формированию новой модели отношений между субъектами экономической деятельности, что обусловило повышение роли регионов, особенно промышленных, как основных центров экономического роста в экономике страны.

Сложившаяся многоукладность экономики Украины характеризуется наличием субъектов хозяйствования разных форм собственности с различными размерами инвестиционного потенциала и интересами.

Меняющаяся ситуация в мировой и отечественной экономике, изменение социально-культурного уровня развития и запросов населения, развитие информационно-коммуникационных систем, получающих широкое применение во всех сферах жизнедеятельности общества, требуют совершенствования системы управления экономикой регионов.

Опыт последних десятилетий показывает что на функционирование народного хозяйства Украины оказывают отрицательное влияние неблагоприятные внешние факторы, такие как мировой финансовый кризис, манипулирование международными торговыми соглашениями со стороны иностранных партнеров, а также внутренние факторы, связанные с концентрацией власти в одних руках при принятии важных экономических решений на межгосударственном уровне (например, подписание контракта от 19.01.2009 г. между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины»). Для обеспечения экономической безопасности Украины становятся актуальными следую© В.Н. Игнатьков, 2013

щие задачи на пути реформирования экономики: децентрализация управления экономикой, усиление роли местного самоуправления и экономической самостоятельности регионов, формирование и распределение бюджета на местах, повышение роли инвестиционных ресурсов региона как фактора развития экономики регионов и страны в целом.

Активная экономическая деятельность субъектов хозяйствования регионов во многом зависит от объема и форм инвестиционных ресурсов, поскольку последние формируют производственный потенциал и являются основой экономического роста и удовлетворения социально-культурных потребностей населения.

В сущности, инвестиционные ресурсы - это ценности, которые вкладываются в те или иные проекты с целью прироста богатства в том или другом виде, начиная от материально-вещественного и заканчивая денежным.

Классическая систематизация видов инвестиционных ресурсов выглядит таким образом:

природные ресурсы (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые) и трудовые ресурсы (рабочая сила в работоспособном возрасте);

материально-технические ресурсы (основные производственные фонды и оборотный капитал);

информационные ресурсы (НИОКР, все виды интеллектуально-информационных услуг).

Инвестиционные ресурсы - это финансовые и другие вложения, которые направляются непосредственно в производственные объекты, ценные бумаги, недвижимость для получения в будущем дохода или экономического эффекта;

инвестиционные ресурсы можно разделить на две основные группы: финансовые (денежные) и альтернативные денежным;

финансовые (денежные) инвестиционные ресурсы - это ни что иное, как определенная сумма финансовых средств, направляемая на приобретение иных видов ресурсов - трудовых, материально-технических, информационных.

Классификация инвестиционных ресурсов проводится по нескольким признакам, а именно: по отношению к собственнику; по видам собственности; по уровню собственника. По отношению к собственнику собственности инвестиционные ресурсы подразделяются на: собственные; привлеченные; ссудные. По формам собственности они делятся на государственные и коммунальные инвестиционные ресурсы, инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов и инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.

При классификации источников финансирования реальных инвестиций, кроме рассмотренных выше, используются следующие, важные с практической точки зрения, признаки классификации: по объектам финансирования; по степени генерации риска; по способу привлечения.

Важным классифицирующим признаком разделения инвестиционных ресурсов как источников финансирования инвестиций выступает направленность (первичные, экстенсивные, ресурсы для реинвестирования).

По характеру финансирования инвестиционные ресурсы как источники финансирования инвестиций можно разделить на три группы: прямые, целевые и договорные.

Каждый бизнес (каждый субъект хозяйственной деятельности) отличается формой собственности, структурой, задачами, стоящими перед ним, правовым статусом, сферой деятельности. Соответственно принципы и модель управления капитализацией бизнеса (субъекта хозяйственной деятельности) в каждом конкретном случае имеет свои особенности и отличия.

