Научная статья на тему 'Организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде'

Организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЭНЕРГЕТИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЭНЕРГЕТИКИ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ENERGY MANAGEMENT INSTRUMENTS BUSINESSES / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF ENERGY ENTERPRISES / ESPECIALLY THE DEVELOPMENT OF ENERGY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хисамова Анастасия Ивановна, Пыткин Александр Николаевич

В статье раскрываются теоретические положения и методологические рекомендации по развитию инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Предлагаемые организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде дополняют сформированные рыночные механизмы, стимулируют процессы самоорганизации, согласовывают интересы различных предприятий энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic instruments of energy sector enterprises management instruments in a competitive environment

This article describes the theoretical principles and methodological recommendations for the development of management instruments by enterprises of energy in a competitive environment. The proposed organizational and economic instruments of enterprise management in a competitive environment, energy supplement market mechanism to stimulate the processes of self-organization, to coordinate the interests of different power plants.

Текст научной работы на тему «Организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде»

организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной

среде

Аннотация

В статье раскрываются теоретические положения и методологические рекомендации по развитию инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Предлагаемые организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде дополняют сформированные рыночные механизмы, стимулируют процессы самоорганизации, согласовывают интересы различных предприятий энергетики._

Ключевые слова: инструменты управления предприятиями энергетики, организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики, особенности развития предприятий энергетики_

Процессы реформирования в российской электроэнергетики привели к формированию рыночных отношений, созданию конкурентного рынка электроэнергии (мощности) и разделению на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности. В результате были созданы новые условия для развития предприятий энергетики, возникла конкуренция в сфере производства и сбыта электроэнергии, появились акционерные компании. Развитие рыночных отношений в экономике, принятие энергетической стратегии, реформа электроэнергетики предопределили необходимость развития новых подходов к управлению развитием предприятий энергетики, основанных на рыночных параметрах.

Проблемы эффективного управления предприятиями энергетики

Проблемы эффективного управления предприятиями энергетики на современном этапе развития эко-

Хисамова

Анастасия Ивановна

доцент кафедры финансов и кредита, Пермский институт экономики и финансов [email protected]

Пыткин

Александр

Николаевич

д-р экон. наук, профессор, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

[email protected]

анализ практики

_управления

предприятиями энергетики

струменты управления

предприятиями _несовершенны

и не позволяют _достигать

поставленных

целей

номики стоят достаточно остро. Анализ практики управления предприятиями энергетики показывает, что инструменты управления предприятиями несовершенны и не позволяют достигать поставленных целей. Основной причиной такого положения дел являются: недостаток опыта управления предприятием энергетики в условиях конкурентной среды, слабая ориентация руководителей в современных способах и методах управления предприятием, сложными и изменяющимися условиями внешнего окружения - все это сформировало новые экономические требования к инструментам управления предприятиями энергетики. _ В настоящее время успешное экономическое раз_ витие предприятий является результатом своевре-

_ менной адаптации к изменяющимся условиям кон_ курентной среды. В процессе функционирования

предприятия энергетики сталкиваются с рядом проблем: старение технической базы энергопроизводства, недостаток инвестиционного капитала, низкая энергоэффективность. Решение перечисленных проблем можно достичь за счет использования эффективных организационных и экономических _ инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде.

Сложность проводимых реформ в энергетической сфере и глубина проблем развития предприятий энергетики определяют актуальность совершенс-

_ твования инструментов управления предприятиями

_ энергетики, позволяющего адаптироваться к изме-

_ няющимся условиям конкурентной среды.

_ Объектом исследования являются предприятия

_ энергетики, занимающиеся производством и сбы-

_ том электроэнергии.

_ Предметом исследования являются организаци-

_ онно-экономические отношения, возникающие в

_ процессе управления предприятиями энергетики в

_ конкурентной среде.

_ Цель статьи - раскрытие теоретических положений

_ и методологических рекомендаций по развитию

_ инструментов управления предприятиями энерге-

_ тики в конкурентной среде.

