УДК 61:005
К. К. Рогалев, А. Н. Панкратов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Архангельская областная клиническая больница
Архангельский областной центр телемедицины (АОЦТМ) при Архангельской областной клинической больнице (АОКБ) уже на протяжении 11 лет занимается внедрением телемедицинских (ТМ) технологий в систему практического здравоохранения региона с целью оказания высококвалифицированной экстренной и плановой консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) Архангельской области [1].
Для проведения ТМ-консультаций с районными больницами области приглашаются врачи АОКБ и других ведущих ЛПУ г. Архангельска, а также специалисты Северного государственного медицинского университета. В практике АОЦТМ используются методы дистанционного оказания медицинской помощи, позволяющие в режиме реального времени провести консультацию и получить рекомендации ведущих специалистов страны по лечению любого заболевания, не покидая пределов области.
Консультации в on-line режиме проводят главные специалисты центральных клиник Российской Федерации и стран Баренц-региона, благодаря чему врачи АОКБ и районных ЛПУ узнают о современных методах диагностики и лечения непосредственно от ведущих специалистов Российской Федерации и иностранных коллег.
С целью улучшения качества подготовки специалистов ЛПУ Архангельской области в работу АОЦТМ внедрен метод дистанционного обучения, позволяющий обеспечивать непрерывность послевузовского образования, а также сократить отрыв обучающегося медицинского персонала от лечебно-диагностического процесса. В настоящее время ТМ сеть Архангельской области объединяет 24 ЛПУ, при этом самая ближайшая станция находится на расстоянии 20 км от Архангельска, а самая отдаленная — на расстоянии свыше 1000 км.
Целью настоящей работы явился анализ организационных и экономических особенностей деятельности АОЦТМ за период с 2002 по 2006 г.
Материал и методы исследования. За исследуемый период времени были проанализированы годовые отчеты АОКБ, компьютерная база данных отделений больницы, а также журналы ТМ-консультаций АОЦТМ.
Статистическая обработка проводилась с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel 97 и пакета прикладных программ Statistica’ 99 Edition, Kernel release 5.5A. Для статистического анализа счетных и мерных признаков, а также для организации и формирования матриц данных и подготовки таблиц был использован модуль Basic Statistics/ Tables программы Statistica’ 99.
© К. К. Рогалев, А. Н. Панкратов, 2008
Результаты исследования. Анализ ТМ-консультаций, проведенных региональными ЛПУ с областным центром, показал, что за период 2002-2006 гг. в АОЦТМ было проведено 1363 консультации, при этом количество ТМ-консультаций увеличилось с 143 в 2002 г. до 643 в 2006 г., т. е. возросло на 77,7 %. Максимальная продолжительность одной консультации зафиксирована в 2002 г. (90 мин) при средней длительности 10-16 мин. Наибольший удельный вес консультаций, реализованных в АОЦТМ, оказался из Нарьян-Марской окружной больницы (27,0 %), Котласской городской больницы (15,2 %) и Коряжемской больницы (8,1 %). В подавляющем большинстве случаев консультации осуществлялись с окружными больницами (32 %), с городскими больницами (31 %) и центральными районными больницами (31 %), доля консультаций, проведенных с участковыми больницами, составила всего 6 %.
ТМ-консультации сокращают потребность выезда специалистов в область или необходимость транспортировки больных в областной центр, что приводит к существенному сокращению расходов на дорогостоящую санавиацию, кроме того, повышается оперативность обмена медицинской информацией в случае применения экстренных консультаций [2-4].
Необходимо отметить, что в Архангельской области телемедицинские студии (ТМС) поддерживаются в состоянии постоянной технической и организационной готовности к немедленному включению в систему и передаче данных. Поэтому все ТМ-консультации в зависимости от вида поступивших запросов от ЛПУ можно подразделить:
• на срочные, которые проводятся в экстренных случаях, когда диспетчеру после получения файла ТМ-консультации на приглашение всех специалистов отводится один час;
• на плановые, когда имеется договоренность о времени проведения консультации с конкретным специалистом;
• на повторные, которые обычно проводятся по причине недостаточной информативности сопроводительной документации или плохого качества сопроводительного дополнительного материала [5, 6].