Собственность территориальной громады является собственностью всех граждан территориальной громады. Для управления территориальной громадой существуют Городской совет и Исполком городского совета. Основной целью их функционирования является решение задач экономического и социального развития территории и обеспечение необходимого уровня качества жизни территориальной громады. Для выполнения указанных задач необходим стабильный планомер-

ный рост (капитализация) активов территориальной громады, находящихся в коммунальной собственности. Этого невозможно достичь без эффективного управления коммунальными ресурсами, включающими земельные ресурсы, нежилую недвижимость, коммерческие и некоммерческие коммунальные предприятия.

Основные принципы управления капитализацией активов территориальной громады - коммунальными ресурсами:

во-первых, все ресурсы должны быть задействованы в инвестиционном процессе. Ресурс, задействованный в инвестиционном процессе, является активом со знаком «плюс», приносящим положительный эффект. Ресурс, не задействованный в инвестиционном процессе, является активом не приносящим эффект;

во-вторых, ресурсы, планируемые в перспективе к использованию в государственных или местных программах развития, до начала реализации данных программ временно должны быть задействованы в инвестиционном процессе на договорных отношениях без изменения прав собственности на них;

в третьих, ресурсы, не планируемые в перспективе к использованию в государственных или местных программах развития, должны быть задействованы в инвестиционном процессе с возможным изменением прав собственности на них;

в-четвертых, все ресурсы должны быть использованы наилучшим, наиболее эффективным способом, не противоречить общегосударственным и местным программам развития и не создавать отрицательный социальный эффект;

в-пятых, использование ресурса в реализации краткосрочных программ не должно наносить ущерб экономике громады в перспективе;

в-шестых, инвестирование средств в объекты недвижимости территориальной громады должно создавать предпосылки увеличения стоимости расположенных рядом или связанных с ними объектов;

в-седьмых, реализация инвестиционных проектов с использованием местных ресурсов должна содействовать инновационному развитию территории;

в-восьмых, на любой ресурс есть свой потребитель, его только надо найти;

в-девятых, при принятии основных решений относительно коммунальных ресурсов необходимо использование методов прямой демократии;

в-десятых, управление инвестиционными ресурсами должно вестись с учетом изменений экономической ситуации на макро- и микроуровне.

Указанными принципами необходимо руководствоваться на всех этапах использования инвестиционных ресурсов в процессе капитализации.

Представлены составляющие, включаемые в модель управления инвестиционного процесса с учетом капитализации.

Основными методическими подходами управления капитализацией активов территориальной громады являются:

экономические методы: планирование, организация, мотивация, контроль, оперативное управление;

социальные методы: делегирование полномочий депутатам горсовета для принятия решений; дистанционный мониторинг; метод прямого социального протеста не популярным решениям (митинги и другие акции);

административные методы: стимулирование, принуждение и убеждение.

В рамках экономических, социальных и административных методов управления используются процедуры и инструменты для управления капитализацией активов.

Для стимулирования применяются следующие инструменты управления капитализацией активов:

налоговое стимулирование (льготы и санкции); дифференцированные ставки арендной платы; льготы при приватизации объектов; дифференцированные тарифы;

льготное финансирование;

льготы и ограничения при получении и использовании коммунальных ресурсов и других коммунальных активов.

Для принуждения используются следующие инструменты:

решения органов местного самоуправления о запрете на использования отдельных ресурсов и других активов территориальной громады, осуществление отдельных видов деятельности, ужесточение стандартов и инвестиционных обязательств;

административная и уголовная ответственность; экономические санкции;

Для убеждения применяются такие инструменты, как: реклама;

семинары, форумы, конференции...; передача информации о планах развития, задачах, проблемах территориальной громады через средства массовой информации: печатные издания, телевидение, радио, интернет, общественные организации;

передача информации от власти жителям территориальной громады о планах развития, задачах, проблемах территориальной громады через партийные организации;

прямые переговоры между органами местного самоуправления и субъектами, от которых зависит реализация конкретных проектов.

