УДК 93/630
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.
© 2017 А. И. Алексеев
аспирант кафедры истории России e-mail: aleksee v@ yandex. ru
Курский государственный университет
Статья посвящена исследованию мероприятий, осуществляемых лесничествами Курской губернии с целью воспроизводства и приумножения лесного фонда региона в конце Х1Х - начале ХХ в. Обращено внимание, что проводимые мероприятия в исследуемый период стали частью государственной политики в сфере лесного хозяйства.
Ключевые слова: лесоустройство, лесное хозяйство, лесничества, рубка, лесные дачи, возобновление лесов.
Начало Х1Х в. в России было ознаменовано интенсивным истреблением лесов как для хозяйственных целей, так и для продажи. В связи с этим встал вопрос не только о сохранении российских лесов, но и их приумножении. Система мер по приумножению лесного фонда преследовала цель - не только воссоздать и увеличить лесной фонд губернии, но и получить от использования лесов доход в казну государства.
До 1802 г. вопросы преумножения лесов в губерниях возлагались на обер-форштмейстера и форштмейстеров, которые должны были наблюдать: «1. Чтоб ведомства их казенные пустопорожние места засеяны были таковыми лесными семенами, каковыя свойственны климату и земле того места, где определены они. 2. Зрелые семена собирать в свое время и иметь в запасе для посева в дачах, к тому назначенных, предпочитая всем прочим семенам дерев для корабельного строения потребных и избирая для таковых высокие и глинистые места, по близости коих находятся судоходные реки. 3. Наивящше же стараться сеять и разводить леса в тех местах, где общий претерпевается в них недостаток. 4. Беречь и охранять места, лесом засеянные или засаженные, от пасущегося скота, диких зверей и от случающихся степных и лесных пожаров. В тех местах, где на вырубленных частях леса деревья самосевом слабо растут, тамо, ежели можно, выкапывать пни и, взбороня землю, весною засевать новыми древесными семенами по свойству климата и земли. Таковые засеянные леса, пока не придут в возраст и не будут годны к большим употреблениям, никому ни на что не рубить. Когда в подчищенных и вновь посеянных рощах приспевшие деревья в годность вырублены будут, тогда вместо их вновь сеять и разсаживать, дабы никогда в потребных для корабельного строения лесах никакого недостатка быть не могло. Около засеянных древесами мест делать рвы, глубиною и шириною в верху четыре фута, засевая или обсаживая берега тех рвов для крепости земли и лучшего сохранения лесов от скота и зверей мелким лесом и разными кустарниками, как то акациею, боярышником, терном, барбарисом, ракитником и другими к живым изгородям способными, где какие свойственны, предпочитая иглистые и колючие» [1, с. 142-143]. Для того чтобы знания и практический опыт по разведению лесов могли сохраниться и распространиться, форштмейстеру полагалось иметь по два ученика из питомцев воспитательного дома или приказных служителей, вольноопределенных.
С 1802 г. вопросы приумножения лесного фонда были возложены на Лесной департамент и губернские казенные палаты. На основании Лесного устава 1802 г. леса «умножаются двояким образом: 1) запущением в поросль удобных к тому казенных пустопорожних мест, преимущественно полян в казенных лесах; 2) посевом и насаждением» [1, с. 139; 2, с. 352; 3, с. 1280].
С 1837 г. вопросы сохранения и приумножения лесов стали компетенцией Министерства государственных имуществ и губернских палат государственных имуществ, которые с 1867 г. были реорганизованы в управления государственных имуществ, а с 1902 г. - в управления земледелия и государственных имуществ.
Таким образом, существовавшие в исследуемый период органы контроля за лесным хозяйством «имели попечение об умножении и разведении вновь леса, в тех особенно местах, где в нем есть недостаток для казенных и частных потребностей». Органы управления должны были обеспечить, «чтобы находящиеся внутри лесов ненужные поляны были запускаемы под лесную поросль и отнюдь не отдавались в оброк для предупреждения поводов к самовольным расчисткам леса со стороны содержателей» [3, с. 1280].
Для успешной реализации этой цели в Курской губернии в исследуемый период была внедрена система мероприятий. Это организация работ по устройству лесов (лесоустроительные), работы по искусственному лесовозобновлению, работы по разведению леса.
Анализ документов показал, что в начале исследуемого периода эти мероприятия были незначительными, осуществлялись от случая к случаю и только к концу исследуемого периода приобрели систематический характер. Но в то же время эти годы ознаменованы более интенсивным истреблением лесов, незначительными по площади попытками искусственного лесоразведения, которые обретают только к концу этапа систематический характер.