_ Основные результаты исследования, представлен_ ные в статье и обладающие научной новизной:

_ предложена классификация инструментов управле-

_ ния предприятиями, сформулированы особенности

развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, определены основные организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Предлагаемые организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде дополняют сформированные рыночные механизмы, стимулируют процессы самоорганизации, согласовывают интересы различных предприятий энергетики.

Классификация инструментов управления предприятиями

С использованием метода монографического исследования проанализированы основные труды ученых, посвященных развитию инструментов управления предприятием [4, 7, 9, 10, 13, 15, 16]. По итогу исследования сделан вывод, что под инструментами управления предприятием понимается совокупность приемов, способов, применяемых для достижения цели, обеспечивающих процесс закономерного изменения внутренней среды предприятия, перехода из одного состояния в другое, более совершенное (переход от прежнего качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему).

Анализ теории и практики управления предприятием показывают, что в современных условиях спектр инструментов управления предприятием постоянно расширяется, что вызвано необходимостью повышения эффективности управления предприятием в условиях конкурентной среды. Для более глубокого понимания сущности и многообразия инструментов управления предприятием авторами проведена их классификация по различным признакам (см. табл. 1).

По итогу анализа использования и тенденций развития инструментов управления предприятиями в конкурентной среде авторами сделаны следующие основные выводы:

- инструменты управления предприятиями в современных условиях могут носить инновационный характер, использование которых приводит к существенному росту результативности деятельности предприятия;

...в современных условиях спектр инструментов

управления_

предприятием

постоянно_

расширяется, что вызвано необходимостью

повышения_

эффективности

управления_

предприятием...

Таблица 1

Классификация инструментов управления предприятием

№ Признак классификации Виды инструментов управления предприятием

1 По содержанию управления - инструменты стратегического управления (стратегический анализ, стратегическое планирование, организация выбора и реализации стратегии,стратегический контроль); - инструменты оперативного управления (бюджетирование, оперативное планирование, оперативный контроль, учет и отчетность)

2 По объектам управления - инструменты управления маркетингом; - инструменты управления производством; - инструменты управления логистикой; - инструменты управления персоналом; - инструменты управления инвестициями; - инструменты управления финансами; - инструменты управления инновациями

3 По функциональному назначению - инструменты анализа; - инструменты прогнозирования; - инструменты планирования; - инструменты организации; - инструменты координации; - инструменты учета; - инструменты контроля и оценки

4 По научным подходам к управлению предприятием - система управления предприятием (системный подход); - бизнес-процессы управления предприятием (процессный подход); - системы методов, инструментов и приемов управления предприятием, адаптированных к условиям конкретной ситуации (ситуационный подход)

5 По конечной цели использования инструментов управления - инструменты антикризисного управления; - инструменты управления изменениями; - инструменты адаптивного управления; - инструменты стратегического управления; - инструменты проектного управления; - инструменты финансового инжиниринга; - инструменты логистики; - инструменты имидж-менеджмента; - инструменты бенчмаркетинга; - инструменты бережливого производства; - инструменты управления качеством; - инструменты организационного проектирования; - инструменты слияния и поглощения

6 По способам управленческого воздействия - административные инструменты управления; - экономические инструменты управления; - социальные инструменты управления; - психологические инструменты управления; - смешанные инструменты управления

Окончание таблицы

№ Признак классификации Виды инструментов управления предприятием

7 По достижению стратегических целей - основные инструменты управления (оперативно-производственное планирование, организация производства, контроль качества и надежности); - административные инструменты управления (маркетинг, прогнозирование, стратегическое планирование, бизнес-планирование, реинжиниринг, бухгалтерский учет, анализ финансового состояния); - вспомогательные инструменты управления (управление человеческими ресурсами, управление информационными ресурсами, экологический менеджмент, бюджетирование, управление инвестициями и инновациями, управление финансами)

