Научная статья на тему 'Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков'

Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1940
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ТОЛПА / УЧАСТНИКИ / MASS RIOTS / PUBLIC SAFETY / PUBLIC ORDER / PUBLIC EVENT / CROWD / PARTICIPANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скребец Елизавета Сергеевна

В статье рассмотрены этико-правовые аспекты организации и проведения публичных мероприятий. Отдельное внимание уделено массовым беспорядкам, классификации их участников и разработке предложений по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational and legal aspects of the elimination of mass riots

Ethical-legal aspects of the organization and carrying out of public events are highlighted in this article. Special attention is paid to mass riots, classification of their participants and the development of proposals to increase the efficiency of law enforcement organs to provide public safety.

Текст научной работы на тему «Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков»

Скребец Елизавета Сергеевна

начальник кабинета специальных дисциплин кафедры административного права

и административной деятельности органов внутренних дел Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (e-mail: e_skrebets@mail.ru)

Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков

В статье рассмотрены этико-правовые аспекты организации и проведения публичных мероприятий. Отдельное внимание уделено массовым беспорядкам, классификации их участников и разработке предложений по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности.

Ключевые слова: массовые беспорядки, общественная безопасность, общественный порядок, публичное мероприятие, толпа, участники.

E.S. Skrebets, Head of the Office of Special Disciplines of the Chair of Administrative Law and Administrative Activity of the Organs of Internal Affairs of Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: e_skrebets@mail.ru

The organizational and legal aspects of the elimination of mass riots

Ethical-legal aspects of the organization and carrying out of public events are highlighted in this article. Special attention is paid to mass riots, classification of their participants and the development of proposals to increase the efficiency of law enforcement organs to provide public safety. Key words: mass riots, public safety, public order, public event, crowd, participants.

Процессы демократизации современного общества, формирование правового государства обусловили преодоление отчуждения индивида от власти и собственности, при этом на первый план в современном правосознании выходят права человека, формирование новой модели правового положения человека, создание эффективного механизма реализации основных прав и свобод гражданина. Все это, в свою очередь, повлекло негативные последствия, такие как появление в обществе на почве экономических, политических, правовых, идеологических, национальных, религиозных и других интересов ожесточенности, столкновение интересов и социальные конфликты.

Изменения, которые происходят в жизни граждан Российской Федерации, накладывают определенный отпечаток как на процессы борьбы с преступностью в целом, так и на состояние общественной безопасности в регионах. В связи с этим значительно возросли общественно-политическая активность населения и желание граждан реально принимать участие в решении проблем, которые касаются их общих интересов. Это проявляется в различных сферах общественной жизни и, в частности, в участии граждан в деятельности политических партий, проведении предвыборных кампаний, митингов, демонстраций, пикетирований, шествий и др.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., определила основные принципы и направления построения суверенного, независимого, многонационального, светского, демократического, социального и правового государства. В частности, в ст. 31 определено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования [1].

Считаем что, для наиболее успешного проведения массовых мероприятий важна организация охраны общественного порядка, т.е. комплекса мероприятий, осуществляемых правоохранительными и другими государственными органами.

Итак, актуальность общественных проблем, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права собираться мирно, без оружия, на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также на другие публичные мероприятия, обусловлена повышенной общественной опасностью преступлений, административных правонарушений и чрезвычайных ситуаций, которые нередко возникают во время их проведения. В то же время возрастает необходимость научного анализа практики осуществления и усовершенствования деятельности органов внутренних дел при ликвидации массовых беспорядков.

66

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств [2]. Другими словами, публичные мероприятия - это совокупность организованных, санкционированных или несанкционированных форм активных действий или явлений социальной жизни групп людей или индивидуальные действия лиц в общественных местах с целью выражения их воли, защиты своих прав и свобод, законных интересов, удовлетворения потребностей в экономической, политической, социально-культурной, других сферах, а также социальная форма общения людей между собой и способ разработки единства установок гражданина, группы людей и всего общества. Организаторами публичных мероприятий могут выступать как один гражданин, так и несколько граждан Российской Федерации, политические партии, региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия [2].