Циркуляром Министерства государственных имуществ от 12 июня 1876 года № 261 было определено, что «для содействия естественному возобновлению леса на вырубаемых лесосеках оказывается полезным взрыхление почвы перед наступлением семенного года, особенно в сосновых насаждениях. Эта цель может достигаться корчеванием пней от вырубленных деревьев, если после корчевки ямы будут заравниваться. В местностях, где развито смолокурение, приготовление почвы для принятия семян посредством корчевания пней не представляет затруднений. В дачах, где смолокурение мало развито и где осмол не имеет полного сбыта, корчевание пней требует значительных денежных затрат. Ввиду этого: в дачах, где для воспособления естественному возобновлению леса окажется полезным корчевать пни и где осмол имеет сбыт, назначать в продажу этот материал с вырубленных лесосек; в тех дачах, где осмол, пневой и корневой материал не имеют ценности и не могут быть продаваемы, а корчевание пней оказывается полезным для возобновления леса, допускать корчевание для уборки валежа, не имеющего сбыта за деньги. В обоих случаях обязывать корчующих пни заравнивать ямы» [4, л. 16-17].
5 марта 1887 г. при Министерстве государственных имуществ был создан специальный комитет о производстве культурных работ, в функции которого входила организация лесокультурных работ в лесах Российской империи с целью возобновления лесов. «Искусственные меры разведения леса должны служить помощью к естественному лесовозобновлению, а потому культуры могут быть допущены только в тех случаях, когда возобновление леса естественным путем никоим образом достигнуто быть не может. Так как главная лесохозяйственная забота лесного управления должна состоять в возвращении леса взамен вырубленного, то культуры следует производить преимущественно на лесосеках и выгоревших местах. Комитет
положил установить нормальное число саженцев на 1 дес. 2 400-4 800 штук. Увеличение числа саженцев до 9 600 может быть допущено в следующих случаях:
а) когда искусственному облесению подлежит чистая поляна, или лесосека, или гарь, на которых не имеется подроста и его нельзя ожидать; б) когда по местным почвенным и климатическим условиям необходимо рассчитывать на значительную убыль саженцев; в) при производстве культур в ценных дачах, в которых условия сбыта лесных материалов дают возможность при производстве первой своевременной проходной рубки возвратить лишние расходы, потраченные на производство густой посадки. Нормой убыли саженцев необходимо считать 20% убыль принятого для культуры нормального числа саженцев» [5, л. 17-17об.].
Циркуляр Министерства земледелия и госимуществ от 6 июня 1896 г. № 2072 определил следующие правила по лесоустройству: «В отношении оборотов рубки руководствоваться следующими указаниями: 1. В казенных лесных дачах назначаются такие обороты рубки, при которых получаются лесные материалы, необходимые на государственные, общественные, промышленные и местные надобности. На этом основании а) в тех лесных дачах, где главным образом имеет сбыт крупного поделочного и строевого леса, следует вводить более продолжительные обороты рубки;
б) при существовании местного спроса на менее крупные сорта поделочного и строевого леса и при возможности удовлетворения ограниченных потребностей в большемерных материалах легким и дешевым их получением из отдаленных лесистых местностей, следует назначать обороты рубки средней продолжительности; в) при преобладании спроса на маломерные дрова уместны низкие обороты рубки, которые в низкоствольных лесах могут понижаться до нескольких лет. Основанием для определения продолжительности оборота рубки должны служить результаты исследований количественного и качественного прироста. Для каждой древесной породы в даче назначается 1 или несколько оборотов рубки. В смешанных насаждениях с господством одной из главных пород устанавливается оборот рубки, соответствующий этой главной породе, все второстепенные породы вырубаются, если они препятствуют надлежащему росту и развитию главной породы и могут быть удалены без образования вредных просветов. В смешанных насаждениях с господством второстепенных пород устанавливается оборот рубки, соответствующий одной из второстепенных пород. Для предупреждения образования в будущем перестоя и сухостоя в значительном количестве необходимо не оставлять дубовые деревья на лесосеках до второго оборота рубки там, где такие деревья портятся и засыхают; назначить постепенную уборку перестоя, начиная с тех кварталов, в которых преобладают молодняки или где встречаются перестойные деревья более старого возраста, не могущие больше оставаться на корне без понижения стоимости древесины; проверить принятые обороты рубки и в случае необходимости сделать в них исправления. В тех случаях, когда по наличным административным силам и средствам не представляется возможным вести обыкновенные постепенные рубки, применять упрощенный способ возобновления вырубкой насаждений в 2 приема через определенный промежуток времени, что признается особенно пригодным для возобновления сосны и дуба. При неуспехе возобновления ели сплошными и кулисными рубками могут быть также ведены постепенные рубки. Принять меры к расширению производства прочисток и прореживаний молодняков продажей леса на корне самим заготовщикам. Принять меры к обмену находящихся во владении крестьян земель, расположенных внутри казенных дач и необходимых для устройства катищ на другие свободные казенные земли. Искусственное облесение очередных лесосек вслед за их вырубкой и необлесившихся площадей должно быть допускаемо только в тех лесных дачах (кроме культурных лесничеств), которые имеют полный
сбыт лесных материалов и в которых возобновление оказывается неуспешным. Искусственным путем разводить дуб, сосну, ель, остальные породы вводить в состав искусственных насаждений только в том размере, в котором это необходимо для успешного роста главных пород. Управления госимуществами тех губерний, в которых находятся дубовые леса, обязаны сообщать Лесному департаменту до 15 июня об ожидаемом урожае желудей. Заготовка желудей должна производиться в большом количестве, так как излишки будут направляться на склады, предназначенные для нужд частного лесоразведения, рассылку желудей производить не позже октября, во избежание повреждения их морозами» [6, л. 77-78 об.].