8 В зависимости от модели управления - инструменты процессно-ориентированного управления предприятием; - инструменты функционально-ориентированного управления предприятием

- инструменты управления могут рассматриваться как рыночный товар, используемый консультационными фирмами, бизнес-школами и учебными центрами;

- инструменты управления предприятием в конкурентной среде, как правило, ограничивают вмешательство государства в деятельность экономических субъектов;

- вмешательство государства в деятельность экономических субъектов замещается в конкурентной среде созданием саморегулируемых организаций, производственных объединений и других общественных организаций;

- в условиях конкуренции и развития рыночных отношений административные инструменты управления предприятием заменяются на экономические инструменты управления;

- инструменты управления предприятием в условиях конкурентной среды носят адаптивный характер, т.к. конкуренция на рынке вызывает динамику внешней среды, под воздействия которой предприятию необходимо приспосабливаться, обеспечивать устойчивое и результативное развитие. Возрастающая сложность современной экономической среды связана с неопределенностью ситуации, быстро меняющей конъюнктурой конкурентного рынка, в результате чего, по мнению авторов, становится важным аспектом современная адаптация предприятия к параметрам конкурентной

...конкуренция_

на рынке вызывает

динамику внешней_

среды, под_

воздействия которой

предприятию_

необходимо_

приспосабливаться,

обеспечивать_

устойчивое_

и результативное_

развитие

среды путем использования соответствующих инструментов управления.

I упр ш

вырабс

_ м

нтт м

.становится

важным аспектом

современная

адаптация

предприятия

к параметрам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответствующих

_инструментов

_управления

Особенности развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде

Проблемы развития и управления предприятиями энергетики, отраслевые особенности их функционирования раскрываются в публикациях Самсонова В.С., Вяткина М.А., Гительмана Л.Д., Рат-никова Б.Е., Хаджимуратовой М.И., Дамбаевой Е.Ж., Козловского Д.А. и др. авторов [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14]. На основе обобщение теоретико-методологических аспектов управления и практики развития предприятий энергетики сформулированы следующие особенности развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде:

Инструменты управления предприятиями энер-обеспечивают успешное развитие предпри-при следующих технологических особеннос-функционирования: одномоментность процесса выработки и потребление электроэнергии, невозможность хранить электроэнергию; необходимость бесперебойного энергоснабжения потребителей; ависимость объемов производства энергии исключительно от потребителей и невозможность наращивать объемы производства по желанию и инициативе энергетиков.

2. Инструменты управления предприятиями энергетики обеспечивают успешное оперативное и диспетчерское управления предприятиями энергетики: оценивают часовые и годовые объемы производства электроэнергии; планируют потребление электроэнергии на каждый час и на каждые сутки в течение года.

3. Инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде создают дополнительную потребительскую стоимость для электроэнергии, произведенной с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, произведенной с помощью высокого технологического оборудования. Создание дополнительной потребительской стоимости необходимо для решения проблемы, возникающей в результате того, что электроэнергия одинакового качества

/Ш-

и одинаковой потребительской стоимости может производиться на предприятиях с различным технологическим уровнем: атомные станции, гидроэлектростанции, возобновляемые источники энергии и т.д.

4. Развитие инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде основано на многомерности процесса управления, которое включает в себя: сочетание двух конкурентных ситуаций - монополизма и конкуренции; сочетание управления на уровне отрасли и управления на уровне региона; многообразием видов деятельности участников рынка по формированию и распределению энергоресурсов (производство, транспортировка, распределение, сбыт, потребление).

5. Инструменты управления предприятиями энергетики позволяют активизировать позицию потребителя в отношении снижения потребления электроэнергии: повышения энергоэффективности потребления электроэнергии, проведения энергоаудита, формирование стратегии поведения на электроэнергетическом рынке, направленной на минимизацию стоимости энергоресурсов, установки и эксплуатации малых источников энергии.

