Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN417.pdf Статья опубликована 22.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Обыденкова В.К. Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов педагогических вузов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.14
Обыденкова Валерия Кирилловна
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва1
Аспирант кафедры «Социальной педагогики и психологии»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=730686
Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов
педагогических вузов
Аннотация. Данная публикация является обобщением опыта организации интернет-проектирования на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах, ранее изложенного в серии научных статей. Автор описывает проектную деятельность как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и обозначает три возможные функции сети Интернет по отношению к ней: Интернет как источник информации, как площадка для публикации информации о ходе и результатах проектирования, как пространство для создания и развития интернет-проектов. Останавливаясь на третьей функции, автор отмечает актуальность и современность интернет-проектирования - нового и перспективного направления проектной деятельности. В статье представлен комплекс организационных и психолого-педагогических условий, который способствует успешному внедрению интернет-проектирования в образовательный процесс педагогического вуза и решает ключевые задачи, стоящие перед студентами - будущими специалистами в области педагогики, психологии и социальной работы: первичной профессиональной социализации, овладения необходимыми компетенциями и становления субъектами собственной профессиональной деятельности. Также показан потенциал интернет-проектирования для повышения самоэффективности, рефлексивности студентов, профессионализации их отношения к использованию сети Интернет.
Ключевые слова: высшее образование; педагогический вуз; компетентностный подход; киберонтологический подход; киберкомпетенции; проектная деятельность; Интернет; интернет-проект; учебный интернет-проект; интернет-проектирование
1 119991, г. Москва, М. Пироговская, д. 1, стр. 1
Мир Науки
2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
С 2015 года на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (далее - МПГУ) нами проводится научно-исследовательская и практическая работа по апробации и внедрению авторского учебного модуля «Интернет-проектирование» в рабочие программы учебных дисциплин. За два учебных года освоили модуль и создали собственные интернет-проекты 75 обучающихся - бакалавров (направления подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа») и магистров (направления подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование»).
В реализацию подобной инновации мы заложили концептуальные основы проектной деятельности и киберонтологического подхода [17] в образовании и в ходе работы сделали вывод, что проектирование в педагогическом вузе позволяет решить стоящие перед студентами задачи: первичной профессиональной социализации, овладения профессионально значимыми компетенциями и обретения субъектности в собственной профессиональной деятельности. Рассмотрим каждую в отдельности.
1. Задача первичной профессиональной социализации.
A. А. Калмыков утверждает, что под профессиональной социализацией чаще всего понимают совмещение двух задач - профессионализации и социализации [7]. В теории психовозрастного статуса личности В. А. Плешакова мы также можем обнаружить единство профессионализации и социализации на жизненном пути молодых людей. Он отмечает, что период обучения в вузе характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социализирующей среды:
• профессионального самоопределения и связанного с ним развития профессионально значимых качеств;
• личностного самоопределения, включающего формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;
• собственно адаптации к условиям обучения и профессии, также включающей усвоение принятых социальных норм и ценностей [19, с. 97].
По мнению А. В. Блиновой, профессиональная социализация осуществляется наиболее эффективно, если студент включается в специально организованную профессионально-ориентированную деятельность, которая должна опираться на впечатления профессиональной деятельности и повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность студента и понимание им социально-профессиональной значимости результатов своей деятельности; предлагать активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве [3]. Таким потенциалом обладает именно проектная деятельность, поскольку процесс ее реализации опирается на решение реальных социальных и (или) профессиональных проблем и предполагает получение конкретного результата.
B. А. Луков говорит, что проектирование носит междисциплинарный характер и является делом, в котором каждый человек может проявить себя [8, с. 5].
Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что важным аспектом вузовского обучения становится курс как на профессионализацию молодежи, так и на ее социализацию и адаптацию к специфике профессии. Именно проектная деятельность обладает максимальным потенциалом к раскрытию внутренних ресурсов любого человека и должна обязательно реализовываться в образовательных организациях.
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
2. Задача овладения профессионально значимыми компетенциями.
Наиболее общее определение компетенции - «динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности» [20, с. 8]. Компетентностный подход в образовании предполагает вовлечение обучающихся в практическую деятельность, так как, согласно утверждению И. А. Зимней, в компетенции акцентируется способ и характер действия человека - «как» (в отличие от знаниевой характеристики «что») [6, с. 25].
3. Задача обретения субъектности в профессиональной деятельности.
О. М. Бабич выделяет четыре компонента субъектности молодых людей, вставших на путь получения профессии: мотивационно-смысловой, организационно-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный [1, с. 7, 11].
Овладение профессионально значимыми компетенциями и становление субъектности осуществляется через реальную практику. Поясним, как это происходит.