Определение этих мероприятий требует уточнения.

Так, собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов [3, с. 470].

Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера [4, с. 631].

Демонстрацией является организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации [2]. Как правило, участники, устраивая демонстрации, ставят своей целью привлечь внимание общественности, органов государственной власти к тем или иным вопросам либо проблемам и добиться исполнения выдвигаемых требований.

Шествия - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам [4, с. 631].

Пикетирование - форма демонстрации, публичного выражения мнения, в основном в близком к административным зданиям органов

государственной власти и местного самоуправления, дипломатических представительств и т.д. расположении, с целью привлечь внимание к тем или иным проблемам общественно-политического характера или выдвижение протеста против чего-либо. Участники предпочитают использовать транспаранты, плакаты и другие средства наглядной агитации.

Религиозные - мероприятия религиозного характера (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники), дни памяти умерших (погибших).

Культурно-зрелищные - народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.

Спортивные - олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.

Специальные мероприятия - траурные процессы, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану.

Смешанные мероприятия - несколько видов мероприятий, объединенных в одно (например, национальные праздники субъектов Российской Федерации: Хыдырлез-байрам и др.) [3, с. 470].

Отметим, что проведение публичных мероприятий того или иного характера порождает риск возникновения между присутствующими как случайных конфликтных ситуаций, так и преднамеренных, т.е. заранее спланированных. Данные действия могут повлечь за собой массовые беспорядки, столкновение интересов и другие негативные последствия, которые являются опасными для окружающих.

Таким образом, одной из основополагающих основ построения правового государства является охрана общественного порядка и моральных принципов как гражданина в отдельности, так и общества в целом, в том числе уголовным законодательством. В связи с этим в разд. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации собраны преступления, которые посягают на общественную безопасность и общественный порядок.

В частности, ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность за массовые беспорядки.

Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к другим лицам, погромах (т.е. разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, оказании вооруженного

67

(т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти [5, с. 374].

Одним из основных условий успешного проведения публичного мероприятия (общественно-политического, культурно-зрелищного, спортивного и др.) является готовность органов внутренних дел к организационным, квалифицированным действиям в сложных (экстремальных) условиях (ситуациях) и четком, грамотном управлении этими действиями.

При проведении публичного мероприятия существует большой риск попадания экстремистски настроенных людей в ряды митингующих, что влечет за собой дестабилизацию обстановки, разжигание конфликтов, вспышки негативного, а порой и неадекватного поведения. Ими, как правило, являются преступные элементы, которые целенаправленно нарушают общественный порядок и правила сосуществования. В основном, они и возглавляют действия разъяренной толпы. Важной структурной характеристикой толпы является ее социально-психологический состав - это самостоятельный показатель, который в значительной степени влияет на его формирование, развитие и, что особенно важно, на переход его участников к активным действиям [6, с. 65]:

1) активные участники - это люди, которые находятся в различной степени эмоционального возбуждения; такое эмоциональное состояние дает готовность к активным действиям любого характера, формируются совместные установки, реакция на то или иное поведение, высказывание на фоне эмоционального возбуждения, возрастает тесная степень общения между людьми, интенсивность (насыщенность) обмена информацией; при высоком эмоциональном возбуждении человек теряет контроль над собой, своими чувствами и эмоциями, тем самым им легко управлять;

2) подстрекатели - основной задачей их деятельности в толпе при проведении массовых мероприятий является побуждение к действиям, а именно к насилию, путем распространения ложных, провокационных слухов, изречений, высказываний, снабжение людей оружием, предметами и средствами, которые могут нанести вред здоровью человека, его имуществу, строениям и др;

3) наблюдатели - пассивные, спокойные участники массовых мероприятий, у которых отсутствует эмоциональное возбуждение; данные люди не связаны друг с другом, не обмениваются информацией, хаотично передвигаются, не проявляют интерес к агрессивным действиям;

4) случайные - неорганизованные скопления людей, которые образовались в результате неожиданно возникшего события; к происходящим действиям относятся безразлично, возможно, даже осуждающе, но при этом их присутствие значительно увеличивает численность толпы.