6. Инструменты управления предприятиями обеспечивают согласованное развитие всех предприятий энергетики, которые создают единую технологическую цепочку по производству, транспортировке, распределения и потребления электроэнергии, т.к. потеря устойчивости одного предприятия энергетики ведет к снижению надежности электроснабжения потребителей.

7. Инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде носят двухсторонний характер. С одной стороны, инструменты управления предприятиями энергетики обеспечивают адаптацию деятельности предприятия под изменения конкурентной среды на электроэнергетическом рынке; с другой стороны, инструменты управления предприятиями энергетики позволяют предприятию занимать активную позицию на электроэнергетическом рынке и оказывать воздействия на конкурентную среду, тем самым подстраивая ее под свои цели и задачи.

Таким образом, выявленные особенности оказывают прямое и косвенное влияние на выбор инстру-

...полностью

устранить_

государственное

управление_

и регулирование предприятий энергетики невозможно

ментов управления и результативность деятельности предприятий энергетики в конкурентной среде.

нтн о

___в организационно_экономическом

предприятием —в конкурентной среде выделяют три уровня _управления...

Основные организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде

Инструменты управления предприятием реализуются в рамках соответствующего организационно-экономического механизма управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, который представлен на рисунке.

Несмотря на реформирование электроэнергетики, разделение естественной монополии на отдельные компании, формирование конкурентного рынка электроэнергии, полностью устранить государственное управление и регулирование предприятий энергетики невозможно. Это вызвано высокой социальной и экономической значимостью пред-иятий энергетики в развитии общества, т.к. элек-оэнергия сопровождает и обеспечивает быт насе-ения, развитие предприятий, регионов и страны. В связи с этим, в организационно-экономическом механизме управления предприятием в конкурентной среде выделяют три уровня управления: наци-уровень (уровень государства), реги-уровень, локальный уровень (уровень ия) (см. рис.).

Необходимо отметить, что на каждом уровне управления выделены субъект управления, инструменты управления, объект управления, цели управления. При выборе инструментов управления на национальном и региональном уровне субъекты управления ориентируются на состояние, перспективы и тенденции развития предприятий энергетики. При выборе инструментов управления на локальном уровне субъекты управления ориентируются на действия субъектов на национальном и региональном уровне, а также на действие конкурирующих предприятий энергетики. Организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде на национальном, региональном и локальном уровне управления представлены в таблице 2.

Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики в конкурентной

российское предпринимательство,№ 15 (237)/август 2013 116

«я а £

а &

Субъект управления

(Исполнительные органы государственной власти (Роспотребнадзор,

Правительство РФ, Министерство энергетики РФ); законодательные органы государственной власти

Организационные и экономические * инструменты управления национального уровня

Объект управления

(Энергетическая безопасность страны, электроэнергетический рынок, предприятия энергетики)

Цель управления

(Обеспечение энергетической безопасности страны, развитие электроэнергетического рынка, сбалансированное и согласованное развитие предприятий энергетики, преодоление основных проблем развититя электроэнергетики)

Субъект управления

(Органы местного самоуправления; Администрация субъектов РФ; Региональная энергетическая комиссия)

Организационные и экономические

инструменты управления регионального уровня

Объект управления

(Энергетическая безопасность региона, электроэнергетический рынок, предприятия энергетики)

Цель управления

(Обеспечение энергетической безопасности региона, обеспечение благоприятных условий развития предприятий энергетики на уровне региона, сбалансированное развитие предприятий энергетики на региональном уровне)

Организационные и экономические инструменты управления локального уровня

Объект управления

(основная деятельность предприятия: выработка и сбыт электроэнергии)

Цель управления

(Достижение максимальной прибыли при оптимально возможном охвате рынка, повышение инвестиционной привлекательности предприятий энергетики, повышение энергоэффективности и модернизация технической базы энергопроизводства)

Рис. Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики в конкурентной среде

среде обеспечивает эффективное взаимодействие элементов систем управления на национальном, региональном и локальном уровне и результативное использование инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Безусловно, на каждом уровне управления эффективность инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде должна быть высока. Низкая эффективность инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде на одном из уровней управления отрицательно сказывается на эффективности управле-