В процессе работы над проектами, решающими актуальные проблемы, студенты осознают значимость своей учебно-профессиональной деятельности, понимают, как применить полученные в вузе знания и умения. А сталкиваясь с проблемой их недостатка для реализации проекта, приобретают мотивацию к самообразованию и профессиональному саморазвитию, что является крайне важным для будущих специалистов сферы «человек - человек». Проектная деятельность, предполагая анализ каждого этапа работы и получение конкретного результата, стимулирует и стремление к профессиональной рефлексии.
Так как проектирование организуется, как правило, в групповой работе, оно вовлекает обучающихся в профессиональную коммуникацию. В результате студенты приобретают компетенции сотрудничества и работы в команде, управления коллективом, эффективной коммуникации и просветительской работы с целевой аудиторией проекта.
Кроме того, оно предполагает активность, относительную самостоятельность и инициативность студентов, что предъявляет повышенные требования к самоорганизации, способности ставить профессиональные цели и задачи. Приняв участие в проектной деятельности, студенты также начинают относиться к профессиональным задачам с исследовательской позиции, искать новые эффективные способы их решения.
Описанные компетенции, которыми студенты овладевают в проектной деятельности, играют значимую роль в становлении их субъектности.
Рассматривая проектную деятельность как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, нельзя забывать о том, что мы живем в условиях повсеместного распространения Интернета, который удовлетворяет широкий спектр информационных и коммуникационных потребностей современного человека, вместе с тем предъявляя требования к его цифровой и киберкомпетентности [21]. Сеть используется для работы, получения образования, познания, общения, досуга и творчества [18]. По отношению к проектной деятельности Интернет может выступать как источник информации, как площадка для публикации информации о ходе и результатах проектной деятельности (например, на сайтах, посвященных конкурсам проектов) и, наконец, как пространство для создания интернет-проектов [13]. Если первые два варианта использования сети Интернет привычны в контексте образования, то интернет-проектирование - относительно недавнее и перспективное направление проектной деятельности.
Мы определяем его как «процесс планирования, поэтапного создания и качественного развития тематического интернет-ресурса, направленного на решение определенной социальной или профессиональной проблемы» [14].
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
Продуктом интернет-проектирования является интернет-проект - «тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной или профессиональной проблемы и имеющий потенциал к качественному развитию» [14].
В контексте профессиональной подготовки студентов педагогического вуза уместно будет выделить такое понятие как учебный интернет-проект - «интернет-проект, поэтапно создаваемый в совместной деятельности обучающихся при наставнической роли педагогов» [14].
Интернет-проект имеет ряд специфических критериев, которые отличают его от любого другого интернет-ресурса: ограниченность конкретной темой; наличие проблемы, одной или нескольких целей и целевой аудитории; систематизированность содержания и наличие потенциала к качественному развитию.
В начале статьи мы упоминали о нашем опыте внедрения интернет-проектирования в образовательный процесс МПГУ в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах. Он заключается в дополнении рабочих программ учебных дисциплин и организации процесса создания студенческих интернет-проектов, представляющих собой ресурсы на профессиональную тематику (сайты или «группы» в социальных сетях Интернета). Одним из наиболее значимых элементов интернет-проектирования является ориентация на самостоятельную работу студентов в парах или микрогруппах при направляющей роли преподавателя на протяжении всего периода его реализации (как правило, одного семестра).
Подобная эмпирическая работа в МПГУ позволила нам выделить комплекс организационных и психолого-педагогических условий, при которых интернет-проектирование будет осуществляться максимально эффективно, системно, приводя студентов к личностно и профессионально значимым результатам.
Организационные условия включают в себя:
1. Этапность создания и развития интернет-проектов (подготовительный, ознакомительный, ориентировочный, деятельностный (включающий подэтапы презентации идеи, дополнения и корректировки, поддержания функционирования интернет-проекта), оценочно-рефлексивный этапы) [13]. На каждом этапе и подэтапе преподаватель проводит консультации со студентами (обычно в онлайн-режиме). Такой способ организации деятельности позволяет как преподавателю, так и самим обучающимся контролировать процесс и результат работы, своевременно корректировать и совершенствовать его.
2. Установка на профессиональное использование Интернета при выполнении интернет-проектов. Студенты, принявшие участие в интернет-проектировании, начинают относиться к Интернету не только как к информационному и развлекательному пространству, но и применять его в целях деловой коммуникации, профессиональной самореализации и самоутверждения. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате нашей эмпирической работы: у студентов повышается доля делового мотива и мотива профессионального самоутверждения в использовании Интернета [10].
3. Ориентация интернет-проектирования на актуализацию профессионально значимых компетенций студентов и становление их субъектности.
Интернет-проектирование способствует формированию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО), а также киберкомпетенций, которые необходимы специалисту XXI века для успешной профессиональной деятельности.