Для учета и анализа применяются следующие инструменты управления капитализацией активов: инвентаризация активов; оценка стоимости активов бизнеса; аудит;

анализ рынка;

анализ инвестиционного климата;

анализ тенденций и направлений научно-технического прогресса в развитии инфраструктуры территориальной громады.

Планирование включает следующие методические процедуры:

инвестиционное проектирование; моделирование.

Организация управления активами включает следующие инструменты:

приватизация; реприватизация; аренда; лизинг;

передача в управление активов; передача в управление бизнеса;

создание хозяйственных обществ с долей в уставном фонде территориальной громады.

Для финансирования используются следующие процедуры:

выпуск ценных бумаг; бюджетное финансирование; внебюджетное финансирование; создание акционерных обществ; создание коммунальных предприятий. Оперативное управление активами предполагает использование таких методических процедур: оперативный анализ; вариантное моделирование; принятие оперативных решений.

В рамках оперативного управления принимаются решения по изменению организационной структуры, структуры капитала, форм, объемов, графиков финансирования; по привлечению дополнительных ресурсов в инвестиционный процесс; по исключению ресурсов из инвестиционного проекта с введением их в более эффективный инвестиционный проект.

Управление капитализацией активов осуществляется на основе одновременного использования трех методических подходов: административного, экономического, социального.

Эффективное управление капитализацией активов не может осуществляться на основе методов, относящихся только к одному методическому подходу.

Комплексная модель управления капитализацией активов должна строиться на основе всех трех методических подходов.

Каждое предприятие и каждый инвестиционный проект имеют свои особенности, поэтому для каждого предприятия и инвестиционного проекта создается своя комплексная модель управления капитализацией активов с учетом структуры инвестиционного процесса, методических подходов, нормативных показателей капитализации.

На каждом этапе реализации инвестиционного проекта с использованием инвестиционных ресурсов необходим контроль с анализом эффективности реализации инвестиционного проекта.

Законодательство Украины развивается в направлении широкого участия граждан в управлении страной. В Законе Украины «О регулировании градостроительной деятельности от 17.02.2011 г. ст. 21 «Общественные слушания относительно учета общественных интересов» предусматривается участие граждан в принятии решений о застройке населенных пунктов.

Широкое участие жителей территориальной громады в формировании планов развития, контроле их реализации и освоения бюджетных средств может стать важным фактором в развитии экономики на местном уровне.

В современных условиях при высоком уровне развития информационных коммуникаций (в первую очередь интернет и телефон) возможно обеспечение полной прозрачности деятельности органов территориальной громады и методом дистанционного мониторинга формирование банка идей по развитию территориальной громады и банка идей по использованию ресурсов территориальной громады.

На основе сформированных банков идей могут корректироваться планы развития территориальной громады и создаваться бизнес-проекты по их реализации.

Реализация корректировки бизнес-проекта

Принятие решений о корректировке бизнес-проекта в связи с изменением внешних и внутренних факторов

Анализ ситуации, связанной с изменением внешних и внутренних факторов

Орган исполнительной власти, субъект частного бизнеса

Местный Совет или орган власти, которому делегированы полномочия, субъект частного бизнеса

Органы исполнительной власти, местные Советы, жители территориальной громады, субъект частного бизнеса

Переход к формированию нового бизнес-проекта

Реализация корректировки бизнес-проекта

Принятие решений о корректировке бизнес-проекта в связи с изменением внешних и внутренних факторов

Анализ ситуации, связанной с изменением внешних и внутренних факторов

Реализация корректировки бизнес-проекта

Принятие решений о корректировке бизнес-проекта в связи с изменением внешних и внутренних факторов

Анализ ситуации, связанной с изменением внешних и внутренних факторов

Орган исполнительной власти, субъект частного бизнеса

Местный Совет или орган власти, которому делегированы полномочия, субъект частного бизнеса

Органы исполнительной власти, местные Советы, жители территориальной громады, субъект частного бизнеса