В 1890 г. в Курскую и Орловскую губернии для осуществления лесоустроительных работ были откомандированы две лесоустроительные партии: одна под заведыванием старшего таксатора Партанского, в составе младших таксаторов Щипильского и Хильчевского, топографа Лысова, старшего межевщика Константинова, межевщиков Евдокимова и Медведева для производства работ по устройству защитных лесов в Курской губернии в 108 дачах площадью 12788 дес., в 7 дачах неизвестной площади, в 3 дачах, которые будут признаны защитными до 1 марта 1890 г. [7, л. 1]. Согласно архивным документам ими было произведено устройство лесов в 56 частных дачах Суджанского уезда [7, л. 22].
Для сравнения приведем цифры, показывающие незначительную эффективность самостоятельных мероприятий по лесовозобновлению на примере Рыльского лесничества. Окультировано в 1885 г. посевом сосны на 25,55 руб. 15 дес., в 1886 г. -посевом сосны на 10,08 руб. 3 дес., в 1887 г. - посевом сосны 4 дес. на 9,20 руб., посадкой 5 дес. на 18,80 руб., в 1888 г. посадкой 9 дес. на 34,40 руб. [8, л. 110].
В Рыльском лесничестве в 1890 г. были произведены следующие работы: посадка леса на 11,5 дес. на 40 руб., естественным путем облесилось 47,5 дес. [9, л. 1 об.]. В 1898 г. было запланировано лесоустроительных работ на 565 дес., а сделано на 459 дес. «за недостаток административных сил лесничества. Расходы на производство лесокультурных работ составили 40 руб. [10, л. 19].
Инструкцией, утвержденной главноуправляющим землеустройством и земледелием 19 июня 1908 г., были определены следующие правила устройства лесов.
«Работы исполняются лесоустроительными партиями в составе каждой: один заведующий (старший таксатор или младший таксатор), несколько младших таксаторов, несколько съемщиков. Производство названных работ в дачах, занимающих небольшие площади и не имеющих важного лесохозяйственного значения, может быть возлагаемо также на местных лесных чинов, в помощь которым могут быть командированы младшие таксаторы или съемщики, ревизоры лесоустройства для надзора за правильным выполнением работ, причем в ведение каждого из них назначается определенный район работ в составе нескольких губерний.
К 1 ноября каждого года Управления Земледелия и Госимуществ по соглашению с ревизорами лесоустройства представляют в Лесной департамент сведения о работах на предстоящий год по устройству казенных дач и по ревизии в них лесного хозяйства. На основании сведений и в соответствии с размером кредита, ассигнуемого на лесоустройство, Лесной департамент составляет расписание лесоустроительных работ по каждому Управлению, с указанием числа чинов лесоустройства, командируемых как в составе лесоустроительных партий, так и в помощь местным лесным чинам; дач, подлежащих устройству и ревизии хозяйства, поручаемых руководству каждого ревизора лесоустройства.