Таблица 2

Инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде

Уровень управления Организационные инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде Экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде

Национальный уровень - разработка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность электроэнергетики и электроэнергетического рынка; - формирование стратегических направлений развития электроэнергетики; - разработка стратегии развития электроэнергетического рынка; - формирование требований к уровню энергетической безопасности страны и регионов; - разработка программы повышения энергоэффективности; - организация системы энергосбережения на национальном уровне; - координация планов развития субъектов электроэнергетики на национальном уровне - разработка и финансирование инвестиционной программы развития электроэнергетики; - определение направлений и предоставление в пользование федерального имущества; - предоставление гарантийного обеспечения при кредитовании; - субсидирование процентов по кредиту; - предоставление льгот по налогообложению

Региональный уровень - разработка программы развития электроэнергетики на уровне региона; - разработка региональной программы повышения энергоэффективности; - координация планов развития субъектов электроэнергетики на региональном уровне; - организация системы энергосбережения на региональном уровне - разработка и финансирование региональной инвестиционной программы развития электроэнергетики; - определение направлений и предоставление в пользование имущества субъектов РФ; - предоставление гарантийного обеспечения при кредитовании; - субсидирование процентов по кредиту; - предоставление льгот по региональным налогам

Локальный уровень - внутрикорпоративные механизмы управления компанией; - механизмы управления технологической и технической базой предприятия; - механизмы управления персоналом; - механизмы управления спросом на электроэнергию методами энергетического маркетинга; - разработка ценовой стратегии для минимизации стоимости электроэнергии; - сертификация и стандартизация электроэнергии, проведения энергоаудита, составление энергопаспорта; - внедрение концепции управления предприятием Smart Grid - информационные модели формирования затрат и финансовых результатов; - имитационные и экономико-математические модели управления прибылью и финансовыми ресурсами; - оптимизация политики налогообложения; - установление дифференцированных тарифов; - диверсификация и освоение смежных к энергетике видов бизнеса

Г-

ния электроэнергетикой в целом, ставит под угрозу энергетическую безопасность, надежное электроснабжение потребителей.

Актуальность совершенствования инструментов управления предприятиями энергетики

Сложность проводимых реформ в энергетической сфере и глубина проблем развития предприятий энергетики определяют актуальность совершенствования инструментов управления предприятиями энергетики, позволяющего адаптироваться к изменяющимся условиям конкурентной среды. Под инструментами управления предприятием понимается совокупность приемов, способов, применяемых для достижения цели, обеспечивающих процесс закономерного изменения внутренней среды предприятия, перехода из одного состояния в другое, более совершенное (переход от прежнего качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему). Анализ теории и практики управления предприятием показывают, что в современных условиях спектр инструментов управления предприятием постоянно расширяется, что вызвано необходимостью повышения эффективности управления предприятием в условиях конкурентной среды. Для более глубокого понимания сущности и многообразия инструментов управления предприятием авторами проведена их классификация по различным признакам.

Выявленные в статье особенности управления предприятиями энергетики в конкурентной среде оказывают прямое и косвенное влияние на выбор инструментов управления и результативность их деятельности. К основным особенностям относится: технологические особенности производства и транспортировки электроэнергии, особенности оперативного и диспетчерского управления энергетической системой, особенности качества электроэнергии и формирования потребительской стоимости электроэнергии, многомерность процесса управления предприятиями энергетики, активизация позиции потребителя электроэнергии, формирование предприятиями энергетики единой цепочки электроснабжения потребителей, двойственный

при выборе_

инструментов_

управления_

на национальном_

и региональном уровне субъекты управления

ориентируются_

на состояние,_

перспективы и тенденции развития предприятий энергетики_

организационно-

экономическии

предприятиями _энергетики

I конкурентной эффективное

взаимодействие

элементов систем _управления...