Создание агрессивной толпы становится возможным при умышленном, преднамеренном обострении обстановки подстрекателем (провокационные выкрики, обращения к присутствующим и др.), совершении агрессивных действий заранее подготовленными и проинструктированными людьми (битье окон, препятствия в осуществлении движения транспорта, применение силы в отношении иных лиц, работников полиции), принятии уже эмоционально возбужденными присутствующими ложной, непроверенной информации, которая поступает со стороны, также этому способствует присутствие неуравновешенных, склонных к агрессивному поведению людей, лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подростков с антисоциальными настроениями. Как правило, присутствие таких людей не является случайным.

В результате указанных условий скопления граждан превращаются в агрессивную толпу, в которой многие начинают действовать иначе, чем в повседневной жизни, - они берут за образец поведение окружающих, даже если это противоречит их моральным принципам и привычкам. Существенно возрастает агрессивность людей, в их высказываниях и действиях появляется жестокость.

Для правильного осуществления охраны общественного порядка, расстановки сил и средств необходимо учитывать место проведения массового мероприятия, время года, суток, события, цели митингующих, количество участников, их контингент. Немаловажным является и психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков рассмотрены в исследованиях М.Х. Машекуашевой [7, с. 258-261].

Также следует учитывать, что при проведении массовых мероприятий на данной территории создается особая обстановка, которая нарушает обычный ритм жизни населения, в одном месте сосредоточивается большое количество людей, тем самым граждане могут попасть под влияние толпы, в условиях чего существенно усложняется оперативная обстановка.

Во избежание стремительного развития активных, агрессивных действий толпы необхо-

68

димы незамедлительные и профессиональные действия сотрудников правоохранительных органов (своевременно переориентировать внимание участников на другой объект или событие, изъять ядро столкновения). Своевременное применение в соответствии с действующим законодательством силовых мер гарантирует пресечение массовых беспорядков. Возможные в этом случае жертвы не идут ни в какое сравнение с теми тяжкими последствиями, которые могут произойти при неприятии этих мер [8, с. 36].

Непосредственным объектом преступления (массовые беспорядки) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных угроз общеопасного характера [9, с. 355].

Объективная сторона преступления состоит в организации массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти [9, с. 355].

Организация массовых беспорядков - созыв людей в толпу тем или иным образом; подстрекательство толпы к насилию, погромам, поджогам и т.п. путем распространения провокационных, клеветнических измышлений; разработка плана предполагаемых преступных акций; снабжение людей оружием, другими орудиями и средствами (например, бутылками с зажигательной смесью) [9, с. 355-356].

Под массовыми беспорядками, сопровождающимися насилием, понимается нанесение толпой случайным потерпевшим, представителям органов власти, местного самоуправления побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание потерпевших [10, с. 80].

Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.

Поджоги - это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов, автомобилей и другого транспорта.

Уничтожение имущества означает приведение его в состояние, непригодное для использования, которое невозможно или экономически нецелесообразно восстановить.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения, по-

вреждения имущества, а также угроза немедленного применения [10, с. 80].

Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.п., независимо от последствий акта массовых беспорядков.

Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона определяется прямым или косвенным умыслом; мотивы преступления не влияют на квалификацию.

Таким образом, массовые беспорядки могут возникнуть как в одном месте, так и в нескольких местах (населенные пункты, производственные объекты, объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта) одновременно либо последовательно, в зависимости от целей его организаторов. Эффективность действий и мероприятий по охране общественного порядка должна достигаться благодаря реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности, системой мер нормативного, организационного, политического, социального, информационного и другого характера, корреспондирующих основным правам и свободам человека и гражданина, законным интересам общества и государства [11, с. 188].