Орган исполнительной власти, субъект частного бизнеса

Местный Совет или орган власти, которому делегированы полномочия, субъект частного бизнеса

Органы исполнительной власти, местные Советы, жители территориальной громады, субъект частного бизнеса

Окончание экономической жизни бизнес-проекта

Эксплуатация бизнес-

Реализация корректировки бизнес-проекта Орган исполнительной власти, субъект частного бизнеса

4- Принятие решений о корректировке бизнес-проекта в связи с изменением внешних и внутренних факторов Местный Совет или орган власти, которому делегированы полномочия, субъект частного бизнеса

4- Анализ ситуации, связанной с изменением внешних и внутренних факторов Органы исполнительной власти, местные Советы, жители территориальной громады, субъект частного бизнеса

4- Реализация корректировки бизнес-проекта Орган исполнительной власти, субъект частного бизнеса

4- Принятие решений о корректировке бизнес-проекта в связи с изменением внешних и внутренних факторов Местный Совет или орган власти, которому делегированы полномочия, субъект частного бизнеса

4- Анализ ситуации, связанной с изменением внешних и внутренних факторов *— Органы исполнительной власти, местные Советы, жители территориальной громады, субъект частного бизнеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация корректировки бизнес-проекта Орган исполнительной власти, субъект частного бизнеса

4- Принятие решений о корректировке бизнес-проекта в связи с изменением внешних и внутренних факторов Местный Совет или орган власти, которому делегированы полномочия, субъект частного бизнеса

Анализ ситуации, связанной с изменением внешних и внутренних факторов Органы исполнительной власти, местные Советы, жители территориальной громады, субъект частного бизнеса

Реализация бизнес-

Согласование,

1

Фсрми-

рование

■4- бизнес-

проекта

—►

Структурные элементы, лежащие в основе формирования бизнес-проекта

Банк идей Банк материальных ресурсов Банк нематериальных ресурсов Трудовые ресурсы Планы развития города Финансовые ресурсы

земля недвижимость целостные имущ ественные комплексы объекты интеллектуальной собственности

Рисунок. Комплексная динамическая модель управления инвестиционными ресурсами региона

Для реализации разработанных бизнес-проектов могут привлекаться отечественные и зарубежные инвесторы различных форм собственности, а также реализация бизнес-проектов может осуществляться силами самой территориальной громады. Для обеспечения эффективности реализации бизнес-проектов привлечение инвесторов целесообразно проводить на конкурсной основе.

В рамках реализации бизнес-проектов предлагается комплексная динамическая модель управления инвестиционными ресурсами региона (см. рисунок), которая включает принципы, направления, формы, методы, инструменты и создает предпосылки организации эффективного использования ресурсов на различных стадиях инвестиционного процесса путем учета интересов участников, рационального использования ресурсов и выбора инструментов их привлечения в процесс инвестирования, а также позволяет оперативно корректировать бизнес-проект, в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов для получения оптимальных результатов.

Представлена в редакцию 12.03.2013 г.

В.Б. Родченко, д.е.н.

МЕХАН1ЗМ ПОДОЛАННЯ НАДМ1РНО1 СОЦ1АЛЬНО-ЕКОНОМ1ЧНО1 ДИФЕРЕНЦ1АЦ11 РЕГ1ОН1В

Процесам соцiально-економiчного розвитку в нацюнальнш економiцi притаманна нерiвномiрнiсть. 1снування нерiвномiрностi визначае порiвняльну парадигму для оцшки розвитку як процесу змiни стану системи в цшому чи И частини порiвняно з попередшм станом, або зi станом шших частин. Процеси розвитку, як правило, супроводжують-ся вiдповiдною концентращею чинникiв, якими можуть висту-пати ресурси, економiчна активнiсть та попит. 1ншою стороною процесiв економiчного зростання е посилення процесiв диференщаци забезпеченостi та використання результатiв такого розвитку.

© В.Б. Родченко, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.