Командированные на лесоустройство ревизоры, таксаторы и съемщики на время производства лесоустроительных работ подчиняются местным начальникам Управлений и оказывают содействие чинам лесоустройства, которое заключается
1) в распоряжении о производстве местными лесными чинами подготовительных работ в дачах, которые предназначаются к устройству или ревизии хозяйства через чинов лесоустроительной партии. Эти работы состоят в расчистке граничных и квартальных просек, в съемке и нанесении на имеющиеся планы не снятых и не нанесенных на план оброчных статей, служебных наделов и вырубок, произведенных в устроенных дачах в течение истекшего ревизионного периода и в дачах неустроенных в течение последнего десятилетия; 2) в предоставлении ревизору лесоустройства и заведующему партией документов в Управлении и в канцеляриях местных лесничих для извлечения сведений для составления плана хозяйства и всего лесоустроительного отчета. Ревизоры лесоустройства состоят в непосредственном распоряжении Лесного департамента, им предоставляется право непосредственного сношения с департаментом. Таксаторы и съемщики могут обращаться в департамент только через ревизоров.
Ревизоры руководят работами, производимыми лесоустроительными партиями и местными лесными чинами. Они обязаны: 1) наблюдать за правильным выполнением работ в техническом отношении. Для чего производить проверку работы; 2) вникать во все действия по производству лесоустроительных работ заведующих партиями и местных лесничих; 3) иметь надзор за правильным расходованием ассигнуемых средств; 4) наблюдать за составлением отчета. По окончании работ к 1 января каждого года ревизоры представляют в Лесной департамент отчет о ходе лесоустроительных работ за истекший год.
Заведующие партиями вместе с ревизорами лесоустройства отвечают за правильность работ. На них возлагается: 1) распределение работ между командированными в их распоряжение чинами; 2) наблюдение за правильностью исполнения работ; 3) проверка качества выполненных работ; 4) преподавание младшим таксаторам руководящих указаний по вопросам их деятельности; 5) участие в таксационных работах, необходимых для правильного составления таксационного описания, определения оборотов рубки или оборотов хозяйства; 6) собрание сведений по истории хозяйства в даче и по изучению местных экономических условий, имеющих значение для организации правильного хозяйства; 7) составление общего описания дачи, общего и частного планов хозяйства; 8) наблюдением за правильным составлением отчетности для ее представления ревизору и др.
Младшие таксаторы подчиняются заведующим партиями, а командированные в помощь местным лесным чинам - лесничему. В их обязанности входят: 1) разделение лесной и нелесной площади дачи на отдельные участки и составление таксационного описания этих участков; 2) взятие пробных площадей и модельных деревьев для определения запаса текущего и среднего прироста в насаждениях разного состава, возраста и полноты и находящихся в разных условиях произрастания для получения данных, необходимых как для правильного разделения насаждений на участки и их таксационные описания, так и для установления плана будущего хозяйства в даче; 3) наблюдение за производством съемочных работ и их проверка и др.
Съемщики подчиняются младшему таксатору, под наблюдением которого производят ... топографические работы, составляют отчетность.
До начала лесоустроительных работ начальником Управления созывается совещание, на котором решают следующие вопросы: к какому разряду отнести каждую лесную дачу, подлежащую устройству; в каких частях дачи и на какой площади требуется произвести новую съемку и составить новые планы или исправить существующие; сколько хозчастей образовать в даче или какие отдельные дачи следует соединить в одну; какой величины образовывать кварталы и каким образом разделить дачу на кварталы; какую систему хозяйства применить в каждой хозчасти и какие древесные породы признать главными.
Лесоустроительные работы производятся с мая по октябрь, могут быть начаты и окончены раньше или позже срока в зависимости от климатических условий, но должны продолжаться не менее 6 месяцев. На время работ общее число рабочих
назначается для ревизоров не более 200, для заведующих партиями не более 250, для младших таксаторов не более 300, для съемщиков не более 750.
Работы по устройству дачи или ее ревизии должны быть закончены в течение не более 2 летних периодов. По окончании работ проводится совещание для решения вопросов: 1) об обороте рубки или обороте хозяйства для главных древесных пород дачи; 2) о продолжительности ревизионного периода и о размере главных и промежуточных пользований; 3) об установлении очередности рубок и выборе для них мест; 4) о порядке рубки и о ширине лесосечных полос; 5) о способах возобновления лесосек и облесения пустырей и прогалин; 6) о мерах к охране дачи, о числе лесной стражи и о служебных наделах; 7) о побочных пользованиях и оброчных статьях; 8) о лесных работах, вызываемых потребностями лесоустройства и улучшения состояния лесонасаждений. После разрешения этих вопросов зав. партией ли лесничий (при исполнении работ местными чинами) представляет сведения по каждому хозяйству: о площади лесной почвы, вошедшей в план хозяйства; о принятом обороте рубки или обороте хозяйства; о распределении насаждений по классам возраста; о размере ежегодного и главного пользования. Эти сведения представляются управлением в департамент для утверждения размеров пользований до утверждения плана хозяйства» [11, л. 10-16 об.].