Нами были проанализированы компетенции в соответствии с ФГОС ВО и сформированы обобщенные компетенции, которые актуализируются в процессе создания студентами собственных интернет-проектов. К ним относятся: понимание значимости профессиональной деятельности и готовность к ее осуществлению; готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию; способность к работе (организации работы) в коллективе; способность к эффективной устной и письменной коммуникации, просветительской деятельности, постановке и решению профессиональных целей и задач, самоорганизации, применению знаний и умений на практике, профессиональной рефлексии; владение культурой информационно-коммуникационной деятельности и способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся. В процессе и результате внедрения интернет-проектирования в МПГУ мы получили данные об эффективности этого метода работы, ранее отраженные в нашей статье «Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе» [12].
Отдельно стоит сказать о потенциале интернет-проектирования для формирования и актуализации киберкомпетенций. Благодаря необходимости осознанного и рационального использования в своей деятельности современных компьютерных программ и возможностей интернет-среды происходит совершенствование основных киберкомпетенций студентов (информационных, учебно-познавательных, коммуникативных, этических, юридических) [5, с. 180-182].
Так как интернет-проектирование - специфическая разновидность информационной деятельности, «... для которой основным содержанием являются процессы переработки, восприятия и т. д. информации, в том числе - приводящие к материальной реализации информационных объектов (планов, проектов, дизайнов) в виде объектов и процессов реального мира» [4], оно в первую очередь позволяет приобрести информационные киберкомпетенции (создание, представление и презентация объектов информации, их структуризация).
Учебно-познавательные киберкомпетенции проявляются в интернет-проектировании при решении познавательных задач, работе в поисковых системах, а также переписке с педагогом.
Как мы уже говорили ранее, коммуникация является важной составляющей проектной деятельности, поэтому и в интернет-проектировании актуализируется комплекс коммуникативных киберкомпетенций, а именно: навыки письменной («печатной») речи и осуществления коммуникации в киберпространстве (в том числе деловой); знание правил оформления электронных писем и сообщений, этикета и традиций общения с помощью компьютерных сервисов.
Отдельно стоит отметить этические и юридические киберкомпетенции. Очень часто в интернет-пространстве поведение не регламентируется, и люди обращают меньшее внимание на соблюдение социальных норм [2, с. 25, 37]. При сопровождении интернет-проектирования преподаватель делает акцент на необходимости соблюдать этику и этикет взаимодействия в киберпространстве, уважать авторское право, что содействует более осознанной деятельности студентов в Сети.
Как и в классической проектной деятельности, в процессе выполнения интернет-проектов решается такая задача вузовской подготовки студентов как становление их субъектами собственной профессиональной деятельности. Мотивационно-смысловой компонент субъектности поддерживается тем, что выбор темы работы осуществляется в соответствии с личным и профессиональным интересом студентов. Данные, полученные в
(499) 755 50 99 Ы1р://тп-паиН .сот
результате эмпирического исследования, дали основание для вывода, что интернет-проектирование способствует актуализации у студентов такого значимого компонента субъектности как рефлексия [9], а также ее организационно-деятельностного и коммуникативного компонентов, которые включают в себя следующие умения: организация совместной работы, инициативность, самостоятельность, целеполагание и планирование, а также исследовательское отношение к профессиональным задачам [16].
Рассмотрев перечень организационных условий реализации интернет-проектирования, перейдем к описанию комплекса психолого-педагогических условий. Он призван усилить эффект использования интернет-проектирования в образовании и максимально раскрыть личностный и профессиональный потенциал студентов педагогического вуза.
1. Субъект-субъектное общение преподавателя со студентами.
2. Направляющая роль преподавателя в реальной среде и в интернет-пространстве с соблюдением основных принципов деловой киберкоммуникации (регламентированности, включенности, фиксации, фасилитации, диалога, проблематизации, рефлексии) [15].
Первое и второе условия позволяют студентам и преподавателю продуктивно работать в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания, раскрывать личностный и профессиональный потенциал обучающихся, активизировать их креативное мышление и творческую деятельность, повышать самоэффективность [11].
3. Целенаправленная организация рефлексии на каждом из этапов и подэтапов выполнения интернет-проектов. Вместе с ориентацией интернет-проектирования на становление субъектности студентов (организационное условие) это условие способствует актуализации рефлексии и повышению рефлексивности студентов, что также подтверждается данными нашего исследования [9].
Опираясь на изложенное выше, мы считаем, что интернет-проектирование, организованное в контексте учебного процесса с соблюдением описанных условий, является эффективным средством профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, овладения профессионально значимыми компетенциями и киберкомпетенциями, получения личностных результатов, обогащающих их настоящую и будущую жизнедеятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабич О. М. Формирование учебно-профессиональной субъектности офицеров-воспитателей в процессе обучения в военном вузе: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / О. М. Бабич. - Курск, 2012. - 23 с.