Исходя из вышесказанного, основой обеспечения, в частности подготовки к обеспечению, общественной безопасности, а также предотвращения и ликвидации массовых беспорядков являются прогнозирование, оценка и моделирование руководителем сводного отряда обстановки, которая может возникнуть во время проведения публичного мероприятия. Сюда входят изучение и анализ информации о месте, времени и численности (масштабе) публичного мероприятия, целях и причинах проведения, поведения и настроения участников и организаторов, отношении к проведению мероприятия разных групп населения, а также изучение возможных изменений в масштабах и порядке проведения. Требует особого внимания изучение сведений о состоянии криминогенной обстановки в том или ином месте, районе, где планируется проведение публичного мероприятия, возможного круга (контингента) людей, которые будут присутствовать. От всех этих факторов будут зависеть вариант несения службы, численность задействованного личного состава правоохранительных органов, характер распоряжений, отданных руководителем.

69

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2.

3. Алеулов РР, Ахмедов Ч.Н., Беженцев А.А. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учеб. М., 2009.

4. Кардашевский В.В., Суслова Г.Н., Низа-метдинов А.М. Административная деятельность полиции: учеб. пособие. М., 2014.

5. Есаков Г.А., Иногамова-Хегай Л.В., Поня-товская Т.Г. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. для бакалавров. М., 2014.

6. Смолина М.М. Особенности ликвидации массовых беспорядков (психолого-правовые аспекты) // Южно-украинский правовой журнал. 2013. № 1.

7. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков // Пробелы в российском законодательстве.

2014. № 3.

8. Дубко Ю.В. Специальная операция по пресечению массовых беспорядков в условиях информационной войны: опыт критического анализа // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Симферополь,

2015.

9. Агапов П. В. Уголовное право России. Особенная часть. Тюмень, 2013.

10. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М., 2015. Т. 2.

11. Буткевич С.А. Обеспечение общественной безопасности в Республике Крым: проблемы теории и практики // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Симферополь, 2015.

1. Constitution of the Russian Federation: adopted by national vote of Dec. 12, 1993 (considering amendments, made by Laws of the Russian Federation of Dec. 30, 2008 № 6-FCL, № 7-FCL) // Rus. newsp. 2009. Jan. 21.

2. About gatherings, meetings, demonstrations, processions and picketing: fed. law of June 19, 2004 № 54-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 25. Art. 2.

3. Aleulov R.R., Ahmedov Ch.N., Bezhentzev A.A. Administrative activity of the Interior organs. Special part: textbook. Moscow, 2009.

4. Kardashevsky V.V., Suslova G.N., Nizametdi-nov A.M. Administrative police activity: study aid. Moscow, 2014.

5. Esakov G.A., Inogamova-Khegay L.V., Pon-yatovskaya T.G. Criminal law of Russia. General and Special parts: textbook for bachelors. Moscow, 2014.

6. Smolina M.M. Features of elimination of mass riots (psychological-legal aspects) // South Ukrainian legal magazine. 2013. № 1.

7. Mashekuasheva M.H. Psychological provision activity of special forces staff in the conditions of mass riots // Shortcomings in the Russian legislation. 2014. № 3.

8. Dubko Yu.V. Special operation on suppression of mass riots in the conditions of information war: experience of the critical analysis // Problems of transition period: adaptation of normative legal acts of the Crimea federal district to the legislation of the Russian Federation: proc. of All-Russian sci.-pract. conf. Simferopol, 2015.

9. Agapov P. V. Russian Criminal law. The Special part. Tyumen, 2013.

10. The commentary to the Criminal code of the Russian Federation (art. by art.) /ed. by A.V. Bril-liantov. 2nd ed. Moscow, 2015. Vol. 2

11. Butkevich S.A. Ensuring public safety in the Republic of Crimea: problems of the theory and practice // Problems of a transition period: adaptation of normative legal acts of the Crimea federal district to the legislation of the Russian Federation: proc. of All-Russian sci.-pract. conf. Simferopol, 2015.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.