Наибольшую часть всех консультаций за анализируемый период времени составили плановые консультации — их количество в 5-7 раз превышает общее количество срочных и повторных ТМ-консультаций.
В структуре ТМ-консультаций по профилю заболевания наиболее часто были задействованы кардиологи (25 %) и торакальные хирурги (15 %). Большую роль в проведении ТМ-консультаций играли специалисты в области цитологии (12 %) и нейрохирургии (9 %). При этом в 79 % случаев консультация проводилась одним специалистом и только в достаточно сложных клинических случаях созывались консилиумы с привлечением врачей различных специальностей.
При анализе структуры переданных изображений было выявлено, что в 43 % случаев передавались рентгеновские снимки и данные компьютерной томографии, в 20 % — фотографии пациента, в 19 % — электрокардиограммы, в 16 % — цитограммы, в 1 % — изображения с ультразвуковых сканеров и в 1 % — прочие изображения.
Наиболее часто для передачи изображений специалисты ЛПУ области используют электронную почту, в 3 раза реже — телефонные линии, очень редко изображения передаются по факсу.
С 2005 г. в АОЦТМ началась разработка собственного программного обеспечения для проведения ТМ-консультаций, что позволяет кроме стандартных задач решать проблему учета и архивирования базы данных проконсультированных больных как в АОЦТМ, так и в районных ТМС.
В начале 2006 г. в работу АОТЦМ внедрен метод дистанционного обучения (ДО) медицинского персонала через сеть Интернет. Во время проведения лекции специалисты
районных ЛПУ имеют возможность просмотра слайдов с одновременным комментарием лектора. При организации ТМ-конференций организуется чат, где слушатели задают вопросы непосредственно в ходе лекции и в реальном времени получают на них ответы. В 2006 г. было проведено 55 сеансов ДО, в которых приняли участие 315 специалистов из 13 ЛПУ Архангельской области. Кроме того, за период с 2002 по 2006 г. АОЦТМ реализовано 106 сеансов видеоконференционной связи с ведущими клиниками России, Норвегии и Швеции.
Возможность организации и проведения ДО медицинского персонала ЛПУ Архангельской области с использованием ТМ-технологий играет важную роль в повышении качества медицинской помощи населению региона.
Нами было проведено сравнение финансовых затрат, связанных с проведением ТМ-конференции, с альтернативным очным осуществлением подобной конференции на базе АОКБ. При этом затраты, теоретически равные или незначительно влияющие на конечный результат (оплата услуг лектора, аренда зала и пр.), в расчет не принимались. В табл. 1 представлены затраты, связанные с организацией ТМ-конференции (расходы на услуги связи, амортизацию оборудования, а также на зарплату персонала передающей и принимающей сторон). В табл. 2 приведены возможные затраты ЛПУ при командировании своих специалистов на подобную очную конференцию.
Таблица 1
Результаты расчета затрат, связанных с организацией дистанционного ТМ-курса
Виды затрат Колич. часов Стоимость 1 Мб/1 ч, руб. Колич. Мб/ч Итого стомость, руб.
Затраты на услуги связи скоростной Интернет 4 2,40 8,9 85,70
модемный Интернет 3 30,00 2,5 225,00
Амортизация оборудования ТМ-студии (ПК, монитор, проектор, экран, модем) 7 2,10 2,5 36,80
Зарплата персонала ТМ-студии 7 31,80 2,5 557,40
Амортизация оборудования ТМ-центра (ПК, монитор, модем) - 267,10 - -
Зарплата персонала ТМ-центра 1 31,80 12 382,20
Итого 1 287,30 руб.
Таблица 2
Результаты расчета затрат, связанных с командировочными и транспортными расходами при очной форме проведения конференции, руб.