I упр I

ПР

нтн и

характер адаптивности инструментов управления предприятиями энергетики.

Инструменты управления предприятиями реализуются в рамках организационно-экономического механизма управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, в котором выделяют три уровня управления: национальный уровень, региональный уровень, локальный уровень. На каждом уровне управления выделяют свои организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, эффективность которых на каждом уровне должна быть высока. Низкая эффективность инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде на одном из уровней управления отрицательно сказывается на эффективности управления элек-оэнергетикой в целом, ставит под угрозу энер-тическую безопасность, надежное электроснаб-ние потребителей.

Вывод

Представленные в статье положения направлены азвитие инструментов управления предприяти-гетики в конкурентной среде. Внедрение ктику управления предприятиями энерге-содействовать их эффективному развитию, повышению экономических показателей деятельности и инвестиционной привлекательности, решению основных проблем адаптации к новым условиям развития конкурентной среды электроэнергетического рынка.

на разв ями эн

Литература

1. Алиева Д.М. Управление устойчивым развитием региональной электроэнергетики в условиях формирования конкурентного рынка // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 7. -С. 52-56

2. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. - 256 с.

3. Гусева А.Н. Эффективность использования рыночных инструментов управления организациями сферы услуг // Инженерный вестник Дона. - 2011. -Т. 18. - № 4. - С. 298-305.

4. Дамбаева Е.Ж. Электроэнергия как специфический товар // Известия ИГЭА. - 2010. - № 2 (70). - С. 78-81.

5. Загоруйко И.Ю., Хисамова А.И. Формирование организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием электроэнергетики // Бизнес в законе. - 2012. - № 3. - С. 174-178.

6. Зотович Н.В. Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики: Дис. ... канд. экон. наук. - Ижевск, 2010. - 177 с.

7. Качура В. Методы и инструментарий управления изменениями на предприятиях // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 1. - С. 200204.

8. Козловский Д.А. Управление электроэнергетикой на принципах маркетинга: Автореф. дис. . канд. экон.наук. - М., 2008. - 23 с.

9. Кузнецов С.Ю. Бизнес-интеллект как инструмент управления инновационным предприятием // Эффективное антикризисное управление. - 2012. -№ 4. - С. 79-83.

10. Магамедова Д.М., Рамазанова А.Г. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики в условиях рыносных преобразований // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2011. - Вып. 5. - С. 135-140.

11. Рябова Е.В. Формирование инструментария управления предприятием в современных экономических условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 4. -С. 307-311.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса: учеб. - М., 2001. -153 с.

13. Тихонов К.С. Государственный гарантии инвестиций в системе мер расширенного воспроизводства электроэнергетики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2007. - Т. 5. - № 4. - Ч. 3. - С. 16-23.

14. Хаджимуратова М.И. Организационно-экономический механизм функционирования и развития распределительно-сетевого комплекса региона (на примере Чеченской республики): Автореф. дис. ... канд.экон.наук. - Грозный, 2012. - 25 с.

15. Хисамова А.И., Третьякова Е.А. Прогнозирование потребления электроэнергии на основе показателей экономического развития региона // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 2. - С. 130-137.

16. Чиженко И.В. Формирование механизмов устойчивого развития экономики электроэнергетических предприятий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008. - 29 с.

Anastasia I. Hisamova

Associate Professor of Finances and Credit Department, Perm Institute of Economics and Finance

AleksandrN. Pytkin

Doctor of Economic Sci., Professor, Perm branch of the Institute of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences

Organizational and economic instruments of energy sector enterprises management instruments in a competitive environment

_Abstract

This article describes the theoretical principles and methodological recommendations for the development of management instruments by enterprises of energy in a competitive environment. The proposed organizational and economic instruments of enterprise management in a competitive environment, energy supplement market mechanism to stimulate the processes of self-organization, to coordinate the interests of different power plants.

Keywords: energy management instruments businesses, organizational and economic mechanism of energy enterprises, especially the development of energy enterprises

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.