2. Белинская Е. П. Психология Интернет-коммуникации: учеб. пособие / Е. П. Белинская. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 192 с.
3. Блинова А. В. К вопросу о профессиональной социализации студентов / А. В. Блинова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово, 21 февраля 2016 г. / Отв. ред. В. Е. Цибульникова. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 192-196.
Страница 6 из 9 ^^^^^^^^^^^НИИИНИННИН http://mir-nauki.com 35РОМЫ417
(499) 755 50 99 Ы^р://т^-паиН .сот
4. Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С., Семенов А. Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги / Е. И. Булин-Соколова, А. С. Обухов, А. Л. Семенов // Психологическая наука и образование.
- 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 207-226.
5. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: монография / О. И. Воинова, В. А. Плешаков / Под ред. В. А. Плешакова -Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. - 244 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / И. А. Зимняя -М.: Исследовательский центр проблем и качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
7. Калмыков А. А. Профессиональная социализация в e-Leammg / А. А. Калмыков // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 99-104.
8. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие / В. А. Луков - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.
9. Обыденкова В. К. Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов / В. К. Обыденкова // Научный диалог.
- 2017. - № 1. - С. 318-327.
10. Обыденкова В. К. Влияние интернет-проектирования на мотивы использования Интернета студентами педагогического вуза / В. К. Обыденкова // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С. 237-242.
11. Обыденкова В. К. Интернет-проектирование как ресурс для повышения самоэффективности магистров педагогического вуза / В. К. Обыденкова // Образование и его роль в формировании мировоззрения современного человека: материалы международной научно-практической конференции (4 июля 2017 г., Екатеринбург) / Отв. ред. Зарайский А. А. - Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. - С. 29-33.
12. Обыденкова В. К. Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе / В. К. Обыденкова // Научный диалог. - 2017. - № 3. - С. 243-257.
13. Обыденкова В. К. Методические рекомендации по организации интернет-проектирования как средства стимулирования творческой активности молодежи / В. К. Обыденкова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2017. - № 6(11). - С. 56-74. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://scipгess.ru/pedagogy/wp-content/uploads/2017/06/Мир-педагогики-и-психологии-611.рёГ [дата обращения: 09.08.2017].
14. Обыденкова В. К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза / В. К. Обыденкова // Интернет-журнал «Мир науки» - 2016. - Т. 4. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf [дата обращения: 09.08.2017].
15. Обыденкова В. К. Принципы деловой киберкоммуникации в контексте организации интернет-проектирования в педагогическом вузе / В. К. Обыденкова
Мир Науки
2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .сот
// Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / под общ. ред. Р. В. Ершовой. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. - С. 169-174.
16. Обыденкова В. К. Роль интернет-проектирования в становлении субъектности студентов педагогического вуза / В. К. Обыденкова // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 марта 2017 г., г. Уфа). -Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 127-133.
17. Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования / В. А. Плешаков // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - № 4(35). - С. 9-22.
18. Плешаков В. А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В. А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология - 2014. - № 3(29). - С. 1-18.
19. Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография / В. А. Плешаков - М. : Издатель Воробьев, 2010. - 284 с.
20. Руководство по проектированию и разработке основных профессиональных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО / М-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т; [сост. А. Н. Тритенко, С. А. Петракова, И. А. Рахимова, Л. А. Берсенева]. - Вологда: ВоГУ, 2015. - 210 с.
21. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и их родителей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 2 (14) - С. 2735.
Obydenkova Valeriya Kirillovna
Moscow state university of education, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Organizational and psycho-pedagogical conditions for the implementation of Internet projection as a means of professional education of students of pedagogical universities
Abstract. This publication is a generalization of the experience of organizing Internet projecting on the basis of the Department of Pedagogy and Psychology of the Moscow State University of Education in 2015-2016 and 2016-2017 academic years, previously described in a series of scientific articles. The author describes the project activities as a means of professional education of students of pedagogical universities and submits three possible functions of the Internet in relation to it: the Internet as a source of information, as a platform for publishing information on the progress and results of projecting and as a space for the creation and development of Internet projects. Focusing on the third function, the author notes the relevance and modernity of Internet projection as a new and promising area of project activities. The article presents a complex of organizational and psycho-pedagogical conditions that facilitates the successful implementation of Internet projection in the educational process of the pedagogical University and allows to solve the key tasks facing students -future specialists in the field of pedagogy, psychology and social work: primary professional socialization, mastering the necessary competencies and becoming subjects of their own professional activities. The potential of Internet projection to improve self-efficacy, students' reflexivity and professionalization of their attitude to the use of the Internet is also shown.
Keywords: higher education; pedagogical University; competence-based approach; cyberontological approach; cybercompetences; project activities; the Internet; Internet project; educational Internet project; Internet projection