Лечебно-профилактическое учреждение Колич. слушателей Стоимость проезда (туда/обратно) 1 человека Командировочные на 1 человека Итого стоимость
1 2 3 4 5
МУЗ «Котласская центральная городская больница» 8 3 000,00 650,00 29 200,00
МУЗ «Вельская центральная районная больница» 13 2 500,00 650,00 40 950,00
1 2 з 4 5
ОГУ «Ненецкая окружная больница» 6 6 000,00 650,00 39 900,00
МУЗ «Онежская центральная районная больница» 10 1 600,00 650,00 22 500,00
МУЗ «Устьянская центральная районная больница» 4 2 500,00 650,00 12 600,00
МУЗ «Яренская центральная районная больница» 13 4 400,00 650,00 65 650,00
«Шеговарская амбулатория», филиал МУЗ «Шенкурская ЦРБ» 10 2 300,00 650,00 29 500,00
Итого 240 300,00 руб.
По результатам представленных расчетов было установлено, что стоимость очной однодневной конференции в сотни раз выше стоимости альтернативной ТМ-конферен-ции. Таким образом, развитие ТМ-технологий, с учетом обширной и труднодоступной территории Архангельской области, может принести дополнительную экономию и создать предпосылки для наиболее рационального и эффективного использования финансовых средств ЛПУ региона.
Обсуждение результатов. С целью приближения специализированной медицинской помощи к этапу первичной медико-санитарной помощи, повышения ее доступности и качества, а также обеспечения возможности повышения квалификации медицинского персонала без отрыва от работы, особенно для жителей отдаленных и труднодоступных районов региона, необходимо дальнейшее развитие ТМ-технологий в Архангельской области. Такой подход позволяет существенно экономить финансовые средства и создает предпосылки для наиболее рационального и эффективного их использования для нужд ЛПУ региона.
Summary
Rogalev K. K., Pankratov A. N. Telemedicina Center of Arkhangelsk regional clinical hospital: Organizational and economical aspects of work.
The telemedicine net of the Archangelsk region has been functioning for 11 years. It consists of 24 telemedicine studios Some of them are located in remote and hard-to-reach districts of the region. Telemedicine Center activity for 2002-2006 was analyzed in the article. During these 5 years 1363 urgent and repeated consultations for the medical care institutions of the Arkhangelsk region were carried out. 55 courses of distance training in the Internet with 315 auditors from 13 medical care institutions of the Arkhangelsk region were organized. 106 sessions of videoconference distance training with hospitals of Russia, Norway and Sweden were realized. In the article economic effectiveness of telemedicine technology usage was shown. For the purpose of access to the qualified medical aids for the residents of remote districts of the region, improvement of its quality and accessibility it is essential to develop telemedicine technologies, providing possibility of distance diagnostics, analyses of examination data, diacrisis specification and distance training of medical workers without isolation from work.
Key words: telemedicina, telemedicina consultation, distance training.
Литература
1. Панкратов А.Н., Рогалев К.К. Телемедицина в Архангельской области // Укр. журн. телемед. мед. телемат. 2007. Т. 5. № 2. С. 216 -217.
2. Беляков В.К. Медико-социальные перспективы развития телемедицины в России // Проблемы управления здравоохранением. 2006. № 2. С. 31-34.
3. Медведев О.С. Компьютерные технологии в медицинском образовании // Компьютерные технологии в медицине. 1996. № 1. С. 28 -32.
4. Медведев О.С., Кербиков О.Б. Телемедицина: технология будущего или возможность повысить уровень медицинского обслуживания уже сегодня // Там же. 1997. № 2. С. 88 - 89.
5. О повышении доступности и качества медицинской помощи // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2006. № 2. С. 19 -20.
6. Романенко В.А., Шаров В.Б. Дистанционные технологии в дополнительном образовании медицинских работников // Врач и информационные технологии. 2005. № 3. С. 63 - 64.
Статья принята к печати 16 апреля 2008 г.