В 1911 г. в Курско-Орловское управление государственных имуществ были откомандированы две партии для лесоустроительных работ (ревизор лесоустройства Копец), которые запланировали проведение ряда лесоустроительных работ в лесничествах Курской губернии. Так, «в Корочанском лесничестве было запланировано: осветление и прочистки молодняка на площади 50 дес. на сумму 550 руб., прореживания на площади 50 дес. на сумму 500 руб. Общий расход
1 050 руб.» [12, л. 26 об-27]. В Белгородском лесничестве: «ремонт дорог и дорожных сооружений на расстоянии 9 верст на сумму 360 руб., осветление и прочистки молодняка на площади 160 дес. на сумму 850 руб., прореживания на площади 80 дес. на сумму 960 руб., проходные рубки и уборка мертвого леса на площади 95 дес. на сумму 650 руб., рытье граничных канав и устройство граничных плетней на расстоянии 11 верст на сумму 1 650 руб., ремонт старых изгородей 6 верст на сумму 300 руб., облесение прогалин на площади 4 дес. на сумму 80 руб., укрепление оврагов
2 версты на сумму 180 руб. - всего 5 030 руб.» [12, л. 31 об-32]. В Обоянском лесничестве: «прореживания 50 дес. на 650 руб., осветление молодняка 21 дес. на 273 руб. - всего на сумму 923 руб.» [12, л. 84 об-85]. В Рыльском лесничестве: «ремонт дорог и дорожных сооружений на расстоянии 0,5 верст на сумму 50 руб., осветление и прочистки молодняка на площади 15 дес. на сумму 75 руб., прореживания 10 дес. на сумму 150 руб., проходные рубки и уборка мертвого леса 20 дес. на 100 руб., а всего на 375 руб.» [12, л. 87 об-88]. В Льговском лесничестве: «ремонт дорог и дорожных сооружений на расстоянии 8 верст на 60 руб., осветление и прочистки молодняка 105 дес. на 560 руб., прореживания 40 дес. на 140 руб., проходные рубки и уборка мертвого леса 10 дес. на 40 руб., рытье граничных канав и устройство граничных плетней на расстоянии 4 версты на 200 руб. - всего 1 000 руб.» [12, л. 90 об-91]. В Новооскольском лесничестве: «осветление и прореживание молодняка на площади 51,4 дес. на 400 руб., прореживание 40,7 дес. на 400 руб., уборка мертвого леса 30,2 дес. на 300 руб. - всего 1 100 руб.» [12, л. 92 об-93]. Итого по губернии на проведение лесоустроительных работ в 1911 г. было затрачено 6 875 руб. [12, л. 112].
О том, какое большое значение придавалось вопросам лесовозобновления, свидетельствуют суммы, выделяемые Лесным департаментом Главного управления землеустройства и земледелия на реализацию мероприятий по устройству и возобновлению лесов. В 1911 г. на Курскую губернию было выделено 7 000 руб. [13,
л. 5]. В 1914 г. - 20 000 руб. [13, л. 45]. В 1915 г. - 23 000 руб. [14, л. 2об], в 1916 г. -27 000 руб. [15, л. 10 об].
Таким образом, целью государственной политики в области лесного хозяйства в России в Х1Х - начале ХХ в. было регулирование лесопользования и практическое воспроизводство лесов. Об этом свидетельствуют многочисленные циркулярные предписания и увеличение государственных ассигнований на нужды лесовозобновления.
1. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ с 1649 г.). Т. ХХУ. 1798-1799. Ст. 18429. СПб., 1830.
2. ПСЗРИ с 1649 г. Т. ХХУ11. 1802-1803. Ст. 20506. СПб., 1830.
3. Свод законов Российской империи. Кн. 2. Т. 8. Устав лесной. СПб., 1913.
4. Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. 154. Оп. 1. Д. 111.
5. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 965. Л. 1, 22.
6. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 3310. Л. 26 об-27, 31 об-32, 84 об-85, 87 об-88, 90 об-91, 92 об-93, 112.
7. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 3632. Л. 10-16 об.
8. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 3792. Л. 5, 45.
9. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 3901. Л. 2 об.
10. ГАКО. Ф. 155. Оп. 1. Д. 3951. Л. 10 об.
11. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 551. Л. 17-17 об.
12. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 574. Л. 110.
13. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 613. Л. 1 об.
14. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 748. Л. 19.
15. ГАКО. Ф. 311. Оп.1. Д. 811. Л. 77-78 об.